Занятость и безработица в рыночной экономике

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика
  • 42 42 страницы
  • 42 + 42 источника
  • Добавлена 17.10.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Безработица и её виды 5
2. Классическая, неоклассическая и марксистская теории занятости, ее виды………………………………………………………………………………10
3. Уровень занятости и безработицы в России 13
4. Государственное регулирование занятости и его особенности в РФ 21
Заключение 36
Список использованных источников 38



Фрагмент для ознакомления

Крайне важно было не допустить негативного влияния на социально-экономическое развитие государства дополнительной макроэкономической цепной реакции, вызванной ростом безработицы. В результате были реализованы следующие действия [4]: ​​- предоставление возможности получения повышенных пособий по безработице и выплат на несовершеннолетних детей; - перевод службы занятости в онлайн-формат; - внедрение государственной инициативы по предоставлению малым и средним предприятиям беспроцентных кредитов для выплаты заработной платы сотрудникам. Тем не менее, на наш взгляд, для расширения рынка труда и повышения занятости в российской экономике к 2030 году необходимо предпринять следующие шаги: 1. Обеспечение доступности и качественного профессионального образования для широких слоев населения. 2. Модернизация и цифровизация системы образования для обеспечения ее инновационного характера. 3. Создание рамок для развития системы образования с учетом кадровых потребностей обрабатывающей промышленности и других секторов экономики страны. 4. Расширение сферы непрерывного профессионального образования с целью повышения квалификации специалистов рабочей силы. Таким образом, создание фундаментальных основ и факторов, которые будут способствовать повышению занятости населения, повышению эффективности и качества трудовых ресурсов, является основной задачей современного развития рынка труда и обеспечения занятости населения в экономике Российской Федерации. В 2020 году государство регулировало труд и занятость населения путем введения таких мер, как предоставление несовершеннолетним детям возможности получать более высокие пособия и выплаты по безработице, перевод службы занятости в онлайн-формат, а также инициирование государственной программы, которая предлагает беспроцентные займы малым и средним предприятиям для выплаты заработной платы сотрудникам.Государственная политика в области занятости населения является одним из ключевых инструментов социально-экономического развития как в России, так и во многих странах мира. Ориентированная на создание рабочих мест, поддержание стабильности на рынке труда и улучшение условий жизни граждан, эта политика включает в себя широкий спектр мер и стратегий.В России, например, государственная политика в области занятости населения выстраивается на основе программ по развитию предпринимательства, содействию занятости молодежи, поддержке малого и среднего бизнеса, стимулированию трудоустройства людей с ограниченными возможностями и других социальных групп. Эти программы направлены на создание условий для экономического развития, увеличения числа рабочих мест и снижения безработицы.Зарубежные страны также активно ведут политику по стимулированию занятости населения. Одним из примеров является методика активного рынка труда, которая включает в себя такие меры, как обучение и переквалификация безработных, создание специализированных центров по трудоустройству, содействие развитию малого и среднего предпринимательства и другие.В глобальном масштабе государственная политика в области занятости также охватывает вопросы международной миграции и поддержку занятости в развивающихся странах. Программы стимулирования занятости молодежи, регулирование миграционных процессов и сотрудничество в сфере занятости являются важными элементами взаимодействия между странами.Одним из главных вызовов государственной политики в сфере занятости является балансирование между потребностями рынка труда и социальными аспектами. Необходимо находить компромисс между созданием новых рабочих мест и обеспечением достойного уровня заработной платы и социальных гарантий для работников. В этом контексте важным инструментом становится поддержка малого и среднего предпринимательства, которое играет важную роль в создании новых рабочих мест.Таким образом, государственная политика в области занятости населения является неотъемлемой частью социально-экономического развития, как в России, так и во всем мире. Она направлена на создание условий для развития экономики, увеличения числа рабочих мест и повышения качества жизни граждан. Каждая страна разрабатывает свои программы и меры, учитывая особенности своей экономики и социальной ситуации, но цель остается общей – обеспечить стабильность на рынке труда и содействовать процветанию населения.Государственная политика России в сфере трудоустройства ориентирована на специализированное трудоустройство (трудящиеся-инвалиды, управленческий персонал, временное трудоустройство), профориентацию, самозанятость (поощрение самостоятельных поисков работы) (4 и 6% - НПД – налог на профессиональный доход); содействие самозанятости, устройство на курсы профессиональной подготовки на предприятиях, помощь в смене профессии особые программы содействия занятости [12].