Активизация речевой деятельности у детей 5-6 лет с ЗПР стредствами АФВ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 55 55 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 05.04.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Теоретические основы активизации речевой деятельности у детей 5-6 лет с ЗПР
1.1. Возрастные психофизиологические характеристики детей 5-6 летнего возраста
1.2. Специфические закономерности особенностей психики детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии
1.3. Физиологические основы взаимосвязи нарушений психики с функциями моторики у детей старшего дошкольного возраста
1.4. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Методы и организация исследования
2.3.Коррекционная программа АФК для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Глава 3. Анализ результатов исследования
3.1. Измерение показателей речевого развития детей с ЗПР
3.2. Обсуждение результатов
Выводы
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Далее следуют знакомство с новыми произведениями и их разучивание, повторение ранее заученных песен. Выработка певческих навыков достигается с помощью упражнений, которые даются в определенной последовательности, по линиипостепенного усложнения задач.На каждом занятии дети играют в народныеигры («Баба-яга», «Бояре», «Коршун», «Гуси-лебеди»), воспитывающие характер, волю, развивающие нравственные чувства, укрепляющие ребенка физически.Заключительная часть занятия дает положительный эмоциональный заряд.Чрезвычайно важна координация движений.Научившись делать простые шаги, притопы, дети переходят к более сложным комбинациям.После того как дети наработали некоторый запас разнообразных движений и овладели достаточной свободой корпуса, когда руки уже не мешают, а помогают исполнению, можно приступать к постановке танца в тех случаях, когда этонеобходимо.Хороводные песни педагоги ДОУ стараются разнообразить различными видами хороводов: «змейка»,«стенка на стенку», хоровод с платками, лентами,«улитка», «плетень». А в плясовых используют различный шаг, притопы. Специалистами замечено, что приисполнении песни дети становятся раскованнее иестественнее, а действо – ярче и динамичнее.План музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста следующий: Народная хореография: «Калинка» (пляска); «Блины» (некрасовскийхоровод); «Светит месяц» (облегченный вариант); «Ой, сад во дворе» (кадриль); бытовые танцы (полька, краковяк).Фольклорные игры:«Как у дяди Трифона», «Золотые ворота», «Лавата», «Бояре», «Дударь», «Пряничная доска».Глава 3. Анализ результатов исследования3.1. Сравнительный анализ показателей активизации речи у дошкольников с ЗПР на этапе констатирующего и формирующего экспериментаДля оценки эффективности использования фольклора на занятиях АФК было проведено сравнение уровня речевой деятельности дошкольников 5-6 лет с ЗПР до и после эксперимента в контрольной группе (КГ), где занятия строились согласно существующим в теории и методике рекомендациям (п = 15), и экспериментальной (ЭГ), в которой занятия проводились по коррекционной программе (п = 15). Во – первых, нами повторно исследовалась моторная деятельность детей 5-6 лет с ЗПР.Таблица 3.Показатели уровня развития общей моторики ребенка с ЗПР экспериментальной группы после эксперимента (п- 15 чел)Показатели«+» - ребенок с заданием справился,%«-» - ребенок с заданием не справился,%«» - ребенок с заданием справился, но не полностью, %Общее количествобаллов,%Различные виды ходьбыНа носках – руки вверх701020100На пятках – руки за голову701020100На наружной стороне стопы – руки на поясе100Маршировать под счет801010100ПрыжкиНа 2-х ногах на месте701020100На 2-х ногах с продвижением вперед603010100На левой ноге602020100На правой ноге701020100Подбросить мяч (поймать 2-мя руками)2-мя руками801010100Левой рукой602020100Правой рукой801010100Переключение с одного движения на другоеправая рука на поясе – левая на голове603010100правая рука на голове – левая на поясе603010100Выполнение серии двигательных упражненийИ.П.: о.с.. руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, подняться на носки; 3 - руки в стороны; 4 – И.п.801010100По показу801010100По инструкции701020100И.П.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 – руки в стороны; 2 – наклон к правой (левой ) ноге, коснуться пальцами рук носков ног; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – И.