Программа деятельности эксперта

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 21 21 страница
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 08.02.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Теоретико-методологический анализ экспертной деятельности
1.1. Предмет педагогической экспертизы
1.2. Методологический подход к проведению экспертизы
1.3. Критерии профессиональной компетентности эксперта
2. Проектирование программы деятельности эксперта
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, результаты экспериментального исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и правильность теоретических и методологических позиций, достаточную валидность и надежность методов и инструмента для диагностики.
Таблица 2. Динамика профессиональных установок педагогов
Группа Входная диагностика Выходная диагностика Д Э П В Д Э П В 1. Учителя начальных классов 31.0 21.0 28.0 17.2 35.6 19.3 29.8 13.8 2. Учителя-предметники 30.3 23.3 27.7 18.6 30.1 17.8 28.9 23.1 3. Аттестуемые учителя 31.7 26.9 25.9 15.4 32.7 25.5 25.5 16.3 Таблица 3. Динамика самоэкспертизы и внутренней экспертизы профессиональной компетентности учителя в процессе обучения
Уровни
ПК До обучения После обучения S1 S1 S2 S2 S3 S3 S1 S1 S2 S2 S3 S3 VII 5 8 1 2 4 6 6 5 5 4 5 4 VI 10 13 5 20 7 14 12 10 10 15 11 13 V 45 21 15 40 29 31 55 55 46 46 50 50 IV 40 58 79 38 60 49 27 30 39 35 34 33

S1 - функциональный аспект обучающей деятельности
S2 - результативно-личностный показатель обучающей деятельности
S3 - комплексный показатель обучающей деятельности педагогов
IV, V, VI, VII – средний, выше среднего, высокий, очень высокий уровни обучающей деятельности учителя.
S 1, 2, 3 – внутренняя экспертиза
S 1, 2, 3 – самоэкспертиза.
В успешном проведении экспертизы существенную роль сыграла специальная подготовка ее субъектов. В содержание подготовки входят как общие направления, так и особенные в зависимости от типа экспертизы (таблица 5).
Таблица 4 Итоги диагностики эффективности педагогической экспертизы как фактора повышения квалификации учителя
Итоговая анкета «Эффект» Итоговая анкета «Впечатление» Опросник «Цели школьного образования» (вход и выход) Опросник «Сравнение мотивировок» (вход и выход) Анкета «Мотивы обучения» (вход и выход Начало и конец обучения До и после экспертизы 1. Понимание необходимости и значимости ПЭ
88.0% 1. Единичная согласованность оценок по функциональному аспекту
89.0% 1. Интеллектуальное развитие учащихся
52.0% 62.0% 1. Авторитарная
22 б. 14 б. 1 .Социально-позиционного
62.0% 36.0% 2. Безусловное принятие субъектов ПЭ
78.0% 2. Единичная согласованность оценок по результативно-личностному аспекту
80.0% 2. Овладение культурой, образовательными умениями
50.0% 54.0% 2. Конформная
20 б. 13 б. 2.Щирокие познавательные
60.0% 60.0% 3. Безоценочное отношение к процедуре ПЭ
80.0% З.Согласованность оценок по функциональному аспекту
79.0% 3. Эмоциональное и физическое здоровье
48.0%54.0% 3. Бюрократическая
16 б. 10 б. 3. Узколичностные
51.0% 38.0% 4. Эмоциональный комфорт при ПЭ
72.0% 4. Согласованность оценок по результативно-личностному аспекту
54.0% 4. Нравственно-эстетические убеждения
45.0% 50.0% 4. Познавательная
14 б. 15 б. 4. Мотивы профессионального самоопределения
39.0% 43.0% 5. Потребность в позитивном преобразовании деятельности
83.0% 5. Полная согласованность оценок
77.0% 5. Подготовка к жизни и труду
43.0% 49.0% 5. Гуманистическая
10 б. 20 б. 5. Мотивы самообразования
30.0% 51.0% Принятие ПЭ
Э – 72.0%
МЭ- 11.0%
НЭ- 17.0% Уровень согласованности результатов внешней ПЭ и самоэкспертизы:
Э - 31.0%
МЭ – 46.0%
НЭ – 23.0% 6. Гуманистические ценности
40.0% 60.0% 6. Эгоистическая
7 б. 12 б. Таблица 5. Основные направления подготовки субъектов педагогической экспертизы
Учитель Руководитель Основные направления подготовки О
Б
Щ
Е
Е 1. Требования к личности эксперта и психологические условия эффективности педагогической экспертизы. 2. Теоретические и практические аспекты педагогической экспертизы. 3. Комплексная диагностика как основа педагогической экспертизы. 4. Психологические и результативные критерии качества педагогического процесса. 5. Методология комплексного и системного подхода к анализу педагогических явлений 6. Интегративные основы педагогического мастерства учителя. О
С
Н
О
В
Н
Н
О
Е 1. Технология самодиагностики профессионально-личностных качеств и стиля педагогического общения 1. Педагогическая экспертиза как функция управления. 2. Технология самодиагностики профессиональной компетентности в предметной области. 2.Организация социально-педагогического мониторинга в школе. 3. Технология самоанализа уровня обучающей деятельности педагога. 3. Методология стандартизации образования. 4. Технология педагогической рефлексии индивидуального стиля педагогической деятельности. 4. Технология внутришкольной аттестации педагогических кадров. 5. Организационные психолого-педагогические условия и технология внутренней экспертизы.
Заключение
Экспериментальное исследование, проведенное на базе ОУ, показало, что педагогическая экспертиза дает положительные результаты. Они отражаются в позитивной динамике профессиональных установок, ценностных ориентаций, уровне обучающей и экспортирующей деятельности, их мотивов, отношении к обучению.
В итоге исследования «Программа деятельности эксперта» достигнуты следующие результаты:
1. Дано теоретическое обоснование педагогической экспертизы как социально-педагогического феномена и фактора совершенствования профессиональной компетентности учителя.
2. Разработана программа деятельности эксперта, основанная на уважении к личности учителя и признании его субъектом педагогической деятельности, становится существенным элементом повышения квалификации педагога, поднимая уровень его профессиональной компетентности и личностной значимости.
3. Выявлены психологические механизмы влияния педагогической экспертизы на повышение квалификации учителя.
4. Структурированы процесс и процедура педагогической экспертизы.













