Мониторинг как информационная основа оценки эффективности и результативности процесса социально-экономического развития территории МО г. Сочи (тема 11)
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 22.10.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава I. Обоснование необходимости проведения оценки эффективности и результативности процесса социально – экономического развития муниципальных образований
1.1.Понятие мониторинга социально – экономического развития территорий и его цели 5
1.2.Сущность и принципы проведения мониторинга в управлении социально – экономическим развитием территорий
8
1.3.Роль мониторинга в управлении социально – экономическим развитием территорий
12
Глава 2. Анализ социально – экономического развития территории муниципального образования город Сочи
2.1. Характеристика текущего состоянии муниципального образования город Сочи
14
2.2. Анализ сильных и слабых сторон муниципального образования город Сочи
17
2.3. Анализ рисков муниципального образования город Сочи 19
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию процесса проведения мониторинга МО город Сочи
3.1. Проведение SWOT – анализа на основе данных мониторинга 22
3.2.Формулирование стратегических вызовов муниципального образования город Сочи на основе проведенного анализа
24
3.3.Предложение мероприятий по совершенствованию процесса проведения мониторинга МО город Сочи
26
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30
При разработке стратегии не стоит забывать о том, что неиспользованные возможности способны перерасти в угрозы, и наоборот,угрозы можно превратитьвновыевозможности.Таблица 2SWOT – анализ муниципального образования город СочиCИЛЬНЫЕСТОРОНЫ(S)СЛАБЫЕСТОРОНЫ(W)ВысокаяинвестиционнаяпривлекательностьТрансформация системы городского управленияУвеличение численности населенияРазвитие инновационной экосистемы СочиУникальность климатических условийВысокая инвестиционная привлекательностьНизкая глобальная конкурентоспособность продуктов города СочиНедостатки в стратегическом и проектном управленииНеконтролируемый рост населения увеличивает его плотностьНеравномерность развития инновационной экосистемыУхудщение экологической и санитарно – эпидемиологической обстановкиВОЗМОЖНОСТИ(O)SO –стратегияWO–стратегияУсиление роли предпринимательстваУлучшение туристического предложенияУвеличение численности населения городаИндивидуализация подхода к удовлетворению потребностей туриста. Повышение спроса на продукты, направленные на получение уникального опыта, знакомство с локальной культурой.АкцентнапредпринимательствоУвеличивающийся приток населения в г. Сочи в связи с благоприятными природноклиматическими условиямиВосстановление и развитие курортно-туристского потенциала Сочинской агломерации и наращивание объема и качества ее курортно-туристского продуктаПовышение открытости власти – движение к открытому / умному / цифровому государству и муниципалитетуУГРОЗЫ (T)ST–стратегияWT –стратегияСнижение покупательной способности населенияСнижение внешнего спроса на услуги СочиПроигрыш другим территориям в конкурентной борьбеНизкий уровень конкурентоспособности в борьбе за трудовые ресурсыОтток молодых специалистов в другие регионыРост рынка образовательных услуг, вызванный увеличением спроса новой экономики на высококвалифицированных специалистов и широким применением в образовании информационно-коммуникационных технологий.Снижение степени доминирования Запада в глобальных системах международного сотрудничестваРост глобального спроса на лечебно-оздоровительные продукты, в том числе спроса на интеллектуальное здоровьеРост производительности труда за счет увеличения его технической вооруженности и развития методов и технологий повышения эффективности3.2.Формулирование стратегических вызовов муниципального образования город Сочи на основе проведенного анализаСтратегические вызовы — это внешние факторы на глобальном уровне и внутренние факторы на региональном уровне. Они могут быть связаны с неопределенностью последствий основных тенденций человеческого развития. Составление долгосрочного прогноза связано с высокими рисками неопределенности, поскольку в течение длительного периода времени могут происходить политические и/или экономические события, кардинально меняющие ситуацию на мировом рынке. Вызовы можно определить как необходимость регионального развития в проблемных и противоречивых условиях.Стратегические вызовы вызовов муниципального образования город Сочи:Рост мирового спроса: изменение рыночных ниш и возможностей экономического роста: рост спроса на продукты питания и воду (более чем на 1/3) и энергию (в 2 раза)к 2030 годуНахождение баланса между офлайн и онлайн: изменение спроса, новые цены и политика управления издержками.Необходимость изменений: готовность «всего» быстро меняться в ответ на внутренние потребности и внешние вызовы: быстро меняющиеся потребности, технологии, конкурентные условия и лидерство.