Государственный суверенитет: современные взгляды и подходы.
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 30.09.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА 5
1.1 Понятие государственного суверенитета 5
1.2 Основные теории государственного суверенитета 10
1.3 Государственный суверенитет в системе современного международного права 12
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА 17
2.1 Актуальные проблемы государственного суверенитета 17
2.2 Развитие государственного суверенитета Российской Федерации 21
2.3 Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации. Формы защиты государственного суверенитета 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
В этой сложной и многогранной структуре государственного устройства, где каждый человек выполняет свою уникальную функцию, его права и свободы не просто признаются, но и становятся ключевым элементом, питающим политическую и юридическую систему нации. Эта система превыше обычного набора законодательных норм и правил, она отражает суверенитет народа, это уникальная политическая и юридическая основа, которая дает каждому гражданину не только право жить в рамках закона, но и право активно вносить свой вклад в развитие и улучшение своей страны. Суверенитет народа – это не просто идея, это живая сила, которая предоставляет каждому жителю страны право влиять на её будущее и направление развития общества в целом.Эта трансформация позволяет рассматривать суверенные права страны как юридическое воплощение народного суверенитета. В современных условиях для Российской Федерации крайне важно понимать, что стабильность и целостность государственной системы возможны только при уважении как к народному, так и к государственному суверенитету.В современном дискурсе международного права и государственной теории акцентируется внимание на необходимости гармонизации принципов национального суверенитета и верховенства права.Контраргументы, утверждающие, что акцент на правах и свободах индивидов влечёт за собой ослабление государственного суверенитета, не находят обоснования в научных исследованиях. Исполнение законов и обеспечение прав человека рассматриваются как неотъемлемые аспекты эффективного государственного управления, не подрывающие, а напротив, укрепляющие суверенитет государства [3].В контексте Российской Федерации, концепция суверенитета укоренена в конституционных нормах и формирует основу для осуществления суверенных прав. Эти права обладают более широким спектром, чем компетенция государственных структур, и отражают правовые возможности государства, которые диктуются интересами общества.Компетенция государственных органов, в свою очередь, охватывает конкретные властные полномочия в определённых сферах деятельности. Для того чтобы суверенные права обрели практическое воплощение, они должны быть интегрированы в полномочия соответствующих органов. В противном случае, они остаются в теоретической плоскости, не имея реального механизма реализации [5].Каждому человеку предоставлено право на самоопределение, которое неразрывно связано с концепцией его свободы и автономии в принятии решений. В контексте Российской Федерации следует подчеркнуть, что полномочия властей ограничены и подчинены конституционным нормам и воле множества народов страны, а не индивидуальному выбору.В процессе юридического анализа можно проникаться в изучение ключевых прав РФ, которые уже закреплены в законодательных актах или могут быть утверждены в качестве норм при определенных обстоятельствах.В структуре конституционного права РФ различаются два уровня, на которых формируются суверенные права государства:1. На первом уровне рассматриваются основные права суверена – РФ, которые не связаны с конкретными обязанностями её органов.2. На втором уровне анализируется детализация полномочий органов власти в контексте их сфер деятельности. Однако, применяемая в Конституции РФ система управления суверенными правами не предоставляет четкого определения, какие именно сферы деятельности и полномочия относятся к компетенции федеральных или региональных властей, а также к государственным учреждениям.В академических и научных кругах, которые занимаются глубинным анализом и изучением вопросов, связанных с управлением государственными структурами и международным правом, продолжается активный и живой спор, касающийся того, как наиболее точно и эффективно распределять полномочия между различными уровнями власти, начиная от муниципального и заканчивая федеральным.Одни эксперты и исследователи в этой области уверены в том, что управление местными делами и вопросами является неоспоримой прерогативой местных органов власти, которые наиболее близки к населению и могут оперативно реагировать на его потребности. В то же время, другие специалисты подчеркивают, что ключевые решения, имеющие стратегическое значение для всей страны, должны оставаться в ведении федеральных структур, которые обладают необходимыми ресурсами и полномочиями для их реализации.Тем не менее, несмотря на многочисленные дискуссии и исследования, в законодательных актах и документах, регулирующих данные вопросы, до сих пор не установлены четко определенные критерии и границы, которые бы однозначно помогли разграничить такие важные понятия, как «суверенные права», «исключительные права», «юрисдикция» и «права Российской Федерации». Это отсутствие четкости и ясности приводит к различным интерпретациям и разночтениям в правоприменительной практике, что, в свою очередь, может вызывать юридические споры и конфликты.