Сущность, задачи и цели прокурорского надзора как вида государственной деятельности.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Прокурорский надзор
  • 35 35 страниц
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 11.10.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА КАК СПЕЦИФИЧЕСКОГО ВИДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ 4
1.1. Прокурорский надзор как специфический вид государственной деятельности в РФ: понятие и предмет 4
1.2. Прокуратура РФ и состояние законности в стране 8
ГЛАВА 2. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В РФ 13
2.1. Правовое регулирование прокурорского надзора в РФ 13
2.2. Цели и задачи прокурорского надзора 21
2.3 Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32


Фрагмент для ознакомления

И.Н. Чурин в своей работе указывает, что прокуратура выполняет функции не только контроля, но и координации деятельности правоохранительных органов, что значительно расширяет её полномочия. Прокурорский надзор, по мнению Чурина, является уникальным механизмом правоприменения, который позволяет одновременно контролировать деятельность как органов власти, так и частного сектора.А.А. Савюкобращает внимание на важность профилактической функции прокуратуры. Автор подчёркивает, что выявление нарушений на ранних стадиях и их оперативное устранение является ключевым элементом укрепления правопорядка в стране.Таким образом, цели и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации носят комплексный и многофункциональный характер. Они направлены на обеспечение верховенства закона, защиту прав и свобод граждан, укрепление законности и правопорядка, а также охрану государственных и общественных интересов. Прокурорский надзор остаётся важным элементом правовой системы страны, обеспечивающим стабильность и справедливость в правоприменении.2.3 Принципы организации и деятельности прокуратуры РФПринципы прокурорского надзора представляют собой фундаментальные положения, закрепленные в законах, которые регулируют как организацию, так и деятельность органов прокуратуры Российской Федерации. Эти принципы определяют как внутреннее устройство прокуратуры, так и её взаимодействие с другими государственными органами и обществом в целом. Важность изучения принципов прокурорского надзора заключается в том, что они накладывают отпечаток на все аспекты деятельности прокуратуры, включая её цели, задачи, методы и средства осуществления надзора за исполнением законов.Основные принципы прокурорского надзора были впервые сформулированы в начале XX века и закреплены в советской правовой системе. В.И. Ленин, рассматривая прокурорский надзор как важный элемент социалистической законности, выделил такие ключевые принципы, как:- Надзор за точным и единообразным исполнением законов;- Единство и централизация органов прокуратуры;- Независимость прокуратуры от местных органов власти.Эти принципы, хотя и претерпели определенные изменения в условиях современной России, остаются актуальными и по сей день. Они направлены на обеспечение эффективности прокурорского надзора и его способность реагировать на правонарушения.В условиях правового государства, основанного на Конституции РФ и других законодательных актах, принципы прокурорского надзора получили дальнейшее развитие. Основные принципы прокурорского надзора включают:Принцип законности. Данный принцип является основополагающим для всей деятельности прокуратуры. Прокуратура должна руководствоваться исключительно действующими законами, и все её решения и действия должны строго соответствовать нормам права. Это касается как внутренних правовых актов самой прокуратуры, так и тех законов, за исполнением которых она надзирает. Важность данного принципа подчёркивается в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», который предусматривает, что прокуроры обязаны соблюдать законность во всех аспектах своей деятельности.Принцип единства и централизации. Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему, где все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Эта вертикальная система управления позволяет эффективно контролировать деятельность каждого прокурора на местах и добиваться единообразного исполнения законов на всей территории страны. Принцип централизации не только укрепляет контроль за правоприменением, но и позволяет координировать действия прокуратуры с другими государственными органами в борьбе с правонарушениями.Принцип независимости. Одной из важнейших характеристик прокурорского надзора является независимость органов прокуратуры от местных органов власти, коммерческих организаций, общественных объединений и других субъектов. Прокуратура осуществляет свою деятельность, руководствуясь исключительно требованиями закона, а прокуроры в своей деятельности подчиняются только Конституции и федеральным законам. Этот принцип играет ключевую роль в предотвращении коррупции и злоупотреблений в органах государственной власти, так как прокуратура должна быть свободной от политического давления.Принцип гласности. В условиях современного демократического общества важную роль играет принцип гласности, который подразумевает информирование общества и органов государственной власти о деятельности прокуратуры. Гласность проявляется в различных формах, включая отчёты прокуратуры о состоянии законности в регионе, участие прокуроров в общественных обсуждениях, взаимодействие с населением. Однако принцип гласности имеет свои ограничения, особенно в тех случаях, когда разглашение информации может нанести ущерб государственной, коммерческой тайне или правам граждан.Принцип равенства всех перед законом. Прокуратура Российской Федерации обязана обеспечивать равенство всех субъектов правовых отношений перед законом. Это означает, что прокуроры не могут отдавать предпочтение каким-либо лицам или организациям, а все случаи нарушений законности должны рассматриваться с одинаковой тщательностью и строгостью. Принцип равенства особенно важен в условиях защиты прав и свобод граждан, когда прокуратура выступает гарантом соблюдения конституционных норм.