Совет Федерации как палата Федерального Собрания России.
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 27.03.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Конституционный статус Совета Федерации
2. Порядок формирования Совета Федерации
2.1. Конституционный порядок формирования Совета Федерации
2.2. Изменения порядка формирования Совета Федерации
3. Полномочия Совета Федерации
3.1. Контрольные полномочия Совета Федерации
3.2. Полномочия по формированию органов государственной власти
3.3. Иные полномочия Совета Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Тайное голосование проводится по всем кандидатурам.
За рамками Конституции находится еще одна проблема, решаемая с участием Совета Федерации. Речь идет о назначении на должность и об освобождении от должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Совет Федерации назначает на должность пять членов ЦИК России. Кандидатуры предлагаются законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, которые направляют в Совет Федерации свои решения.
Комитет по делам Федерации и региональной политике формирует списки кандидатов по группам субъектов РФ. Руководитель этого структурного подразделения доводит до сведения палаты заключения комитета по кандидатам. По решению Совета Федерации может быть проведено обсуждение предложенных кандидатур.
Голосование проводится в один этап, если в каждой группе субъектов РФ предложено не более одной кандидатуры. Если хотя бы в одной из групп субъектов Федерации предложено более одной кандидатуры для назначения на должность членов ЦИК, голосование проводится в два этапа.
Назначенным на должность члена Центральной избирательной комиссии считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов членов Совета Федерации. Это решение оформляется постановлением палаты.
В соответствии с Конституцией назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранные государства и международные организации относится к компетенции Президента России, но только после консультаций с комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации. Таким образом, есть основание говорить о полномочии Совета Федерации в вопросе согласования назначения и отзыва Президентом дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях.
Итак, от осуществления второй палатой парламента функций по формированию органов государственной власти зависит слаженность работы всех составных частей государственного механизма.
3.3. Иные полномочия Совета Федерации
Среди функций парламента можно выделить иные полномочия, списки которых в разных странах могут быть различными.
Можно условно выделить следующие полномочия вторых палат парламентов зарубежных стран: в сфере международных отношений, в вопросах решения войны и мира, в отношении главы государства - монарха или президента, в отношении иных органов власти, территорий государства и субъектов федераций, административных единиц, церемониальная функция.
Полномочия Совета Федерации России также можно условно подразделить по предложенной классификации. Несомненно, в той или иной мере этот объем полномочий в названных направлениях отличается в связи со спецификой, свойственной различным государствам.
Представительская природа Совета Федерации обусловливает решение им ряда вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества.
Совет Федерации сотрудничает с парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями в соответствии с планом межпарламентского сотрудничества, который ежегодно утверждается Советом палаты по представлению Председателя Совета Федерации.
Президент России выступает ключевой фигурой в решении внешнеполитических вопросов Российской Федерации: он не только определяет в соответствии с Конституцией и федеральными законами основные направления внешней политики государства (ч. 3 ст. 80), но и руководит внешней политикой страны (п. "а" ст. 86). В Конституции не определены формы руководства Президентом внешней политикой. Однако в государственно-правовой практике этот вопрос уже решен: Министерство иностранных дел находится в двойном подчинении - оно подведомственно не только Правительству, но и Президенту.
Одним из органов, участвующих вместе с Президентом России в осуществлении внешней политики, несомненно, является Совет Федерации. Это соответствует и международной практике: как было сказано выше, вторые палаты парламентов обладают определенными полномочиями в данной сфере.
Обязательное рассмотрение Советом Федерации принятых нижней палатой Федерального Собрания федеральных законов о ратификации и денонсации международных договоров России предусмотрено в п. "г" ст. 106 Конституции.
В соответствии со ст. 201 Регламента СФ рассматривает подготовленные комитетами верхней палаты предложения по законодательным актам, принятые Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельным законодательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ.
Порядок утверждения изменения границ между субъектами РФ определяется в гл. 18 Регламента Совета Федерации. Данная процедура может быть введена в действие при условии поступления в Совет Федерации трех основных документов: соглашения об изменении границ, утвержденного законодательными органами государственной власти каждого из субъектов, границы которых изменятся; обоснования указанного соглашения, также согласованного субъектами; карты местности.
Эти документы направляются Председателем Совета Федерации в Комитет по делам Федерации и региональной политике для подготовки заключения. Оно готовится в течение 30 дней с момента передачи в Комитет названных материалов. Заключение принимается большинством голосов от общего числа членов Комитета. На заседании должны присутствовать представители субъектов Федерации, границы которых предполагается изменить, представители Правительства и других органов государственной власти.
