цели, основные этапы разработки и реализации инвестиционной стратегии развития регионов
Заказать уникальную курсовую работу- 52 52 страницы
- 36 + 36 источников
- Добавлена 26.10.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретические основы инвестиционной стратегии 4
1.1 Понятие и сущность инвестиционной стратегии 4
1.2 Состав и виды инвестиционных стратегий 5
2. Региональная инвестиционная стратегия 20
2.1 Особенности инвестиционной стратегии на уровне региона 20
2.2 Оценка инвестиционной привлекательности региона 23
3. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области до 2030 года 30
3.1 Краткая характеристика Свердловской области 30
3.3 Приоритетные направления развития Свердловской области 35
Заключение 46
Список использованных источников 47
Такая тактика в целом коррелирует с логикой национальной стратегии пространственного развития, в которой для групп, отличающихся по своим масштабам и роли в пространстве страны территорий, предлагается использовать различные инструменты развития. При регион не фокусируют внимание на источниках дальнейшего развития агломераций (отмечая лишь необходимость обеспечения условий для плодотворного сотрудничества между входящими в них муниципальными образованиями), но определяют прообраз того механизма, который мог бы позволить проблемным территориям (например, моногородам) или удалённым от агломераций и сегодняшних центров экономического роста встроиться в хозяйственные процессы разного уровня (в Свердловской области акцент делается на появлении территорий с особыми условиями ведения деятельности).Таблица 3. 2. Структура ВРП (2023 год) свердловской области1Свердловская областьСельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (Раздел A) 2,4Промышленный комплекс (Разделы B, C, D, E), 38,5Добыча полезных ископаемых (Раздел B) 2,3Обрабатывающие производства (Раздел C) 31,7Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (Раздел D3,4Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (Раздел E) 1,1Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (Раздел G) /14,2Деятельность по операциям с недвижимым имуществом (Раздел L) 10,2Прочиевидыдеятельности / Other industries of economy34,7Таблица 3.3. Основные показатели социально-экономического развития Свердловской области (2023 год) Таблица 2 / Table 2Свердловская область Численность населения, млн чел.4 277,2ВРПнадушунаселения, 588,3Оборот розничной торговли в расчете на душу населения, тыс. р.285,16Объем платных услуг, предоставляемых населению, в расчете на душу населения, тыс. р. 93,47Инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения, тыс. р.54Среднедушевые денежные доходы населения, р. 39 907Уровень безработицы, % 4,1Ввод жилья в эксплуатацию, тыс. м2 на 10 тыс. чел.6,78Число малых и средних предприятий, ед. на тыс. чел.20,3Число зарегистрированных преступлений, ед. на тыс. жителей 12,79Наиболее важным (в рамках проводимого исследования) является наличие подобия параметров организации социально-экономического пространства рассматриваемых регионов - их системы расселения и размещения производительных сил во многом устроены схожим образом. Административными центрами обеих областей являются города, численность населения в которых превышает 1 млн чел. (Екатеринбург в Свердловской области); существенную роль в экономике региона также играет второй по размеру муниципалитет (Нижний Тагил в Свердловской области), находящийся на некотором расстоянии от региональной столицы (табл. 3.3).Таблица 3/Table3Таблица 3.3. Распределение объектов, ресурсов и результатов хозяйственной деятельности между муниципальными образованиями Свердловской области (2023год), %ЕкатеринбургНижний Тагил / СуммадвухМО / Прочие МО /Численность населения 35,698,0743,7656,24Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами 35,9212,9148,8351,17Оборот розничной торговли 58,946,3465,2834,72Оборот общественного питания 62,0413,6675,7124,29Числоспортивныхсооружений28,0111,0739,0860,92Введено в действие жилых домов 52,901,9054,8045,20Подобный подход к воздействию на агломерационные процессы на первый взгляд представляется вполне обоснованным: формирование и развитие агломераций - непременный атрибут и глобальный тренд трансформации пространства на современном этапе развития - в общем виде реализуется вне зависимости от проводимой региональной политики, препятствовать росту значимости агломераций для социально-экономической системы территориального комплекса мезо- или макроуровня крайне сложно (и более того, не эффективно); логичным кажется снижение чрезмерной централизации пространства путём создания (стимулирования появления) новых полюсов роста в удалённых от границ агломераций зонах, сопряжённое с повышением эффективности агломерационных процессов вследствие грамотно организованных управленческих действий (создание условий для реализации межмуниципальных проектов является перспективным инструментом такого воздействия) - что и предусматривают стратегии развития обоих регионов.