личность в современном обществе

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 16 16 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 15.03.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Личность и общество
2. Основы социализации личности в обществе
2.1 Социализация личности
2.2 Социальный статус и социальная роль
3. Проблемы личности в современном обществе
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Все чаще утверждается понимание того, что все виды девиантности функциональны. «Все действительное разумно» (Гегель), нефункциональные формы жизнедеятельности давно элиминированы в процессе человеческой истории. Так, функции коррупции – упрощение бюрократических процедур, ускорение принятия управленческих решений и др.; функции алко- и наркопотребления - анастезирующая, седативная, интегративная, психостимулирующая, протестная; функция проституции – сохранение моногамного брака и т.п.[3, С. 70-73].
Поведение, не соответствующее социальным нормам во многом проявляется тогда, когда идеалы общества несоизмеримы с реальным возможностями их достижения, индивиды могут поддаться соблазну использовать иные средства, чтобы добиться цели. Так, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, за богатством и властью выбирают социально запрещенные и противозаконные средства, например, криминальные группы, мафия или уличные банды, занимающиеся вымогательством и кражами. А открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых обществом ценностей свойственно террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся [1, С. 130-131].
Появление в массовом сознании негативного отношения к социальным нормам, в том числе к нравственным и правовым ограничениям, во многом связано и с изменениями, происходящими во всех сферах общественной жизни. Эти изменения влекут за собой поляризацию общества по имущественному положению, образование явно выраженных полюсов богатства и бедности, ухудшение условий жизни многих десятков миллионов людей, их социальную неустроенность, появление в массовой психологии устойчивое чувство незащищенности и неуверенности.
В этих условиях определяющим фактором является отчуждение как результат отчаяния, потери веры, надежды, любви; процесс парализации и порабощения человеческого разума, вследствие чего теряется сущность личности, заключающаяся в актуализации, самореализации, позитиве, так как человек скован и неспособен на поиск себя, ему тяжело двигаться вперед. Духовное отчуждение характеризуется потерей личностью самосознания, своей внутренней свободы и способности к самопознанию, самопониманию и саморазвитию [9, С. 310-317].
Также следует отметить, что современное состояние общественного сознания не только расколото, раздроблено, противоречиво, но и зачастую парадоксально. В общественном сознании личности зреют и продолжают существовать взаимоисключающие ориентации, которые противопоставляются друг другу и нередко претендующие на то, чтобы быть единственными спасительными средствами выхода из того кризиса, в котором очутилась Россия. И наиболее актуально звучит вопрос, почему не только общество, не только многие социальные группы и слои, но и сам человек как личность расколот в своем сознании, представляет уникально противоречивое явление, которое во многом олицетворяет сегодняшний облик страны?
Парадоксальность ситуации состоит в том, что именно в личности, в конкретном индивиде сосредоточивается эта противоречивость, когда он одновременно доверяет взаимоисключающим утверждениям, верит в ценность их для своей и общественной жизни.
Можно говорить о многообразии парадоксальных типов личности современного общества. Например, основной тип – «стихийная» личность – в сознании и поведении людей уживается поддержка рыночных преобразований в стране и в то же время резкое неприятие и осуждение субъектов этих рыночных отношений (банкиров, предпринимателей и других носителей развитых форм рынка).
Другой тип – «хищники» - это мировоззрение современных олигархов, различных комбинаторов и просто мелких жуликов, идеология которых сводится к тому, что хищение, присвоение национального богатства оправдывается «заботой» о будущем страны, народа.
Стоит сказать и о таких типах личности, как мародеры (пытается поживиться тем, что осталось от прошлого, невзирая на то, имеет ли оно какую-то ценность для сегодняшнего дня или нет – на экономическом поприще, и в политических дебрях, и в этноконфессиональных отношениях, и даже в сфере культуры); бытовые шовинисты (с одной стороны, они нередко декларируют общечеловеческие ценности – уважение к другим народам, признание их права на свой язык и культуру, но с другой стороны, в конкретных обстоятельствах они унижают или убивают других людей, сжигают их дома лишь потому, что те придерживаются других взглядов и «мешают» им и их народу) [8, С. 423-425].
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что сегодня в обществе происходит девальвация культурно-исторических, духовных ценностей – значимых идей, явлений и предметов реальной действительности с точки зрения соответствия потребностям и интересам общества и личности. Это приводит к нарушению формирования смыслообразующих интересов, которые должны обеспечивать включение индивида и социума в общественную жизнь.

