Референдум в Российской Федерации (понятие, виды)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 28 28 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 12.10.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О РЕФЕРЕНДУМЕ 5
1.1 История становления института референдума 5
1.2 Понятие и виды референдумов. Право граждан на участие в референдуме 9
2 РЕФЕРЕНДУМ РФ: ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ 12
2.1 Вопросы, выносимые на референдум РФ. Назначение, подготовка и проведение референдума РФ 12
2.2 Подведение итогов. Решения, принимаемые на референдуме РФ 16
3 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 11 ИЮНЯ 2003 ГОДА 10-П) 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, можно прийти к выводу, что процедура организации и проведения референдума включает в себя следующие стадии: - инициатива проведения референдума;- назначение референдума;- подготовка и проведение референдума;- подведение итогов (результатов) референдума.Анализ института референдума в России на современном этапе дает возможность прийти к выводу, что при весьма обширной нормативной базе, регулирующей процедуру проведения и организации референдумов, практическое применение этого института в реальной конституционной практике осложнено. Это связано как с наличием дефектов (коллизий и недостатков) в правовом регулировании самого исследуемого института, так и отсутствием желания властей идти на уступки и самим инициировать проведение референдума.3 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 11 ИЮНЯ 2003 ГОДА № 10-П)Конституционный Суд РФ рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Федерального конституционного закона от 27 сентября 2002 года «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации».Поводом для исследования дела выступил запрос депутатской группы Государственной Думы РФ о проверке конституционности норм, устанавливающих период, во время которого недопустимо выступать с инициативой об осуществлении референдума РФ и его проведение, а также конституционности данного ФКЗ в целом по процедуре принятия Государственной Думы РФ.В качестве основания для исследования дела выступила обнаружившаяся неопределенность в вопросе, соответствуют ли Конституции РФ нормы оспариваемого закона и имевшей место процедура его принятия.Конституционный Суд РФ установил, что согласно ч. 1 ст. 8 ФКЗ«О референдуме РФ» инициатива проведения референдума РФ принадлежит не менее чем 2 млн. граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме РФ (п. 1), а также Конституционному Собранию РФ в случаях, установленных ч. 3 ст. 135 Конституции РФ (п.2).ФКЗ от 27 сентября 2002 года «О внесении изменения и дополнения в ФКЗ«О референдуме РФ» статья 8 ФКЗ«О референдуме РФ» дополнена частью третьей следующего содержания: «Субъекты, упомянутые в пункте 1 части первой настоящей статьи, не могут выступать с инициативой о проведении референдума РФ во время избирательной кампании, которая проводится в одно время по всей территории РФ согласно решению, принятому уполномоченным федеральным органом, а также в том случае, если осуществление референдума РФ приходится на последний год компетенции Президента РФ, Государственной Думы РФ.В это же время ч. 4 ст. 12 была изложена в следующем виде: «Проведение референдума РФ не допускается во время избирательной кампании, осуществляемой в одно время по всей территории РФ в соответствии с решением уполномоченного федерального органа, либо если проведение референдума РФ приходится на последний год компетенции Президента РФ, других выборных федеральных органов власти государства». Депутаты Государственной Думы РФ, которые обратились с соответствующим запросом в Конституционный Суд РФ, считают, что данный ФКЗ, повысив период, в течение которого не допускается инициатива об осуществлении референдума РФ, таким образом, по факту пересмотрел нормы Конституции РФ о том, что народ осуществляет собственную власть непосредственным образом, и о том, что референдум признается высшим непосредственным выражением народной власти, которые следует отнести к основам конституционного строя РФ и как таковые не подлежат пересмотру Федеральным Собранием РФ, а также несоразмерно ограничил право граждан РФ принимать участие в референдуме, что прямо противоречит Конституции РФ. Учитывая тот факт, что каждая из данных форм предназначена для достижения независимых целей, законодатель на федеральном уровне устанавливает, как время осуществления выборов, так и проведения референдума. По той причине, что одновременное проведение референдума и выборов по объективными причинам может воспрепятствовать адекватному изъявлению воли граждан и привести к снижению эффективности и той, и другой формы непосредственной власти народа, законодатель на федеральном уровне имеет право ввести регулирование, что проведение кампании, связанной с проведением референдума, не может совпадать с избирательной кампанией. Вместе с тем он должен соблюдать нормы Конституции РФ, включая принцип периодичности проведения выборов. Устанавливая условия и процедуру проведения референдума, законодатель на федеральном уровне должен строго следовать конституционным принципам института референдума в качестве одной из форм непосредственного выражения принадлежащей народу власти и не может умалять либо отменять само принадлежащее гражданам РФ право принимать участие в референдуме, вводить несоразмерные ограничения. Установленные оспариваемыми нормами периоды, во время которых референдум РФ не может быть произведен, не должны приводить к фактической отмене самого института референдума. По той причине, что законодательство РФ предназначено обеспечивать одинаковые возможности гражданского участия в проведении выборов и референдуме, то периоды, во время которых граждане имеют право осуществить независимое волеизъявление в каждой из форм, должны иметь соразмерный характер. В каждом случае изменение сроков проведения парламентских либо президентских выборов в результате тех либо других обстоятельств, в т. ч. из-за принятия новых актов законодательства о процедуре и времени проведения референдума и выборов, не должно приводить к тому, чтобы период, во время которого граждане РФ обладают возможностью выступить с инициативой о проведении референдума РФ и непосредственным образом принимать участие в нем, составлял менее половины избирательного цикла.