В то же время обязательным условием получения желаемого результата является верная идентификация агломерации (её составляющих, характеристик, стадии развития и т. п.), что зачастую представляет существенную трудность для органов власти как на этапе стратегирования, так и в ходе разработки плана действий по оптимизации организации пространства. Например, в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области формирующимися агломерациями называются комплексы муниципальных образований, центрами которых являются Екатеринбург, Нижний Тагил, Серов. Однако в силу несоответствия масштабов образуемых этими городами систем рассмотрение их как единого по своей сути и специфике проблем объекта управления не корректно (не только при реализации ряда конкретных проектов, но и на этапе стратегирования). Екатеринбургскую городскую агломерацию сложно назвать формирующейся (масштабы взаимодействия областного центра с окружающими его муниципальными образованиями весьма существенны, сама агломерационная система выступает мощным интегратором ресурсов на региональном, макрорегиональном и отчасти национальном уровне), при этом деятельность, связанная с её развитием, ведётся весьма активно (в конце 2022 г. между 14 муниципалитетами - участниками агломерационных процессов - подписано соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления, действует Координационный совет Екатеринбургской городской агломерации, реализуются межмуниципальные проекты, учитывающие интересы практически всех входящих в её состав городских округов). В то же время Нижнетагильская и Серовская системы расселения (на протяжении долгого времени рассматриваемые в качестве образований, обладающих перспективой агломерирования [7]) во многом являются агломерациями лишь номинально (значимого синергетического эффекта близость относимых к их составляющим населённых пунктов не даёт), а системные и последовательные управленческие решения в отношении их развития (за счёт приумножения агломерационного потенциала) практически не реализуются. Ещё одной особенностью, присущей стратегии, является недостаточность того внимания, которое уделяется месту регионов в пространстве макрорегиона и страны, специфике их встраивания в систему пространственной организации. Такой подход коррелирует в национальной стратегии пространственного развития с признанием экономического пространства Российской Федерации «аддитивным множеством замкнутых идеальных экономик, не связанных между собой ни иерархическими, ни кооперационными взаимосвязями» [9], о котором в своих работах говорил П. А. Минакир. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области до 2030 года является важным документом, определяющим основные направления и приоритеты для повышения качества жизни населения, а также для стимуляции экономического роста в регионе. Основные аспекты и элементы данной стратегии могут быть охарактеризованы следующим образом:1. Анализ текущего состояния региона.Экономика: Свердловская область имеет развитую промышленную основу, главным образом в таких секторах, как металлургия, машиностроение и лесная промышленность. Нужно определить текущее состояние производственных мощностей, уровень занятости и доходов населения.Социальные аспекты: в регионе наблюдаются проблемы в сфере здравоохранения, образования и качества жизни. Важно оценить, какие программы уже действуют и как они могут быть улучшены.Экология: Необходимо провести анализ экологической ситуации в области, особенно в крупных городах, таких как Екатеринбург.2. Цели и задачи стратегии:Долгосрочные цели: Повышение жизненного уровня населения, обеспечение устойчивого экономического роста, развитие социальной инфраструктуры и улучшение социальной сферы.Краткосрочные задачи: Привлечение инвестиций, повышение конкурентоспособности отдельных отраслей, создание новых рабочих мест, развитие инновационных технологий.3. Приоритетные направления:Инвестиции и развитие инфраструктуры: Создание благоприятных условий для инвесторов, включая развитие транспортной и логистической инфраструктуры, энергоснабжения, водоснабжения и ЖКХ.Развитие человеческого капитала: Увеличение доступности качественного образования и здравоохранения, программы по подготовке кадров под специфические нужды экономики региона.