Гипноз Дэвида Гроува в работе с глубинной травмой. Психокартография. Трансформация личности клиента через изменение
Заказать уникальную дипломную работу- 74 74 страницы
- 39 + 39 источников
- Добавлена 15.09.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
2. Теоретическая часть 5
2.1. Гипноз Дэвида Гроува: основные принципы и методики 5
2.1.1. Понятие гипноза: исторический аспект и современные подходы 5
2.1.2. Гипноз Дэвида Гроува: основные принципы и техника 8
2.1.3. Гипноз как инструмент работы с глубинной травмой 12
2.2 . Глубинная травма: понятие, типы, последствия 15
2.3 . Психокартография: сущность и применение в терапии 18
2.3.1. Определение и принципы психокартографии 18
2.3.2. Роль психокартографии в процессе терапии 20
2.3.3.Примеры применения психокартографии в работе с клиентами 24
2.4 Трансформация личности через изменение психического ландшафта 26
2.4.1. Понятие психического ландшафта и его структура 26
2.4.2. Влияние глубинной травмы на личность клиента 30
2.4.3. Методы трансформации психического ландшафта в контексте гипноза Гроува 33
2.4.4. Практические примеры успешной трансформации 38
3. Практическая часть 43
3.1. Применение гипноза Дэвида Гроува в работе с глубинной травмой 43
3.1.1. Подготовка клиента к сеансу гипноза 43
3.1.2. Процесс проведения сеанса гипноза 44
3.1.3. Завершение сеанса и интеграция опыта 45
3.2. Разработка методик психокартографии для трансформации личности клиента 46
3.2.1. Основы психокартографии 47
3.2.2. Создание психокарт 47
3.2.3. Анализ и интерпретация психокарт 48
3.3. Кейс-стади: описание случая успешной трансформации личности через изменение психического ландшафта 50
3.3.1. Описание кейса 50
3.3.2. Применение гипноза и психокартографии 51
3.3.3. Результаты и изменения 54
4. Методологии и стратегии работы специалиста 56
4.1- Рекомендации по эффективному использованию гипноза и психокартографии в терапии 56
4.1.1. Создание безопасной терапевтической среды 56
4.1.2. Индивидуальный подход к каждому клиенту 56
4.1.3. Постоянное обучение и развитие 57
4.2- Оценка результатов и адаптация методик под конкретного клиента 58
4.2.1. Методы оценки эффективности терапии 58
4.2.2. Адаптация методик в процессе работы 59
4.2.3. Долгосрочная поддержка клиентов 60
5. Заключение 61
6. Список использованной литература 62
7.Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) 66
8.Тестовые контрольные вопросы по теме 66
Она использовала приложения для медитации, что позволило ей следовать структурированным программам.5. Практика саморазвитияАнна активно работала над своим личным развитием, что включало:⦁ Ведение дневника: Она начала записывать свои мысли и чувства каждый день, что помогало ей осознавать свои эмоциональные состояния и выявлять триггеры тревожности.⦁ Целеполагание: Анна научилась ставить перед собой небольшие, достижимые цели и отмечать свои успехи. Это способствовало её самооценке и мотивации.6. Поддержка со стороны окруженияАнна также работала над укреплением своих социальных связей:⦁ Общение с близкими: Она открылась своим друзьям о своих переживаниях, что позволило ей получить поддержку и понимание. Это общение стало важным элементом её восстановления.⦁ Создание нового окружения: Анна начала посещать группы по интересам и занятия по рисованию, что способствовало расширению её круга общения и налаживанию новых отношений.7. Итоговые результатыК концу терапии Анна достигла значительных результатов, которые кардинально изменили её жизнь:⦁ Уменьшение уровня тревожности: Анна сообщила о заметном снижении тревожности. Она научилась распознавать свои негативные мысли и заменять их на более позитивные и конструктивные установки. Теперь она могла легче справляться с повседневными стрессами без прежнего чувства безысходности.⦁ Повышение самооценки: Постепенно её самооценка значительно возросла. Анна научилась ценить свои достижения, даже если они были небольшими. Она стала более уверенной в своих силах и возможностях, что положительно сказалось на её личной и профессиональной жизни.⦁ Улучшение качества сна: После работы с техниками релаксации и медитацией, Анна смогла наладить свой сон. Она стала засыпать быстрее и спать более спокойно, что способствовало восстановлению её энергии и улучшению общего состояния.