Социальное проектирование в системе гос.управления миграционным поведением населения в современной России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 28 28 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 15.04.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1. Теоретические аспекты социального проектирования
1.1 Социальный проект и социальное проектирование как специфический вид деятельности
1.2. Алгоритм текста социального проекта
2. Демографическая ситуация и миграционные процессы в современной России
2.1. Современная демографическая ситуация в России
2.2 Внутрироссийская миграция населения
3. Государственное управление миграционным поведением населения в современной России
3.1 Миграционная политика России в современных условиях
3.2 Социальное проектирование в регулировании миграции населения
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Новое законодательство оказалось не до конца отработанным и в этой сфере, так действующая схема предусматривает получение разрешения на работу до прохождения медицинского обследования, а 14,5% прибывших в Москву мигрантов оказались инфицированы опасными для окружающих заболеваниями.
Основой московской миграционной модели остается подтвердивший свою эффективность программно-целевой подход, позволяющий решать конкретные задачи в сфере экономики, демографического и социального развития; неуступчивая позиция в отстаивании законных интересов москвичей и всего города в вопросах регулирования миграционных процессов; последовательные шаги по замене трудовых мигрантов-иностранцев на граждан России, прибывающих из других регионов; приоритет в трудоустройстве тем из них, кто намерен остаться в столице на постоянное жительство; гибкое и в целом эффективное взаимодействие с ФМС России и его структурным подразделением в Москве в части совместной подготовки проектов законов и директивных документов.
Можно констатировать, что социальное проектирование, как один из методов в системе государственного управления миграционным поведением населения полностью себя оправдывает, т.к. на основе модернизированной правовой базы регулирования миграционных процессов в России, позволяет достаточно оперативно реагировать на изменения миграционной ситуации. Методологическая и методическая основа применения социального проектирования в этой сфере разработана и может быть применена при восстановлении практики разработки федеральных и региональных среднесрочных миграционных программ.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Для реализации миграционной политики как части государственной системы управления в стране создана и на протяжении многих лет действует институциональная структура – Федеральная миграционная служба России.
Государство инициирует формирование нормативно-правовой базы и соответствующей стратегии регулирования миграционных процессов. Однако функционирование современной миграционной системы России противоречиво и это стимулирует поиск перспективных направлений и подходов по их разрешению. Сегодня ни в обществе, ни в правительстве нет единства в подходах к государственной миграционной политике.
Очевидной является слабая координация основных институтов регулирования миграционных процессов – государства, рынка труда и системы контрактных отношений, обусловленная в большей степени неотработанностью технологии их взаимодействия, недостаточностью нормативно-правовой базы и отсутствием четко прописанных и признанных целей и задач государственной миграционной политики.
Социальное проектирование в настоящее время активно применяется в решении миграционных вопросов ряда регионов России в рамках реализации Государственной целевой программы содействия переселению соотечественников.
Основой московской миграционной модели остается подтвердивший свою эффективность программно-целевой подход, позволяющий решать конкретные задачи в сфере экономики, демографического и социального развития.
Можно констатировать, что социальное проектирование, как один из методов в системе государственного управления миграционным поведением населения полностью себя оправдывает, т.к. на основе модернизированной правовой базы регулирования миграционных процессов в России, позволяет достаточно оперативно реагировать на изменения миграционной ситуации. Методологическая и методическая основа применения социального проектирования в этой сфере разработана и может быть применена при восстановлении практики разработки федеральных и региональных среднесрочных миграционных программ.
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
В широком смысле социальный проект — это модель самой человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации. Социальное проектирование – вид деятельности, направленный на построение модели желаемого будущего в форме концепции, программы, проекта.
Классификация и типология социальных проектов — явление многофакторное и поликритериальное. Оно может охватывать различные социальные процессы: электоральные, миграционные, образовательные и социокультурные. Социальные проекты имеют разнообразную типологию по особенностям финансирования, масштабам, срокам реализации, степени сложности, характеру проектируемых изменений, направлениям деятельности.
Алгоритм текста проекта обязательно включает в себя следующие разделы: Аннотация; Описание организации (ведомства); Анализ ситуации и постановка проблемы; Цели и задачи проекта; Стратегии и механизм реализации проекта; Оценка результативности проекта; План реализации проекта; Бюджет; Дальнейшее развитие проекта, перспективы его финансовой стабильности; Приложения.
Прирост числа жителей России в 2009г. наблюдался впервые с 1994 г. И сложился он как за счет существенно уменьшившейся естественной убыли, так и в результате увеличившегося миграционного прироста. В 2008 г. естественная убыль была на 71,0% замещена миграционным приростом (в 2007 г. – на 54,9%, в 2006 г. – на 22,5%). В 2009 г. сокращение естественной убыли стало определяющим компонентом роста численности населения страны.
Внутренние миграции населения являются доминирующим компонентом в миграционных процессах регионов страны, их объемы и направления оказывают заметное влияние на перераспределение численности населения субъектов Российской Федерации. Что не может не сказываться на социально-экономическом развитии, как регионов доноров, так и принимающих регионов. И для тех, и для других регионов неконтролируемые миграционные потоки несут негативные последствия: безработицу (дефицит кадров), рост преступности, снижение темпов экономического развития, социальную неустроенность. Именно поэтому миграционным поведением населения управляет государство. И одним из ведущих методов такого управления является социальное проектирование.
Для реализации миграционной политики как части государственной системы управления в стране создана и на протяжении многих лет действует институциональная структура – Федеральная миграционная служба России.
Государство инициирует формирование нормативно-правовой базы и соответствующей стратегии регулирования миграционных процессов. Однако функционирование современной миграционной системы России противоречиво и это стимулирует поиск перспективных направлений и подходов по их разрешению. Сегодня ни в обществе, ни в правительстве нет единства в подходах к государственной миграционной политике.
Очевидной является слабая координация основных институтов регулирования миграционных процессов – государства, рынка труда и системы контрактных отношений, обусловленная в большей степени неотработанностью технологии их взаимодействия, недостаточностью нормативно-правовой базы и отсутствием четко прописанных и признанных целей и задач государственной миграционной политики.
Социальное проектирование в настоящее время активно применяется в решении миграционных вопросов ряда регионов России в рамках реализации Государственной целевой программы содействия переселению соотечественников.
Основой московской миграционной модели остается подтвердивший свою эффективность программно-целевой подход, позволяющий решать конкретные задачи в сфере экономики, демографического и социального развития.
Можно констатировать, что социальное проектирование, как один из методов в системе государственного управления миграционным поведением населения полностью себя оправдывает, т.к. на основе модернизированной правовой базы регулирования миграционных процессов в России, позволяет достаточно оперативно реагировать на изменения миграционной ситуации. Методологическая и методическая основа применения социального проектирования в этой сфере разработана и может быть применена при восстановлении практики разработки федеральных и региональных среднесрочных миграционных программ.