Поддержка предпринимательства: Разработка новых программ и инициатив для поддержки малого и среднего бизнеса, создание бизнес-инкубаторов и кластеров.4. Мониторинг и оценкаВажно установить механизмы контроля за исполнением стратегии, в том числе регулярные отчеты и корректировка плана на основе анализа достигнутых результатов.5. Взаимодействие с населением и заинтересованными сторонамиПроведение общественных слушаний, работа с населением и бизнесом для определения потребностей и ожиданий. Активное включение граждан в процесс формирования стратегии.6. Экологическая устойчивостьУстойчивое развитие должно включать экологические аспекты: программы по охране окружающей среды, ресурсосбережению, борьбе с загрязнением и улучшению качества воздуха и воды.Таким образом, Свердловская область обладает значительным инвестиционным потенциалом, однако динамика инвестиционного процесса нестабильна, что с точки зрения инвестиционной привлекательности является негативным фактором, отрицательно влияющим на темпы развития экономики и эффективность использования имеющегося потенциала, а также сдерживающим рост конкурентоспособности регионов [5].Рис.3.1Направления развития инвестиционной привлекательности Свердловская областиВ качестве мер, направленных на развитие инвестиционного процесса и инвестиционной привлекательности, могут быть предложены мероприятия, представленные на рисунке 3.На основе проведенного анализа можно выделить следующие положительные моменты:Свердловская область, как один из ключевых регионов Урала и России, имеет ряд приоритетных направлений для своего дальнейшего развития. Эти направления, как правило, определяются как на уровне государственной политики, так и в рамках региональных инициатив. Рассмотрим некоторые из них подробнее:1. Экономическое развитиеИнновации и технологии: Увеличение вложений в высокие технологии и стартапы. Развитие научно-исследовательских институтов и центров, активное сотрудничество с вузами и бизнесом.Привлечение инвестиций: Создание благоприятного бизнес-климата для привлечения как российских, так и иностранных инвесторов. Разработка специализированных инвестиционных программ.Развитие таких отраслей, как:Металлургия: Укрепление позиций в черной и цветной металлургии.Машиностроение: Модернизация производств и внедрение современных технологий.Агропромышленный комплекс: Поддержка сельского хозяйства, развитие перерабатывающей промышленности.2. Социальное развитиеОбразование: Повышение качества образования, модернизация учебных заведений, акцент на STEM-дисциплинах (наука, технологии, инженерия и математика).Здравоохранение: Улучшение доступности и качества медицинских услуг, развитие телемедицины и профилактической медицины.Культура и спорт: Поддержка культурных инициатив, развитие спортивной инфраструктуры и фестивалей для повышения уровня жизни и вовлечения населения.3. Экология и устойчивое развитиеЭкологические инициативы: Устойчивый подход к управлению природными ресурсами, борьба с загрязнением окружающей среды и восстановление экосистем.Энергоэффективность и использование возобновляемых источников энергии: Переход на более чистые и устойчивые источники энергии, развитие местных проектов, направленных на снижение углеродного следа.4. Транспортная инфраструктураМодернизация транспортных маршрутов: Улучшение дорог, развитие общественного транспорта, создание логистических центров.Инфраструктурные проекты: Реализация крупных проектов, таких как строительство новых автодорог, мостов и железнодорожных путей, что будет способствовать улучшению экономических связей.5. Градостроительство и жилищное строительствоРазвитие городской инфраструктуры: Создание комфортных жилых районов с соответствующей социальной инфраструктурой (школы, детские сады, медицинские учреждения).Реновация старых районов: Комплексное обновление и благоустройство устаревших жилых зон.6. ЦифровизацияЦифровая трансформация: Внедрение цифровых технологий в управление, экономику и социальные сферы. Развитие электронных услуг и платформ для бизнеса и граждан.Образование в сфере IT: Развитие специальных образовательных программ, направленных на подготовку специалистов в области информационных технологий.ЗаключениеСвердловская область является большим по территории и развитым с точки зрения экономики российским регионом. Поскольку в Свердловской области очень развита деловая и культурная сферы жизни общества, то можно констатировать тот факт, что данный субъект Российской Федерации относится к категории развитых. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области до 2030 года должна стать ключевым инструментом для достижения сбалансированного и устойчивого развития региона, улучшения качества жизни населения и повышения экономической конкурентоспособности. Важным аспектом является гибкость стратегии и возможность адаптации к новым вызовам и изменяющимся условиям.Эти приоритетные направления являются основой для стратегического планирования развития Свердловской области на ближайшее будущее. Реализация данных инициатив требует согласованных действий всех заинтересованных сторон: правительства, бизнеса и общества. Это позволит создать устойчивую и конкурентоспособную экономику, улучшить качество жизни граждан и сохранить уникальные природные ресурсы региона.Развитие инвестиционного процесса в Свердловская области будет во многом зависеть от успешной реализации мер по улучшению инвестиционного законодательства, налоговой политики, развития инфраструктуры и стимулирования малого и среднего предпринимательства [6].Управление инвестиционной привлекательностью региона является неотъемлемой частью государственного управления региональной экономикой. Обозначенные выше направления её развития с выделением способов и инструментов государственной поддержки позволят повысить эффективность управленческих решений, принимаемых исполнительными органами власти как на федерльном, так и на региональном уровнях.Список использованных источниковНормативно-правовые актыФедеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»// "Собрание законодательства РФ", 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378.Концепция реализации государственной культурной политики в Свердловской области на период до 2035 года (приказ Министерства культуры Свердловской области от 29 марта 2018 года № 100)// [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://midural.ru/(дата обращения: 12.08.2024).Законы Свердловской области от 15 июня 2015 года № 45-ОЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области» и от 21 декабря 2015 года № 151-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы»// [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://midural.ru/Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2015 № 1083-ПП «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, утверждения и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области»// [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://midural.ru/Приказ Министерства культуры Свердловской области от 29.03.2018 № 100 «Об утверждении Концепции реализации государственной культурной политики в Свердловской области на период до 2035 года»// [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://midural.ru/2)Учебники, монографии, другие книгиГелевер Е. М., Сергиенко Ю. И. Инвестиционная привлекательность регионов как основа устойчивого развития страны [Текст]/ Е. М. Гелевер, Ю. И. Сергиенко // Бизнес-Информ, 2022, №4. - C.111-117.Демьяненко, А.Е. Оценка кумулятивного потенциала развития экономик регионов: институциональные аспекты [Текст]// Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Т. 10. № 1-1. С. 177-195.Джиоев В.А. Сущность и взаимосвязь понятий инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата регионов[Текст] // Вестник ГУУ. - 2023. - № 3. - С. 118-122.Кондратенко О. И. Оценка управленческих инструментов стимулирования инвестиционного климата в регионах России [Текст]// Государственная служба. 2024. № 2. С. 70-79.Кремин А.Е. Анализ методических подходов к оценке инвестиционной привлекательности территории региона [Текст]// Вопросы территориального развития. 2022. Вып. 2 (47). URL: http://vtr.isert-ran.ru/ article/28129 Маковецкий М.Ю. Инвестиции как ключевой фактор экономического роста [Текст]// Финансы и кредит. 2022. № 2. С. 55-62.Бархатов, В. И. Инвестиционный потенциал промышленного региона / В. И. Бархатов, Е. С. Силова // Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Посвящается 100-летию Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, Ялта, 14-16 марта 2018 г. [Текст]; отв. редактор А. В. Олифиров. — Ялта :Ариал, 2022. — С. 307-311.Мерзлякова, Е. А. Совершенствование системы управления инновационным потенциалом региона / Е. А. Мерзлякова [Текст]// Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты: Сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции, Курск, 17-18 сентября 2022 года / Ответственный редактор: Горохов А. А. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2022. - С. 106-109. Шихалиева, Д.С., Исмаилова, А.