Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в образовательном учреждении.
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 17.10.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………6
1.1 Понятие и структура музыкальных способностей у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………............6
1.2 Психолого-педагогические особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста…………………………………11
1.3 Теоретические основы музыкального воспитания дошкольников…….....15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………..20
2.1 Программы и методики воспитания дошкольников………………………...20
2.2 Роль музыкального руководителя в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста…………………………………………………………24
2.3 Практические рекомендации по организации музыкальных занятий в дошкольном образовательном учреждении………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..32
Технология «Синтез искусств». Направлена в основном на восприятие музыки через привлечение других видов искусств (изобразительное искусство, театр, литература, хореография).4.Развитие творческого мышления и воображенияЭлементы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). ММА (метод морфологического анализа).МФО (метод фокальных объектов).ММЧ (моделирование маленькими человечками). Работа со сказкой.5. ИгровыеМузыкально – дидактические игры на развитие сенсорных способностей. Творческие задания. Музыкальные загадки. Игры путешествия.6.Метод элементарного музицирования7. Интерактивные методы Вопросы, направленные на самостоятельное принятие решения. Озвучивание стихов, картин, загадок о явлениях природы, сказок и др. Участие в шумовом оркестре. Творческие задания. Игры со звуками. Диалоговое обучение. Вопросы, направленные на самостоятельное принятие решения. Музыкальные игры.Из вышесказанного следует, что методы и приемы музыкального развития дошкольников включают в себя разнообразные формы музыкальной деятельности, способствующие всестороннему развитию музыкальных способностей детей. Пение, игра на детских музыкальных инструментах и музыкальные игры - основные формы музыкальной деятельности, которые используются в образовательных учреждениях для достижения этой цели. 2.2 Роль музыкального руководителя в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возрастаМузыкальное занятие самое сложное по своему построению, так как чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сосредоточенности, волевых усилий. Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения, различные по тематике и настроению.Приоритетной задачей музыкального воспитания является развитие творческой личности: эстетически развитую, с музыкальным слухом, чувством ритма, музыкальной памятью, умением двигаться, правильно говорить, петь, слушать музыкальные произведения. Научить всему этому может только человек, имеющий высокую квалификацию и влюбленный в свое дело.Именно руководитель должен задать нужный тон занятиям, чтобы увлечь детей за собой. Известно, что развивающийся ум дошкольников старается проникнуть всюду, дети проявляют необычайную деятельность – физическую, умственную, эстетическую. Музыкальный педагог – творческая личность, поэтому выводит детей из русла установившихся привычек и правил, не ограничивает их в творческом поиске, а только направляет. Характер взаимодействия музыкального руководителя с детьми: Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия музыкального руководителя и детей. Изменение способа организации детских видов музыкальной деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка. Одной из основных форм взаимодействия музыкального руководителя с детьми является образовательная ситуация. Образовательная ситуация планируется и организуется педагогом для решения задач музыкального образования ребенка. Чаще всего образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают задачи, которые реализуются в разных видах музыкальной деятельности. Музыкальный руководитель, оценивая способности ребенка, должен иметь в виду, что нельзя делать поспешные выводы на основании только тех знаний и умений, которые проявляет ребенок в данный момент.Ученые утверждают и опыт показывает, что дети все способные, одни более, другие менее. Но неспособных – нет. В каждом человеке есть задатки творчества, способностей и наклонностей, которые необходимо пробудить и развить, научить приложить их к делу. Музыкальный руководитель может вовремя заметить, поддержать и поощрить в каждом его индивидуальность и дать возможность вырасти избранному увлечению в осознанное творчество. Таким образом, задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы развить у детей общую музыкальность, которая будет фундаментом, почвой для развития творческих способностей.2.3 Практические рекомендации по организации музыкальных занятий в дошкольном образовательном учреждении В дошкольном образовательном учреждении нет занятий важных и второстепенных. Все занятия проводятся в игровой форме, или с использованием игровых элементов. Музыкальные занятия воспринимаются детьми как отдых от занятий, потому что музыка вызывает положительный эмоциональный отклик. Задача музыкального руководителя, учитывая возрастные особенности детей, их интересы и потребности, используя современные педагогические методы и технологии, построить музыкальное занятие так, чтобы суметь создать атмосферу доверия и взаимопонимания. Если руководитель добьется выполнения этой задачи, дети почувствуют себя свободнее, смогут ярче выразить эмоции, правильно выполнить задание, в результате более полно раскроют свои способности.В дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность, поэтому именно игровая форма занятий дает возможность более активно вовлекать детей в процесс обучения, делает его более интересным и увлекательным. Важно, чтобы игры на музыкальном занятии были направлены на развитие музыкальных способностей детей, их креативного мышления и воображения.Особенностью игровой формы занятия является нацеленность на собственнуюмузыкальнуюпрактикуребенка. Игровая форма – отличительная особенностьиспользования дидактических игр, смыслообразующий фактор интеграциивидов музыкально-игровой деятельности. Построение учебного материалав форме игры не только отвечает естественным запросам детей, но иявляетсяподлиннымпобудителемдетскоготворчества,средствомсамоорганизациидеятельности.Музыкальные занятие в детском саду по структуре должны быть гибкими и, соответственно возрасту детей, содержания, особенностей материала, видоизменяться. Можно начать уроки не из ритмических упражнений, а по пению или слушание музыки, а также по выполнению новой песни или пьесы для движений. Педагог всегда может варьировать выполнение тех или иных заданий. Существует несколько типов занятий в дошкольном учреждении. Классическая форма организации занятия – типовая. В ней участвуют все виды деятельности дошкольников: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыкальных композиций, распевка, речевая вокализация, разучивание песен, игровые и творческие задания.Доминантное занятие – урок, в котором доминирует один из видов детской деятельности.Задача доминантного музыкального занятия в детском саду:создать атмосферу для урока по определенному виду искусства;обогащать представления детей об особенностях определенного вида искусства;проверять навыки, развивать творческие умения;разучивать репертуар к праздникам и развлечения. В наше время актуальны интерактивные методы – взаимодействие детей с преподавателем. Каждый может делать то, что он умеет. При интерактивном методе используются различные задания, в том числе и творческие, которые развивают мышление, память, умение критически мыслить, и даже работать в команде.Интерактивная игра – одна из наиболее эффективных методов преподнесения материала детям, особенно дошкольникам. Они с радостью вовлекаются в любую игру, где можно иметь общение друг с другом. Музыкальный руководитель наблюдает за развитием музыкальных способностей и формированию предпочтений в пении и танцах у каждого воспитанника. Для удобства оценки педагог может провести мониторинг уровня умений и навыков детей несколько раз в течение учебного года. Условием для индивидуализации работы становится и низкий показатель музыкального развития, и высокий.У детей дошкольного возраста явно неосознанное стремление познания чего-то нового, необычного, каковым и является многогранное музыкальное искусство. Создать такие ситуации, при которых тяга детей к познанию и восприятию музыкальных произведений станет постоянной, – вот первая задача музыкального руководителя.Таблица 2 - Рекомендации по организации музыкальных занятийРекомендацияОписаниеРегулярность занятийРегулярные музыкальные занятия способствуют устойчивому развитию музыкальных способностейРазнообразие форм и методов обученияИспользование различных методов (пение, игра на инструментах, музыкальные игры)Интеграция музыкального воспитанияВключение музыкальных занятий в общий образовательный процессВзаимодействие с родителямиПроведение совместных мероприятий, информирование родителей о прогрессе детейОбеспечение комфортных условий для занятийСоздание удобного и безопасного пространства для музыкальных занятий При организации музыкального занятия в дошкольном образовательном учреждении необходимо учитывать, что задания, требующие умственной активности и внимания, рекомендуется давать детям в начале занятия. Перед пением не рекомендуется выполнять физические упражнения, так как они нарушают ритм дыхания и поэтому мешают качественному пению. Структура музыкального занятия должна быть гибкой и варьироваться в зависимости от возраста дошкольников, содержания и особенностей материала. Во время пения и слушания музыки дети должны сидеть на стульях, соответствующих возрасту и росту детей. Эти рекомендации помогают создать эффективную систему музыкального воспитания в детском саду, которая способствует гармоничному развитию детей и их успешной социализации. В результате, дети получают возможность не только познакомиться с миром музыки, но и развить важные личностные качества, такие как эмоциональная отзывчивость, креативность и способность к самовыражению.