Лексика в школьном курсе русского языка и пути развития словаря учащихся

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 34 34 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 14.10.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития словаря учащихся при изучении лексики в школьном курсе русского языка 5
1.1. Словарная работа на уроках русского языка 5
1.2. Методы и приемы развития словаря 14
Глава 2. Исследование развития словаря учащихся при изучении лексики в школьном курсе русского языка 18
2.1. Исходный уровень развития словаря учащихся 18
2.2. Рекомендации по развитию словаря учащихся 21
Заключение 31
Список использованных источников 33

Фрагмент для ознакомления

Рой Специалист по улучшению культуры земледелия.АроматМесто, где оберегают и сохраняют редкие и ценные растения, животных, уникальные участки природы, культурные ценности.Жбан Нежилое помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и в старинных городских домах.БилетИскусство писать чётким, красивым почерком.ВерстаРабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.Кузница Человек, который сам, своими глазами наблюдал какое-нибудь событие.Сени Сосуд из дерева.АгрономСтая насекомых.ОчевидецИгра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-либо общей темой.ЗаповедникДушистый, приятный запах; благоухание.МалярМастерская, где происходит ручная обработка металла.КаллиграфияМера длины, равная 1066 метрам.ВикторинаЛисток, который дает право пользоваться чем-либо, входить куда-нибудь.Упражнение 2.Соедините стрелками противоположные по смыслу слова.РаннийБеднякЛюбитьМешатьТрусливыйЗажигатьПомогатьТрудВнутриПозднийБогачСмелыйГаситьКраснетьБездельеСнаружиШершавыйНенавидетьБледнетьГладкийУпражнение 3. Подберите к словосочетаниям глаголы:Повесить носОбидетьсяДержать язык за зубамиМешатьНадуть губыПриунытьВставлять палки в колёсаПреувеличитьПускать пыль в глазаЗамерзнутьНаступать на пяткиПомалкиватьЗуб на зуб не попадаетОбманыватьСделать из мухи слонаДогонятьУпражнение 4.Назовите одним словом группу слов:Дуб, сосна, берёза, клён – Заяц, лиса, волк, медведь – Молоток, отвёртка, ножовка – Комод, шкаф, стол, кровать – Смородина, клубника, ежевика – Упражнение 5. Замените имена прилагательные в переносном значении, другими, с прямым значением:Чистое небо, серебряные волосы, щедрый урожай, крепкий мороз, золотые руки.Упражнение 6. Напишите, что могут делать данные предметы:Метель - _________;Снег - ___________;Ветер - __________;Солнце - _________;Дождь - __________;Гром - ___________;(Учитель может попросить назвать или написать не одно, а несколько действий).Упражнение 7. Составьте из данных слов одно слово:Сено, косить - ____________Лёд, колоть - _____________Вода, возить - ____________Книга, любить - __________Мясо, рубить - ___________2. Иллюстративные упражнения.Упражнение 8. Соотнесите слова с картинками.Объясните, почему к каждому слово относится по две картинки.Упражнение 9. Выберите героя и опишите его. Какой он?Упражнение 10. Опишите картинки, назвав как можно больше действий героев.3. Закрепительные упражнения.Упражнение 11. Замените данные слова близким по значению словом из четырёх букв:Портниха - …Ураган - …Шагать - …Наводнение - …Кушать - …Несчастье - …Дорога - …Упражнение 12. Дополните пословицы, используя слова из справочного материала. Объясните смысл пословицы. Подчеркните противоположные по смыслу слова.Ученье свет, а _______ - тьма.Мир стоит – война _________.Старый друг ______ новых двух.Друг спорит, а недруг _________.Смелые ________ - трусливые погибают.Справочные материал:неученье, побеждают, разрушает, лучше, поддакивает.Упражнение 13. Назовите слова, которыми можно заменить данные определения:Тот, кто пишет - ______________.Тот, кто готовит еде - __________.Тот, кто читает - ______________.Тот, кто слушает - _____________.Тот, кто работает - ____________.Тот, кто поёт - ________________.Тот, кто танцует - _____________.Тот, кто защищает - ___________.Тот, кто охраняет - ____________.Тот, кто играет в футбол - ___________.Тот, кто работает в банке - ___________.То, кто катается на лыжах - __________.Тот, кто убирает двор - ______________.Тот, кто ловит рыбу - _______________.Тот, кто выращивает растения в саду - __________.Упражнение 14.С какими из приведенных ниже существительных можно сочетать слова «жестокий» и «жесткий»?Человек, слова, расправа, ветер, мороз, почва, матрац, волосы, рука.поступок, сроки.Упражнение 15.Запишите имена прилагательные вместе с подходящими именами существительными.(Дружеский, дружный) класс; (жестокий, жёсткий) человек; (скрытный, скрытый) характер; (обидчивая, обидная) женщина; (радушное, равнодушное) угощение; (гуманная, гуманитарная) помощь.4. Повторительно-обобщающие упражнения.