М. Структурная модернизация как путь к повышению конкурентоспособности промышленных предприятий [Текст] // В сборнике: проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем: сборник материалов XIV Всероссийской научно-практической конференции.- 2024.- С. 355-358.Шихалиева, Д.С., Пархоменко, С.А. Основные проблемы развития малого предпринимательства в Ставропольском крае [Текст] // В сборнике: финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов. сборник материалов IV Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. 2023. С. 177-181. Маликов, Р.И. Оценка конфигурационного профиля экосистемы предпринимательства на потенциал развития конкурентоспособности в регионе / Р.И. Маликов, К.Е. Гришин, Г.Ф. Шайхутдинова II Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2019. - № 4(30) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/3)Журнальные статьиАвдеева Е. А. Методы оценки инвестиционной привлекательности региона[Текст] / Е.А. Авдеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2024. - № 17.Масленникова Е.В. Инвестиционная привлекательность региона: методики оценки и рейтинги инвестиционной привлекательности[Текст] // Вестник факультета управления Челябинского государственного университета. 2023. № 2. С. 37-40.Мерзлякова, Е. А. Роль инвестиционной компоненты в инновационном развитии территорий / Е. А. Мерзлякова, А. Ю. Овчинникова[Текст]// Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2023. - № 5(80). - С. 77-83. Недохлебова Е.Б., Шуракова О.И. Влияние инвестиционных процессов в регионе на занятость населения[Текст] // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2023. № 2. С. 27-34.Официальный сайт Правительства Свердловской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://midural.ru/(дата обращения: 12.08.2024).Пахалов А.М. Региональный инвестиционный стандарт как институциональный инструмент инвестиционного климата в регионах России [Текст] // Регион: экономика и социологи. 2023. № 2. С. 246-269.Пороховский, А.А. Частные и общественные интересы как факторы развития в условиях цифровизации/ А.А. Пороховский//ЭВР. -2019. -№ 2(60) [Электронныйресурс]. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/Ревунов, А.Е. Взаимодействие властных и предпринимательских структур в рыночной экономике / А.Е. Ревунов II Вестник ТИУиЭ. -2019. -№ 1(29) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022 : стат. сб. / Росстат. М.,2022.1122 с. Электр. копия печ. изд. [Электронный ресурс]URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2022.pdfСавельева, И. П. Методика оценки инвестиционного потенциала и инновационной привлекательности субъектов Российской Федерации [Текст] / И. П. Савельева, И. М. Цало // Вестник ЮУрГУ. — 2024. — № 4. — С. 25-30.Скорниченко Н.Н. Обеспечение инвестиционной привлекательности регионов России в условиях влияния международных санкций // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2022. Т. 13, № 2. С. 100-108.Социально-экономическое положение Центрального федерального округа в 2022 году. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://msstat.gov.ru/storage/mediabank/cent_fo_4k- 22.pdfСпасская Н.В., Киреев В.Е. Инвестиционные аспекты повышения производительности труда в регионах России [Текст] // Региональная экономика: теория и практика. 2022. № 39. С.17-29.Старовойтов Д.П. Инвестиционные декларации регионов как инструмент привлечения инвестиций[Текст] // Государственная служба. 2022. № 6. С. 47-55.Фраймович Д.Ю. К вопросу оценки эффективности инвестиционных ресурсов в системе управления инновационным развитием территорий // Вопросы управления. 2023. № 2. С. 132-137.Фролова, И. В. Теоретические основы и практические приемы рейтинговой оценки инвестиционного потенциала регионов Южного Федерального округа / И. В. Фролова [Текст] // Финансы и кредит. — 2022. — № 24 (360). — С. 38-50.Шашин, К. И. Формирование и развитие инвестиционного потенциала региона / К. И. Шашин, О. В. Святова, Э. В. Сукманов[Текст] // Наука и практика регионов. — 2022. — № 4 (29). — С. 38-42.Экспорт и импорт России по товарам и странам : [Электронный ресурс] сайт. URL: https://ru-stat.com/4) Газетные статьиРейтинг инвестиционной привлекательности регионов REAX за 2022 год / Аналитическое агентство ООО «РАЭКС-Аналитика». - Режим доступа: https://raex-a.ru/researches/regions/2022Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2021 г. // РИА РЕЙТИНГ: [Электронный ресурс] сайт. URL: https://riarating.ru/infografika/ 20220516/630222174.html
1. Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»// "Собрание законодательства РФ", 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378.
