Педагогическа профилактика отрицательного лидерства среди личного состава подразделения

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Военная педагогика
  • 60 60 страниц
  • 44 + 44 источника
  • Добавлена 26.09.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования вопросов отрицательного лидерства у личного состава в военных подразделениях 6
1.1.Теоретические подходы к изучению лидерства 6
1.2.Особенности отрицательного лидерства в рядах личного состава военных подразделений 14
Глава 2.Организация педагогической профилактики отрицательного лидерства среди личного состава подразделения 30
2.1.Педагогическая модель по реализации педагогической профилактической работы по проработке отрицательного лидерства в рядах личного состава военных подразделений 30
2.2.Практические рекомендации по организации педагогической профилактики отрицательного лидерства среди личного состава подразделения 41
Заключение 53
Литература 57

Фрагмент для ознакомления

Описаны особенности отрицательного лидерства в рядах личного состава военных подразделений.В процессе изучения особенностей проявления отрицательного лидерства, выявлены основные этапы, влияющие на формирование лидерства: этап самоопределения личного состава подразделений, дифференциация военнослужащих в первичных коллективах воинской службы, самоорганизация процесс самоуправления группы.Была разработана педагогическая модель по реализации педагогической профилактической работы по проработке отрицательного лидерства в рядах личного состава военных подразделений. Она включает такие направления работы как:- диагностику индивидуально-психологических качеств личности в воинском подразделении; - организацию психологической работы, направленной на сплочение личного состава в рамках фронтальной работы; - организацию досуга личного состава; организацию работы с военным психологом в качестве индивидуальной работы с личным составом воинского подразделения; - установку камер видеонаблюдения в зонах, где располагается личный состав.В работе разработаны и представлены практические рекомендации по организации педагогической профилактикиотрицательного лидерства среди личного состава подразделения. К ним относятся следующие рекомендации:- При организации совместной работы в военном коллективе важно достигнуть согласованность функционально-ролевых ожиданий,- развитие у личного состава общих представлений о динамике коллективных действий, о способах и особенностях взаимодействия в военном коллективе;- активное развитие совместных традиций, норм, общепринятых правил;- личный пример руководящего состава;- организация эмоционально-волевого стиля группового поведения среди личного состава в возникающих конфликтных ситуациях, а также в других сложных ситуациях, требующих правильного нравственного поведения в рядах военнослужащих;- использование активных форм обучения, а также реализация профилактической психологической работы с помощью тренинга для личного состава;- совершенствование процесса взаимоотношений в военном подразделении;- активная работа с выявлением лидерского ядра, с которым необходимо организовать работу;- учет формирования стадий коллектива, которые позволяют учитывать психологические механизмы и особенности развития динамики группового взаимодействия в подразделении. Таким образом, в результате детального анализа определено, что организация и формирование отрицательного лидерства в рядах военных подразделений может быть обусловлено национальными, региональными или социальными признаками.Также выявлено, что на отрицательное лидерство в рядах личного состава военных подразделений существенное влияние оказывает формирование у личности враждебности, которая согласно Фрейду проявляется в регулировании внутригрупповой сплоченности определенной группы.Для того, чтобы создать условия для того, чтобы избежать формирования феномена отрицательного лидерства среди личного состава военных подразделений следует изучить личный состав, основываясь на три вышеуказанных этапа, где особое внимание следует обратить на развитие у эмоционального лидера организаторских способностей. Важно констатировать, что для того, чтобы избежать создания условий для формирования отрицательного лидерства, необходимо:- создать атмосферу единства неофициальной и официальной структуры в воинском подразделении, в такой ситуации отрицательное лидерство избегается с учетом следующих аспектов: внутри коллективное взаимодействие; сближение личного состава; - важно формирование официальных и неофициальных взаимоотношений в рядах личного состава; формирование уставных отношений на базе психологических, идеологических, бытовых и других факторов.В результате организации педагогической профилактики отрицательного лидерства среди личного состава подразделения можно сформулировать следующие выводы:1.На базе теоретического исследования была предложена Педагогическая модель по реализации педагогической профилактической работы по проработке отрицательного лидерства в рядах личного состава, которая 2.В практической части работы предложены практические рекомендации, направленные на профилактику отрицательного лидерства среди личного состава, в основе данных рекомендаций предложены разные направления работы для руководящего состава, которые предпринять. К ним мы отнесли:ЛитератураБеспалов Д.В. Теоретический анализ подходов к пониманию деструктивного лидерства в малых группах // Научный журнал КубГАУ. 2013. №89. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-podhodov-k-ponimaniyu-destruktivnogo-liderstva-v-malyh-gruppah (дата обращения: 14.06.2024).Военная психология. Методология, теория, практика / Р.