права человека и суверенитет государства: проблемы соотношения
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 34 + 34 источника
- Добавлена 25.09.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Основы теории государства и права 5
1.1. Понятие и функции государства 5
1.2. Понятие и принципы суверенного государства 13
Глава 2. Права человека и их защита 17
2.1. Понятие и виды прав человека 17
2.2. Механизмы защиты прав человека 22
Глава 3. Проблемы соотношения прав человека и суверенитета государства 25
3.1. Исторические аспекты взаимодействия прав человека и суверенитета государства 25
3.2. Современные проблемы и противоречия 27
Глава 4. Пути решения проблем соотношения прав человека и суверенитета государства 35
4.1. Международные механизмы защиты прав человека 35
4.2. Роль национальных государств в обеспечении прав человека 39
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Важно подчеркнуть, что эта цель включает защиту не только государств, их суверенитета и территориальной целостности, но и прав людей, проживающих в этих государствах. Это подтверждается частью 3 статьи 1 Устава ООН, согласно которой Организация стремится к поощрению и защите прав и основных свобод человека без дискриминации по любому признаку.
Устав ООН, в частности статья 7, определяет систему главных органов ООН, таких как Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Международный Суд ООН. Деятельность этих органов осуществляется с учетом принципов международного права, закрепленных Уставом ООН, включая принцип уважения прав человека.
За поддержание международного мира и безопасности отвечают Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН. Генеральная Ассамблея рассматривает принципы сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности, а Совет Безопасности несет главную ответственность за это.
Главы VI и VII Устава ООН устанавливают полномочия Совета Безопасности в области международной безопасности, включая составление рекомендаций и принятие мер по разрешению международных конфликтов. Считается, что деятельность Совета Безопасности в рамках универсальных механизмов защиты прав человека не всегда эффективна.
Экономический и Социальный Совет ООН также играет определенную роль в защите прав человека, занимаясь исследовательской деятельностью и разработкой рекомендаций по улучшению системы международно-правовых отношений в этой сфере.
В системе ООН непосредственно вопросами прав человека занимаются Совет по правам человека и Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. Совет по правам человека состоит из 47 государств-членов и рассматривает жалобы, отвечающие определенным критериям приемлемости. Решения Совета носят рекомендательный характер.
Управление Верховного комиссара ООН по правам человека внедряет права человека в программную деятельность всех структур ООН и сотрудничает с международными институтами, занимающимися защитой прав человека, а также рассматривает поступившие жалобы.
Следует отметить, что современные универсальные международные механизмы защиты прав человека существуют, но их эффективность ограничена, так как решения носят рекомендательный характер и не обязательны для государств. Более того, многие из этих механизмов ориентированы на анализ и исследование состояния прав человека в мире.
Статья 52 Устава ООН предусматривает создание и функционирование региональных органов и соглашений при условии соответствия целям и принципам ООН. Региональные механизмы объединяют группы государств с общими экономико-географическими и культурными признаками. Примером эффективного регионального механизма является Европейский Суд по правам человека. Этот орган был создан на основе Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. В отличие от универсальных механизмов, решения Европейского Суда обязательны для государств-участников Конвенции, что подтверждается статьей 46 Конвенции. Неисполнение решений Европейского Суда представляет собой нарушение международно-правовых обязательств государств, что может привести к международно-правовой ответственности.
Контроль за исполнением решений Европейского Суда осуществляется Комитетом министров Совета Европы. Важно отметить, что в Европейский Суд по правам человека активно обращались граждане государств-участников, включая Российскую Федерацию.
Однако возникают трудности с исполнением решений Европейского Суда, связанные с несоответствием между решениями Суда и национальными правовыми системами государств. Для разрешения этих вопросов государства разрабатывают механизмы, позволяющие исполнять решения Суда на своей территории.
