Правовой статус депутатов представительных органов государственной власти в РФ
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 31.01.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Понятие правового статуса депутатов представительных органов государственной власти в РФ в науке конституционного права
2.Правовой статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы
2.1. Депутатский мандат
2.2. Общие требования к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации
2.2.1. Срок полномочий
2.2.2. Права и обязанности депутатов
2.2.3. Неприкосновенность депутатов
3.Особенности правового статуса депутатов представительных органов субъектов РФ
3.1. Источники правового регулирования
3.2. Представительная функция депутата представительного органа субъекта РФ
Заключение
Список использованной литературы
Полномочия депутата, осуществляемые им в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации и направленные на реализацию представительной функции этого органа, должны, кроме прочего, способствовать тому, чтобы представительный орган, состоящий из
нескольких десятков депутатов, работал эффективно, не тратил впустую «высокооплачиваемое налогоплательщиками время, чтобы каждый участник заседания имел возможность внести вклад в решение обсуждаемой проблемы», тем самым способствуя деятельности представительного органа как постоянно действующего органа с широкой представительностью различных интересов при решении им возложенных на него задач.
Вместе с тем, исследуя компетенцию регионального депутата при осуществлении представительной функции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, нельзя обойти вниманием деятельность депутата вне стен законодательного (представительного) органа. Как уже отмечалось выше, безусловно основной формой деятельности депутата является участие его в заседаниях парламента и его рабочих органов. Именно для этого депутата и избирают в парламент. Однако немаловажной, в том числе и для более качественной деятельности депутата в парламенте, является его работа в избирательном округе, особенно при осуществлении представительной функции, так как она направлена на поддержание связи с избирателями.
Законы многих субъектов Российской Федерации ограничиваются наличием одной статьи, посвященной работе депутатов среди избирателей, в которой полномочия депутата перечисляются вскользь, без подробной характеристики содержания, процедуры реализации, в то время как законы о статусе депутатов советского периода всегда содержали главу о деятельности депутата в избирательном округе с широким объемом полномочий.
Как правило, в статьях, регулирующих деятельность депутатов в избирательном округе, речь идет о закреплении общих начал взаимоотношений депутатов с избирателями, находящих воплощение в следующих полномочиях: изучать общественное мнение; осуществлять прием граждан, рассматривать предложения, заявления и жалобы; принимать меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей; информировать избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через СМИ.
Представляется, что все эти полномочия депутата направлены на реализацию представительной функции и вытекают из обязанности депутата поддерживать связь с избирателями, которая предусмотрена в подавляющем большинстве специальных законов субъектов Российской Федерации о статусе депутата. При этом следует отметить, что обязанность поддерживать связь с избирателями своего округа есть не только у депутатов, избранных по одномандатному округу, но и у депутатов, избранных по пропорциональной системе.
Заключение
Исследование привело к следующим основным выводам по работе.
Правовой статус депутата – это правовое положение, определенное нормативных актом, и заключающее в себе: политико – правовую природу депутатского мандата, полномочия, права, обязанности и ответственность депутата, а также особые правовые отношения, связанные с отправлением своих функций публичной власти.
Депутатский мандат определяет принципиальное место депутата в его отношениях с гражданами, их организованными и иными объединениями и, следовательно, приобретение лицом депутатского мандата является основанием возникновения у него и специального конституционно- правового статуса депутата.
Мандат депутата представительного органа публичной власти – элемент правового статуса депутата, характеризующий юридическое отношение представительства, обусловленное фактом уполномочивания депутата избирателями на осуществление суверенной воли народа в представительном органе государственной власти.
Права депутата в самом общем смысле представляют собой меру возможного поведения соответствующего лица как участника общественных отношений народного представительства.
Обязанности депутата - мера должного поведения, закрепленная в нормативно-правовом порядке в соответствии с общественными интересами представительного народовластия.
Права и обязанности депутата это как определенные стандарты поведения, которые государство считает обязательными и целесообразными для нормального функционирования представительной системы, так и основные принципы взаимоотношений между обществом и государством, представителями и представляемыми.
Депутатская неприкосновенность (иммунитет) это совокупность правовых норм, регулирующих особую (исключительную) процедуру привлечения парламентария к ответственности с согласия соответствующей палаты парламента, которая, с одной стороны, позволяет устранить необоснованные обвинения в его адрес, а с другой - препятствует возможности уклониться от ответственности парламентариям, виновным в совершении правонарушений.
