Особенности формирования письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 90 90 страниц
  • 61 + 61 источник
  • Добавлена 29.09.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей формирования письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития 5
1.1. Психофизиологоческая структура особенностей процесса письма и речевые предпосылки его формирования 5
1.2. Представления об основных понятиях и механизмах процесса освоения письменной речи у младших школьников в онтогенезе 14
1.3. Понятие, причины образования и виды задержки психического развития у детей младшего школьного возраста 18
Глава II. Исследование письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития 27
2.1. Цель, задачи, методы и организация констатирующего исследования 27
2.2. Характеристика экспериментальной группы 35
2.3. Анализ результатов исследования 37
Глава III. Логопедическая работа, направленная на развитие письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития 58
3.1. Цель, задачи, методы и организация логопедической работы, направленная на формирование письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития 58
3.2. Содержание логопедической работы по формированию письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития 60
Заключение 69
Список литературы 71
Приложения 78

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, констатирующий эксперимент способствовал исследованию состояния функций и операций, обеспечивающих процесс письма. ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ3.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯЦель логопедической работы: коррекция и развитие основных компонентов, обеспечивающих процесс письма у младших школьников с ЗПР.Логопедическая коррекционная работа с опорой на основные цели и задачи, указанные в Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития [39], направлена на решение следующих задач:совершенствование фонематических процессов(восприятие, представления, звуковой анализ и синтез);коррекция дефектов устной речи(звукопроизношения) и совершенствование звукоразличения, закрепление навыков на письме;развитие языковых аналитико-синтетических процессов;работа над развитием зрительных процессов (оптического восприятия), мнестических процессов; пространственных представлений; оптического анализа и синтеза;развитие устной речи;закрепление навыков в разных видах письменной продукции.Логопедическая работа планируется с учетом исследований ряда ученых Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, И.Н. Садовниковой, Е.В. Юровой, А.В. Ястребовой, С.Б. Яковлева [13, 35, 42, 54, 55, 57].Методика Л.Н. Ефименковойнаправлена на устранение нарушений устной речи. Большое внимание автор уделяет формированию лексико-грамматических обобщений и их закреплению в письменной продукции учащихся. Кроме того, ведется работа по дифференциации звуков, отличающихся одним характерным признаком (способ образования, участие голоса). Методика Г.Г. Мисаренкопредполагает коррекциюоперационально-функциональной базы формирования письменной деятельности у учащихся. Большое внимание автор уделяет развитию графомотрных навыков, нарушение которых лежит в основе моторной дисграфии.Кроме того,методика Г.Г. Мисаренко направлена на коррекциюязыкового анализа и синтеза.Методика Е.В. Юровой включает серию заданий по формированию понятий звук, слог, слово, фраза. Формирование языкового анализа и синтеза предполагает работу с символическими схемами, которые наглядно моделируют предложение, слово.С помощью схем автор рекомендует проводить анализ предложения,слоговой извуко-буквенный анализ. Схемы помогают осуществлятьдифференциацию согласных звуков,способствуют закреплению изученного материала. Первоначальные упражнения по всем направлениям включают участие зрительного анализатора. Все задания подкреплены символами (картинками, схемами), что позволяет более наглядно усвоить абстрактные обобщающие понятия. Методика С.Б. Яковлева касается коррекции аграмматическойдисграфии[55]. Данный вид нарушений письма реализуется на базе словосочетания, предложения и текста, что учитывается при создании системы тренировочных упражнений.Методика С.Б. Яковлева состоит из нескольких разделов:1 раздел – формирование операций внутреннего программирования предполагает составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью наводящих вопросов или по данному предложению, а также самостоятельный устный рассказ и передача его на письме,2 раздел – формирование внутреннего программирования отдельных высказываний включает составление высказываний из 2-3 структурных элементов,распространение простых высказываний,освоение атрибутивных, временных и причинно-следственных отношений.Эффективность коррекционной работы зависит от правильного подбора дидактического материала. Согласно современным исследованиям М.В. Тушенцовой, Т.