Особенности фонематических процессов при дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 30 30 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 11.10.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение………………………………………………………...………….3.
1.1. Современные представления о роли фонематических процессов в речевой деятельности…………………………………………………………….5.
1.2. Развитие фонематических процессов в онтогенезе у детей дошкольного возраста………………………………………………………..………10.
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией
……………………………………..………………………………………15.
1.4. Логопедические технологии развития фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи…………………………………………20.
Заключение…………………………………………………….…………26.
Библиографический список…………………………………...…………29.
Фрагмент для ознакомления

Использовалисьигрыиупражнения,упомянутыеранее.Второйэтапсосредоточилсянапостановкенедостающихзвуковиразличениинарушенных.Наэтомэтапепроводилисьзанятияпопостановке,автоматизацииидифференциациизвуков,направленныена:Введениеотсутствующихзвуковвречьдетей;Различениеправильнопроизнесенныхисохранившихсязвуков,такихкак:[С]-[З],[С]-[Ш]идругие.Третийэтап—развитиефонематическихпроцессовсакцентомнауточнениеартикуляциииулучшениефонематическихнавыков,включая:Узнаваниеикорректировкаартикуляциизвуков.Признаниеразличийввысотеитембреголоса.Разделениесхожихпозвуковойструктуресловислогов.Упражненияпоэлементарномузвуковомуанализу.Четвёртыйэтап–развитиепросодическойстороныречи,реализовывалсяпараллельносовсемиостальнымиэтапамикоррекционнойработы.Влюбойиспользованнойигреможноизменятькомпонентыпросодическойстороныречи(высотуголоса,силуголоса,тембрголоса,темп,менятьинтонацию).Послеконстатирующегоэтапаэкспериментабылпроведенформирующийэксперимент.Занятия с детьми проводились на индивидуальной и групповой основе. В течение двух месяцев. В качестве базы, автор использовал дидактические игры и специальные упражнения. Индивидуальные занятия позволили провести качественную диагностику нарушений с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Групповые занятия, проводились с целью, овладения навыками взаимодействия и общения с другими детьми. Такая система занятий, помогла детям преодолеть страх разговаривать и общаться, а также существенным образом улучшила навык коммуникации и позволила высказывать детям свое мнение и наблюдение относительно заданий. По итогам двухмесячной работы, дети стали боле активно проявлять себя на занятиях, больше разговаривать, а также понимать ошибки в произношении на примере друг друга.Четвертый этап, состоял из применения корректирующих и диагностических упражнений, проводимых в игровой форме. Использовались словесные задания, дидактические игры. По окончанию всего исследования, был проведен сравнительных анализ результатов заданий на констатирующем и контрольном этапе исследования.По итогам сравнительного анализ констатирующего и контрольного этапа исследования, были выявлены следующие моменты:- интерес к занятиям на контрольном этапе исследования значительно увеличился, дети более охотно взаимодействовали на групповых занятиях;- у большинства детей ритмических и эмоциональный окрас речи стабилизировался и улучшился, многие применяли упражнения в домашних условиях по собственной инициативе;- качество произношения шипящих и сонорных звуков улучшилось, речь стала понятней и внятней.Таким образом логопедическая работа, с детьми страдающими дизартрией, благодаря использованию дидактических игр и индивидуальному подходу к каждому ребенку, позволила улучшить фонематические аспекты в их речи.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследование проведенное автором на основании трудов известных ученых логопедов, а также статистических данных в области исследования псевдобульбарной дизартрии, позволило достичь всех поставленных задач.Раннее выявление и понимание таких нарушений предоставляет возможность для целенаправленной коррекции и поддержки, что позволяет детям развить навыки речи и реализовать свой потенциал, нужный для полноценного роста. Таким образом, исследование фонематических процессов и особенностей их формирования является ключевым направлением в образовательной практике, способствующим успешному речевому прогрессу детей.Эксперимент позволяет не только проверить действующие теории, но и углубить понимание сложностей речевого развития детей с такими нарушениями. Анализируя аспекты фонематических способностей, мы стремимся подчеркнуть важную связь между речевым и когнитивным развитием, что особенно актуально для данной возрастной группы. За молчанием, которое скрывает страдания детей, кроется искреннее стремление к пониманию и поддержке, что следует учитывать при оценке причин и последствий. Результаты данного исследования помогут педагогам и логопедам в разработке более эффективных методов реабилитации для детей с дизартрией, облегчая их путь к полноценному общению.Автор описал полный процесс развития речевых навыков у детей в возрасте от 2 до 7 лет, обозначил особенности нормального развития речи у детей, а также отличительные признаки речевого развития детей с разными формами дизартрии.Так, автором были сделаны следующие выводы:В возрасте от 2 до 4 лет происходит активное формирование и становление фонематической части речи ребенка, появляется первоначальное понимание отличия друг от друга разных групп звуков, ребенок повторяет услышанные звуки, пытается воспроизвести их самостоятельно и овладевает навыками речи с некоторыми свойственными возрасту неточностями. В возрасте от 4 до 5 лет появляется способность различать все звуки воспринимать их на слух и произносить. В данном возрасте при нормальном развитии, у ребенка полноценно формируется представление о звуках произносительной стороне речи, полностью сформировывается фонематическое представление, при котором речь понятна эмоционально на окрашена, в редких случаях немного неточна, но в целом полностью сформирована. Дизартрия это нарушение речевой стороны развития ребенка, которая возникает вследствие механического воздействия либо врожденного поражения центральной нервной системы. Основными характерными чертами дизартрии являются нарушение звукопроизношения и просодических аспектов речи. Данные нарушения непосредственно влияют на другие области речевого развитияребенка, вследствие чего страдает способность выражать свои мысли через чтение, письмо и разговорную речьНа основании исследования, были сделаны выводы о том, что у большинства детей, страдающих дизартрией прослеживаются нарушения произношения звуков, выражающихся форме их замены, смешения, а также в полном или частичном отсутствии. Нарушения фонематического восприятия выражается множеством второстепенных симптомов в зависимости от глубины и степени выраженности дизартрии.