В ведении Совета Федерации, согласно ст. 102 Конституции, находится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения. Их наступление сопряжено с необходимостью обеспечения общественного и государственного порядка, влечет временное ограничение прав и свобод граждан, вызывает возложение на них дополнительных обязанностей. Термином "чрезвычайное положение" охватываются режимы собственно чрезвычайного, военного, осадного положений, состояния войны, угрозы или обороны.
Заключение
Представительные учреждения существуют во многих странах в течение нескольких веков. Формирующиеся путем выборов, они обеспечивают представительство народа, всех его слоев и социальных групп, в высшем законодательном органе государства. Конституционное закрепление основ организации и деятельности парламента РФ имеет большое значение для развития российского парламентаризма. Достаточно высокий статус парламента и имеющиеся у него «сдержки и противовесы» по отношению к Президенту, исполнительной и судебной властям, позволяют ему обеспечивать стабильное функционирование демократических институтов власти в РФ.
Конституция четко устанавливает состав Совета Федерации - палаты парламента, обеспечивающей представительство субъектов РФ. Воплощается принцип равноправия субъектов РФ: независимо от вида субъекта, численности населения и иных обстоятельств каждый субъект имеет равное число представителей в Совете Федерации и, следовательно, равное число голосов при решении вопросов, отнесенных к его ведению. В целях реализации принципа разделения властей Конституция также содержит требование о необходимости вхождения в Совет Федерации представителей как от законодательного, так и от представительного органов государственной власти субъектов РФ. Численный состав членов Совета Федерации не может быть установлен Конституцией, так как зависит от количества субъектов РФ.
Совет Федерации не имеет сессионной формы деятельности, проводя только заседания. Заседания Совета Федерации имеют общую повестку дня, что делает их сходными с сессиями Государственной Думы, но заседания в отличие от сессий не охватывают всех форм работы палаты, они скоротечны (обычно один день). Совет Федерации проводит свои заседания в период с 16 октября по 15 июля, а остальное время приходится на парламентские каникулы.
Порядок работы Совета Федерации насыщен в отличие от Государственной Думы жесткими сроками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Правовые акты
Конституция РФ (принята на референдуме 12.12.1993 года). М., 1993.
ФКЗ "О Правительстве РФ" от 17.12.1997 № 2-ФКЗ. Российская газета, № 245, 23.12.1997.
ФЗ "О порядке формирования совета федерации федерального собрания российской федерации" от 05.08.2000 N 113-ФЗ. Российская газета, N 152, 08.08.2000.
ПП «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 30.01.2002 N 33-СФ. Парламентская газета, N 35-36, 19.02.2002.
Научная литература
Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 2. М., 2007. – 498 c.
Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов Изд. 6-е, изм., доп. М.: Норма, 2007. – 784 с.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.-4.изд., перераб.и доп. М.: Проспект, 2008 – 417 с.
Конституционное право России: Учебник для вузов / Под ред. Кокотова А.Н., Кукушкина М.И. М.: Норма, 2008. – 544 с.
Конституционное право РФ / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Век, 2005. – 346 с.
Конституция РФ: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорина. М., 2006. – 587 с..
Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России: Учебник. М: Книжный Мир, 2006. – 348 с.
Мушинский В.О. Конституционное право. М., 2006. – 417 с.
Некрасов С.И., Шульженко Ю. Конституционное право России. Курс лекций. М. Проспект, 2008. – 428 с.
Озиев Т.Т. Конституционное право: Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2008. – 287 с.
Постников А. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2007. – 284 c.
Прудников А.С. Конституционное право России, 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2008. – 387 с.
Материалы периодической печати
Вихарев А.А. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Аналитический вестник СФ ФС РФ. 2002. N 23.
Колюшин Е.П. Пути реформирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Конституционное и муниципальное право, 2006, N 4.
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.-4.изд., перераб.и доп. М.: Проспект, 2008. С. 142.
СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3336.
ПП «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 30.01.2002 N 33-СФ. Парламентская газета, N 35-36, 19.02.2002.
Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 2. М., 2007. С. 383.
Авакьян С.А. Указ. соч. С. 383.
ФЗ "О порядке формирования совета федерации федерального собрания российской федерации" от 05.08.2000 N 113-ФЗ. Российская газета, N 152, 08.08.2000.
Конституция РФ: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорина. М., 2006. С. 98.
Постников А.Е. Конституционное право России: учебник. М.: Проспект, 2008. С. 51.
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 9, 18.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. М.: Юристъ, 2007. С. 238.
Там же. С. 460.
СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4869.
Прудников А.С. Конституционное право России, 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2008. С. 39.
СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3336.