⦁ Развитие позитивных социальных связей: Благодаря открытости в общении с друзьями и новым знакомствам, Анна значительно расширила свой круг общения. Она завела новых друзей, с которыми проводила время, что помогло ей почувствовать себя менее одинокой.⦁ Активный образ жизни: Анна начала заниматься спортом, что не только улучшило её физическое состояние, но и помогло справляться с негативными эмоциями. Регулярные занятия спортом стали для неё источником радости и способствовали выработке эндорфинов, что также помогло снизить уровень стресса.⦁ Возвращение к увлечениям: Рисование, как хобби, стало для Анны мощным инструментом самовыражения и терапии. Она начала участвовать в выставках своих работ и даже организовала несколько мастер-классов, что принесло ей массу положительных эмоций и удовлетворения.⦁ Планирование будущего: Анна научилась ставить перед собой конкретные и достижимые цели, что помогло ей чувствовать себя более уверенно в будущем. Она составила план по карьерному росту и личным достижениям, что вдохновляло её на новые свершения.ЗаключениеИстория Анны является наглядным примером того, как комплексный подход к терапии, включающий гипнотерапию, психокартографию и техники саморазвития, может помочь человеку преодолеть сложные эмоциональные состояния и наладить жизнь. Она не только справилась с депрессией и тревожностью, но и научилась ценить себя и свои желания, открыв новые горизонты для самореализации и счастья.3.3.3. Результаты и измененияПосле нескольких сеансов гипноза и работы с психокартами, Анна заметила значительные изменения в своём восприятии себя и своей жизни. Она стала более осознанной в своих чувствах и начала различать моменты, когда её страхи доминируют над её мыслями. Терапевт обучил её техникам релаксации, таким как глубокое дыхание и медитация, которые она начала применять в повседневной жизни для снижения уровня тревожности.Анна также стала более открытой в общении с близкими. Она решила поговорить с друзьями о своих чувствах и переживаниях, что позволило ей получить поддержку и понимание. Это общение помогло ей наладить новые отношения и укрепить старые.К концу терапии Анна почувствовала, что её самооценка значительно возросла. Она научилась не только справляться с негативными эмоциями, но и активно работать над достижением своих целей. Анна начала заниматься спортом, что улучшило её общее состояние и настроение. Она также вернулась к хобби — рисованию, что стало для неё источником радости и самовыражения.В результате работы с терапевтом Анна смогла не только преодолеть свою депрессию и тревожность, но и изменить своё восприятие жизни в целом. Она теперь уверенно смотрит в будущее и чувствует, что может справиться с любыми трудностями, которые могут возникнуть.4. Методологии и стратегии работы специалиста4.1- Рекомендации по эффективному использованию гипноза и психокартографии в терапии4.1.1. Создание безопасной терапевтической средыСоздание безопасной терапевтической среды — это основной элемент, который способствует успешной работе с клиентами. Важно помнить, что комфорт и доверие клиента напрямую влияют на эффективность терапии.- Обеспечение конфиденциальности: Конфиденциальность — это не только юридическая обязанность, но и этический принцип. Убедитесь, что клиент понимает, что все обсуждения останутся между вами. Это может включать подписание соглашения о конфиденциальности и объяснение, как будет защищена его информация.- Уютное пространство: Оформление кабинета играет важную роль в создании комфортной атмосферы. Используйте мягкое освещение, теплые тона в интерьере и удобную мебель. Добавление растений, картин или других элементов декора может помочь создать расслабляющую обстановку.- Эмоциональная поддержка: Эмпатия и понимание со стороны терапевта помогают клиенту чувствовать себя в безопасности. Используйте активное слушание, задавайте открытые вопросы и демонстрируйте искренний интерес к переживаниям клиента.4.1.2. Индивидуальный подход к каждому клиентуКаждый клиент уникален, и его потребности могут значительно отличаться. Индивидуальный подход является основополагающим для успешной терапии.Оценка потребностей- Начальная беседа: На первой встрече уделите время для глубокого понимания истории клиента, его целей и ожиданий от терапии. Задавайте открытые вопросы о его проблемах, желаниях и предыдущем опыте в терапии.