В дополнение к этому, в научном сообществе, которое специализируется на изучении государственного права и международных отношений, также не наблюдается единого мнения и консенсуса по вопросу о том, какие именно полномочия суверенное государство может передать международным организациям или другим участникам международного права. Ведутся дебаты о том, в каких случаях передача таких полномочий не приведет к утрате суверенитета и не станет причиной ослабления государственной власти. Эти вопросы остаются открытыми и требуют дальнейшего изучения и обсуждения среди экспертов и практиков в данной области.Решение этой проблемы обладает важным теоретическим и практическим значением, так как оно связано с применением статьи 79 Конституции Российской Федерации. Эта статья позволяет передавать часть государственных полномочий международным организациям, что, в свою очередь, требует точного определения границ такой передачи и ее последствий для государственного суверенитета.Критический порог потери суверенитета государством наступает в момент, когда оно перестает обладать правом самостоятельно устанавливать свой правовой статус, не подверженный внешнему влиянию. В контексте интеграционных процессов сохранение суверенитета возможно при условии, что конституция продолжает оставаться основополагающим нормативно – правовым актом в структуре правовой системы государства.В соответствии с положениями статьи 79 Конституции Российской Федерации, «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.»В процессе интеграционных мероприятий, направленных на переосмысление суверенных прав страны, важно строго следовать четко установленной последовательности шагов:1. Провести всероссийский референдум, на котором будет обсуждаться вопрос о возможности отказа Российской Федерации от суверенного статуса.2. Заключить международный договор, который будет устанавливать правила создания единого государства.3. Внести изменения в действующую Конституцию Российской Федерации, удалив все положения, касающиеся суверенитета, и введя новые положения, определяющие изменённый статус государства, не соответствующий суверенному.4. Осуществить процедуру ратификации международного договора, упомянутого в пункте 2.При рассмотрении вопросов, связанных с ограничением суверенитета государств, которые могут угрожать глобальному сообществу, важно отметить, что концепция суверенитета не должна использоваться как оправдание для действий, противоречащих основополагающим принципам международного права. К таким действиям относятся агрессия против других государств, нарушение прав человека и создание угрозы международной безопасности.В случае нарушения этих принципов, государство не имеет права опираться на свой суверенитет, так как он является не только юридическим понятием, но и инструментом, предназначенным для служения высшим юридическим ценностям международного сообщества.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современном мире, где геополитические реалии и правовая обстановка постоянно меняются, концепция глобализации играет не просто заметную, а действительно центральную роль в стратегии защиты интересов каждой нации. Под глобализацией понимается сложный и многогранный процесс, который затрагивает множество аспектов нашей жизни. Он включает в себя не только экономическую интеграцию, которая предполагает углубление взаимосвязей между странами и расширение возможностей для бизнеса за пределами национальных рамок, но и активное развитие мировых рынков, что открывает новые горизонты для производства и торговли. Не менее важным является и стремительное развитие коммуникационных и информационных технологий, которые позволяют нам быть на связи в любой точке мира. Также глобализация подразумевает либерализацию рынков торговли и финансовых услуг, что способствует международному обмену и инвестициям.В контексте функционального анализа, концепция глобализации предполагает, что национальные государства сталкиваются с возрастающей неспособностью самостоятельно решать внутренние и внешние проблемы. Реакция государственных институтов на глобальные вызовы XXI века проявляется в многообразии форм и не всегда является однозначной. Отсутствие универсального решения указывает на сложность и многогранность глобальных процессов.Суверенитет национального государства подразумевает право самостоятельно определять стратегию ответа на глобальные вызовы, что критически важно для выполнения международных обязательств и защиты внутренних интересов. Ведущие западные страны выбирают путь политико-правовой глобализации, видя в этом неизбежный процесс, который приводит к частичному ослаблению государственного суверенитета ради интеграции в международные структуры.Такой подход основывается на признании ограниченности возможностей национальных государств в контексте глобальных вызовов, таких как изменение климата, международный терроризм, транснациональная преступность и прочие. Предлагается компенсировать утрату части суверенитета созданием глобальных институтов власти и управления, которые функционируют вне рамок национальных границ и способны эффективно реагировать на транснациональные проблемы.Текст предполагает анализ процесса укрепления межгосударственного взаимодействия под эгидой международных организаций, а также усиление автономии этих организаций от влияния отдельных стран путём передачи им приоритетных суверенных прав данных государств. Это предполагает формирование глобального управленческого механизма, который, вопреки распространённому мнению о его мифологическом характере среди некоторых политических радикалов, является явным направлением в рамках современной политики и права глобализации.