СЗ РФ. 2004. N 51. Ст. 5128.
Озиев Т.Т. Конституционное право: Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2008. С. 168.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов Изд. 6-е, изм., доп. М.: Норма, 2007. С. 342.
Подпункты "ж", "з", "и" п. 1 ст. 102 Конституции РФ.
Колюшин Е.П. Пути реформирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Конституционное и муниципальное право, 2006, N 4. С. 23.
Мушинский В.О. Конституционное право. М., 2006. С. 182.
Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России: Учебник. М: Книжный Мир, 2006. С. 139.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов Изд. 6-е, изм., доп. М.: Норма, 2007. С. 242.
3
Правовые акты
1.Конституция РФ (принята на референдуме 12.12.1993 года). М., 1993.
2.ФКЗ "О Правительстве РФ" от 17.12.1997 № 2-ФКЗ. Российская газета, № 245, 23.12.1997.
3.ФЗ "О порядке формирования совета федерации федерального собрания российской федерации" от 05.08.2000 N 113-ФЗ. Российская газета, N 152, 08.08.2000.
4.ПП «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 30.01.2002 N 33-СФ. Парламентская газета, N 35-36, 19.02.2002.
Научная литература
5.Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 2. М., 2007. – 498 c.
6.Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов Изд. 6-е, изм., доп. М.: Норма, 2007. – 784 с.
7.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.-4.изд., перераб.и доп. М.: Проспект, 2008 – 417 с.
8.Конституционное право России: Учебник для вузов / Под ред. Кокотова А.Н., Кукушкина М.И. М.: Норма, 2008. – 544 с.
9.Конституционное право РФ / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Век, 2005. – 346 с.
10.Конституция РФ: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорина. М., 2006. – 587 с..
11.Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России: Учебник. М: Книжный Мир, 2006. – 348 с.
12.Мушинский В.О. Конституционное право. М., 2006. – 417 с.
13.Некрасов С.И., Шульженко Ю. Конституционное право России. Курс лекций. М. Проспект, 2008. – 428 с.
14.Озиев Т.Т. Конституционное право: Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2008. – 287 с.
15.Постников А. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2007. – 284 c.
16.Прудников А.С. Конституционное право России, 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2008. – 387 с.
Материалы периодической печати
17.Вихарев А.А. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Аналитический вестник СФ ФС РФ. 2002. N 23.
18.Колюшин Е.П. Пути реформирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Конституционное и муниципальное право, 2006, N 4.
Вопрос-ответ:
Какой конституционный статус имеет Совет Федерации?
Совет Федерации является палатой Федерального Собрания Российской Федерации и имеет конституционный статус.
Как происходит формирование Совета Федерации?
Совет Федерации формируется путем представительного постоянного представительства субъектов Российской Федерации, которое осуществляется их верховными (парламентскими) органами власти.
Какой конституционный порядок формирования Совета Федерации?
Согласно Конституции Российской Федерации, представительное постоянное представительство в Совете Федерации осуществляется по замещаемости в соответствии с действующим законодательством.
Может ли измениться порядок формирования Совета Федерации?
Да, порядок формирования Совета Федерации может изменяться путем внесения изменений в конституционный закон Российской Федерации.
Какие полномочия имеет Совет Федерации?
Совет Федерации осуществляет контрольные полномочия, полномочия по формированию органов государственной власти и также обладает иными полномочиями, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.
Какой конституционный статус имеет Совет Федерации?
Совет Федерации имеет статус палаты Федерального Собрания России, входящей в его состав вместе с Государственной Думой. Это означает, что Совет Федерации является законодательным органом и имеет право участвовать в принятии федеральных законов.
Какой порядок формирования Совета Федерации предусмотрен в Конституции?
Согласно Конституции России, Совет Федерации формируется на основе представительства субъектов Российской Федерации, то есть каждый субъект имеет право на представительство в Совете Федерации. Количество представителей от каждого субъекта определяется федеральным законом.
Может ли быть изменен порядок формирования Совета Федерации?
Да, порядок формирования Совета Федерации может быть изменен путем внесения поправок в Конституцию России. Для этого необходимо провести соответствующую процедуру изменения Конституции, включающую принятие поправок на референдуме или согласование их федеральным законодательным органом.
Какие полномочия имеет Совет Федерации?
Совет Федерации имеет различные полномочия, включая контрольные функции, полномочия по формированию органов государственной власти и иные полномочия. В рамках контрольных полномочий, Совет Федерации взаимодействует с другими органами власти, контролирует исполнение федеральных законов и защищает интересы субъектов Российской Федерации. Он также участвует в формировании органов государственной власти различного уровня и осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами.