Правовой статус сотрудников органов внутренних дел
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 20.09.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Характеристика правового статуса служащих органов внутренних дел……...5
1.1 Понятие правового статуса сотрудников ОВД………………………………...5
1.2 Элементы правового статуса сотрудников ОВД………………………………7
2. Социальная защита сотрудников органов внутренних дел…………………...15
2.1 Понятие, виды социальных гарантий и пенсионного обеспечения сотрудников ОВД…………………………………………………………………..15
2.2 Механизмы реализации права социального обеспечения сотрудников ОВД………………………………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной и изученной литературы 28
Для более эффективного осуществления социальных гарантий для полицейских целесообразно внести в административный регламент требование о том, чтобы сотрудники социального обеспечения МВД России инициировали информирование как действующих сотрудников полиции, так и пенсионеров, а также членов их семей о социальных гарантиях и возможностях их реализации.
Для формирования современной полиции и повышения статуса правоохранительных органов необходимо создание эффективного правового механизма социальной защиты сотрудников МВД. Установление надлежащих социальных гарантий для полицейских, а также разработка правового, организационного и финансового механизмов их воплощения должны способствовать улучшению имиджа полицейской службы и обеспечению законности в административной, процессуальной и оперативной деятельности.
Ситуация с кадрами в органах внутренних дел оказывает прямое влияние на эффективность функционирования всей системы МВД России, выявляя разрыв между уровнем материального обеспечения и социальной защищенности сотрудников и их семей. В настоящее время значительно увеличились нагрузки на личный состав полиции из-за роста преступности и внутренних конфликтов, что привело к ослаблению профессионального ядра, снижению статуса службы и утечке квалифицированных кадров. Привлечение высококвалифицированных специалистов в систему МВД стало сложной задачей из-за ряда факторов, включая недостатки законодательства, обеспечивающего социальные гарантии, и неэффективную практику их реализации.
До недавнего времени несовершенство законодательства, обеспечивающего социальные гарантии для сотрудников полиции, а также крайне низкая эффективность его реализации значительно усугубляли проблему социального обеспечения работников правоохранительных органов. В связи с этим, одной из ведущих задач на сегодняшний день является улучшение правовой и социальной защиты полицейских, что является важной частью социально-правовой защиты личности в России. Учитывая вышеперечисленные факторы, проведение комплексного анализа механизмов социального обеспечения сотрудников полиции выглядит крайне актуальным. Системный подход социальной политики государства, который охватывает все аспекты жизни граждан в России, предполагает необходимость оптимизации управленческих механизмов, позволяющих эффективно решать возникающие проблемы в области внутренних дел.
Социальные отношения в области внутренних дел регулируются Федеральным законом от 7 февраля 2011 года «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 года «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» и Федеральным законом от 30 ноября 2011 года «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации».
Анализ указанных законов показывает, что ключевым элементом социальной поддержки работников ОВД является их денежное вознаграждение. Заработная плата сотрудников включает: фиксированный оклад по занимаемой должности, оклад по специальному званию, составляющие денежное содержание; процентные надбавки за стаж; дополнительные надбавки за научную степень и звание; а также иные выплаты, установленные законодательством РФ, президентом, правительством и министром внутренних дел в пределах выделенных средств.
Размер денежного довольствия полицейских существенно влияет на престиж службы и укрепление законности и дисциплины. В зарубежных странах зарплата сотрудников полиции зачастую формируется так, чтобы их работа считалась престижной и позволяла представителям средних классов чувствовать себя уважительно. Таким образом, уровень оплаты труда способствует повышению социального статуса полицейских и их интеграции в общество.
Когда речь заходит о таких факторах, влияющих на служебные достижения, как государственные награды и почетные звания Российской Федерации, следует отметить, что они придают полицейскому специфический правовой статус. МВД России, можно сказать, является практически единственным федеральным органом исполнительной власти, который предоставляет денежные надбавки за такие награды и звания, полученные сотрудниками полиции.