Список использованной литературы
Указ Президента РФ от 19.07.2004 N 928  (ред. от 31.10.2009)  "Вопросы Федеральной миграционной службы"  (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) //  "Собрание законодательства РФ", 26.07.2004, N 30, ст. 3150.
Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351  "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" //  "Собрание законодательства РФ", 15.10.2007, N 42, ст. 5009
Постановление Правительства Москвы от 21.08.2007 N 711-ПП  (ред. от 29.12.2009)  "О Московской городской целевой миграционной программе на 2008-2010 годы" //  "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 50, 12.09.2007
Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция: сущность и явление. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. - 296с
Бреева Б. Б. Основы демографии: Учебное пособие / Е. Б. Бреева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. — 388 с.
Войцеховский Н.С. Различные подходы в социальном проектировании // Вестник Балтийской педагогической академии. Вып. 85. СПб.: БПА, 2008. – С.111-114
Демографический ежегодник России. 2010: Стат. сб./ Росстат. – M.,2010. – 525 c.
Ельмеев В. Я., Овсянников В.Г.Прикладная социология: Очерки методологии. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство С.-Петербургского государственного университета, 1999. - 296 с.
Ефимов, А. Г., Кацан, В. Н. Влияние миграции населения на региональный рынок труда и особенности государственного регулирования миграционных потоков в современной России // Проблемы и перспективы развития социально-экономических систем : [сборник научных трудов] / Федер. агентство по образованию, Курс. гос. техн. ун-т [и др.] ; под общ. ред. М. В. Шатохина. - Курск: КГТУ - Вып. 2. - 2010. – С. 19 – 27.
Жадько Н.В. Программы поддержки библиотек: Как получить грант / Ин-т "Открытое о-во"; Сост. Е.В Зеленцова. — М., 1999. — 39 с.
Катаева В.И. Социальное проектирование в муниципальных образованиях / В. И. Катаева; Департамент семейн. и молодеж. политики г. Москвы, Науч.-метод. центр социал.-воспитат. работы. - Москва: Кейп Паблишерз, 2009. – С.4-5
Костко Н. А. Социальное проектирование как элемент управления развитием региона. - Тюмень: тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права, 2004. - 117 с.
Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. - Ростов н/Д: "Феникс", 2001. - 416с.
Лукс Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Самара: Изд-во “Самарский университет”, 2003. – 278 с.
Миграция и трудовая мобильность // Гончаров, В. С. Анализ территориальной мобильности трудовых ресурсов / В. С. Гончаров, С. Ю. Иванов ; Акад. труда и социал. отношений, Ин-т профсоюз. движения, Центр социол. исслед. - Москва: АТИСО, 2010. – 260с.
Назарова Е.А. Автореферат Автореф. дис. доктора. Социолог. наук. М., 2010. – 27с.
Политика регулирования миграционных процессов во второй половине XX - начале XXI века / А. С. Чесноков ; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. - 164,
Статистическое изучение миграции населения // Демографическая статистика: [учебник для вузов по специальности "Статистика" и другим экономическим специальностям / Бойко А. И., Брусникина С. Н., Егорова Е. А. и др.]. - Москва: КноРус, 2010. – С. 286 – 314.
Тараданов А.А. Социальные технологии в государственном и муниципальном управлении. Челябинск: ЧГУ, 2008. – 243 с.
Топилин А.В., Малаха И.А. Миграция высококвалифицированных кадров // Народонаселение. 2011. № 2. С. 62—65;












