Роль интеллекта в профессиональной деятельности психолога
Заказать уникальную дипломную работу- 61 61 страница
- 38 + 38 источников
- Добавлена 20.10.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретическое изучение роли интеллекта в профессиональной деятельности психолога……………………………………………………..
8
1.1. Специфика профессиональной деятельности психолога ……………. 8
1.2. Изучение интеллекта в трудах отечественных и зарубежных ученых 14
1.3. Роль интеллекта в профессиональной деятельности психолога ……... 22
1.4 Выводы по первой главе………………………………………………... 28
Глава 2. Эмпирическое исследование интеллекта в профессиональной деятельности психолога……………………………………………………..
30
2.1 Организация и методы исследования………………………………….. 30
2.2 Анализ результатов проведенного исследования……………………... 33
2.3 Рекомендации по развитию интеллекта в профессиональной деятельности психолога……………………………………………………..
46
2.4 Выводы по 2 главе………………………………………………………. 51
Заключение…………………………………………………………………... 54
Список использованной литературы……………………………………….. 56
Несмотря на специфику профессиональной деятельности, для практикующих психологов важно периодически включаться в научно-исследовательскую работу или преподавание, чтобы обогатить свой личностный и профессиональный опыт. Напротив, преподавателям и исследователям важно не оставлять психологическую практику, принимая участие в консультациях, экспертной деятельности или реализуя частную практику. Такой подход работает на стимулирование развития интеллекта психологов и обеспечивает необходимую взаимосвязь между теорией и практикой.Хороший психолог должен владеть умениями психодиагностики, применяя их также и по отношению к себе. Важно знать, какие составляющие интеллекта следует развить, какие упражнения и задания выполнять для совершенствования интеллектуальной культуры специалиста. Это не только демонстрирует умения применять знания на практике, но и выступает элементом профессионализма специалиста, готового саморазвиваться с учетом складывающейся профессиональной ситуации и согласно подходам к преодолению профессионального выгорания.Специалисту важно понимать значимость развития критического мышления, что является базой для адекватной оценки ситуации клиента и определения проблемных аспектов, которые могут быть в профессиональной деятельности.Значимый и заметный эффект в области развития интеллекта психологов могут принести тренинги разной тематической направленности. Чтобы полученные в ходе тренинга практические навыки и знания психолог мог применить на практике, следует максимизировать соответствие транслируемой на тренинге задачи / ситуации реально складывающейся ситуации в профессиональной деятельности, учесть контекст и проиллюстрировать важность рассматриваемой тематики, транслировать информацию таким образом, чтобы психологи могли применять ее в профессиональной деятельности.Тренинговая работа должна проводится с дотренинговой и посттренинговой диагностикой. Прежде всего, важно делать ставку на развитие социального и эмоционального интеллекта психологов, которые находятся в зоне риска профессионального выгорания в связи с осуществлением профессиональной деятельности в системе «человек-человек». Адекватное понимание потенциала интеллекта и готовность к его развитию является базисом интеллектуальной культуры психолога и условием недопущения профессионального выгорания.Рекомендуется задействовать и ресурс авторских программ по развитию интеллекта, которых сегодня достаточно ля использования в рамках организационной психологии. Их применение должно быть обосновано и внедрено в практику работы организации, где трудится психолог. Мероприятия и научно-практические встречи по личностному и профессиональному росту содействуют общему развитию специалиста и демонстрирует внимание руководства к психологу как к личности и как к профессионалу. Объем обучающей программы, специфика и тематика должны подбираться организацией или учреждением в индивидуальном порядке – в зависимости от специфики деятельности, имеющихся ресурсов, численности психологов.Если говорить об организационных аспектах, то возможна проработка стимулирующих механизмов, которые обеспечат участие психологов в обучающих и научно-практических мероприятиях, позволят освоить новую проблематику. Руководству организаций не стоит сбрасывать со счетов также обеспечение специалистов научно-методическими работами, которые позволят психологу быть в тренде и учитывать актуальные тенденции в области психологии.Позитивным образом скажется на развитие интеллекта психологов стимулирование их участия в конкурсах профессионального мастерства, освоения следующего уровня профессионального образования или программы профессиональной подготовки, вовлечение в проектную деятельность в качестве руководителей, исполнителей, консультантов, тьюторов и экспертов. Обмен опытом и общение с коллегами из научно-профессионального сообщества влияет на повышение интеллектуального потенциала и профессиональное развитие специалиста.