Медиа-истории формирования образа Древнего Египта
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 29.09.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИА-ИСТОРИЙ 5
1.1 Понятие медиа-история и ее специфика 5
1.2 Типовые элементы сюжета для создания образа прошлого 8
ГЛАВА 2. МЕДИА-ИСТОРИИ О ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ 13
2.1 Анализ медиа-историй на разных платформах 13
2.2 Отбор медиа-историй и анализ их ключевых моментов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Интернет источники 36
Рубрики – «Вопрос-ответ» обеспечивает детальные ответы администраторов на вопросы подписчиков; «Киносеанс», в рамках которой рекомендуют научно-популярные фильмы о Древнем Египте и запускают опросы для обсуждения фильмов с аудиторией; «ЮморРагор», где публикуются посты в юмористическом жанре.В меню для удобства пользователей предусмотрена вкладка с навигацией с ссылками на альбомы. Кроме того, есть раздел, где представлена информация о членах клуба, их персонажей, которых они играют.Для данного исследования была выведена метрика сообщества «КИР РАГОР Древний Египет» ВКонтакте (Рисунок 13). Рисунок 13Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что каналы и сообщества, посвященные Древнему Египту, являются наиболее популярными в социальной сети ВКонтакте. Обнаружено, что в данной социальной сети существует значительное количество групп, посвященных данной древней цивилизации, которые активно функционируют в настоящее время. Одновременно выявлено, что наименьшее количество каналов, посвященных Древнему Египту, прослеживается в мессенджере Telegram и на платформе Дзен. Следует отметить, что данные каналы прекратили привлекать активное внимание аудитории, судя по проведенному анализу метрик.Кроме того, в большинстве случаев внимание аудитории задерживаетсяне только благодаря публикациям в научном стиле, но и за счетразнообразных рубрик и форматов контента, представленных в данных группах.2.2 Отбор медиа-историй и анализ их ключевых моментовКлючевыми и типовыми элементами образа Древнего Египта в своем большинстве выступают следующие элементы:Иероглифы и характерные графичные черты письменности, с элементами изображения силуэтов людей и животных, а также людей в масках животных, которые приравниваются к изображению божества, для расширения представлений о содержании письма, большинство которых использовалось для обозначения монументальности надписи и ее значимости, а в политической и других сферах жизни людей Древнего Египта использовалась форма иеротического письма, то есть более стандартизированная и менее вычурная, что недостаточно освещается и подчеркивается в ненаучной среде, а следовательно ведет к стереотипности представлений и ассоциативного ряда «Древний Египет – иероглифы». Архитектурные узнаваемые элементы – египетские пирамиды, и их назначение в древнеегиптском периоде развития цивилизации, а также внимание к методике их постройки. Архитектура пирамид эпохи Древнего Египта привлекает внимание достаточно широкой аудитории, которая интересуется историей Египта, как с точки зрения развлекательного содержания, туристического, так и околонаучного. В том числе распространяется стереотипность представлений о назначении пирамид и их использование, как места захоронения исключительно фараона и знати, что в свою очередь опровергается учеными в различных источниках. Мистификация захоронений фараонов, как стереотип, привлекает внимание аудитории своей загадочностью и необъяснимостью для обывателя, например, как отравление исследователей при вскрытий гробниц, что на самом деле с научной точки зрения объясняется избыточным скопление биологически-активных компонентов, при разложении органики, и законсервированных в изолированном месте посредством гробницы, а также несоблюдение техники безопасности исследователями на заре XIXвека, которые не обладали, в виду недостаточного развития науки на данном этапе, знаниями о микробиологической бактериальной среде. Идеализация внешнего облика правителей Древнего Египта, в частности Клеопатры, чему способствовала популяризация образа в киноиндустрии XX века, и что опровергается учеными, а также современными исследованиями останков представителей Древнего Египта, и оценка внешнего вида современного человека того периода, а также исследованиями в области представлений о красоте и признаках идеального образа в культуре Древнего Египта, что существенно отличается от современных представлений, так как совершенство персоны подчеркивалось в Древнем Египте образованностью и ораторскими способностями, а следовательно успешными политическими начинаниями, что обеспечивало безопасность государства, и приравнивалось к обожествлению персонажа среди обывателей Древнего Египта. Языческая религия, стреотипизация животных и обожествление их характеристик и поведения во взаимоотношениях с человеком, наделением этого поведения сакрального смысла. Так наиболее популярным образом служит образ кошки, скарабея, человека в маске, похожей на маску собаки или волка, сфинкса. Все перечисленные стереотипы неотъемлемо транслируются при передаче истории и сюжетов истории Древнего Египта в вышеуказанных каналах на представленных платформах. Таково современное представление о Древнем Египте, которое формируется в устойчивых образах, представленных современными авторами. Однако, мало, кто из авторов обращается к источникам, которые представляют образ Древнего Египта и сообщают нам о том, каковы были представления исследователей Древнего Египта в начале XX века, в середине XIXвека, или, например, в очерках историков России этого периода и на стыке веков. В том числе в меньшей степени представляется информация о том, например, как представляли себе Египет в Римской империи того же периода древности, и как Египет представлялся в информационной среде, а она так или иначе присутствовала, будучи элементом социального взаимодействия внутри всех слоев населения в эпоху Древнего Рима. То есть, можно заключить, что авторы исследованных каналов не обращаются к медиаистории, как таковой, а выступают транслятором относительно современных представлений и образов Древнего Египта, так как представления о Древнем Египте в эпоху Бонапарта и в эпоху лидерства англо-саксонской колонизации существенно отличались друг от друга. И, если в эпоху Наполеона Бонапарта Египет и его культура рассматривался, как совершенно новый источник обогащения и расширения политического влияния, а следовательно изучение культуры, в том числе Древнего Египта рассматривался, как источник новых знаний, то в эпоху викторианского освоения территории Египта, между историей Древнего Египта и Индии проводились значительные параллели и смещение интересов было направлено на получение нового источника коммерческого и экономического дохода для завоевателей, а история Древнего Египта и сохранившиеся артефакты, как хранилище этого финансового достояния, что соответственно транслировалось в информационной среде для общества в указанном периоде. Упрощенные и систематизированные представления об образе, истории, этносе, культуре и регионе, информация о котором транслируется для широкой публики и аудитории теми или иными способами, становится трансляцией приоритетности суждения общественного мнения, и выявление действительно значимых интересов и тематик для общества в изучаемый период. Аналитика представленных тематических каналов в публичном пространстве современных цифровых платформ показывает, что существенных изменений в отношении образа Древнего Египта в широком представлении аудитории в долгосрочном течении времени существенно не изменилось и не получило значимых деформаций стереотипного представления, а также сохранило для широкой аудитории и потребителя околонаучные сюжетные линии, которые поддерживаются личным отношением авторов в современной медиаистории. ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог можно сделать заключение, что современное понимание медиаистории, как явления, как междисциплинарного направления, требует конкретизации и тщательного внедрения, как метода и способа изучения общественной среды, ее приоритетов, социальных, политических и экономически значимых процессов для общества. А также может выступить возможностью более детального изучения культурной среды общества того, периода, который изучается посредством медиаистории. Современные технологии дают возможность расширения представлений о средствах массовой коммуникации и средствах массовой информации, что позволяет медиа среде обретать новые черты и значимость для общества и социальной среды, как обеспечительного метода получения информации, которая отвечает социальному запросу в частном и общем порядке. В том числе следует определять возможности расширения критериев медиаистории, как способа изучения истории и культуры. В зависимости от потребностей современного общества, меняются его представления о том или ином образе, а также отношение к нему, исходя из потребностей общества, следовательно социология и философия также могут использовать медиа историю для расширения представлений о том или ином объекте, явлении и или процессе, имеющих значимость для цивилизационного развития. Говоря о современной медиаистории Древнего Египта и формирования его образа для современного общества, следует отметить, что ценность знаний об этом периоде развития цивилизации и истории существенно отличается от более раннего периода и, если в XIX-XX вв. это было общественно значимым с точки зрения культурного течения жизни и социально значимого в качестве модного течения среди большинства, то сегодняшний интерес к периоды Древнего Египта для широкой аудитории потерял свою актуальность, и сохраняется как частная тенденция неширокого круга лиц и носит характер научно-популярного, развлекательного контента.