Особенности исполнения нетрадиционных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 31 31 страница
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 13.10.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические подходы организации нетрадиционных физкультурных занятий в работе с детьми дошкольного возраста 5
1.1. Общая характеристика физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста 5
1.2. Нетрадиционные виды физкультурных занятий в работе с детьми дошкольного возраста 7
Глава II. Комплект материалов по организации нетрадиционных физкультурных занятий в работе с детьми дошкольного возраста 10
2.1. Занятия с использованием логоритмики 10
2.2. Занятия с использованием джампинга 13
2.3. Занятия с использованием фитбол-гимнастики 15
2.4. Занятия с использованием йоги 18
2.5. Занятия с использованием степ-аэробики 21
Заключение 24
Список использованных источников 26

Фрагмент для ознакомления

2.5. Занятия с использованиемстеп-аэробикиЖдановаО.В. , ИсаеваЕ.В.говорят, что степ-аэробика популярна во всём мире. «Step» в переводе с английского языка буквально означает «шаг». Степ-аэробика – это ритмические движения вверх – вниз по специальной степ-платформе.Основным средством данной аэробики являются различные по темпу, интенсивности, комплексы гимнастических упражнений. Данные упражнения направлены на работу всех групп мышц и суставов. Современная ритмическая музыка, яркая одежда и танцевальные движения, всё это создаёт у детей положительные эмоции. В занятия степ-аэробикой входит неограниченный набор движений. Упражнения воздействуют на все части тела и развитие всех физических качеств: ловкость, гибкость, выносливость, пластичность. На занятиях по степ-аэробике используются разнообразные методические приёмы обучения двигательным действиям. Активно используется показ, объяснения, художественное слово, наглядность, повторение, закаливание, воспитание инициативы и творчества.Авторы разработали и применяют программу по степ-аэробике. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Структурно занятие состоит из таких частей как:Разогрев организма, создание положительного настроя на дальнейшую двигательную деятельность. Часть длится 4-5 минут. Применяются подражательные движения: с ходьбой, бегом, ползанием и прыжками или упражнения с ходьбой по канату, шесту, ребристой доске, мешочками, массажером и т.д.Воздействие на осанку, верхние и нижние конечности , координацию опорно-двигательного аппарата. Целью является обучение детейчувству, ощущению движений. Часть длится 5-6 минут, применяется силовая гимнастика с гантелями и стрейтчинг-растяжка.Развитие двигательной деятельности, умения сочетать темп движений с характером музыки, развитие чувства равновесия. Часть длится 10-12 минут, в рамках которых применяются базовые шаги как аэробная часть занятия.Развитие творческой двигательной деятельности, умения воплощаться в игровой образ и эмоционально передавать характер образа через игровые движения. Часть длится 4-5 минут. Применяются подвижные игры.Укрепление дыхательной мускулатуры, укрепление способности мышц сокращаться и растягиваться. Часть длится 5-6 минут. Применяются дыхательные упражнения, бодифлекс и растяжка[4].Папина О.М. считает, что степ-аэробика делает физкультурные занятия в детском саду более интересными, познавательными, увлекательными, развивающими.Автор выделяет целый ряд базовых шагов степ-аэробики и говорит, что их важно изучать в определенном порядке:разучивание базовых шагов, используя речитативы;разучивание базовых шагов, используя речитативы с добавлением движений рук;выполнение базовых шагов под счет педагога;выполнение базовых шагов под музыкальное сопровождение с простым, четким ритмом;выполнение связок шагов под счет педагога и музыкальное сопровождение;выполнение танцевально-ритмических композиций;выполнение танцевально-ритмических композиций самостоятельно [17].СветимскаяО.А. в рамках дополнительнойобщеразвивающей программы «Степ-аэробика» для детей 5-7 лет [23]предлагает применять занятия с детьми в составе 10 человек. На первый год занятия ведутся 25 минут, на второй год – 30 минут. В занятии автор выделяет такие части как:Разминка. Выполняются строевые упражнения, логоритмика. Основная часть. Выполняются базовые и основные шаги, подвижные игры, стретч-упражнения.Заключительная часть. Выполняются упражнения на расслабление, релаксацию, дыхательные упражнения.Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что правильная организация занятий по степ-аэробике с детьми старших и подготовительных к школе групп способствует развитию детского организма.ЗаключениеПолученные сведения позволяют нам сделать следующие выводы:Физическое развитие ребенка дошкольного возраста – это важная, основополагающая часть работы дошкольного учреждения, способствующая укреплению соматического и психического здоровья воспитанников, повышению их физической и умственной работоспособности, развитию генетически-обусловленных способностей. Дети дошкольного возраста находятся в фазе активного физического, психического развития, в процессе построения программы физического воспитания необходимо учитывать их возрастные особенности, потребности. Именно по этой причине программа физического воспитания в ДОУ носит комплексный характер, она охватывает все физические качества, включает в себя не только занятия по физической культуре, но проникает в режимные моменты, прогулки, самостоятельную деятельность детей.