Не стоит забывать и о потенциале института наставничества, что особенно важно для начинающих профессиональную деятельность психологов. Это не только позволит обрести наставника, с которым можно посоветоваться по профессиональным вопросам, но и позволит работать над уязвимыми местами совместно с супервизором, что позволит развивать отдельные направления интеллекта специалиста.Только такой комплексный подход определенно сыграет роль в развитии интеллекта психологов. Развитие интеллектуального потенциала и повышение интеллектуальной культуры является системой элементов, как и было обозначено нами в начале данной подглавы, важны все элементы – начиная с профессиональной подготовки будущих психологов, саморазвития специалистов, занятых в профессиональной деятельности, и заканчивая обучением, реализацией мероприятий по развитию интеллектуальной культуры на уровне организации, развитием института наставничества.2.4 Выводы по 2 главеРезультативность и эффективность решения психологами разного рода профессиональных задач зависит от уровня интеллекта специалистов. Эмпирическое исследование, проведенное нами с использованием психодиагностических методик «КОТ», теста социального интеллекта Гилфорда, опросник «Уровень сопереживания», позволило получить общие сведения об интеллектуальной культуре психологов, определить уровень социального и эмоционального интеллекта специалистов. Нами проанализированы результаты, предоставленные по обозначенным психодиагностическим методикам 50 специалистами.Оценивались также статистически значимые различия относительно пола участников исследования, стажа профессиональной деятельности (0-5 лет, 5-10 лет, более 10 лет) в области психологии, специфики профессиональной деятельности (разделение участников исследования на группы «теоретиков», занятых в преподавательской работы и / или научных исследованиях, и «практиков», осуществляющих практическую работу с разными категориями клиентов). Интегрированный показатель по методике «КОТ» продемонстрировал значения выше среднего и высокие значения по уровню общего интеллекта психологов, причем высокие показатели характерны для группы «теоретиков», что вполне объяснимо спецификой их работы, непосредственно связанной с постоянной интеллектуальной активностью. Результаты по социальному интеллекту, который определялся с использованием тестовой методики «Социальный интеллект» (авт. Г.В. Резапкина), показывают весьма высокие значения по самомотивации и коммуникабельности психологов (более 5 баллов из 6 в средних значениях), высоки и показатели самосознания, саморегуляции и эмпатии, причем последняя более характерна для женщин-психологов, что объяснимо гендерными особенностями. Статистически значимых различий по уровню социального интеллекта в зависимости от специфики профессиональной деятельности психологов не отмечено – показатели «теоретиков» и «практиков» существенно не различаются.Однако стаж профессиональной деятельности явился фактором, который определяет значимость такой составляющей социального интеллекта по данной методике, как коммуникабельность. Более высокие значения характерны для специалистов, опыт которых в профессии психолога составляет свыше 10 лет, вне зависимости от того, практикуют они оказание психологической помощи и поддержки различным категориями клиентов или занимаются исключительно научно-исследовательской, преподавательской работой.По эмоциональному интеллекту (опросник «Уровень сопереживания») преимущественные позиции занимают «практики», что также объяснимо спецификой их профессиональной деятельности – они каждодневно взаимодействуют с разными клиентами, разбирают разнообразные проблемы, нестандартные задачи и ситуации, что требует от специалиста определенного эмоционального вовлечения, собственной эмоциональной стабильности и оценки ситуации клиента. При этом статистически значимых зависимостей отстажа профессиональной деятельности по уровню сопереживания не зафиксированы.По итогам проведенного исследования нами сформулирован ряд рекомендаций по развитию интеллекта психологов. Целесообразно проведение мероприятий в указанной области уже начиная с этапа профессиональной подготовки психологов, то есть в условиях вузовской среды.Только комплексный подход к развитию интеллекта психологов, совмещающий в себе совершенствование профессиональной подготовки будущих психологов, саморазвитие специалистов, занятых в профессиональной деятельности, обучение, реализацию мероприятий по развитию интеллектуальной культуры на уровне организации, развитие института наставничества, будет приносить результативность в аспекте профессионально-личностного развития специалистов.ЗаключениеНастоящая дипломная работа посвящалась проблематике интеллекта, определению его значимости для профессиональной деятельности психолога. Поставленная в ходе исследования цель достигнута, обозначенные задачи решены. В рамках теоретической главы настоящей дипломной работы описана специфика профессиональной деятельности психолога, изучены вопросы рассмотрения интеллекта в публикациях представителей отечественной и зарубежной психологии, определено значение интеллекта в профессиональной деятельности психолога.