2

Список использованной литературы
1.Указ Президента РФ от 19.07.2004 N 928 (ред. от 31.10.2009) "Вопросы Федеральной миграционной службы" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) // "Собрание законодательства РФ", 26.07.2004, N 30, ст. 3150.
2.Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" // "Собрание законодательства РФ", 15.10.2007, N 42, ст. 5009
3.Постановление Правительства Москвы от 21.08.2007 N 711-ПП (ред. от 29.12.2009) "О Московской городской целевой миграционной программе на 2008-2010 годы" // "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 50, 12.09.2007
4.Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция: сущность и явление. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. - 296с
5.Бреева Б. Б. Основы демографии: Учебное пособие / Е. Б. Бреева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. — 388 с.
6.Войцеховский Н.С. Различные подходы в социальном проектировании // Вестник Балтийской педагогической академии. Вып. 85. СПб.: БПА, 2008. – С.111-114
7.Демографический ежегодник России. 2010: Стат. сб./ Росстат. – M.,2010. – 525 c.
8.Ельмеев В. Я., Овсянников В.Г.Прикладная социология: Очерки методологии. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство С.-Петербургского государственного университета, 1999. - 296 с.
9.Ефимов, А. Г., Кацан, В. Н. Влияние миграции населения на региональный рынок труда и особенности государственного регулирования миграционных потоков в современной России // Проблемы и перспективы развития социально-экономических систем : [сборник научных трудов] / Федер. агентство по образованию, Курс. гос. техн. ун-т [и др.] ; под общ. ред. М. В. Шатохина. - Курск: КГТУ - Вып. 2. - 2010. – С. 19 – 27.
10.Жадько Н.В. Программы поддержки библиотек: Как получить грант / Ин-т "Открытое о-во"; Сост. Е.В Зеленцова. — М., 1999. — 39 с.
11.Катаева В.И. Социальное проектирование в муниципальных образованиях / В. И. Катаева; Департамент семейн. и молодеж. политики г. Москвы, Науч.-метод. центр социал.-воспитат. работы. - Москва: Кейп Паблишерз, 2009. – С.4-5
12.Костко Н. А. Социальное проектирование как элемент управления развитием региона. - Тюмень: тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права, 2004. - 117 с.
13.Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. - Ростов н/Д: "Феникс", 2001. - 416с.
14.Лукс Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Самара: Изд-во “Самарский университет”, 2003. – 278 с.
15.Миграция и трудовая мобильность // Гончаров, В. С. Анализ территориальной мобильности трудовых ресурсов / В. С. Гончаров, С. Ю. Иванов ; Акад. труда и социал. отношений, Ин-т профсоюз. движения, Центр социол. исслед. - Москва: АТИСО, 2010. – 260с.
16.Назарова Е.А. Автореферат Автореф. дис. доктора. Социолог. наук. М., 2010. – 27с.
17.Политика регулирования миграционных процессов во второй половине XX - начале XXI века / А. С. Чесноков ; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. - 164,
18.Статистическое изучение миграции населения // Демографическая статистика: [учебник для вузов по специальности "Статистика" и другим экономическим специальностям / Бойко А. И., Брусникина С. Н., Егорова Е. А. и др.]. - Москва: КноРус, 2010. – С. 286 – 314.
19.Тараданов А.А. Социальные технологии в государственном и муниципальном управлении. Челябинск: ЧГУ, 2008. – 243 с.
20.Топилин А.В., Малаха И.А. Миграция высококвалифицированных кадров // Народонаселение. 2011. № 2. С. 62—65;

