Молодежь и государство: проблемы самоидентификации.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 19 19 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 12.11.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
1.1. Государство в мировоззрении современной молодежи
1.2. Негативные тенденции в молодежной среде
1.3. Возможные пути воздействия на существующие негативные тенденции в среде молодежи
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Основные принципы молодежной политики
2.2. Нормативно-правовая база молодежной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Однако в течение двух лет, прошедших с момента внесения законопроекта в Государственную Думу, проект не был принят даже в первом чтении в нарушение сроков, установленных постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 года – 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 107).
Несмотря на то, что молодежь в значительной своей части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, которая выгодно отличает ее от других групп населения, нормативно-правовое регулирование молодежной политики осуществляется в основном на подзаконном уровне. К числу указанных актов можно отнести: Указ Президента РФ от 18 сентября2008 года – 1383 «О проведении в Российской Федерации Года молодежи»; Указ Президента РФ от 16 мая 1996 года – 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», регулирующий вопросы, связанные с оказанием государственной поддержки общественным объединениям, ведущим работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи; Указ Президента РФ от 6 апреля 2006 года – 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», определяющий порядок выплаты и размер премий для поддержки талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет; Указ Президента РФ от 12 апреля 1993 года – 443 «О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования», принятый в целях сохранения и развития интеллектуального потенциала Российской Федерации и усиления государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования и др.
Статья 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года – 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» в число полномочий Правительства Российской Федерации в социальной сфере включает меры по реализации молодежной политики. Осуществляя указанные полномочия, Правительство РФ приняло постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 года – 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 года – 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях», определяющее основные задачи военно-патриотического объединения, к числу которых отнесены: участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи; воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности родине, готовности к служению отечеству и его вооруженной защите; изучение истории и культуры отечества и родного края; участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечению памяти защитников отечества; передача и развитие лучших традиций российского воинства; противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде; физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни; участие в подготовке граждан к военной службе и др.
Отдельные вопросы, касающиеся сферы молодежной политики, урегулированы ведомственными актами, в том числе приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 23 декабря 2008 года – 72 «Об утверждении Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации», Методическими рекомендациями Департамента молодежной политики и общественных связей Минспорттуризма России по обеспечению занятости молодежи в рамках реализации антикризисных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, от 20 апреля 2009 года – 332/05.
Особую роль в отсутствие федерального закона о молодежи и молодежной политике играют федеральные программы о молодежи. Так, Федеральная целевая программа «Культура России (2006 – 2010 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 года – 740, в числе прочих в качестве цели провозглашает сохранение и развитие системы художественного образования, поддержку молодых дарований; Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом от 10 апреля 2000 года – 51-ФЗ, определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации.
Вызывает обеспокоенность тот факт, что действие программ, принятых на определенный срок, который к настоящему моменту истек, не возобновится. В частности, Федеральная программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 года – 1015, в настоящее время не действует, а Федеральная целевая программа «Молодежь России на 2006–2010 годы» была отклонена Правительством РФ.
На региональном уровне ситуация несколько иная. В субъектах РФ принимаются как специальные акты о молодежи, так и законы по отдельным вопросам в области молодежной политики.
Основная проблема правового регулирования молодежной политики на региональном уровне связана с отсутствием законодательного регулирования молодежной политики на федеральном уровне. Как показывает практика, региональное законодательство не способно урегулировать весь комплекс мер в данной области, в силу чего необходимость принятия федерального закона о молодежи безусловна. Сейчас отсутствует четкое закрепление понятия «молодежь», в различных регионах даже возрастные рамки молодого гражданина регулируются по-разному. К примеру, в Санкт-Петербурге молодым считается человек в возрасте от 14 до 25 лет, а в Приморском крае – от 14 до 30 лет. Отсутствие понятийного аппарата до настоящего времени не дает возможности внести соответствующие изменения в законы Российской Федерации. Отсутствие определений в федеральном законодательстве понятий «молодежь», «молодые граждане», «работа с молодежью», «государственная молодежная политика» и др. создает значительные трудности в осуществлении Правительством Российской Федерации полномочий по реализации молодежной политики, а государственными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления – полномочий по реализации программ и мероприятий по работе с молодежью.
Органы местного самоуправления осуществляют нормативное регулирование вопросов, касающихся прав молодежи, в рамках полномочий, определенных Федеральным законом от 6 октября 2003 года – 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, молодежь в данное время реально не рассматривается в качестве стратегического ресурса в демократическом продвижении страны ни на государственном, ни на общественном уровнях. В процессе проводимых в стране реформ в основной своей массе молодые люди оказались на обочине основных трансформационных процессов, представленные самим себе, что, естественно, сказалось на характере их общей и политической социализации, формировании гражданских качеств и политических установок. Молодежь не устраивает нынешняя социально несбалансированная политика государства, бюрократизм власти, отсутствие четкой молодежной политики и рост преступности. Фрагментарность, размытость, амбивалентность сознания значительной части российской молодежи обусловлена последствиями радикальной структурной трансформации социально-экономических отношений.
Реализация активной социальной политики требует внедрения новых механизмов, форм и методов работы. Поэтому в центре внимания государства должны находиться вопросы создания учреждений социального обслуживания нового типа, способных оказать молодым семьям и молодёжи широкий спектр социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских услуг. Неспособность решить эти проблемы ведёт к потере значительной части молодого поколения как активной силы для дальнейшего прогрессивного развития общества.
Государственную молодежную политику необходимо рассматривать в ряду вопросов стратегического развития всего общества, наращивания его творческого потенциала и инновационных ресурсов. Она, как особая отрасль социальной политики в России, способствует социализации российской молодежи, ее полноценному включению в общественные процессы
На основе анализа действующей системы нормативных правовых актов в области молодежной политики можно сделать вывод о существовании некоторых проблем нормативного правового регулирования. Не вызывает сомнения необходимость принятия комплексного федерального закона о молодежи, направленного на регулирование вопросов, касающихся удовлетворения потребностей молодежи, выстраивающего технологию оказания услуг центральной фигуре закона – молодому человеку. Этот закон должен характеризоваться отсутствием абстрактных и декларативных норм, в силу того, что проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди в жизни, трудоустройства, получения образования, жилищные проблемы требуют совершенно конкретных путей разрешения. Не вызывает сомнения также необходимость разработки целевых программ, касающихся молодежи, реализация которых в настоящее время приостановлена. В первую очередь речь идет о федеральной целевой программе «Молодежь России», т.к. в конечном счете создание целостной и непротиворечивой системы нормативных правовых актов в области молодежной политики – обязанность государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Стратегия государственной молодежной политики до 2016 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года – 1760 р // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). 2006. – №52 (ч. III). – Ст. 5622.
Постановление Верховного Совета Российской Федерации – 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое было принято еще в 1993 году // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – №25. – Ст. 903.
Зуляр Р. Правовые основы современной государственной молодежной политики в Российской Федерации // Сибирский юридический вестник. – 2010. – № 3. – С. 16-20.
Курдюк П., Егупова М. Проблемы правового регулирования молодежной политики в Российской Федерации // Юристъ-Правоведъ. – 2010. – № 1. – С. 32-37.
Немерюк А. О молодёжной политике в современной России. – Власть. – 2009. – №4. – С. 103-105.
Касьянов В. Государство, политика, молодежь // Теория и практика общественного развития. – 2008. – №1. – С. 22-25.
Молодежь России в начале XXI века. – М.: РУДН, 2007. – 430 с.
Горшков М., Шереги Ф. Молодежь России: социологический портрет. – М.: Инстититут социологии РАН, 2010. – 592 с.
Омельченко Е. Молодежь России: из ХХ в ХХI век // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2007. – №3. – С. 82-87.
Федеральный закон от 28 июня 1995 года – 98 ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // СЗ РФ. – 1995. – №27. – Ст. 2503.
Молодежь России в начале XXI века. – М.: РУДН, 2007. – С. 54.
Немерюк А. О молодёжной политике в современной России. – Власть. – 2009. – №4. – С. 103.
Омельченко Е. Молодежь России: из ХХ в ХХI век // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2007. – №3. – С. 82.
Касьянов В. Государство, политика, молодежь // Теория и практика общественного развития. – 2008. – №1. – С. 22.
Горшков М., Шереги Ф. Молодежь России: социологический портрет. – М.: Инстититут социологии РАН, 2010. – С. 162.
Молодежь России в начале XXI века. – М.: РУДН, 2007. – С. 143.
Там же. – С. 145.
Горшков М., Шереги Ф. Молодежь России: социологический портрет. – М.: Инстититут социологии РАН, 2010. – С. 415.
Зуляр Р. Правовые основы современной государственной молодежной политики в Российской Федерации // Сибирский юридический вестник. – 2010. – № 3. – С. 16.
Горшков М., Шереги Ф. Молодежь России: социологический портрет. – М.: Инстититут социологии РАН, 2010. – С. 355.
Немерюк А. О молодёжной политике в современной России. – Власть. – 2009. – №4. – С. 104.
Омельченко Е. Молодежь России: из ХХ в ХХI век // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2007. – №3. – С. 84.
Касьянов В. Государство, политика, молодежь // Теория и практика общественного развития. – 2008. – №1. – С. 24.
Стратегия государственной молодежной политики до 2016 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года – 1760 р // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). 2006. – №52 (ч. III). – Ст. 5622.
Курдюк П., Егупова М. Проблемы правового регулирования молодежной политики в Российской Федерации // Юристъ-Правоведъ. – 2010. – № 1. – С. 33.
Там же. – С. 34.
Федеральный закон от 28 июня 1995 года – 98 ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // СЗ РФ. – 1995. – №27. – Ст. 2503.
Постановление Верховного Совета Российской Федерации – 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое было принято еще в 1993 году // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – №25. – Ст. 903.
Зуляр Р. Правовые основы современной государственной молодежной политики в Российской Федерации // Сибирский юридический вестник. – 2010. – № 3. – С. 17.
Там же. – С. 18.
Касьянов В. Государство, политика, молодежь // Теория и практика общественного развития. – 2008. – №1. – С. 24.
Зуляр Р. Правовые основы современной государственной молодежной политики в Российской Федерации // Сибирский юридический вестник. – 2010. – № 3. – С. 19.