В эмпирической главе дана характеристика выбранных психодиагностических методик, представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования. Также логичным итогом завершения настоящей работы выступило формирование на основании результатов проведенного исследования рекомендаций по развитию интеллекта в профессиональной деятельности психолога.Обозначенная нами гипотеза получила свое фактически полное подтверждение. В частности, теоретический анализ целого ряда научных работ позволил доказать, что интеллект в профессиональной деятельности психолога играет высокую роль в связи с осуществлением работы в системе «человек-человек» и значительной вовлеченностью в непрерывное межличностное взаимодействие.В ходе эмпирического исследования получило такое подтверждение гипотезы, как наличие статистически значимых различий в показателях общего уровня интеллекта среди «теоретиков» и «практиков» (оценивался по методике «КОТ»), относительно коммуникабельности как составляющей методики социального интеллекта (определялся по тестовой методике «Социальный интеллект») среди психологов с разным стажем профессиональной деятельности. Также отмечены статистически значимые различия по уровню эмоционального интеллекта (методика «Уровень сопереживания») в зависимости от специфики профессиональной деятельности – более высокие показатели свойственны для практикующих психологов.Безусловно, данная дипломная работа не претендует на исчерпывающее рассмотрение обозначенной проблематики, которая требует дальнейших углублённых исследований, в том числе – междисциплинарного характера.Список использованной литературыАлгаев, А. Н. Коммуникативная мобильность в структуре профессиограммы педагога-психолога / А. Н. Алгаев // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 375-381.Ахмедханова, Р. А. Особенности развития профессионально важных качеств личности студентов / Р. А. Ахмедханова // Вопросы образования и науки: сборник трудов научной конференции. – Тамбов; Юком, 2017. – С. 18-19.Берклунд, А. В. Социальный интеллект как условие операциональной готовности будущих психологов к консультативной деятельности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 Сургут, 2007. – 208 с.Быкова, Е. А. Особенности профессионально важных качеств психолога / Е. А. Быкова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2015. – № 3 (27). – С. 108-115.Быкова, М. С. Особенности профессионального выгорания психологов-консультантов с различными особенностями личности и разным стажем / М. С. Быкова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2022. – № 4. – С. 193-208.Валуйкова, В. А. Эмоциональная устойчивость как профессионально важное качество личности специалиста помогающей профессии / В. А. Валуйкова // Современные методы взаимодействия и способы сотрудничества специалистов помогающих профессий: сборник трудов научной конференции. – Орел: Орловский госуниверситет им. И.С. Тургенева, 2018. – С. 143-149.Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М. : Смысл, 2005. – 512 сДегтярев, А. В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии / А. В. Дегтярев // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. – 2012. – № 2. – С. 170-180.Еремин, Д. Д. Компаративный анализ исследований интеллекта в зарубежной и отечественной психологии / Д. Д. Еремин, И. А. Сухарев // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 36. – С. 2323-2326.Зорина, Н. Н. Структура эмоционального интеллекта в современной психологии / Н. Н. Зорина // Методология современной психологии. – 2021. – № 13. – С. 94-105.Королев, И. А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и самооценки с успешностью учебно-профессиональной деятельности психологов служебной деятельности на стадии адепта / И. А. Королев, Е. В. Дворцова // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 99-2. – С. 53-56.Косарева, А. Б. Специалист-психолог: важнейшие сферы профессиональной деятельности, личностные качества, особенности их оценки / А. Б. Косарева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2007. – № 2. – С. 62-68.Криворучко, Е. В. Профессиональные качества и профессиональные компетенции как родственные понятия / Е. В. Криворучко // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2014. – № 6. – С. 243-248.Кривцова, А. С. Содержание и психологические особенности профессиональной деятельности практического психолога / А. С. Кривцова // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2008. – № 2(58). – С. 137-145.Ланских, М. В. Особенности эмоционального интеллекта у представителей разных профессий / М. В. Ланских, Д. Р. Гасанова // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. – 2023. – № 2. – С. 52-58.Лаптева, И. Л. Труд практического психолога как системная детерминанта развития его профессиональной культуры / И. Л. Лаптева // Человеческий капитал. – 2012. – № 7(43). – С. 133-136.Лебединцева, О. И. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и профессионального выгорания как актуальная проблема современной психологии / О. И. Лебединцева // Живая психология. – 2017. – Т. 4, № 4(16). – С. 337-346. Лобанов, А. П. Интеллектуальная компетентность в структуре профессиональной подготовки психологов / А. П. Лобанов // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2009. –№ 2 (26). – С. 227-232.