Таким образом, Федеральный конституционный закон «О внесении изменения и дополнения в ФКЗ«О референдуме РФ» в части, предусматривающей периоды, при которых недопустимо инициирование российскими гражданами референдума РФ и его осуществление, по содержанию норм не противоречит положениям Конституции РФ, а именно статьям 3, 16, 32, 55.Принятие федерального конституционного закона, направленного на регулирование прав граждан на принятие участие в референдуме – всенародном голосовании российских граждан по наиболее важным вопросам государственного значения, установление процесса его подготовки и дальнейшего проведения, находится в ведении РФ, а не в совместном ведении РФ и ее субъектов.Установленная Конституцией РФ процедура принятия федеральных законов, в т. ч. федеральных конституционных законов (ст. 104-108), не предполагает направление соответствующего проекта закона по предметам ведения РФ субъектам РФ и дальнейшее исследование их предложений и замечаний парламентом – Федеральным Собранием РФ. Не предполагает его и Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ».Следовательно, ст. 71 и 72 Конституции РФ, вопреки утверждению заявителей, при принятии Госдумой ФКЗ «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ» нарушены не были.Исходя из вышеизложенного, Конституционный Суд РФпостановил признать этот федеральный конституционный закон не противоречащим Конституции РФ.Между тем, судья В.О. Лучин в своем особом мнении заметил, что придерживается позиции, что принятый ФКЗ противоречит положениям Конституции РФ, как по содержанию норм, так и по процедуре принятия, так как, в первую очередь, принят в ненадлежащей процедуре и, во-вторых, нарушает право российского народа на референдум и право российских граждан принимать участие в референдуме.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог всему вышеизложенному, можно прийти к следующим выводам.В статье 3 Конституции РФ отмечается, что единственным источником власти в стране является народа. За многонациональным народом признается вся полнота верховной власти, основное место отводится волеизъявлению народа. Высшим же его выражением признаются выборы и референдум.Референдум считается одним из наиболее важных средств прямой демократии. Думается, что он имеет преимущество в сравнении с представительной демократией, т.е. формой, когда желание (воля) народа облекается в форму закона.Референдум предоставляет возможность народу выразить собственную волю при помощи проведения голосования.Между тем, роль и значение референдума не стоит переоценивать. Вопросы, которые выносятся на референдум, не всегда доступны для разных оценок избирателей, они могут не учитывать всех правовых и политических последствий решения.Референдум должен проводиться при условиях гласности, справедливого опубликования разных точек зрения, широкой предварительной работы, связанной с объяснением процедуры референдума и его юридических последствий. Референдум по такому трудному вопросу, как принятие Конституции РФ, осуществляемый без обсуждения в Федеральном Собрании РФ либо в иных органах, созданных и включающих в себя представителей разных слоев населения, может принести негативный результат. Референдуму отводится особенное место в политической жизни государства, его итог отражает последующее развитие страны в ближайшие годы.Необходимо отметить, что референдум может изменить направление всей государственной политики, так как при его проведении решаются наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни (к примеру, принятие новой Конституции). Также стоит отметить, что одобрение на референдуме определенного проекта решения придает ему высшую правовую силу (как правило, считается, что более высокую, нежели закон, принятый парламентом), так как речь идет о прямой воле народа. Референдум в качестве непосредственной воли народа обладает, без всяких сомнений, преимуществом в сравнении с представительной демократией, к примеру, законодательным способом решения всех проблем, возникающих в обществе и государстве. Между тем, следует отметить, что данное преимущество не является абсолютным, о нем можно говорить только в случае соблюдения конкретных условий.1.Вопросы, который выносится на референдум, должен быть понятным для обычного избирателя. Обычно, решение, которое принимается на референдуме, это политическое решение, хоть и облекаемое в правовую форму.2.До проведения референдума его основные положения должны объяснить при помощи СМИ. Обязательно требуется указать, каких последствий желают достичь, и какие последствия возможны. При соблюдении данных условий на референдум можно вынести весьма сложный проект закона. Референдумы считаются одной из наиболее важных форм выражения мнения общества. Положительное мнение общества, сформировавшееся около принятого проекта закона либо решения, придает нормативному акту либо решению высокий авторитет, морально гарантирует и стимулирует добровольное и добросовестное его исполнение гражданами. Референдумы призваны способствовать осуществлению контрольной функции народа за деятельностью местных и высших органов представительной власти, увеличение ответственности данных органов перед гражданами. С точки зрения права референдум предполагает принадлежность законодательной власти не только государственным органам власти, но и самому народу. Эффективное применение возможностей референдума подразумевает необходимость правильного понимания и поддержания широкими категориями населения, формирования всех необходимых организационно-технических и других условий для его подготовки и последующего проведения. Колоссальным значением для эффективности референдумов обладают строгое установление и регламентированное на законодательном уровне закрепление их статуса, процедурных вопросов их проведения и процесса подведения итогов (результатов). Осуществленный в данной работе анализ института референдума, приведенные оценки и характеристики, безусловно, не считаются полными. Между тем, они выражают самые значительные признаки этого института и механизмы его реализации. Несомненно, имеется широкое поле для последующих научных исследований в данной сфере науки конституционного права.

