Экономический аспект профессионального определения
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 20.10.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы профессионального определения 4
1.1. Междисциплинарный анализ научной категории профессиональное определение 4
1.2. Профессиональное самоопределение как идентификация субъекта 8
Глава 2. Анализ экономического аспекта профессионального определения 12
2.1. Социально-экономическая сущность профессиональной ориентации 12
2.2. Роль подготовки и переподготовки кадров в экономике предприятий 17
Заключение 24
Список использованных источников 25
Профориентация, согласно этому уровню, представляет собой сложный многомерный процесс личностного развития, охватывающий этапы последовательного, системного, непрерывного формирования готовности к выбору профессии, удовлетворенности овладением профессией, направленный на формирование профориентационной направленности.В зависимости от метода активизации конкурентных преимуществ сотрудника можно выделить два основных подхода к профориентации: диагностический и образовательный [20, с. 16].Диагностический подход [7, 20, 26] ориентирован на выявление имеющихся у человека способностей и дальнейший поиск работы в соответствии с ними. Это связано с тем, что люди обладают разными личностными качествами и физическими особенностями, не каждая профессия подходит конкретному человеку и наоборот.Образовательный подход [7, 20, 26] основан на формировании внутренних мотивирующих сил, т.е. мотивации к карьере, и на том факте, что качества, необходимые будущему специалисту в дальнейшей работе, могут быть привиты в процессе целенаправленной профориентации. Главное место занимает мотивация профессионального развития человека, его нацеленность на приобретение необходимых знаний, умений и ноу-хау. Данный подход предусматривает реализацию следующих этапов: познавательный (цель которого - сформировать наиболее полное представление о мире труда и профессий), стимулирующий (цель - активизировать устойчивый познавательный и профессиональный интерес), оценочный (цель - выбрать наиболее подходящий вариант карьеры). [20, с. 16].Управление профориентацией персонала ориентирует сотрудника на достижение конкурентного превосходства над другими конкурентоспособными сотрудниками путем повышения их компетенций и использования этих компетенций как можно дольше [22, с.67]. Соответственно, высокий уровень эффективности труда достигается за счет развития у работника профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для конкретной профессии.Изучение теоретических основ социально-экономической сущности профориентации показало, что профориентация – это система мер, повышающих личную конкурентоспособность индивида на протяжении всей трудовой жизни человека в рамках меняющихся социально-экономических реалий с целью обеспечения соответствия потребностям рынка труда. рынок, требования работодателей, способности и мотивы сотрудников.2.2. Роль подготовки и переподготовки кадров в экономике предприятийСовершенствование и развитие материальных факторов производства и, прежде всего, разработка, внедрение и освоение новых технологий требуют систематического повышения как общего культурного, технического и профессионального уровня сотрудников, так и профессионального развития в рамках конкретных рабочих функций. В таком повышении заинтересованы как предприятия, так и сотрудники, поскольку требования к качеству рабочей силы постоянно повышаются.Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников в условиях рыночных отношений становятся особенно актуальными.Перед профессиональной подготовкой персонала встал ряд принципиально важных задач, связанных с необходимостью адаптации предприятий к рынку, модернизации и перепроектированием производственных мощностей и изменением требований к качеству рабочей силы.Особое внимание следует уделить вопросам мотивации работников к прохождению переподготовки. Мотивация, по определению О. Виханского и А. Наумова, – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, устанавливают ее границы и формы и придают ей направленность, направленную на достижение определенных целей.6Современное производство предъявляет высокие требования к рабочей силе и системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в рыночных условиях. В ходе научно-технического прогресса исчезают одни профессии, появляются другие. Ритм труда уплотняется, меняются технические средства. Все это создает потребность в новых формах подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.