Лунева, О. В. Социальный интеллект как категория социальной психологии / О. В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – № 1. – С. 146-151.Львова, С. В. Профессиональная деятельность психолога и искусственный интеллект / С. В. Львова, К. А. Данилова // Флагман науки. – 2024. – № 1(12). – С. 261-264.Макушкина, О. М. особенности развития психолога как группового субъекта профессиональной деятельности / О. М. Макушкина, О. В. Денисова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2011. – № 5(36). – С. 190-196.Медведева, В. Е. Эмоциональная устойчивость как основа готовности будущего педагога-психолога к профессиональной деятельности / В. Е. Медведева // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2010. – № 3 (37). – Ч. 2. – С. 257-261Мещерякова, И. Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07. – Курск, 2011. – 25 с.Панкратова, А. А. Связь эмоционального интеллекта с эффективностью деятельности и качеством профессиональной жизни у начинающих психологов-консультантов / А. А. Панкратова, М. Е. Николаева // Психолого-педагогические исследования. – 2022. – Т. 14, № 3. – С. 21-37.Поджио, В. А. Риски профессионального выгорания у практикующих специалистов-психологов / В. А. Поджио, М. В. Зверева // Медицинская психология в России. – 2020. – Т. 12, № 3(62). – DOI 10.24412/2219-8245-2020-3-2.Похилюк, Ф. В. Особенности профессиональной деятельности организационного психолога: цели и принципы работы с персоналом / Ф. В. Похилюк, С. И. Филиппченкова // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. – 2020. – № 3(22). – С. 70-75.Савенков, А. И. Развитие представлений об интеллекте в психологии XX века / А. И. Савенков, С. И. Карпова // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2012. – № 3(21). – С. 109-120.Семенов, В. Ю. Теоретические и эмпирические аспекты эмоционального интеллекта в современной психологии / В. Ю. Семенов // Научное мнение. – 2015. – № 4-2. – С. 75-78.Семенова, П. Е. Подходы к исследованию интеллекта в отечественной когнитивной психологии второй половины XX века / П. Е. Семенова, Ю. Е. Щурова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-1. – С. 424-427.Сергеев, С. Е. Исследование сформированности профессионально важных качеств психолога, необходимых для ресоциализации подростков, подвергшихся религиозно-экстремистскому воздействию / С. Е. Сергеев // Вестник Мининского университета. – 2021. – Т. 9, № 1(34). – С. 9.Серов, Н. В. Социальная психология интеллекта / Н. В. Серов // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2008. – Т. 9, № 1. – С. 153-163.Сизова, И. Г. Личность и профессиональная деятельность психолога : Социальные представления у различных профессиональных групп : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03. – Тверь, 1999. – 214 с.Соловьева, О. В. Эмоциональный интеллект в структуре профессионально важных качеств психолога разной профессиональной направленности / О. В. Соловьева, О. С. Бондаренко // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-4. – С. 465-469.Угрюмова, Н. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте и эмоциональной креативности в психологии / Н. В. Угрюмова // Современная наука. – 2013. – № 1. – С. 30-32.Фисенко, М. Д. Предпосылки исследований эмоционального интеллекта в отечественной психологии / М. Д. Фисенко // Международный научно-исследовательский журнал. – 2023. – № 11(137). – DOI 10.23670/IRJ.2023.137.1.Чернышова, Е. Л. Особенности профессионального сознания специалистов-психологов различного профиля деятельности / Е. Л. Чернышова // Мир психологии. – 2016. – № 2(86). – С. 259-267.Ясненко, М. М. Эмоциональный интеллект как ресурс в обеспечении профессиональной успешности психологов / М. М. Ясненко // Universum: психология и образование. – 2023. – № 8(110). – С. 29-34.Goleman D. Sex Roles Reign Powerful as Ever in the Emotions // The New York Times, August, 23, 1988.Приложение 1Стимульный материал для проведения методики «Краткий отборочный тест» («КОТ»)1. Одиннадцатый месяц года - это: 1 – ОКТЯБРЬ; 2 – МАЙ;3 – НОЯБРЬ;4 – ФЕВРАЛЬ.2. Суровый является противоположным по значению слову: 1 – РЕЗКИЙ;2 – СТРОГИЙ;3 – МЯГКИЙ;4 – ЖЕСТКИЙ;5 – НЕПОДАТЛИВЫЙ.3.Какое из приведенных слов отлично от других? 1 – ОПРЕДЕЛЕННЫЙ;2 – СОМНИТЕЛЬНЫЙ;3 – УВЕРЕННЫЙ;4 – ДОВЕРИЕ;5 – ВЕРНЫЙ.4. Верно ли то, что сокращение «н.э.» означает «нашей эры»?1 – ДА;2 – НЕТ.5. Какое из следующих слов отлично от других? 1 – ПЕТЬ;2 – ЗВОНИТЬ;3 – БОЛТАТЬ;4 – СЛУШАТЬ;5 – ГОВОРИТЬ.6. Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему значению слову: 1 – НЕЗАПЯТНАННЫЙ;2 – НЕПРИСТОЙНЫЙ;3 – НЕПОДКУПНЫЙ;4 – НЕВИННЫЙ;5 – КЛАССИЧЕСКИЙ.7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову ЖЕВАТЬ как ОБОНЯНИЕ к НОС? 1 – СЛАДКИЙ;2 – ЯЗЫК;3 – ЗАПАХ;4 – ЗУБЫ;5 – ЧИСТЫЙ.8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются идентичными?Sharp, M.G.Sharp, M.G.Filder, E.H.Fielder, E.H.Conner, M.G.Connor, M.G.Woerner, O.W.Woesner, O.W.Soberquist, B.R.Soberquist, P.R.9. ЯСНЫЙ является противоположным по смыслу слову:1 – ОЧЕВИДНЫЙ;2 – ЯВНЫЙ;3 – НЕДВУСМЫСЛЕННЫЙ;4 – ОТЧЕТЛИВЫЙ;5 – ТУСКЛЫЙ.10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 тысячи долларов, а продал их за 5500, заработав на этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он перепродал?11. Слова СТУК и СТОК имеют:1 – СХОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ;2 – ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ;3 – НИ СХОДНОЕ, НИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ.12. Три ананаса стоят 360 рублей. Сколько стоит 1,5 дюжины?13. Сколько из этих шести пар чисел являются одинаковыми? 52965296 6968666986 834426834426 735425673542566119717261197172832382348323832414. БЛИЗКИЙ является противоположным слову:1 – ДРУЖЕСКИЙ;2 – ПРИЯТЕЛЬСКИЙ;3 – ЧУЖОЙ;4 – РОДНОЙ;5 – ИНОЙ.15. Какое число является наименьшим? 1) 6;2) 0,7;3) 9;4) 36;5) 0,31;6) 5.16.Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа номер последнего слова: ЕСТЬСОЛЬЛЮБОВЬЖИЗНИ 1 2 3 417.Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других? 1. 2. 3. 4. 5.18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?19. Слова ВОСХОДИТЬ и ВОЗРОДИТЬ имеют:1 – сходное значение;2 – противоположное;3 – ни сходное, ни противоположное.20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет 1, если неправильно – 2.МОХОМ ОБОРОТЫ КАМЕНЬ НАБИРАЕТ ЗАРОСШИЙ21. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл:1. Держать нос по ветру;2. Пустой мешок не стоит;3. Трое докторов не лучше одного;4. Не все то золото, что блестит;5. У семи нянек дитя без глаза.22. Какое число должно стоять вместо знака «?»:736659524538«?»23.Длительность дня и ночи в СЕНТЯБРЕ почти такая же, как и в: 1 – июне;2 – марте;3 – мае;4 – ноябре.24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет:1 - верно, 2 - неверно, 3 - неопределенно.Все передовые люди - члены демократической партии.Все передовые люди занимают крупные посты. Некоторые члены демократической партии занимают крупные посты.25. Поезд проходит 75 см за 1/4 сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 5 сек?26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:1 - верно, 2 - неверно, 3 - неопределенно.Боре столько же лет, сколько Маше.Маша моложе Жени.Боря моложе Жени.27. Пять полукилограммовых банок икры стоят 2000 рублей. Сколько килограммов икры можно купить за 800 рублей?28. Слова РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ имеют:1 – сходное значение;2 – противоположное значение;3 – ни сходное, ни противоположное значение.Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было бы получить квадрат.В качестве ответа укажите номер линии, по которой будете проводить деление.30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет:1 - верно, 2 - неверно, 3 - неопределенно.Саша поздоровался с Машей.Маша поздоровалась с Дашей.Саша не поздоровался с Дашей.31. Телевизор стоимостью 240 долларов был уценен во время сезонной распродажи на 33 1/3%. Сколько стоил телевизор во время распродажи?32. Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция: 1. 2. 3. 4. 5.33. На платье требуется 2.33 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м ткани?34. Значения следующих двух предложений:1 - подобны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.Трое докторов не лучше одного.Чем больше докторов, тем больше болезней.35. Слова УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ имеют:1 – сходное значение;2 – противоположное значение;3 – ни сходное, ни противоположное значение.36. Смысл двух английских пословиц:1 - схож, 2 - противоположен, 3 - ни схож, ни противоположен.Швартоваться лучше двумя якорями.Не клади все яйца в одну корзину.37. Бакалейщик купил ящик с грушами за 36 долларов. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что две дюжины испортятся еще до того, как он продаст все груши. По какой цене ему нужно продавать груши, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?38. Слова ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ имеют:1 – сходное значение;2 – противоположное значение;3 – ни сходное, ни противоположное значение.39. Если бы полкило опилок стоило 0,0125 рублей, сколько килограмм можно было бы купить за 50 коп.?40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким бы числом Вы его заменили?48848848641. Слова ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ имеют:1 – сходное значение;2 – противоположными;3 – ни сходными, ни противоположными.42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м?43. Следующие две фразы по значению:1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое сложностью.44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12.5 % случаев. Сколько раз должен выстрелить солдат, чтобы поразить ее 10 раз?45. Один из членов ряда не подходит другим. Какое число Вы бы поставили на его место?0.40.60.80.91.21.446. Три партнера по акционерному обществу решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 450 долларов, К. - 350 долларов, П. - 200 долларов. Если прибыль составит 240 долларов, то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?1. Куй железо, пока горячо.2. Один в поле не воин.3. Лес рубят, щепки летят.4. Не все то золото, что блестит.5. Не по виду суди, а по делам гляди.48. Значения следующих фраз:1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.