2. Концепция реализации государственной культурной политики в Свердловской области на период до 2035 года (приказ Министерства культуры Свердловской области от 29 марта 2018 года № 100)// [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://midural.ru/(дата обращения: 12.08.2024).
3. Законы Свердловской области от 15 июня 2015 года № 45-ОЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области» и от 21 декабря 2015 года № 151-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы»// [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://midural.ru/
4. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2015 № 1083-ПП «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, утверждения и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области»// [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://midural.ru/
5. Приказ Министерства культуры Свердловской области от 29.03.2018 № 100 «Об утверждении Концепции реализации государственной культурной политики в Свердловской области на период до 2035 года»// [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://midural.ru/
2)Учебники, монографии, другие книги
6. Гелевер Е. М., Сергиенко Ю. И. Инвестиционная привлекательность регионов как основа устойчивого развития страны [Текст]/ Е. М. Гелевер, Ю. И. Сергиенко // Бизнес-Информ, 2022, №4. - C.111-117.
7. Демьяненко, А.Е. Оценка кумулятивного потенциала развития экономик регионов: институциональные аспекты [Текст]// Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Т. 10. № 1-1. С. 177-195.
8. Джиоев В.А. Сущность и взаимосвязь понятий инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата регионов[Текст] // Вестник ГУУ. - 2023. - № 3. - С. 118-122.
9. Кондратенко О. И. Оценка управленческих инструментов стимулирования инвестиционного климата в регионах России [Текст]// Государственная служба. 2024. № 2. С. 70-79.
10. Кремин А.Е. Анализ методических подходов к оценке инвестиционной привлекательности территории региона [Текст]// Вопросы территориального развития. 2022. Вып. 2 (47). URL: http://vtr.isert-ran.ru/ article/28129
11. Маковецкий М.Ю. Инвестиции как ключевой фактор экономического роста [Текст]// Финансы и кредит. 2022. № 2. С. 55-62.
12. Бархатов, В. И. Инвестиционный потенциал промышленного региона / В. И. Бархатов, Е. С. Силова // Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Посвящается 100-летию Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, Ялта, 14-16 марта 2018 г. [Текст]; отв. редактор А. В. Олифиров. — Ялта : Ариал, 2022. — С. 307-311.
13. Мерзлякова, Е. А. Совершенствование системы управления инновационным потенциалом региона / Е. А. Мерзлякова [Текст]// Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты: Сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции, Курск, 17-18 сентября 2022 года / Ответственный редактор: Горохов А. А. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2022. - С. 106-109.
14. Шихалиева, Д.С., Исмаилова, А.М. Структурная модернизация как путь к повышению конкурентоспособности промышленных предприятий [Текст] // В сборнике: проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем: сборник материалов XIV Всероссийской научно-практической конференции.- 2024.- С. 355-358.
15. Шихалиева, Д.С., Пархоменко, С.А. Основные проблемы развития малого предпринимательства в Ставропольском крае [Текст] // В сборнике: финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов. сборник материалов IV Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. 2023. С. 177-181.