Например, при слабой форме дизартрии, постоянноговмешательства специалистов не требуется, достаточно лишь систематически посещать его и проводить диагностику в целях предопределения и предупреждения возможных осложнений. Дизартрия легкой формы, позволяет детям обучаться в обычных классах и достаточно легко поддается исправлению. При правильном подходе и использовании эффективных упражнений незначительных нарушений можно избежать и полностью избавиться от них.При работе с детьми, страдающими дизартрией специалист в первую очередь должен исходить из личных особенностей и характера нарушений ребенка, поскольку симптомы могут быть разными и выражаться в разной степени.Например, нарушение тембра, интонационной окраски, дыхания, строения и расположение губ языка щёк и так далее. Таким образом можно смело говорить о том, что использование специальных дидактических игр для корректировки и диагностики нарушений речевого аппарата у детей, страдающих дизартрией существенным образом способно улучшить ситуацию, а также разработать новые инновационные методы, позволяющее более качественно и эффективно работать с детьми страдающими разными формами данного нарушения. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОКАрхипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова.– Москва : АСТ : Астрель, 2007. – 280 с.Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Москва : ВЛАДОС,2009. – 287с.Бычков В. П. Формирование предпосылок фонематического восприятия у детей 4–5 лет со стертой дизартрией / В. П. Бычков // The Scientific Heritage. – 2023. - № 12. – С. 4-9.Васильева Д. В. Понятие и компоненты фонематической системы языка. Теоретические представления о нарушениях фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией / Д. В. Васильева // Язык и культура (Новосибирск). – 2024. - № 6. – С. 7-11.Волкова,С.В.Предпосылкифонематическихрасстройствудетей сорганическимипоражениямиголовногомозгаразличногогенеза/ С. В. Волкова // Специальное образование. – 2016. – № 2. – С.29-38.Воробьева, В. К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В. К. Воробьева. – Москва : АСТ : Астрель. 2006. – 158 с. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва : Лабиринт, 2009. – 352 с. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 1995. – 126 с.Гарева, Т. А. Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Т. А. Гарева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 95-97. Гришина О. П. Психологическая структура речевых нарушений при общем недоразвитии речи в дошкольном возрасте / О. П. Гришина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2024. - № 1. – С. 5-8.Ершова О. С. Особенности звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией / О. С. Ершова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2024. - № 56. – С. 90-91.Есенина К. Д. Исследование звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с дизартрией / К. Д. Есенина // Теория и практика современной науки. – 2024. - № 4. – С. 81-85.Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия / Л. Н. Ефименкова. – Москва : Книголюб, 2011. – 143 с.Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младшихшкольников/О. Н. Жовницкая //Начальная школа.–2011.– №11.–С.41-46.Зимняя,И.А.Лингвопсихологияречевойдеятельности/ И. А. Зимняя ; Моск. психол.-социал. ин-т. – Москва : МПСИ : Воронеж : МОДЭК, 2001. – 432 с.Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стёртых форм дизартрий и сложныедислалии//Дефектология / И. Б. Карелина —1996.—№5.—10-14 с.Карпова С. В. Использование психотехнических упражнений в коррекции фонетико-фонематического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией / С. В. Карпова // Вестник Мининского университета. – 2023. - № 2. – С. 16-19.Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет [Текст] : Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к 58 звуку». - Изд. 3-е, доп. и перераб. - М. : Издательство «Ювента», 2007. - 96 с : ил.Крупенчук, О. И. Логопедические упражнения [Текст] : Артикуляционная гимнастика / О.И. Крупенчук, Т.А.Воробьева. — СПб. : Литера, 2004. — 64с.: ил.Левина, Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями / Р. Е. Левина // Развитие психики в условиях сенсомоторных дефектов. – Москва., 1966. – С. 302-308.Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами : учеб. пособие / Л. В. Лопатина. – Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2014. – 192 с.Мальцева П. Л. Роль развития фонематических функций у детей со стертой дизартрией для дальнейшего обучения/ П. Л. Мальцева // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2023. - № 5.- С. 51-59Никишкова Н.В. Формирование фонематического восприятия как важнейшее условие овладения детьми правильным произношением // Colloquium-journal. 2020. №14. С. 27-29.Никулина Я. И. Коррекция фонематической стороны речи старших дошкольников как профилактика нарушений письма и чтения / Я. И. Никулина // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. - № 61. – С. 57-65.Политова М. И. Особенности навыка воспроизведения звукослоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией / М. И. Политова // Специальное образование. – 2023. - № 4. – С. 5-8.Репина М. В. Характеристика результатов исследования опосредованной памяти детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии / М. В. Репина // Специальное образование. – 2022. - № 51. – С.172-179.Самойлова И. В. Исследование состояния темпо-ритмической организации движений и речи у детей дошкольного возраста с дизартрией / И. В. Самойлова // Специальное образование. – 2023.- № 1. – С. 6- 13.