Реализация факторов импортозамещения, импортонезависимости и технологического суверенитета. Расширение «национальных» ниш развития — производство, технологии, туризм, креативные индустрии и другие услуги.Рост рынка образовательных услуг, вызванный растущей потребностью новой экономики в высококвалифицированных специалистах и широким использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании.Целевой показатель по общему объему туристических потоков для России к 2035 году — 140 млн человек.Индивидуализация подхода к удовлетворению потребностей туристов. Увеличение спроса на продукты, направленные на получение уникального опыта и знакомство с самобытной местной культурой.Восстановление и развитие туристско-рекреационного потенциала Сочинской агломерации и увеличение объемов и качества ее туристско-туристского продукта.Повышение открытости власти – движение к открытому/умному/цифровому государству и муниципалитетуСнижение доминирования Запада в глобальных системах международного сотрудничества, таких как ООН, МВФ и Всемирный банк, и актуализация данныхинститутов для повышения эффективности их деятельности. Повышение значимости новых международных партнерств – G20 (G20, как ведущая площадка международного сотрудничества по важнейшим политическим, экономическим и финансовым вопросам), БРИКС+ и др. – для решения задач развития в современном мире.Увеличение притока населения в Сочи за счет благоприятных природно-климатических условийНахождение баланса интересов четырех категорий лиц, проживающих и посещающих курорты и туристические зоныПовышение производительности труда за счет повышения его технической оснащенности и разработки методов и технологий повышения эффективности.Повышение качества образования за счет возможностей широкого использования информационно-коммуникационных технологий в образовании и изменения условий труда в связи с использованием новых технологий.Стремительный рост используемых технологий и цифровизация в области управленческих процессов и систем, в том числе государственных и муниципальных.Развитие новых технологий в области здравоохранения и геномики, направленных на снижение распространения опасных заболеваний и увеличение продолжительности жизни.Развитие «зеленой» экономики - экономики с низким уровнем выбросов углерода, эффективным использованием ресурсов и отвечающей интересам всего общества.Предложение мероприятий по совершенствованию процесса проведения мониторинга МО город СочиЭффективная система мониторинга социально – экономического развития (СЭР)муниципального образования (МО) должна обеспечивать понимание не только проблем и тенденций, но и положения данного МО, в том числе, что позволит проанализировать уровень его конкурентоспособности. Для этого рекомендуется прибегать к экспертным и статистическим оценкам, отвечающим требованиям полноты. Экспертная оценка предполагает анализ положения муниципального образования в общероссийских рейтингах по отдельным направлениям развития экономики; в этом случае сравнение конкретного муниципального образования с другими российскими муниципальными образованиями осуществляется без дополнительного статистического анализа. Причем это особенно важно при мониторинге СЭР МО. В одном и том жерейтинге муниципальных образований происходит сравнение позиций во времени,что позволяет увидеть, насколько та или иная территория Российской Федерации опережает или отстает от других по темпам развития. Необходимость формирования стратегии социально-экономического развития региона, описывающей его устойчивое и сбалансированное развитие, обусловливает формулировку задач по повышению эффективности управления, а значит, необходим постоянный мониторинг степени их достижения.Исходя из этого, можно выделить основные направления совершенствования информационного обеспечения принятия решений в сфере социально-экономического развития региона:– внедрить постоянный мониторинг степени достижения стратегических целей развития территории и оценить влияние на них оперативных управленческих решений;– расширить информационную базу принятия управленческих решений до возможности реализации прогнозов реализации региональных решений в ее рамках.Эти проблемы можно решить с помощью инструментов управления. Приведенное ниже определение категории более полно соответствует задачам нашего исследования.Контроль – это комплексная система информационного, аналитического и методического обеспечения руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений во всех функциональных областях деятельности, ориентированная на достижение целей.Превращение системы мониторинга и контроля в целостную систему управления меняет и задачу подготовки информационной базы для принятия управленческих решений правительством региона. Задача управления – предоставить подсистеме управления возможность обоснованно выбрать наиболее рациональное и взвешенное решение из множества вариантов с учетом рисков и возможных последствий.