Роль проектной деятельности формировании исследовательских умений у младших школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 31 31 страница
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 05.10.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Сущность понятия «исследовательские умения» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Проектирование как средство формирования исследовательских умений во внеурочной деятельности 8
Выводы по главе I 15
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
2.1. Диагностика первичного уровня сформированности исследовательский умений у младших школьников 17
2.2. Разработка и внедрение комплекса проектов по внеурочной деятельности, направленных на формирование исследовательских умений у младших школьников 20
Выводы по главе II 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Фрагмент для ознакомления

Целью проекта является изучение истории елочных игрушек. Практический выход – комплекс елочных игрушек из природных материалов.Русский язык:Фразеологизмы в нашем языке. Целью проекта является изучение понятия фразеологизмов, их происхождения. Практический выход – словарь фразеологизмов своего края.Откуда пошло мое имя? Целью проекта является изучение происхождения имен, имени исполнителя проект. Практический выход – буклет на тему «Откуда пошло мое имя?».О чем расскажет почерк? Целью проекта является изучение почерка людей. Практический выход – рекомендации по выработке каллиграфического почерка.В мире вежливых слов. Целью проекта является изучение норм общения в письменной и устной речи. Практический выход – рекомендации по общению в письменной и устной речи.Современная речь школьника. Целью проекта является изучение словарного запаса, состава речи современного школьника. Практический выход – рекомендации младшим школьникам по развитию речи.Литературное чтение:Сказка – ложь, да в ней намек. Целью проекта является изучение понятия сказки, ее происхождение, воспитательной силы сказки. Практический выход – сказка, сочиненная исполнителем проекта.Герои русских былин. Кто они? Целью проекта является изучение русских былин, из происхождения. Практический выход –квест по русским былинам.Кошки в литературе. Целью проекта является изучение роли кошек в мировой, русской литературе. Практический выход – литературная викторина на тему «Кошки в литературе».Пейзаж в русской литературе. Целью проекта является изучение средств, которые применяют поэты и прозаики при описании пейзажа. Практический выход – буклет «Описание пейзажа в русской литературе».Книги разные нужны, книги разные важны. Целью проекта является изучение литературных предпочтений младших школьников. Практический выход – список литературы для младших школьников.Изобразительное искусство:Нетрадиционные техники рисования. Целью проекта является изучение нетрадиционных техник рисования. Практический выход – картина в нетрадиционной технике рисования.Цветы в изобразительном искусстве. Целью проекта является изучение роли цветов в изобразительном искусстве, способов их изображения. Практический выход – натюрморт с цветами.Роспись по стеклу. Целью проекта является изучение истории и современности росписи по стеклу, материалов для такой росписи, методов ее выполнения. Практический выход – картина с росписью по стеклу.Волшебная соль. Целью проекта является изучение применения соли в живописи. Практический выход – картина «Космический пейзаж» с использованием соли.Картина из бросовых материалов. Целью проекта является изучение возможности использования бросовых материалов в живописи. Практический выход – картина из бросовых материалов.Таким образом, мы представили список из некоторого числа проектов, которые могут быть реализованы в начальной школе. Все они в той или иной мере перекликаются с программой обучения, могут быть реализованы в условиях урочной и внеурочной деятельности.Выводы по главе IIИзучение уровня исследовательских умений у младших школьников показало, что его можно оценить как преимущественно низкий и средний.Дети в целом испытывают трудности в поиске проблемы, формулировке целей, задач, программы исследования, им с трудом удается выполнять проекты самостоятельно. Мы представили список из некоторого числа проектов, которые могут быть реализованы в начальной школе. Все они в той или иной мере перекликаются с программой обучения, могут быть реализованы в условиях урочной и внеурочной деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕПолученные сведения позволяют нам сделать следующие выводы:Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), целью школьного образования является развитие ребенка на основе универсальных учебных действий. Одним из них выступают исследовательские умения. Исследовательскими умениями называется комплекс возможностей по выполнению действий, которые составляют исследовательскую деятельность. В целом речь идет об умении выявлять проблему, ставить цель, задачи, выдвигать гипотезу, проводить эксперимент, делать выводы, представлять продукт своей детальности. В целом, можно говорить о том, что проектная деятельность есть специальная форма творчества, универсальное средство развитие человека. Проектная деятельность может успешно применяться при формировании у обучающихся регулятивных УУД.Изучение уровня исследовательских умений у младших школьников показало, что его можно оценить как преимущественно низкий и средний. Дети в целом испытывают трудности в поиске проблемы, формулировке целей, задач, программы исследования, им с трудом удается выполнять проекты самостоятельно. Мы представили список из некоторого числа проектов, которые могут быть реализованы в начальной школе. Все они в той или иной мере перекликаются с программой обучения, могут быть реализованы в условиях урочной и внеурочной деятельности.