Важнейшими нормативными актами правового регулирования статуса депутата представительного органа государственной власти субъекта РФ являются: Конституция РФ, федеральные законы РФ, конституции (уставы) субъектов РФ.
Компетенцией депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации следует понимать объем полномочий депутата, через который раскрываются основные его функции. При этом очевидно и то, что основной функцией депутата, так же как и законодательного (представительного) органа, является представительная функция.
Все указанные полномочия депутатов направлены, в первую очередь, на реализацию представительной функции законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, а уже потом на реализацию законодательной, контрольной функции или функции по формированию органов власти и назначению должностных лиц.
Список использованной литературы
Законы и судебные акты
Конституция РФ – М., 2010
Федеральный закон от 05.08.2000 N 113-ФЗ (ред. от 21.07.2007) "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ 2000. - № 32, ст. 3336
Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 15.08.1996) "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // СЗ РФ1994. - № 2, ст. 74
Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // СЗ РФ 1999, N 42, ст. 5005
Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2002 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ» в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросам Верховного Суда РФ и Законодательного собрания Красноярского края» // Собрание Законодательства РФ. 2002. № 16. Ст. 1601.
Научная литература
Абдукадыров К.А. Понятие статуса депутата // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена 2008 - № 49. С. 11-14
Быков С.В. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ: становление и перспективы развития. // Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. – М., 2007
Васькова Л.Г. Соотношение свободного мандата с институтами обязанностей и ответственности депутата современного парламента (зарубежный опыт). // Российский юридический журнал 2006. - № 3. С. 76
Карасев А.Т. Проблемы понятия и структуры конституционно – правового статуса депутата // Вестник Челябинского государственного университета 2008 - № 2. С. 20-24
Карасев А.Т. Депутатский мандат: конституционно – правовая характеристика // Вестник Калининградского юридического института МВД 2009 - № 2. С. 149-153
Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации – М., 2004.
Романчук, И. С. Институт неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -СПб.,2005.
Скобелева М.П., Соболь И.А. Гарантии депутатской деятельности как элемент конституционно – правового статуса депутата Федерального Собрания РФ // Вестник Санкт – петербургского университета МВД России 2006 - № 3. С. 129-137
Стремоухов А.В., Преснов И.Н. Неприкосновенность депутата государственной Думы // Ленинградский юридический журнал 2005 - № 3. С. 144-156
Баглай М. В.Конституционное право Российской Федерации М.: Норма 2009.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Под ред. Б. А. Страшуна. М., 2007. Т. 2.
Комментарий к Конституции РФ // Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В.Лазарева. – М., 2009
Фадеев В. И., Варлен М. В. Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы: Учебное пособие.- М.: Норма, 2008.
Баглай М. В.Конституционное право Российской Федерации М.: Норма 2009. С. 585
См.: в статье Карасев А.Т. Проблемы понятия и структуры конституционно – правового статуса депутата // Вестник Челябинского государственного университета 2008 - № 2. С. 20
Абдукадыров К.А. Понятие статуса депутата // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена 2008 - № 49. С. 12
Скобелева М.П., Соболь И.А. Гарантии депутатской деятельности как элемент конституционно – правового статуса депутата Федерального Собрания РФ // Вестник Санкт – петербургского университета МВД России 2006 - № 3. С. 129
Там же.
Васькова Л.Г. Соотношение свободного мандата с институтами обязанностей и ответственности депутата современного парламента (зарубежный опыт). // Российский юридический журнал 2006. - № 3. С. 76
Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации – М., 2004. С. 56
Фадеев В. И., Варлен М. В. Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы: Учебное пособие.- М.: Норма, 2008. С.117-118, 191-447.
Констиутция РФ – М., 2010
Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2002 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ» в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросам Верховного Суда РФ и Законодательного собрания Красноярского края» // Собрание Законодательства РФ. 2002. № 16. Ст. 1601.
Карасев А.Т. Депутатский мандат: конституционно – правовая характеристика // Вестник Калининградского юридического института МВД 2009 - № 2. С. 151
СЗ РФ 2000. - № 32, ст. 3336
Баглай М. В.Конституционное право Российской Федерации М.: Норма 2009. С. 589
Скобелева М.П., Соболь И.А. Гарантии депутатской деятельности как элемент конституционно – правового статуса депутата Федерального Собрания РФ // Вестник Санкт – петербургского университета МВД России 2006 - № 3. С. 132
Романчук, И. С. Институт неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -СПб.,2005. С. 6
Стремоухов А.В., Преснов И.Н. Неприкосновенность депутата государственной Думы // Ленинградский юридический журнал 2005 - № 3. С. 146
Конституция РФ – М., 2010. С. 14
СЗ РФ 1999, N 42, ст. 5005,
Нудненко Л. А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации. СПб., 2004. С. 162.
