Особенности развития активного словая детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 25 25 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 31.10.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
I. Пояснительная записка 3
1.1. Квалификационные характеристики 3
1.2. Особенности развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста 4
II. Проектная часть. Комплект материалов по развитию активного словаря у детей старшего дошкольного 15
2.1. Планирование работы по развитию активного словаря у детей старшего дошкольного возраста 15
2.2. Картотека дидактических игр по развитию активного словаря у детей старшего дошкольного возраста 17
Список использованных источников 23

Фрагмент для ознакомления

Данная методика позволяет изучить объем словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.Далее необходимо провести дидактические игры по развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста. Проведение игр будет происходить в первой половине дня во время образовательной деятельности. Таблица - План проведения дидактических игр по развитию активного словаря детей старшего дошкольного возрастаДата проведения игры№ игрыЦель проведения игры03.091актуализация знаний об употреблении глаголов05.092актуализация словаря старшего дошкольника10.093актуализация обобщающих слов12.094актуализация словаря по теме «профессии»17.095формирование понимания слова исходя из его описания19.096активизация словаря по теме «животные»24.097расширение и активизация словаря относительно категорий предметов26.098расширение знаний об употреблении глаголов с именами прилагательными01.109уточнение значения слов03.1010уточнение значения слов08.1011актуализация значения слов10.1012актуализация значения слов2.2. Картотека дидактических игр по развитию активного словаря у детей старшего дошкольного возрастаОдним из эффективных средств по развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста является игровая деятельность. Нами были подобраны игры, которые могут быть использованы воспитателями в ДОУ для расширения и активизации словарного запаса старших дошкольников.Игра № 1.Кто и что делает?Цель: актуализация знаний об употреблении глаголов.Ход игры. Воспитатель по очереди называет какое-то слово дошкольникам. Их задача – назвать как можно больше действий, которые может совершить объект.Пример: кошка – мяукает, бегает, лежит, перепрыгивает, лакает и т.д.Игра № 2. Назови.Цель: актуализация словаря старшего дошкольника.Ход игры. Воспитатель просит детей внимательно осмотреть группу и назвать по 3 предмета, имеющих определенные характерные черты. Пример: назови 3 красных предмета, которые ты видишь в группе.Игра № 3. Обобщающие слова.Цель: актуализация обобщающих слов.Ход игры. Дошкольник берет карточку со стола, называет слов, которые изображены на ней, а затем – указывает обобщающее слово.Игра № 4. Профессии.Цель: актуализация словаря по теме «профессии».Ход игры. Воспитатель задает вопросы дошкольникам, а они отвечают.Пример: кто красит стены? Маляр. Кто управляет самолетом? Пилот.Игра № 5. Отгадай предмет.Цель: формирование понимания слова исходя из его описания.Ход игры. Воспитатель описывает предметы, а дошкольники отгадывают их по описанию.Пример: дверь, стены, пол, потолок, окно. Это комната.Игра № 6. Животные и их детеныши.Цель: активизация словаря по теме «животные».Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе карточки с животными и их детенышами. Дошкольники по очереди собирают карточки одного животного и называют их.Игра № 7. Мяч бросай.Цель: расширение и активизация словаря относительно категорий предметов.Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель берет мяч и бросает его одному из дошкольников со словами: «Мяч бросай, круглые предметы называй». Дошкольник должен назвать 5 слов, относящихся к данной категории. В игре могут быть использованы различные категории: фрукты, овощи, тяжелые предметы, гладкие предметы, колючие предметы, одежда и т.д.Игра № 8. Кто и как передвигается?Цель: расширение знаний об употреблении глаголов с именами прилагательными.Ход игры. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на картинки, на которых изображены люди и животные. У каждого ребенка своя картинка. Сначала он рассказывает, что видит на картинке. Затем ему необходимо сказать, как передвигается человек или животное, изображенное на картинке. Например, бабочка летает. После, педагог просит привести примеры других объектов (насекомых, животных и т.д.), которые могут выполнять это же действие.Игра № 9. Бывает – не бывает.Цель: уточнение значения слов.Ход игры. Воспитатель предлагает дошкольникам утверждения, которые нужно подтвердить или опровергнуть. Если в предложении содержится ошибка, то дошкольнику необходимо исправить ее.Пример: у чайника есть носик, а у кружки – ушки. Яблоко соленое, а лимон – кислый.Игра № 10. Угадай слово.Цель: уточнение значения слов.Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми карточки. Дошкольники по очереди выбирают для себя карточку, но не берут ее. Им необходимо назвать три слова, описывающие изображение на карточке. При этом, они могут называть слова разных частей речи. Главное, чтобы оно описывало изображенный объект.Пример: колючее, теплое, осень – пальто.Игра № 11. Для чего это нужно?Цель: актуализация значения слов.Ход игры. Воспитатель показывает дошкольникам карточку и спрашивает, для чего нужен рисунок, изображенный на ней. Что им можно делать или как его использовать.Игра № 12. Без чего не бывает?Цель: актуализация значения слов.Ход игры. Воспитатель предлагает посмотреть дошкольникам на изображение и сказать, без чего не может существовать изображенный объект.Список использованных источниковАлексеева М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.Андрусякова, И. П. Особенности формирования словаря у старших дошкольников / И. П. Андрусякова // Наука через призму времени. – 2020. – № 8(41). – С. 50-54.Белая, Ю. Е. Психолого-педагогические особенности формирования словаря в период старшего дошкольного детства / Ю. Е. Белая // Высокие технологии и инновации в науке. – Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2023. – С. 15-17.Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.Горбунова, Н. В. Особенности развития словаря старших дошкольников в разных видах речевой деятельности / Н. В. Горбунова // Стратегии социально-экономического развития Северного региона Крыма на долгосрочный период. – Армянск: Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Армянске, 2018. – С. 162-168.Горячева, Н. И. Работа над смысловой стороной слова как фактор развития словаря старших дошкольников / Н. И. Горячева // Ребёнок в языковом и образовательном пространстве. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2021. – С. 181-184.Гребенкина, О. А. Практические рекомендации по формированию активного словаря у старших дошкольников / О. А. Гребенкина, А. В. Перепечаева // Вестник научных конференций. – 2023. – № 11-7(99). – С. 40-42.Губина, Ю.В. Развитие смысловой стороны слова у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с синонимами и многозначными словами / Ю.В. Губина // В сборнике: Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве. Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. - 2019. - С. 28-32.Измайлова, Р. Г. Развитие словаря детей посредством дидактических игр и игровой деятельности / Р. Г. Измайлова, Д. Д. Тишина // Студенческая наука Подмосковью. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2023. – С. 202-205.Каретникова, Г. В. Методы и приемы активизации словаря старших дошкольников / Г. В. Каретникова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2022. – № 12. – С. 254-257.Кирова, О. Н. развитие точности словоупотребления у детей старшего дошкольного возраста / О. Н. Кирова // Филологическое образование в период детства. – 2016. – № 23. – С. 21-25.Коновалова, Е. Ю. Теоретический анализ проблемы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста / Е. Ю. Коновалова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 11-1. – С. 113-117.Кузнецова, Н. Н. Словарный запас старших дошкольников: формирование, развитие и совершенствование / Н. Н. Кузнецова // Проблемы и перспективы развития дошкольного. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2022. – С. 217-219.Развитие словаря детей дошкольного возраста : хрестоматия / авт.-сост. О. А. Бизикова. – Нижневартовск: НВГУ, 2019 – 136 с.Рыспаева, В. Б. Особенности словарного запаса старшего дошкольника / В. Б. Рыспаева // В мире научных открытий / Центр научной мысли. – Таганрог: ООО "Издательство "Спутник+", 2023. – С. 95-98.Сат, Н. Д. Некоторые аспекты речевого развития дошкольников / Н. Д. Сат // Вестник Тувинского государственного университета. №4 Педагогические науки. – 2019. – № 4(55). – С. 56-61.Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников : учеб.-метод. пособие / Ф. А. Сохин ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 2-е изд. - Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2005 (ФГУП ИПФ Воронеж). - 223 с.Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. - Москва: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 240 с.Ушакова, О.С. Методика развития детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 287 с.Яшина, Н. Ю. Деятельностный и интегративный подходы в развитии активного словаря старших дошкольников / Н. Ю. Яшина, Н. Н. Морозова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2022. – № 4. – С. 55-64.