В итоге, права человека требуют как национального, так и международного правового регулирования. Универсальные и региональные механизмы защиты прав человека различаются по своей эффективности. Универсальные механизмы задают общий формат взаимодействия, тогда как региональные, объединяя государства с общими интересами, позволяют более эффективно защищать права и основные свободы человека. 4.2. Роль национальных государств в обеспечении прав человека
Национальные государства играют ключевую роль в обеспечении прав человека, так как они являются основными субъектами, отвечающими за защиту, соблюдение и продвижение этих прав на своей территории. Государства создают правовую и институциональную основу, которая обеспечивает права человека, а также реализуют международные обязательства по защите прав и свобод личности.
Прежде всего, национальные государства разрабатывают и принимают конституции, законы и другие нормативные акты, которые закрепляют права и свободы граждан. Конституции большинства стран содержат основные права человека, такие как право на жизнь, свободу слова, свободу совести, право на частную собственность, защиту от произвольного ареста и многие другие. Эти права устанавливают стандарты, которым должны соответствовать все государственные и частные субъекты, и гарантируют защиту граждан от злоупотреблений.
Национальные государства также создают институты и органы, которые непосредственно занимаются защитой прав человека. Это могут быть судебные органы, такие как конституционные и верховные суды, органы прокуратуры, омбудсмены или комиссии по правам человека. Эти структуры следят за соблюдением прав и свобод, расследуют случаи их нарушения, обеспечивают возможность обращения граждан за защитой своих прав и выносят решения, обязывающие государственные органы к восстановлению справедливости. Кроме того, государства несут ответственность за выполнение международных обязательств по правам человека, которые они принимают в рамках различных международных договоров и конвенций. Государства должны интегрировать эти обязательства в свою национальную правовую систему, адаптируя свои законы и политики к международным стандартам. Они также обязаны представлять регулярные отчеты в международные организации, такие как ООН, о мерах, предпринятых для защиты прав человека, и отвечать на замечания и рекомендации, касающиеся их выполнения.
Государства играют важную роль в поддержке гражданского общества и обеспечении свободы выражения мнений и собраний. Они создают условия для существования и деятельности неправительственных организаций, которые занимаются защитой прав человека, проводят образовательные программы и работают над повышением осведомленности общественности о правах и свободах. Эти организации могут выступать как в роли партнеров государства в реализации правозащитных программ, так и в качестве критиков, указывающих на нарушения и требующих улучшений. Однако национальные государства также могут выступать и в роли нарушителей прав человека, особенно в ситуациях политической нестабильности, авторитаризма или военных конфликтов. В таких случаях роль государства в обеспечении прав человека становится негативной, поскольку оно может использовать свои ресурсы и власть для подавления оппозиции, ограничивать свободы и нарушать права граждан. В таких ситуациях международное сообщество и гражданское общество играют важную роль в давлении на государство с целью изменения его политики и восстановления прав человека.
Таким образом, роль национальных государств в обеспечении прав человека многогранна и включает как создание и поддержание правовой и институциональной базы для защиты прав, так и выполнение международных обязательств. В то же время, именно на национальные государства возлагается основная ответственность за соблюдение прав человека на их территории, а также за предотвращение и устранение их нарушений.
Заключение
На протяжении всей работы была рассмотрена сложная и многогранная взаимосвязь между правами человека и суверенитетом государства. Важно отметить, что обе концепции являются фундаментальными в современной политико-правовой системе. С одной стороны, суверенитет государства обеспечивает его независимость, территориальную целостность и возможность принимать суверенные решения. С другой стороны, права человека представляют собой универсальные ценности, которые должны защищаться и обеспечиваться, вне зависимости от государственной юрисдикции.
В ходе работы были выявлены основные исторические и современные проблемы соотношения прав человека и суверенитета государства. Исторический анализ показал, что восприятие прав человека и их место в государственной системе эволюционировали в зависимости от социально-экономических и политических условий. Современные проблемы заключаются в столкновении национальных интересов с международными правозащитными обязательствами, что порождает противоречия и требует поиска сбалансированных решений.