Глобализация поставила под вопрос традиционные концепции государственного суверенитета и изменила роль государства как ключевого участника международного права, делая его территориальную независимость более уязвимой. В условиях глобализации границы между странами теряют своё значение, что приводит к относительности государственного суверенитета и снижению его возможностей и полномочий. В этом контексте Российская Федерация стоит перед важным историческим выбором: укреплять национальный суверенитет или принять путь политико-правовой глобализации, предложенный западными странами.Первый сценарий предполагает консервацию приверженности национальным духовным, политическим, социальным и культурным традициям, тогда как второй сценарий предполагает радикальное отступление от основ русской цивилизации с последовательным усвоением западного опыта, что ведет к постепенному демонтажу национального государственного механизма и его замещению функциями глобальных наднациональных структур, являющихся предвестниками потенциального мирового правительства.В заключение исследования можно констатировать, что цель работы, заключавшаяся в анализе современных концепций и методологий, связанных с понятием государственного суверенитета, была достигнута.В процессе исследования были решены следующие задачи:1. Осуществлено теоретическое изучение понятия государственного суверенитета и основных доктрин, связанных с данной темой;2. Проведен анализ статуса государственного суверенитета в контексте действующего международного права;3. Выявлены и проанализированы современные проблемы государственного суверенитета и его эволюция в рамках Российской Федерации;4. Исследованы ключевые направления, методы реализации и механизмы защиты государственного суверенитета.Таким образом, будущее Российской Федерации во многом будет определяться выбором ценностей, который будет сделан в настоящем времени.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВАбукарова М.У. Учебное пособие (курс лекций) по дисциплине «Международное частное право» для направления подготовки «Юриспруденция», профилей «Гражданское право», «Уголовное право». - Махачкала: ДГУНХ, 2020.- 340 с.Авакьян, С. А. Информационное пространство знаний, цифровой мир и конституционное право // Конституционное и муниципальное право. — 2019. — № 7. — С.23–28.Агамиров, К.В. Юридическое прогнозирование: актуальность, организационно – институциональный аспект и методологические основы // Журнал рос. права. — 2019. — № 10. — С. 15–29.Алейникова, О.В., Базарова, А.А., Цап, Т.В. Требования безопасности объектов критической информационной инфраструктуры и этапы их реализации // Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право. — 2019. — № 3 (35). — С. 70–76.Блинова Е.М. Соотношение понятий «государственный суверенитет», «суверенитет народа», «суверенитет нации» // Студенческий вестник. 2020. № 28 – 1 (126). С. 58 – 59.Головкин, Р.Б., Кирова, И.О. Перспективы формирования единого цифрового пространства Евразийского экономического союза // Вестник Владимирского юрид. ин – та. — 2020. — № 1 (54). — С. 164–169.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14 – ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – 29 янв. (№ 5). – Ст. 410.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 – ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – 5 дек. (№ 32). – Ст. 3301.Емельянова Е.В. Вопросы понимания суверенитета в конституционном праве // Перспективные научные направления в моей будущей профессии. Сборник статей по материалам первой Всероссийской научно – практической конференции. 2020. С. 39 – 41.Ильин И.М. Обеспечение конституционного суверенитета России как социального и правового государства // Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10. № 1 – 1. С. 321 – 333.Керимов А.Д. Суверенитет российского государства в контексте формирующегося нового мироустройства // Основные направления построения правового государства: проблемы и пути реализации. Сборник материалов Международной научно – практической конференции. Научный редактор Н.А. Силенко. 2020. С. 61 – 65.Ковалева, Н. Н. Правовое регулирование использования информационных технологий в государственном управлении : монография. — Москва : Проспект, 2020. — 280 с.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).О лицензировании отдельных видов деятельности : Федер. закон от 04.05.2011 № 99 – ФЗ // СЗ РФ. — 2011. — № 19. — Ст. 2716.О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации : Федер. закон от 13.01.1995 № 7 – ФЗ // СЗ РФ. — 1995. — № 3. — Ст. 170.О средствах массовой информации : Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124 – 1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. — 1992. — № 7. — Ст. 300.Об информации, информатизации и защите информации : Федер. закон от 20.02. 1995 № 24 – ФЗ // СЗ РФ. — 1995. — № 8. — Ст. 609.Об участии в международном информационном обмене : Федер. закон от 04.07.1996 № 85 – ФЗ // СЗ РФ. — 1996. — № 28. — Ст. 3347. (Утратил силу.)Правовое пространство: границы и динамика : моногр. / Ю.А. Тихомиров, А.А. Головина, И.В. Плюгина [и др.]; отв. ред. Ю.А. Тихомиров. — М. : Ин – т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ : ИНФРА – М, 2019. — 240 с.Правоведение: учебное пособие / О.В. Кленкина, Е.Г. Шиханова. – Самара: Издательство Самарского университета, 2022. – 152 с.Теория государства и права : учебник / Российский универси – тет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Клишаса. – М.: Статут, 2019. – 512 с.Филипова И.А. Европейское трудовое право: учебное пособие–Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2019. – 79 с.