п.701020100По показу801010100По инструкции603010100И.П.: о.с., руки на поясе. 1 – присесть, руки вынести вперед; 2 – И.п.603010100По показу603010100По инструкции405020100Фонетическая ритмикаУтром дети в лес пошли(Шаги с высоким подниманием ног)И в лесу грибы нашли.(Равномерное приседание)Наклонялись, собирали – (Наклоны вперед)По дороге растеряли!(Разведение рук в стороны)9055100Дыхательная гимнастикаИ.П.: о.с., руки опущены. 1-2 – поднять руки через в стороны вверх, вдох через нос; 3-4 – опустить руки через стороны, выдох через рот.9055100Система оценок: «+» - ребенок с заданием справился; «-» - ребенок с заданием не справился; «» - ребенок с заданием справился, но не полностью.Анализ показателей таблицы позволил выявить различие междупоказателями уровней развития общей моторики ребенка с ЗПР экспериментальной и контрольной групп после эксперимента. Прирост обнаружился у детей с ЗПР из экспериментальной группы.Рис. 1. Сравнение показателей развития общей моторики детей с ЗПР до и после эксперимента.Во-вторых,нами исследовался уровень сформированности словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.Методика исследования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР состояла в том, что ребенку предлагалось в течение 5 минут составить слова на звук «а». Ребенок произносил слова, а экспериментатор отмечал в бланке количество названных слов.Критерии оценки: высокий уровень - ребенок составил и произнес более 12 слов на звук «а»;средний уровень - ребенок составил и произнес от 8 до 11 слов на звук «а»;низкий уровень - ребенок составил (с помощью экспериментатора) и произнес до 7 слов на звук «а». В – третьих, нами исследовался уровень развития взаимосвязи мышления и речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.Методика исследования взаимосвязи мышления и речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР состояла в том, что ребенку предлагалось в течение 5 минут найти из предложенных ему картинокс фруктами и овощами слова на звук «к». Ребенок показывал картинку с фруктами и овощами - произносил слова, а экспериментатор отмечал в бланке количество названных слов.Критерии оценки: высокий уровень - дети правильно называют более 12 видов фруктов и овощей, например: яблоко, абрикос, тыква, киви, кукуруза, картошка, капуста, морковь, петрушка, кабачок, баклажан, лук, укроп и т. д.средний уровень - дети дают правильный ответ после оказания помощи воспитателем, учителем (называют 8-11фруктов и овощей с помощью экспериментатора).низкий уровень - называют все фрукты и овощи, которые знают, если и называют 1-2 слова с правильным ответом: с буквой «к», то не выделяют необходимый звук «к». Не выделяют ни овощи, ни фрукты, иногда молчат и не могут ничего сказать.Таблица 4Распределение детей контрольной и экспериментальной групп по уровню речевого развития до проведения экспериментаУровни развития речевой деятельностиЭкспериментальная группа (п=15 чел)Контрольная группа (п=15 чел)количество%количество%высокий----средний747640низкий853960Рис. 2.Распределение детей контрольной и экспериментальной групп по уровню речевого развития до проведения экспериментаТаблица 5Распределение детей контрольной и экспериментальной групп по уровню речевого развития после проведения экспериментаУровни развития речевой деятельностиЭкспериментальная группа (п=15 чел)Контрольная группа (п=15 чел)количество%количество%высокий213--средний960960низкий427640Рис. 3. Распределение детей контрольной и экспериментальной групп по уровню речевого развития после проведения эксперимента3.2. Обсуждение результатовРезультаты экспериментальной проверки показали положительное эффективное влияние коррекционной программы АФК на активизацию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Так, к концу эксперимента у детей экспериментальной группы произошли улучшения в уровне речевой деятельности: по высокому уровню с 0% до 13%; по среднему уровню с 47% до 60%. Снижение по низкому уровню развития с 53% до 27% (в 2 раза).Эффективность коррекционной программы АФК подтверждается результатами оценки статических и динамических функций развития речи ребенка с ЗПР. Так, к концу эксперимента достоверные различия (p<0,05) между группами обнаружены по показателям: «исследования словарного запаса» tр=2,56 и «взаимосвязи мышления и речи» tр =7,07.