- Индивидуальные цели: Работайте вместе с клиентом над определением конкретных целей терапии. Это поможет создать четкий план работы и даст клиенту ощущение контроля над процессом.Гибкость в методах- Адаптация техник: Разные клиенты могут реагировать по-разному на одни и те же методы. Будьте готовы адаптировать свои техники в зависимости от индивидуальных предпочтений клиента.- Комбинирование методов: Используйте комбинацию различных подходов (гипноз, психокартография, когнитивно-поведенческая терапия и др.) в зависимости от того, что лучше всего подходит для конкретного клиента.Регулярная обратная связь- Обсуждение прогресса: Регулярно запрашивайте у клиента обратную связь о том, что работает, а что нет. Это поможет вам скорректировать подход и сделать сеансы более продуктивными.- Корректировка плана: Если клиент не достигает ожидаемых результатов или чувствует себя некомфортно с определенными методами, будьте готовы пересмотреть план работы и внести изменения.4.1.3. Постоянное обучение и развитиеПостоянное обучение и развитие являются важными аспектами профессиональной практики специалиста.Участие в семинарах и курсах- Обучающие программы: Регулярно проходите обучение по новым методам и техникам в области гипноза и психокартографии. Это поможет вам освоить новые подходы и расширить свои навыки.- Сертификаты и лицензии: Следите за требованиями к сертификации и лицензированию в вашей области, чтобы оставаться актуальным и соответствовать профессиональным стандартам.Чтение литературы- Научные исследования: Ознакомьтесь с последними исследованиями и публикациями в области психологии и терапии. Чтение специализированной литературы позволит вам быть в курсе новых тенденций и научных открытий.- Книги по саморазвитию: Изучайте книги, которые помогут вам развивать личные навыки, такие как управление стрессом, эмоциональный интеллект или навыки общения.Супервизия и обмен опытом- Работа с коллегами: Участвуйте в супервизиях с коллегами для обсуждения сложных случаев и обмена методами работы. Это поможет получить новые идеи и взгляды на вашу практику.- Профессиональные сообщества: Присоединяйтесь к профессиональным ассоциациям или группам, где вы сможете делиться опытом с другими специалистами и получать поддержку.4.2- Оценка результатов и адаптация методик под конкретного клиентаЭффективная терапия требует постоянной оценки результатов и гибкости в применении методик. Это позволяет специалисту адаптировать свои подходы в зависимости от потребностей и прогресса клиента.4.2.1. Методы оценки эффективности терапииОценка эффективности терапии — это ключевой процесс, который позволяет определить, насколько успешно достигаются цели, поставленные в начале работы с клиентом.- Регулярные самооценки: Попросите клиента регулярно заполнять анкеты или дневники, в которых он будет отмечать свои ощущения, изменения в настроении и прогресс по установленным целям. Это поможет вам получить обратную связь о том, как клиент воспринимает процесс терапии.- Стандартизированные инструменты: Используйте проверенные психологические тесты и опросники для измерения изменений в состоянии клиента. Например, шкалы депрессии, тревожности или стресса могут дать количественную оценку прогресса.- Целевые показатели: Установите конкретные, измеримые цели на начальном этапе терапии и периодически оценивайте их достижение. Например, если клиент пришел с проблемой социальной тревожности, можно установить цель — участвовать в определенном количестве социальных мероприятий в течение месяца.- Обсуждение прогресса: Регулярно выделяйте время для обсуждения с клиентом его ощущений от терапии и достигнутых результатов. Это может быть сделано в конце каждого сеанса или в рамках специально отведенного времени.4.2.2. Адаптация методик в процессе работыАдаптация методик — это процесс, который требует гибкости и готовности специалиста изменять свои подходы в зависимости от реакции клиента.- Мониторинг реакции клиента: Обращайте внимание на невербальные сигналы и эмоциональные реакции клиента во время сеансов. Если вы заметили, что определенные методы вызывают дискомфорт или не приносят ожидаемых результатов, будьте готовы изменить их.- Гибкость в подходах: Используйте разные терапевтические техники (например, когнитивно-поведенческую терапию, гипноз, арт-терапию) в зависимости от того, что лучше всего подходит для конкретного клиента. Не бойтесь экспериментировать с новыми методами.