Заключение
Таким образом, личность – центральный элемент любого общества, а отношение общество-личность является одним из главных отношений социологии. Человек рождается биологическим существом, на протяжении всей его жизни происходит развитие и преобразование личности – усвоение социальных норм, правил, законов, образцов поведения, ценностей общества. Положение личности в обществе – социальный статус, показывает место личности в системе общественных отношений и определяет функции личности, соответствующие данному конкретному положению.
Каждый человек, в процессе реализации себя как личности, исполняет свою социальную роль – совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом. Любое поведение индивида в обществе, которое не соответствует общепринятым нормам называется девиантным и угрожает стабильности общества.
Рассматривая современное общество в глобализирующемся и кризисном мире, можно отметить, во-первых, возрастание масштабов девиантных проявлений личности (наркотизм, алкоголизм, проституция, преступность, коррупция, терроризм и др.); а во-вторых, ослабление норм, особенно тех, которые регулируют нравственный аспект в поведении личности и девальвацию культурных и духовных ценностей.
В заключении следует отметить, что в настоящее время, во многом, личностные проблемы обусловлены современной цивилизацией, в рамках которой и сформировалась наша современная культура. Чтобы выжить в обществе, многие люди вынуждены всю жизнь изворачиваться, лгать, предавать свою совесть, унижать свой интеллект, подавлять свои устремления. В итоге, современный человек теряет способность отличать естественное от искусственного, мираж от действительности, ложь от истины.
Не стоит забывать, что только путь любви, уважения и терпения позволит обществу выйти на новый виток развития.

Список литературы
Волков Ю.Г. Социология / Под общей ред. В.И. Добренькова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 572 с.
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с.
Гилинский Я.И. Социология девиантности (новеллы и преспективы) // Социс, 2009 – №2. – С. 70-73
Давыдов А.А. К вопросу об определении понятия «общество» // Социс, 2004. – №2. – С. 12-21
Российская социологическая энциклопедия / Под общей редакцией Г. В. Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М, 1998. – 672 с.
Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Редактор-координатор Г. В. Осипов. – М.: Издательская группа ИНФРА • М – НОРМА, 1998. – 488 с.
Социология / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 407 с.
Тощенко Ж. Т. Социология: учебник для студентов вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 640 с.
Хохлова А. В. Основные подходы к определению сущности духовного отчуждения в современной России // Социально-гуманитарные знания, 2009. – №3. – С. 310-317











2

Список литературы
1.Волков Ю.Г. Социология / Под общей ред. В.И. Добренькова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 572 с.
2.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с.
3.Гилинский Я.И. Социология девиантности (новеллы и преспективы) // Социс, 2009 – №2. – С. 70-73
4.Давыдов А.А. К вопросу об определении понятия «общество» // Социс, 2004. – №2. – С. 12-21
5.Российская социологическая энциклопедия / Под общей редакцией Г. В. Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М, 1998. – 672 с.
6.Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Редактор-координатор Г. В. Осипов. – М.: Издательская группа ИНФРА • М – НОРМА, 1998. – 488 с.
7.Социология / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 407 с.
8.Тощенко Ж. Т. Социология: учебник для студентов вузов. – М: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2007. – 640 с.
9.Хохлова А. В. Основные подходы к определению сущности духовного отчуждения в современной России // Социально-гуманитарные знания, 2009. – №3. – С. 310-317

Самоопределение личности в современном обществе

Самоопределение личности в современном обществе.

Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни. [ Н. А. Бердяев]

В литературных источниках термин "самоопределение" используется в различных значениях. Так, говорят о самоопределении культурном, национальном, политическом, религиозном, экономическом и др. В этом случае нельзя не согласиться, что личностное самоопределение определяет развитие самоопределения социального и профессионального.

самоопределение Личностное происходит на уровне ценностей. Ценность же принципиально вневременна; требует от человека представление о будущем, она не соотносит его с временной оси, с хронологией, ибо это другой размер - размерность "смыслового будущего" [М. М. Бахтин]. В наши дни, в нестабильных, быстро меняющихся условиях, человеку приходится нередко перестраивать всю смысловую сферу личности, что драматически проявляет себя в распаде профессионального "Я", потеря смысла бытия, в чувстве потери себя.

В психологическом плане самоопределившаяся личность-это "субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личные и физические свойства), что он хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это "относительно независимый этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самой деятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества" [Сафин В. Ф., ников, и т. д. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №. 4. S. 65].

С. Л. Рубинштейн проблему самоопределения рассматривал в контексте проблемы детерминации: "любая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)" [см. Рубинштейн "Проблемы общей психологии", М., 1973]. Самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа "внутренних условий". Подчеркивается роль "внутреннего самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему". Более того, сама "специфика человеческого существования заключается мере соотнесения самоопределения и определения другими условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия". Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой, по сути, механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим тему в этой детерминации.