Анализируя результаты коррекционной программы АФКна активизацию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, можно констатировать, что в показателях речевой активности (объем - tр =7,95 и интенсивность - tр =5,33) детей экспериментальной группы произошли достоверные изменения в сторону улучшения, по сравнению с детьми контрольной группы, у которых данные параметры практически не изменились.Об эффективности использования коррекционной программы АФКсудили по показателям речевой плотности занятия (увеличилась на 16,6%), и двигательной плотности (увеличилась на 23,4%). Экспериментальная проверка коррекционной программы по АФК для детей старшего дошкольного возраста по активизации речевой деятельности позволила представить результаты педагогического эксперимента. Обобщенные результаты эффективности применения коррекционной программы по АФК для детей старшего дошкольного возраста по активизации речевой деятельности в таблице 6.Таблица 6Статистические показатели по тесту Пирсона в экспериментальной и контрольной группахПараметрыЭкспериментальная группаКонтрольная группаНачало эксп.Окончание эксп.Начало эксп.Окончание эксп.1513,414,615,6σх1,21,451,11,53vх8,0510,97,69,8Sх0,360,440,330,46tр (начало эксп)p0,82> 0,05tр (оконч. эксп)p3,2<0,05tр (началои окончание эксп)p10,1<0,054,9<0,05Как видно из табл.5 статистическая обработка исходных показателей (до эксперимента) между двумя группами не выявила достоверных различий по тесту Пирсона (p>0,05). Разница показателей между показателями (начало эксперимента) и (окончание эксперимента) в экспериментальной группе достоверна (p<0,05), в контрольной группе (при незначительном улучшении показателей) - достоверна (p<0,05), в конце эксперимента между экспериментальной и контрольной группами - достоверна (p<0,05).Положительная корреляционная взаимосвязь параметров двигательного режима детей с ЗПР и показателей активизации речевой деятельности обусловлена взаимосвязью физической (двигательной) активности ребенка и его психических качеств.ВыводыВ ходе теоретического и экспериментального этапов в исследовании нами определено, что развитиемузыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста происходит, согласно закономерностям становления психологических новообразований в дошкольном возрасте у ребенка. Основным видом деятельности для детей старшего дошкольного возраста является игра, на что указывали авторы работ по психологии Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.С. Мухина и другие. Л.С. Выготским показано, что развитие способностей ребенка, в том числе речевых, возможно при обучении в «зоне ближайшего развития». Речевые способности ребенка развиваются, благодаря специально организованной социокультурной среде, в которой ребенок «погружен» в процесс творческой и исполнительской деятельности. Педагогические условия, среди которых выделяется программа физического воспитания и технология учебно-воспитательного процесса, усиливают эффект социокультурного окружения ребенка и способствуют становлению и развитию его речевых способностей.Опытно-экспериментальная работа, проводимая среди дошкольников с ЗПР с использованием фольклора на занятиях АФК, подтвердила тезис о том, что неспособных к восприятию фольклора детей не существует, что при специально организованном и целенаправленном воспитании, можно развивать речевые способности каждого ребенка.Для дифференцированного и индивидуального подхода в работе с дошкольниками нами определены уровни развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий). Каждому уровнюразвития речевых способностей соответствуют критерии, суть которых, заключается в иерархии качества проявления творческих и исполнительских способностей воспитанниками ДОУ.Анализ динамики показателейречевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР выявил положительную тенденцию в их увеличении по количественным и качественным критериям.Следовательно, динамика развития речевых способностей детей дошкольников с ЗПР подтвердила эффективность программы АФК с использованием фольклора.