Особенности формирования семейных ценностей обучающихся 3 класса в деятельности классного руководителя.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 41 41 страница
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 11.10.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования семейных ценностей обучающихся 3 класса в деятельности классного руководителя 5
1.1. Сущность и специфика семейных ценностей 5
1.2. Формы и методы формирования семейных ценностей у учащихся 12
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования семейных ценностей обучающихся 3 класса в деятельности классного руководителя 25
2.1 Этапы экспериментальной работы 25
2.3. Программа формирования семейных ценностей младших школьников с 31
Заключение 36
Список литературы 39

Фрагмент для ознакомления

Для нас особенно важен 1 компонент – благоприятная семейная ситуация, для подтверждения эмоционального компонента.Для методики «Проективный рисунок «Моя семья» по Р.Ф. Беляускайте разработана система количественной оценки от 0 до 3 баллов. Чем больше сумма баллов, тем ярче выражен тот ли иной признак.При интерпретации основное внимание мы обращали на следующие аспекты:анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семи на рисунке);анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различие в стиле рисования, количество деталей, схема фигур отдельных членов семьи);анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисунка).Проанализируем рисунки.На пяти рисунках не присутствовали все члены семьи. (У Айгуль на рисунке не присутствовал братишка, а у Зайнап старшая сестра, у Максима не был изображен дедушка, а у Олега бабушка. У Азалии не присутствовал папа). Это свидетельствует о том, что с этими членами семьи возможны конфликтные ситуации. Так же важным показателем психологической близости являлось расстояние между отдельными членами семьи. На шести рисунках между членами семьи присутствовали различные объекты (стол, игрушки и т.д.), которые служили как бы преградой, что говорит о том, что между этими членами нет психологической близости .(Например, у Алины папа был изображен с газетой в руках. А у Максима на рисунке мама стоит за кухонным столом и т.д.) На многих рисунках общая деятельность лишь нескольких членов семьи, таких рисунков – 5. Трое детей изобразили себя на нижней части листа, что свидетельствует о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На отдельных рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка. (На рисунке Алексея было изображено много мебели, игрушек; на рисунке Ляйсан также было изображено много мебели, игрушек и т.д.)Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и раскрашивает фигуру самого любимого им члена семьи. И наоборот, использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку. Нужно отметить, что в рисунках детей можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а другим – мать и сестра (6 случаев). Особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицируется (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка. (Инсаф начал рисунок с мамы, очень тщательно прорисовывал все ее детали – одежду, волосы. Азалия также начала рисунок с мамы, очень был похож стиль рисования с ее изображением. Так же были прорисованы мелкие детали и т.д.)Таблица 2Проективный рисунок «Моя семья»Характер внутрисемейных отношенийКоличество рисунковБлагоприятная внутрисемейная ситуация50% (4 рис.)Тревожность25% (2 рис.)Конфликтность в семье37,5% (3 рис.)Чувство неполноценности в семейной ситуации25% (2 рис.)Враждебность в семейной ситуации12,5% (1 рис.)Анализ детских рисунков дал возможность предположительно разделить семьи испытуемых детей на пять основных групп в зависимости от сложившихся внутрисемейных отношений:1 – благоприятная семейная ситуация;2 – конфликтность в семье;3 – тревожность в семье; 4 – чувство неполноценности в семейной ситуации;5 – враждебность в семейной ситуации;Рисунки с уравновешенными доверительными отношениями отражали следующие признаки: общая деятельность всех членов семьи, отсутствие изолированных членов семьи, изображение всех членов семьи, отсутствие штриховки, хорошие качества линий, адекватные распределения людей на листе.Для нас особенно важен был данный показатель, так как подтверждал эмоциональный компонент представлений о семье у младших школьников. Рисунки, отражающие тревожность, отличались: штриховкой, линиями с сильным нажимом, дети стирали рисунки, линии часто были прерывистые или двойные. Конфликтность в семье выражалось в том, что дети не прорисовывали отдельные части тела, либо выделяли отдельные фигуры и т.