- Постоянная обратная связь: Запрашивайте у клиента регулярную обратную связь о том, какие методы ему нравятся или не нравятся. Это позволит вам более точно подстраивать свои подходы под его нужды.- Переосмысление целей: Если клиент сталкивается с трудностями в достижении поставленных целей, пересмотрите эти цели вместе с ним. Возможно, стоит скорректировать их на более реалистичные или изменить подход к их достижению.4.2.3. Долгосрочная поддержка клиентовДолгосрочная поддержка клиентов важна для закрепления достигнутых результатов и предотвращения рецидивов.- Планирование последующих встреч: После завершения основного курса терапии предложите клиенту планировать регулярные встречи (например, раз в месяц) для поддерживающей терапии. Это поможет ему оставаться на правильном пути и обеспечит возможность обсудить возникающие трудности.- Разработка стратегий самопомощи: Вместе с клиентом разработайте индивидуальные стратегии самопомощи, которые он сможет использовать вне сеансов. Это могут быть техники релаксации, медитации или упражнения на осознанность.- Поддержание связи: Предоставьте клиенту возможность обращаться к вам за поддержкой в случае возникновения сложных ситуаций или кризисов. Это может быть через электронную почту или мессенджеры.- Ресурсы и сообщества: Рекомендуйте клиенту ресурсы (книги, статьи, группы поддержки), которые могут помочь ему продолжать работу над собой и развиваться даже после завершения терапии.5. ЗаключениеВыпускная квалификационная работа на тему «Гипноз Дэвида Гроува в работе с глубинной травмой. Психокартография. Трансформация личности клиента через изменение психического ландшафта» представляет собой комплексный подход к изучению и применению гипнотических методов в контексте психотерапии. В ходе работы была поставлена цель — предоставить слушателям глубокие знания о методах гипноза, предложенных Дэвидом Гроувом, а также развить навыки их применения для работы с клиентами, пережившими глубокие эмоциональные травмы.В процессе исследования были определены основные задачи, которые включали изучение теоретических основ гипноза и психокартографии, ознакомление с ключевыми принципами работы с травмой через гипнотические техники, развитие практических навыков проведения сеансов гипноза, анализ успешных случаев применения гипноза в терапии травматического опыта и обсуждение этических аспектов работы с клиентами в состоянии гипноза. Эти задачи позволили создать целостное представление о гипнозе как терапевтическом инструменте и его значении в работе с глубинными травмами.Структура работы, включающая теоретические и практические разделы, обеспечила комплексный подход к обучению. Разнообразные формы организации учебного процесса — лекции, практические занятия, групповые дискуссии и индивидуальные консультации — способствовали активному вовлечению студентов в процесс обучения и лучшему усвоению материала. Это создало условия для формирования у студентов не только теоретических знаний, но и практических навыков, необходимых для их будущей профессиональной деятельности.Объем курса в 60 академических часов позволяет студентам глубоко погрузиться в изучаемую тему, что особенно важно для формирования уверенности в использовании методов гипноза в практике. Четко установленное время для изучения каждого раздела способствует эффективной организации учебного процесса и лучшему усвоению материала.Контроль знаний студентов через тестирование, выполнение практических заданий и итоговую аттестацию позволяет не только оценить их теоретические знания, но и проверить практические навыки. Это является важным аспектом подготовки будущих специалистов в области психотерапии, поскольку успешная работа с клиентами требует как теоретического понимания, так и практической компетенции.Типовая схема методических рекомендаций включает в себя основные дисциплины и ключевые вопросы тем, что способствует формированию у студентов четкого понимания целей и задач изучения гипноза и работы с глубинной травмой. В результате, представленные методические рекомендации станут ценным инструментом для студентов, стремящихся освоить теоретические и практические аспекты гипноза Дэвида Гроува.