Политика, проводимая предприятиями, обеспечивает постоянное совершенствование их отраслей. Поэтому руководство предприятий уделяет большое внимание работе с персоналом, как в плане социального обеспечения, так и подготовки, повышения квалификации и переподготовки персонала. Речь идет о системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Задачи состоят в том, чтобы проанализировать систему обучения персонала, выявить особенности, преимущества и недостатки этой системы и сформулировать предложение по совершенствованию оптимальной системы повышения квалификации на предприятии. В современных условиях корпоративные знания являются важнейшим условием развития компании, ее авторитета на рынке и повышения конкурентоспособности. Деятельность руководства по обучению и переподготовке сотрудников, собственная работа сотрудников в этом направлении, мощная информационно-поисковая система инноваций – все это должно работать на идею постоянного совершенствования корпоративных знаний.Поэтому в последнее время руководители многих компаний и организаций уделяют пристальное внимание созданию корпоративных систем обучения, в первую очередь работе учебных центров и отделов повышения квалификации.Без серьезных организационных изменений в сфере подготовки и переподготовки персонала сложно ожидать качественных изменений в работе компании. Семинары и стажировки не могут заменить постоянную целенаправленную работу по обучению, переподготовке и информированию сотрудников. При выборе стратегии обучения сотрудников перед руководителем отдела кадров всегда встает дилемма - обучение как устранение последствий не очень удачного найма сотрудников или обучение инновациям, новым технологиям деятельности в компании.Когда-то работа с персоналом заключалась в подборе персонала. Современные организации, в которых хорошо налажен менеджмент, считают, что набор нужных людей – это только начало. В то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается из-за амортизации, ценность человеческих ресурсов может и должна возрастать с годами. Таким образом, как в интересах самой организации, так и для личной выгоды всего персонала руководство организации должно постоянно работать над повышением своего потенциала всеми возможными способами.Развитие персонала – это комплекс мер, включающий профессиональную подготовку выпускников школ, переподготовку и повышение квалификации персонала. Целью развития персонала является обеспечение организации хорошо подготовленными сотрудниками в соответствии с ее целями и стратегией развития.Подготовка квалифицированного персонала – это комплекс мероприятий, направленных на систематическое получение и совершенствование навыков, отвечающих текущим и долгосрочным целям компании и обеспечивающих соответствие рабочего места требованиям к способностям сотрудника. С экономической точки зрения подготовка квалифицированного персонала эффективна, если связанные с ней затраты ниже, чем затраты организации на повышение производительности труда за счет этого фактора. Подготовка квалифицированного персонала может свести на нет необходимость привлечения внешней рабочей силы и предотвратить ее сокращение за счет устранения дефицита рабочей силы.В современных условиях развитие системы профессионального образования определяется двумя противоположными тенденциями: растущими требованиями НТП к общему и профессиональному уровню рабочей силы и стремлением предпринимателей максимально снизить затраты на ее воспроизводство.Появление новых технологий приводит к качественному изменению не только профессиональной, но и квалификационной структуры персонала. Современными особенностями квалификационной структуры персонала сегодня являются увеличение доли специалистов с высшим и средним специальным образованием, высококвалифицированных рабочих, а также неуклонное снижение доли низкоквалифицированной рабочей силы.Квалификация – это динамичная способность человека включаться в производственный процесс и выполнять трудовые операции, предусмотренные технологией. Он характеризует, с одной стороны, потенциальную способность сотрудника выполнять работу определенной сложности, а с другой - уровень развития самого сотрудника.В период интенсивных технологических преобразований повышению квалификации придается большое значение, обеспечивая само существование предприятия.Образование и профессиональная подготовка – это две стороны одного и того же процесса. Обучение связано с развитием общего интеллекта у человека, а профессиональная подготовка связана с приобретением знаний, имеющих непосредственное отношение к выполняемой работе. Профессиональное обучение – это целенаправленное обучение, конечной целью которого является обеспечение предприятия достаточным количеством сотрудников, профессиональные качества которых полностью соответствуют производственным и коммерческим целям организации. Программы обучения должны быть адаптированы к конкретным характеристикам кадровой структуры и фактическим задачам развития каждой организации (или ее подразделений и филиалов). Целью организации профессиональной подготовки персонала на производстве является создание системы непрерывного образования персонала, основанной на оптимальном сочетании различных форм подготовки новых работников, переподготовки и повышения квалификации работников по вторым профессиям, повышения их квалификации и уровня знаний с учетом динамичных изменений в