Кроме общих принципов, которые касаются всех государственных органов, для прокурорского надзора характерны и специфические принципы, связанные непосредственно с его деятельностью. Эти принципы усиливают эффективность выполнения задач прокурорского надзора.Принцип оперативности и своевременности. Прокуратура должна оперативно реагировать на факты нарушений законности, выявлять их на ранних стадиях и принимать меры по их устранению. Это особенно важно в условиях борьбы с преступностью, где задержка в принятии мер может привести к серьёзным последствиям. Прокуроры обязаны своевременно принимать меры к восстановлению нарушенных прав граждан, привлекать виновных к ответственности.Принцип всесторонности и объективности. Прокуроры обязаны исследовать все обстоятельства каждого дела, принимать решения на основе полного и объективного анализа фактов. Этот принцип тесно связан с правосудием, так как от правильности выводов прокуратуры зависят дальнейшие действия правоохранительных органов и судебных инстанций. Прокурорский надзор должен быть беспристрастным и основываться на фактических данных, а не на субъективных предположениях.Принцип координации. Важной задачей прокуратуры является координация работы правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Прокуратура обязана обеспечивать взаимодействие между различными органами, чтобы усилия по обеспечению законности были согласованными и скоординированными. Прокуроры играют роль координаторов в проведении совместных мероприятий с другими органами власти, что значительно увеличивает эффективность работы всей системы.Принципы прокурорского надзора находят своё отражение не только в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», но и в других законодательных актах. Например, Уголовно-процессуальный кодекс РФ закрепляет принципы публичности и состязательности, которые также оказывают влияние на деятельность прокуроров в ходе расследования уголовных дел и поддержания государственного обвинения в суде.Как отмечает В.В. Росинский, принципы прокурорского надзора являются отражением базовых положений правовой системы государства, и их соблюдение обязательно для всех прокуроров. Эти принципы не только регулируют текущую деятельность прокуратуры, но и являются основой для её развития в условиях изменения правовой системы и общественных отношений.Таким образом, принципы прокурорского надзора в Российской Федерации представляют собой важнейший элемент правового регулирования деятельности прокуратуры. Они определяют структуру и характер работы органов прокуратуры, обеспечивают единообразие и законность во всех аспектах деятельности, а также защищают права и свободы граждан. Соблюдение принципов прокурорского надзора позволяет прокуратуре эффективно выполнять свои функции, предотвращать и устранять нарушения законности, обеспечивая стабильность и порядок в государстве.ЗАКЛЮЧЕНИЕПрокурорский надзор в Российской Федерации является одной из ключевых форм государственной деятельности, направленной на обеспечение верховенства закона, соблюдение прав и свобод граждан, а также защиту интересов общества и государства. Его уникальная роль заключается в том, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением законодательства во всех сферах государственной и общественной жизни, не являясь при этом частью ни одной из ветвей власти, что гарантирует её независимость и объективность.Основные принципы прокурорского надзора, такие как законность, единство и централизация, независимость, оперативность и своевременность, а также равенство всех перед законом, обеспечивают согласованность и эффективность деятельности органов прокуратуры. Эти принципы определяют как структуру прокуратуры, так и её функции, позволяя органам прокуратуры выступать в качестве гаранта правопорядка и законности.Особую значимость в деятельности прокуратуры имеет надзор за соблюдением прав и свобод граждан, что отражает её социальную функцию и непосредственное взаимодействие с обществом. В условиях правового государства прокурорский надзор становится одним из важнейших инструментов защиты интересов личности и общества, а его эффективность определяется способностью прокуратуры своевременно и полно реагировать на выявленные нарушения закона.Таким образом, прокурорский надзор играет фундаментальную роль в системе государственного управления, обеспечивая стабильность правопорядка и защищая права граждан. Постоянное совершенствование законодательства, регулирующего деятельность прокуратуры, и её принципов является необходимым условием для дальнейшего развития правовой системы России и укрепления законности в обществе.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫЕвропейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Заключена в г. Страсбурге 20.04.1959) (с изм. от 08.11.2001)Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2024) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.08.2024) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.05.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024) Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 N 114-ФЗ Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О федеральной службе безопасности" Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2024) Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об оперативно-розыскной деятельности" Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.05.2024) "О прокуратуре Российской Федерации"Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 (ред. от 14.06.2024) "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" (вместе с "Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью") Указ Президента РФ от 21.11.2012 N 1563 (ред. от 24.06.2024) "О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации" (вместе с "Положением о порядке присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации") Постановление Правительства РФ от 30.07.2005 N 467 (ред. от 24.12.2014) "Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации" Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 (ред. от 11.09.2023) "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 31.08.2023) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 N 400 (ред. от 13.03.2018) "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов"Бобров, В. К. Прокурорский надзор / В.