Таким образом, данная работа подчеркивает значимость гипноза как эффективного терапевтического метода в психологии и психотерапии. Применение методов Гроува в сочетании с психокартографией открывает новые горизонты для работы с глубинными травмами, что способствует не только их проработке, но и трансформации личности клиента. Это исследование может послужить основой для дальнейших исследований и практического применения гипнотических техник в различных областях психотерапии, что в конечном итоге будет способствовать улучшению качества жизни клиентов и их эмоциональному благополучию.6. Список использованной литература1. Абабков, А.А., Бизюк, А.П., Володин, Н.Н. Клиническая психология. Учебник. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/ (Дата обращения: 17.06.2024) 2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. М.: Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 250 с.3. Алехин, А.Н. Актуальные проблемы клинической психологии в условиях инновационных преобразований общества // Актуальные проблемы современного образования. 2018 – с. 45 - 504. Амбрумова, А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. – 1985. – Т. 6, № 6. – С. 107–115 5. Ахмедов Т. Практическая психотерапия: внушение, гипноз, медитация. Ростов-на-Дону: Феникс; Харьков: Торсинг, 2002. 446с.6. Бейн, Б.Н. Клиническая психология – союзник медицины. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klinicheskaya-psihologiya-soyuznik-meditsiny/viewer7. Браун Д.Ж. Психология Фрейда и постфрейдисты. - М.; Киев:, 1997. - 304 с.8. Бурлакова Н.С. Детский псисхоанализ. Школа Анны Фрейн / Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкевич. – М., 2019.- 624 с.9. Горин С. А. А вы пробовали гипноз? М.: Б. и., 1994. 191 с.10. Гроув, Дэвид Дж. и Панцер, Бэзил И. (1989) Разрешение травматических воспоминаний: метафоры и символы в психотерапии. Ирвингтон, Нью-Йорк11. David J. Grove, B. I. Pranzer. Resolving Traumatic Memories: Metaphors and Symbols in Psychotherapy, 1989 (ДэвидГроув, БейзилПанцер.Работа травмирующими воспоминаниями: метафоры и символы в психотерапии, 1989)12. Дмитриева, Н.В. Панические атаки: причины и способ коррекции // Психолого-педагогические исследования в Сибири. Омск, 2018. С. 11-15.13. Китаев-Смык Л.А. Стресс. Эмоции и соматика. М.: Издательство: Академический проект, 2020. – 461 с.14. Кляйн М., Развитие в психоанализе. — М.: «Академический проект», 2001.15. Левин П. Исцеление от травмы. М.: Весь, 2011. 128 с.16. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненныхориентаций (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2018. — 18 с.17. Лян. Е.М. Применение когнитивной гпнотерапии в лечении депрессии // Инновационные технологии в медицине: взгляд молодого специалиста. Материалы V Всероссийской научной конференции молодых специалистов, аспирантов, ординаторов. 2019. С. 140-141.18. Пинкус, Д. и Шейх, А.А. (2011). "МетафоротерапияДэвидаГроува". Воображение, познание и личность 30 (3) 259-28719. Радзиховская, О.Я. особенности работы с паническими атаками // СМАЛЬТА. 2019. № 2. С. 60-68.20. Репина, Н.В. Основы клинической психологии. Учебник. URL: http://web.krao.kg/10_psihologia/0_pdf/8.pdf(Дата обращения: 07.06.2024)21. Руженков, Д.А. Основы клинической гипнотерапии. Учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей по специальностям "Психиатрия", " Психотерапия" / Сер. Учебник. Ростов-на-Дону, 2005.22. Соловьева С.Л. Особенности работы психолога в клинике внутренних болезней // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 3. С. 176 - 18423. Тукаев, Р.Д. Эволюция гипнотерапии: методические аспекты // Вестник психотерапии. 2020. № 76 (81). С. 7-29.24. Уилсон, Кэрол (2017). Работа и жизнь Дэвида Гроува: чистый язык и новые знания. TroubadorPublishingLtd. стр. 32925. Умерова, Д.Н. Возможности гипнотерапии для восстановления когнитивных функций // Педагогика & Психология. Теория и практика. 2017. № 3 (11). С. 43-45.26. Фрейд З. «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. – М., 1994.27. Фрейд З. Неудобства культуры // Художник и фантазирование. – М., 1995. – 338 с.28. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // По ту сторону принципа удовольствия. – М., 1992.29. Фрейд З. Психоанализ детских страхов / З. Фрейд, 2012.- СПб, Азбука-классика. – 264 с.30. Фрейд З. Тотем и табу // Остроумие и его отношение к бессознательному. Страх. Тотем и табу. – Минск, 1997.31. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: новые пути в психоанализе. СПб.: Питер, 2016. 304 с.32. Чехонацкий, И.А. Гипнотерапия: подсознательный подход к лечению // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2013. Т. 3. № 2. С. 182.33. Япко, М. Гипноз для психотерапии депрессий. М.: Маркетинг: Центр психол. культуры, 2002. 247 с.34. André Green. Pourquoi Les Pulsions De Destruction Ou De Mort ?2ème Édition, 2000. – 288 р.35. .James Lawley, Penn Tompkins. Metaphors in Mind: Transformation through Symbolic Modeling, 2000 (ДжеймсЛоули, ПенниТомпклинс.Метафоры в уме: трансформация через символическое моделирование, 2000)36. Доморацкий В.А. Краткосрочные методы психотерапии, 200737. УэндиСалливан, Джуди Рэз. Чистый язык и символическое моделирование, 201138. Gina Campbell. Mining Your Client's Metaphors: A How-To Workbook on Clean Language and Symbolic Modeling, 201239. Шарапов А.О. Современные технологии психологического консультирования психотерапии: учебное пособие, 20187.Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)1. Что такое гипноз и каковы его основные принципы?2. Какова роль гипноза в психотерапии, согласно Дэвиду Гроуву?3. Опишите основные этапы работы с клиентом в состоянии гипноза.4. Что такое психокартография и как она используется в контексте гипноза?5. Каковы основные методы работы с глубинной травмой в рамках гипноза?6. Объясните концепцию «психического ландшафта» в терапии Дэвида Гроува.7. Каковы основные отличия между традиционным гипнозом и подходом Гроува?8. Какие этические аспекты необходимо учитывать при работе с клиентами в состоянии гипноза?9. Как можно использовать визуализацию в процессе гипнотерапии?10. Приведите примеры успешного применения гипноза для работы с травмой.11. Каковы возможные противопоказания для использования гипноза в терапии?12. Что такое «трансформация личности» и как она достигается через гипноз?13. Объясните, как гипноз может помочь в изменении негативных убеждений клиента.14. Какие техники могут быть использованы для выхода клиента из состояния гипноза?15. Каковы критерии оценки эффективности гипнотерапии при работе с глубинной травмой?8.Тестовые контрольные вопросы по теме1. Что такое гипноз? - A) Состояние полного сна - B) + Состояние изменённого сознания - C) Метод лечения физических заболеваний - D) Способ манипуляции сознанием2. Какова основная цель гипноза в терапии? - A) Изменение поведения - B) + Работа с подсознательными конфликтами - C) Устранение физических симптомов - D) Повышение уровня сознания3. Что такое психокартография? - A) Метод визуализации - B) + Создание ментальных карт для понимания внутреннего мира - C) Техника расслабления - D) Способ диагностики заболеваний4. Какой метод используется для работы с глубинной травмой в гипнотерапии? - A) Массаж - B) + Исследование воспоминаний - C) Ароматерапия - D) Физические упражнения5. Что такое «психический ландшафт»? - A) Физическое состояние клиента - B) + Визуальная метафора внутреннего мира клиента - C) Пространство для медитации - D) Метод анализа сновидений6. Каковы основные этапы работы с клиентом в гипнозе? - A) Подготовка, транс, работа, выход - B) + Подготовка, индукция, работа, выход - C) Оценка, лечение, восстановление - D) Исследование, диагностика, лечение7. Какой подход использует Дэвид Гроув в гипнотерапии? - A) Поведенческий - B) + Системный и интегративный - C) Психоаналитический - D) Когнитивный8. Какова роль визуализации в гипнотерапии? - A) Успокоение клиента - B) + Создание ментальных образов для работы с травмой - C) Улучшение памяти - D) Понижение тревожности9. Какие техники могут помочь выйти из состояния гипноза? - A) Физическая активность - B) + Словесные команды и обратная индукция - C) Медитация - D) Ароматерапия10. Каковы возможные противопоказания для гипноза? - A) Стрессовые ситуации - B) + Психические заболевания - C) Неврозы - D) Легкая тревожность11. Что такое «психическая травма»? - A) Легкий стресс - B) + Эмоциональная рана, влияющая на поведение человека - C) Физическая травма - D) Негативное убеждение12. Как гипноз может помочь изменить негативные убеждения? - A) С помощью медикаментов - B) + Путём работы с подсознанием - C) Через физические упражнения - D) С помощью групповой терапии13. Каковы критерии оценки эффективности гипнотерапии? - A) Устранение