Лес рубят, щепки летят.Большое дело не бывает без потерь.49. Какая из этих фигур наиболее отлична от других? 1. 2. 2. 3. 4. 5.50. В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего - 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом?Ключи№ Правильный ответ 1. 3 2. 3 3. 2 4. 1 5. 4 6. 2 7. 4 8. 1 9. 5 10. 4,0 11. 3 12. 1,2,6,0 13. 4 14. 3 15. 5 16. 4 17. 4 18. 4 19. 3 20. 2 21. 3,5 22. 1,3 23. 2 24. 1 25. 1,5№ Правильный ответ26. 127. 128. 129. 530. 331. 1,6,032. 1,2,433. 1,834. 335. 136. 137. 4,8,038. 139. 2,040. 841. 342. 1,443. 144. 8,045. 1,046. 2,847. 4,548. 149. 350. 1,7Приложение 2.Стимульный материал к тестовой методике «Социальный интеллект»УтверждениеДаНетМне дороги все мои чувства, как положительные, так отрицательные.Когда я испытываю давление со стороны, то обычно сопротивляюсь.Я обычно терпеливо выслушиваю других людей, иногда в ущерб своим интересам.В общественных местах или транспорте я с интересом рассматриваю незнакомых людей.Когда я занимаюсь любимым делом, все остальное отходит на второй план.Отрицательные эмоции помогают мне понять, что мне нужно изменить в своей жизни.Я отслеживаю свои эмоциональные реакции.Мне легко понять переживания даже незнакомых людей.Мне нравится работа, связанная с интенсивным общением.Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.Мне интересно наблюдать изменение своего эмоционального состояния.Если меня что-то расстроило, я быстро прихожу в себя.Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они их стараются скрыть.Мне нетрудно попросить незнакомого человека о помощи.Когда я берусь за новое дело, я не сомневаюсь в его успехе.Когда есть время, я обращаюсь к своим переживания, чтобы понять их причину.Я не застреваю на отрицательных эмоциях.Я чувствую настроение человека по выражению его лица.Обычно я чувствую себя комфортно даже в компании незнакомых людей.Профессиональная успешность во многом зависит от отношения человека к своей работе.Знание своих истинных чувств необходимо мне для поддержания "хорошей формы".Я обычно быстро прихожу в себя после неожиданного огорчения.Я замечаю зависимость своего настроения от настроения окружающих меня людей.В долгой дороге мне интереснее общаться с попутчиками, чем читать книгу.Препятствия на пути к цели делают меня сильнее.Люди, осознающие свои чувства, лучше управляют своей жизнью.Я могу влиять на свое настроение.Я обычно внимательно отношусь к просьбам незнакомых людей о помощи.У меня много друзей, которые всегда поддержат меня в сложной ситуации.Я работаю не ради денег.Приложение 3.Стимульный материал к опроснику «Уровень сопереживания»УтверждениеСовершенно согласенСкорее согласенСкорее не согласенСовершенно не согласен1 Я легко могу сказать, хочет ли человек вступить в разговор.2Мне больше нравятся животные, чем люди.3Я стараюсь следить за новыми веяниями.4Мне тяжело объяснять другим что-то, в чём я хорошо разбираюсь, если они не поняли это с первого раза.5Обычно я вижу сны по ночам.6Мне очень нравится заботиться о других людях.7Я предпочитаю сам решать свои затруднения, а не обсуждать их с другими.8Я плохо понимаю, как нужно поступать в том или ином случае в общении.9Я лучше всего чувствую себя с утра.10Люди часто говорят мне, что я захожу слишком далеко, отстаивая свою точку зрения в разговоре.11Я не слишком переживаю, если опаздываю на встречу с другом.12Дружба и отношения слишком сложны, и я предпочитаю не уделять им особого внимания в своей жизни.13 бы никогда не нарушил закон, даже самый незначительный.14Зачастую мне трудно судить, является ли какой-то поступок грубым или вежливым.15В разговоре я, как правило, сосредотачиваюсь на своих собственных мыслях, а не на том, о чём бы мог думать мой слушатель.16Мне больше нравятся розыгрыши, чем устные шутки.17Я живу скорее сегодняшним днём, чем завтрашним.18В детстве я любил разрезать червей, чтобы посмотреть, что произойдёт.19Я быстро понимаю, когда кто-то говорит одно, а подразумевает другое.20В целом, у меня твёрдые убеждения в отношении нравственности.21Иногда мне сложно понять, что расстраивает других.22Я легко могу поставить себя на место другого.23Я думаю, что вежливость – главное, чему родитель может научить ребёнка.24Я люблю совершать поступки в порыве чувств.25Я хорошо предсказываю чувства других.26Я быстро подмечаю, когда кто-то чувствует себя неловко и неуютно в обществе других людей.27Если я говорю что-то, что обижает другого, то это его дело, а не моё.28Если кто-то спросит, нравится ли мне его причёска, я отвечу честно, даже если она мне не нравится.29Я не всегда понимаю, почему кто-то обижается на какое-либо замечание.30Люди часто говорят мне, что я непредсказуемый.31Мне нравится быть в центре внимания в каком-либо обществе.32Я не сильно расстраиваюсь, когда кто-то другой плачет.33Мне