Подходы к физическому воспитанию детей в большинстве дошкольных учреждений нашей страны в большей степени традиционны, они отработаны многими поколениями педагогов, хорошо себя зарекомендовали, дают высокие результаты. В них много места занимает физическое воспитание, однако целый ряд эффективных, но малоиспользуемых форм деятельности остается недооцененными. Опыт использования нетрадиционных средств физического воспитания для детей дошкольного возраста позволяет говорить об их исключительной значимости и необходимости изучения и широкого введения в практику. Одной из причин выступает тот факт, что дети все меньше времени уделяют физической культуре и спорту, снижается изинтерес к данной сфере жизни, что влечет за собой рост заболеваемости.Мы рассмотрели ряд нетрадиционных форм занятий физической культурой, как то логоритмика, джампинг, фитбол-гимнастика, йога, степ-аэробика. Все эти виды занятий активно изучаются, применяются, показывают высокие результаты.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.Список использованных источниковНормативно-правовые актыБольшой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2000. – 1536 с. ISBN 5-7711-0015-3. – Текст: непосредственный. Бутова Е.Ю. Развитие двигательной активности у дошкольников средствами логоритмики / Е.Ю. Бутова. – Текст: непосредственны // Моя профессиональная карьера, 2021. – Т. 1. – № 29. – С. 137-140.Васильева М.С. Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста с использованием фитбол-гимнастики. – Текст: непосредственны / М.С. Васильева // Вестник Тувинского государственного университета. №4. Педагогические науки, 2014. – №4(23). – С. 180-185.Жданова О.В. Степ-аэробика – эффективная здоровьесберегаюшая технология в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи / О.В. Жданова, Е.В. Исаева. – Текст: непосредственный // Физическая культура: современные тенденции, актуальные проблемы и перспективы развития. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2023. – С. 66-71.Завялова Т.П. Теория и методика физического воспитания дошкольников: учебное пособие для вузов / Т.П. Завъялова, И.С. Стародубцева. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 282 с. – ISBN 978-5-534-16571-5. – Текст: непосредственныйЗамотаева Л.О. Нетрадиционные формы работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении / Л.О. Замотаева. – Текст: непосредственный // Вестник студенческого научнеого общества ГОУВПО «Донецкого национального университета», 2021. – Т. 2. – № 13-2. – С. 450-454.Иващенко О.Ю. Элементы логоритмики в становлении речи дошкольников / О.Ю. Иващенко, Е.А. Никитина, Т.С. Малыхина, А.В. Призенко. – Текст: непосредственны // Интерактивная наука, 2021. – № 10 (65). – С. 33-36.КарабаеваС.И. Нетрадиционные физкультурные занятия как средство повышения интереса к физической культуре у детей старшего дошкольного возраста / С.И. Карабаева – Текст: непосредственный // Новая наука: стратегии и векторы развития, 2016. – № 1-2 (58). – С. 137-140.КоженецО.А. Детская хатха-йога как средство развития физических качеств (гибкости) у детей старшего дошкольного возраста / О.А. Коженец. – Текст: непосредственный // Материалы 71-й научно-практической конференции преподавателей и студентов БГПУ. Материалы конференции, 2022. – С. 413-417.Колесникова Н.Н. Использование комплексной системы оздоровления в условиях детского сада / Н.Н. Колесникова, О.В. Максимук. – Текст: непосредственный // Здоровье для всех, 2011. – №1. – С. 35-40.Космачева А.В. Гимнастика с элементами йоги в развитии двигательных качеств детей старшего дошкольного возраста / А.В. Космачева, С.Ю. Василевская-Руцкая, А.А. Мартынов. – Текст: непосредственный // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования. Сборник материалов II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 2021. – С. 45-50.КунаковаТ.А. Нетрадиционные формы утренней гимнастики как средство повышения двигательной активности дошкольников / Т.А. Кунакова, В.А. Поддубная. – Текст: непосредственный // Информационное обеспечения научно-технического процесса: анализ проблем и поиск решений. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2021. – С. 153-155.Литературные и периодические изданияМаркова Е.В. Использование логоритмики на музыкальных занятиях в развитии речи дошкольников / Е.В. Маркова. – Текст: непосредственный // Вопросы педагогики, 2021. – № 3-1. – С. 182-185.МифтаховаН.В. Использование нетрадиционных методов и технологий в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного образовательного учреждения / Е.В. Мифтахова. – Текст: непосредственный // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования. Сборник материалов III Всероссийской с международным участием конференции, 2021. – С. 75-79.Набойченко А.Г. Фитбол-гимнастика как технология сохранения и стимулирования здоровья старших дошкольников / А.