К. Бобров. - М.: Юрайт, 2020. – 311 с. В. И. Ленин. ПСС. Том 45. С. 198 - 203. Винокуров, А.Ю. Правовая регламентация «общенадзорных» полномочий прокурора нуждается в совершенствовании / А.Ю. Винокурорв // Актуальные вопросы организации деятельности прокуратуры: избранные статьи. – М., 2019. –502 с.Голощапов, Д.С. К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской Федерации / Д.С. Голощапов // Молодой ученый. – 2022. - № 7. – 306 с. Зайцев, О. А. Прокурорский надзор в Российской Федерации / О.А. Зайцев, П.А. Смирнов. - М.: Экзамен, 2022. – 214 с.Корельский, В.М.Теория государства и права / В.М Корельский. – М.: Инфра-М, 2020. – 196 с. Осокин Р.Б. К вопросу об организации деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации (основные функции, принципы) // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 9. С. 201-202.Пойда Е. С. Тенденции и перспективы правового регулирования прокурорского надзора в РФ / Е. С. Пойда // Основы экономики, управления и права. — 2019. — № 3 (15). — С. 83–85.Росинский В.В. Конституционные основы правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации. М., Альфа-М. 2020. – 301 с.Росинский В.В. Конституционные основы правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации. М., Альфа-М. 2020. – 482 с.Савюк Л.К. Правоохранительные и судебные органы: учебник. М.: Юристь, 2019. –311 с. Смоленский, М. Б. Прокурорский надзор / М.Б. Смоленский, А.А. Подопригора, А.М. Карапетян. - М.: Феникс, 2022. – 405 с. Степанков В. Прокуратура России: из истории и завтра // Законность. -2019. - № 3. – 108 с. Стрельников В.В. Понятие и основное содержание целей и задач управленческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 8. С. 178-183. Сулейманов В.Г. Правоохранительные и судебные органы: учебник. М.: Юристь, 2019. - 485 с. Чурин, И.Н. Законность нормативных правовых актов как критерий оценки эффективности надзорной деятельности / И.Н. Чурин// Законность. - 2019.- №1. –149 с. Ястребов, В. Б. Прокурорский надзор / В.Б. Ястребов. - М.: Городец-издат, 2020. – 247 с.

1. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Заключена в г. Страсбурге 20.04.1959) (с изм. от 08.11.2001)
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984))
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2024)
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.08.2024)
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.05.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024)
8. Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 N 114-ФЗ
9. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О федеральной службе безопасности"
10. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2024)
11. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об оперативно-розыскной деятельности"
12. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.05.2024) "О прокуратуре Российской Федерации"
13. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
14. Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 (ред. от 14.06.2024) "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" (вместе с "Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью")
15. Указ Президента РФ от 21.11.2012 N 1563 (ред. от 24.06.2024) "О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации" (вместе с "Положением о порядке присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации")
16. Постановление Правительства РФ от 30.07.2005 N 467 (ред. от 24.12.2014) "Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации"
17. Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 (ред. от 11.09.2023) "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур"
18. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 31.08.2023) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина"
19. Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 N 400 (ред. от 13.03.2018) "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов"
20. Бобров, В. К. Прокурорский надзор / В.К. Бобров. - М.: Юрайт, 2020. – 311 с.
21. В. И. Ленин. ПСС. Том 45. С. 198 - 203.
22. Винокуров, А.Ю. Правовая регламентация «общенадзорных» полномочий прокурора нуждается в совершенствовании / А.Ю. Винокурорв // Актуальные вопросы организации деятельности прокуратуры: избранные статьи. – М., 2019. – 502 с.
23. Голощапов, Д.С. К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской Федерации / Д.С. Голощапов // Молодой ученый. – 2022. - № 7. – 306 с.
24. Зайцев, О. А. Прокурорский надзор в Российской Федерации / О.А. Зайцев, П.А. Смирнов. - М.: Экзамен, 2022. – 214 с.
25. Корельский, В.М.Теория государства и права / В.М Корельский. – М.: Инфра-М, 2020. – 196 с.
26. Осокин Р.Б. К вопросу об организации деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации (основные функции, принципы) // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 9. С. 201-202.
27. Пойда Е. С. Тенденции и перспективы правового регулирования прокурорского надзора в РФ / Е. С. Пойда // Основы экономики, управления и права. — 2019. — № 3 (15). — С. 83–85.
28. Росинский В.В. Конституционные основы правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации. М., Альфа-М. 2020. – 301 с.
29. Росинский В.В. Конституционные основы правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации. М., Альфа-М. 2020. – 482 с.
30. Савюк Л.К. Правоохранительные и судебные органы: учебник. М.: Юристь, 2019. – 311 с.
31. Смоленский, М. Б. Прокурорский надзор / М.Б. Смоленский, А.А. Подопригора, А.М. Карапетян. - М.: Феникс, 2022. – 405 с.
32. Степанков В. Прокуратура России: из истории и завтра // Законность. -2019. - № 3. – 108 с.
33. Стрельников В.В. Понятие и основное содержание целей и задач управленческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 8. С. 178-183.
34. Сулейманов В.Г. Правоохранительные и судебные органы: учебник. М.: Юристь, 2019. - 485 с.
35. Чурин, И.Н. Законность нормативных правовых актов как критерий оценки эффективности надзорной деятельности / И.Н. Чурин// Законность. - 2019.- №1. – 149 с.
36. Ястребов, В. Б. Прокурорский надзор / В.Б. Ястребов. - М.: Городец-издат, 2020. – 247 с.