технологиях, технологии, организация производства в тесной связи с повышением индивидуальной и профессиональной квалификации. Суть концепции "непрерывного" образования заключается в постоянной адаптации, периодическом повышении квалификации и переподготовке кадров на протяжении всей их активной трудовой жизни, как в рамках системы формального, так и неформального образования, основанной на высококачественной базовой, начальной подготовке. Принцип непрерывности профессиональной подготовки должен обеспечиваться постепенным и непрерывным прохождением каждым работником отдельных ступеней образования (от низшей, начальной до высшей) на основе последовательного усвоения знаний, навыков и умений. Для этого целесообразно выстраивать процесс обучения по восходящей линии таким образом, чтобы каждый последующий этап был логическим продолжением предыдущих и представлял собой полный цикл обучения. Сегодня в системе непрерывного профессионального образования в России существует пять квалификационных уровней. Их совокупность составляет квалификационную структуру профессионального образования, которая отражает традиции и тенденции развития профессионального образования в России, определяет роль и место профессии в экономической системе и учитывает квалификационные требования стран Европейского сообщества. Совершенствование подготовки сотрудников и повышение их профессиональной квалификации является одним из важнейших элементов комплекса мер в условиях переходной экономики. Основной задачей современной системы подготовки и повышения квалификации работников является преодоление имевшихся в прошлом несоответствий в подготовке кадров по профессиям и квалификациям и сбалансированное удовлетворение потребностей конкретного производства с учетом перспектив его развития в квалифицированных работниках. Это связано с необходимостью научно обоснованного определения реальных потребностей производства в квалифицированном персонале необходимого количества и качества.Квалификация работников в современных условиях характеризуется такими признаками, как глубокие общетехнические и профессиональные знания, мастерство и профессиональная мобильность. Уровень развития рабочей силы напрямую связан с изменением и совершенствованием технической базы производства. Научно-технический прогресс в современных условиях воздействует на всю систему производственных сил, затрагивая в первую очередь человека как главную производительную силу общества с его способностью трудиться, создавать материальные блага, изменяя содержание и условия труда, место человека на производстве.Научно-технический прогресс порождает новые отрасли и углубляет специализацию производства. Это вызывает появление новых профессий и специальностей и в то же время приводит к исчезновению профессий, связанных с отмирающим типом производства и труда. Интенсификация с использованием роботов, автоматизированных машинных систем, электронной и микропроцессорной техники меняет функциональное содержание работы. В автоматизированном производстве все большее значение приобретают более сложные функции с повышенными затратами умственной энергии (расчеты, контроль, менеджмент, техническое обслуживание машин и надзор за их работой). Все это приводит к изменению профессионального и квалификационного состава сотрудников.В условиях современного производства все более возрастает значение психологического фактора трудового коллектива, интеллектуальной активности работника, роста его производственной и общей культуры, способности воспринимать и обрабатывать научную информацию. В свою очередь, рост культурного и технического уровня работников является одним из важнейших условий обеспечения прогрессивного развития общества.Очевидно, что функционирование и развитие любого предприятия (организации) немыслимо без контакта с персоналом. Чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия, на нем должна быть сформирована сильная команда, способная поддерживать его высокий профессиональный авторитет.ЗаключениеПрофориентация как социально-экономический процесс состоит из нескольких взаимосвязанных этапов. Это структура, в которой достигается профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор и профессиональная адаптация.Профессиональное информирование — это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение лиц трудоспособного возраста (прежде всего в Финляндии) целостным представлением о мире труда и профессий, формирование интереса к снижению уровня труда или профессии. К основным принципам профессионального информирования относятся полнота, точность, оперативность и объективность.