В настоящее время на организацию занятости и трудоустройства в России влияет сочетание многогранных экономических, политических и социальных факторов. Специфика текущей ситуации заключается в том, что негативное воздействие санкций на разные отрасли экономики носит неравномерный характер, что приводит к усилению структурного неравенства с нехваткой рабочей силы в одних отраслях и избытком рабочей силы в других [9]. Так, с 2020 года экономика нашей страны, в том числе и рынок труда, во-первых, подверглись неожиданному наступлению коронавирусной пандемии, и во-вторых, сильному санкционному давлению со стороны западных стран. В феврале 2022 года, с началом проведения специальной военной операции Россией на территории Украины, экономика нашей страны пострадала от новых санкционных ограничений, введенных Соединенными Штатами и европейскими странами.В таких условиях государство вынуждено принимать нерыночные инструменты корректирующего воздействия, включая также организационно-правовые меры воздействия.Для смягчения ситуации на рынке труда, в основном, использованы правовые инструменты, среди которых следует отметить: Постановление Правительства РФ от 30 марта 2022 г. № 511, Указ Президента РФ от 02 марта 2022 г. № 83, Постановление Правительства РФ от 19 марта 2022 г. № 413 «О внесении изменений в приложение № 35 к государственной программе РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», Распоряжение Правительства РФ от 18 марта 2022 г. № 537-р, Постановление Правительства РФ от 16 марта 2022 г. № 376, Постановление Правительства от 13 мая 2022 г. № 867 «О единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России». Так, в рамках последнего постановления, органы службы занятости населения теперь используют единую цифровую платформу в целях содействия гражданам в поиске подходящей работы, содействия работодателям в подборе необходимых работников и оказания иных государственных услуг в области содействия занятости населения.Рассмотренные выше меры по содействию трудоустройства населения сегодня продолжают дополняться и актуализироваться. На основании предпринятых Президентом РФ и Правительством РФ меры, можно заключить, что меры по стабилизации рынка труда и занятости оперативны и масштабны, своевременно дополняются в ходе развития ситуации. На правовом уровне эти меры включают в себя административные и финансовые инструменты регулирующего воздействия государства на рынок труда в стране с целью поддержки и работников, и работодателей.Программа решения проблемы занятости населения - комплекс мероприятий по достижению полной занятости населения в стране. Занятость населения является одной из главной задач, которую нужно реализовывать Решение проблем государственного регулирования занятости требует многогранного подхода, включающего сочетание образования и развития навыков, диверсификации экономики и поддержки МСП. Реализуя эти решения, правительства и политики могут снизить уровень безработицыи неполной занятости, способствуя общему экономическому росту и социальному благосостоянию. В современном мире существует множество факторов, которые напрямую влияют на нашу жизнь. Говоря о социальных и экономических факторах, можно сказать, что они включают в себя доход, образование, гражданскую безопасность, социальную поддержку и, конечно, занятость населения. Вопросы с занятостью населения являются одними из важных для социально-экономического развития страны и качества жизни людей. Правительство всячески ищет способы решить проблемы безработицы и найти способы уменьшить ее процент. Трудовая занятость обеспечивает стабильный доход с помощью, которого человек будет удовлетворять свои различные потребности. Ограниченность рабочих мест ограничивает возможности человека и негативно влияет как на качество жизни, так и на общее состояние морального и физического здоровья человека.ЗаключениеВ ходе исследования на тему «Занятость и безработица в рыночной экономике» была достигнута поставленная цель — проведен всесторонний анализ проблемы занятости и безработицы, выявлены основные факторы, влияющие на их уровень, а также предложены рекомендации по их регулированию.Результаты проведенного исследования подтвердили, что занятость и безработица являются важнейшими индикаторами социально-экономического благополучия общества. Их уровень и динамика определяются целым рядом факторов, включая состояние экономики, уровень квалификации рабочей силы, эффективность государственной политики и глобальные макроэкономические тенденции.В первой главе работы был проведен теоретический анализ понятий занятости и безработицы, что позволило глубже понять их природу и значение в условиях рыночной экономики. Рассмотрение различных теоретических подходов помогло выделить основные направления, в которых должно осуществляться регулирование рынка труда.Во второй главе была проанализирована современная ситуация на рынке труда, включая динамику основных показателей занятости и безработицы. Этот анализ показал, что, несмотря на усилия государства по стабилизации ситуации на рынке труда, проблемы безработицы остаются актуальными, особенно в периоды экономических спадов.В третьей главе были исследованы меры государственной политики, направленные на повышение занятости и снижение уровня безработицы. Проведенный анализ показал, что для достижения долгосрочного эффекта необходимо комплексное использование инструментов как макроэкономической, так и социальной политики, направленных на стимулирование экономического роста, повышение квалификации рабочей силы и поддержку предпринимательства.Таким образом, проведенное исследование не только углубило теоретические знания о занятости и безработице, но и предложило практические рекомендации по совершенствованию государственной политики в этой сфере. Полученные выводы и рекомендации могут быть использованы как основа для дальнейших исследований, а также при разработке и реализации мер, направленных на улучшение ситуации на рынке труда в условиях рыночной экономики.