д.) На одном рисунке папа стоял спиной. Чувство неполноценности в семейной ситуации отражалось в рисунках тем, что линии были слабыми, прерывистыми, некоторые фигуры были маленькими. Данное исследование позволило определить состояние внутрисемейных отношений. Проанализировав полностью рисунки и проведя беседы по ним определили, что в большинстве семей имеются трудности в семейном воспитании. Вследствие этого у детей формируются неправильные и неполное представления о семье. Нужно помочь ребенку сформировать положительные представления о семье.Мы думаем, что будет эффективно если мы апробируем специально разработанный комплекс занятий с разнообразными формами и методами работы.2.3. Программа формирования семейных ценностей младших школьников сНа формирующем этапе была апробирована программа «Моя семья-моя крепость», в которой был представлен специально разработанный комплекс занятий с разнообразными формами и методами.Работа по формирующему эксперименту с данной группой детей велась регулярно, с частотой 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут.Цель формирующего эксперимента: способствовать установлению и развитию интереса. Формировать положительное представления о своей семье и своей роли, значимости, принадлежности ребенка к ней.Задачи формирующего эксперимента:1. Расширить знания и сформировать семейные ценности у детей младшего школьного возраста.2. Сформировать интерес к своей семье у детей младшего школьного возраста.Для реализации задач формирования представлений о своей семье и интереса к ней была разработана программа занятий.Во время встреч детям давались знания о том, что такое имя, отчество, фамилия; о семье, о жизни и быте семьи; о родословной, родословном древе семьи, семейных традиция и т.д. В каждом занятие использовались разнообразны формы и методы: беседа и конкурс рисунков, стихов, разработка генеалогического дерева, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки (во время каждой встречи) и т.д. Перспективное планирование по программе «Моя семья – моя крепость» №ТемаНаправление деятельностиФорма работы1«Не стесняйся доброты своей»Ценностно-ориентировочноеЧас общения2«Наши руки не знают скуки!»Художественно-эстетическоеКонкурс- выставка детского творчества3«Вперед, мальчиши!»Спортивно-оздоровительноеПраздничная развлекательная программа4«Дружно с бабушкой живем»КоммуникативноеИгровая программадля бабушек и внуков1«Все работы хороши»ПознавательноеФестиваль профессий2Операция«Забота»ТрудовоеИзготовление и защита кормушек для птиц3«Вся семья вместе,так и душа на месте»Ценностно-ориентировочноеЗаседание семейного клуба4«Поделись улыбкою своей»КоммуникативноеЭтический урокс тренингом1«Нам счастья не сулитобида чья-то»Ценностно-ориентировочноеЧас -размышление2«Раз – два!Горе – не беда!»Спортивно-оздоровительноеСпортивный турнир3«Семейная реликвия»Художественно-эстетическоеСочинение - рассуждение4«Добрые руки»ТрудовоеДобровольческая акция1«Добро – не наука,оно действие»Ценностно-ориентировочноеРолевая игра2«Тайна наших имен»ПознавательноеИсследовательская работа с защитой3«Пристань счастья»КоммуникативноеВстреча-конкурс3-х поколений4«Папа, мама, я –спортивная семья!»Спортивно-оздоровительноеСоревнования семейных командВоспитательная деятельность по программе направлена на развитие личности, уважительного отношения к родным и близким, истории своей семьи; формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений; приобщение родителей к воспитательному процессу.Для определения результатов качества нашей работы мы провели контрольный эксперимент.Цель контрольного эксперимента – выявить изменения уровня представления и развития интереса к своей семье у детей младшего школьного возраста.Задачи контрольного эксперимента:1. Выявить уровень представления о своей семье у детей младшего школьного возраста.2. Сравнить полученные результаты констатирующего и контрольного экспериментов.Для реализации задачи выявления уровня представлений мы провели с детьми анкетирование на тему «Моя семья» и методику «Проективный рисунок «Моя семья» по Р.Ф. Беляускайте. Задания констатирующего и контрольного эксперимента аналогичны.Анкетирование проходило индивидуально с каждым ребенком. Вопрос остались те же. Каждый ответ ребенка анализировали. Критерии оценок для анализа остались прежние.Проанализировав полученные анкеты мы выяснили, что только 1 ребенок не смог ответить на задаваемые вопросы. 2 ребят не полностью справились с заданием или отвечали после подсказки педагога. И 5 детей ответили на вопросы анкеты правильно, без подсказок.Нужно отметить, что особенно интересные ответы были по когнитивному компоненту. Ребята более подробно описывали семью, отмечали ее функции (не называли их функциями), говоря, что «в нашей семье главное дружба и любовь», «мы в семье все делаем вместе, вместе отдыхаем», и т.