В виду динамично развивающегося общества, его цифровизации, а также глобальные изменения в политической среде мира, не исключено, что динамика интереса, а следовательно, медиаистория и образ Древнего Египта будет меняться в обществе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫОсновная литератураБольшой толковый социологический словарь, 2013, Москва, т. 2., С. 352.Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогики, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: гос.пед.инст-т. 2010, Таганрог, С. 286.Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. ст. 2, гл. I «Средства массовой информации. Основные понятия».Вартанова Е.Л. Медиаэкономика в системе современных исследований СМИ, Экономика СМИ №1, 2004.Добросклонская Т. Медиалингвистика: теория, методы, направления, 2020, С. 24.Савчук В. В. ,Медиафилософия: Приступ реальности. СПБ.: изд-во РХГА, 2013, С. 34.Кириллова Н. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2-е изд., М.: Академический проспект, 2010, С. 28.Розенталь М.М., Юдин П.Ф. философский словарь. Политиздат. М., 1963, С. 544.Богдан Е.Н. Медиаобраз России, как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики. Москва, 2007.Галининская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблемы его реконструкции в современной лингвистике, Москва, 2013, С. 91. Богдан Е.Н. Медиаобраз России, как понятие теории журналистики. Москва, 2007, С. 122-127.Чижма В.С. СМИ как подсистема культуры. Омский научный вестник, 2010, №3 (88), С. 254-257. Bar-Tal D. Formation and Change of Ethnic and National Stereotypes: An Integrative Model // International Journal of Intercultural Relations. 1997. № 21 (4). P. 491–523. Леонтьева О. Б. Образы исторической реальности в современной отечественной историографии // Историческая экспертиза. СПб. :НесторИстория, 2015. № 2 (3). С. 4–19.Kornacki K. Film ihistoria. URL : edukacjafilmowa.pl/author/krzysztof-kornacki/ Груздева Е.Ю. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2009. С. 275-278.Тураев Б.А. Египетская литература. – СПб.: Журнал «Нева»; «Летний Сад», 2000. Васильев Ю.М. Деструкция органических веществ при двуактных погребениях. Вестник ДВО РАН, 2005, №2.Fantham E. The Image of Woman in Propertius' Poetry // Brill's Companion to Propertius / Ed. H.-C. Gunther. Leiden: Brill, 2006. P. 183-199Ассман, Я. (1999), Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации, М: Присцельс. Прусская Е. А. Французская экспедиция в Египет 1798-1801 гг.: Взаимное восприятие двух цивилизаций – М.: РОССПЭН, 2016, С. 183.Интернет источники4. Сайт: CYBERLENINKA[электронный ресурс] // URLhttps://cyberleninka.ru/article/n/mediaistoriya-ot-ponimaniya-k-opredeleniyu-suti-i-ponyatiya (дата обращения: 10.03.2024)5. Сайт: INCLIENT[электронный ресурс] // URL: https://inclient.ru/dzen-stats/ (дата обращения: 29.03.2024)6. Сайт: Similarweb [электронный ресурс] https://www.similarweb.com/ru/(дата обращения: 29.03.2024)7. Канал «Египет с Ондрашем» [электронный ресурс] // URL: https://dzen.ru/id/5feeca1eaed88a7c9bd164f3?_csrf=417139754d785161f364fede83d82eb3974fbaed-1713832246178-1397527869-8652476931599304876%3A0&sid=107428369210147587 (Дата обращения: 31.03.2024)8. Сайт: ZENSTAT. [электронный ресурс] // URL: https://zenstat.ru/stat/channels/?search=&sort=subscribers&order=desc&offset=0&limit=50&title=&description=&blocks%5B%5D=prop--exclude_40x&subscribers_min=&subscribers_max= (Дата обращения: 18.04.2024)9. Канал «Папирус бывшего жреца» [электронный ресурс] // URL: https://dzen.ru/a/XdRhbhgYe3qmIv3r(Дата обращения: 31.03.2024)10. Канал «Древний Египет» [электронный ресурс] // URL: https://dzen.ru/a/XdRhbhgYe3qmIv3r(Дата обращения: 31.03.2024)11. Канал «Загадочный Древний Египет» [электронный ресурс] // URL: https://t.me/mysteries_of_egypt(Дата обращения: 31.03.2024)12. Сервис: Popsters[электронный ресурс] // URL: https://popsters.ru/app/dashboard(Дата обращения: 18.04.2024)Канал «Древний Египет» [электронный ресурс] // URL:https://t.me/crypttales(Дата обращения: 31.03.2024)13. Канал «Египтология. Наука и Древний Египет» [электронный ресурс] // URL:https://t.me/egyptologynauka(Дата обращения: 31.03.2024)14. Сообщество «Древний Египет || Египтология» [электронный ресурс] // URL:https://vk.com/mysteriesofegypt (Дата обращения: 31.03.2024)15. Сообщество «Любимый Древний Египет» [электронный ресурс] // URL: https://vk.com/club172366798(Дата обращения: 31.03.2024)16. Сообщество «КИР РАГОР Древний Египет» [электронный ресурс] // UR: https://vk.com/uhemmesut_sanhtaui(Дата обращения: 31.03.2024)
1. Большой толковый социологический словарь, 2013, Москва, т. 2., С. 352.
2. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогики, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: гос.пед.инст-т. 2010, Таганрог, С. 286.
3. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. ст. 2, гл. I «Средства массовой информации. Основные понятия».
4. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика в системе современных исследований СМИ, Экономика СМИ №1, 2004.
5. Добросклонская Т. Медиалингвистика: теория, методы, направления, 2020, С. 24.