Особое внимание было уделено механизмам защиты прав человека как на национальном, так и на международном уровнях. Анализ международных механизмов и роли национальных государств в обеспечении прав человека позволил сделать вывод о необходимости дальнейшего развития и совершенствования правозащитных систем, как в рамках отдельных государств, так и на международной арене.
Таким образом, проблема соотношения прав человека и суверенитета государства остается актуальной и требует постоянного внимания. В современных условиях глобализации и развития международного права необходимо стремиться к тому, чтобы суверенитет государства не становился преградой на пути к защите прав человека, а, напротив, способствовал их укреплению и реализации. Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Права человека и государственный суверенитет являются ключевыми, но иногда противоречивыми принципами современного международного права и политики.
Суверенитет государства, как основной принцип международного права, требует уважения, но не должен служить оправданием для нарушений прав человека.
Международные и национальные механизмы защиты прав человека необходимо укреплять и развивать для достижения баланса между защитой прав человека и уважением государственного суверенитета.
Необходим комплексный и многоплановый подход к решению проблем соотношения прав человека и государственного суверенитета, включающий международное сотрудничество, разработку новых правовых инструментов и повышение уровня образования и осведомленности.
Достижение баланса между правами человека и государственным суверенитетом требует постоянного диалога и взаимодействия международного сообщества, что позволит создать более справедливую и стабильную систему международных отношений.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) - Документ прекратил действие в отношении России с 16 марта 2022 года (Федеральный закон от 28.02.2023 N 43-ФЗ);
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);
4. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14 - 47;
5. Агабеков Г.Б. Жан Боден - основоположник концепции государственного суверенитета. М.: ИНИОН, 1990. - 44 с.;
6. Афанасьев В.С. Функции государства: начала философско-системного анализа / В.С. Афанасьев // Труды Академии управления МВД России. - 2022. - № 3 (47). - С. 54-58.;
7. Бережнов, А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории / А.Г. Бережнов. М., 2019. – 215 с.;
8. Волков В.Н. Понятие и сущность суверенитета в истории юридической мысли и современном праве // Современное общество и право. 2021. № 1 (2). - С. 58-59.;
9. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире: Социально-философские основы и государственно-правовое регулирование. - М.: Юрист, 2020. – 311 с.;
10. Жихорева Р.Е. Реализация правоохранительной функции государства в сфере экономики : дисс. .. канд. юрид. наук / Р.Е. Жихорева. - М., 2021. – 452 с.;
11. Журавлев, А.Б. Классификация прав человека / А.Б. Журавлев // Журнал российского права. - 2019. - № 4. - С. 14-17.;
12. Занкина Ю.А. Понятие и сущность прав человека / Ю.А Занкина // Адвокатская практика, 2020. № 1. – 318 с.
13. Казаков В.Л. Право человека как объект защиты в правовом государстве / В.Л. Казаков // История государства и права, 2020. № 14. – 456 с.;
14. Казахецян Г.О. Государственный суверенитет: актуальные 70 проблемы // Эпомен. 2020. № 43. - С. 41-42.;
15. Кардашова И.Б. Современная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2020 № 9 – 367 с.;
16. Клименко О.А. Идея государственного суверенитета и ее формирование от античности и средневековья до исходных начал Никколо Макиавелли и Жана Бодена // Мир политики и социологии. 2019. № 11. С. 90-94.;
17. Клименко О.А., Мирзоев А.К. Развитие понятия суверенитета от Марсилия Падуанского до Гегеля // Юридическая наука. 2016. № 3. С. 22-29.;
18. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях/ С.А. Комаров.- СПб: Питер, 2019.- 295 с.;
19. Куян И.А. К вопросу об определении понятия и содержания народного суверенитета // Право и политика. 2022. № 1. - С. 141-142.;
20. Левин И.Д. Суверенитет. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. – 214 с.;
21. Леонов А.С. Метаморфозы концепции государственного суверенитета в свете практики гуманитарных интервенций // Сборник научных статей
аспирантов и соискателей Нижегородского коммерческого института. Вып. 20. Н. Новгород, 2020. – 567 с.;
21. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2018. – 452 с.;
21. Международная защита прав человека и государственный суверенитет: материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 20 мая 2015 г.): сборник научных статей / ответственный редактор Т.А.; Сошникова. Москва: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2019 – 315 с.
