Особенности планирования и финансирования расходов бюджетов в составе национальных проектов.
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 28.10.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты планирования и финансирования расходов бюджетов в составе национальных проектов 6
1.1 Национальный проект: социально - экономическая сущность и правовой аспект 6
1.2 Нормативно-правовые основы государственного финансового контроля за расходами на реализацию национальных проектов 11
1.3 Осуществление планирования и финансирования расходов бюджетов в составе национальных проектов 14
Глава 2. Анализ планирования и финансирования расходов бюджетов в составе национальных проектов 18
2.1. Общая характеристика и анализ действующей практики финансирования национального проекта «Демография» 18
2.2. Внутренний государственный финансовый контроль за расходами на реализацию национального проекта «Демография» 24
Глава 3. Совершенствование планирования и финансирования расходов бюджетов в составе национальных проектов 28
3.1. Предложения по повышению эффективности планирования и финансирования расходов бюджетов в составе национальных проектов 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Только в условиях широкого общественного контроля можно гарантировать эффективное и ответственное выполнение нацпроектов в интересах граждан.Глава 3. Совершенствование планирования и финансирования расходов бюджетов в составе национальных проектов3.1. Предложения по повышению эффективности планирования и финансирования расходов бюджетов в составе национальных проектовДля обеспечения эффективности и целевого использования денежных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов, требуется улучшение системы государственного финансового контроля. Это необходимо для предотвращения неправомерного использования средств и повышения качества разработки нацпроектов. Особую значимость для социально-экономического развития страны имеют национальные проекты, поэтому важно совершенствовать внутренний государственный финансовый контроль. Улучшение отдельных аспектов реализации нацпроектов напрямую влияет на качество государственного финансового контроля за расходами на их выполнение.Для эффективного выполнения национальных проектов требуется улучшить способы управления рисками и оценки их воздействия. Существующие нормативно-методические документы не содержат перечня рисков, специфичных для национальных проектов, и не предоставляют систему управления этими рисками. Поэтому предлагается внедрить раздел по управлению рисками в рамках национальных проектов, что способствует более точной оценке их результативности.Отсутствие ясности в законодательном обеспечении приводит к недостаточной эффективности контроля за государственными финансами при реализации национальных проектов. Это также мешает достижению стратегических целей и прорывному развитию. Национальные проекты не имеют четкого определения в законодательстве, а паспорта национальных проектов не связаны со стратегическими документами. Бюджетный кодекс не устанавливает правил для финансирования национальных проектов.Нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации и методические рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию играют ключевую роль в организации работы над нацпроектами и федеральными проектами. Важно отметить, что возникают противоречия между указанными документами в отношении функций субъектов Российской Федерации, таких как региональные проектные офисы и руководители региональных проектов, при выполнении региональных проектов и подготовке отчетов о них.Требование для региональных проектных офисов отправки информации о ходе выполнения региональных проектов руководителям федеральных проектов прописано в пункте 62 Постановления Правительства Российской Федерации №1288. В то же время, в соответствии с типовой формой соглашения о реализации регионального проекта, утвержденной Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, личную ответственность за составление, утверждение и представление отчетов о региональных проектах перед руководителями федеральных проектов несут руководители региональных проектов.В рамках планирования выполнения федеральных проектов предусмотрено выполнение широкого спектра мероприятий по нормативному регулированию, включая утверждение правил распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектам РФ, заключение соглашений о предоставлении трансфертов, методическое обеспечение и регулирование актами Правительства и ведомственными документами.Многие документы, подвергнутые анализу, требуют дополнительной проработки, что подтверждает несовершенство процесса. Финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» не имеет четко определенной методики распределения резерва иных межбюджетных трансфертов. Федеральные методики расчета региональных проектов в рамках национального проекта «Цифровая экономика» имеют формальный характер и не содержат конкретных разъяснений по расчету целевых показателей, что затрудняет их понимание и применение.Отсутствие должного взаимодействия между федеральными и региональными органами власти, включая этап формирования национальных и федеральных проектов, является одной из причин неудачной реализации национальных проектов и невыполнения плановых показателей. Это приводит к установлению целевых показателей в регионах России без учета их реальных возможностей из-за отсутствия прозрачной и приемлемой для них методики декомпозиции целевых показателей. Кроме того, нормативно-правовая база, регулирующая деятельность по созданию систем долгосрочного ухода за пожилыми гражданами и инвалидами с привлечением патронажных служб и поддержку семейного ухода, не разработана.