Роль мэра в жизни города

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 31 31 страница
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 26.04.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление


Введение
1. Мэр как глава исполнительной власти муниципального образования : зарубежный опыт
1.1. Выбираемые мэры
1.2. Назначаемые мэры
2. Роль мэра в России
2.1. Эволюция должности мэра в России
2.2. Правовые основы деятельности мэров в Российских городах
2.3. Опыт работы, права и обязанности мэров в российских городах
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Мэром Москвы может стать гражданин Российской Федерации, достигший тридцатилетнего возраста, кандидатура которого предложена Президентом Российской Федерации и утверждена Московской городской Думой.
В настоящее время (с 21 октября 2010 года) должность мэра Москвы занимает Сергей Собянин.
В соответствии с Указом Президента РСФСР от 28 августа 1991 г., мэр Москвы был наделен широким кругом полномочий, среди них: управление объектами городской собственности, проведение разгосударствления и приватизации имущества, находящегося в ведении организаций, подведомственных органам исполнительной власти г. Москвы, распоряжение и управление землями, ведение государственного кадастра городской земли, изъятие и предоставление земельных участков и др. Для осуществления мер радикальной экономической реформы с учетом особых столичных функций города с декабря 1991 г. мэру Москвы Президентом России был предоставлен ряд дополнительных полномочий. 27 сентября 1995 года Московской городской Думой 1 созыва был принят закон о выборах мэра и вице-мэра Москвы, регламентирующий порядок избрания.
7 июля 1999 года Московская городская дума 2 созыва приняла закон о выборах депутатов МГД, мэра и вице-мэра столицы, а также советников районных собраний. В два раза был снижен минимальный процент явки избирателей на выборах мэра и вице-мэра, с 50 % до 25 % избирателей.
11 декабря 2004 года были внесены изменения в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Были изменены статьи 17 и 18, которые определяют работу исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Закон уравнял высшее должностное лицо (мэр) и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта (глава правительства).
15 февраля 2006 года Московская городская дума 4 созыва внесла изменения в Устав города Москвы, заменив «избирается жителями города Москвы на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» и «Порядок выборов и вступления в должность Мэра Москвы устанавливается законами города Москвы» на «наделяется полномочиями Мэра Москвы на четыре года в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Уставом». Изменения были вызваны, прежде всего, новым порядком наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов РФ (т. н. «отмена выборности губернаторов»). Также был отменён пункт, запрещающий одному и тому же лицу избираться более двух сроков подряд.
В соответствии со статьей 41 Устава города Москвы, мэр Москвы непосредственно или через органы исполнительной власти города Москвы решает вопросы социально-экономического развития города Москвы, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции в пределах своих полномочий. Мэр Москвы:
представляет город Москву в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или поручает представление города Москвы иным лицам, представляет город Москву на официальных протокольных мероприятиях, выполняет другие представительские функции;
выступает от имени города Москвы в рамках компетенции, установленной Уставом города Москвы, в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, законами города Москвы, поручает выступать от имени города Москвы органам исполнительной власти города Москвы, должностным лицам, органам местного самоуправления, а также юридическим лицам и гражданам;
подписывает и обнародует принятые Московской городской думой законы города Москвы либо отклоняет их;
заключает договоры и соглашения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законами города Москвы;
формирует правительство Москвы и принимает решение о его отставке; определяет структуру исполнительных органов власти города Москвы;
в порядке, установленном законом города Москвы, выражает согласие от имени исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на назначение прокурора города Москвы, руководителей территориальных (в городе Москве) органов исполнительной власти Российской Федерации;
вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных органов государственной власти Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в их компетенции;
назначает представителя от исполнительного органа государственной власти города Москвы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом и нормативными правовыми актами города Москвы;
назначает своих полномочных представителей в Московской городской думе, а также в иных органах государственной власти;
вносит в Московскую городскую думу кандидатуры на должности судей Уставного суда города Москвы;
осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, Уставом города Москвы, федеральными законами, законами города Москвы.
В случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
По вопросам своей компетенции мэр Москвы издает обязательные для исполнения на всей территории города Москвы указы и распоряжения и осуществляет контроль за их исполнением. Указами мэра Москвы называются правовые акты, издаваемые мэром Москвы по вопросам нормативного характера, а также по иным вопросам, предусмотренным федеральными законами и законами города Москвы. Распоряжениями мэра Москвы именуются акты оперативно-распорядительного характера.
Мэр Москвы имеет печать с изображением герба города Москвы и должностной знак.
Срок полномочий мэра Москвы — 5 лет (с 22 октября 2008 года), ранее он составлял 4 года.
Мэр города Новосибирска — глава муниципального образования города Новосибирска.
Мэр города Новосибирска является главой муниципального образования города Новосибирска, высшим должностным лицом города Новосибирска, возглавляет мэрию города Новосибирска и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом города Новосибирска.
Муниципальные выборы мэра города Новосибирска проводятся при тайном голосовании, избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, при которой избранным признаётся кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Избирается сроком на 5 лет. Исчисление срока полномочий мэра начинается со дня голосования, на котором он был избран.
Полномочия мэра города начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного мэра. Днём вступления мэра в должность считается день принятия им присяги. Мэр города на сессии Совета депутатов города Новосибирска, проводимой не позднее 30 дней после официального опубликования (обнародования) итогов выборов мэра, принимает присягу следующего содержания:
Я (фамилия, имя, отчество), вступая в должность мэра города Новосибирска, торжественно обещаю справедливо и беспристрастно осуществлять предоставленные мне полномочия, честно и добросовестно исполнять свои обязанности, прилагая все свои способности на пользу жителей города Новосибирска»
В работе мэра и создании его публичного образа велика роль PR/
Подборки информационных и аналитических материалов для мэра и обсуждение с ним (специалистами по публичности) многих вопросов, безусловно, косвенным образом влияют на публичную позицию мэра. По мнению специалистов, нет необходимости прямо корректировать публичные действия мэра, его имидж. Мэр уже достаточно опытный политик с большим стажем публичной политики. Иногда он чувствует некоторые вещи лучше специалистов.
Мэр готов учиться, заниматься на тренингах, обсуждать свои публичные выступления. У мэра есть приличные навыки работы с текстом выступления (ритм, логические связки, метафоры), хотя он не «златоуст», но говорит очень размеренно, выдерживая театральные паузы, используя яркие обороты. Он очень хорошо чувствует свою аудиторию.
У мэра есть свой образ («мэр за все в ответе», «мэр - лицо города»), может быть не очень привлекательный для молодежи, но очень убедительный для старших поколений. Департамент работает над имиджем Мэра, его «психотипом».
Мэр часто выступает перед СМИ, если выступает, то это становится событием (например, «разносит» какого-нибудь начальника). Возможный недостаток теоретических знаний мэр с успехом восполняет природным умом и здравым смыслом.
То есть мэр обладает достаточными навыками публичных действий, понимает их необходимость и готов совершенствоваться.
Мэр также понимает необходимость эффективной структуры, обеспечивающей публичную деятельность мэрии. Инициатива же конкретных тактических шагов и публичных действий принадлежит специалистам Департамента общественных связей. Программа работ составляется на год, хотя есть долгосрочные планы и идеи.








Заключение

Мэр (фр. Maire — старшина) — глава администрации, глава исполнительной власти населённого пункта, чаще всего города, в некоторых странах — и небольшого региона, например в Литве мэр возглавляет и районные самоуправления.
Название должности происходит от лат. «maior», означающего «большой», «великий».
Зарубежный опыт работы мэров свидетельствует о том, что там успешно сочетаются местное самоуправление и государственное управление на местах, учитываются исторические, демографические, географические особенности той или иной страны, региона, территории, формы правления,  государственного устройства, политический режим, правовая система и другие факторы. Мировой опыт и практика демонстрируют существование различных типов, видов и моделей муниципального устройства, предполагающих различные механизмы формирования руководства исполнительной компоненты местного самоуправления – от прямого назначения, избрания представительными органами власти до всенародного избрания. Причем ни один из этих инструментов не является критерием оценки демократического устройства той или иной страны.
Даже в границах одной страны или региона возможно существование различных моделей местного самоуправления. В первую очередь, эти отличия относятся к сельской местности и крупным городам. Причем в той же Германии попытки унифицировать структуру органов местного самоуправления предпринимались неоднократно, но в конце концов были признаны нецелесообразными.
Существует несколько способов формирования исполнительных органов на местах. Они могут избираться советом или населением, назначаться вышестоящими властями, а также образовываться с использованием различных комбинаций избрания и назначения (часть должностных лиц назначается, а часть избирается).
В России название должности прижилось в 1990-е годы, по сути означая главу городской администрации или главу городского исполнительного комитета. При этом должность «мэра» вводилась на официальном уровне.
Рассмотренный опыт Москвы, Новосибирска и других городов показывает, что мэр играет важную роль в жизни города. Это определено его функциями. Должность мэра (главы местной администрации) может занимать избранный населением глава муниципального образования. В этом случае он осуществляет две функции – представительскую (представляет муниципальное образование в отношениях с различными органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами, их объединениями) и управленческую (руководит местной администрацией).