Г. Набойченко, Г.В. Ильина. – Текст: непосредственны // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения, 2014. – №13. – С. 141-144.Овсянникова М.А. Джампинг-фитнес как новое увлечение населения / М.А. Овсянникова. – Текст: непосредственный // Роль организационно-управленческой деятельности и спортивного администрирования в развитии спорта и физической культуры населения. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции, 2021. – С. 246-249.Папина О.М. Степ-аэробика как средство повышения двигательной активности дошкольников / О.М. Папина. – Текст: непосредственный // КонференциумАСАУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций, 2023. – № 2. – С. 182-195.Синицына Т.В. Внедрение занятий хатха-йогой у дошкольников для укрепления здоровья / Т.В. Синицына. – Текст: непосредственный // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования. Сборник материалов III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 2021. – Т. 1. – С. 110-113СтепаненковаЭ.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Э.Я. Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с. – ISBN 5-7695-2540-1. – Текст: непосредственныйЧорнаяМ.А. «Джампинг» – технология в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста / М.А. Чорная, И.А. Алексеева. – Текст: непосредственный // Развитие инновационного потенциала педагога образовательных учреждений. Сборник материалов научно-практической конференции, 2023. – С. 254-258.ШебекоВ.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / В.Н. Шебеко. – Минск: Вышейшая школа, 2010. – 288 с. – ISBN 978-985-06-1821-4. – Текст: непосредственныйШумейко А.Р. Нетрадиционные формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками / А.Р. Шумейко. – Текст: непосредственный // Система научных ценностей российского общества: междисциплинарные исследования. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2023. – С. 55-58.Интернет-источникиДополнительная общеразвивающая программа «Степ-аэробика» для детей 5-7 лет (автор – СветимскаяО.А.). – Текст: электронный. URL: https://dou98bratsk.ru/images/17-18/doc/obr/step_aer.pdf (дата обращения: 12.09.2024).Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 года №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». – Текст: электронный. URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/ (дата обращения: 12.09.2024).Программа дополнительного образования в образовательной области «Физическое развитие» «Фитбол-гимнастика» (автор – Белова И.А.). – Текст: электронный. URL: https://shat-dou15.edumsko.ru/uploads/3000/2561/section/167275/41321/Fitbol-gimnastika-Belova_I.A.-1.pdf (дата обращения: 12.09.2024).Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Веселый джампинг» (автор – КапизоваЛ.Г.). – Текст: электронный. URL: https://mano.pro/sites/mano.pro/files/journal/materials/programma_veselyy_dzhamping_0.pdf (дата обращения: 12.09.2024).Рабочая программа по логоритмике для детей 4-7 лет (автор – Титова И.А., Васильцова О.В.). – Текст: электронный. URL: https://ds331.ru/wp-content/uploads/2023/03/Программа-логоритмика-2022.pdf (дата обращения: 12.09.2024).

Список использованных источников
Нормативно-правовые акты

1. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2000. – 1536 с. ISBN 5-7711-0015-3. – Текст: непосредственный.
2. Бутова Е.Ю. Развитие двигательной активности у дошкольников средствами логоритмики / Е.Ю. Бутова. – Текст: непосредственны // Моя профессиональная карьера, 2021. – Т. 1. – № 29. – С. 137-140.
3. Васильева М.С. Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста с использованием фитбол-гимнастики. – Текст: непосредственны / М.С. Васильева // Вестник Тувинского государственного университета. №4. Педагогические науки, 2014. – №4(23). – С. 180-185.
4. Жданова О.В. Степ-аэробика – эффективная здоровьесберегаюшая технология в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи / О.В. Жданова, Е.В. Исаева. – Текст: непосредственный // Физическая культура: современные тенденции, актуальные проблемы и перспективы развития. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2023. – С. 66-71.
5. Завялова Т.П. Теория и методика физического воспитания дошкольников: учебное пособие для вузов / Т.П. Завъялова, И.С. Стародубцева. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 282 с. – ISBN 978-5-534-16571-5. – Текст: непосредственный
6. Замотаева Л.О. Нетрадиционные формы работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении / Л.О. Замотаева. – Текст: непосредственный // Вестник студенческого научнеого общества ГОУ ВПО «Донецкого национального университета», 2021. – Т. 2. – № 13-2. – С. 450-454.
7. Иващенко О.Ю. Элементы логоритмики в становлении речи дошкольников / О.Ю. Иващенко, Е.А. Никитина, Т.С. Малыхина, А.В. Призенко. – Текст: непосредственны // Интерактивная наука, 2021. – № 10 (65). – С. 33-36.
8. Карабаева С.И. Нетрадиционные физкультурные занятия как средство повышения интереса к физической культуре у детей старшего дошкольного возраста / С.И. Карабаева – Текст: непосредственный // Новая наука: стратегии и векторы развития, 2016. – № 1-2 (58). – С. 137-140.