симптомов - B) + Изменение восприятия и поведения клиента - C) Увеличение числа сеансов - D) Применение различных техник14. Какую роль играют эмоции в гипнотерапии? - A) Они не важны - B) + Они являются ключевыми для понимания травмы - C) Они мешают процессу - D) Они только отвлекают клиента15. Какова основная задача терапевта в процессе гипноза? - A) Управление клиентом - B) + Создание безопасной и поддерживающей среды - C) Принуждение к изменениям - D) Оценка состояния клиента16. Что такое «индукция» в гипнозе? - A) Процесс выхода из транса - B) + Процесс введения клиента в состояние гипноза - C) Оценка состояния клиента - D) Работа с памятью17. Какие техники используются для создания транса? - A) Физические упражнения - B) + Словесные команды и визуализация - C) Ароматерапия - D) Музыкальная терапия18. Каково значение доверия между терапевтом и клиентом? - A) Оно незначительно - B) + Оно критически важно для успешной терапии - C) Оно влияет на стоимость сеансов - D) Оно нужно только на первом сеансе19. Какова роль метафор в гипнотерапии? - A) Они не используются - B) + Они помогают клиенту осознать свои проблемы - C) Они отвлекают внимание клиента - D) Они используются только для развлечения20. Какие изменения могут произойти после гипнотерапии? - A) Увеличение тревожности - B) + Улучшение эмоционального состояния и восприятия себя - C) Появление новых страхов - D) Ухудшение здоровья21. Какой подход к работе с травмой использует Дэвид Гроув? - A) Аналитический - B) Поведенческий - C) + Интегративный и системный - D) Когнитивный22. Какова основная цель работы с глубинной травмой? - A) Устранение симптомов - B) + Понимание корней проблемы и её интеграция - C) Создание новых привычек - D) Изменение внешних обстоятельств 23. Что такое «глубокая травма» в контексте психотерапии? - A) Поверхностные страхи - B) + Эмоциональные раны, влияющие на жизнь человека - C) Физические травмы - D) Легкие стрессовые ситуации 24. Какую роль играет самоосознание в процессе гипнотерапии? - A) Оно не важно - B) + Оно помогает клиенту понять свои проблемы лучше - C) Оно мешает процессу терапии - D) Оно нужно только в начале терапии 25. Каково значение обратной связи от клиента? - A) Она не важна - B) + Она помогает корректировать процесс терапии - C) Она нужна только на первом сеансе - D) Она влияет на стоимость сеансов 26. Что такое «гипнотический транзит»? - A) Состояние бодрствования - B) + Постепенный переход клиента в состояние транса - C) Выход из гипноза - D) Процесс саморегуляции27. Какова роль саморегуляции в гипнотерапии? - A) Она не важна - B) + Она позволяет клиенту контролировать свои эмоции и реакции - C) Она мешает процессу терапии - D) Она используется только для тренировки 28. Что такое «гипнотический язык»? - A) Язык жестов терапевта - B) Язык общения между клиентом и терапевтом - C) + Специфическая форма речи, используемая для создания транса - D) Язык, используемый только в медитации 29. Каковы основные компоненты успешного сеанса гипноза? - A) Доверие, техника, обратная связь - B) Подготовка, индукция, работа, выход - C) + Доверие, безопасность, понимание клиента - D) Эмоции, физические упражнения, релаксация 30. Какова основная задача терапевта после завершения сеанса гипноза? - A) Оценить успех сеанса - B) Принудить клиента к изменениям - C) + Обсудить переживания клиента и дать рекомендации - D) Прекратить общение с клиентом
2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. М.: Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 250 с.
3. Алехин, А.Н. Актуальные проблемы клинической психологии в условиях инновационных преобразований общества // Актуальные проблемы современного образования. 2018 – с. 45 - 50
4. Амбрумова, А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. – 1985. – Т. 6, № 6. – С. 107–115
5. Ахмедов Т. Практическая психотерапия: внушение, гипноз, медитация. Ростов-на-Дону: Феникс; Харьков: Торсинг, 2002. 446с.
6. Бейн, Б.Н. Клиническая психология – союзник медицины. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klinicheskaya-psihologiya-soyuznik-meditsiny/viewer
7. Браун Д.Ж. Психология Фрейда и постфрейдисты. - М.; Киев:, 1997. - 304 с.
8. Бурлакова Н.С. Детский псисхоанализ. Школа Анны Фрейн / Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкевич. – М., 2019.- 624 с.
