ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА В «ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ».
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 27.10.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Направления и аспекты темы «Журналист в горячей точке» 7
1.1 Понятие «горячая точка» как особые условия работы журналистов 7
1.2 Определение основных аспектов условий работы журналистов в «горячих точках» 10
Глава 2. Правила работы журналиста в «горячей точке» 19
2.1. Информационно-аналитическая работа военного журналиста …………………………………………………………………………………….19
2.2. Особенности сбора и подготовки информационно-аналитических материалов в зоне военных действий. (на примере журналиста Александра Коца) 22
Заключение……………………………………………………………..30
Список литературы: 33
Военный корреспондент - это не только информационный посредник между армией и обществом, но и своеобразный герой, который рискует своей жизнью, чтобы донести правду до людей. И для этого ему необходимо обладать бесстрашием и чувством юмора, чтобы быть настоящим профессионалом в своей области Порою многие съёмочные моменты необходимо снимать преодолевая собсвенные страхи и убеждения. Характерной особенностью военного журналиста является цинизм и хладнокровие. В ином случае психологическая нагрузкаот увиденного с «горячих точек» - будет слишком сильна для журналиста.Военная журналистика – для людей с сильным характером, любящих адреналин, риски, жить и двигаться «на острие жизни». Профессия военкора многофункциональна: журналист становится и писателем, и корреспондентом, и оператором, и медиком.Важной составляющей работы военного журналиста является информационно-аналитическая работа. Информационно-аналитическая работа специализирована на компиляцию всей полученной информации, с целью получения новых сведений по какой-либо интересующей журналиста теме, а также анализ наработанной информации, подбор рекомендаций и подведение общих итогов по исследуемым вопросам. Аналитическая работа охватывает такие аспекты информационного пространства как военно-стратегическая наука, боевая подготовка, военная география и топография, военная экономика, базовые информационные познания, языковая грамотность, страноведение, философские познания и т.д.По масштабу работ и сложности задач, а также по научной насыщенности информационно-аналитическая работа составляет отдельное военно-научноеструктурированное направление.Таким образом, из всего вышесказанного была выявлена значимость профессии военного журналиста, а также специфика аналитических умений военкора, находящимся в месте боевых действий, т.е. в «горячей точке».Также было выявлено, что ключевым элементом медийной базы сталиметодикии приёмы изучения архивированных данных, методики исследования новых знаний из доступных, его модернизации, которые гарантируют оперативное получение объективной информации о существующем военном напряжении, а также оценке перспектив.2.2. Особенности сбора и подготовки информационно-аналитических материалов в зоне военных действий. (на примере журналиста Александра Коца)Эволюционный рост и становление журналистики происходил в разные эпохи и многими этапами.20 век стал отправной точкой развития и нового витка для масс-медиа. Отчасти на интенсивное развитие СМИ повлияли яркие исторические события: крупные международные конфликты, военные операции, внутригосударственные «разборки». Для более качественного освещения военных событий средствами массовой информации понадобились новые пути, неожиданные приёмы и повороты, всё то, что помогло бы передавать контент качественно, ярко, живо и интересно. Предпосылками для информационных новинок, современных методов и всех медийных новшеств работы военкоров стали те формы подачи информации, которые возникли ещё во время Второй мировой войны и, которая очень сильно сыграла роль в военной журналистике. Так, например в поствоенный период неотъемлемой частью военных газетных репортажей стало присутствие «героя» с фронта.Журналисты выставляли общественной публике жизнь и боевые заслуги «служак», настоящих военных экспертов. Обычно тексты-репортажи готовились журналистами оперативно прямо с места событий, что обеспечивало максимальному сохранению точности передачи какого-либо события. Значимой поддержкой для военных журналистов зачастую становились военные части и подразделения, которые разрешали военкорам присутствовать на обсуждениях различных планов и вопросов, которые могли касаться агитационно-массовой работы.Проводя исторические параллели, можно отметить, что, если в 19-20 в.в. стандартным способом подачи материала военными журналистами были заметки,которые, несомненно, подкупали интерес аудитории ввиду неопытностии простоте, то конец 20 и начало 21 век стало временем появления журналистских нововведений.