Достигнутые нами результаты позволяют разработать следующие рекомендации по использованию проектного метода в начальной школе для формирования исследовательских умений младших школьников:Важно активнее применять проектный метод при обучении. В частности предлагается многоуровневая система проектов, в рамках которой осуществляются:Индивидуальные проекты. Важно разработать систему микропроектов, выполняемых в индивидуальном порядкеГрупповые проекты в рамках одного класса. Такие проекты должны быть актуальными, посильными для детей, содержать в себе этапы, которые провоцируют развитие универсальных учебных действий. Важно учитывать возможности и интересы каждого ребенка в группе. В отличие от индивидуальных проектов, на данном уровне предполагается решение более обширных проблем, использование большего числа методов, больший временной промежуток для выполнения проекта. Проекты с разновозрастным сотрудничеством. На этом этапе можно объединять усилия нескольких классов, обогащать пространство проектно-исследовательской деятельности с помощью введения новых разновидностей проектирования. Проекты, которые были разработаны на уровне группового внеклассного взаимодействия, могут реализовывать именно здесь. С точки зрения повышения коммуникационных навыков важным достоинством данного этапа будет разделение крупного проекта на блоки, которые затем объединяются для получения единого продукта проектирования. Исключительно важным свойством проектной деятельности должно стать ее многопредметность. Важно, чтобы проект был напрямую связан с тем или иным аспектом жизни детей. При этом проект должен быть актуальным для конкретной возрастной группы. Продукт, который является итоговым результатов проекта, должен быть применим для обучения широкого круга учащихся. Учитывая высокую степень приверженности детей к поиску информации через интернет, важно создавать ресурсы, на которых доступным языком были бы изложены сведения, необходимые для работы по ряду проектов. Это может, в том, числе быть и сайт школы.Качество обучения при реализации технологии проектной деятельности зависит от уровня квалификации педагога. Педагогам рекомендуется регулярно знакомиться с современными достижениями в области использования проектного метода, разрабатывать собственные подходы, представлять их на различных конкурсах, конференциях, на личном сайте педагога.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАхмедова Э.М. Особенности применения технологии проектного обучения на уроках / Э.М. Ахмедова // Вестник Московской международной академии, 2020. – № 1-2. – С. 76-79Горбунова К.В. Формирование исследовательских умений у учащихся в проектной деятельности / К.В. Горбунова // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития. Материалы II международной научно-практической конференции, 2017. – С. 50-52.Груздева Н.В. Окружающая среда в проектной деятельности школьников / Н.В. Груздева, Э.В. Гущина, Т.А. Шиленок // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, 2012. – № 1-2 (18-19). – С. 61-70.Диденко С.Ю. Формирование исследовательских умений младших школьников в процессе проектной деятельности по русскому языку / С.Ю. Диденко // Ребенок в языковом и образовательном пространстве. Сборник материалов межвузовскойweb-конференций, 2016. – С. 274-279Елизарова Е.А. Закономерности организации проектной деятельности. Педагогические условия формирования проектных умений / Е.А. Елизаров // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки, 2014. – № 1 (21). – С. 75-79.Ефремов О.Ю. Педагогика: краткий курс. – СПб: Питер, 2009. – 256 с.Кошелева Д.В. Генезис понятия «Исследовательские умения» / Д.В. Кошелева // Знания. Понимание. Умение, 2011. – № 2. – С. 218-220.Малахова И.М. Становление регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка средствами проектной технологии / И.М. Малахова, Т.К. Гусева // Международный научно-исследовательский журнал, 2021. – № 5-4 (107). – С. 102-106.Педагогика окружающей среды, безопасности и здоровья человека: интерактивные образовательные технологии: учебно-методическое пособие/ под ред. Э.В. Гущиной. – СПб.: СПбАППО, 2008. – 104 с.ПерекальскийС.А. Организация проектной деятельности старшеклассников в процессе подготовки к инновационной деятельности / С.А. Перекальский // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, 2021. – С. 47-50.Перминова Е.П. Формирование исследовательских умений студентов / Е.П. Перминова // Современная высшая школа: инновационный аспект, 2010. – № 3. – С. 47-49.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 03.03.2024).Проектная деятельность в образовательном процессе: коллективная монография / Э.Ш. Бекирова, С.Н. Бекиров, Е.В. Взетиу и др.; под общ.ред. Е.В. Везетиу. – Ядта: ГПА, 2019. – 127 с.ПустовойтоваО.В. Проектная деятельность в дошкольном образовании: монография / О.В. Пустовойтова, Н.А. Шепилова, Л.А. Яковлева. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. технологического университета, 2021. – 180 с.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. – 80 с.Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие для студентов вузов / А.И. Савенков. – М.: Ось-89, 2005. – 479 с.Самохина Е.Ю. Формирование исследовательских умений у студентов профессионально-технического колледжа на занятиях по информатике: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Е.Ю. Самохина. – М., 2012. – 26 с.Сафонова Т.В. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников / Т.В. Сафонов, И.А. Чумакова // Интеграция образования, 2012. – № 2. – С. 21-25.Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова // Начальная школа, 2006. – № 6. – С. 45-49.Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография / П.В. Середенко. – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГу, 2014. – 207 с.Сидорова И.В. Развитие исследовательских умений у обучающихся / И.В. Сидорова, О.Г. Сиротина // Наука и образование, 2022. – Т. 5. – № 1. – С. 163-164.УсынинМ.В. Проектная деятельность как педагогический феномен / М.В. Усынин // Современная высшая школа: инновационный аспект, 2015. – № 3. – С. 115-127.Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Н.А. Федотова. – Улан-Удэ, 2010. – 23 с.Хоменко Е.В. Формирование исследовательских умений учащихся в процессе учебной проектной деятельности / Е.В. Хоменко, И.И. Габеркорн, Г.Р. Шпиталевская // Гуманитарно-педагогическое образование, 2021. – Т. 7. – № 1. – С. 73-78Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование, 2003. – № 2 (135). – С. 58-64.