А. Карандаевой и др. игровое обучение способствует устранению дисграфических неточностей у школьников с ЗПР, особенно при смешенных формах дисграфии[47].3.2. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯТеоретическое обоснование системы коррекционных заданий и полученные в ходе экспериментального исследования результатыпозволилиопределить содержание логопедических мероприятий, спланировать и подобрать серию упражнений по исправлению нарушений письма у младших школьников с ЗПР (Приложение 3, 4). Содержание коррекционной работы включает общие профилактические упражнения и специальные упражнения (по методике Р.И. Лалаевой, Е.А. Логиновой).Общие профилактические упражнения, представленные ниже, направлены на формирование и развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительно-пространственных представлений, внимания, памяти, правильной артикуляции звуков и их автоматизации, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. 1. Пальчиковая гимнастикаЦель: развитие мелких движений пальцев рук, обеспечивающих силу, точность, координированность графо-моторных навыков. Пальчиковые упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем одновременно обеими руками.2. Самомассаж кистей рукЦель: улучшение кровоснабжения пальцев рук, кистей.А) Самомассаж кончиков пальцев проводиться нетрадиционными способами с помощью перетирания ручки или карандаша. Движения осуществляются вперед-назад попеременно кончиками пальцев (указательный-большой, средний-большой, большой и безымянный, большой-мизинец).Б) Самомассаж внешней стороны кисти руки осуществляется при перекатывании ручки или карандаша по поверхности руки.Самомассаж выполняется от5 до 7 повторов.3. Обводки, штриховки, работа с ножницами, работа с трафаретом.Цель: развитие графических навыков, точности выполнения при зрительном контроле. Контроль предполагает однообразие и однонаправленность линий, безотрывочность обводки.4. Правильная посадка.Цель: укрепление мышц спины, обеспечение удобной позы при письме.Контролируется положение тела при сидении за столом.5. Правильное расположение тетради.Цель: обеспечение правильной посадки, снятие напряжения. Обращается внимание на соблюдение правильного угла наклона тетради.6. Умение правильно держать ручку.Цель: выработка правильного захвата, необходимого для обеспечения точности нажима.7. Ориентирование в схеме собственного тела и пространстве, на листе бумаги.Цель: подготовка к восприятию образа буквы.8. Рядоговорение, автоматизированные ряды (время года, дни недели)Цель: развитие способности к запоминанию.9. Моделирование букв из палочек, пластилина, вырезывание букв из бумаги.Написание букв в воздухе.Цель: развитие зрительногопраксиса, зрительных представлений.10. Дидактическая игра «Подвижная мушка»Цель: развитие зрительно-пространственногопраксиса11. Дидактическая игра «Найди букву»Цель: формирование зрительно-буквенногогнозисаВарианты игры: нахождение букв в геометрических предметах, фигурах, в текстах, в вариантах наложения друг на друга.12. Дидактическая игра «Реконструкция буквы»Цель: развитие буквенногогнозиса.13. Дидактическая игра «Что изменилось?», «Что пропало?»Цель: развитие оптического восприятия.14. Дидактическая игра «Повтори ряд предметов(букв)Цель: увеличение объема оптической памяти.15. Дидактическая игра «Допиши букву» (буквы с недостающими элементами или одной половиной букв), «Узнай букву» (буквы перевернутые, наложенные друг на друга, записанные разными шрифтами), «Домысливание букв» по недостающему элементу или половины букв.Цель: развитие зрительных аналитико-синтетических функций.16. Письмо смешиваемых букв под диктовку.Цель: развитие зрительного контроля, восприятия, представлений.Кроме того, уделяется большое внимание коррекции нарушений звукопроизношения. Работа проводиться по традиционной методике в следующей последовательности:– подготовка артикуляционного аппарата;– автоматизация поставленного звука в слогах в общепринятой очередности структуры слога;в словах различной звуко-слоговой наполняемости;в словосочетаниях, в предложениях различной грамматической сложности; в связной речи;– различение смешиваемых звуков в устной речи в той же последовательности, в которой проводится автоматизация.1. Постановка звукаЦель: формирование артикуляционных укладов.2. Автоматизация звука«Повтори слоги»Цель: повторение слоговых рядов с заданным звуком«Наоборот»Цель: автоматизация вызванного звука в прямых и обратных слогах«Продолжи ряд»Цель: автоматизация звука в слоговых рядах, состоящих из одинаковых слогов (ца-ца-ца-ца-…), разных чередующихся слогов (са-сы-са-сы-са-…)«Отгадай загадку»Цель: образование слов на заданный слог«Назови картинку»Цель: правильное называние предмета«Подбери рифму»Цель: закрепление вызванного звука в середине слова (са-са – лиса, коса, роса)«Соревнование»Цель: активизация активного словаря с заданным звуком «Подбери словечко»Цель: подбор слова с заданным звуком и подходящим по содержанию фразы (В ферме живет … лошадь.)