К основным методам профессионального информирования относятся: - проведение бесед на профориентационные темы;- проведение инструктажей в отделе кадров, общеобразовательных школах, профессиональных научно-исследовательских учреждениях;- профессиональная реклама, т. е. мероприятия, направленные на раскрытие принципов революции массовых профессий, особенно профессий, границ с современными тенденциями развертывания научно-технического прогресса;— профессиональное образование — мероприятия, способствующие формированию профессиональной ориентации путем расширения представлений об объектах, условиях и правилах выбора профессии, а также об источниках и способах поиска, извлечения и использования информационных ресурсов;— пропаганда профессий — мероприятия, формирующие социально одобряемый вектор выбора определенной профессии в определенной сфере ресторана;профессиональная агитация — публичный призыв занимать в первую очередь те рабочие места, которые обладают повышенной инновационностью для организаций, регионов, общества;профессиональное образование — вызывает у трудоспособных людей позитивное отношение к труду в целом с одновременным повышением уровня осознанности и обоснованности профессионального самоопределения.Профконсультирование — комплекс мероприятий, направленных на оказание трудоспособному человеку помощи в обоснованном выборе профессионального пути с учетом профессионального предназначения. В настоящее время на практике профессиональное консультирование реализуется независимо друг от друга из двух категорий: профессиональное консультирование при выборе профессии (информационное профессиональное консультирование), предиктивный подбор для переходов по профессии человека на основе определения его профессиональных показателей, ознакомление с изменениями в профессиональной деятельности, требованиями к выполнению этой деятельности. профессиональное консультирование в процессе самоопределения (мотивационное профессиональное консультирование), представляющее собой комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи трудоспособному человеку в развитии профессионально важных качеств, приводящих его к принятию обоснованного решения о выборе вида профессиональной деятельности.Список использованных источников1. Stekel, W. Причины нервности / StekelW.. - М.: Наука, 2022. - 852 c.2. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс; Издание 5-е, испр. и доп., 2020. - 364 c.3. Бахур, В.Т. Это неповторимое "Я" / В.Т. Бахур. - М.: Знание, 2020. - 192 c.4. Бехтерев, В.М. Внушение и его роль в общественной жизни / В.М. Бехтерев. - М.: СПб: Ленинградское, 2021. - 288 c.5. Бубличенко "Не надо на меня давить!": Методы психической защиты / Бубличенко, Михаил. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2022. - 244 c.6. Вилюнас, В. Психология развития мотивации / В. Вилюнас. - М.: СПб: Речь, 2020. - 462 c.7. Витек Проблемы супружеского благополучия / Витек, Карел. - М.: Прогресс, 2020. - 142 c.8. Гроф Жажда целостности. Наркомания и духовный путь / Гроф, Кристина. - М.: Саттва, 2022. - 272 c.9. Дэйноу, Ш. Сам себе психотерапевт / Ш. Дэйноу. - М.: СПб: Питер, 2021. - 192 c.10. Коломинский, Я.А. Человек: психология / Я.А. Коломинский. - М.: Просвещение, 2019. - 224 c.11. Кон, И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. - М.: Медицина, 2019. - 320 c.12. Кон, И.С. Дружба. Этико-психологический очерк / И.С. Кон. - М.: Политиздат; Издание 3-е, 2018. - 352 c.13. Кото Кокология. Японские тесты / Кото, Хулина. - М.: Центрполиграф, 2021. - 224 c.14. Крупенин, А. Крупенин А., Крохина И. Эффективный учитель. Книга о технологии превращения детей в хороших учеников / А. Крупенин, И. Крохина. - М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. - 480 c.15. Курпатов, А.В. Развитие личности. Психология и психотерапия / А.В. Курпатов, А.Н. Алехин. - М.: Олма Медиа Групп; Издание 2-е, 2020. - 448 c.16. Ладыгина-Котсъ, Н.Н. у "мыслящихъ" лошадей / Н.Н. Ладыгина-Котсъ. - М.: Музея Эволюционной Истории при Московских Высших Женских Курсах, 2020. - 468 c.17. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. - М.: СПб: Речь, 2018. - 256 c.18. Левитов, Н.Д. Вопросы психологии характера / Н.Д. Левитов. - М.: Современный гуманитарный университет, 2021. - 293 c.19. Лесли Новая ЖЖизнь без трусов (+ DVD-ROM) / Лесли, Алекс. - М.: Эксмо, 2022. - 448 c.20. Моргенштерн, И. Психо-графология. Наука об определении внутреннего мира человека по его почерку / И. Моргенштерн. - М.: СПб: Питер, 2022. - 352 c.21. Московичи, С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московичи. - М.: Центр психологии и психотерапии, 2021. - 480 c.22. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2020. - 507 c.23. Нечаев Очерк психологии для воспитателей и учителей / Нечаев, Александр. - М.: СПб: П.П. Сойкина, 2021. - 352 c.24. Перлз, Ф. Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль. Хаос. Мудрость / Ф. Перлз. - М.: Психотерапия; Издание 3-е, 2021. - 224 c.25. Самыгин, С.И. Психология управления: моногр. / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2020. - 512 c.26. Социальная психология. Хрестоматия / ред. Е.П. Белинская. - М.: Аспект пресс, 2018. - 475 c.27. Фрейд Психология бессознательного / Фрейд, Зигмунд. - М.: Просвещение, 2020. - 450 c.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс; Издание 5-е, испр. и доп., 2020. - 364 c.