Список использованных источников

Избирать или назначать?.. Что демонстрирует мировой опыт формирования муниципальной власти? - http://www.doc22.ru/information/remark/1505-2010-10-19-02-25-55
Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2009.- 537 с.
Мэр - http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%FD%F0
Современные модели зарубежного местного самоуправления - http://lib.4i5.ru/cu288.htm
Шугрина Е. С. Муниципальное право: Учеб. М.,2009. – 249 с.

Избирать или назначать?.. Что демонстрирует мировой опыт формирования муниципальной власти? - http://www.doc22.ru/information/remark/1505-2010-10-19-02-25-55

Мэр - http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%FD%F0
Современные модели зарубежного местного самоуправления - http://lib.4i5.ru/cu288.htm

Избирать или назначать?.. Что демонстрирует мировой опыт формирования муниципальной власти? - http://www.doc22.ru/information/remark/1505-2010-10-19-02-25-55

Избирать или назначать?.. Что демонстрирует мировой опыт формирования муниципальной власти? - http://www.doc22.ru/information/remark/1505-2010-10-19-02-25-55

Современные модели зарубежного местного самоуправления - http://lib.4i5.ru/cu288.htm

Избирать или назначать?.. Что демонстрирует мировой опыт формирования муниципальной власти? - http://www.doc22.ru/information/remark/1505-2010-10-19-02-25-55

Современные модели зарубежного местного самоуправления - http://lib.4i5.ru/cu288.htm

Шугрина Е. С. Муниципальное право: Учеб. М.,2009. – с.87.

Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2009.- 537 с.с.132.













2

Список использованных источников

1.Избирать или назначать?.. Что демонстрирует мировой опыт формирования муниципальной власти? - http://www.doc22.ru/information/remark/1505-2010-10-19-02-25-55
2.Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2009.- 537 с.
3.Мэр - http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%FD%F0
4.Современные модели зарубежного местного самоуправления - http://lib.4i5.ru/cu288.htm
5.Шугрина Е. С. Муниципальное право: Учеб. М.,2009. – 249 с.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет мэр в жизни города?

Мэр выполняет ряд важных функций в жизни города. Он является главой исполнительной власти и отвечает за решение многих вопросов, связанных с развитием и управлением городским хозяйством. Он также регулирует социальные и экономические процессы, осуществляет контроль за исполнением городского бюджета и реализацией муниципальных программ.

Какими могут быть мэры в различных странах?

В различных странах мэры могут быть выбираемыми или назначаемыми. Например, в некоторых странах мэры назначаются на должность главы исполнительной власти, а в других - их выбирают граждане на выборах. Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки, и выбор конкретной системы зависит от характеристик и политической системы каждой страны.

Как эволюционировала должность мэра в России?

Должность мэра в России эволюционировала на протяжении последних десятилетий. Ранее, в период СССР, функции мэра выполнялись коллегиально, а должности мэра как таковой не существовало. После распада СССР и введения рыночных отношений в стране, местные органы власти стали все больше зависеть от мэров, и именно тогда возникли первые формальные должности мэров.

Какие правовые основы регулируют деятельность мэров в России?

Деятельность мэров в России регулируется несколькими законами. Основными из них являются Федеральный закон "О местном самоуправлении" и Уставы муниципальных образований, которые устанавливают полномочия и ответственность мэров. Кроме того, мэры должны соблюдать другие федеральные и региональные законы, касающиеся различных аспектов городского управления и хозяйства.

Какова роль мэра в жизни города?

Мэр играет ключевую роль в управлении городом и является главой исполнительной власти муниципального образования. Он отвечает за решение важных вопросов развития города, принятие решений о бюджете, организации коммунальных служб, социальных программ и т.д. Мэр также представляет город на различных форумах и взаимодействует с другими регионами и государством.

Как выбирают мэра в разных странах?

В разных странах мэры могут быть выбираемыми или назначаемыми. В выбираемых системах мэра назначают путем голосования населения города. В некоторых странах мэры могут быть кандидатами от определенных партий, а в других - независимыми кандидатами. В назначаемых системах мэра назначает глава государства или другие органы власти.

Как эволюционировала должность мэра в России?

Должность мэра в России прошла через несколько этапов эволюции. В начале 1990-х годов после распада СССР мэры были выбираемыми. В 2000-х годах были введены изменения в законодательство, и некоторые мэры начали назначаться. В настоящее время мэру Москвы требуется достичь тридцатилетнего возраста и быть гражданином Российской Федерации.

Какие правовые основы регулируют деятельность мэра в России?

Деятельность мэров в Российских городах регулируется Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации". Этот закон устанавливает правовые основы для назначения и выбора мэров, их полномочия, правовой статус, ответственность и т.д. Кроме того, мэры также руководствуются муниципальными нормативными актами и конституцией Российской Федерации.