Упражнение 16. Вспомни и запиши слово, используя его определения.Специалист по улучшению культуры земледелия -Место, где оберегают и сохраняют редкие и ценные растения, животных, уникальные участки природы, культурные ценности -Нежилое помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и в старинных городских домах -Искусство писать чётким, красивым почерком -Рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений -Человек, который сам, своими глазами наблюдал какое-нибудь событие -Сосуд из дерева -Стая насекомых -Игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-либо общей темой -Душистый, приятный запах; благоухание -Мастерская, где происходит ручная обработка металла -Мера длины, равная 1066 метрам -Листок, который дает право пользоваться чем-либо, входить куда-нибудь –Упражнение 17. Запишите к данному слову те слова, которые оно объединяет:Овощи –Инструменты – Мебель –Ягоды – Посуда –Деревья –Одежда – Птицы – Упражнение 18. Замените данные выражения одним словом:Вести борьбу –Специалист по пчеловодству –Вести разговор –Сборщик грибов – Весёлый человек –Взять под сомнения – Хитрая девочка –Упражнение 19. Сравни значения слова «верный» в предложениях.Верный товарищ никогда не оставит в беде. У Маши верный ответ.Какие слова подходят к первому предложению, какие ко второму: надежный преданный, точный, правильный.Упражнение 20.Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.Верный — ... , внимательная — ...; добрая — ..;. жестокое — ...; равнодушный — ..., гостеприимная — ...; заботливое — ...; нежная — ...; ласковое — ....Напишите словосочетания. Определите род имен существительных.5. Творческие упражнения.Упражнение 21. Запишите текст, дополняя его именами прилагательными.Ранняя весна.Наступает ________ время года. ________ весеннее солнце согревает всё вокруг. По небу плывёт _____ облачко. _________ лес стоит голый. ________ почки уже набухли. На вербах отпали ________ чешуйки. На земле лежит _________ листва, ________ травинки. В вершинах деревьев шумит ________ ветер.Упражнение 22. Прочтите предложения с устойчивыми словосочетаниями (фразеологизмами), играя различные роли.Незнайка:В классе Петя начал всем лапшу на уши вешать.Золушка:У ребят волосы дыбом начали подниматься.Кот Леопольд:Игорь шел по улицам города и считал ворон.Карлсон:Мама заметила, что я с Ваней хожу, как в воду опущенные.Кот Матроскин:В новой школе мы все по струнке ходили.Фунтик:Владик в математике, как рыбы в воде.Баба-Яга:Не нужно нам зубы заговаривать.Иван-Царевич:Эта бригада работает засучив рукава - быстро, качественно и с душою.Чебурашка:У моей мамы золотые руки - они могут все - вкусно готовить, создавать уют в доме, шить, вязать, вышивать...Упражнение 23. Прочитайте пословицы, показывая разные чувства.Грусть:Сколько волка не корми – он всё равно в лес смотрит.Радость:На всех не угодишь, только себе навредишь.Злость:Не стоит менять шило на мыло.Удивление:Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.Страх:Язык мой – враг мой.Упражнение 24. Выберите слово и сделайте к нему несколько иллюстраций.Замок, ирис, хлопок, атлас, кружки.Объясните, почему к одному слову несколько иллюстраций.При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются. Упражнения на синонимичную замену слов уточняют значение многих из них, обеспечивают систематичное, планомерное введение в речь школьника синонимов и речевых конструкций, речь обучающихся пополняется рядом близких по значению слов. Антонимы помогают понять значения слов в контексте. Зная антонимы, учащиеся могут лучше понимать тонкости значения слова и как оно отличается от других слов. Пословицы и фразеологические обороты представляют собой разнообразные способы выражения одной и той же мысли, что позволяет избегать повторений и делать речь более разнообразной.ЗаключениеИнтерес к проблеме обогащения словаря учащихся остается на пике внимания различных специалистов, включая методистов, психологов и педагогов. Они рассматривают эту проблему как основу для общего личностного, коммуникативного и культурного развития учеников. Обучение умению использовать как уже знакомые, так и недавно усвоенные слова играет важную роль в этом процессе.Источники развития словаря у детей оказываются разнообразными, они включают как методы обучения, такие как устная речь учителя, чтение книг, общение с одноклассниками, посещение театров, музеев и выставок, так и социально-бытовые и культурные аспекты окружающей среды. Не стоит забывать также об информационных технологиях, которые могут быть эффективным инструментом в обогащении словарного запаса детей. Важно создавать стимулирующую лингвистическую среду, где дети могли бы активно использовать и пополнять свой словарный запас в повседневных ситуациях.