Общая характеристика Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 32 + 32 источника
- Добавлена 13.10.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Общая характеристика видов национальной безопасности в РФ 4
1.1. Понятие и сущность национальной безопасности в современном обществе 4
1.2. Классификация и отдельные виды национальной безопасности 12
Глава 2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 23
2.1. Стратегия национальной безопасности России - 2021: преемственность и развитие 23
2.2. Обеспечение национальной безопасности 34
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Комплекс включает в себя нефть, газ, уголь, торф, электроэнергию и теплоснабжение, а его доля в доходах государственного бюджета составляет около 40%. Энергетическая безопасность определяется как состояние защищенности экономики и населения от угроз в энергетической сфере, при котором выполняются все требования к энерго- и топливоснабжению, а также экспортные обязательства России перед международными партнёрами.Таким образом, Стратегия-2021 отражает готовность России к противостоянию внешним вызовам, при этом особое внимание уделяется продовольственной и энергетической безопасности, которые являются ключевыми факторами долгосрочной устойчивости страны.Оценка угроз национальной безопасности России на долгосрочную перспективу свидетельствует о том, что укрепление страны происходит на фоне появления новых вызовов, отличающихся взаимосвязанным и комплексным характером. Важную роль играет мониторинг этих опасностей в различных сферах и оценка их возможного перерастания в реальные угрозы. В Стратегии 2021 года перечислены следующие современные угрозы:- Возрастающая нестабильность в мире и усиление радикальных и экстремистских настроений, а также стремление к изоляции России на международной арене.- Обострение конфликтов на постсоветском пространстве, в странах Ближнего Востока, Северной Африки, Афганистане и на Корейском полуострове.- Увеличение напряженности в военно-политической обстановке, особенно у границ России.- Действия ряда стран, нацеленные на разрыв связей России с традиционными союзниками в рамках СНГ.- Повышенная вероятность эскалации локальных и региональных конфликтов, в том числе с участием ядерных держав.- Применение силы для оказания давления на Россию, расширение военной инфраструктуры НАТО у российских границ, усиление разведывательной деятельности иностранных спецслужб, в том числе через российские организации и отдельных граждан.- Информационные кампании, направленные на создание враждебного образа России, ограничение использования русского языка, запреты на деятельность российских СМИ и интернет-ресурсов.- Попытки искажения исторических фактов, пересмотра роли России в мировой истории, реабилитации фашизма, а также разжигания конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве.- Деструктивные силы, как зарубежные, так и внутренние, используют социально-экономические трудности в России для обострения конфликтов и манипуляций в информационной среде.- Деятельность международных террористических организаций, стремящихся создать тайные ячейки в России и вовлечь российскую молодежь в незаконные действия.- Расширение применения информационно-коммуникационных технологий для вмешательства в дела государств, подрыва их суверенитета и нарушения территориальной целостности, распространение дезинформации и экстремистских материалов.- Сохранение угроз, связанных с природными и техногенными катастрофами, включая изменения климата, лесные пожары, наводнения, износ инфраструктуры, а также распространение опасных инфекций.- Атаки на духовно-нравственные и культурно-исторические ценности России со стороны США, их союзников и международных корпораций, а также иностранных неправительственных организаций и экстремистских групп, которые распространяют чуждые российскому обществу социальные и моральные установки.- Внедрение чуждых идеалов и ценностей в такие сферы, как образование, наука, культура, религия и язык, без учета исторического опыта и традиций.Таким образом, Стратегия 2021 года акцентирует внимание на разнообразных и взаимосвязанных угрозах, которые требуют комплексного и своевременного реагирования.Национальные интересы Российской Федерации в Стратегии национальной безопасности 2021 года определяются как «объективно важные потребности личности, общества и государства в их безопасном и стабильном развитии». Такое определение показывает недостаточную проработанность понятия «национальный интерес» в российской общественно-политической теории.Отметим, что национальный интерес — это не только объективная потребность, но и осознанная необходимость для личности, общества и государства. Чтобы эти потребности стали реальными мотивами деятельности, они должны быть четко осознаны. В противном случае они останутся только абстрактными целями.Если в Стратегии 2015 года было представлено шесть основных национальных интересов, то в Стратегии 2021 года их число увеличилось до восьми. Некоторые из них остались без изменений, например, «защита конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности», «укрепление духовно-нравственных ценностей и сохранение культурного наследия», а также «поддержание стратегической стабильности и укрепление международной безопасности».