2. Авакьян, С. А. Информационное пространство знаний, цифровой мир и конституционное право // Конституционное и муниципальное право. — 2019. — № 7. — С.23–28.
3. Агамиров, К.В. Юридическое прогнозирование: актуальность, организационно – институциональный аспект и методологические основы // Журнал рос. права. — 2019. — № 10. — С. 15–29.
4. Алейникова, О.В., Базарова, А.А., Цап, Т.В. Требования безопасности объектов критической информационной инфраструктуры и этапы их реализации // Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право. — 2019. — № 3 (35). — С. 70–76.
5. Блинова Е.М. Соотношение понятий «государственный суверенитет», «суверенитет народа», «суверенитет нации» // Студенческий вестник. 2020. № 28 – 1 (126). С. 58 – 59.
6. Головкин, Р.Б., Кирова, И.О. Перспективы формирования единого цифрового пространства Евразийского экономического союза // Вестник Владимирского юрид. ин – та. — 2020. — № 1 (54). — С. 164–169.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14 – ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – 29 янв. (№ 5). – Ст. 410.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 – ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – 5 дек. (№ 32). – Ст. 3301.
9. Емельянова Е.В. Вопросы понимания суверенитета в конституционном праве // Перспективные научные направления в моей будущей профессии. Сборник статей по материалам первой Всероссийской научно – практической конференции. 2020. С. 39 – 41.
10. Ильин И.М. Обеспечение конституционного суверенитета России как социального и правового государства // Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10. № 1 – 1. С. 321 – 333.
11. Керимов А.Д. Суверенитет российского государства в контексте формирующегося нового мироустройства // Основные направления построения правового государства: проблемы и пути реализации. Сборник материалов Международной научно – практической конференции. Научный редактор Н.А. Силенко. 2020. С. 61 – 65.
12. Ковалева, Н. Н. Правовое регулирование использования информационных технологий в государственном управлении : монография. — Москва : Проспект, 2020. — 280 с.
13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
14. О лицензировании отдельных видов деятельности : Федер. закон от 04.05.2011 № 99 – ФЗ // СЗ РФ. — 2011. — № 19. — Ст. 2716.
15. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации : Федер. закон от 13.01.1995 № 7 – ФЗ // СЗ РФ. — 1995. — № 3. — Ст. 170.
16. О средствах массовой информации : Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124 – 1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. — 1992. — № 7. — Ст. 300.
17. Об информации, информатизации и защите информации : Федер. закон от 20.02. 1995 № 24 – ФЗ // СЗ РФ. — 1995. — № 8. — Ст. 609.
18. Об участии в международном информационном обмене : Федер. закон от 04.07.1996 № 85 – ФЗ // СЗ РФ. — 1996. — № 28. — Ст. 3347. (Утратил силу.)
19. Правовое пространство: границы и динамика : моногр. / Ю.А. Тихомиров, А.А. Головина, И.В. Плюгина [и др.]; отв. ред. Ю.А. Тихомиров. — М. : Ин – т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ : ИНФРА – М, 2019. — 240 с.
20. Правоведение: учебное пособие / О.В. Кленкина, Е.Г. Шиханова. – Самара: Издательство Самарского университета, 2022. – 152 с.
21. Теория государства и права : учебник / Российский универси – тет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Клишаса. – М.: Статут, 2019. – 512 с.
22. Филипова И.А. Европейское трудовое право: учебное пособие – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2019. – 79 с.