Реформирование системы правоохранительных органов в Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 10.10.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Понятие и система правоохранительных органов 4
1.1. Сущность понятия правоохранительные органы 4
1.2. Правоохранительные органы: общая характеристика, система и цели 8
2. Анализ реформирования правоохранительных органов в Российской Федерации 15
2.1. Развитие и реструктуризация деятельности правоохранительных органов 15
2.2. Особенности развития правоохранительных органов на современном этапе 21
Заключение 26
Список использованных источников 28
Идеи, заложенные в Федеральном законе "О полиции", отражают современные требования и развитие общества и государства. Данный закон представляет собой наиболее полный юридический документ среди статусных законов, содержащий 56 статей, объединенных в 11 глав. Особое значение имеют три главы этого закона: "Принципы деятельности полиции", "Применение полицией отдельных мер государственного принуждения" и "Правовое положение сотрудника полиции".Процесс реформирования МВД России и полиции продолжается с целью обеспечения достойного материального положения всех служащих и членов их семей, а также оптимизации работы в соответствии с изменениями в экономической и общественной сферах. В 2017 году при активной поддержке ветеранов правоохранительных органов было создано гражданское движение против коррупции в МВД России, направленное на мобилизацию общества против должностных лиц правоохранительных органов, нарушающих права граждан и злоупотребляющих своими полномочиями.Анализ показывает, что в современных условиях полиция и правоохранительная система в целом должны быть готовы к решению поставленных перед ними задач и преодолению угроз, таких как глобализация, терроризм, миграция, преступность в виртуальном информационном пространстве и другие. Опыт зарубежных стран подтверждает эффективность партнерских отношений между обществом и полицией.Современная Россия может использовать наработанный опыт в области правоохранительной деятельности и стремиться к созданию эффективной полицейской структуры, осуществляя разумную кадровую политику для укрепления честности и неподкупности в этой системе. Однако необходимо осознавать, что применение стандартных методов не является оптимальным способом решения этой проблемы. Учитывая специфические особенности как правового, так и социально-политического контекста в Российской Федерации, любая реформа должна быть адаптирована к местным условиям.Деятельность МВД России в борьбе с вызовами и угрозами внутренней безопасности позволила сохранить контроль над обстановкой в стране. Для улучшения оперативной работы были внедрены электронные сервисы информационно-аналитической системы Министерства. Министерство активно реагировало на преступления, вызывавшие широкий общественный интерес, направляя своих сотрудников в регионы для оказания помощи.Эффективность правопорядка во многом зависит от профессионализма и моральных принципов его сотрудников. После реформы МВД России, которая включала сокращение численности сотрудников органов внутренних дел, возникла необходимость в оптимальном распределении полицейских по регионам Российской Федерации, учитывая, что каждый год поступает более 30 миллионов заявлений о правонарушениях. Параллельно с этим увеличивается число обращений граждан по различным аспектам работы полиции.Отметим еще одну сложность, касающуюся распределения полномочий. В настоящее время заместители начальника территориальных отделов полиции лишены процессуальных полномочий по принятию решений о возбуждении уголовных дел и дел об административных правонарушениях. Также эти полномочия отсутствуют у начальников пунктов полиции. Что существенно снижает эффективность оперативно-служебной работы территориальных подразделений полиции. Следовательно, в настоящее время актуальна необходимость создания условий для формирования и функционирования современной профессиональной полиции, отвечающей запросам гражданского общества. Важно реализовать задуманное на основных направлениях деятельности полиции, включая сотрудничество с институтами гражданского общества.Прежде всего, необходимо устранить неравенство в численности личного состава полиции в территориальных органах МВД России, которое в настоящее время зависит исключительно от численности населения на обслуживаемой территории. Важно провести перераспределение сотрудников полиции между субъектами Российской Федерации, учитывая не только численность населения, но и размер обслуживаемой территории, долю городского и сельского населения, а также количество зарегистрированных правонарушений.Следовательно, для решения упомянутых проблем необходимо:Улучшение законодательной базы и эффективной практики ее применения в данной сфере.Проведение работ по повышению профессиональной квалификации сотрудников, борьбе с системной коррупцией, тесно связанной с интеграцией в организованную преступность, и расширению участия общественности в формировании кадровой политики, учитывая мнение населения.Увеличение доступности полиции для населения.Совершенствование критериев оценки работы полиции и обеспечение порядка в учете и регистрации преступлений.Осуществление согласованной политики МВД России по формированию объективной оценки деятельности полиции среди населения и созданию положительного образа ее сотрудников.Внедрение современных технологий в деятельность полиции для улучшения практики предоставления государственных услуг общественным институтам, включая электронные сервисы и принцип "одного окна".