«Вспомни слово»Цель: закрепление правильного произношения звука в словах на основе фонематических представлений.«Подбери слово к схеме»Цель: развитие слогового анализа и синтеза, работа над произношением.«Один – много»Цель:образование новых форм слов, понимание категории числа, закрепление правильного произношения звуков.«Жадина»Цель: закрепление навыков согласования местоимений (мой, моя, мое, мои) с существительными.«Что на картинке?»Цель: составление фразы по сюжетной картинке, закрепление произношения в предложении.3. Различение звуков«Какой флажок»Цель: дифференциация звуков в разнообразном речевом материале. Инструкция: подними синий флажок, когда услышишь звук [С], желтый – звук [Ш]«Скажи наоборот»Цель: дифференциация звуковИнструкция: замени звук [С] на звук [З], назови новое слово (суп – зуб, коса – коза, лиса – Лиза, сыпь – зыбь)«В магазине «Овощи-фрукты»Цель: различение звуков [С], [Ц] в словах в разной позиции.Инструкция: в синюю корзинку положи овощи или фрукты со звуком [С], в желтую со звуком [Ц]. Предметные картинки: салат, слива, персик, абрикос, капуста, редис, огурец, перец. «Картинки для Сани и Шуры»Цель: дифференциация звуков [С], [Ш].Инструкция: раздай игрушки со звуком [С] Сани, а игрушки со звуком [Ш] Шуре. Предметные картинки игрушек: самолет, самосвал, совок, мишка, машинка, шарик.4. Закрепление правильного произношения звуков в связной речи.Упражнения, направленные на формирование и развитие фонематического восприятия и различения, звуко-слогового анализа и синтеза, предусматривает овладение учащимися следующими умениями:выделение звука в звуковом, слоговом и словесном ряду,вычленение звука в начальной и конечной позиции слова,определение очередности, количества и положения звука в слове относительно с другими звуками.определение числа и последовательности слогов в словах, делить слова на сегменты (слоги) и составлять слово из слогов,выделение звуков (гласных и согласных) в словах,усвоение школьниками понятия «ударение» в слове»,определение числа и линейности слов в предложении;определение порядка заданного слова в предложении;добавление пропущенного слова в предложение;составление предложений по количеству слов;распространение фразы путем добавления второстепенных членов.1. Игра «Матрешки»Цель: развитие звуко-буквенного анализаИнструкция: найти слова, входящие в состав другого слова (крот – рот, бусы – усы, краска – каска и т.д.).2. «Составь слово»Цель: развитие буквенного синтеза.Инструкция: составить из ряда букв слова.3. «Составь новое слово»Цель: развитие буквенного анализа и синтеза.Инструкция: замени в слове подчеркнутую букву.4. «Найди одинаковые слова»Цель: развитие буквенного гнозиса, анализа Инструкция: найди в предложении одинаковые слова (Осы не любят росы)5. «Вставь пропущенную букву»Цель: развитие буквенного синтеза.6. Ребусы, шифровки.7. «Состав слово» (из слогов), «Подбор слов на заданный слог», «Продолжи слово» Цель: развитие слогового синтеза8. «Путаница»Цель: развитие анализа и синтеза слогов.Инструкция: составь слово из предложенных слогов.9. Слоговое домино, слоговые кубики.Специальные упражнения предполагают закрепление сформированных навыков на письме. Автоматизация сформированных навыков проводятся по нескольким направлениям:работа на фонетическом уровне (развитие фонематического восприятия, различения фонем, сходных по артикуляционным характеристикам, звукового анализа слов);на лексическом уровне (пополнение словаря, слоговая работа),на синтаксическом уровне (преодоление аграмматизмов в речи учащихся, построение предложений).Выводы Теоретический анализ научных разработок по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников, а также полученные результаты диагностического исследования позволили определить цели, задачи и содержание логопедической работы.Коррекционная работа строилась по методике Р.И. Лалаевой, Е.А. Логиновой и включала общие профилактические и специальные упражнения. Профилактические упражнения предполагали развитие неречевых функций (внимание, память, мелкая моторика, зрительно-пространственные представления), а также формирование правильного звукопроизношения. Специальные упражненияпроводились в устной речи с последующим закреплением сформированных навыков на письме.Таким образом, предложенные коррекционные мероприятия способствуют развитию речевых и неречевых функций и операций, участвующих в процессе письма, что особенно значимо для школьников с ЗПР.ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ теоретической литературы по теме исследования позволил рассмотреть основные понятия, расширить знания о нарушениях письменной деятельности учащихся, ее механизмах и проявлениях. Неточности письменной продукции школьников многими учеными трактуются как дисграфия, для которой характерно наличие стойких, повторяющихся ошибок, возникающих в результате недостаточной сформированностипсихических функций и операций, которые необходимы для реализации этапов письма.