1. Алексеева М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Андрусякова, И. П. Особенности формирования словаря у старших дошкольников / И. П. Андрусякова // Наука через призму времени. – 2020. – № 8(41). – С. 50-54.
3. Белая, Ю. Е. Психолого-педагогические особенности формирования словаря в период старшего дошкольного детства / Ю. Е. Белая // Высокие технологии и инновации в науке. – Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2023. – С. 15-17.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
5. Горбунова, Н. В. Особенности развития словаря старших дошкольников в разных видах речевой деятельности / Н. В. Горбунова // Стратегии социально-экономического развития Северного региона Крыма на долгосрочный период. – Армянск: Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Армянске, 2018. – С. 162-168.
6. Горячева, Н. И. Работа над смысловой стороной слова как фактор развития словаря старших дошкольников / Н. И. Горячева // Ребёнок в языковом и образовательном пространстве. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2021. – С. 181-184.
7. Гребенкина, О. А. Практические рекомендации по формированию активного словаря у старших дошкольников / О. А. Гребенкина, А. В. Перепечаева // Вестник научных конференций. – 2023. – № 11-7(99). – С. 40-42.
8. Губина, Ю.В. Развитие смысловой стороны слова у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с синонимами и многозначными словами / Ю.В. Губина // В сборнике: Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве. Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. - 2019. - С. 28-32.
9. Измайлова, Р. Г. Развитие словаря детей посредством дидактических игр и игровой деятельности / Р. Г. Измайлова, Д. Д. Тишина // Студенческая наука Подмосковью. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2023. – С. 202-205.
10. Каретникова, Г. В. Методы и приемы активизации словаря старших дошкольников / Г. В. Каретникова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2022. – № 12. – С. 254-257.
11. Кирова, О. Н. развитие точности словоупотребления у детей старшего дошкольного возраста / О. Н. Кирова // Филологическое образование в период детства. – 2016. – № 23. – С. 21-25.
12. Коновалова, Е. Ю. Теоретический анализ проблемы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста / Е. Ю. Коновалова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 11-1. – С. 113-117.
13. Кузнецова, Н. Н. Словарный запас старших дошкольников: формирование, развитие и совершенствование / Н. Н. Кузнецова // Проблемы и перспективы развития дошкольного. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2022. – С. 217-219.
14. Развитие словаря детей дошкольного возраста : хрестоматия / авт.-сост. О. А. Бизикова. – Нижневартовск: НВГУ, 2019 – 136 с.
15. Рыспаева, В. Б. Особенности словарного запаса старшего дошкольника / В. Б. Рыспаева // В мире научных открытий / Центр научной мысли. – Таганрог: ООО "Издательство "Спутник+", 2023. – С. 95-98.
16. Сат, Н. Д. Некоторые аспекты речевого развития дошкольников / Н. Д. Сат // Вестник Тувинского государственного университета. №4 Педагогические науки. – 2019. – № 4(55). – С. 56-61.
17. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников : учеб.-метод. пособие / Ф. А. Сохин ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 2-е изд. - Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2005 (ФГУП ИПФ Воронеж). - 223 с.
18. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. - Москва: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 240 с.
19. Ушакова, О.С. Методика развития детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 287 с.
20. Яшина, Н. Ю. Деятельностный и интегративный подходы в развитии активного словаря старших дошкольников / Н. Ю. Яшина, Н. Н. Морозова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2022. – № 4. – С. 55-64.