Новые национальные интересы включают: «развитие безопасного информационного пространства и защита от информационно-психологического воздействия», «устойчивое развитие экономики на новой технологической основе», «охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Также добавлен интерес, связанный с «поддержанием гражданского мира и законности, борьбой с коррупцией и развитием взаимодействия государства и общества».В новой Стратегии также исключены некоторые интересы из предыдущего документа, например, «закрепление за Россией статуса мировой державы и повышение конкурентоспособности экономики», что говорит о сложности достижения этих целей в ближайшем будущем.Национальными интересами России, согласно Стратегии 2021 года, являются:- Сохранение населения и развитие человеческого потенциала.- Защита суверенитета, территориальной целостности и укрепление обороны.- Обеспечение гражданского мира и борьбы с коррупцией.- Создание безопасного информационного пространства.- Устойчивое развитие экономики. - Охрана природы и адаптация к изменению климата. - Укрепление духовно-нравственных ценностей и сохранение культурного наследия.- Поддержание стратегической стабильности и международного сотрудничества.В новой Стратегии, как и в 2015 году, указаны девять национальных приоритетов. Принципиально новым стало то, что приоритет «сохранение народа и развитие человеческого потенциала» был поставлен на первое место, тогда как в предыдущей версии главным приоритетом была оборона страны.Важным элементом Стратегии является контроль за её реализацией. Этот контроль осуществляется через государственный мониторинг показателей национальной безопасности, а результаты передаются Президенту РФ в ежегодном докладе.Однако вызывает вопросы тот факт, что в новой Стратегии отсутствует раздел о показателях состояния национальной безопасности, что противоречит требованиям Федерального закона о стратегическом планировании.Для сравнения, в Стратегии 2009 года были указаны семь показателей, включая уровень безработицы, коэффициент доходов, уровень инфляции, и другие. В Стратегии 2015 года количество показателей увеличилось до десяти, включая такие показатели, как удовлетворенность граждан защитой прав, продолжительность жизни, и экологическое состояние территории.2.2. Обеспечение национальной безопасностиГосударственная безопасность РФ заключается в поддержании правовых, институциональных механизмов и ресурсных возможностей страны, что соответствует государственным интересам Российской Федерации. Уровень безопасности напрямую зависит от финансового потенциала государства и эффективности работы системы обеспечения безопасности.Национальная оборонаОсновными целями в области национальной обороны являются предотвращение масштабных конфликтов и обеспечение стратегического сдерживания для защиты военной безопасности. Это достигается за счет использования финансовых ресурсов страны, поддержания системы военно-патриотического воспитания, а также развития военной инфраструктуры и управления военной организацией.Военная безопасность обеспечивается на основе принципов разумной достаточности, включающих как военные, так и невоенные методы, такие как дипломатия и миротворчество, а также международное военное сотрудничество.Для достижения этих целей проводится модернизация оборонно-промышленного комплекса, чтобы обеспечить Вооруженные Силы современными видами вооружения и техники. Важно также развитие военной организации и выделение необходимых ресурсов на оборону.Государственная и общественная безопасностьСтратегическими задачами в этой сфере являются защита конституционного строя, прав и свобод граждан, суверенитета и территориальной целостности России. Существенное значение придается охране государственной границы от угроз, связанных с возможными конфликтами или недостаточным развитием пограничной инфраструктуры.Для повышения уровня безопасности в чрезвычайных ситуациях совершенствуется система предупреждения и ликвидации таких ситуаций, интегрированная с международными аналогами. Государство также стремится поддерживать политическую и социальную стабильность внутри страны.Повышение качества жизниВажнейшие задачи в этой сфере заключаются в снижении уровня социального неравенства, стабилизации демографической ситуации и улучшении условий жизни. Это обеспечивается доступом к жилью, качественным товарам и услугам, а также достойной оплатой труда.К угрозам в этой области относятся экономические кризисы, ограниченность природных ресурсов и технологическое отставание. Для обеспечения продовольственной безопасности развиваются биотехнологии и программы импортозамещения, а также предотвращается распространение продуктов с генетически модифицированными организмами.Экономический ростЦели в экономической сфере включают вхождение России в число ведущих экономик мира. Это достигается через развитие инновационной системы, повышение производительности, модернизацию экономики и улучшение банковской системы.Угрозы для экономической безопасности включают нехватку ресурсов и дискриминационные меры в отношении России. В долгосрочной перспективе приоритетом является энергетическая безопасность, которая обеспечивается развитием энергоэффективных технологий и альтернативных источников энергии.Важными задачами также являются устранение диспропорций в развитии регионов и координация действий органов власти с предпринимательским и гражданским обществом.ЗдравоохранениеОсновные задачи в этой сфере связаны с увеличением продолжительности жизни, снижением смертности и инвалидности, улучшением профилактики заболеваний и доступности медицинской помощи. Также важное значение придается повышению качества и безопасности лекарственных средств.