9. Горин С. А. А вы пробовали гипноз? М.: Б. и., 1994. 191 с.
10. Гроув, Дэвид Дж. и Панцер, Бэзил И. (1989) Разрешение травматических воспоминаний: метафоры и символы в психотерапии. Ирвингтон, Нью-Йорк
11. David J. Grove, B. I. Pranzer. Resolving Traumatic Memories: Metaphors and Symbols in Psychotherapy, 1989 (Дэвид Гроув, Бейзил Панцер.
Работа травмирующими воспоминаниями: метафоры и символы в психотерапии, 1989)
12. Дмитриева, Н.В. Панические атаки: причины и способ коррекции // Психолого-педагогические исследования в Сибири. Омск, 2018. С. 11-15.
13. Китаев-Смык Л.А. Стресс. Эмоции и соматика. М.: Издательство: Академический проект, 2020. – 461 с.
14. Кляйн М., Развитие в психоанализе. — М.: «Академический проект», 2001.
15. Левин П. Исцеление от травмы. М.: Весь, 2011. 128 с.
16. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненныхориентаций (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2018. — 18 с.
17. Лян. Е.М. Применение когнитивной гпнотерапии в лечении депрессии // Инновационные технологии в медицине: взгляд молодого специалиста. Материалы V Всероссийской научной конференции молодых специалистов, аспирантов, ординаторов. 2019. С. 140-141.
18. Пинкус, Д. и Шейх, А.А. (2011). "МетафоротерапияДэвида Гроува". Воображение, познание и личность 30 (3) 259-287
19. Радзиховская, О.Я. особенности работы с паническими атаками // СМАЛЬТА. 2019. № 2. С. 60-68.
20. Репина, Н.В. Основы клинической психологии. Учебник. URL: http://web.krao.kg/10_psihologia/0_pdf/8.pdf(Дата обращения: 07.06.2024)
21. Руженков, Д.А. Основы клинической гипнотерапии. Учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей по специальностям "Психиатрия", " Психотерапия" / Сер. Учебник. Ростов-на-Дону, 2005.
22. Соловьева С.Л. Особенности работы психолога в клинике внутренних болезней // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 3. С. 176 - 184
23. Тукаев, Р.Д. Эволюция гипнотерапии: методические аспекты
// Вестник психотерапии. 2020. № 76 (81). С. 7-29.
24. Уилсон, Кэрол (2017). Работа и жизнь Дэвида Гроува: чистый язык и новые знания. TroubadorPublishing Ltd. стр. 329
25. Умерова, Д.Н. Возможности гипнотерапии для восстановления когнитивных функций // Педагогика & Психология. Теория и практика. 2017. № 3 (11). С. 43-45.
26. Фрейд З. «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. – М., 1994.
27. Фрейд З. Неудобства культуры // Художник и фантазирование. – М., 1995. – 338 с.
28. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // По ту сторону принципа удовольствия. – М., 1992.
29. Фрейд З. Психоанализ детских страхов / З. Фрейд, 2012.- СПб, Азбука-классика. – 264 с.
30. Фрейд З. Тотем и табу // Остроумие и его отношение к бессознательному. Страх. Тотем и табу. – Минск, 1997.
31. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: новые пути в психоанализе. СПб.: Питер, 2016. 304 с.
32. Чехонацкий, И.А. Гипнотерапия: подсознательный подход к лечению // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2013. Т. 3. № 2. С. 182.
33. Япко, М. Гипноз для психотерапии депрессий. М.: Маркетинг: Центр психол. культуры, 2002. 247 с.
34. André Green. Pourquoi Les Pulsions De Destruction Ou De Mort ? 2ème Édition, 2000. – 288 р.
35. .James Lawley, Penn Tompkins. Metaphors in Mind: Transformation through Symbolic Modeling, 2000 (Джеймс Лоули, Пенни Томпклинс.
Метафоры в уме: трансформация через символическое моделирование, 2000)
36. Доморацкий В.А. Краткосрочные методы психотерапии, 2007
37. Уэнди Салливан, Джуди Рэз. Чистый язык и символическое моделирование, 2011
38. Gina Campbell. Mining Your Client's Metaphors: A How-To Workbook on Clean Language and Symbolic Modeling, 2012
39. Шарапов А.О. Современные технологии психологического консультирования психотерапии: учебное пособие, 2018