Подводя итог всему сказанному, следует напомнить о необходимости связи игры с жизнью;нужно научить детей естественно передаватьсвои мысли, естественно поступать, интонировать свою речь – это и есть конечная цель музыкального руководителя, а помочь ему в этом смогут все средства: слово, интонация, музыка, пение, движение, костюм, театр, пляска и народныеинструменты, игровой момент, присутствующийпочти в любой народной песне.Фольклорный праздникстановится итогомпроведенной работы. Дети любят выступать перед публикой. Каждый концерт – это большая радость и творческий отчет перед родителями, педагогами и самими собой. Ребенок учится чувствовать сцену, не бояться ее, вести себя естественнои непринужденно.В годовой план детского сада, помимоосновных праздников, включены четыре фольклорных: праздник урожая «Осенины», Рождество и Святки, Масленица, Троица. Русские календарные праздники – уникальная возможностьдля детей ежегодно погружаться в мир народныхпесен, танцев, обрядов. Дети получают огромноеудовольствие от встречи с прекрасным, самобытным народным искусством.На каждыйпериод ставится задача, в соответствии с которой определяются темы занятий и подбор репертуара. Изучение каждого раздела завершают досугиили фольклорныепраздники на календарные темы.Работа по включению фольклорного наследия в воспитаниедетей с ЗПР начата недавно, но уже видно положительное влияние на детей старшего дошкольного возраста:обогащается их эмоциональный опыт; общения друг с другом, развиваютсявосприятие, образное и ассоциативное мышление, воображение, память,воспитываются положительные качества личности.Таким образом, исследование по проблеме развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР достигло поставленной цели, гипотеза о том, что развитиемузыкальных способностей детей старшего дошкольного возрастабудет проходить более успешно в рамках физического воспитания по специально, разработанной программес использованием фольклора доказана.Список литературыАлябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2002.Бадалян Л.О. Невропатология: учебник для студ. дефектологич. факультетов высш. пед. учеб. заведений / Л.О. Бадалян. - 2-е изд.,испр. - М.: издат. центр «Академия», 2001. - 384 с.Бедненко В.С. Методы оценки и коррекции функционального состояния человека / под ред. В.А. Пономаренко. – М.: Русский врач, 2007. – 112 с.Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи . М.: Книголюб, 2004. - 55 с.Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / под ред. О. Г. Газенко, И. М. Фейгенберг / Н.А. Бернштейн. - М.: Наука, 1990. -495с.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. −М., 2006. − 464 с.Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М., 2004Выготский Л.С. Психология развития человека: учебное пособие- М.: ЭКСМО, 2006.-Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольного учреждения / Л. Д. Глазырина. В.А. Овсянкина. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос. 2001. – 176 с.Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: учеб. для студентов вузов / В.И. Дубровский. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 624 с.Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология. М, 2001.Жигорева М.В. Психолого-педагогическое изучение развития детей с комплексными нарушениями: Монография. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – 155 с.Зайцева В.В. Такие разные дети: Шаги физического развития - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 288с.Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – СПб.,2007Интеграция специалистов при коррекции речевых нарушений у детей: [Сборник] / Рост. гос. пед. ун-т; под общ. ред. М. А. Поваляевой. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2001. - 137 с.Каданцева Г. А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей шести лет /Г. А. Каданцева // Теория и практика физ. культуры. - 1993. - № 11-12. - С. 40-41.Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. - 2-е изд. - М., 1997.Лепешкина С.В. Особенности физического воспитания 5-6-летних детей с логопедическими нарушениями: автореф. дис.... канд. пед. наук; 13.00.04 МГАФК. - Малаховка, 2003. - 24 с.Лечебная физическая культура : справочник / под ред. В.А. Епифанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Медицина, 2004. – 592 с.: ил.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учеб. для высш. спец. физкультурных учеб. заведений / Л.П. Матвеев. – 4-е изд., стереотип. – СПб.: Лань, М.: Омега-Л, 2004. – 160 с.Мухина В.