нравится беседовать о политике.34Я достаточно прямой в разговоре, что другие иногда принимают за грубость, хотя я веду себя так ненамеренно.35Обычно в общении я не чувствую себя смущённым.36Другие люди говорят мне, что я хорошо понимаю, что они чувствуют и думают.37Когда я разговариваю с людьми, разговор чаще строится на их переживаниях, а не моих.38Я расстраиваюсь, если вижу животное, испытывающее боль.39Я могу принимать решения вне зависимости от чувств других.40Я не могу расслабиться, пока не выполню все дела, которые собрался выполнить за день.41Я легко могу сказать, с любопытством или скукой меня слушают, когда я говорю.42Я расстраиваюсь, когда вижу страдания людей в новостных передачах.43Друзья часто рассказывают мне о своих переживаниях, так как считают, что я понимающий человек.44Я чувствую, что начинаю навязываться, даже если мой собеседник не говорит этого.45Я часто завожу себе новое увлечение, затем оно мне наскучивает, и я перехожу на что-то другое.46Мне часто говорят, что я часто захожу далеко, когда дразню кого-то.47Я слишком нервный, чтобы кататься на американских горках.48Другие часто говорят мне, что я бесчувственный, хотя я не понимаю, почему.49Когда я вижу новичка в каком-либо окружении, мне кажется, что он сам должен приложить усилие для того, чтобы влиться в это окружение.50Обычно я не эмоционален, когда смотрю кино.51Я люблю порядок в повседневных делах и часто составляю список обязанностей на день.52Я могу легко и без раздумий настроиться на то чувство, которое переживает другой человек.53Я не люблю рисковать.54Я легко могу понять, о чём хочет поговорить другой человек.55Я вижу, когда кто-то прячет свои истинные чувства.56Перед принятием решений я всегда взвешиваю все за и против.57Я не продумываю тщательно, как вести себя в обществе.58Я легко предсказываю, как поведёт себя другой человек.59Я эмоционально втягиваюсь в неурядицы моих друзей.60Я всегда могу по достоинству оценить мнение другого человека, даже если я и не согласен с ним.Выпускная квалификационная работа выполнена мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной литературы и других источников имеют ссылки на них. Выпускная квалификационная работа прошла проверку на корректность заимствования в системе «Антиплагиат.ВУЗ».Настоящим подтверждаю, что даю разрешение Университету «Синергия» на размещение полного текста моей выпускной квалификационной работы и отзыва о работе в период ее подготовки в электронно-библиотечной системе Университета «Синергия».Шардакова Н.В.подписьФамилия ИО«___» ______________ 20__ г.
2. Ахмедханова, Р. А. Особенности развития профессионально важных качеств личности студентов / Р. А. Ахмедханова // Вопросы образования и науки: сборник трудов научной конференции. – Тамбов; Юком, 2017. – С. 18-19.
3. Берклунд, А. В. Социальный интеллект как условие операциональной готовности будущих психологов к консультативной деятельности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 Сургут, 2007. – 208 с.
4. Быкова, Е. А. Особенности профессионально важных качеств психолога / Е. А. Быкова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2015. – № 3 (27). – С. 108-115.
5. Быкова, М. С. Особенности профессионального выгорания психологов-консультантов с различными особенностями личности и разным стажем / М. С. Быкова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2022. – № 4. – С. 193-208.
6. Валуйкова, В. А. Эмоциональная устойчивость как профессионально важное качество личности специалиста помогающей профессии / В. А. Валуйкова // Современные методы взаимодействия и способы сотрудничества специалистов помогающих профессий: сборник трудов научной конференции. – Орел: Орловский госуниверситет им. И.С. Тургенева, 2018. – С. 143-149.
7. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М. : Смысл, 2005. – 512 с
8. Дегтярев, А. В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии / А. В. Дегтярев // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. – 2012. – № 2. – С. 170-180.
9. Еремин, Д. Д. Компаративный анализ исследований интеллекта в зарубежной и отечественной психологии / Д. Д. Еремин, И. А. Сухарев // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 36. – С. 2323-2326.
10. Зорина, Н. Н. Структура эмоционального интеллекта в современной психологии / Н. Н. Зорина // Методология современной психологии. – 2021. – № 13. – С. 94-105.
11. Королев, И. А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и самооценки с успешностью учебно-профессиональной деятельности психологов служебной деятельности на стадии адепта / И. А. Королев, Е. В. Дворцова // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 99-2. – С. 53-56.
12. Косарева, А. Б. Специалист-психолог: важнейшие сферы профессиональной деятельности, личностные качества, особенности их оценки / А. Б. Косарева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2007. – № 2. – С. 62-68.
13. Криворучко, Е. В. Профессиональные качества и профессиональные компетенции как родственные понятия / Е. В. Криворучко // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2014. – № 6. – С. 243-248.