Список использованных источников
Антонова, Т.А. Проведение внутренней экспертизы качества школьной образовательной среды//Управление качеством образования.- 2007.-№4.-С.61-72.
Астафьева, Н., Горелова, Ю., Милохина, Л. Внешняя оценка деятельности образовательных учреждений: новые управленческие подходы к аккредитации и лицензированию//Народное образование.- 2008.-№4.-С.105-109.
Беспалько, В.П. Педагогический анализ некоторых популярных тестовых систем//Школьные технологии.-2006.-№3.-С. 126-140.
Валеев, Г.Х. Экспертиза научных исследований в сфере социогуманитарного знания //Педагогика.-2006.-№5.-С.23-29.
Ефремов, К. Психологические аспекты экспертизы образовательных программ//Педагогическая диагностика.-2008.-№1.-С.6-15.
Захир Ю., Полянская С., Дубинина О. Внешняя экспертиза деятельности школы как средство управления качеством образования// Педагогическая диагностика.-2008.-№3.-С.127-130.
Иванов, Д.А. Экспертиза в образовании: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Д.А. Иванов. - М.: Академия, 2008.-329с.
Кирпичников, М.П. Экспертиза должна быть независима: Интервью с академиком РАН, председателем ВАК //Соискатель-педагог.-2008.-№1.-С.5-12.
Кучер, С. Идеальный эксперт в образовании //Народное образование.-2008.-№5.-С.102-107.
Кучер, С.Н. Основные подходы к экспертизе в образовании //Педдиагностика.-2007.-№2.-С.50-57.
Краткий словарь руководителя образовательного учреждения/ авт.-сост. чл.-корр. АПСН В.А. Мижериков; гл. ред. спец.-корр. госдумы РФ Ю.И. Глазков //Биб-ка журнала «Вестник образования России».-2008.-№9.-С.75-76.
Лысакова, И.В. Общественная экспертиза как форма оценки результатов опытно-экспериментальной работы и инновационной деятельности: [Опыт Научно-методического центра Центрального округа Санкт-Петербурга по организации и проведению общественной экспертизы как формы оценки качества результатов опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений района с учетом интересов и требований сторон] //Управление качеством образования.- 2008.-№3.-С.36-44.
Новикова, Т. Экспертиза инноваций в образовании. Подготовка экспертов гражданских институтов//Народное образование.-2006.-№4.-С.104-109.
Педагогическая экспертиза школы. Пособие для методистов, завучей и директоров школ/ авт.-сост.: В.А. Бухвалов, Я.Г. Плинер; гл. ред. В.М. Лизинский.- М.: Центр «Педагогический поиск»,2000.-160с.
Самигуллина, Г., Багавиев, И. Экспертиза работы учителя: что должен и чего не должен делать эксперт //Директор школы.-2007.-№8.-С.47-52.
Стась Н.Ф. Комплексный подход к экспертной оценке тестовых измерителей //Стандарты и мониторинг в образовании.-2008.-№5.-С.25-30.
Чеснокова, Г. Аттестация школы: экспертиза образовательных программ //Народное образование.-2006.-№2.-С.99-106.
Шамова, Т.И., Худин, А.Н., Подчалимова, Г.Н. [и др.]. Экспертная деятельность в процессе аттестации школы/ Т.И. Шамова, А.Н. Худин, Г.Н. Подчалимова, И.В. Ильина, С.Н.Белова: [Общая характеристика экспертной деятельности в период аттестации образовательных учреждений: правовые и организационные вопросы аттестации школ, факторы, принципы, содержание, условия, формы, методы, обеспечивающие качество ее проведения; технология деятельности экспертов].- М.: Педагогическое общество России,2006.- [112с.].
Шургина, С.А. Организация экспертизы инновационной деятельности в образовании//Справочник руководителя ОУ.-2006.-№8.-С.22-32.
Экспертиза и разработка политики охраны здоровья в ОУ//Школьное планирование.-2006.-№5.-С.6-14.
Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды/ В.А. Ясвин; отв. ред. к. п. н. С.А.Ушаков.- М.: «Сентябрь»,2000.-[128с.].- (Биб-ка ж. «Директор школы», вып.2, 2000г.).
Словарь иностранных слов, с.575
Моисеев А.М. и Моисеева О.М. Заместитель директора школы по научной работе. С. 46