С. Возрастная психология: учебное пособие. - М.: Академия, 2007.Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 240 с. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - 4-е изд. М.: Академический Проект, 2004. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 c.Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие: В 3 ч.- 2 – е издание, стереотип. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. – 224 с. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. - 176с.Расин М. С. Динамика показателей физического развития мальчиков дошкольного возраста с учетом использования различных тренировочных программ / М. С. Расин, И. Г. Мальцева // Актуальные вопросы подготовки спортсменов высокой квалификации: тез. докл. V межвуз. науч. конф. молодых ученых. — Омск, 1987. - С. 34-35.Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. - М., 2005.Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, - М.: Мозаика-Синтез, 2010. Стрельцов В.П. Спортивно-оздоровительная тренировка старших дошкольников: проблемы и решения / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. - №3.- С.10-14.Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студентов пед. вузов. M.:Academia,2004. - 395с.Солодков А. С, Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. М., 2001.Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: изд. центр «Академия», 2005. - 192ПриложениеКОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯДля занимающихся воспитанников 5-6 летнего возрастас диагнозом ЗПРИнвентарь:мячи по количеству детей, 3 баскетбольные стойки.Вид и тип занятия:игры с элементами баскетболаОсновные задачи:Продолжать знакомить детей с правилами игры в баскетбол.Тренировать ведение мяча, ловлю и передачу мяча в паре и в шеренге; продолжать укреплять чувство мяча, совершенствовать бросок мяча в корзину.Развивать ловкость, координацию движений, быстроту реакции, глазомер; воспитывать внимание.Коррекционные задачи:Поддерживать положительный эмоциональный настрой; воспитывать дружеские взаимоотношения.Формировать интерес к играм с мячом.Развивать речевую активность ребенка№ п\пСодержаниеДозировкаМетодические приемы обучения, воспитания, организацииПодготовительная часть урока – 8 минБеседа на тему:«Что можно и чего нельзя в баскетболе»1 минСпрашивать детей о мячах. Подвижная игра «Дед Мазай».4-5 раз. Угадывание вида спорта по движениям.«Перебрасывание мяча в паре» (через волейбольную сетку) и «Подбрось шарик, положи кубик и поймай шарик».4 минОсновная часть – 30 минПодвижная игра «Сцепка вагонов» (с гимнастическими палками) 2 разаПодвижная игра. «Забрасывание в баскетбольную корзину парами» и «Метание в вертикальную цель».5 минПодвижная игра «Серпантин» (бег между игроками) 6 минПодвижная игра. «Играй, играй - мяч не теряй!»6 минПодвижная игра. «Три мяча по кругу».2 разаЗаключительнаячасть – 2 мин.Ходьба по периметру спортивного зала2 минКОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯДля занимающихся воспитанников 5-6 летнего возрастас диагнозом ЗПРИнвентарь:мячи по количеству детей.Вид и тип занятия:игры с элементами баскетболаОсновные задачи:Продолжать формировать интерес детей к играм с мячом и к игре в баскетбол.Тренировать ведение мяча с изменением направления движения; совершенствовать бросок в корзину после ведения.Коррекционные задачи:Поддерживать положительный эмоциональный настрой; Воспитывать дружеские взаимоотношения, целеустремленность.Развивать речевую активность ребенка№ п\пСодержаниеДозировкаМетодические приемы обучения, воспитания, организацииПодготовительная часть урока – 8 минБеседа на тему: «Кто разыгрывает мяч?»; «Нападаем- защищаемся»; «Штрафные броски»;1 минСпрашивать детей о мячах. Интеллектуальная игра «Угадай животное».4-5 раз. «По сигналу повернись и передай мяч».4 мин«Перебрасывание мяча в паре»: 1) через волейбольную сетку, 2) через вертикальный обруч30 разОсновная часть – 30 мин«Забрасывание в баскетбольную корзину после ведения». 5 минФронтально.Подвижная игра «Серпантин с мячом» (бег между игроками)6 минДве колонны. «Назови спортсмена».4 разаДети стоят по кругу«Подбрасывание и ловля мяча», «О пол ударь и поймай».6 минДети свободно передвигаются по залу, «Передача мяча зигзагом» (ударяя о пол).2 минДети стоят в шахматном порядкеЗаключительнаячасть – 2 мин.Ходьба по периметру спортивного зала2 мин