Постановлением Правительства Российской Федерации №1288 установлено, что мониторинг выполнения национальных проектов должен включать в себя информацию об опасностях, связанных с реализацией как национальных, так и федеральных проектов. На данный момент отсутствуют четкие инструкции относительно определения понятия "опасности" в контексте достижения целей проектов и создания системы управления этими опасностями. В докладах о выполнении проектов часто упоминаются уже произошедшие негативные события, такие как нарушение сроков выполнения мероприятий, недостижение поставленных целей или показателей.В ходе анализа выявлены недочеты в методологии установления показателей для реализации национальных (федеральных) проектов среди регионов. Эти недочеты включают в себя ситуации, когда показатели устанавливаются для региона без участия соответствующего федерального органа исполнительной власти, а также отсутствие доступа субъектов к расчетным показателям. Кроме того, рекомендации федеральных органов исполнительной власти, предложенные в методических документах, зачастую не оказывают влияния на достижение целей региональных и федеральных проектов. Это, в свою очередь, приводит к несостоятельности этих проектов и неспособности достижения целей национальных проектов.Избегая учета региональных особенностей и мероприятий, проводимых субъектами в рамках нацпроектов, аналитическое формирование показателей может привести к искажению результатов, их завышению за пределы возможностей регионов. Единицы измерения одинаковых показателей могут быть несопоставимыми. Однако основной недостаток в данной ситуации – отсутствие разнообразных инструментов контроля, таких как документальные проверки или проверки на местах, что сильно ограничивает эффективность государственного финансового контроля, ограничивая его исключительно сравнительным анализом плановых и фактических показателей.Отсутствие единого информационного пространства является серьезным препятствием. Для улучшения контроля и выявления нарушений необходимо автоматизировать процессы. Рекомендуется цифровизировать всю проектную деятельность, объединив стратегическое и бюджетное планирование с государственным финансовым контролем на отдельном информационном ресурсе. Этот ресурс позволит собирать данные о проектах в реальном времени, что упростит и усовершенствует все процессы и процедуры.На данный момент информационные технологии и системы играют важную роль в анализе выполнения национальных проектов и выявлении проблем для их эффективного управления. Создание системы контроля удаленного доступа способствует совместному управлению работой контрольных органов. Синхронизация всех данных в режиме онлайн имеет большое значение. Однако, существующие информационные системы, включая ГИИС «Электронный бюджет», не обеспечивают эффективного контроля за нацпроектами из-за их недостаточной интеграции, ручной обработки операций, отсутствия сводной информации и проверки данных.Отсутствие возможности согласования документов и информации с заинтересованными лицами в региональных проектах является серьезной проблемой. Например, отчеты о ходе реализации регионального проекта не проходят этап согласования с финансовым органом субъекта. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти используют ведомственные информационные ресурсы для накопления данных о государственных проектах. Разнообразие форм представления информации в этих ресурсах создает избыточную нагрузку на региональные органы власти, требуя увеличения числа сотрудников.Для эффективного контроля за выполнением нацпроектов в электронном формате необходимо рассмотреть возможность изменения законодательства в части стратегического планирования в Российской Федерации. Также важно улучшить координацию национальных проектов и государственных программ, введя понятия «национальный проект» и «региональный проект» и связав паспорта национальных проектов с «Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». В связи с острой нехваткой квалифицированных кадров в регионах и муниципальных образованиях, готовых заниматься качественным контролем за реализацией нацпроектов, необходимо принять соответствующие меры.Предложения о совершенствовании законодательства в Российской Федерации, включая изменения в Бюджетный кодекс, требуют закрепления норм, касающихся реализации национальных проектов и осуществления государственного финансового контроля. Также необходимо создать универсальный информационный портал для централизации данных, необходимых для финансового контроля и мониторинга прогресса нацпроектов.Для сокращения сроков рассмотрения обращений службой технической поддержки и уменьшения технических сбоев и ошибок требуется провести отладку работы ГИИС «Электронный бюджет».ЗАКЛЮЧЕНИЕЭффективная реализация национальных проектов напрямую воздействует на социально-экономическое развитие страны, что было выявлено в ходе проведенного исследования. Государственный финансовый контроль над расходами на национальные проекты играет ключевую роль в достижении устойчивого развития и национальных целей. Разработка новых схем и механизмов финансирования проектов является одной из критических задач, требующих оптимального сочетания различных условий и источников финансирования для привлечения значительных ресурсов в целях улучшения качества социально-экономического развития.Совершенствование государственного финансового контроля за расходами на реализацию национальных проектов важно для достижения целей государства. Модернизация системы и ее нормативно-правовой базы играет ключевую роль в этом процессе. Согласно анализу, главная цель национальных проектов заключается в определении целей деятельности государства для решения фундаментальных задач Российской Федерации и способов их достижения. Эти проекты эффективно реализуют политику в социально-экономической сфере и способствуют достижению национальных целей государства.