«ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ».

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 16 16 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 09.10.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ КАК ЗНАЧИМАЯ ЗАДАЧА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 4
1.1 Определение экологического развития и образования детей в контексте формирования любви к природе 4
1.2 Цель и задачи экологического образования в образовательных учреждениях 4
2. СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ВОСПИТАНИЮ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ 6
3.РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ 8
3.1 Экологическое образование в младшей группе 8
3.2 Экологическое образование в средней группе ДОО 9
3.3.Экологическое образование в старшей группе 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16

Фрагмент для ознакомления

В данном случае могут быть полезны такие дидактические игры: «К дереву беги», «С какого дерева листок?».Знакомство с животными начинается с уточнений представлений относительно домашних животных. Затем дети изучают мир диких животных. В ходе дидактических игр можно расширить представления детей относительно того, как живут эти животные, какова их среда обитания. В этом аспекте полезны дидактические игры «Подскажи словечко», «Кто во что одет»- дети учатся описывать внешний вид животных, узнают их. Затем начинается знакомство с миром птиц. Дети в ходе дидактических игр начинают понимать, что видов птиц великое множество, а все птицы имеют разную среду обитания. Этому способствует дидактическая игра «Какой мир вокруг нас». При знакомстве с комнатными растениями также решаются определенные задачи: различать и называть комнатные растения по внешнему виду (листьев, расположению стеблей). Закреплять умение узнавать, называть и сравнивать комнатные растения (поверхность листьев, их количество, расположение). В этом случае очень полезной является дидактическая игра «Опиши и отгадай» [8]. Затем следует использовать более сложные дидактические игры, развивающие представления детей об экосистеме в целом, о воде, о цикличности природных ритмов и т.д [2].3.3.Экологическое образование в старшей группеСистема экологического развития и образования в старшей группе ДОО становится еще более многоаспектной и методически насыщенной, соответственно, задействуется весь комплекс методов, в противном случае, вряд ли процесс экологического образования будет в должной мере насыщенным и эффективным. Наглядные: презентации, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, дидактические игры, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций картин, показ сказок, просмотр фильмов о природе.Словесные: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснения.Практические: самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование, проектная деятельность, сбор и оформление коллекции семян, плодов, гербария растений.Акцент делается на тематике экологических бесед. В старшей группе ДОО тематика экологических бесед может быть значительно расширена и усложнена. Беседа должна начинаться с описания конкретных образов, эмоционально ярких воспоминаний детей об интересном случае. Необходимо сразу же оживить в памяти детей целостный образ, явление, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Начать беседу можно с упоминания, с рассказа, с рассмотрения картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме. В основной части беседы раскрывается ее конкретное содержание. Детям последовательно ставятся вопросы, которые направляют их активность. По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. Расширяется и арсенал методических приемов: вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы воспитатель даже может сообщить некоторые новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь. На этом этапе возможно побуждать детей самих ставить проблемные вопросы [3].При работе с подготовительной группой есть возможность некоторого усложнения структуры и содержания экологической беседы.Наглядный метод в старшей группе включает в себя наблюдение.Есть кратковременные наблюдения, длительные наблюдения, в форме циклов, наблюдения с использованием различного материала. Для привлечения внимания детей к наблюдениям в уголке природы и на земельном участке полезно применять игровые приемы: «Кто быстрее найдет?» или «Кто первый увидит?».В подготовительной к школе группе круглый год ведут наблюдение погоды и сезонных изменений в жизни растений и животных и фиксируют их в рисунках на отдельных листах, из которых составляется календарь погоды. Можно использовать и тематические рисунки. Так после прогулки или экскурсии воспитатель предлагает зарисовать то, что они видели и что делали в этот день.Из этих рисунков за определенный период времени (месяц, сезон) составляется календарь погоды или книжки-ширмы.Своеобразной фиксацией наблюдений за растениями может быть приготовление с детьми старшей группы гербария. В дошкольном возрасте преобладает образное мышление поэтому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности. В этом ряду наиболее значимыми являются картины с изображениями леса и лесных животных в разное время года.