Нудненко Л. А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации. СПб., 2004. С. 163
Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Под ред. Б. А. Страшуна. М., 2007. Т. 2. С. 174.
28
2.Федеральный закон от 05.08.2000 N 113-ФЗ (ред. от 21.07.2007) "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ 2000. - № 32, ст. 3336
3.Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 15.08.1996) "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // СЗ РФ1994. - № 2, ст. 74
4.Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // СЗ РФ 1999, N 42, ст. 5005
5.Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2002 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ» в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросам Верховного Суда РФ и Законодательного собрания Красноярского края» // Собрание Законодательства РФ. 2002. № 16. Ст. 1601.
Научная литература
6.Абдукадыров К.А. Понятие статуса депутата // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена 2008 - № 49. С. 11-14
7.Быков С.В. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ: становление и перспективы развития. // Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. – М., 2007
8.Васькова Л.Г. Соотношение свободного мандата с институтами обязанностей и ответственности депутата современного парламента (зарубежный опыт). // Российский юридический журнал 2006. - № 3. С. 76
9.Карасев А.Т. Проблемы понятия и структуры конституционно – правового статуса депутата // Вестник Челябинского государственного университета 2008 - № 2. С. 20-24
10.Карасев А.Т. Депутатский мандат: конституционно – правовая характеристика // Вестник Калининградского юридического института МВД 2009 - № 2. С. 149-153
11.Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации – М., 2004.
12.Романчук, И. С. Институт неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -СПб.,2005.
13.Скобелева М.П., Соболь И.А. Гарантии депутатской деятельности как элемент конституционно – правового статуса депутата Федерального Собрания РФ // Вестник Санкт – петербургского университета МВД России 2006 - № 3. С. 129-137
14.Стремоухов А.В., Преснов И.Н. Неприкосновенность депутата государственной Думы // Ленинградский юридический журнал 2005 - № 3. С. 144-156
15.Баглай М. В.Конституционное право Российской Федерации М.: Норма 2009.
16.Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Под ред. Б. А. Страшуна. М., 2007. Т. 2.
17.Комментарий к Конституции РФ // Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В.Лазарева. – М., 2009
18.Фадеев В. И., Варлен М. В. Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы: Учебное пособие.- М.: Норма, 2008.
Вопрос-ответ:
Какой статус имеют депутаты представительных органов государственной власти в РФ?
Депутаты представительных органов государственной власти в РФ имеют определённый правовой статус, который определяется законами и Конституцией Российской Федерации.
Какие требования предъявляются к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации?
Депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации выбирают на основе всеобщего равного и прямого выборного права при тайном голосовании. Также требуется обладать активным избирательным правом и иметь определенный возрастной ценз. Депутатами может быть избран гражданин РФ не моложе 21 года, а членами Совета Федерации - не моложе 30 лет.
Каковы права и обязанности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации?
Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации имеют ряд прав, включая право участия в работе законодательных органов, право инициативы в законодательной деятельности, право на информацию и др. Относительно обязанностей, депутаты обязаны исполнять свои полномочия, участвовать в работе законодательного процесса, отчитываться перед избирателями и др.
Что такое неприкосновенность депутатов?
Неприкосновенность депутатов означает юридическую защиту от ареста, обыска, задержания и других преследований без согласия соответствующего органа. Она обеспечивает возможность свободного выражения мнения и работы депутата, чтобы он мог отстаивать интересы своих избирателей.
Какой срок полномочий у депутатов?
Срок полномочий депутатов Государственной Думы составляет 5 лет, а членов Совета Федерации - 4 года. После этого необходимо проводить новые выборы.
Что такое правовой статус депутатов представительных органов государственной власти в РФ?
Правовой статус депутатов представительных органов государственной власти в РФ означает совокупность прав и обязанностей, которыми они обладают в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Какой правовой статус имеют члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы?
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы имеют особый правовой статус, который определен Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Какие требования предъявляются к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации?
Депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации должны удовлетворять общие требования, такие как гражданство Российской Федерации, достижение определенного возраста и т.д.
Каковы права и обязанности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации?
Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации имеют ряд прав, таких как участие в принятии законов, защита интересов своих избирателей и т.д. Также они несут определенные обязанности, такие как представление интересов избирателей и участие в работе соответствующих комитетов и комиссий.