Прежде всего, необходимо отметить, что улучшение качества государственного финансового контроля за расходами может привести к повышению эффективности реализации проектов. Также стоит выделить, что проектная деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов, является основой для достижения общей цели реализации национальных проектов - комплексной реструктуризации экономической и социальной сферы Российской Федерации, решения значимых отраслевых проблем и создания условий для планомерного развития страны.Для достижения запланированных расходов на национальные проекты необходимо обеспечить прозрачность в отчетности о расходовании средств, а также о процедурах получения государственных средств. Создана система мониторинга для контроля за реализацией национальных проектов, что способствует достижению государственных целей. Осуществление внутреннего государственного финансового контроля за расходами на проект «Демография» позволило выявить недостатки в системе контроля и мониторинга финансового обеспечения проектов. Повышение уровня контроля и мониторинга финансовых затрат на проекты является необходимым условием для успешной реализации национальных программ.В Федеральном законе от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» не упоминается понятие "национальный проект". Паспорта национальных проектов не связаны с утвержденными стратегиями в этом законе. Есть проблема несогласованности нормативных актов, регулирующих проектную деятельность, особенно в отношении роли участников проектов из регионов (региональные проектные офисы и руководители региональных проектов) при реализации региональных проектов и подготовке отчетов.На этапе формирования национальных и федеральных проектов, слабая координация между федеральными и региональными органами власти приводит к установлению целевых показателей в регионах без учета их реальных возможностей. Отсутствие прозрачной и приемлемой методики декомпозиции значений целевых показателей только ухудшает ситуацию. Мониторинг реализации национальных проектов, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации №1288, должен включать информацию о рисках. Однако отсутствуют четкие методические указания о том, что считать рисками в процессе достижения целей проектов и как необходимо управлять ими.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024) // "Российская газета", N 153-154, 12.08.1998.Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 03.08.2023) "О Федеральном казначействе" // "Собрание законодательства РФ", 06.12.2004, N 49, ст. 4908.Приказ Минфина России от 24.12.2021 N 225н "Об утверждении Порядка формирования информации и документов, включаемых в реестр независимых гарантий, в том числе с применением справочников, реестров и классификаторов, используемых в информационных системах в сфере управления государственными и муниципальными финансами" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66726) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.12.2021.Приказ Минфина России от 15.06.2021 N 84н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Государственная (муниципальная) казна" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2021 N 64264) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 15.07.2021.Постановление Правительства РФ от 06.02.2020 N 95 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" // "Собрание законодательства РФ", 10.02.2020, N 6, ст. 699Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 175 c.Аврамчикова Н. Т., Ерыгина Л. В. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Юрайт, 2024. — 143 c.Алехин Б. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 185 c.Алехин Б. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2023. — 190 c.Берзон Н. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 138 c.Боряева Т. Ф. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Лань, 2023. — 208 c.Валиева Е.Н. Государственные (муниципальные) финансы / Е.Н. Валиева, А.Г. Лукин. — М.: Русайнс, 2016. — 288 c.Вовченко Н. Г., Костоглодова Е. Д. Государственные финансы США. Учебник. — М.: Мини Тайп, 2016. — 280 c.Вовченко Н.Г. Государственные финансы США / Н.Г. Вовченко, Е.Д. Костоглодова. — Рн/Д: Мини Тайп, 2016. — 280 c.Государственные финансы / под ред. Н. И. Берзона. — М.: Юрайт, 2023. — 144 c.Игонина Л. Л., Чулков А. С. Управление региональными и муниципальными финансами. — М.: Юрайт, 2023. — 135 c.Кудрин А.Л. Государственные финансы Ренессанса: Карафа — Ортис — Боден: Учебное пособие / А.Л. Кудрин, М.П. Афанасьев. — М.: Магистр, 2018. — 32 c.Кузнецова Е. К., Хаиров Б. Г. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. — М.: Прометей, 2018. — 108 c.Мишуткин И. В., Землин А. И., Землина О. М. Финансово-правовые основы государственного и муниципального управления. — М.: Юрайт, 2023. — 195 c.Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Инфра-М, 2019. — 446 c.Подъяблонская Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Л.И. Подъяблонская. — М.: Юнити, 2014. — 559 c.Попова Н. Ф. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления. — М.: Юрайт, 2023. — 241 c.Ракитина И. С., Березина Н. Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. — М.: Юрайт, 2017. — 333 c.Ракитина И.С. Государственные и муниципальные финансы: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 333 c.Региональные и муниципальные финансы / под ред. Л. Л. Игониной. — М.: Юрайт, 2023. — 582 c.Соловьев И.Н. Государственные финансы: уголовно-правовая защита: Учебное пособие / И.Н. Соловьев. — М.: Проспект, 2016. — 240 c.Солодова С. В. Бухгалтерский учет в организациях государственного сектора. — М.: Юрайт, 2023. — 361 c.Толстой Д. А. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. — М.: Либроком, 2021. — 270 c.Федорова И. Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок. — М.: Юрайт, 2020. — 149 c.Федорова И. Ю., Фрыгин А. В. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок. — М.: Юрайт, 2023. — 236 c.ПРИЛОЖЕНИЯРис. 3. Объем финансового обеспечения национального проекта «Демография» за 2019-2024 гг., млрд рублей
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024) // "Российская газета", N 153-154, 12.08.1998.
2. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 03.08.2023) "О Федеральном казначействе" // "Собрание законодательства РФ", 06.12.2004, N 49, ст. 4908.
3. Приказ Минфина России от 24.12.2021 N 225н "Об утверждении Порядка формирования информации и документов, включаемых в реестр независимых гарантий, в том числе с применением справочников, реестров и классификаторов, используемых в информационных системах в сфере управления государственными и муниципальными финансами" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66726) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.12.2021.
4. Приказ Минфина России от 15.06.2021 N 84н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Государственная (муниципальная) казна" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2021 N 64264) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 15.07.2021.
5. Постановление Правительства РФ от 06.02.2020 N 95 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" // "Собрание законодательства РФ", 10.02.2020, N 6, ст. 699
6. Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 175 c.
7. Аврамчикова Н. Т., Ерыгина Л. В. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Юрайт, 2024. — 143 c.
8. Алехин Б. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 185 c.
9. Алехин Б. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2023. — 190 c.
10. Берзон Н. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 138 c.
11. Боряева Т. Ф. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Лань, 2023. — 208 c.
12. Валиева Е.Н. Государственные (муниципальные) финансы / Е.Н. Валиева, А.Г. Лукин. — М.: Русайнс, 2016. — 288 c.
13. Вовченко Н. Г., Костоглодова Е. Д. Государственные финансы США. Учебник. — М.: Мини Тайп, 2016. — 280 c.
14. Вовченко Н.Г. Государственные финансы США / Н.Г. Вовченко, Е.Д. Костоглодова. — Рн/Д: Мини Тайп, 2016. — 280 c.
15. Государственные финансы / под ред. Н. И. Берзона. — М.: Юрайт, 2023. — 144 c.
16. Игонина Л. Л., Чулков А. С. Управление региональными и муниципальными финансами. — М.: Юрайт, 2023. — 135 c.
17. Кудрин А.Л. Государственные финансы Ренессанса: Карафа — Ортис — Боден: Учебное пособие / А.Л. Кудрин, М.П. Афанасьев. — М.: Магистр, 2018. — 32 c.
18. Кузнецова Е. К., Хаиров Б. Г. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. — М.: Прометей, 2018. — 108 c.
19. Мишуткин И. В., Землин А. И., Землина О. М. Финансово-правовые основы государственного и муниципального управления. — М.: Юрайт, 2023. — 195 c.
20. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Инфра-М, 2019. — 446 c.
21. Подъяблонская Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Л.И. Подъяблонская. — М.: Юнити, 2014. — 559 c.
22. Попова Н. Ф. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления. — М.: Юрайт, 2023. — 241 c.
23. Ракитина И. С., Березина Н. Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. — М.: Юрайт, 2017. — 333 c.
24. Ракитина И.С. Государственные и муниципальные финансы: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 333 c.
25. Региональные и муниципальные финансы / под ред. Л. Л. Игониной. — М.: Юрайт, 2023. — 582 c.
26. Соловьев И.Н. Государственные финансы: уголовно-правовая защита: Учебное пособие / И.Н. Соловьев. — М.: Проспект, 2016. — 240 c.
27. Солодова С. В. Бухгалтерский учет в организациях государственного сектора. — М.: Юрайт, 2023. — 361 c.
28. Толстой Д. А. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. — М.: Либроком, 2021. — 270 c.
29. Федорова И. Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок. — М.: Юрайт, 2020. — 149 c.
30. Федорова И. Ю., Фрыгин А. В. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок. — М.: Юрайт, 2023. — 236 c.