А. Абдурахманов,А.Я. Анцупов, Б.П. Бархаев и др. М.: Военный университет, 1996. – 341 с.Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологи-ческих исследованиях. – Л.: ЛГУ, 1970. – 139 с.Глушаков В. Е. Психология корпоративного управления / В. Е. Глушаков – Минск: Изд. центр БГУ, 2009. – 175 с. Гутарева Н. Ю. Лидерская позиция в современном обществе / Н. Ю. Гутарева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. –№ 11 (91). – С. 1185-1187.Дубенский И.Б., Машин В.Н. К проблеме формирования лидерского статуса в воинском коллективе // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2012. №1 (3) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-formirovaniya-liderskogo-statusa-v-voinskom-kollektive/viewerДубовская Е.М., Кричевский Р.Л. Феномен идентификации в групповом лидерстве. Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 1980, № 2. – С. 48-58.Евтихов О. В. Лидерство как социально-когнитивный феномен / О. В. Евтихов // Вестн. Высшей школы. — 2010. ― № 7. — С. 76–80. Журавлев А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. − 1988. − Т.9. − № 6. −С.53-64.Караяни А.Г. Как сплотить подразделение? (методы диагностики,ролевые игры, дискуссии, психологические упражнения). − М.: Из-воАСОГТИР, 1993. − 66 с.Каширин В.П. Социальная психология: учебное пособие / В. П. Каширин; НОУ ВПО Российский новый ун-т. – М. :РосНОУ, 2015. – 200 с.Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемыруководства. − М.: Политиздат, 1975. − 271 с.Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. − Минск: Изд-во Белорусского ун-та, 1976. − 352 с.Корчемный П.А. Военная психология:методология, теория, практика / П.А. Корчемный. - М. Воениздат, 2010. – 340 с. Кричевский Е.Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. − 1980. − №2. − С.64-70.Кричевский Е.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малойгруппы: Учебное пособие для вузов. − М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с.Кричевский Е.Л., Маржине А.В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом / Отв. ред. В.Л. Ляудис. − Кишинев: Штиинца, 1991. − 126 с.Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие. М.: Статут, 2007. – 542 с. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. − М.:Изд-во Моск. ун-та, 1991. − 207 с. Кузьменко Б.В. Социальные процессы в воинских коллективах какобъект системного анализа и управления. − М.: ВПА, 1990. − 72 с.КузЛенин В.И. Письмо к товарищу о наших организационных задачах// Пола.собр.соч.-Т.7. – С.14.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. – 304 с.Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. − М.:Педагогика, 1988. − 128 с.Макаров В.А. Социально-психологические условия деятельностно-группового регулирования взаимоотношений военнослужащих срочнойслужбы: автореф. дис. ...канд. психол. наук. − М., 1994. – 23 с.Махиня С.В. Психологические особенности воспитательной работы с военнослужащими, бывшими участниками неформальных объединений: автореф. дис.... канд. психол. наук. – М., 1992. – 22 с.Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. – Л.: Наука, 1981. – 192 с.Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник. - М.: Профиздат, 1991. – 192 с.Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. – 180 с.Платонов Ю.П. Путь к лидерству. СПб.: Речь, 2006. – 348 с.Подорога ВЛ. Групповая деятельность в экстремальных условиях и формирование некоторых личностных свойств // Личность в системе коллективных отношений. – Тез.докладов к Всероссийской конференции. – Курск, 1998. – С.193-194.Полянский М.С. Предупреждение отрицательного лидерства в первичныхвоинских коллективах (социально-психологическое исследование): Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 1991. – 22 с.Романова М. В. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы лидерства в науке // МНКО. 2010. №1. С 192 – 194 Семина Д.В. Зарубежные исследования психологии лидерства / Д.В. Семина // Молодой ученый. – 2022. – № 37 (432). – С. 162-164Синягин Ю.В. Динамика процесса коллективообразования // Вопросы психологии. – 1992. – №1. – С.111-117.Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 448 с.Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность / Под ред. К.К. Платонова и др. – М., 1975. –С.79.Утлик Э.П. Психология дисциплины. – М.: ГА ВС, 1992. – 186 с.Ушакова Т.Н. Психология современного лидерства: Американские исследования / Т. Н. Ушакова – М.: Когито-Центр, 2007. – 288 с.Феденко Н.Ф., Галицкий В.П. Психологические аспекты предупреждения конфликтных ситуаций в воинских коллективах.-М.; ША;1981. – С. 12.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологи-ческая диагностика развития личности и малых групп: Учебное пособие. - М.: Институт Психотерапии, 2002. – 490 с.Хуснутдинов А.А., Хациева И.А. Культурно-досуговая работа в части: содержание, организация, методы и формы // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018002947https://scienceforum.ru/2018/article/2018002947 (дата обращения: 27.08.2024).Шейнов В.П. Психология лидерства и власти. – М.: Ось-89, 2008. – 604 с.Энгельс Ф. Анти-Дюринг / Д'аркс К., Энгельс 3, Соч.-2-е изд. -T.20.-C. 104.

1. Беспалов Д.В. Теоретический анализ подходов к пониманию деструктивного лидерства в малых группах // Научный журнал КубГАУ. 2013. №89. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-podhodov-k-ponimaniyu-destruktivnogo-liderstva-v-malyh-gruppah (дата обращения: 14.06.2024).
2. Военная психология. Методология, теория, практика / Р.А. Абдурахманов, А.Я. Анцупов, Б.П. Бархаев и др. М.: Военный университет, 1996. – 341 с.
3. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологи-ческих исследованиях. – Л.: ЛГУ, 1970. – 139 с.
4. Глушаков В. Е. Психология корпоративного управления / В. Е. Глушаков – Минск: Изд. центр БГУ, 2009. – 175 с.
5. Гутарева Н. Ю. Лидерская позиция в современном обществе / Н. Ю. Гутарева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. –
№ 11 (91). – С. 1185-1187.
6. Дубенский И.Б., Машин В.Н. К проблеме формирования лидерского статуса в воинском коллективе // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2012. №1 (3) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-formirovaniya-liderskogo-statusa-v-voinskom-kollektive/viewer
7. Дубовская Е.М., Кричевский Р.Л. Феномен идентификации в групповом лидерстве. Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 1980, № 2. – С. 48-58.
8. Евтихов О. В. Лидерство как социально-когнитивный феномен / О. В. Евтихов // Вестн. Высшей школы. — 2010. ― № 7. — С. 76–80.
9. Журавлев А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. − 1988. − Т.9. − № 6. − С.53-64.
10. Караяни А.Г. Как сплотить подразделение? (методы диагностики, ролевые игры, дискуссии, психологические упражнения). − М.: Из-во АСОГТИР, 1993. − 66 с.
11. Каширин В.П. Социальная психология: учебное пособие / В. П. Каширин; НОУ ВПО Российский новый ун-т. – М. : РосНОУ, 2015. – 200 с.
12. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. − М.: Политиздат, 1975. − 271 с.
13. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. − Минск: Изд-во Белорусского ун-та, 1976. − 352 с.
14. Корчемный П.А. Военная психология: методология, теория, практика / П.А. Корчемный. - М. Воениздат, 2010. – 340 с.
15. Кричевский Е.Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. − 1980. − №2. − С.64-70.
16. Кричевский Е.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. − М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с.
17. Кричевский Е.Л., Маржине А.В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом / Отв. ред. В.Л. Ляудис. − Кишинев: Штиинца, 1991. − 126 с.
18. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие. М.: Статут, 2007. – 542 с.
19. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. − М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. − 207 с.
20. Кузьменко Б.В. Социальные процессы в воинских коллективах как объект системного анализа и управления. − М.: ВПА, 1990. − 72 с.
21. Куз
22. Ленин В.И. Письмо к товарищу о наших организационных задачах// Пола.собр.соч.-Т.7. – С.14.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
24. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. − М.: Педагогика, 1988. − 128 с.
25. Макаров В.А. Социально-психологические условия деятельностно-группового регулирования взаимоотношений военнослужащих срочной службы: автореф. дис. ...канд. психол. наук. − М., 1994. – 23 с.
26. Махиня С.В. Психологические особенности воспитательной работы с военнослужащими, бывшими участниками неформальных объединений: автореф. дис.... канд. психол. наук. – М., 1992. – 22 с.
27. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. – Л.: Наука, 1981. – 192 с.
28. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник. - М.: Профиздат, 1991. – 192 с.
29. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. – 180 с.
30. Платонов Ю.П. Путь к лидерству. СПб.: Речь, 2006. – 348 с.
31. Подорога ВЛ. Групповая деятельность в экстремальных условиях и формирование некоторых личностных свойств // Личность в системе коллективных отношений. – Тез. докладов к Всероссийской конференции. – Курск, 1998. – С.193-194.
32. Полянский М.С. Предупреждение отрицательного лидерства в первичных воинских коллективах (социально-психологическое исследование): Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 1991. – 22 с.
33. Романова М. В. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы лидерства в науке // МНКО. 2010. №1. С 192 – 194
34. Семина Д.В. Зарубежные исследования психологии лидерства / Д.В. Семина // Молодой ученый. – 2022. – № 37 (432). – С. 162-164
35. Синягин Ю.В. Динамика процесса коллективообразования // Вопросы психологии. – 1992. – №1. – С.111-117.
36. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 448 с.
37. Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность / Под ред. К.К. Платонова и др. – М., 1975. –С.79.
38. Утлик Э.П. Психология дисциплины. – М.: ГА ВС, 1992. – 186 с.
39. Ушакова Т.Н. Психология современного лидерства: Американские исследования / Т. Н. Ушакова – М.: Когито-Центр, 2007. – 288 с.
40. Феденко Н.Ф., Галицкий В.П. Психологические аспекты предупреждения конфликтных ситуаций в воинских коллективах.-М.; ША;1981. – С. 12.
41. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологи-ческая диагностика развития личности и малых групп: Учебное пособие. - М.: Институт Психотерапии, 2002. – 490 с.
42. Хуснутдинов А.А., Хациева И.А. Культурно-досуговая работа в части: содержание, организация, методы и формы // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018002947https://scienceforum.ru/2018/article/2018002947 (дата обращения: 27.08.2024).
43. Шейнов В.П. Психология лидерства и власти. – М.: Ось-89, 2008. – 604 с.
44. Энгельс Ф. Анти-Дюринг / Д'аркс К., Энгельс 3, Соч.-2-е изд. -T.20.-C. 104.