Данный особый статус предполагает наличие государственного страхования жизни и здоровья полицейского. Это страхование предназначено для обеспечения необходимых компенсаций как самому сотруднику, так и его семье в случае наступления страхового случая. Выплаты по страховке позволяют полицейскому пройти полноценную реабилитацию и восстановление для того, чтобы он мог вернуться к своим служебным обязанностям. В случае смерти сотрудника полиции государственное страхование выступает в качестве финансовой поддержки, что в определенной степени помогает его родственникам справиться с утратой.
В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, как и в других государственных структурах, сложилась сложная ситуация с обеспечением жильем сотрудников. Для устранения жилищных трудностей в МВД России необходимо внедрить механизм, позволяющий Министерству внутренних дел компенсировать ипотечные кредиты полицейских, которые продемонстрировали высокие результаты в служебной деятельности и проработали в органах внутренних дел не менее 15 лет. Эти кредиты могут быть получены на приобретение имущества или на образовательные нужды.
Каждый полицейский вправе рассчитывать на защиту здоровья и получение медицинской помощи. Гражданам предоставляется бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, финансируемая за счет бюджета, страховых взносов и других доходов. Под медицинским обслуживанием подразумевается оказание медицинской помощи гражданам, имеющим право на лечение в учреждениях МВД России, в соответствии с действующим законодательством.
С целью защиты здоровья сотрудников полиции и обеспечения их права на медицинское обслуживание в системе МВД России были созданы различные учреждения, такие как поликлиники, госпитали, санатории и дома отдыха, где предоставляется разнообразная медицинская помощь. Однако, несмотря на наличие этой широкой системы, сотрудники органов внутренних дел и их семьи, к сожалению, не всегда могут оперативно воспользоваться предоставленными гарантиями. Я считаю, что необходимо упростить процесс получения медицинской помощи, чтобы она была доступна каждому сотруднику и члену его семьи.
На сегодняшний день также стоит проблема обеспечения детей сотрудников полиции местами в общеобразовательных и дошкольных учреждениях по месту жительства, а также в летних оздоровительных лагерях, независимо от их форм собственности. Реализация этого положения практически невозможна без выполнения предписаний Федерального закона от 7 февраля 2011 года «О полиции» со стороны местных властей, служб социальной защиты и управлений образовательных учреждений. Для успешной реализации данного закона следует выделить дополнительные финансовые средства из бюджета МВД России.
В списке основных социальных гарантий, предоставленных государством для сотрудников правоохранительных органов, рассматриваемые меры поддержки должны способствовать добросовестному выполнению полицейскими своих обязанностей по защите прав и свобод граждан, а также поддержанию общественного порядка.
В заключение следует подчеркнуть, что Министерством внутренних дел Российской Федерации активно ведется работа по обновлению правовой базы, касающейся социальной защиты полицейских. Ведомством разработан и реализуется ряд нормативных актов, направленных на повышение уровня социальной защищенности сотрудников полиции, ветеранов и пенсионеров МВД, а также их семей. Тем не менее, существует необходимость в модернизации механизма социальной защиты, чтобы помощь предоставлялась максимально быстро и точно. Также важно создать условия, при которых сами полицейские и их трудоспособные родственники могли бы эффективно справляться с социальными, организационными и другими бытовыми задачами.
Заключение
Служители внутренних дел представлены как государственные служащие, чья профессиональная деятельность заключается в защите граждан, поддержании порядка и обеспечении общественной безопасности. Из-за специфики своих задач они имеют особый статус и полномочия, направленные на защиту жизни, здоровья, прав и имущества граждан.
Сотрудники правоохранительных органов, ежедневно подвергаясь риску, должны иметь возможность рассчитывать на достойный уровень жизни, который обеспечит им не только выполнение служебных обязанностей, но и возможность самореализации как личности.
Исполнение государственных задач, поставленных перед органами внутренних дел, становится затруднительным, если каждый сотрудник не будет уверен, что государство обеспечивает надежную защиту его прав и свобод, как человека и гражданина, а также как представителя власти, занимающегося опасной и сложной работой. Личный состав органов внутренних дел требует особой и надежной государственной защиты, которая должна быть определена на законодательном уровне.