Список литературы

1.Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошколь¬ного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
2.Бадалян Л.О. Невропатология: учебник для студ. дефектологич. факультетов высш. пед. учеб. заведений / Л.О. Бадалян. - 2-е изд.,испр. - М.: издат. центр «Академия», 2001. - 384 с.
3.Бедненко В.С. Методы оценки и коррекции функционального состояния человека / под ред. В.А. Пономаренко. – М.: Русский врач, 2007. – 112 с.
4.Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи . М.: Книголюб, 2004. - 55 с.
5.Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / под ред. О. Г. Газенко, И. М. Фейгенберг / Н.А. Бернштейн. - М.: Наука, 1990. -495с.
6.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. ?М., 2006. ? 464 с.
7.Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М., 2004
8.Выготский Л.С. Психология развития человека: учебное пособие- М.: ЭКСМО, 2006.-
9.Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольного учреждения / Л. Д. Глазырина. В.А. Овсянкина. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос. 2001. – 176 с.
10.Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: учеб. для студентов вузов / В.И. Дубровский. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 624 с.
11.Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология. М, 2001.
12.Жигорева М.В. Психолого-педагогическое изучение развития детей с комплексными нарушениями: Монография. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – 155 с.
13.Зайцева В.В. Такие разные дети: Шаги физического развития - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 288с.
14.Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – СПб.,2007
15.Интеграция специалистов при коррекции речевых нарушений у детей: [Сборник] / Рост. гос. пед. ун-т; под общ. ред. М. А. Поваляевой. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2001. - 137 с.
16.Каданцева Г. А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей шести лет /Г. А. Каданцева // Теория и практи¬ка физ. культуры. - 1993. - № 11-12. - С. 40-41.
17.Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рожде¬ния до 17 лет): Учеб. пособие. - 2-е изд. - М., 1997.
18.Лепешкина С.В. Особенности физического воспитания 5-6-лет¬них детей с логопедическими нарушениями: автореф. дис.... канд. пед. наук; 13.00.04 МГАФК. - Малаховка, 2003. - 24 с.
19.Лечебная физическая культура : справочник / под ред. В.А. Епифанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Медицина, 2004. – 592 с.: ил.
20.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учеб. для высш. спец. физкультурных учеб. заведений / Л.П. Матвеев. – 4-е изд., стереотип. – СПб.: Лань, М.: Омега-Л, 2004. – 160 с.
21.Мухина В.С. Возрастная психология: учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
22.Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 240 с.
23.Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - 4-е изд. М.: Академичес¬кий Проект, 2004.
24.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 c.
25.Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие: В 3 ч.- 2 – е издание, стереотип. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. – 224 с.
26.Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
27.Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. - 176с.
28.Расин М. С. Динамика показателей физического развития мальчиков дошкольного возраста с учетом использования различных тренировочных программ / М. С. Расин, И. Г. Мальцева // Актуальные вопросы подготовки спортсменов высокой квалификации: тез. докл. V межвуз. науч. конф. мо¬лодых ученых. — Омск, 1987. - С. 34-35.
29.Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.
30.Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. - М., 2005.
31.Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
32.Стрельцов В.П. Спортивно-оздоровительная тренировка старших дошкольников: проблемы и решения / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. - №3.- С.10-14.
33.Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятель¬ность детей и подростков: учеб. пособие для студентов пед. вузов. M.:Academia,2004. - 395с.
34.Солодков А. С, Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. М., 2001.
35.Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заве¬дений. М.: изд. центр «Академия», 2005. - 192

Вопрос-ответ:

Какие психофизиологические характеристики свойственны детям 5-6 лет?