Таким образом, осуществление рассмотренных мер по совершенствованию правоохранительной деятельности будут способствоватьсозданию в России действительно современной, работоспособной и авторитетной полиции, дальнейшему поступательному развитию взаимодействия полиции и институтов гражданского общества, росту доверия граждан к полиции, расширению и активизации их взаимодействия на новом качественном уровне с использованием современных подходов, повышению социальной активности и правовой культуры граждан. Данные мероприятия обеспечат успешное выполнение полицией стоящих перед ней задач по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка в государстве и обществе.ЗаключениеИсходя из проведенного анализа, можно заключить, что понятие правоохранительные органы включает в себя специально уполномоченные государственные институты, осуществляющие правоохранительную деятельность на основе закона и в рамках предписанных процедур. Правоохранительные органы призваны обеспечивать соблюдение законности и порядка путем решения специфических задач и выполнения предписанных функций. Целью их деятельности является создание условий для соблюдения прав и законных интересов граждан, организаций и государства в целом. Важно отметить, что эта деятельность осуществляется исключительно в соответствии с законом, а ее особенности и принципы регулируются юридическими нормами.Оптимизация правоохранительной деятельности государственных органов считается одним из ключевых направлений современного развития отечественной государственности. Действия таких органов регулируются законодательством и выполняются в соответствии с четко определенными правилами и процедурами. Нарушение этих норм подлежит различным видам ответственности, включая дисциплинарную, административную, материальную или уголовную. Правоохранительные органы имеют полномочия применять государственное принуждение к лицам, совершившим правонарушение, причем вид и степень принуждения зависят от совершенного правонарушения и компетенции органа. Решения, принимаемые этими органами, обязательны к исполнению всеми должностными лицами и гражданами; неисполнение таких решений также влечет ответственность. В число правоохранительных органов обычно включаются суды, прокуратура, органы внутренних дел, органы предварительного расследования и органы юстиции. В последнее время к ним также добавляются таможенные органы, органы обеспечения государственной безопасности, органы нотариата и налоговые органы.Задачи государственного строительства, совершенствования органов государственной власти и управления принадлежат к числу наиболее важных в жизнедеятельности любого социума. Их решение составляет приоритетное направление в деятельности современного государства. При этом особое место здесь занимает задача формирования и организации работы органов, занимающихся вопросами обеспечения законности и правопорядка. Централизованное управление органов внутренних дел Российской Федерации продолжительное время функционирует в режиме постоянных реформ. Цели и задачи органов внутренних дел Российской Федерации, сформулированные в федеральных законах и подробно конкретизированные в ведомственных нормативных актах, остаются относительно стабильными, что дает возможность совершенствовать централизацию управления, организацию и тактику их исполнения. Вместе с тем, несомненно, имеется существенный резерв улучшения деятельности системы управления.Происходящие в настоящее время в стране преобразования оказывают воздействие на все сферы общественного развития и определяют основные направления перестройки государственного механизма. Одной из наиболее сложных задач современности является реформирование правоохранительной системы в соответствии с запросами нового этапа общественного развития.Обсуждение общественностью Федерального закона «О полиции», его принятие было первым масштабным опытом реформирования. Начало глобальным преобразованиям в системе Министерства положено, однако для достижения конечной цели реформы МВД России еще предстоит выполнить огромную практическую работу по совершенствованию системы органов внутренних дел. Ведь правоохранительная система касается каждого и ее деятельность должна быть направлена на обеспечение защиты прав и законных интересов гражданина. Каждый человек должен чувствовать себя в безопасности.Список использованных источниковКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 03.03.2024).Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 03.03.2024).Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.11.2011 N 342-ФЗ (последняя редакция) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122329/ (дата обращения: 03.03.2024).Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 19.07.2011 N 247-ФЗ (последняя редакция)// Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116988/ (дата обращения: 03.03.2024).Указ Президента РФ от 18.02.2010 N 208 (ред. от 04.04.2014) "О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации"// Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97658/(дата обращения: 03.03.2024).Альбов А.П., Верхов М.В. Сущность и функции правоохранительной деятельности на современном этапе развития гражданского общества // Legal Bulletin. – 2019. – Т. 4, № 4. – С. 20-27. Ашенова Т.М. Правовые основы реформы полиции: история и современность // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. – 2019. – № 5-3. – С. 107-111. Бадретдинов И.Р. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность: проблемы определения и соотношения // Государственная власть и местное самоуправление в современный период. – 2018. – С. 8-10. Битунов А.