3. Бахур, В.Т. Это неповторимое "Я" / В.Т. Бахур. - М.: Знание, 2020. - 192 c.
4. Бехтерев, В.М. Внушение и его роль в общественной жизни / В.М. Бехтерев. - М.: СПб: Ленинградское, 2021. - 288 c.
5. Бубличенко "Не надо на меня давить!": Методы психической защиты / Бубличенко, Михаил. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2022. - 244 c.
6. Вилюнас, В. Психология развития мотивации / В. Вилюнас. - М.: СПб: Речь, 2020. - 462 c.
7. Витек Проблемы супружеского благополучия / Витек, Карел. - М.: Прогресс, 2020. - 142 c.
8. Гроф Жажда целостности. Наркомания и духовный путь / Гроф, Кристина. - М.: Саттва, 2022. - 272 c.
9. Дэйноу, Ш. Сам себе психотерапевт / Ш. Дэйноу. - М.: СПб: Питер, 2021. - 192 c.
10. Коломинский, Я.А. Человек: психология / Я.А. Коломинский. - М.: Просвещение, 2019. - 224 c.
11. Кон, И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. - М.: Медицина, 2019. - 320 c.
12. Кон, И.С. Дружба. Этико-психологический очерк / И.С. Кон. - М.: Политиздат; Издание 3-е, 2018. - 352 c.
13. Кото Кокология. Японские тесты / Кото, Хулина. - М.: Центрполиграф, 2021. - 224 c.
14. Крупенин, А. Крупенин А., Крохина И. Эффективный учитель. Книга о технологии превращения детей в хороших учеников / А. Крупенин, И. Крохина. - М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. - 480 c.
15. Курпатов, А.В. Развитие личности. Психология и психотерапия / А.В. Курпатов, А.Н. Алехин. - М.: Олма Медиа Групп; Издание 2-е, 2020. - 448 c.
16. Ладыгина-Котсъ, Н.Н. у "мыслящихъ" лошадей / Н.Н. Ладыгина-Котсъ. - М.: Музея Эволюционной Истории при Московских Высших Женских Курсах, 2020. - 468 c.
17. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. - М.: СПб: Речь, 2018. - 256 c.
18. Левитов, Н.Д. Вопросы психологии характера / Н.Д. Левитов. - М.: Современный гуманитарный университет, 2021. - 293 c.
19. Лесли Новая ЖЖизнь без трусов (+ DVD-ROM) / Лесли, Алекс. - М.: Эксмо, 2022. - 448 c.
20. Моргенштерн, И. Психо-графология. Наука об определении внутреннего мира человека по его почерку / И. Моргенштерн. - М.: СПб: Питер, 2022. - 352 c.
21. Московичи, С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московичи. - М.: Центр психологии и психотерапии, 2021. - 480 c.
22. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2020. - 507 c.
23. Нечаев Очерк психологии для воспитателей и учителей / Нечаев, Александр. - М.: СПб: П.П. Сойкина, 2021. - 352 c.
24. Перлз, Ф. Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль. Хаос. Мудрость / Ф. Перлз. - М.: Психотерапия; Издание 3-е, 2021. - 224 c.
25. Самыгин, С.И. Психология управления: моногр. / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2020. - 512 c.
26. Социальная психология. Хрестоматия / ред. Е.П. Белинская. - М.: Аспект пресс, 2018. - 475 c.
27. Фрейд Психология бессознательного / Фрейд, Зигмунд. - М.: Просвещение, 2020. - 450 c.