1. Ахмедова Э.М. Особенности применения технологии проектного обучения на уроках / Э.М. Ахмедова // Вестник Московской международной академии, 2020. – № 1-2. – С. 76-79
2. Горбунова К.В. Формирование исследовательских умений у учащихся в проектной деятельности / К.В. Горбунова // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития. Материалы II международной научно-практической конференции, 2017. – С. 50-52.
3. Груздева Н.В. Окружающая среда в проектной деятельности школьников / Н.В. Груздева, Э.В. Гущина, Т.А. Шиленок // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, 2012. – № 1-2 (18-19). – С. 61-70.
4. Диденко С.Ю. Формирование исследовательских умений младших школьников в процессе проектной деятельности по русскому языку / С.Ю. Диденко // Ребенок в языковом и образовательном пространстве. Сборник материалов межвузовской web-конференций, 2016. – С. 274-279
5. Елизарова Е.А. Закономерности организации проектной деятельности. Педагогические условия формирования проектных умений / Е.А. Елизаров // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки, 2014. – № 1 (21). – С. 75-79.
6. Ефремов О.Ю. Педагогика: краткий курс. – СПб: Питер, 2009. – 256 с.
7. Кошелева Д.В. Генезис понятия «Исследовательские умения» / Д.В. Кошелева // Знания. Понимание. Умение, 2011. – № 2. – С. 218-220.
8. Малахова И.М. Становление регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка средствами проектной технологии / И.М. Малахова, Т.К. Гусева // Международный научно-исследовательский журнал, 2021. – № 5-4 (107). – С. 102-106.
9. Педагогика окружающей среды, безопасности и здоровья человека: интерактивные образовательные технологии: учебно-методическое пособие/ под ред. Э.В. Гущиной. – СПб.: СПбАППО, 2008. – 104 с.
10. Перекальский С.А. Организация проектной деятельности старшеклассников в процессе подготовки к инновационной деятельности / С.А. Перекальский // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, 2021. – С. 47-50.
11. Перминова Е.П. Формирование исследовательских умений студентов / Е.П. Перминова // Современная высшая школа: инновационный аспект, 2010. – № 3. – С. 47-49.
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 03.03.2024).
13. Проектная деятельность в образовательном процессе: коллективная монография / Э.Ш. Бекирова, С.Н. Бекиров, Е.В. Взетиу и др.; под общ. ред. Е.В. Везетиу. – Ядта: ГПА, 2019. – 127 с.
14. Пустовойтова О.В. Проектная деятельность в дошкольном образовании: монография / О.В. Пустовойтова, Н.А. Шепилова, Л.А. Яковлева. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. технологического университета, 2021. – 180 с.
15. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. – 80 с.
16. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие для студентов вузов / А.И. Савенков. – М.: Ось-89, 2005. – 479 с.
17. Самохина Е.Ю. Формирование исследовательских умений у студентов профессионально-технического колледжа на занятиях по информатике: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Е.Ю. Самохина. – М., 2012. – 26 с.
18. Сафонова Т.В. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников / Т.В. Сафонов, И.А. Чумакова // Интеграция образования, 2012. – № 2. – С. 21-25.
19. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова // Начальная школа, 2006. – № 6. – С. 45-49.
20. Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография / П.В. Середенко. – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГу, 2014. – 207 с.
21. Сидорова И.В. Развитие исследовательских умений у обучающихся / И.В. Сидорова, О.Г. Сиротина // Наука и образование, 2022. – Т. 5. – № 1. – С. 163-164.
22. Усынин М.В. Проектная деятельность как педагогический феномен / М.В. Усынин // Современная высшая школа: инновационный аспект, 2015. – № 3. – С. 115-127.
23. Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Н.А. Федотова. – Улан-Удэ, 2010. – 23 с.
24. Хоменко Е.В. Формирование исследовательских умений учащихся в процессе учебной проектной деятельности / Е.В. Хоменко, И.И. Габеркорн, Г.Р. Шпиталевская // Гуманитарно-педагогическое образование, 2021. – Т. 7. – № 1. – С. 73-78
25. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование, 2003. – № 2 (135). – С. 58-64.