3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Стратегия государственной молодежной политики до 2016 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года – 1760 р // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). 2006. – №52 (ч. III). – Ст. 5622.
2.Постановление Верховного Совета Российской Федерации – 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое было принято еще в 1993 году // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – №25. – Ст. 903.
3.Зуляр Р. Правовые основы современной государственной молодежной политики в Российской Федерации // Сибирский юридический вестник. – 2010. – № 3. – С. 16-20.
4.Курдюк П., Егупова М. Проблемы правового регулирования молодежной политики в Российской Федерации // Юристъ-Правоведъ. – 2010. – № 1. – С. 32-37.
5.Немерюк А. О молодёжной политике в современной России. – Власть. – 2009. – №4. – С. 103-105.
6.Касьянов В. Государство, политика, молодежь // Теория и практика общественного развития. – 2008. – №1. – С. 22-25.
7.Молодежь России в начале XXI века. – М.: РУДН, 2007. – 430 с.
8.Горшков М., Шереги Ф. Молодежь России: социологический портрет. – М.: Инстититут социологии РАН, 2010. – 592 с.
9.Омельченко Е. Молодежь России: из ХХ в ХХI век // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2007. – №3. – С. 82-87.
10.Федеральный закон от 28 июня 1995 года – 98 ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // СЗ РФ. – 1995. – №27. – Ст. 2503.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы с самоидентификацией молодежи рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются проблемы самоидентификации молодежи в контексте ее взаимоотношений с государством. Авторы выделяют негативные тенденции в молодежной среде и анализируют возможные пути воздействия на эти тенденции.