16. Маликов, Р.И. Оценка конфигурационного профиля экосистемы предпринимательства на потенциал развития конкурентоспособности в регионе / Р.И. Маликов, К.Е. Гришин, Г.Ф. Шайхутдинова II Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2019. - № 4(30) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/
3)Журнальные статьи
17. Авдеева Е. А. Методы оценки инвестиционной привлекательности региона[Текст] / Е.А. Авдеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2024. - № 17.
18. Масленникова Е.В. Инвестиционная привлекательность региона: методики оценки и рейтинги инвестиционной привлекательности[Текст] // Вестник факультета управления Челябинского государственного университета. 2023. № 2. С. 37-40.
19. Мерзлякова, Е. А. Роль инвестиционной компоненты в инновационном развитии территорий / Е. А. Мерзлякова, А. Ю. Овчинникова [Текст]// Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2023. - № 5(80). - С. 77-83.
20. Недохлебова Е.Б., Шуракова О.И. Влияние инвестиционных процессов в регионе на занятость населения[Текст] // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2023. № 2. С. 27-34.
21. Официальный сайт Правительства Свердловской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://midural.ru/(дата обращения: 12.08.2024).
22. Пахалов А.М. Региональный инвестиционный стандарт как институциональный инструмент инвестиционного климата в регионах России [Текст] // Регион: экономика и социологи. 2023. № 2. С. 246-269.
23. Пороховский, А.А. Частные и общественные интересы как факторы развития в условиях цифровизации/ А.А. Пороховский//ЭВР. -2019. -№ 2(60) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/
24. Ревунов, А.Е. Взаимодействие властных и предпринимательских структур в рыночной экономике / А.Е. Ревунов II Вестник ТИУиЭ. -2019. -№ 1(29) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/
25. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022 : стат. сб. / Росстат. М., 2022. 1122 с. Электр. копия печ. изд. [Электронный ресурс]URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2022.pdf
26. Савельева, И. П. Методика оценки инвестиционного потенциала и инновационной привлекательности субъектов Российской Федерации [Текст] / И. П. Савельева, И. М. Цало // Вестник ЮУрГУ. — 2024. — № 4. — С. 25-30.
27. Скорниченко Н.Н. Обеспечение инвестиционной привлекательности регионов России в условиях влияния международных санкций // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2022. Т. 13, № 2. С. 100-108.
28. Социально-экономическое положение Центрального федерального округа в 2022 году. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://msstat.gov.ru/storage/mediabank/cent_fo_4k- 22.pdf
29. Спасская Н.В., Киреев В.Е. Инвестиционные аспекты повышения производительности труда в регионах России [Текст] // Региональная экономика: теория и практика. 2022. № 39. С.17-29.
30. Старовойтов Д.П. Инвестиционные декларации регионов как инструмент привлечения инвестиций[Текст] // Государственная служба. 2022. № 6. С. 47-55.
31. Фраймович Д.Ю. К вопросу оценки эффективности инвестиционных ресурсов в системе управления инновационным развитием территорий // Вопросы управления. 2023. № 2. С. 132-137.
32. Фролова, И. В. Теоретические основы и практические приемы рейтинговой оценки инвестиционного потенциала регионов Южного Федерального округа / И. В. Фролова [Текст] // Финансы и кредит. — 2022. — № 24 (360). — С. 38-50.
33. Шашин, К. И. Формирование и развитие инвестиционного потенциала региона / К. И. Шашин, О. В. Святова, Э. В. Сукманов[Текст] // Наука и практика регионов. — 2022. — № 4 (29). — С. 38-42.
34. Экспорт и импорт России по товарам и странам : [Электронный ресурс] сайт. URL: https://ru-stat.com/
4) Газетные статьи
35. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов REAX за 2022 год / Аналитическое агентство ООО «РАЭКС-Аналитика». - Режим доступа: https://raex-a.ru/researches/regions/2022
36. Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2021 г. // РИА РЕЙТИНГ: [Электронный ресурс] сайт. URL: https://riarating.ru/infografika/ 20220516/630222174.html