22. Нерсесянц, В.С. Философия права / В.С. Нерсесянц. М.: Издательство "Инфра-М", 1997. – 562 с.;
23. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве / О. Омельченко. - М.: Эксмо, 2019. – 185 с.;
24. Перевалов В.Д. Теория права и государства: учебник/ В.Д Перевалов.- М.: Проспект, 2020. – 215 с.;
25. Права человека: Учебник / Под ред. Е.А. Лукашева. М., 2019. – 363 с.;
26. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 401 с.;
27. Руссо Ж.Ж. Избранное:в трех томах. М.: Терра:Книговек, cop. 2018.–968 с.;
28. Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956 № 3 – 168 с.;
29. Спиридонова И.А., Васина Е.В. К вопросу о гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2020. № 1-2. С. 640-644.;
30. Трошкин, Ю.В. Права человека: Учеб. пособие / Ю.В. Трошкин. М., 2019. – 315 с.;
31. Тункин Г.И. Теория международного права. М., 2019. – 365 с.;
32. Харитонов И.К., Яшин В.Н. Место и роль личных прав и свобод человека в системе национальной безопасности российской федерации // Реализация конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации в
контексте национальной безопасности: сборник статей / отв. ред. Т.Н. Матюшева. Краснодар, 2019. С. 143-147.;
33. Энтин М.Л. Международное принуждение к соблюдению прав человека в Европе / М.Л. Энтин // Вся Европа.га. 2020. N 2 (8);
34. Яценко О.В. Контроль и надзор за исполнением решений Европейского суда по правам человека / О.В. Яценко, Д.Р. Петрова // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2019. N 1 (29). С. 96 - 99;
Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях/ С.А. Комаров.- СПб: Питер, 2019.- С. 87
Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве / О. Омельченко. - М.: Эксмо, 2019. – С. 157
Перевалов В.Д. Теория права и государства: учебник/ В.Д Перевалов.- М.: Проспект, 2020. - С. 73
Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956 № 3 - С.81.
Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – С.78
Жихорева Р.Е. Реализация правоохранительной функции государства в сфере экономики : дисс. ... канд. юрид. наук / Р.Е. Жихорева. - М., 2021. – С. 115
Афанасьев В.С. Функции государства: начала философско-системного анализа / В.С. Афанасьев // Труды Академии управления МВД России. - 2022. - № 3 (47). - С. 54-58.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
Кардашова И.Б. Современная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2020 № 9 - С. 30
Волков В.Н. Понятие и сущность суверенитета в истории юридической мысли и современном праве // Современное общество и право. 2021. № 1 (2). - С. 58-59.
Казахецян Г.О. Государственный суверенитет: актуальные 70 проблемы // Эпомен. 2020. № 43. - С. 41-42.
Агабеков Г.Б. Жан Боден - основоположник концепции государственного суверенитета. М.: ИНИОН, 1990. - 44 с.
Руссо Ж.Ж. Избранное: в трех томах. М.: Терра: Книговек, cop. 2018. - 733 с.
Куян И.А. К вопросу об определении понятия и содержания народного суверенитета // Право и политика. 2022. № 1. - С. 141-142.
Левин И.Д. Суверенитет. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. – С. 145
Казаков В.Л. Право человека как объект защиты в правовом государстве / В.Л. Казаков // История государства и права, 2020. № 14. - С. 22.