Не менее важными являются картины сельской тематики: жизнь домашних животных в разное время года, уход человека за ними, их использование в хозяйстве – все интересно детям, особенно городским.При ознакомлении детей с природой в старшей группе используем также дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.Предметные игры – игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т.д.Настольно-печатные игры – «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Фрукты и ягоды» и др. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле» и др. не требуют никакого оборудования. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Примеры: «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «Овцы и волки» и т.д.Вне зависимости от группы, занятия по экологическому развитию и образованию должны выстраиваться на базе наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и иметь направленность на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и этически правильного отношения к природным явлениям и объектам. ЗАКЛЮЧЕНИЕЭкологическое образование - это процесс формирования у человека бережного отношения к природе, понимания ее значимости и необходимости защиты. Оно включает в себя обучение правилам поведения на природе, знакомство с законами об охране окружающей среды, а также развитие навыков рационального использования природных ресурсов. Экологическое развитие и образование может проводиться как в рамках образовательных учреждений, так и в повседневной жизни. Экологическое образование в дошкольных образовательных организациях имеет огромную важность для формирования у детей основ экологической культуры и развития у них бережного отношения к природе. Дети учатся понимать, что природа – это не только объект для изучения, но и ценность, которую нужно сохранять и беречь, что их действия могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для окружающей среды. Прогулки на свежем воздухе, участие в мероприятиях по уходу за природой укрепляют физическое здоровье детей, а осознание ценности природы и забота о ней способствуют развитию их психологического благополучия.Мы выделили следующие основные методические средства развития экологического образования в ДОО на разных возрастных этапах:- беседа- игра- наблюдение и работа в живом уголке.Эти методы являются универсальными, они прекрасно сочетаются друг с другом. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАнахина, Т.А., Васильева, С.Н. Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности /Т.А. Анахина, С.Н. Васильева // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 3-5. Артамонова, Н. В. Формирование у дошкольников представлений о природе / Н. В. Артамонова // Коррекц. педагогика. — 2011. — № 5. — C. 80—82. Аксаментова, Г.А. Беседа как метод экологического воспитания детей. Особенности использования бесед в старшей группе детского сада. 25.01.2022. Волгина, В.С. Роль природы в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста /В. С. Волгина // Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции. – Текст : электронный.Губайдуллина, О.Н. Организация эколого-развивающей среды ДОУ. – Текст : электронный. Диканова, И. На экологической тропе / И. Диканова // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 3. — c. 62–64. – Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 183 с. Насонова, С. А. Экологическое воспитание дошкольников / С. А. Насонова. // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 175-177. Осенчакова, А.Д. Экологическое воспитание дошкольников. 24.03.2019. – Текст : электронный. Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 121 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Анахина, Т.А., Васильева, С.Н. Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности /Т.А. Анахина, С.Н. Васильева // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 3-5.
2 Артамонова, Н. В. Формирование у дошкольников представлений о природе / Н. В. Артамонова // Коррекц. педагогика. — 2011. — № 5. — C. 80—82.
3 Аксаментова, Г. А. Беседа как метод экологического воспитания детей. Особенности использования бесед в старшей группе детского сада. 25.01.2022.
4 Волгина, В. С. Роль природы в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста /В. С. Волгина // Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции. – Текст : электронный.
5 Губайдуллина, О. Н. Организация эколого-развивающей среды ДОУ. – Текст : электронный.
6 Диканова, И. На экологической тропе / И. Диканова // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 3. — c. 62–64. –
7 Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 183 с.
8 Насонова, С. А. Экологическое воспитание дошкольников / С. А. Насонова. // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 175-177.
9 Осенчакова, А. Д. Экологическое воспитание дошкольников. 24.03.2019. – Текст : электронный.
10 Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 121 с.