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) О референдуме Российской Федерации // Российская газета, N 137-д, 30.06.2004
3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 08.08.2024) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // Российская газета, N 106, 15.06.2002

Научная и учебная литература:

4. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс : учебное пособие : в 2 томах. Том 1 / С. А. Авакьян. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2024. — 864 с.
5. Антоненко Ю.П., Калпинская О.Е. История референдумов в России // Дни науки. Сборник научных статей. -2017. - С. 166-169.
6. Арутюнян О.О. К вопросу об истории становления института референдума в России // Журнал «Общество и право». - 2008. - № 4 (22). - С. 126-128.
7. Берко А.В. К вопросу о реализации института референдума в России // История, современное состояние и перспективы инновационного развития общества. Сборник научных статей. -2021. – С. 157-159
8. Вашакидзе Г.Т. Конституционный контроль в отношении вопросов, выносимых на референдум РФ // Журнал «Закон. Право. Государство». - 2020. - № 1 (25). - С. 77-78.
9. Жмыхов Я.Р., Шевцов А.Л. Референдум как правовой институт России // Эволюция государства и права: проблемы и перспективы. Сборник научных статей. – 2020. – С.113-117
10. Закон СССР от 27 декабря 1990 г. N 1869-I О всенародном голосовании (референдуме СССР) (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 2 января 1991 г. № 1, ст. 10
11. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена II Съездом Советов Союза ССР от 31 января 1924 г.) (с изменениями и дополнениями) (утратила силу) // Юридическое Издательство Наркомюста, Москва, 1924 г.
12. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик(утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936)(ред. от 29.10.1976) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК", N 283, 06.12.1936 (утратил силу)
13. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990) // Ведомости ВС СССР, 1977, N 41, ст. 617 (утратил силу)
14. Конюхова И. А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть : учебник для вузов / И. А. Конюхова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 391 с.
15. Кудряшова Н.С. Виды референдумов в Российской Федерации: правовое закрепление и практика проведения // Журнал «Студенческий вестник». - 2020. - № 23-2 (121). - С. 63.
16. Нарутто С. В. Конституционное право России : учебник / С.В. Нарутто, Н.Е. Таева. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2023. — 491 с.
17. Нефедов К.В. Референдум как форма непосредственного осуществления народовластия: понятие, виды // Журнал «Вестник научной мысли». - 2021. - № 3. - С. 108.
18. Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для академического бакалавриата / Л. А. Нудненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 472 с.
19. Сумина А.А. Всеобщее, равное и прямое избирательное право граждан России // Актуальные вопросы современной науки: теория, технология, методология и практика. Сборник научных статей. -2022. - С. 65-68.
20. Угольков И.А. Особенности проведения референдума в РФ // Журнал «Закон и право». - 2023. - С. 476.
21. Халитова А.Д., Кочергина Е.А. Практика проведения референдума в России и за рубежом // Журнал «Аллея науки». - 2023. - Т. 1. - № 1 (76).- С. 909-910.
22. Шевченко В.Е. Референдум как институт прямого волеизъявления граждан: эффективность реализации в национальной и международной практике // Журнал «Евразийская адвокатура». - 2020. - № 3 (46). - С. 84-88.

Материалы правоприменительной практики:

23. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2003 N 10-П По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» // Российская газета, N 117, 19.06.2003