6. Савчук В. В. , Медиафилософия: Приступ реальности. СПБ.: изд-во РХГА, 2013, С. 34.
7. Кириллова Н. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2-е изд., М.: Академический проспект, 2010, С. 28.
8. Розенталь М.М., Юдин П.Ф. философский словарь. Политиздат. М., 1963, С. 544.
9. Богдан Е.Н. Медиаобраз России, как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики. Москва, 2007.
10. Галининская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблемы его реконструкции в современной лингвистике, Москва, 2013, С. 91.
11. Богдан Е.Н. Медиаобраз России, как понятие теории журналистики. Москва, 2007, С. 122-127.
12. Чижма В.С. СМИ как подсистема культуры. Омский научный вестник, 2010, №3 (88), С. 254-257.
13. Bar-Tal D. Formation and Change of Ethnic and National Stereotypes: An Integrative Model // International Journal of Intercultural Relations. 1997. № 21 (4). P. 491–523.
14. Леонтьева О. Б. Образы исторической реальности в современной отечественной историографии // Историческая экспертиза. СПб. : НесторИстория, 2015. № 2 (3). С. 4–19.
15. Kornacki K. Film i historia. URL : edukacjafilmowa.pl/author/krzysztof-kornacki/
16. Груздева Е.Ю. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2009. С. 275-278.
17. Тураев Б.А. Египетская литература. – СПб.: Журнал «Нева»; «Летний Сад», 2000.
18. Васильев Ю.М. Деструкция органических веществ при двуактных погребениях. Вестник ДВО РАН, 2005, №2.
19. Fantham E. The Image of Woman in Propertius' Poetry // Brill's Companion to Propertius / Ed. H.-C. Gunther. Leiden: Brill, 2006. P. 183-199
20. Ассман, Я. (1999), Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации, М: Присцельс.
21. Прусская Е. А. Французская экспедиция в Египет 1798-1801 гг.: Взаимное восприятие двух цивилизаций – М.: РОССПЭН, 2016, С. 183.
Интернет источники
4. Сайт: CYBERLENINKA [электронный ресурс] // URL https://cyberleninka.ru/article/n/mediaistoriya-ot-ponimaniya-k-opredeleniyu-suti-i-ponyatiya (дата обращения: 10.03.2024)
5. Сайт: INCLIENT [электронный ресурс] // URL: https://inclient.ru/dzen-stats/ (дата обращения: 29.03.2024)
6. Сайт: Similarweb [электронный ресурс] https://www.similarweb.com/ru/ (дата обращения: 29.03.2024)
7. Канал «Египет с Ондрашем» [электронный ресурс] // URL: https://dzen.ru/id/5feeca1eaed88a7c9bd164f3?_csrf=417139754d785161f364fede83d82eb3974fbaed-1713832246178-1397527869-8652476931599304876%3A0&sid=107428369210147587 (Дата обращения: 31.03.2024)
8. Сайт: ZENSTAT. [электронный ресурс] // URL: https://zenstat.ru/stat/channels/?search=&sort=subscribers&order=desc&offset=0&limit=50&title=&description=&blocks%5B%5D=prop--exclude_40x&subscribers_min=&subscribers_max= (Дата обращения: 18.04.2024)
9. Канал «Папирус бывшего жреца» [электронный ресурс] // URL: https://dzen.ru/a/XdRhbhgYe3qmIv3r (Дата обращения: 31.03.2024)
10. Канал «Древний Египет» [электронный ресурс] // URL: https://dzen.ru/a/XdRhbhgYe3qmIv3r (Дата обращения: 31.03.2024)
11. Канал «Загадочный Древний Египет» [электронный ресурс] // URL: https://t.me/mysteries_of_egypt (Дата обращения: 31.03.2024)
12. Сервис: Popsters [электронный ресурс] // URL: https://popsters.ru/app/dashboard (Дата обращения: 18.04.2024)
Канал «Древний Египет» [электронный ресурс] // URL: https://t.me/crypttales (Дата обращения: 31.03.2024)
13. Канал «Египтология. Наука и Древний Египет» [электронный ресурс] // URL: https://t.me/egyptologynauka (Дата обращения: 31.03.2024)
14. Сообщество «Древний Египет || Египтология» [электронный ресурс] // URL: https://vk.com/mysteriesofegypt (Дата обращения: 31.03.2024)
15. Сообщество «Любимый Древний Египет» [электронный ресурс] // URL: https://vk.com/club172366798 (Дата обращения: 31.03.2024)
16. Сообщество «КИР РАГОР Древний Египет» [электронный ресурс] // UR: https://vk.com/uhemmesut_sanhtaui (Дата обращения: 31.03.2024)