Для дисграфии характерно наличие специфических ошибок, особенностью которых является повторяемость и стойкость в разных видах письменной продукции. На основании теоретических данных у школьников с ЗПР процесс формирования речи, в том числе и письменной, протекает более замедлено и имеет ряд особенностей, связанных с их психофизическими способностями. С целью определения состояния письменной деятельности у учащихся младших классов с ЗПР было организовано и реализовано констатирующее исследование. Диагностические задания предполагали изучение речевых (языковой анализ и синтез) и неречевых (зрительное восприятие) психических функций, обеспечивающих процесс письма.В результате изучения научной литературы была подобрана методика констатирующего исследованияна основе методик Т.В. Ахутиной, Е.А. Логиновой, Т.А. Фотековой.Количественный и качественный анализ результатов диагностического исследования выявил особенности формирования письменной речи у младших школьников с ЗПР. У детей в письменных работах присутствуют стойкие специфические ошибки, которые обозначаются как дисграфические. В письменной продукции учащихся были выявлены неточности на уровне буквы и слога, слова и предложения. Большое количество ошибок отмечается на смешения, замены букв, неправильное их графическое написание.Наличиедисграфических ошибок при написании диктанта ипри списывании позволяют говорить о нарушениях взаимодействия деятельности разных анализаторов. Согласно классификации дисграфий, у младших школьников были выделены следующие виды: артикуляторно-фонематическая, акустическая, оптическая.Результаты исследования учитывались при планировании коррекционных мероприятий, которые включают профилактические и специальные упражнения, подобранные на основе методик Р.И. Лалаевой, Е.А. Логиновой. Профилактические упражнения способствовали развитиюграфомоторных навыков, зрительно-пространственных представлений,фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза, фонематических представлений. Специальные упражнения подбирались с учетом результатов диагностирующего исследования и предполагали закрепление умений и навыков на письме. Таким образом, проведенное исследование позволило расширить и систематизировать знания о нарушениях письменной речи, о структурных компонентах, обеспечивающих ее формирование, о состоянии неречевых (зрительного восприятия) и речевых (языковой анализ и синтез) функций у младших школьников с ЗПР, а также об особенностях их письменной деятельности. Комплексная целенаправленная коррекционная работа включает серию профилактических и специальных упражнений, направленных наисправление и развитие речевых и неречевых функций и операций, участвующих в процессе письма.Поставленные цели и задачи исследования реализованы, гипотеза подтверждена.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАксенова Л.А., Архипов Б.А., Белякова Л.И. Специальная педагогика / Л.А. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Беляков. – М.: «Академия», 2006. – 400 с.Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладениядетьми чтением и письмом. – Известия АПН РСФСР, 1955. – С.104-148.Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. – Москва : Медицина, 1975. – 447 с.Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – Москва-Воронеж, 2001. – С. 7-20.Бернштейн Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. – Москва :Медгиз, 1947. – 255 с.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. – Москва : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.Боскис Р.М., Левина Р.Е. Нарушение письма при некоторыхрасстройствах артикуляции / Р.М. Боскис. – Известия АПН РСФСР. – 1948. – С.167-191.Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – Изд. 5, испр. – Москва, 1999. – 352 с. Гвоздев А.Н.Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. – 470 с.Дети с временной задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 2006. – 224 с. Егорова Е.Е. Изучение связной речи младших школьников с задержкой психического развития / Егорова Е.Е, Курилова Т.В. // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2021. – № 4. – С. 644-649. – Электрон.журн.Елецкая О.В., Логинова Е.А. Проявления дисграфических и дизорфографических нарушений письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Практическая психология и логопедия. – 2005. – № 1. – С. 42.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся 71 начальных классов: Книга для логопедов / Л.Н. Ефименкова – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 320 с.Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин – М.: Просвещение, 2001. – 201 с.Журбина О.А. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. – М.: «Феникс», 2007. – 158 c.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2005. Коновалова А.В. Психофизиологические основы письма / А.В. Коновалова // Молодой ученый. – 2023. – № 50 (497). – С. 81-83.Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь / Сост. Н.В. Новоторцева. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.Колповская И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма / И.К. Колповская// Сборник: Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. – Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 72 с.Колповская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения / И.К. Колповская, Л.Ф. Спирова // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – Москва, 1968. – С. 166-190. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург : Гиппократ, 1995. – 224 с. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2003. – 330 с.Кузь Н.А. Диагностика и коррекция нарушений письма обучающихся с задержкой психического развития : Учеб.-метод. пособие: Министерство Просвещения Российской Федерации, Новосибирский гос. пед. ун-т / Н. А. Кузь. – Новосибирск : НГПУ, 2020. – 150 с. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 224 с.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – Москва :Владос, 2003. – 304 с.Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 15 – 27.Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. – М.: Академический Проект, 2013. – 304 c.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский – М.: «Академия», 2003. –144 с.Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина. – М.: Владос, 2001. – 311 с.Леонтьев А.А. Некоторые вопросы лингвистической теории письма / А.А. Леонтьев // Вопросы общего языкознания. – Москва , 1964.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – 392с.Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 208 с.Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования / А.Р. Лурия. - М.: Академия, 2002. – 271 с.Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основыформирования письменной речи у младших школьников / В.Я. Ляудис, И.П. Негурэ. – Москва :Международная педагогическая академия, 1994. – 150 с.Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями / Г.Г. Мисаренко. – Москва: Академия, 2004. – 336 с. Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития / Л.Г. Мустаева. – М.: Аркти, 2005. – 52 с.Насонова В.И. Анализ психофизиологических механизмов в затруднении овладения чтением и письмом у детей с задержкой психического развития / В.И. Насонова // Автореф. дисс. канд. психол. наук. – Москва, 1979. – 22 с.Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика и коррекция / Л.Г. Парамонова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2006. – 120 с.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 22 декабря 2015 г. №4 /15). Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: учебно-методическое пособие / И.В. Прищепова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006. – 285 с. Рубинштейн Р.Я. Основы общей психологии / Р.Я. Рубенштейн. – Москва: Педагогика, 1989, т. 1. – 486 с.Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / И.Н. Садовникова. – М.: АРКТИ, 2005. – 400 с.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. – Москва: ВЛАДОС, 1995. – 255 с.Скромец А.П. Крюкова И.А., Семичова И.Л., Шумилина М.В., Фомина Т.В. Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции / А.П. Скромец, И.А. Крюкова и др. // Лечащий врач. – 2011. – №5. – С. 11 – 14. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): учеб.пособие для студентов / Е.Ф. Соботович. – Москва : Классике Стиль, 2003. – 160 с.Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста / Г.Е. Сухарева – М.: Медицина, 2011. – 337 с.Тушенцова М.В. Приемы коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития / М.В. Тушенцова, Т.А. Карандаева // Молодой ученый. – 2021. – № 50 (392). – С. 561-563. – URL: https://moluch.ru/archive/392/86582/ (дата обращения: 28.08.2024).Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, А.С. Исмайлова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10. – С. 256 – 260. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников : методическое пособие / Т.А. Фотекова. – Москва : Айрис-пресс : Айрис-дидактика, 2007. – 84 с. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. – Москва : МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2000. – 299 с.Цыпина Н.Л. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Н.Л. Цыпина – М.: Просвещение, 2008. – 316 с.Щербак С.Г. Особенности навыков самостоятельной письменной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / С.Г. Щербак, М.С. Большакова // Педагогические науки. – 2020. – № 8 (77). – С. 13-16. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д.Б. Эльконин. –Москва : ИНТОР, 1998. – 112 с. Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития / Р.А. Юрова. – Москва : В. Секачев, 2005. – 64 с. Яковлев С.Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: Автореф. дис.... канд. пед. наук. – Ленинград, 1988. – 16 с.Ялпаева Н.В., Буданова А.