В настоящее время имеются функции сбора и подготовки данных, но отсутствует определяющая функция контроля в региональном управлении - консультирование подсистемы управления, поскольку потребность в консультировании регионального управления удовлетворяется в незначительной степени. Для совершенствования мониторинга и контроля социально-экономического развития региона необходимо обеспечить полную реализацию таких функций, какобработка и подготовка информации для принятия управленческих решений, консультирование правительства региона, поддержка системы принятия решений, а также внедрение в систему мониторинга развития региона элементов, представленных на рисунке 3:Рис. 3 – дополнительные элементы системы мониторинга и контроля социально – экономического развития региона Выводы по главе 3. Предлагаемый методический подход должен руководствоваться следующими требованиями:открытость и ясность методики составления рейтинга, что подразумевает его доступность без ограничений;достоверность и объективность исходных данных, что подразумевает приоритетность выбора тех рейтингов, которые основаны на материалах государственной и ведомственной статистической отчетности, а также официальных отчетах предприятий и организаций, а не только экспертных оценках;актуальность и динамичность рейтинговых оценок, что в силу изменчивости социально-экономических процессов выражается в целесообразности использования периодических рейтингов;уровень репутации организации, составляющей рейтинг.При анализе конкурентоспособности муниципального образования целесообразно сравнивать его с другими муниципальными образованиями, что позволит выявить его сильные и слабые стороны, оценить темпы развития и способность создавать наиболее привлекательные социально-экономические условия для населения и бизнеса по отношению к аналогичным органам управления. При этом в качестве критерия «сопоставимости» следует использовать численность населения, которая является основой традиционной иерархической классификации муниципальных образований. В связи с новыми задачами по расширению информационной базы для принятия управленческих решений региональным правительством, а именно, обеспечение возможности исследования прогнозных состояний (выявление вариантов, наглядное представление комбинаций выбранных критериев в многомерном пространстве, отсев неподходящих альтернатив, детальный анализ выбранных вариантов и выбор наилучшего), необходимо усовершенствовать методическое обеспечение таким образом, чтобы оно позволяло использовать методы выбора альтернатив развития событий.На их основе определяется группа предпочтительных типов развития событий, среди которых лицо, принимающее решение, самостоятельно выбирает реализуемый проект с минимальным привлечением неформальных оценок. Таким образом, современные инструменты контроля позволят преодолеть ряд системных проблем мониторинга и контроля регионального развития и существенно облегчат оценку обоснованности решений, касающихся социально-экономического развития региона.ЗаключениеНа уровне местного самоуправления вопрос участия населения в решении основных проблем территории, в формировании более тесных взаимоотношений между властью, общественностью, производственными и социальными структурами особенно актуален, поскольку местное самоуправление является основой российской системы народовластия.Цель курсовой работы достигнута – оценена эффективность метода «Мониторинг», используемого для оценки результативности процесса социально – экономического развития территории МО г. Сочи и предложены мероприятия по его совершенствованию.Поставленные задачи выполнены:Раскрытопонятие мониторинга социально – экономического развития территорий и проанализировать цели проведения мониторинга;Проанализированы сущность и принципы проведения мониторинга в управлении социально – экономическим развитием территорий;Оценена роль мониторинга в управлении социально – экономическим развитием территорий;Дана характеристика текущего состоянии муниципального образования город Сочи;Проведен анализ сильных и слабых сторон муниципального образования город Сочи;Проведен анализ рисков муниципального образования город Сочи;Построена матрицаSWOT – анализ на основе данных мониторинга;На основе матрицы SWOT сформулированы стратегические вызовы муниципального образования город Сочи;Разработаны предложения по совершенствованию процесса проведения мониторинга МО город Сочи.Предложенный подход позволяет проводить комплексный анализ динамики достигнутых результатов в долгосрочной перспективе, включая определение уровня конкурентоспособности муниципального образования и общественную оценку, а также мониторинг его социально-экономического развития в рамках выбранного коридора устойчивого развития в долгосрочной перспективе. Полученные результаты могут быть использованы региональными органами власти и органами местного самоуправления для повышения эффективности принимаемых управленческих решений, а также участниками в лице бизнес-структур и населения для разработки стратегий развития с учетом тенденций и перспектив. Список используемых источников и литературыНормативные акты:«Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края до 2035 г.» (итоговая редакция)Аналитическая записка об итогах социально-экономического развития муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края за январь-июнь 2024 годаПечатные издания:Алешникова В.