Отечественный опыт управления качеством

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Управление качеством
  • 36 36 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 21.04.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Теоретические основы систем управления качеством
1.1. Качество: понятие и экономическое содержание
1.2. Принципы построения системы управления качеством в организации
2. Оценка российского опыта управления качеством
2.1. Основные этапы развития отечественных систем управления качеством
2.2. Оценка система БИП и СБТ
2.3. Оценка системы КАНАРСПИ
2.4. Оценка системы НОРМ
2.5. Оценка системы КС УКП
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5

Фрагмент для ознакомления

При ОТК создавались рекламационно - исследовательские бюро, накапливающие и анализирующие информацию, поступающую на завод в качестве обратной связи.

2.5. Оценка системы КС УКП

К началу 70-ых годов был накоплен весьма существенный опыт по управлению качеством труда и продукции. Результатом обобщения и дальнейшего развития системного подхода стала разработанная в середине 70-х годов в результате совместного эксперимента, проводимого Госстандартом СССР и рядом промышленных предприятий Львовской области «комплексной системы управления качеством продукции» - КС УКП. Статус КС УКП – часть системы управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия (объединения).
КС УКП – это первая система управления качеством продукции, в которой организационно-технической основой управления стали стандарты предприятия. Это чрезвычайно важное, принципиально новое положение в совершенствовании механизма управления качеством продукции, создающее прочную основу для закрепления накопленного передового опыта и дальнейшего его развития. К сожалению, это достижение впоследствии и «погубило» идею, так как позволило бюрократическому аппарату всю деятельность свести к «бумаготворчеству».
 Цель КС УКП состоит в постоянном повышении технического уровня и качества продукции. Она достигается:
разработкой и освоением новых видов продукции, отвечающим по своим технико-экономическим показателям лучшим мировым образцам;
сокращением сроков создания и освоения новой техники;
обеспечением стабильного выпуска продукции в строгом соответствии требованиям нормативно-технической документации;
увеличением удельного веса продукции высшей категории качества;
оптимизацией номенклатуры и ассортимента продукции;
модернизацией и совершенствованием выпускаемой продукции;
своевременным снятием с производства или заменой морально устаревшей продукции [8;115].
Разработка и внедрение КС УКП состоит из трех этапов: подготовка к разработке системы; разработка; внедрение.
На первом этапе организуется техническая учеба руководителей и ведущих специалистов подразделений, которые будут участвовать в разработке системы. Проводится также обследование производства и анализ состояния дел по качеству продукции.
В процессе разработки и внедрения системы важное значение имеет осуществление мер, гарантирующих стабильность запланированного уровня качества на всех стадиях производства. Этому способствует внедрение современной технологии, аттестации рабочих мест, оборудования, оснастки, развитие метрологической базы и средств технического контроля, строгое соблюдение технологической и трудовой дисциплины, механизация вспомогательных работ и т.п. КС УКП предусматривает тесное взаимодействие изготовителей продукции с предприятиями-поставщиками комплектующих изделий, а также предприятиями, эксплуатирующими или использующими конечную продукцию.
КС УКП – эта первая система, в которой организационно-технической базой стали стандарты предприятия СТП.
В рамках КС УКП все СТП делились на общие и специальные.
Имел место также основной стандарт системы, Объединяющий суть всех СТП “КС УКП. Основные положения”.
Общие стандарты системы устанавливают:
порядок разработки и внедрения СТП;
порядок внедрения ГОСТ, ОСТ и РСТ;
порядок аттестации продукции;
порядок проведения дней качества.
Специальные стандарты системы регламентируют показатели, нормы и правила, определяющие выполнение конкретных функций.
КС УКП действовала через постоянную реализацию специальных функций  управления качеством: прогнозирование потребностей в продукции определенного технического уровня и качества, разработка и постановка продукции на производство, планирование повышения качества продукции, аттестация, метрологическое обеспечение, подбор, расстановка, воспитание и обучение кадров и др.. В рамках каждой специальной функции КС УКП был предусмотрен полный управленческий цикл: планирование работ по функции, организация выполнения работ, контроль и учет результатов, анализ оперативной и накопленной информации, оценка результатов, подготовка и принятие управленческих решений, оказание стимулирующих воздействий для полной реализации функции.
Комплексный подход к решению проблем качества в этой системе проявлялся в следующем:
во-первых, в процессе управления качеством разрабатывается и выполняется весь комплекс взаимосвязных организационных, технических, экономических, социальных и идеологических мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества;
во-вторых, мероприятия по управлению качеством продукции охватывают все стадии жизненного цикла (разработка, производство, обращение, эксплуатация или потребление);
в-третьих, мероприятия разрабатываются и внедряются во всех подразделениях предприятия, независимо от того, производственное это подразделение или вспомогательное;
в-четвертых, управление качеством продукции является неотъемлемой частью управления производством и осуществляется на всех уровнях управления (объединения, предприятия, цеха, участка, бригады).
Если сравнить КС УКП и МС ИСО 9000 то в результате сравнительного анализа нетрудно установить, что КС УКП и системы качества, соответствующие МС ИСО 9000 базируются на одних и тех же принципах. Внедрение стандартов ИСО серии 9000 — это не создание новой системы вместо отмененной КС УКП, а пусть радикальная, но все-таки, ее модернизация, осуществляемая без приостановки функционирования хотя бы на один день.
Основное несоответствие заключается в том, что системы качества, регламентированные стандартами ИСО, ориентированы на удовлетворение требований и запросов потребителя, а КС УКП – изготовителя. Причем это различие не ограничивается лишь сферой идеологии систем, а сказывается во всем – и в составе элементов управления, и в организационной структуре, и в характере их взаимодействия.
Чтобы стало ясно, о чем идет речь, достаточно сравнить, какую роль играет и каким образом реализуется в КС УКП и системах качества по МС ИСО функция изучения потребительского спроса. Известно, что обычно на отечественных предприятиях этому не уделяется должного внимания, тогда как в системах качества, построенных в соответствии со стандартами ИСО, изучение спроса – это не только начало петли качества, но и один из основных задающих элементов управления.
Второе принципиальное несоответствие заключается в том, что стандарт КС УКП фактически не определяет политику, цели и задачи предприятия в области качества, не обеспечивает должного распределения полномочий и ответственности в вопросах обеспечения качества, не устанавливает периодичность проверок и регулярную оценку всех элементов системы, в т.ч. анализ и оценку общего руководства качеством.
Важным моментом также является система взаимоотношений с поставщиками материалов и комплектующих изделий, которая в условиях плановой экономики, как правило, не работала.
К сказанному следует добавить, что в КС УКП фактически отсутствует экономический аспект управления качеством, которому придается первостепенное значение в системах качества, регламентированных стандартами ИСО серии 9000.