Угрозы в этой сфере включают распространение инфекций, таких как ВИЧ и туберкулез, а также наркомания и алкоголизм. Для их преодоления Россия акцентирует внимание на профилактических мерах и сохранении здоровья населения.Таким образом, обеспечение государственной безопасности охватывает широкий спектр направлений — от национальной обороны и охраны общественного порядка до экономического роста и здравоохранения, все это нацелено на создание условий для стабильного и безопасного развития государства.ЗаключениеНациональная безопасность Российской Федерации представляет собой многоуровневую систему защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Она охватывает широкий спектр сфер и направлений, от обороны и внешней политики до экономики, экологии, информационных технологий и здравоохранения. Основным инструментом обеспечения национальной безопасности выступает Стратегия национальной безопасности, которая задает долгосрочные ориентиры для государственной политики и стратегического планирования.Проведенный анализ показал, что Стратегия национальной безопасности Российской Федерации является важнейшим документом, регулирующим вопросы национальной безопасности и направленным на защиту суверенитета, территориальной целостности и устойчивого развития страны. Стратегия 2021 года учитывает как традиционные угрозы (военные, экономические, политические), так и современные вызовы, такие как киберугрозы, информационные войны и климатические изменения. Это свидетельствует о том, что подходы к обеспечению безопасности находятся в постоянном развитии, адаптируясь к изменяющимся условиям внешней и внутренней обстановки.Существенной особенностью Стратегии 2021 года является её акцент на сохранении и приумножении человеческого потенциала, развитии высоких технологий и обеспечении гражданского мира. Включение новых национальных приоритетов, таких как информационная безопасность и охрана природы, демонстрирует стремление государства укрепить устойчивость всех аспектов своей деятельности, обеспечивая комплексный подход к защите интересов страны.Немаловажную роль в обеспечении национальной безопасности играет система управления и контроля за её реализацией. Принятие Стратегии подтверждает готовность России противостоять внешним и внутренним угрозам, поддерживая свои позиции на международной арене и усиливая внутреннюю стабильность. В этом контексте важно подчеркнуть, что реализация положений Стратегии требует скоординированных усилий всех уровней власти, бизнеса и гражданского общества.Анализ положений Стратегии национальной безопасности России позволяет сделать вывод, что государство активно укрепляет свои защитные механизмы в условиях изменяющегося мирового порядка. Тем не менее, остаются актуальными задачи по обеспечению устойчивого экономического роста, повышения уровня жизни граждан, борьбы с внутренними угрозами, такими как коррупция и экстремизм.Таким образом, эффективное обеспечение национальной безопасности возможно только при комплексном и системном подходе, который включает в себя политические, экономические, правовые и военные меры. Стратегия национальной безопасности 2021 года служит важным инструментом координации этих усилий и залогом успешного развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.08.2024)Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О транспортной безопасности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 13.07.2024) "О стратегическом планировании в Российской Федерации"Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О безопасности"Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" Акимов, В.А. Безопасность России. Национальная и международная безопасность. В 6 томах. Том 1 / В.А. Акимов. - М.: Знание, 2022. – 509 с.Анищенко А. Н., Шутьков А. А. Проблемы реализации Доктрины продовольственной безопасности России // Продовольственная политика и безопасность. 2021. Т. 8, № 1. С. 9-22.Белов, Петр Национальная безопасность России / Петр Белов. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2023. – 311 с.В Совбезе заявили о резком снижении активности террористов за пять лет/РИА новости URL: https://ria.ru/20210706/sovbez-1740094259.html (дата обращения: 05.09.2024).Востриков С.В. Россия в мире грядущего: прогнозы и перспективы //Социально-гуманитарные знания.-2022.-№4.-С.3-41.Гунич С.В. Конституционно-правовые аспекты определения сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2020 № 6 С. 15–17.Елфимова О.С. Национальная безопасность в теории и законодательстве России // LexRussica. 2020 №10 (119). – C. 15 – 28Кардашова И. Б. Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов / И. Б. Кардашова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 — 418 с.Концепция национальной безопасности // Независимое военное обозрение. - 2022. -№ 1. – 189 с.Куковский А. А. Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов / И. Б. Кардашова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 — 501 с.МВД фиксирует рост преступлений экономической направленности в январе — феврале. URL: https://www.business.ru/news/23106-mvd-fiksiruet-rost-prestupleniy-ekonomicheskoy-napravlennosti-v-yanvare---fevrale (дата обращения: 05.09.2024).Метелев И.С., Устинов А.Ю. Информационная безопасность // СТЭЖ. 2021 №4 (25). С. 76 – 79Мигачев Ю.И., Молчанов Н.А. Правовые основы национальной безопасности (административные и информационные аспекты) // Административное право и процесс. 2021 № 1 С. 46–49.