Проблематика социальной политики в отношении работников правоохранительных органов отражается на уровне их социальной защиты. Законодательством предоставлен определённый набор льгот и возмещений, который формирует правовые основы для реализации государственных гарантий защиты прав и интересов сотрудников внутренних дел. Их работа сопровождается высоким уровнем риска для здоровья и жизни, что делает их уязвимыми перед преступными посягательствами. В связи с этим, социальная защищенность работников подразумевает необходимость создания условий, способствующих их нормальному функционированию.
Список использованной и изученной литературы
I Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993) (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)(действующая редакция от 05.04.2016).
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016).
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ « О полиции» (принят ГД ФС РФ 28.01.2011)(действующая редакция от 13.07.2015).
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (действующая редакция от 13.07.2015).
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (редакция от 01.01.2016 N 317-ФЗ).
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (редакция от 23.11.2015, с изм. от 14.12.2015).
Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ред. от 04.11.2014, с изм. от 14.01.2016).
II Специальная литература
Берекашвили Л.Ш., Игнатов В. П. «Обеспечение прав и свобод человека правоохранительными органами Российской Федерации»И:Щит-М, 2009 г.
Костенников М. В., Куракин А. В. Научно-практический комментарий к главе 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. "О полиции" / Под ред. И. Л. Трунова. М., 2012.
Костенников М.В., Куракин А.В., Михайлюк П.А. Организация социальной защиты сотрудников органов внутренних дел как метод обеспечения законности и дисциплины в системе МВД России / Актуальные проблемы обеспечения законности и противодействия коррупции в системе МВД РФ. М., 2012.
Куракин А.В., Костенников М.В. Принципы организации и деятельности российской полиции // NB: Российское полицейское право. 2013.
Матвеев С.П. Социальная защита государственных служащих: теоретические основы построения системы, практика осуществления и проблемы административно-правового регулирования: Воронеж, 2012.
Михайлюк П.А. Социальная защита сотрудников органов внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2010.
Михайлюк П.А. Приоритетные направления совершенствования социальной защиты сотрудников органов внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2011.
Рагузина О.В. Законодательство Российской Федерации о социальной защите сотрудников органов внутренних дел // Правовая культура: научный журнал. 2007.
2
1.Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993) (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2.«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)(действующая редакция от 05.04.2016).
3."Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016).
4.Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ « О полиции» (принят ГД ФС РФ 28.01.2011)(действующая редакция от 13.07.2015).
5.Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (действующая редакция от 13.07.2015).
6.Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (редакция от 01.01.2016 N 317-ФЗ).
7.Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (редакция от 23.11.2015, с изм. от 14.12.2015).
8.Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ред. от 04.11.2014, с изм. от 14.01.2016).
II Специальная литература
9.Берекашвили Л.Ш., Игнатов В. П. «Обеспечение прав и свобод человека правоохранительными органами Российской Федерации»И:Щит-М, 2009 г.
10.Костенников М. В., Куракин А. В. Научно-практический комментарий к главе 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. "О полиции" / Под ред. И. Л. Трунова. М., 2012.
11.Костенников М.В., Куракин А.В., Михайлюк П.А. Организация социальной защиты сотрудников органов внутренних дел как метод обеспечения законности и дисциплины в системе МВД России / Актуальные проблемы обеспечения законности и противодействия коррупции в системе МВД РФ. М., 2012.
12.Куракин А.В., Костенников М.В. Принципы организации и деятельности российской полиции // NB: Российское полицейское право. 2013.
13.Матвеев С.П. Социальная защита государственных служащих: теоретические основы построения системы, практика осуществления и проблемы административно-правового регулирования: Воронеж, 2012.
14.Михайлюк П.А. Социальная защита сотрудников органов внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2010.
15.Михайлюк П.А. Приоритетные направления совершенствования социальной защиты сотрудников органов внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2011.
16.Рагузина О.В. Законодательство Российской Федерации о социальной защите сотрудников органов внутренних дел // Правовая культура: научный журнал. 2007.