Занкина Ю.А. Понятие и сущность прав человека / Ю.А Занкина // Адвокатская практика, 2020. № 1. - С. 25.
Трошкин, Ю.В. Права человека: Учеб. пособие / Ю.В. Трошкин. М., 2019. - С. 54
Нерсесянц, В.С. Философия права / В.С. Нерсесянц. М.: Издательство "Инфра-М", 1997. - С. 98
Бережнов, А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории / А.Г. Бережнов. М., 2019. - С. 104
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
Права человека: Учебник / Под ред. Е.А. Лукашева. М., 2019. - С. 132
Журавлев, А.Б. Классификация прав человека / А.Б. Журавлев // Журнал российского права. - 2019. - № 4. - С. 14-17.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
Глухарева Л.И. Права человека в современном мире: Социально-философские основы и государственно-правовое регулирование. - М.: Юрист, 2020. – С. 78
Клименко О.А. Идея государственного суверенитета и ее формирование от античности и средневековья до исходных начал Никколо Макиавелли и Жана Бодена // Мир политики и социологии. 2019. № 11. С. 90-94.
Клименко О.А., Мирзоев А.К. Развитие понятия суверенитета от Марсилия Падуанского до Гегеля // Юридическая наука. 2016. № 3. С. 22-29.
Леонов А.С. Метаморфозы концепции государственного суверенитета в свете практики гуманитарных интервенций // Сборник научных статей аспирантов и соискателей Нижегородского коммерческого института. Вып. 20. Н. Новгород, 2020. - С. 190.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2018. - С. 30
И.В. Гончаров, доктор юридических наук, профессор “Проблемы прав человека при обеспечении безопасности государства”. Вестник Московского университета МВД России № 10 -2008
Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2018. - С. 35
Тункин Г.И. Теория международного права. М., 2019. - С. 94.
Энтин М.Л. Международное принуждение к соблюдению прав человека в Европе / М.Л. Энтин // Вся Европа.га. 2020. N 2 (8).
Международная защита прав человека и государственный суверенитет: материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 20 мая 2015 г.): сборник научных статей / ответственный редактор Т.А. Сошникова. Москва: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2019 – С. 85
Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14 - 47.
Яценко О.В. Контроль и надзор за исполнением решений Европейского суда по правам человека / О.В. Яценко, Д.Р. Петрова // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2019. N 1 (29). С. 96 - 99.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) - Документ прекратил действие в отношении России с 16 марта 2022 года (Федеральный закон от 28.02.2023 N 43-ФЗ).
Российская Федерация перестала быть членом Совета Европы (с 16.03.2022 г.) что означает также автоматический выход России из его конвенций и дополнительных протоколов (участие в них прекращается в разные сроки), а также из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека.
Харитонов И.К., Яшин В.Н. Место и роль личных прав и свобод человека в системе национальной безопасности российской федерации // Реализация конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации в контексте национальной безопасности: сборник статей / отв. ред. Т.Н. Матюшева. Краснодар, 2019. С. 143-147.
Спиридонова И.А., Васина Е.В. К вопросу о гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2020. № 1-2. С. 640-644.
4
21
40
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) - Документ прекратил действие в отношении России с 16 марта 2022 года (Федеральный закон от 28.02.2023 N 43-ФЗ);
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);
4. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14 - 47;
5. Агабеков Г.Б. Жан Боден - основоположник концепции государственного суверенитета. М.: ИНИОН, 1990. - 44 с.;
6. Афанасьев В.С. Функции государства: начала философско-системного анализа / В.С. Афанасьев // Труды Академии управления МВД России. - 2022. - № 3 (47). - С. 54-58.;
7. Бережнов, А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории / А.Г. Бережнов. М., 2019. – 215 с.;
8. Волков В.Н. Понятие и сущность суверенитета в истории юридической мысли и современном праве // Современное общество и право. 2021. № 1 (2). - С. 58-59.;
9. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире: Социально-философские основы и государственно-правовое регулирование. - М.: Юрист, 2020. – 311 с.;
10. Жихорева Р.Е. Реализация правоохранительной функции государства в сфере экономики : дисс. .. канд. юрид. наук / Р.Е. Жихорева. - М., 2021. – 452 с.;
11. Журавлев, А.Б. Классификация прав человека / А.Б. Журавлев // Журнал российского права. - 2019. - № 4. - С. 14-17.;
12. Занкина Ю.А. Понятие и сущность прав человека / Ю.А Занкина // Адвокатская практика, 2020. № 1. – 318 с.