д. По эмоциональному компоненту было меньше всего изменений, так как данный компонент зависит от психологического климата в семье. Но были высказывания: «мы стали больше проводить вместе с родителями свободное время», «изучая родословную я больше узнал о маме, папе, бабушке», «у меня такой замечательный дедушка» и др. Изменились ответы по поведенческому компоненту: ребята много писали о совместном досуге, называли больше семейных традиций.Результаты анкетирования мы внесли в таблицу, так же вывели общий балл на каждого ребенка и определили уровень его представлений (табл. 3)Таблица 3Таблица результатов анкетирования «Моя семья»УровеньКоличество детей% соотношениеВысокий450%Средний337,5%Низкий112,5%В дополнении также, для выявления полной картины, мы провели с детьми методику «Проективный рисунок «Моя семья» по Р.Ф. Беляускайте.Для нас так же особенно важно 1 компонент – благоприятная семейная ситуация, для подтверждения эмоционального компонента.Условия проведения и анализа остались прежние.Проанализировав полностью рисунки и проведя беседы по ним, у нас получились следующие результаты: благоприятные ситуации в семье у 64% учащихся.Таблица 4Проективный рисунок «Моя семья»Характер внутрисемейных отношенийКоличество рисунковБлагоприятная внутрисемейная ситуация62,5% (50 рис.)Тревожность25% (2 рис.)Конфликтность в семье12,5% (1 рис.)Чувство неполноценности в семейной ситуации-Враждебность в семейной ситуации-В ходе исследования, гипотеза была подтверждена, в представлениях младших школьников после проведения формирующего эксперимента произошли изменения.ЗаключениеПроблема формирования у школьников устойчивых семейных ценностей была тщательно исследована как в области психологии, так и педагогики. Известные психологи, такие как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Г. Гальперин, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и другие, внесли значительный вклад в изучение этого вопроса. Педагоги, среди которых Ф.С. Блехер, Т.И. Ерофеева, А.Н. Леушина, Т.Н. Мусейибова, З.А. Михайлова, Б. Никитин, В.П. Новикова, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Сербина, А.А. Смоленцева, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Тихеева, также посвятили значительное количество исследований вопросам воспитания семейных ценностей у детей. В отечественной педагогике особую роль в разработке подходов к формированию у детей представлений о семье играли работы таких ученых, как Е.И. Водовозова, А.М. Леушина, В.А. Сухомлинский, Т.А. Рихтерман и К.Д. Ушинский.В социально-психологическом контексте ориентация детей на общественные нормы и ценности начинается с осознания ими роли семьи в обществе. Изучение образа семьи, по мнению таких исследователей, как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский и Н.Н. Поддьяков, формирует основу для будущего социального развития ребенка. Е.А. Аркин утверждал, что дети в семье не «учатся жить», а уже живут, погружаясь в социальную среду с первых лет жизни. Семья, являясь для ребенка первичной социальной единицей, оказывает значительное влияние на формирование привычек, черт характера и психических свойств, которые в дальнейшем определяют его социальное поведение. Этот процесс оказывает длительное влияние на будущее поведение ребенка в семейной и общественной жизни.Однако, в условиях современности наблюдается искажение образа семьи у значительного числа детей, что связано с глобальными изменениями, происходящими в семейных структурах. Современные научные исследования и мировая статистика показывают, что многие традиционные функции семьи претерпевают изменения, что приводит к деформации социальных ролей её членов и увеличению разобщенности в межличностных отношениях. Дефицит эмоциональных и личностных контактов между родителями и детьми, обусловленный профессиональной занятостью взрослых, становится причиной эмоционального одиночества детей, даже в условиях постоянного нахождения среди родных.Атмосфера в семье играет ключевую роль в развитии эмоционального интеллекта ребенка. Она формирует способность к сопереживанию, сочувствию, разделению радостей и печалей, что является важным аспектом в создании у ребенка положительного образа семьи. Напротив, дети, растущие в неблагополучных условиях, сталкиваются с эмоциональной нестабильностью и негативным образом семьи, особенно если они подвергаются унижениям, насилию или истязаниям. Такие условия препятствуют формированию здоровых представлений о семейной жизни и социальной адаптации в целом.Согласно выводам научных исследований, дети, выросшие в семьях, где царила атмосфера взаимной любви и уважения, демонстрируют больше шансов на успешное социальное и семейное развитие. Эти дети получают возможность выстраивать крепкие семейные связи и позитивно интегрироваться в общественные структуры. Напротив, у детей, подвергшихся семейным конфликтам, физическим или моральным унижениям, вероятность позитивного личностного развития значительно снижается.