Мощное развитие во второй половине XX века получили радио и телевидение. Привычная подача медиа-материалов трансформировалась. Так, появилисьаудио и видео-эффекты. А в 21 век «пришёл»стендап.Причём он появился по принципу «…хорошо забытое старое…». Стендап с места событий создавал эффект присутствия «здесь и сейчас».Большое распространение в наше время получили такие средства вещания, как прямые эфиры и блогерство. Такие медиа-приёмы стали очень., востребованы у зрителей и слушателей и привлекают к экранам в прайм-тайм большую заинтересованную аудиторию.Данный формат стал так называемым «Хлебом и зрелищем», яркие, наглядные изложения, колоритные описания военной хроники способствуют увеличению зрительской аудитории. Как сказал когда-то эссеист Оливер Вендалл Холмс «Хлеб и газета. Это новая версия «хлеба и зрелищ» древних римлян. Это наш ультиматум. Им нужно было что‐нибудь поесть и посмотреть цирковые представления. Нам надо что‐нибудь поесть и газеты почитать. От всего остального мы можем отказаться», так и в случае с военными журналистами современности, подача информации, военная версия «Хлеба и зрелищ» должна привлекать зрителя. Блогосфера Рунета находится в постоянном движении и развитии, претерпевая динамичную эволюцию. С каждым днем она все больше приближается к классическим медиа, становясь их аналогом в онлайн пространстве. Блоги становятся не только платформой для выражения мнений и обмена информацией, но и средством массовой коммуникации, влияющим на общественное мнение и формирующим общественную дискуссию. Благодаря своей доступности и свободе слова, блогосфера Рунета становится важным инструментом для распространения информации и влияния на общественные процессы, влияя на современноемедиапространство.Эволюция блогосферыподкрепляет выводы учёных о том, что «генезис русскоязычной блогосферы, особенно его общественно-политического сегмента, развивается в направлении достижения тех позиций, которые сегодня в информационном поле занимают СМИ».Блогосфера и СМИ связаны характерными особенностями. Например, М. М. Панюшева пишет о том, что «блогосфера сегодня – это самостоятельное уникальное средство массовой коммуникации, на данном этапе развития тесно связанное с традиционными СМИ». Как автор указывает «…эффект блогосферы, чрезвычайно полезен для журналистов, поскольку блоги распространяют важную информацию, не вошедшую в редакционные статьи, но дополняющую их, рассказывают подробности, описывают те же события, о которых пишут для СМИ, избегая цензуры и условностей редакции».Изучаяблогосферу, Д. Е. Колезеввыделяет несколько ключевых направлений, которые являются основой для развития (продвижения)блог-контента:– непосредственная связь с реальными (потенциальными) читателями;- коллегиальные отношения; – постоянный личностный рост;– возможность саморекламы и самораскрутки;– реакция на цензуру и редакционную политику;– раскрытие все тонкостей журналистской деятельности; – исследовательский хаб;– активный мониторинг. Солидарна с ним Е. М. Пак, она акцентирует внимание на информационной релевантности блогосферы для «перераспределения информации среди широких слоев общества».Выбор журналистов блогерской стези вполне осознан и, как правило, обуславливается следующими обстоятельствами:1.возможность эмоционально и творчески наполнить выпуск;2. высокий уровень травматизма, которая наполняет специфический материал военкоров и, который с точки зрения толерантности, нельзя демонстрировать на широкую публику;3. возможность наполнять свой журналистский опыт новыми фактами, знаниями и т.д. 4. возможность апробации тезисов, составляющих логико-смысловую структуру «официальной» публикации, которая позволяет не только проверить выявленные гипотезы и идеи на прочность, но и подкорректировать недочеты на ранних этапах формирования медиа-текста.Последние несколько лет появилось много журналистов-блогеров, деятельность которых выходит на топовые позиции в рейтинге зрительских симпатий. Журналисты делятся своими наработанными репортажами с «горячих» мест боевых действий, либо прогнозируют исход события. Одна из основных отличий блогосферы от печатных СМИ – сильная экспрессивность, где-то даже с элементами драматизма. Помимо этого, ещё одним характерным отличием является более развёрнутая субъективная аргументация автора,сприсущей ей лексическим наполнением.