Дляоценкиразвитияречимладшихшкольниковналексическомуровне мы провели диагностику по определению словарного запаса школьников. База исследования: В исследовании приняли участие ученики 5 «А» класса в количестве 25 человек.Для диагностики словарного запаса учащихся нами была использована методика Р.С. Немова «Определение активного словарного запаса».Можно сделать вывод, что большая часть активного словаря обучающихся содержит имена существительные и глаголы, которые регулярно используются в речи. При этом, использование слов в речи происходит благодаря порождению лишь простых предложений. Учащиеся редко используют имена прилагательные, которые помогают более детально описать предмет или событие. Это приводит к тому, что активный словарь учащихся является очень скудным.С целью повышения словарного запаса учащихся 5-го класса была разработана система упражнений. За основу нами была взята классификация Г.Н. Приступы.Список использованных источниковБаранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе/Т.М. Баранов. М., 2020. – 224с.Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 368с.Баранов М. Т. Обогащение словарного запаса учащихся / М. Т. Баранов // Методика преподавания русского языка / под ред. М. Т. Баранова. - М.: Просвещение, 2020. – 345с.Власенков А.И. Общие вопросы методики преподавания русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 2018. – 384с.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: 2019. – 340с.Демидова Н.И. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. Пособие для студ. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 320с.Добромыслов В.А.  Словарная работа в школе // Рус.яз. в школе. - 2021. - № 5. - С. 28-32.Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка/ В.Д. Купров //Начальная школа. –2021. -  №3 - С.37-40.Ладыженская, Т. А. Методика развития речи [Текст] / Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2021. – 345с.Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Активизация словаря. - Методика обучения русскому языку. - М., 2019 – 224с.Мережко, Е.Г. Развитие словообразовательного компонента детской речи // Предложение и слово. – 2021. – №1. – С. 117-121.Текучев А.В. Методика преподавания русского языка в средней школе. Учебник для пед. ин-тов. – 3 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2020. – 414с.Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2023. – 358с.Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для учащихся//Собрание сочинений. Т.6. – М. – Л.: Изд – во АПН, 2021. – 455с.Федоренко, Л.П. Методика преподавания русского языка/ Л.П. Федоренко. – М., 2018. – 145с.Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учебник/ М.И. Фомина. — 4-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 2019. — 415с.

1. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе/Т.М. Баранов. М., 2020. – 224с.
2. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 368с.
3. Баранов М. Т. Обогащение словарного запаса учащихся / М. Т. Баранов // Методика преподавания русского языка / под ред. М. Т. Баранова. - М.: Просвещение, 2020. – 345с.
4. Власенков А.И. Общие вопросы методики преподавания русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 2018. – 384с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: 2019. – 340с.
6. Демидова Н.И. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. Пособие для студ. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 320с.
7. Добромыслов В.А. Словарная работа в школе // Рус. яз. в школе. - 2021. - № 5. - С. 28-32.
8. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка/ В.Д. Купров //Начальная школа. –2021. - №3 - С.37-40.
9. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи [Текст] / Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2021. – 345с.
10. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Активизация словаря. - Методика обучения русскому языку. - М., 2019 – 224с.
11. Мережко, Е.Г. Развитие словообразовательного компонента детской речи // Предложение и слово. – 2021. – №1. – С. 117-121.
12. Текучев А.В. Методика преподавания русского языка в средней школе. Учебник для пед. ин-тов. – 3 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2020. – 414с.
13. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2023. – 358с.
14. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для учащихся//Собрание сочинений. Т.6. – М. – Л.: Изд – во АПН, 2021. – 455с.
15. Федоренко, Л.П. Методика преподавания русского языка/ Л.П. Федоренко. – М., 2018. – 145с.
16. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учебник/ М.И. Фомина. — 4-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 2019. — 415с.