Таким образом, можно утверждать, что семейные ценности, межличностные отношения и уклад жизни семьи оказывают прямое влияние на будущее восприятие ребенком семейной жизни. Образование и педагогика играют важную роль в формировании у детей положительного образа семьи, особенно в сочетании с воспитательными усилиями родителей. Совместная работа школы и семьи может значительно укрепить у ребенка представления о семейных ценностях, а также заложить основы семейной экономики и грамотного полового воспитания.Объединённые усилия семьи и образовательного учреждения приводят к тому, что дети начинают осознавать своё место в семейной структуре. Они начинают понимать значимость родственных связей, роль каждого члена семьи, а также важность уважительных и поддерживающих отношений внутри семьи.Список литературыАлексеева О. П. «Кем быть?»: проект по ознакомлению детей с трудом взрослых [Текст] / О. П. Алексеева // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 3. - С.34-41Акутина С.П. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие. [Текст] – Ч.II. / С.П. Акутина, В.А. Волгунов и др. – Арзамас: АГПИ, 2009. – 15,0 п.л., авт. – 13,0 п.л.Агейко О.В. Изучение структуры семьи в постразводный период при помощи Системного семейного теста Геринга [Текст] / О.В. Агейко // Теоретические и прикладные аспекты кризисной психологии: - Сб. науч. тр.Минск, 2001. С. 144–150.Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица [Текст] / Н. Аккерман // Семейная психотерапия – Спб.: Питер. Серия «Хрестоматия по психологии»), 2000. - С. 5–17.Арнаутова, Е. П. Общение с родителями: зачем? Как? [Текст]: мето-дическое пособие для родителей / Е. П. Арнаутова. – М.: Владос, 2003. – 43 с. Байард, Р. Ваш беспокойный подросток [Текст]: рекомендации для родителей и педагогов / Р. Байард. – М.: Просвещение, 2006. – 123 с. Бочарова, Н. И. Организация досуга детей в семье [Текст] / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 208 с. Данюкова А. Вы любите проекты? [Текст] /А. Данюкова // Обруч. - 2001. -№4. - с.11-13.Джудит С. Райкус, Рональд С. Хьюз. Социально-психологическая помощь семьям и детям группы риска: Практическое пособие: В 4т. Т.II. Планирование и семейно-ориентированная социальная работа [Текст] / С.Джудит, С.Рональд. - СПб.: Питер , 2009. – 236с.Дисфункциональная семья: среда формирования социально-проблемной личности [Текст]: учебно-методическое пособие / В. А. Юрина; под общей ред. А. Б. Трофимова. – Кемерово: Изд-во КРИП-КиПРО, 2009. – 97 с. Долгова, В. М. Шаги навстречу [Текст]: практико-ориентированные методические рекомендации по организации сотрудничества школы и семьи / В. М. Долгова. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2002. – 60 с. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей [Текст] / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С.63.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Разманова, В.В. Щетинина. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 192с.Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании школьника [Текст] / Е.С.Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.Заслуженюк В.С. Родители и дети: Взаимопонимание или отчужде-ние? [Текст]: книга для родителей / В. С. Заслуженюк. - М.: Просвеще-ние, 2003. – 300 с. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями: Методический аспект [Текст] / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.Историческое родословие [Текст]: методическая разработка / сост. Е. Б. Цибизова. – Новокузнецк: МОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Орион», 2009. – 17 с. Круглова О.С. Технология проектного обучения [Текст] // Завуч. - 1999. - № 6. - С.91-94.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 232 с. Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование) [Текст] / В.Т. Лисовский. – СПб.: Наука, 2003. – С. 71.Методический портфель [Текст] / Авт.-сост. З.Г. Шибко [и др.]. – Минск: Красико-Принт, 2005. – 173 с. Нартова-Бочавер С.К. и др. Ребенок в карусели развода [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер. – М. ТОО «ТП», 1998. – 222с.Немировский К. Мама и я - неполная семья [Текст] / К. Неморовский // Психолог в детском саду - №4 - 2006. – С. 67Нечаев М.П. Диагностика результатов воспитательного процесса в школе [Текст]: методическое пособие / М. П. Нечаев. – М.: УЦ Пер-спектива, 2008. – 128 с. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для вузов [Текст] / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова [и др.]; под ред. Е.Г. Силяевой. – М. : Изд. центр «Академия», 2004. – 192 с.Проектный метод в деятельности школьного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ [Текст] / Авт.-сост.: Л.С. Ки-селева [и др.] – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: учебное пособие [Текст] / Р.В. Янушкявичус, О.Л. Янушкявичус. - М.: ПРО–ПРЕС, 2000.