Одним из таких ярких журналистов является репортёр,корреспондент газеты «Комсомольская правда» - Александр Коц. В настоящее время - специальный корреспондент отдела политики, занимается военной журналистикой, освещением природных катаклизмов и чрезвычайных ситуаций.9 мая 2004 года, когда вследствие Грозненского терактабыл застреленпрезидент Чеченской республики Ахмат Кадыров, Александр Коц был контужен. Эта трагическая дата стала поворотным моментом в его жизни и карьере. Через несколько месяцев, 3 сентября, Коц оказался в эпицентре ещё одной катастрофы - захвата школы в Беслане, где террористы удерживали детей и учителей в заложниках. Вместе с отважными сотрудниками российских спецслужб он принимал участие в сложной и опасной операции по эвакуации детей. Всё происходящее вокруг напоминало тяжелый сон, где время останавливается, а каждый вздох может оказаться последним. Но профессионализм и стойкость Коцa не позволяли ему сдаваться...Профессиональная деятельность Александра многообразна:Чечня; события в Цхинвале; Украина; «горячий» материал из Сирии; штурмовые события Мосула и многое другое.В 2019 году журналистосвещал попытку государственного в Венесуэле. Отличительная профессиональная характерная особенность Александр Коца то, что журналист преподносит своему зрителю информацию о политике и войне максимально иронично, сохраняя при этом патриотизм.Превью материала (либо или его полное содержание) должно быть «кричащим», ярким. Внедрение яркого образа (картинки) стимулирует интерес глубокого читательского(зрительского) интереса к репортажу (публикации). Выразительно-интригующий заголовок, который предшествует репортажу (публикации) - словно маяк, притягивающий взгляды и эмоции, а электронная ссылка станет мостом к более глубокому погружению в тему. Изложенный выше материал даёт право утверждать, что активность и , где-то даже дотошность является неотъемлемой частью работы профессиональных военных репортеров в контексте их основной деятельности. Журналисты, осознавая изменяющийся ландшафт информации, эксплуатируют все доступные технические ресурсы; а также возможности общения в сетевых дневниках. Каждая публикация, каждый пост перекликаются с личным опытом и взглядами репортера, создавая уникальный образ, который глубоко осмысляет и освещает актуальные события. При таком подходе, деятельность журналиста в цифровом пространстве превращается в динамичную симфонию, где каждый звук - это отклик на вызовы времени, в которых они стремятся найти и передать истину.ЗаключениеВоенно-политическая пропаганда имеет первостепенное значение в идеологической войне. Любые военные конфликты базируются на информационно-идеологических войнах, которые распространяются благодаря ведомственным СМИ.В компетенции СМИ: освещение, локализация и предотвращение конфликтов международного характера.Проблема роли СМИ в войнах и вооруженных конфликтах остается животрепещущей на протяжении многих годов, вызывая споры о правильности освещения военных столкновений. Восприятие конфликта обществом и скорость его политического урегулирования во многом зависят от угла зрения, с которого отражаются события. Военная журналистика той эпохи выделяется тем, что освещением боевых действий занимались так называемые журналисты-комбатанты. Эти смелые репортеры находились на передовой, сочетая функции журналиста с военными обязанностями, действуя в соответствии с идеологическими указаниями высшего командования и партийных властей. Тем не менее, вклад военных журналистов в формирование и развитие исторического познания о военных действиях нельзя недооценивать. Их рассказываемые истории и уникальные перспективы оставили незабываемый след в хрониках, внося значимый вклад в наше понимание человеческой судьбы в моменты величайших испытаний.Целью исследования было изучение принципов работы журналиста в «горячих точках».Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:- было рассмотрено понятие «горячая точка» с точки зрения особых условий работы военного журналиста;- изучены функции и аспекты работы журналистов в «горячих точках»;- были охарактеризованы особенности сбора и подготовки информационно-аналитических материалов в зоне военных действий;- были охарактеризованы особенности медиа-вещания и особенности подачи информации с «горячих точек»: жанр программы, формат, структура, выход в эфир и т.д.Исходя из решенных в данном исследовании задач, можно считать, что поставленная цель была достигнута..
1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения: 11.04.2022).
2. О внесении изменений в Закон «О средствах массовой информации»: Федеральный Закон. Ст. 47. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201812280029 (дата обращения: 11.04.2022).
3. Об утверждении Правил выплаты единовременной компенсации при причинении вреда жизни или здоровью сотрудника редакции в процессе выполнения им поручения редакции в особых условиях: постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2019 г. № 1195 // Российская газета. 2019. 23 сентября.
4. Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, 18 октября 1907 г. (IV ГК(П)). Ст. 13.
5. Протокол I принят на дипломатической конференции в Женеве 8 июня 1977 года / Официальный сайт МККК // URL: https://www.icrc.org/ru/doc/assets/files/2013/ap_i_rus.pdf (дата обращения: 11.09.2024).
6. Модельное наставление по международному гуманитарному праву для Содружества Независимых Государств. Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, МККК, 2018, с. 7.
7. Авакова, Екатерина Как в России создавалась военная журналистика / Екатерина Авакова. — Текст : электронный // Журналист : [сайт]. — URL: https://jrnlst.ru/2022/12/15/836/ (дата обращения: 18.09.2024).
8. Александр Коц. — Текст : электронный // Википедия : [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 18.09.2024).
9. Амиров, В. М. Основные задачи анализа в журналистике вооружённых конфликтов / В. М. Амиров. - Текст : непосредственный // Журналистика и массовые коммуникации. - № . - С. 27-32.
10. Блог Александра Коца. URL: https://bit.ly/2IgFmKu (дата обращения: 16.09.2024).
11. Блог Александра Коца. URL: https://bit.ly/2X5tfTW (дата обращения: 16.09.2024).
12. Боцман Е.С. Актуальные проблемы защиты прав журналистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность во время вооруженных конфликтов // Теоретические и практические аспекты развития современной науки, материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск, 2017. С. 138-144.
13. Военный корреспондент. — Текст : электронный // Навигатор : [сайт]. — URL: https://akvobr.ru/new/edu/profession/voennyj_zhurnalist_240 (дата обращения: 18.09.2024).
14. Гаспарян Э.Г. Проблема правовой защиты журналиста в зоне вооруженного конфликта // Студенческий электронный журнал «Стриж». Волгоград, 2018. С. 87-89.
15. Горбачева Т.В. Работа тележурналиста в условиях военного конфликта: правовые аспекты // Идеи и новации. Реутов, 2017. С. 157-172.
16. Иванов А.А., Кудрявцев А.М., Смирнов А.А. Анализ и оценка военно-политической обстановки в информационно-аналитической работе. СПб.: ВАС, 2019. 416 с.
17. Козлов А. В. Периодическая печать Вооруженных Сил России в 1992–2000 гг.: историческое исследование: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. М., 2004. 24 с.
18. Колезев Д. Е. Журналистика и блоггинг: взаимодействие и взаимовлияние // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, 2010. № 1. С. 31–40.
19. Коц А. И. Успеть в номер: сборник репортажей специального корреспондента «Комсомолки». — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2009. — 217 с.
20. Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях: моногр. М.: МИФИ, 2003. 388 с.
21. Манойло А.В. Современные политические конфликты: право на вмешательство // Полис. Политические исследования. 2017. № 6. С. 178–188.
22. Международный Комитет Красного Креста / Официальный сайт МККК // URL: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/interview/protection-journalistsinterview-270710.htm (дата обращения: 16.09.2024).
23. Пак Е. М. Блоги в системе творческой деятельности журналиста // Вестник СПбГУ. Сер. 9, 2011. Вып. 2. С. 283–291.
24. Панюшева М. М. Блогосфера: традиционные СМИ vs нетрадиционные // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 2010. № 4. С. 111–119.
25. Попов А. А. Блогинг как форма профессиональной журналистской коммуникации: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. Тверь, 2013. 176 с.
26. Ушанов П. В. Русскоязычная блогосфера в национальной системе СМИ // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика, 2015. № 1. С. 143–149.
27. Хассон Х.Д., Мартыненко Е.В. Средства и методы защиты журналистов в международном гуманитарном праве // Legal concept. Волгоград, 2017. С. 172-180.
28. Dillon, Martin. 25 Years of Terror: The IRA's war against the British. - Bantam Books, 1996. — P. 125. — ISBN 0-553-40773-2.
29. James Press Freedom: Safety of Journalists and Impunity|. Конференция ЮНЕСКО по вопросам свободы прессы, безопасности журналистов и борьбы с безнаказанностью, Medellín, Colombia, 2007 / James, Barry. — : , CI.2007/WS/14. — 87 c.
30. Holmes O.W. Bread and the Newspaper // The Atlantic Monthly, No.8 (September), 1861, pp. 346–352.