А. Условия развития мотивации учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития / Н.В. Ялпаева, А.А. Буданова // Интегральные тенденции в медицине и образовании. – 2017. – № 2. – С. 118 – 120. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – Москва : Просвещение, 1984.Яструбинская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста. – Москва : Просвещение. 2009. – 80 с.Critchley E.M.R. Language and speech disorders: a neurophysiological approach / E.M.R. Critchley. CNSPUBLISHERS. London, 1987. 50 p.Korhonen T. Difficulties in reading and writing.[Learning Disabilities: A Neuropsychological Perspective]. Ed. Lyytinen H. & al. Helsinki, 1995. Steven G. Feifer,  Philip A. De Fina. The Neuropsychology of Written Language Disorders: Diagnosis and Intervention. School NeuropsychPrInc; First Edition, 2002. 200 p.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Материалдляисследованиязрительноговосприятиябуква) попунктирномуконтуруб) вперевернутом видев) по ее части, дописать буквуг) в зашумленных вариантахПриложение 2Образцы письменных работОшибки:замены букв по кинетическому признаку (д-б);нарушения обозначения мягкости согласных.Ошибки:замены букв по кинетическому признаку (о-а, д-б),недописывание элементов букв.Ошибки:замены букв по кинетическому признаку (т-п). Ошибки:замены букв, соответствующих звукам, сходным по акустическим признакам,отсутствие обозначений границ предложения (заглавная буква, точка).Ошибки:замены букв, соответствующих звукам, сходным по артикуляционно-акустическому признаку.Ошибки:замены букв, соответствующих звукам, сходным по артикуляционно-акустическим признакам.Приложение 3Примеры упражнений подготовительного этапаФормирование зрительных функций и операций- развитие и коррекция гностических зрительных функций:а) развитие произвольного зрительного внимания;б) развитие навыков оптического анализа и синтеза;в) развитие зрительногомнемоса. - развитие и коррекция зрительных моторных функций:а) создание оптико-пространственных представлений;б) отработка оптико-моторной координации.2. Развитие пространственных представлений предполагает:1) ориентированность в схеме собственного тела, 2) дифференциация право-лево;3) ориентировку в окружающем пространстве. 3. Развитие слухоречевой и речезрительной памяти Примерный комплекс дидактических заданий для развития и коррекции оптической памяти:1. Запомни 4-5 предметных картинок и выбери заданные среди набора 8-10 предметных картинок.2. Запомни буквы, цифры или фигуры в количестве 3-5 предметов и выбери заданные среди набора (из 8-10 предметов).3. Рассмотри последовательность букв, цифр, фигур. Разложи буквы, цифры, фигуры в заданной последовательности.4. Игра «Что пропало?»Перед ребенком лежат 5-6 игрушек или предметных картинок. Задание: рассмотри и назови игрушки или предметные картинки, закрой глаза. Педагог убирает любую игрушку или картинку, ребенок открывает глаза и отгадывает (называет) какая игрушка или картинка пропала.5. Игра «Что изменилось?» Пред ребенком лежат 4-5 игрушек или предметных картинок.Задание: рассмотри и назови игрушки или предметные картинки в предложенной последовательности.затем ребенок закрывает глаза, а педагог меняет последовательность расположения игрушек или картинок. Открой глаза и скажи, что изменилось, сделай как было. Ребенок восстанавливает заданную очередность.6. Игра «Запомни-повтори»Задание: послушай ряд слов и повтори их.7. «Сделай как я»Задание: повторить за педагогом движение. Приложение 4Упражнения по коррекции письменной речи№Наименование Описание упражненияПримерУпражнения по коррекции письменной речи на уровне буквы1.Придумать слово на предложенную логопедом букву и записать в тетрадьДетям предлагается буква [л], которая является согласным звуком, и имеет пару: твёрдый-мягкий звук. Задача учащихся придумать слова на твердый звук [л] и мягкий [л’].Твердый звук [л]: лук, лампа, луч, лупа, лампочка.Мягкий звук [л’]: любовь, лён, лирика, лебедь, лицо, леска, лиса.2.Придумать слова на предложенную логопедом букву и записать ее в разной позиции (в начале, посередине, в конце) Детям предлагается буква [т], которая является согласным звуком, и имеет пару: твёрдый-мягкий звук. Задача учащихся придумать слова на твердый звук [т] и мягкий [т’], которая будет находиться в разных позициях.Твердый звук [т]: танк, батут, бант.Мягкий звук [т’]: тигр, тётя, лапоть.3.Дописать в словах определенные звукиДетям предлагаются звуки [c] и [з], которые нужно верно сопоставить и подписать к словам без окончания.Но_ (нос)Склиро_ (склироз)Подно_ (поднос)Во_ (воз)Сеноко_ (сенокос)Уте_ (утес)Утконо_ (утконос).4.Вставить в начало слово верную букву (звук)Логопед дает детям на выбор два звука [л] и [р], которые нужно подставить в начало слов._ыба; _ука; _ абрадор (рыба, рука; лабрадор)._ак; _асточка (рак, сутки, ласточка)Упражнения по коррекции письменной речи на уровне слога1.