1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова.– Москва : АСТ : Астрель, 2007. – 280 с.
2. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Москва : ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
3. Бычков В. П. Формирование предпосылок фонематического восприятия у детей 4–5 лет со стертой дизартрией / В. П. Бычков // The Scientific Heritage. – 2023. - № 12. – С. 4-9.
4. Васильева Д. В. Понятие и компоненты фонематической системы языка. Теоретические представления о нарушениях фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией / Д. В. Васильева // Язык и культура (Новосибирск). – 2024. - № 6. – С. 7-11.
5. Волкова, С. В. Предпосылки фонематических расстройств у детей с органическими поражениями головного мозга различного генеза / С. В. Волкова // Специальное образование. – 2016. – № 2. – С. 29-38.
6. Воробьева, В. К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В. К. Воробьева. – Москва : АСТ : Астрель. 2006. – 158 с.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва : Лабиринт, 2009. – 352 с. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 1995. – 126 с.
8. Гарева, Т. А. Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Т. А. Гарева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 95-97.
9. Гришина О. П. Психологическая структура речевых нарушений при общем недоразвитии речи в дошкольном возрасте / О. П. Гришина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2024. - № 1. – С. 5-8.
10. Доля И. Н. Технология коррекционной работы по формированию у дошкольников с патологией речи фонематического слуха // Концепт. 2019. №3. С. 14-21.
11. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников / Н. И. Дьякова. – Москва : Сфера, 2018. – 64 с.
12. Ершова О. С. Особенности звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией / О. С. Ершова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2024. - № 56. – С. 90-91.
13. Есенина К. Д. Исследование звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с дизартрией / К. Д. Есенина // Теория и практика современной науки. – 2024. - № 4. – С. 81-85.
14. Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия / Л. Н. Ефименкова. – Москва : Книголюб, 2011. – 143 с.
15. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О. Н. Жовницкая // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 41-46.
16. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя ; Моск. психол.-социал. ин-т. – Москва : МПСИ : Воронеж : МОДЭК, 2001. – 432 с.
17. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стёртых форм дизартрий и сложныедислалии//Дефектология / И. Б. Карелина —1996.—№5.—10-14 с.
18. Карпова С. В. Использование психотехнических упражнений в коррекции фонетико-фонематического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией / С. В. Карпова // Вестник Мининского университета. – 2023. - № 2. – С. 16-19.
19. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет [Текст] : Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к 58 звуку». - Изд. 3-е, доп. и перераб. - М. : Издательство «Ювента», 2007. - 96 с : ил.
20. Крупенчук, О. И. Логопедические упражнения [Текст] : Артикуляционная гимнастика / О.И. Крупенчук, Т.А.Воробьева. — СПб. : Литера, 2004. — 64с.: ил.
21. Левина, Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями / Р. Е. Левина // Развитие психики в условиях сенсомоторных дефектов. – Москва., 1966. – С. 302-308.
22. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами : учеб. пособие / Л. В. Лопатина. – Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2014. – 192 с.
23. Мальцева П. Л. Роль развития фонематических функций у детей со стертой дизартрией для дальнейшего обучения/ П. Л. Мальцева // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2023. - № 5.- С. 51-59
24. Никишкова Н. В. Формирование фонематического восприятия как важнейшее условие овладения детьми правильным произношением // Colloquium-journal. 2020. №14. С. 27-29.
25. Никулина Я. И. Коррекция фонематической стороны речи старших дошкольников как профилактика нарушений письма и чтения / Я. И. Никулина // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. - № 61. – С. 57-65.
26. Оскольская, Н. А. Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи / Н. А. Оскольская // Дефектология. – 2001. – № 2. – С. 28-36.
27. Платонов В. Т. Использование дидактических игр в работе по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией / В. Т. Платонов // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. - № 12.- С. 7-15.
28. Политова М. И. Особенности навыка воспроизведения звукослоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией / М. И. Политова // Специальное образование. – 2023. - № 4. – С. 5-8.
29. Репина М. В. Характеристика результатов исследования опосредованной памяти детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии / М. В. Репина // Специальное образование. – 2022. - № 51. – С.172-179.
30. Самойлова И. В. Исследование состояния темпо-ритмической организации движений и речи у детей дошкольного возраста с дизартрией / И. В. Самойлова // Специальное образование. – 2023.- № 1. – С. 6- 13.