Заключение

Одной из первых отечественных систем управления качеством, получивших в середине 50-х гг. широкую известность в СССР, была Саратовская система бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления (БИП).
Система включала в себя ряд взаимосвязанных организационных, технологических и экономических мероприятий, обеспечивающих условия для бездефектного изготовления продукции. В системе предусматривалось постоянное совершенствование производственного процесса, обеспечение соблюдения технологической дисциплины и ритмичности работы.
Впервые в практике отечественных предприятий была введена количественная оценка труда как каждого исполнителя, так и всего коллектива подразделения (КТВ и КТУ). В число оценочных показателей качества труда входили процент сдачи продукции с первого предъявления, процент возврата продукции, потери от брака, состояние технологической дисциплины. В саратовской системе эффективно использован принцип демократизма, который реализовался в проведении еженедельных дней качества, праве на личное клеймо и самоконтроль исполнителя. Можно отметить, что в вопросах социально-психологического характера эта система была близка к японской концепции управления качеством, а по некоторым новациям эффективного использования человеческого фактора на тот момент времени опережала и японскую систему TQC.
Горьковская система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), в отличие от БИП, была больше ориентирована на научно-инженерные и организационные мероприятия по выпуску продукции высокого качества и надежности. Из характерных особенностей системы КАНАРСПИ можно отметить следующие:
комплексный характер обеспечения качества продукции;
поисковый характер системы;
использование периода подготовки производства для интенсивного выявления и устранения причин дефектов и отказов изделия;
активное участие производителя и заказчика в совершенствовании конструкции изделия и др.
Автором системы был главный инженер Горьковского авиационного завода Т.Ф. Сейфи, который первым понял роль информации и знаний в управлении качеством. Имя Т. Сейфи в разработке идей и методов управления качеством в советской промышленности можно поставить на уровень имен К. Исикава (Япония) и А. Фейгенбаума (США) в своих странах.
Можно отметить и другие пионерские советские системы управления качеством: Львовская система бездефектного труда (СБТ), Ярославская научная организация труда по увеличению моторесурса (НОРМ), Рыбинская научная организация труда, производства и управления (НОТПУ), продвинувшие дальше организационный и технический уровень обеспечения качества продукции.
Особняком стоит Львовская комплексная система управления качеством продукции (КСУКП), поддержанная в 1978 г. Госстандартом СССР. Комплексность системы выразилась в совокупности и взаимосвязи организационных, технических, экономических, социальных и идеологических мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, обращении и эксплуатации, то есть по всему жизненному циклу продукции.
Сегодня можно сказать, что именно в этот период были сделаны значительные успехи в расширении производства гражданской продукции высшего качества и выпуске высоконадежной военной техники. На многих предприятиях Союза получили развитие многоступенчатый анализ дефектов и статистический контроль качества, были созданы группы качества, стали повсеместно разрабатываться программы обеспечения качества и надежности, вводилась аттестация продукции, была создана сеть учебных заведений по повышению квалификации специалистов в области качества.
И все же массовой гражданской продукции, способной конкурировать на мировом рынке, создать в советский период не удалось, что вызвано рядом факторов. Из них важнейший: при наличии товарного дефицита в СССР не было стимулов создания конкурентоспособной продукции, да и мнение потребителей продукции никогда не влияло в решающей степени на повышение качества товара.
Список литературы