ЗАКЛЮЧЕНИЕОсновной период, в котором происходит формирование музыкальных способностей и приобщение к музыкальной культуре, — это дошкольный возраст. Развитие музыкальных способностей, их формирование - одна из интереснейших проблем, которая привлекает внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что развитие музыкальных способностей, музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека в будущем.Задачи и содержание развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, то есть развитие художественно-творческих способностей детей.Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста требует комплексного подхода, включающего теоретическое обоснование, методическую проработку и практическую реализацию. Важно, чтобы музыкальное воспитание было интегрировано в общий образовательный процесс и способствовало гармоничному развитию личности ребенка.Изучив музыкально-педагогическую, методическую, справочную литературу по проблеме развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности, проанализировав особенности каждой музыкальной способности и видов музыкальной деятельности, используя различные методы исследования, мы пришли к следующим выводам:Успешное развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста, как одной из задач музыкального развития, зависит от содержания музыкального воспитания, от качества используемого репертуара, эффективности использования методов и приемов обучения, видов музыкальной деятельности и форм ее организации.Все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.Формируя музыкальные способности детей дошкольного возраста, необходимо помнить о влиянии, которое оказывает музыка на развитие полноценной личности. Она учит его быть добрым, отзывчивым и при этом развивает его музыкальность и другие положительные качества личности.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 2020. – 415с.Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 2019. – 270с.Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.,2022. – 360с.Ветлугина Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду. Киев: Сов. школа, 2019. – 266с.Головина Б. методические подсказки по ФГОС ДО: книга для музыкальных руководителей. Издательские решения, 2016.Корниенко Н.А. Новые исследования эмоционально-ценностной сферы личности: Н., 2020. – 198с.Корниенко Н.А. Новые исследования эмоционально-ценностной сферы личности: Н., 2020. -268с.Михайлова Л. И., и Метлов Н. А. Музыкальное воспитание в дошкольныхучреждениях: Уч. пособие для пед. техникумов. М., Учпедгиз, 2021. – 178с.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: 2023. – 256с, 379 с.Теплов. Б. Проблемы индивидуальных различий. Издательство академии педагогических наук РСФСР, М.: 2019. – 182с.Учите детей петь. Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада /сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. - М.: Просвещение, 2019. – 144с.Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет»Образовательная социальная сетьnsportal.ruinfo@moluch.ruscienceforum.ru›2013/article/2013003830elib.pnzgu.ru›files/eb/doc/ttVOEGj7svBo.pdfwww.prodlenka.orgСайт для учителей и воспитателейhttps://kopilkaurokov.ru/multiurok.ru›files/konspekty-muzykalnykh-zaniatii…https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=733305© Библиофондhttps://педталант.рф/
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 2020. – 415с.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 2019. – 270с.
3. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.,2022. – 360с.
4. Ветлугина Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду. Киев: Сов. школа, 2019. – 266с.
5. Головина Б. методические подсказки по ФГОС ДО: книга для музыкальных руководителей. Издательские решения, 2016.
6. Корниенко Н.А. Новые исследования эмоционально-ценностной сферы личности: Н., 2020. – 198с.
7. Корниенко Н.А. Новые исследования эмоционально-ценностной сферы личности: Н., 2020. -268с.
8. Михайлова Л. И., и Метлов Н. А. Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях: Уч. пособие для пед. техникумов. М., Учпедгиз, 2021. – 178с.
9. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: 2023. – 256с, 379 с.
10. Теплов. Б. Проблемы индивидуальных различий. Издательство академии педагогических наук РСФСР, М.: 2019. – 182с.
11. Учите детей петь. Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада /сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. - М.: Просвещение, 2019. – 144с.