И. Введение в маркетинг территорий. Учебное пособие. М.: Инфра-М. 2023. 272 с.Ачкасова В.А. Связи с общественностью в органах власти : учебник и практикум для вузов / В. А. Ачкасова [и др.] ; под редакцией В. А. Ачкасовой, И. А. Быкова. М.: Юрайт, 2023. 163 с.В.Р. Веснин. Менеджмент. 4 –е издание с изменениями и дополнениями. М.: Проспект, 2022г. – 616с .Гуревич В.С. Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. М. : Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2020г.Емельянов С.М. Связи с общественностью. Управление рисками и кризисными коммуникациями. Общественные и гуманитарные науки. 2-е изд., стер. М.: Лань. 2024. 204 с.Зандер Е.В. Мониторинг социально – экономических процессов на территории региона: учеб.пособие/ Е.В. Зандер, Е.В. Лобкова, Т.А. Смирнова. – Красноярск: Сиб.федер.ун-т, 2019г. – 352 с.Казарян М.Л. Мониторинг и прогнозирование социально – экономического развития регионов на основе анализа космических снимков (на примере объектов захоронения твердых бытовых отходов и их влияния на окружающую среду): монография/ М.Л. Казарян, А.А. Рихтер, М.А. Шахраманьян. – М.: ИНФРА-М, 2019г. – 256 с.Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ : учебник и практикум для вузов / А. П. Карасев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2023. 315 с.Кононова, Елена Николаевна К647 Мониторинг социально-экономического развития регионов: учебное пособие / Е.Н. Кононова, М.А. Мельников. – Самара: Издательство Самарского университета, 2022. – 68 с.Лавренко, Е. А. Мониторинг экономического и социального развития территории: методические указания / Е . А. Лавренко; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2018. - 18 с.Электронные ресурсы: Липчиу, Н.В. Финансовый мониторинг социально-экономического развития региона : монография / Н. В. Липчиу, С. В. Белоусов, К. И. Липчиу. — Краснодар :КубГАУ, 2022. — 100 с.. — ISBN 978-5-91692-941-6.Основные показатели СЭР за январь – июнь 2024 года. Ссылка на электронный ресурс: https://sochi.ru/upload/iblock/60e/1ablp661edeh6k8mmbsj1bboyz6zh90d.xlsОфициальный портал города – курорта Сочи. Ссылка на электронный ресурс: https://sochi.ru/
Нормативные акты:
1. «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края до 2035 г.» (итоговая редакция)
2. Аналитическая записка об итогах социально-экономического развития муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края за январь-июнь 2024 года
Печатные издания:
3. Алешникова В.И. Введение в маркетинг территорий. Учебное пособие. М.: Инфра-М. 2023. 272 с.
4. Ачкасова В.А. Связи с общественностью в органах власти : учебник и практикум для вузов / В. А. Ачкасова [и др.] ; под редакцией В. А. Ачкасовой, И. А. Быкова. М.: Юрайт, 2023. 163 с.
5. В.Р. Веснин. Менеджмент. 4 –е издание с изменениями и дополнениями. М.: Проспект, 2022г. – 616с .
6. Гуревич В.С. Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. М. : Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2020г.
7. Емельянов С.М. Связи с общественностью. Управление рисками и кризисными коммуникациями. Общественные и гуманитарные науки. 2-е изд., стер. М.: Лань. 2024. 204 с.
8. Зандер Е.В. Мониторинг социально – экономических процессов на территории региона: учеб. пособие/ Е.В. Зандер, Е.В. Лобкова, Т.А. Смирнова. – Красноярск: Сиб.федер.ун-т, 2019г. – 352 с.
9. Казарян М.Л. Мониторинг и прогнозирование социально – экономического развития регионов на основе анализа космических снимков (на примере объектов захоронения твердых бытовых отходов и их влияния на окружающую среду): монография/ М.Л. Казарян, А.А. Рихтер, М.А. Шахраманьян. – М.: ИНФРА-М, 2019г. – 256 с.
10. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ : учебник и практикум для вузов / А. П. Карасев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2023. 315 с.
11. Кононова, Елена Николаевна К647 Мониторинг социально-экономического развития регионов: учебное пособие / Е.Н. Кононова, М.А. Мельников. – Самара: Издательство Самарского университета, 2022. – 68 с.
12. Лавренко, Е. А. Мониторинг экономического и социального развития территории: методические указания / Е . А. Лавренко; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2018. - 18 с.
Электронные ресурсы:
13. Липчиу, Н.В. Финансовый мониторинг социально-экономического развития региона : монография / Н. В. Липчиу, С. В. Белоусов, К. И. Липчиу. — Краснодар : КубГАУ, 2022. — 100 с.. — ISBN 978-5-91692-941-6.
14. Основные показатели СЭР за январь – июнь 2024 года. Ссылка на электронный ресурс: https://sochi.ru/upload/iblock/60e/1ablp661edeh6k8mmbsj1bboyz6zh90d.xls
15. Официальный портал города – курорта Сочи. Ссылка на электронный ресурс: https://sochi.ru/