14. Кривцова, А. С. Содержание и психологические особенности профессиональной деятельности практического психолога / А. С. Кривцова // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2008. – № 2(58). – С. 137-145.
15. Ланских, М. В. Особенности эмоционального интеллекта у представителей разных профессий / М. В. Ланских, Д. Р. Гасанова // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. – 2023. – № 2. – С. 52-58.
16. Лаптева, И. Л. Труд практического психолога как системная детерминанта развития его профессиональной культуры / И. Л. Лаптева // Человеческий капитал. – 2012. – № 7(43). – С. 133-136.
17. Лебединцева, О. И. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и профессионального выгорания как актуальная проблема современной психологии / О. И. Лебединцева // Живая психология. – 2017. – Т. 4, № 4(16). – С. 337-346.
18. Лобанов, А. П. Интеллектуальная компетентность в структуре профессиональной подготовки психологов / А. П. Лобанов // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2009. –№ 2 (26). – С. 227-232.
19. Лунева, О. В. Социальный интеллект как категория социальной психологии / О. В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – № 1. – С. 146-151.
20. Львова, С. В. Профессиональная деятельность психолога и искусственный интеллект / С. В. Львова, К. А. Данилова // Флагман науки. – 2024. – № 1(12). – С. 261-264.
21. Макушкина, О. М. особенности развития психолога как группового субъекта профессиональной деятельности / О. М. Макушкина, О. В. Денисова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2011. – № 5(36). – С. 190-196.
22. Медведева, В. Е. Эмоциональная устойчивость как основа готовности будущего педагога-психолога к профессиональной деятельности / В. Е. Медведева // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2010. – № 3 (37). – Ч. 2. – С. 257-261
23. Мещерякова, И. Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07. – Курск, 2011. – 25 с.
24. Панкратова, А. А. Связь эмоционального интеллекта с эффективностью деятельности и качеством профессиональной жизни у начинающих психологов-консультантов / А. А. Панкратова, М. Е. Николаева // Психолого-педагогические исследования. – 2022. – Т. 14, № 3. – С. 21-37.
25. Поджио, В. А. Риски профессионального выгорания у практикующих специалистов-психологов / В. А. Поджио, М. В. Зверева // Медицинская психология в России. – 2020. – Т. 12, № 3(62). – DOI 10.24412/2219-8245-2020-3-2.
26. Похилюк, Ф. В. Особенности профессиональной деятельности организационного психолога: цели и принципы работы с персоналом / Ф. В. Похилюк, С. И. Филиппченкова // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. – 2020. – № 3(22). – С. 70-75.
27. Савенков, А. И. Развитие представлений об интеллекте в психологии XX века / А. И. Савенков, С. И. Карпова // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2012. – № 3(21). – С. 109-120.
28. Семенов, В. Ю. Теоретические и эмпирические аспекты эмоционального интеллекта в современной психологии / В. Ю. Семенов // Научное мнение. – 2015. – № 4-2. – С. 75-78.
29. Семенова, П. Е. Подходы к исследованию интеллекта в отечественной когнитивной психологии второй половины XX века / П. Е. Семенова, Ю. Е. Щурова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-1. – С. 424-427.
30. Сергеев, С. Е. Исследование сформированности профессионально важных качеств психолога, необходимых для ресоциализации подростков, подвергшихся религиозно-экстремистскому воздействию / С. Е. Сергеев // Вестник Мининского университета. – 2021. – Т. 9, № 1(34). – С. 9.
31. Серов, Н. В. Социальная психология интеллекта / Н. В. Серов // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2008. – Т. 9, № 1. – С. 153-163.
32. Сизова, И. Г. Личность и профессиональная деятельность психолога : Социальные представления у различных профессиональных групп : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03. – Тверь, 1999. – 214 с.
33. Соловьева, О. В. Эмоциональный интеллект в структуре профессионально важных качеств психолога разной профессиональной направленности / О. В. Соловьева, О. С. Бондаренко // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-4. – С. 465-469.
34. Угрюмова, Н. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте и эмоциональной креативности в психологии / Н. В. Угрюмова // Современная наука. – 2013. – № 1. – С. 30-32.
35. Фисенко, М. Д. Предпосылки исследований эмоционального интеллекта в отечественной психологии / М. Д. Фисенко // Международный научно-исследовательский журнал. – 2023. – № 11(137). – DOI 10.23670/IRJ.2023.137.1.
36. Чернышова, Е. Л. Особенности профессионального сознания специалистов-психологов различного профиля деятельности / Е. Л. Чернышова // Мир психологии. – 2016. – № 2(86). – С. 259-267.
37. Ясненко, М. М. Эмоциональный интеллект как ресурс в обеспечении профессиональной успешности психологов / М. М. Ясненко // Universum: психология и образование. – 2023. – № 8(110). – С. 29-34.
38. Goleman D. Sex Roles Reign Powerful as Ever in the Emotions // The New York Times, August, 23, 1988.