9. Коженец О.А. Детская хатха-йога как средство развития физических качеств (гибкости) у детей старшего дошкольного возраста / О.А. Коженец. – Текст: непосредственный // Материалы 71-й научно-практической конференции преподавателей и студентов БГПУ. Материалы конференции, 2022. – С. 413-417.
10. Колесникова Н.Н. Использование комплексной системы оздоровления в условиях детского сада / Н.Н. Колесникова, О.В. Максимук. – Текст: непосредственный // Здоровье для всех, 2011. – №1. – С. 35-40.
11. Космачева А.В. Гимнастика с элементами йоги в развитии двигательных качеств детей старшего дошкольного возраста / А.В. Космачева, С.Ю. Василевская-Руцкая, А.А. Мартынов. – Текст: непосредственный // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования. Сборник материалов II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 2021. – С. 45-50.
12. Кунакова Т.А. Нетрадиционные формы утренней гимнастики как средство повышения двигательной активности дошкольников / Т.А. Кунакова, В.А. Поддубная. – Текст: непосредственный // Информационное обеспечения научно-технического процесса: анализ проблем и поиск решений. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2021. – С. 153-155.
Литературные и периодические издания
13. Маркова Е.В. Использование логоритмики на музыкальных занятиях в развитии речи дошкольников / Е.В. Маркова. – Текст: непосредственный // Вопросы педагогики, 2021. – № 3-1. – С. 182-185.
14. Мифтахова Н.В. Использование нетрадиционных методов и технологий в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного образовательного учреждения / Е.В. Мифтахова. – Текст: непосредственный // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования. Сборник материалов III Всероссийской с международным участием конференции, 2021. – С. 75-79.
15. Набойченко А.Г. Фитбол-гимнастика как технология сохранения и стимулирования здоровья старших дошкольников / А.Г. Набойченко, Г.В. Ильина. – Текст: непосредственны // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения, 2014. – №13. – С. 141-144.
16. Овсянникова М.А. Джампинг-фитнес как новое увлечение населения / М.А. Овсянникова. – Текст: непосредственный // Роль организационно-управленческой деятельности и спортивного администрирования в развитии спорта и физической культуры населения. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции, 2021. – С. 246-249.
17. Папина О.М. Степ-аэробика как средство повышения двигательной активности дошкольников / О.М. Папина. – Текст: непосредственный // Конференциум АСАУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций, 2023. – № 2. – С. 182-195.
18. Синицына Т.В. Внедрение занятий хатха-йогой у дошкольников для укрепления здоровья / Т.В. Синицына. – Текст: непосредственный // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования. Сборник материалов III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 2021. – Т. 1. – С. 110-113
19. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Э.Я. Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с. – ISBN 5-7695-2540-1. – Текст: непосредственный
20. Чорная М.А. «Джампинг» – технология в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста / М.А. Чорная, И.А. Алексеева. – Текст: непосредственный // Развитие инновационного потенциала педагога образовательных учреждений. Сборник материалов научно-практической конференции, 2023. – С. 254-258.
21. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / В.Н. Шебеко. – Минск: Вышейшая школа, 2010. – 288 с. – ISBN 978-985-06-1821-4. – Текст: непосредственный
22. Шумейко А.Р. Нетрадиционные формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками / А.Р. Шумейко. – Текст: непосредственный // Система научных ценностей российского общества: междисциплинарные исследования. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2023. – С. 55-58.
Интернет-источники
23. Дополнительная общеразвивающая программа «Степ-аэробика» для детей 5-7 лет (автор – Светимская О.А.). – Текст: электронный. URL: https://dou98bratsk.ru/images/17-18/doc/obr/step_aer.pdf (дата обращения: 12.09.2024).
24. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 года №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». – Текст: электронный. URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/ (дата обращения: 12.09.2024).
25. Программа дополнительного образования в образовательной области «Физическое развитие» «Фитбол-гимнастика» (автор – Белова И.А.). – Текст: электронный. URL: https://shat-dou15.edumsko.ru/uploads/3000/2561/section/167275/41321/Fitbol-gimnastika-Belova_I.A.-1.pdf (дата обращения: 12.09.2024).
26. Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Веселый джампинг» (автор – Капизова Л.Г.). – Текст: электронный. URL: https://mano.pro/sites/mano.pro/files/journal/materials/programma_veselyy_dzhamping_0.pdf (дата обращения: 12.09.2024).
27. Рабочая программа по логоритмике для детей 4-7 лет (автор – Титова И.А., Васильцова О.В.). – Текст: электронный. URL: https://ds331.ru/wp-content/uploads/2023/03/Программа-логоритмика-2022.pdf (дата обращения: 12.09.2024).