У детей 5-6 лет наблюдается активное развитие памяти и воображения, улучшение моторики и координации движений, а также усовершенствование интеллектуальных способностей.

Какие особенности психики детей 5-6 лет с нарушениями в развитии?

У детей 5-6 лет с нарушениями в развитии наблюдаются специфические закономерности особенностей психики, такие как задержка психомоторного и психического развития, общая недостаточность познавательных функций и замедленный темп усвоения материала.

Какова взаимосвязь нарушений психики с функциями моторики у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста с нарушениями психики часто наблюдается связь между нарушениями моторики и психики. Например, задержка развития моторики может отрицательно сказываться на развитии речи и познавательных функций.

Какие специфические особенности речевого развития у детей 5-6 лет?

У детей 5-6 лет наблюдается активное развитие речи, улучшение дикции и грамматических навыков, а также расширение словарного запаса и умение конструировать более сложные предложения.

Какие методы и средства можно использовать для активизации речевой деятельности у детей 5-6 лет с ЗПР?

Для активизации речевой деятельности у детей 5-6 лет с ЗПР можно использовать такие методы и средства, как игровые занятия, различные упражнения на развитие речи, работа с речевыми картинками и аудиоматериалами, использование компьютерных программ и интерактивных игр.

Какие возрастные психофизиологические характеристики есть у детей 5-6 лет?

Дети 5-6 лет находятся в переходном возрасте между ранним и школьным детством. Они активно развиваются физически, когнитивно и эмоционально. В этом возрасте дети становятся более самостоятельными, у них формируются основы социального поведения, развивается фантазия, воображение и креативность. Также в этом возрасте дети активно осваивают речь и язык.

Какие специфические закономерности особенностей психики у детей 5-6 лет с нарушениями в развитии?

У детей 5-6 лет с нарушениями в развитии могут присутствовать различные специфические особенности психики. Например, у них может быть ограниченное восприятие и понимание речи, затруднения в формировании связного высказывания, нарушения фонематического слуха и др. В связи с этим, активизация речевой деятельности у таких детей играет особую роль и требует специальных методик и подходов.

Какие физиологические основы взаимосвязи нарушений психики с функциями моторики у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста с нарушениями психики могут наблюдаться связанные с этим нарушения моторики. Например, у них может быть нарушено координация движений, моторная неуклюжесть или затрудненное выполнение мелкой моторики. Эти физиологические основы связаны с неполноценным развитием определенных участков мозга и требуют специальных мер для активизации речевой деятельности.

Какие особенности речевого развития могут быть у детей 5-6 лет?

У детей 5-6 лет речевое развитие обычно находится на стадии формирования связной речи. Они начинают использовать более сложные предложения, правильно употреблять падежи, склонять слова и использовать грамматические правила. Однако, у детей с нарушениями в развитии могут быть затруднения в овладении этими навыками. Поэтому, активизация речевой деятельности таких детей особенно важна для их дальнейшего развития.

Какие психофизиологические характеристики свойственны детям 5-6 летнего возраста?

Дети 5-6 лет находятся в переходном возрасте между дошкольным и младшим школьным возрастом. Они активно формируют свои психофизические способности и становятся все более самостоятельными и социально адаптированными. В этом возрасте дети уже обладают достаточной физической силой, координацией движений и развитыми зрительно-моторными навыками. Они уже могут выполнять сложные двигательные задачи, а также контролировать свои эмоции и поведение. Это время активного познания окружающего мира и развития речи.

Какие специфические особенности психики детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии?

Дети младшего школьного возраста с нарушениями в развитии обладают своими особенностями психики. Они могут иметь проблемы в развитии коммуникативных навыков, интеллекта, эмоциональной сферы и поведения. Некоторые из них могут испытывать трудности в усвоении материала в школе, проблемы в общении с окружающими, а также в самоорганизации и саморегуляции. Важно учитывать эти особенности и создавать специальные условия для активизации речевой деятельности у детей с ЗПР.