Список литературы

1. Алексеева О. П. «Кем быть?»: проект по ознакомлению детей с трудом взрослых [Текст] / О. П. Алексеева // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 3. - С.34-41
2. Акутина С.П. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие. [Текст] – Ч.II. / С.П. Акутина, В.А. Волгунов и др. – Арзамас: АГПИ, 2009. – 15,0 п.л., авт. – 13,0 п.л.
3. Агейко О.В. Изучение структуры семьи в постразводный период при помощи Системного семейного теста Геринга [Текст] / О.В. Агейко // Теоретические и прикладные аспекты кризисной психологии: - Сб. науч. тр.Минск, 2001. С. 144–150.
4. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица [Текст] / Н. Аккерман // Семейная психотерапия – Спб.: Питер. Серия «Хрестоматия по психологии»), 2000. - С. 5–17.
5. Арнаутова, Е. П. Общение с родителями: зачем? Как? [Текст]: мето-дическое пособие для родителей / Е. П. Арнаутова. – М.: Владос, 2003. – 43 с.
6. Байард, Р. Ваш беспокойный подросток [Текст]: рекомендации для родителей и педагогов / Р. Байард. – М.: Просвещение, 2006. – 123 с.
7. Бочарова, Н. И. Организация досуга детей в семье [Текст] / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 208 с.
8. Данюкова А. Вы любите проекты? [Текст] /А. Данюкова // Обруч. - 2001. -№4. - с.11-13.
9. Джудит С. Райкус, Рональд С. Хьюз. Социально-психологическая помощь семьям и детям группы риска: Практическое пособие: В 4т. Т.II. Планирование и семейно-ориентированная социальная работа [Текст] / С.Джудит, С.Рональд. - СПб.: Питер , 2009. – 236с.
10. Дисфункциональная семья: среда формирования социально-проблемной личности [Текст]: учебно-методическое пособие / В. А. Юрина; под общей ред. А. Б. Трофимова. – Кемерово: Изд-во КРИП-КиПРО, 2009. – 97 с.
11. Долгова, В. М. Шаги навстречу [Текст]: практико-ориентированные методические рекомендации по организации сотрудничества школы и семьи / В. М. Долгова. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2002. – 60 с.
12. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей [Текст] / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С.63.
13. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Разманова, В.В. Щетинина. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 192с.
14. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании школьника [Текст] / Е.С.Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
15. Заслуженюк В.С. Родители и дети: Взаимопонимание или отчужде-ние? [Текст]: книга для родителей / В. С. Заслуженюк. - М.: Просвеще-ние, 2003. – 300 с.
16. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями: Методический аспект [Текст] / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
17. Историческое родословие [Текст]: методическая разработка / сост. Е. Б. Цибизова. – Новокузнецк: МОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Орион», 2009. – 17 с.
18. Круглова О.С. Технология проектного обучения [Текст] // Завуч. - 1999. - № 6. - С.91-94.
19. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 232 с.
20. Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование) [Текст] / В.Т. Лисовский. – СПб.: Наука, 2003. – С. 71.
21. Методический портфель [Текст] / Авт.-сост. З.Г. Шибко [и др.]. – Минск: Красико-Принт, 2005. – 173 с.
22. Нартова-Бочавер С.К. и др. Ребенок в карусели развода [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер. – М. ТОО «ТП», 1998. – 222с.
23. Немировский К. Мама и я - неполная семья [Текст] / К. Неморовский // Психолог в детском саду - №4 - 2006. – С. 67
24. Нечаев М.П. Диагностика результатов воспитательного процесса в школе [Текст]: методическое пособие / М. П. Нечаев. – М.: УЦ Пер-спектива, 2008. – 128 с.
25. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для вузов [Текст] / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова [и др.]; под ред. Е.Г. Силяевой. – М. : Изд. центр «Академия», 2004. – 192 с.
26. Проектный метод в деятельности школьного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ [Текст] / Авт.-сост.: Л.С. Ки-селева [и др.] – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
27. Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: учебное пособие [Текст] / Р.В. Янушкявичус, О.Л. Янушкявичус. - М.: ПРО–ПРЕС, 2000.