Вопрос-ответ:

В чем заключается сущность социального проектирования в системе государственного управления миграционным поведением населения в России?

Социальное проектирование в системе государственного управления миграционным поведением населения в России заключается в разработке и реализации мер и программ, направленных на регулирование миграционных процессов и создание условий для адаптации и интеграции мигрантов в российское общество.

Какие аспекты включает алгоритм текста социального проекта в системе государственного управления миграционным поведением населения в России?

Алгоритм текста социального проекта включает в себя различные этапы, такие как анализ текущей демографической ситуации, исследование миграционных процессов, определение целей и задач проекта, разработка мер и программ, оценка эффективности и контроль за реализацией проекта.

Какова современная демографическая ситуация в России и как она влияет на миграционные процессы?

Современная демографическая ситуация в России характеризуется низким уровнем рождаемости, высокой смертностью и старением населения. Это создает демографический дефицит и сокращение численности населения. Из-за этого Россия сталкивается с необходимостью привлечения мигрантов для заполнения рабочей силы, остановки убыли населения и поддержания экономического роста.

Какие виды миграции населения внутри России существуют и почему они являются актуальными для системы государственного управления?

Внутрироссийская миграция населения может быть временной и постоянной. Она связана с переселением людей из одного региона в другой внутри страны. Эти виды миграции являются актуальными для системы государственного управления, так как они влияют на социально-экономическое развитие регионов, требуют разработки мер и программ по поддержке мигрантов и созданию условий для их интеграции в новое место жительства.

Что входит в компетенцию государственного управления миграционным поведением населения?

В компетенцию государственного управления миграционным поведением населения входит разработка и реализация миграционной политики, контроль и регулирование миграционных процессов, создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и предоставление социальной поддержки.

Какова цель социального проектирования в системе государственного управления миграционным поведением населения в России?

Целью социального проектирования в системе государственного управления миграционным поведением населения в России является создание эффективных механизмов и инструментов для улучшения социально-демографической ситуации, обеспечения устойчивого развития страны и повышения качества жизни населения.

Какие аспекты включает в себя социальное проектирование?

Социальное проектирование включает в себя различные аспекты, такие как анализ демографической ситуации, исследование миграционных процессов, определение проблемных областей и потенциальных рисков, разработка и реализация мер и программ, направленных на решение этих проблем, а также оценка эффективности этих мер и корректировка планов в соответствии с результатами.

Какова демографическая ситуация в современной России?

Демографическая ситуация в современной России характеризуется негативными тенденциями, такими как сокращение населения, старение населения, низкая рождаемость и высокая смертность. Эти факторы оказывают негативное влияние на социально-экономическое развитие страны и требуют принятия мер для ее изменения.

Какие миграционные процессы наблюдаются в современной России?

В современной России наблюдаются различные миграционные процессы, включая внутрироссийскую миграцию населения, международную миграцию, трудовую миграцию и др. Эти процессы имеют свои особенности и требуют системного подхода к управлению.

Какое место занимает государственное управление миграционным поведением населения в системе социального проектирования в России?

Государственное управление миграционным поведением населения занимает важное место в системе социального проектирования в России. Оно позволяет разрабатывать и реализовывать эффективные меры и программы, направленные на регулирование миграционных процессов, улучшение демографической ситуации и обеспечение устойчивого развития страны.