2

Список использованных источников
1.Антонова, Т.А. Проведение внутренней экспертизы качества школьной обра-зовательной среды//Управление качеством образования.- 2007.-№4.-С.61-72.
2.Астафьева, Н., Горелова, Ю., Милохина, Л. Внешняя оценка деятельности об-разовательных учреждений: новые управленческие подходы к аккредитации и ли-цензированию//Народное образование.- 2008.-№4.-С.105-109.
3.Беспалько, В.П. Педагогический анализ некоторых популярных тестовых сис-тем//Школьные технологии.-2006.-№3.-С. 126-140.
4.Валеев, Г.Х. Экспертиза научных исследований в сфере социогуманитарного знания //Педагогика.-2006.-№5.-С.23-29.
5.Ефремов, К. Психологические аспекты экспертизы образовательных про-грамм//Педагогическая диагностика.-2008.-№1.-С.6-15.
6.Захир Ю., Полянская С., Дубинина О. Внешняя экспертиза деятельности шко-лы как средство управления качеством образования// Педагогическая диагностика.-2008.-№3.-С.127-130.
7.Иванов, Д.А. Экспертиза в образовании: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Д.А. Иванов. - М.: Академия, 2008.-329с.
8.Кирпичников, М.П. Экспертиза должна быть независима: Интервью с акаде-миком РАН, председателем ВАК //Соискатель-педагог.-2008.-№1.-С.5-12.
9.Кучер, С. Идеальный эксперт в образовании //Народное образование.-2008.-№5.-С.102-107.
10.Кучер, С.Н. Основные подходы к экспертизе в образовании //Педдиагностика.-2007.-№2.-С.50-57.
11.Краткий словарь руководителя образовательного учреждения/ авт.-сост. чл.-корр. АПСН В.А. Мижериков; гл. ред. спец.-корр. госдумы РФ Ю.И. Глазков //Биб-ка журнала «Вестник образования России».-2008.-№9.-С.75-76.
12.Лысакова, И.В. Общественная экспертиза как форма оценки результатов опытно-экспериментальной работы и инновационной деятельности: [Опыт Научно-методического центра Центрального округа Санкт-Петербурга по организации и проведению общественной экспертизы как формы оценки качества результатов опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений района с учетом интересов и требований сторон] //Управление качеством образования.- 2008.-№3.-С.36-44.
13.Новикова, Т. Экспертиза инноваций в образовании. Подготовка экспертов гражданских институтов//Народное образование.-2006.-№4.-С.104-109.
14.Педагогическая экспертиза школы. Пособие для методистов, завучей и ди-ректоров школ/ авт.-сост.: В.А. Бухвалов, Я.Г. Плинер; гл. ред. В.М. Лизинский.- М.: Центр «Педагогический поиск»,2000.-160с.
15.Самигуллина, Г., Багавиев, И. Экспертиза работы учителя: что должен и чего не должен делать эксперт //Директор школы.-2007.-№8.-С.47-52.
16.Стась Н.Ф. Комплексный подход к экспертной оценке тестовых измерителей //Стандарты и мониторинг в образовании.-2008.-№5.-С.25-30.
17.Чеснокова, Г. Аттестация школы: экспертиза образовательных программ //Народное образование.-2006.-№2.-С.99-106.
18.Шамова, Т.И., Худин, А.Н., Подчалимова, Г.Н. [и др.]. Экспертная деятель-ность в процессе аттестации школы/ Т.И. Шамова, А.Н. Худин, Г.Н. Подчалимова, И.В. Ильина, С.Н.Белова: [Общая характеристика экспертной деятельности в пери-од аттестации образовательных учреждений: правовые и организационные вопросы аттестации школ, факторы, принципы, содержание, условия, формы, методы, обес-печивающие качество ее проведения; технология деятельности экспертов].- М.: Пе-дагогическое общество России,2006.- [112с.].
19.Шургина, С.А. Организация экспертизы инновационной деятельности в об-разовании//Справочник руководителя ОУ.-2006.-№8.-С.22-32.
20.Экспертиза и разработка политики охраны здоровья в ОУ//Школьное плани-рование.-2006.-№5.-С.6-14.
21.Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды/ В.А. Ясвин; отв. ред. к. п. н. С.А.Ушаков.- М.: «Сентябрь»,2000.-[128с.].- (Биб-ка ж. «Директор шко-лы», вып.2, 2000г.).

Вопрос-ответ:

Каков предмет педагогической экспертизы?

Предметом педагогической экспертизы является анализ и оценка педагогической деятельности, образовательных программ, учебных материалов и других аспектов образовательного процесса.

Каков методологический подход к проведению экспертизы?

Методологический подход к проведению экспертизы включает в себя использование теоретических и методических основ, а также определенных критериев и принципов оценки и анализа. Это позволяет проводить экспертизу систематически и точно.

Какие критерии профессиональной компетентности эксперта существуют?

Существуют различные критерии профессиональной компетентности эксперта, включая знания в области педагогики, психологии, педагогической психологии, методологические навыки, умение анализировать и оценивать образовательные процессы и др.

Что входит в программу деятельности эксперта?

Программа деятельности эксперта включает в себя различные этапы и методы анализа и оценки педагогической деятельности, в том числе проведение экспертизы образовательных программ, учебников, учебных планов и др. Также в программу может входить разработка рекомендаций и участие в разработке образовательных проектов.

Какие выводы можно сделать на основе результатов экспериментального исследования?

На основе результатов экспериментального исследования можно сделать вывод о правильности теоретических и методологических позиций, использованных в экспертизе. Также можно говорить о достаточной валидности и надежности полученных результатов.

Что такое педагогическая экспертиза?

Педагогическая экспертиза - это процесс анализа и оценки педагогической деятельности, программ и учебных материалов с целью улучшения качества образования.

Какой подход используется при проведении экспертизы?

При проведении экспертизы применяется методологический подход, который включает в себя системный анализ, сравнительный анализ, экспертные оценки и другие методы исследования.

Какие критерии должен учитывать эксперт?

Эксперт должен учитывать такие критерии, как научная основанность, педагогическая значимость, прогностическая ценность, эффективность и другие, чтобы оценить качество педагогических программ и деятельности.

Как разрабатывается программа деятельности эксперта?

Программа деятельности эксперта разрабатывается на основе предварительного анализа ситуации и определенной методологии, которая включает набор инструментов и методов исследования, необходимых для достижения поставленных целей.

Какие источники могут быть использованы при педагогической экспертизе?

При педагогической экспертизе могут быть использованы различные источники, такие как научные статьи, учебные программы, учебники, отчеты и исследования, а также опыт других экспертов и практикующих педагогов.

Какой предмет изучает педагогическая экспертиза?

Педагогическая экспертиза изучает предметы, связанные с педагогической деятельностью, такие как методы обучения, качество учебных материалов, оценка образовательных программ и др.

Какой методологический подход используется при проведении экспертизы?

При проведении экспертизы применяется методологический подход, основанный на анализе и оценке педагогических процессов и результатов обучения с использованием установленных критериев и стандартов.