Версан В.Г. Интеграция управления качеством продукции: новые возможности. -М: ВНИИС, 2008. -218 с.
Войтоловский Н.В. Управление качеством продукции в современных условиях -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2006. -156 с.
Гиссин В.И. Управление качеством продукции. \Уч.пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 321 с.
Гличев А.В. Основы управления качеством. - Изд.2-е перер. и доп. - М.: РИА Стандарты и качество, 2008. – 259 с.
Дейч Г. Стоимость пренебрежения к качеству // Стандарты и качество. -2007. -№8. -с. 62-65.
Защита прав потребителей: Учеб.-практтич. Пособие/ Авторы составители: А.С. Долбилин, Ф.Р. Шахурина, Г.Н. Цыкоза / Под общ. ред.д-ра экон. Наук, проф. Л.П. Дашкова. - М.: Информацтонно-внедренческий центр "Маркетинг", 2007. - 160 с.
Качалов В.А. Всеобщий менеджмент качества - стратегия ХХI века// Стандарты и качество. -2006. -№8. -с. 48-50.
Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. - М,: Новости, 2007. - 432 с.
Международные стандарты: Управление качеством продукции. ИСО 9000 ИСО 9004, ИСО 8402 // Государственная система стандартизации (сборник)
Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие. -СПб.: Лань, 2008. -320 с.
Окрепилов В.В. Всеобщее управление качеством: Учебник в 4-х книгах. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2007.
Окрепилов В.В. Управление качеством продукции: Учебник. -СПб.: Экономика, 2008.
Окрепилов В.В., Иванова Г.Н. Стратегия формирования системы качества на основе стандартов ИСО 9000: (Препринт)/ Центр испытаний и сертификации. - СПб: Изд-во: СПбУЭФ, 2008. - 427 с.
TQM - ХХI. Проблемы, опыт, перспективы/ Под ред. В.Л.Рождественского В.А.Качалова.-М.: Изд АТ, 2ОО4, Вып. 6. - 311 с.
Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. С.Д, Ильенковой. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. -499 с.
Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", издательство "ГНОМ-ПРЕСС", 2008. – 423 с.

Приложение 1
«Петля качества»


Приложение 2

Вспомогательные процессы













Приложение 3

Модель системы менеджмента качества

Приложение 4
Адаптированная схема механизма управления качеством к современным условиям


Приложение 5

Концепция TQM
















2

Список литературы

1.Версан В.Г. Интеграция управления качеством продукции: новые возможности. -М: ВНИИС, 2008. -218 с.
2.Войтоловский Н.В. Управление качеством продукции в современных условиях -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2006. -156 с.
3.Гиссин В.И. Управление качеством продукции. \Уч.пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 321 с.
4. Гличев А.В. Основы управления качеством. - Изд.2-е перер. и доп. - М.: РИА Стандарты и качество, 2008. – 259 с.
5.Дейч Г. Стоимость пренебрежения к качеству // Стандарты и качество. -2007. -№8. -с. 62-65.
6.Защита прав потребителей: Учеб.-практтич. Пособие/ Авторы составители: А.С. Долбилин, Ф.Р. Шахурина, Г.Н. Цыкоза / Под общ. ред.д-ра экон. Наук, проф. Л.П. Дашкова. - М.: Информацтонно-внедренческий центр "Маркетинг", 2007. - 160 с.
7.Качалов В.А. Всеобщий менеджмент качества - стратегия ХХI века// Стандарты и качество. -2006. -№8. -с. 48-50.
8.Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. - М,: Новости, 2007. - 432 с.
9.Международные стандарты: Управление качеством продукции. ИСО 9000 ¬ИСО 9004, ИСО 8402 // Государственная система стандартизации (сборник)
10.Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие. -СПб.: Лань, 2008. -320 с.
11.Окрепилов В.В. Всеобщее управление качеством: Учебник в 4-х книгах. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2007.
12.Окрепилов В.В. Управление качеством продукции: Учебник. -СПб.: Экономика, 2008.
13.Окрепилов В.В., Иванова Г.Н. Стратегия формирования системы качества на основе стандартов ИСО 9000: (Препринт)/ Центр испытаний и сертификации. - СПб: Изд-во: СПбУЭФ, 2008. - 427 с.
14.TQM - ХХI. Проблемы, опыт, перспективы/ Под ред. В.Л.Рождественского В.А.Качалова.-М.: Изд АТ, 2ОО4, Вып. 6. - 311 с.
15.Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. С.Д, Ильенковой. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. -499 с.
16.Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", издательство "ГНОМ-ПРЕСС", 2008. – 423 с.

Вопрос-ответ:

Что такое управление качеством?

Управление качеством - это систематический подход к улучшению процессов и продукции в организации с целью удовлетворения потребностей клиентов и достижения высокого уровня качества.

Какие принципы лежат в основе системы управления качеством в организации?

Основными принципами построения системы управления качеством являются фокус на клиента, лидерство, вовлечение сотрудников, процессный подход, системный подход к управлению, постоянное улучшение, принятие решений на основе фактов, взаимовыгодное партнерство с поставщиками.

Как оценивается российский опыт управления качеством?

Российский опыт управления качеством оценивается по разным системам, таким как БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КС УКП. Каждая из этих систем имеет свои достоинства и недостатки. Оценка проводится на основе анализа результатов, достигнутых в организациях с помощью данных систем.

Какие основные этапы развития отечественных систем управления качеством можно выделить?

Основные этапы развития отечественных систем управления качеством включают создание базовых систем управления, разработку и внедрение стандартов, принятие международных стандартов, постепенное развитие и модернизация систем.

Каковы особенности системы КС УКП?

Система КС УКП (Комплексная система управления качеством продукции) имеет ряд особенностей, включая широкий спектр методов и инструментов управления качеством, учет всех этапов жизненного цикла продукции, интеграцию с другими системами управления, такими как системы менеджмента качества ISO 9000, ISO 14000 и др.

Какие основные принципы построения системы управления качеством существуют?

Принципы построения системы управления качеством включают в себя участие руководства, ориентацию на клиента, процессный подход, системный подход, непрерывное улучшение, принцип предотвращения, обучение и повышение квалификации персонала.

Какие есть основные этапы развития отечественных систем управления качеством?

Основные этапы развития отечественных систем управления качеством включают формирование первых стандартов, разработку и внедрение систем БИП и СБТ, создание и развитие системы КАНАРСПИ, разработку и применение системы НОРМ, создание и развитие системы КС УКП.

Какая система управления качеством была разработана в России?

В России была разработана и применена система КАНАРСПИ, которая является одной из наиболее распространенных и признанных в стране. Она основана на модели "Категории А" и включает в себя шесть основных принципов: руководство, процессный подход, непрерывное улучшение, учет мнения и потребностей клиентов, системный подход и повышение квалификации персонала.

Какова оценка системы НОРМ?

Система НОРМ была разработана как адаптация международной системы стандартов к российским условиям. Она включает в себя шесть основных положений: системный подход, процессный подход, руководство, учет потребностей и требований клиентов, участие персонала и непрерывное улучшение. Эта система получила положительную оценку и признание в российской практике управления качеством.

Какие недостатки присутствуют в системе управления качеством КС УКП?

Система управления качеством КС УКП имеет некоторые недостатки, такие как высокая степень формализации, отсутствие индивидуального подхода к оценке качества, недостаточное внимание к взаимодействию с внешними организациями и отсутствие полного понимания и согласования целей и задач системы управления качеством.