Список использованных источниковНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изменениями и дополнениями).Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями).Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями и дополнениями).Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изменениями и дополнениями).Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (с изменениями и дополнениями).Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями и дополнениями).Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственной поддержке многодетных семей» (с изменениями и дополнениями).Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2021 г. № 1906 «Об утверждении методики определения прожиточного минимума в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2022 г. № 1351 «О мерах поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи».Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2020 г. № 346 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на выплату пособий по безработице».Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 669н «Об утверждении Порядка предоставления государственных услуг в области занятости населения».Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 мая 2019 г. № 331н «Об утверждении Порядка проведения медицинских осмотров работников».Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 1 июня 2020 г. № 212 «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по регистрации безработных граждан».Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ (дата обращения 17.09.2024) Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/33a5cdf9333f53cef027414fffcd6dd89e3fa53a/ (дата обращения 17.09.2024)Федеральный «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс]// /КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «КонсультантПлюс».Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ [Электронный доступ] – Режим обращения: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения 17.09.2024).Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный доступ] – Режим обращения: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/08b3ecbcdc9a360ad1dc314150a6328886703356/ (дата обращения 17.09.2024).Стратегическое планирование на муниципальном уровне: эффективные практики, проблемы и пути их решения [Электронный ресурс]. URL.: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/116286/(дата обращения 17.09.2024)Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный доступ] – Режим обращения: http://kremlin.ru/events/president/news/by-date/15.01.2020 (дата обращения 17.09.2024). Учебные и научные источники Болтунов С.А. Развитие регионов и муниципальных образований в поиске методов разработки стратегии развития региона / С.А. Болтунов, Ю.Н. Лапыгин // Муниципальная академия. – 2021. – № 2. – С. 115-121Василевич С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. – 544 c.Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю.В. Гимазова; под общей редакцией Н.А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю.В. Гимазова; под общей редакцией Н.А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.Доменко Ю.Ю. Социально-экономическое развитие региона на основе эффективного стратегического планирования / Ю.Ю. Доменко // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 23. – С. 2265-2269Жестянников С. Г. Современные подходы к муниципальному управлению: актуальные практики для социально-экономического развития территории // Муниципальная академия. – 2021. – № 2. – С. 136-143Карасев А.Т. Муниципалитет – орган местного самоуправления или территориальная единица: история, теория, практика применения и нормативно-правового регулирования / А.Т. Карасев, С.В. Макаркин, И.И. Тепляков // Муниципалитет: экономика и управление. – 2021. – № 2 (35). – С. 78-89 Каменских, Н. А. Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнерство в системе регионального развития : учебное пособие / Н.А. Каменских. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 127 с.Катов В.В. Управление социально-экономическим развитием территории на основе законодательства РФ о прогнозировании, программировании, стратегическом планировании / В.В. Катов // Ученые записки. – 2020. – № 1 (33). – С. 21-27Хазлитт Г. Основы государственного регулирования экономики: перевод с английского / Г. Хазлитт. - Москва; Санкт-Петербург: Диалектика, 2020. – 252 сИнтернет-источникиМинистерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Официальный сайт. URL: https://mintrud.gov.ru (дата обращения: 18.08.2024).Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 18.08.2024).Центральный банк Российской Федерации. Официальный сайт. URL: https://cbr.ru (дата обращения: 18.08.2024).Портал правовой информации. URL: https://pravo.gov.ru (дата обращения: 18.08.2024).Государственная Дума Российской Федерации. Официальный сайт. URL: https://duma.gov.ru (дата обращения: 18.08.2024).Правительство Российской Федерации. Официальный сайт. URL: https://government.ru (дата обращения: 18.08.2024).Пенсионный фонд Российской Федерации. Официальный сайт. URL: https://pfr.gov.ru (дата обращения: 18.08.2024).РБК. Экономика и бизнес в России. URL: https://rbc.ru (дата обращения: 18.08.2024).Центр стратегических разработок. Аналитические обзоры и исследования. URL: https://csr.ru (дата обращения: 18.08.2024).ТАСС. Новости экономики и финансов. URL: https://tass.ru (дата обращения: 18.08.2024).

Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изменениями и дополнениями).
2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
3.Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями и дополнениями).
4.Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изменениями и дополнениями).
5.Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (с изменениями и дополнениями).
6.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями и дополнениями).
7.Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственной поддержке многодетных семей» (с изменениями и дополнениями).
8.Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2021 г. № 1906 «Об утверждении методики определения прожиточного минимума в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
9.Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2022 г. № 1351 «О мерах поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи».
10.Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2020 г. № 346 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на выплату пособий по безработице».
11.Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
12.Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
13.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 669н «Об утверждении Порядка предоставления государственных услуг в области занятости населения».
14.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 мая 2019 г. № 331н «Об утверждении Порядка проведения медицинских осмотров работников».
15.Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 1 июня 2020 г. № 212 «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по регистрации безработных граждан».
16.Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ (дата обращения 17.09.2024)
17.Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/33a5cdf9333f53cef027414fffcd6dd89e3fa53a/ (дата обращения 17.09.2024)
18.Федеральный «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс]// /КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «КонсультантПлюс».
19.Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ [Электронный доступ] – Режим обращения: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения 17.09.2024).
20.Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный доступ] – Режим обращения: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/08b3ecbcdc9a360ad1dc314150a6328886703356/ (дата обращения 17.09.2024).
21.Стратегическое планирование на муниципальном уровне: эффективные практики, проблемы и пути их решения [Электронный ресурс]. URL.: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/116286/ (дата обращения 17.09.2024)
22.Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный доступ] – Режим обращения: http://kremlin.ru/events/president/news/by-date/15.01.2020 (дата обращения 17.09.2024).
Учебные и научные источники
23.Болтунов С.А. Развитие регионов и муниципальных образований в поиске методов разработки стратегии развития региона / С.А. Болтунов, Ю.Н. Лапыгин // Муниципальная академия. – 2021. – № 2. – С. 115-121
24.Василевич С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. – 544 c.
25.Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю.В. Гимазова; под общей редакцией Н.А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
26.Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю.В. Гимазова; под общей редакцией Н.А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
27.Доменко Ю.Ю. Социально-экономическое развитие региона на основе эффективного стратегического планирования / Ю.Ю. Доменко // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 23. – С. 2265-2269
28.Жестянников С. Г. Современные подходы к муниципальному управлению: актуальные практики для социально-экономического развития территории // Муниципальная академия. – 2021. – № 2. – С. 136-143
29.Карасев А.Т. Муниципалитет – орган местного самоуправления или территориальная единица: история, теория, практика применения и нормативно-правового регулирования / А.Т. Карасев, С.В. Макаркин, И.И. Тепляков // Муниципалитет: экономика и управление. – 2021. – № 2 (35). – С. 78-89
30.Каменских, Н. А. Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнерство в системе регионального развития : учебное пособие / Н.А. Каменских. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 127 с.
31.Катов В.В. Управление социально-экономическим развитием территории на основе законодательства РФ о прогнозировании, программировании, стратегическом планировании / В.В. Катов // Ученые записки. – 2020. – № 1 (33). – С. 21-27
32.Хазлитт Г. Основы государственного регулирования экономики: перевод с английского / Г. Хазлитт. - Москва; Санкт-Петербург: Диалектика, 2020. – 252 с
Интернет-источники
33.Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Официальный сайт. URL: https://mintrud.gov.ru (дата обращения: 18.08.2024).
34.Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 18.08.2024).
35.Центральный банк Российской Федерации. Официальный сайт. URL: https://cbr.ru (дата обращения: 18.08.2024).
36.Портал правовой информации. URL: https://pravo.gov.ru (дата обращения: 18.08.2024).
37.Государственная Дума Российской Федерации. Официальный сайт. URL: https://duma.gov.ru (дата обращения: 18.08.2024).
38.Правительство Российской Федерации. Официальный сайт. URL: https://government.ru (дата обращения: 18.08.2024).
39.Пенсионный фонд Российской Федерации. Официальный сайт. URL: https://pfr.gov.ru (дата обращения: 18.08.2024).
40.РБК. Экономика и бизнес в России. URL: https://rbc.ru (дата обращения: 18.08.2024).
41.Центр стратегических разработок. Аналитические обзоры и исследования. URL: https://csr.ru (дата обращения: 18.08.2024).
42.ТАСС. Новости экономики и финансов. URL: https://tass.ru (дата обращения: 18.08.2024).