Придумать слова на предложенный логопедом слог и записать его в разной позиции (в начале, посередине, в конце)Детям предлагаются слоги «РА», «ЛО»,«ВЕ», которые нужно записать в разных позициях.Слог «РА»: радуга, корабль, шкура. Слог «ЛО»: лоток, молоко, зло.Слог «ВЕ»: веник, забвение, зимбабве.2.Работа с таблицами (нужно вставить пропущенный слог)Детям предлагается таблицы со словами, в которых пропущены различные слоги. Задача: вставить подходящий слог в слово._кушка (РАкушка)_жка (ЛОжка)_роз (МОроз)_ер (ВЕер)_колад (ШОколад)_релка (ТАрелка).№Наименование Описание упражненияПример3.Найти лишний слог Детям необходимо в словах найти лишний слог и его вычеркнуть.Басаранка (баранка)Камыкао (какао)Мосалоко (молоко)Теплелоход (теплоход)Дозомик (домик)Которова (корова)Сопабака (собака).4.Составь новое слово по первому слогуДетям необходимо в словах выделить первый слог, и образовать от него новое слово. Ветер – веревкаСуслик – сумкаДорога – долинаСолнце – соломаМачта – магазин.Упражнения по коррекции письменной речи на уровне слова1.Выделить в словах гласные буквыДетям предоставляется список слов, в которых они должны найти и отметить карандашом все гласные буквы.Окно, молоток, молоко, корова, собака, аквариум, око, макароны, сорока, ворона.2.Разделить слова на слоги, и расставить ударениеДетям необходимо ознакомиться со списком слов, затем разделить их на слоги, и расставить ударение.Ворота: во-ро-та΄Сорока: со-ро΄-каЗвезда: зве-зда΄Со-ло΄-маОкунь: о΄-куньСторож: сто΄-рож3.Поставить в правильной последовательности дни недели, и разделить их на слогиДетям необходимо поставить в правильной последовательности дни недели, разделить их на слоги и указать их количество в каждом слове.Понедельник: по-не-дель-ник (4 слога);Вторник: втор_ник (2 слога);Среда: сре-да (2 слога);Четверг: чет-верг (2 слога);Пятница: пят-ни-ца (3 слога);Суббота:суб-бо-та (3 слога);Воскресенье: вос-кре-сень-е (4 слога).4.Выписать слова, которые не переносятся на другую строкуДетям с доски необходимо переписать в тетрадь те слова, которые не переносятся на другую строку.Сад, ловушка, кукушка, лак, краска, бумага, стул, стол, корова (ответ: сад, лак, стул, стол).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Аксенова Л.А., Архипов Б.А., Белякова Л.И. Специальная педагогика / Л.А. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Беляков. – М.: «Академия», 2006. – 400 с.
2. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. – Известия АПН РСФСР, 1955. – С.104-148.
3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. – Москва : Медицина, 1975. – 447 с.
4. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – Москва-Воронеж, 2001. – С. 7-20.
5. Бернштейн Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. – Москва : Медгиз, 1947. – 255 с.
6. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. – Москва : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
7. Боскис Р.М., Левина Р.Е. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции / Р.М. Боскис. – Известия АПН РСФСР. – 1948. – С. 167-191.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – Изд. 5, испр. – Москва, 1999. – 352 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. – 470 с.
10. Дети с временной задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 2006. – 224 с.
11. Егорова Е.Е. Изучение связной речи младших школьников с задержкой психического развития / Егорова Е.Е, Курилова Т.В. // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2021. – № 4. – С. 644-649. – Электрон. журн.
12. Елецкая О.В., Логинова Е.А. Проявления дисграфических и дизорфографических нарушений письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Практическая психология и логопедия. – 2005. – № 1. – С. 42.
13. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся 71 начальных классов: Книга для логопедов / Л.Н. Ефименкова – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 320 с.
14. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин – М.: Просвещение, 2001. – 201 с.
15. Журбина О.А. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. – М.: «Феникс», 2007. – 158 c.
16. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2005.
17. Коновалова А.В. Психофизиологические основы письма / А.В. Коновалова // Молодой ученый. – 2023. – № 50 (497). – С. 81-83.
18. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь / Сост. Н.В. Новоторцева. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
19. Колповская И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма / И.К. Колповская // Сборник: Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. – Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 72 с.
20. Колповская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения / И.К. Колповская, Л.Ф. Спирова // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – Москва, 1968. – С. 166-190.
21. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург : Гиппократ, 1995. – 224 с.
22. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2003. – 330 с.