13. Казаков В.Л. Право человека как объект защиты в правовом государстве / В.Л. Казаков // История государства и права, 2020. № 14. – 456 с.;
14. Казахецян Г.О. Государственный суверенитет: актуальные 70 проблемы // Эпомен. 2020. № 43. - С. 41-42.;
15. Кардашова И.Б. Современная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2020 № 9 – 367 с.;
16. Клименко О.А. Идея государственного суверенитета и ее формирование от античности и средневековья до исходных начал Никколо Макиавелли и Жана Бодена // Мир политики и социологии. 2019. № 11. С. 90-94.;
17. Клименко О.А., Мирзоев А.К. Развитие понятия суверенитета от Марсилия Падуанского до Гегеля // Юридическая наука. 2016. № 3. С. 22-29.;
18. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях/ С.А. Комаров.- СПб: Питер, 2019.- 295 с.;
19. Куян И.А. К вопросу об определении понятия и содержания народного суверенитета // Право и политика. 2022. № 1. - С. 141-142.;
20. Левин И.Д. Суверенитет. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. – 214 с.;
21. Леонов А.С. Метаморфозы концепции государственного суверенитета в свете практики гуманитарных интервенций // Сборник научных статей
аспирантов и соискателей Нижегородского коммерческого института. Вып. 20. Н. Новгород, 2020. – 567 с.;
21. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2018. – 452 с.;
21. Международная защита прав человека и государственный суверенитет: материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 20 мая 2015 г.): сборник научных статей / ответственный редактор Т.А.; Сошникова. Москва: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2019 – 315 с.
22. Нерсесянц, В.С. Философия права / В.С. Нерсесянц. М.: Издательство "Инфра-М", 1997. – 562 с.;
23. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве / О. Омельченко. - М.: Эксмо, 2019. – 185 с.;
24. Перевалов В.Д. Теория права и государства: учебник/ В.Д Перевалов.- М.: Проспект, 2020. – 215 с.;
25. Права человека: Учебник / Под ред. Е.А. Лукашева. М., 2019. – 363 с.;
26. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 401 с.;
27. Руссо Ж.Ж. Избранное:в трех томах. М.: Терра:Книговек, cop. 2018.–968 с.;
28. Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956 № 3 – 168 с.;
29. Спиридонова И.А., Васина Е.В. К вопросу о гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2020. № 1-2. С. 640-644.;
30. Трошкин, Ю.В. Права человека: Учеб. пособие / Ю.В. Трошкин. М., 2019. – 315 с.;
31. Тункин Г.И. Теория международного права. М., 2019. – 365 с.;
32. Харитонов И.К., Яшин В.Н. Место и роль личных прав и свобод человека в системе национальной безопасности российской федерации // Реализация конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации в
контексте национальной безопасности: сборник статей / отв. ред. Т.Н. Матюшева. Краснодар, 2019. С. 143-147.;
33. Энтин М.Л. Международное принуждение к соблюдению прав человека в Европе / М.Л. Энтин // Вся Европа.га. 2020. N 2 (8);
34. Яценко О.В. Контроль и надзор за исполнением решений Европейского суда по правам человека / О.В. Яценко, Д.Р. Петрова // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2019. N 1 (29). С. 96 - 99;