Радиков И. В. Стратегия национальной безопасности России — 2021: преемственность и развитие // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2022. Т. 17. № 4. С. 371-386.Свистунов Д.Е. Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2021 №1 (9). – C.78 – 83Собищанский С.А., Литвиненко Н.М. К вопросу о системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Символ науки. 2019. №6. – С. 101 – 105 Степанов А. В. Понятие категории «Национальная безопасность»: теоретико-правовой анализ // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020 №2 (28). С. 8 – 17Стрекозов В. Г. Конституционное право. Учебник / В.Г. Стрекозов. - М.: Юрайт, 2020 – 309 с.Теория государства и права: Учебник для бакалавров / под ред. В.К. Бабаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 205 с.Тимофеев И. Н. Санкции против России: взгляд в 2021 г: доклад 65/2021 / [И. Н. Тимофеев]; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2021.Толстых В.В. Совет Безопасности Российской Федерации: правовые основы деятельности // Academy. 2019 №9 (36). – С. 8 – 14Трусов Н.А. Система национальной безопасности России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021 №3 (35). – 516 с.Фомин А.А. Юридическая ответственность государственных органов и должностных лиц как гарантия конституционной безопасности // Правовая культура. 2019 N 2 С. 7-18.Шереметьев Е.А. Конституционное право. Конспект лекций. Учебное пособие / Е.А. Шереметьев. - М.: Проспект, 2020 – 301 с.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.08.2024)
1. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О транспортной безопасности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
2. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
4. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 13.07.2024) "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
5. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О безопасности"
6. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"
7. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"
8. Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года"
9. Акимов, В.А. Безопасность России. Национальная и международная безопасность. В 6 томах. Том 1 / В.А. Акимов. - М.: Знание, 2022. – 509 с.
10. Анищенко А. Н., Шутьков А. А. Проблемы реализации Доктрины продовольственной безопасности России // Продовольственная политика и безопасность. 2021. Т. 8, № 1. С. 9-22.
11. Белов, Петр Национальная безопасность России / Петр Белов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2023. – 311 с.
12. В Совбезе заявили о резком снижении активности террористов за пять лет/РИА новости URL: https://ria.ru/20210706/sovbez-1740094259.html (дата обращения: 05.09.2024).
13. Востриков С.В. Россия в мире грядущего: прогнозы и перспективы //Социально-гуманитарные знания.-2022.-№4.- С.3-41.
14. Гунич С.В. Конституционно-правовые аспекты определения сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2020 № 6 С. 15–17.
15. Елфимова О.С. Национальная безопасность в теории и законодательстве России // Lex Russica. 2020 №10 (119). – C. 15 – 28
16. Кардашова И. Б. Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов / И. Б. Кардашова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 — 418 с.
17. Концепция национальной безопасности // Независимое военное обозрение. - 2022. -№ 1. – 189 с.
18. Куковский А. А. Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов / И. Б. Кардашова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 — 501 с.
19. МВД фиксирует рост преступлений экономической направленности в январе — феврале. URL: https://www.business.ru/news/23106-mvd-fiksiruet-rost-prestupleniy-ekonomicheskoy-napravlennosti-v-yanvare---fevrale (дата обращения: 05.09.2024).
20. Метелев И.С., Устинов А.Ю. Информационная безопасность // СТЭЖ. 2021 №4 (25). С. 76 – 79
21. Мигачев Ю.И., Молчанов Н.А. Правовые основы национальной безопасности (административные и информационные аспекты) // Административное право и процесс. 2021 № 1 С. 46–49.
22. Радиков И. В. Стратегия национальной безопасности России — 2021: преемственность и развитие // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2022. Т. 17. № 4. С. 371-386.
23. Свистунов Д.Е. Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2021 №1 (9). – C.78 – 83
24. Собищанский С.А., Литвиненко Н.М. К вопросу о системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Символ науки. 2019. №6. – С. 101 – 105
25. Степанов А. В. Понятие категории «Национальная безопасность»: теоретико-правовой анализ // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020 №2 (28). С. 8 – 17
26. Стрекозов В. Г. Конституционное право. Учебник / В.Г. Стрекозов. - М.: Юрайт, 2020 – 309 с.
27. Теория государства и права: Учебник для бакалавров / под ред. В.К. Бабаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 205 с.
28. Тимофеев И. Н. Санкции против России: взгляд в 2021 г: доклад 65/2021 / [И. Н. Тимофеев]; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2021.
29. Толстых В.В. Совет Безопасности Российской Федерации: правовые основы деятельности // Academy. 2019 №9 (36). – С. 8 – 14
30. Трусов Н.А. Система национальной безопасности России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021 №3 (35). – 516 с.
31. Фомин А.А. Юридическая ответственность государственных органов и должностных лиц как гарантия конституционной безопасности // Правовая культура. 2019 N 2 С. 7-18.
32. Шереметьев Е.А. Конституционное право. Конспект лекций. Учебное пособие / Е.А. Шереметьев. - М.: Проспект, 2020 – 301 с.