23. Кузь Н.А. Диагностика и коррекция нарушений письма обучающихся с задержкой психического развития : Учеб.-метод. пособие: Министерство Просвещения Российской Федерации, Новосибирский гос. пед. ун-т / Н. А. Кузь. – Новосибирск : НГПУ, 2020. – 150 с.
24. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 224 с.
25. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – Москва : Владос, 2003. – 304 с.
26. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 15 – 27.
27. Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. – М.: Академический Проект, 2013. – 304 c.
28. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский – М.: «Академия», 2003. –144 с.
29. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина. – М.: Владос, 2001. – 311 с.
30. Леонтьев А.А. Некоторые вопросы лингвистической теории письма / А.А. Леонтьев // Вопросы общего языкознания. – Москва , 1964.
31. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – 392с.
32. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 208 с.
33. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования / А.Р. Лурия. - М.: Академия, 2002. – 271 с.
34. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников / В.Я. Ляудис, И.П. Негурэ. – Москва : Международная педагогическая академия, 1994. – 150 с.
35. Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями / Г.Г. Мисаренко. – Москва: Академия, 2004. – 336 с.
36. Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития / Л.Г. Мустаева. – М.: Аркти, 2005. – 52 с.
37. Насонова В.И. Анализ психофизиологических механизмов в затруднении овладения чтением и письмом у детей с задержкой психического развития / В.И. Насонова // Автореф. дисс. канд. психол. наук. – Москва, 1979. – 22 с.
38. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика и коррекция / Л.Г. Парамонова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2006. – 120 с.
39. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 22 декабря 2015 г. №4 /15).
40. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: учебно-методическое пособие / И.В. Прищепова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006. – 285 с.
41. Рубинштейн Р.Я. Основы общей психологии / Р.Я. Рубенштейн. – Москва : Педагогика, 1989, т. 1. – 486 с.
42. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / И.Н. Садовникова. – М.: АРКТИ, 2005. – 400 с.
43. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. – Москва: ВЛАДОС, 1995. – 255 с.
44. Скромец А.П. Крюкова И.А., Семичова И.Л., Шумилина М.В., Фомина Т.В. Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции / А.П. Скромец, И.А. Крюкова и др. // Лечащий врач. – 2011. – №5. – С. 11 – 14.
45. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): учеб. пособие для студентов / Е.Ф. Соботович. – Москва : Классике Стиль, 2003. – 160 с.
46. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста / Г.Е. Сухарева – М.: Медицина, 2011. – 337 с.
47. Тушенцова М.В. Приемы коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития / М.В. Тушенцова, Т.А. Карандаева // Молодой ученый. – 2021. – № 50 (392). – С. 561-563. – URL: https://moluch.ru/archive/392/86582/ (дата обращения: 28.08.2024).
48. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, А.С. Исмайлова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10. – С. 256 – 260.
49. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников : методическое пособие / Т.А. Фотекова. – Москва : Айрис-пресс : Айрис-дидактика, 2007. – 84 с.
50. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. – Москва : МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2000. – 299 с.
51. Цыпина Н.Л. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Н.Л. Цыпина – М.: Просвещение, 2008. – 316 с.
52. Щербак С.Г. Особенности навыков самостоятельной письменной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / С.Г. Щербак, М.С. Большакова // Педагогические науки. – 2020. – № 8 (77). – С. 13-16.
53. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д.Б. Эльконин. – Москва : ИНТОР, 1998. – 112 с.
54. Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития / Р.А. Юрова. – Москва : В. Секачев, 2005. – 64 с.
55. Яковлев С.Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: Автореф. дис.... канд. пед. наук. – Ленинград, 1988. – 16 с.
56. Ялпаева Н.В., Буданова А.А. Условия развития мотивации учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития / Н.В. Ялпаева, А.А. Буданова // Интегральные тенденции в медицине и образовании. – 2017. – № 2. – С. 118 – 120.
57. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – Москва : Просвещение, 1984.
58. Яструбинская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста. – Москва : Просвещение. 2009. – 80 с.
59. Critchley E.M.R. Language and speech disorders: a neurophysiological approach / E.M.R. Critchley. CNS PUBLISHERS. London, 1987. 50 p.
60. Korhonen T. Difficulties in reading and writing.
[Learning Disabilities: A Neuropsychological Perspective]. Ed. Lyytinen H. & al. Helsinki, 1995.
61. Steven G. Feifer, Philip A. De Fina. The Neuropsychology of Written Language Disorders: Diagnosis and Intervention. School Neuropsych Pr Inc; First Edition, 2002. 200 p.