Как молодежь воспринимает государство сегодня?

Современная молодежь имеет различные взгляды на государство. Одни положительно относятся к правительству и считают его защитником и гарантом стабильности. Другие молодые люди испытывают недоверие к власти и рассматривают государство как источник проблем и ограничений.

Какие негативные тенденции наблюдаются в молодежной среде?

В молодежной среде можно выделить такие негативные тенденции, как социальная изоляция, наркомания, алкоголизм, безработица, экстремизм и снижение интереса к общественной и политической жизни. Это серьезные проблемы, которые требуют внимания и решения.

Как можно воздействовать на негативные тенденции в среде молодежи?

Для борьбы с негативными тенденциями в среде молодежи можно использовать различные методы воздействия. Это может быть создание условий для самореализации молодых людей, развитие образовательных программ, организация молодежных центров и клубов, проведение антинаркотических и профилактических мероприятий, а также активная пропаганда здорового образа жизни.

Какое правовое регулирование существует в России в области молодежной политики?

В России существует нормативно-правовая база, регулирующая молодежную политику. Это включает в себя законы, указы и приказы, которые определяют основные принципы молодежной политики и обязанности государства в отношении молодежи. Однако, несмотря на это, в статье указывается на недостаточность и неэффективность существующего правового регулирования.

Какие проблемы существуют в самоидентификации молодежи?

Проблемы самоидентификации молодежи включают отсутствие ясного представления о своих ценностях и целях, недостаток самоуважения и уверенности, сложности в построении личностного проекта и определении места в обществе. Также часто возникают проблемы в формировании положительного самоощущения и развитии социальных навыков.

Какое отношение молодежь имеет к государству?

Отношение молодежи к государству разнообразно. Некоторые молодые люди проявляют активную гражданскую позицию и участвуют в политической жизни, другие относятся к государству равнодушно или с недоверием. Также существуют молодые люди, которые зависят от государственной поддержки и помощи.

Какие негативные тенденции существуют в молодежной среде?

В молодежной среде наблюдаются такие негативные тенденции, как повышенная уязвимость к влиянию экстремистских и националистических идей, распространение алкоголизма и наркомании, социальная и экономическая исключенность, рост безработицы среди молодежи. Также существуют проблемы с образованием и развитием молодых людей.

Что можно сделать для борьбы с негативными тенденциями в молодежной среде?

Для борьбы с негативными тенденциями в молодежной среде необходимо проводить системную работу. Важно создавать программы и проекты, направленные на профилактику алкоголизма и наркомании, поддержку здорового образа жизни и развитие социальных навыков. Также важно обеспечить доступ к образованию и трудоустройству, создать условия для самореализации молодых людей.