Г. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы: понятие и признаки // Правовестник. – 2018. – № 7(9). – С. 21-23. Бочаров Н.Р. Реформирование органов внутренних дел Российской Федерации и создание современной Российской полиции // Glossa: Вестник студенческой науки. Издание кафедры теории и истории государства и права Курского государственного университета. – 2020. – № 4. – С. 47-50. Будеско А.С. Понятие и функции правоохранительной деятельности // Охрана и защита прав и законных интересов в современном праве. – 2022. – С. 268-273. Булгаков В.В. Влияние реформирования Министерства внутренних дел России на преступную ситуацию в стране // Актуальные проблемы государства и права. – 2018. – Т. 2, № 6. – С. 34-39. Денисова А.Ю., Харланова В.Н. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел: проблемы и пути реформирования // Аллея науки. – 2019. – Т. 3, № 1(28). – С. 632-635. Ерина А.Н. Направления реформирования полицейской системы Российской Федерации // Безопасность личности, общества и государства: теоретико-правовые аспекты. – 2019. – С. 184-186. Корж П.А. Некоторые итоги реформирования правоохранительных органов России // Проблемы правоохранительной деятельности на современном этапе. – 2022. – С. 25-29. Кундус Д.Ю. Современные проблемы реформирования правоохранительных органов Российской Федерации / Д. Ю. Кундус // Актуальные проблемы судебной, правоохранительной, правозащитной, уголовно-процессуальной деятельности и национальной безопасности. – 2021. – С. 259-262. Магомедов М.Р. Правоохранительные органы: понятие, общая характеристика, система и цели // Проблемы совершенствования законодательства. – 2020. – С. 155-158. Савчук В.И. Правоохранительные органы Российской Федерации: понятие и классификация // Тренды развития современного общества. – 2019. – С. 301-306. Тарасов А.М. К вопросу о понятии правоохранительной деятельности и о правоохранительных органах // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2018. – № 4(44). – С. 299-305. Финтисов С.А. Реорганизация и развитие деятельности органов внутренних дел в РФ в период с 1992 по 2010 гг. // NovaUm.Ru. – 2022. – № 37. – С. 134-138.
2. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 03.03.2024).
3. Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.11.2011 N 342-ФЗ (последняя редакция) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122329/ (дата обращения: 03.03.2024).
4. Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 19.07.2011 N 247-ФЗ (последняя редакция)// Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116988/ (дата обращения: 03.03.2024).
5. Указ Президента РФ от 18.02.2010 N 208 (ред. от 04.04.2014) "О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации"// Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97658/ (дата обращения: 03.03.2024).
6. Альбов А.П., Верхов М.В. Сущность и функции правоохранительной деятельности на современном этапе развития гражданского общества // Legal Bulletin. – 2019. – Т. 4, № 4. – С. 20-27.
7. Ашенова Т.М. Правовые основы реформы полиции: история и современность // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. – 2019. – № 5-3. – С. 107-111.
8. Бадретдинов И.Р. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность: проблемы определения и соотношения // Государственная власть и местное самоуправление в современный период. – 2018. – С. 8-10.
9. Битунов А.Г. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы: понятие и признаки // Правовестник. – 2018. – № 7(9). – С. 21-23.
10. Бочаров Н.Р. Реформирование органов внутренних дел Российской Федерации и создание современной Российской полиции // Glossa: Вестник студенческой науки. Издание кафедры теории и истории государства и права Курского государственного университета. – 2020. – № 4. – С. 47-50.
11. Будеско А.С. Понятие и функции правоохранительной деятельности // Охрана и защита прав и законных интересов в современном праве. – 2022. – С. 268-273.
12. Булгаков В.В. Влияние реформирования Министерства внутренних дел России на преступную ситуацию в стране // Актуальные проблемы государства и права. – 2018. – Т. 2, № 6. – С. 34-39.
13. Денисова А.Ю., Харланова В.Н. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел: проблемы и пути реформирования // Аллея науки. – 2019. – Т. 3, № 1(28). – С. 632-635.
14. Ерина А.Н. Направления реформирования полицейской системы Российской Федерации // Безопасность личности, общества и государства: теоретико-правовые аспекты. – 2019. – С. 184-186.
15. Корж П.А. Некоторые итоги реформирования правоохранительных органов России // Проблемы правоохранительной деятельности на современном этапе. – 2022. – С. 25-29.
16. Кундус Д.Ю. Современные проблемы реформирования правоохранительных органов Российской Федерации / Д. Ю. Кундус // Актуальные проблемы судебной, правоохранительной, правозащитной, уголовно-процессуальной деятельности и национальной безопасности. – 2021. – С. 259-262.
17. Магомедов М.Р. Правоохранительные органы: понятие, общая характеристика, система и цели // Проблемы совершенствования законодательства. – 2020. – С. 155-158.
18. Савчук В.И. Правоохранительные органы Российской Федерации: понятие и классификация // Тренды развития современного общества. – 2019. – С. 301-306.
19. Тарасов А.М. К вопросу о понятии правоохранительной деятельности и о правоохранительных органах // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2018. – № 4(44). – С. 299-305.
20. Финтисов С.А. Реорганизация и развитие деятельности органов внутренних дел в РФ в период с 1992 по 2010 гг. // NovaUm.Ru. – 2022. – № 37. – С. 134-138.