Структура обучения двигательному действию в единоборствах. Принципы, методы и формы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 32 32 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 20.01.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Стр.
Введение
I. Структура двигательного действия
II. Принципы обучения двигательному действию в единоборствах
III. Методы обучения двигательному действию
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Существует два варианта разучивания сложных приемов:
- путем наращивания частей.
Для примера рассмотрим все тот же кувырок: на первом занятии разучивается группировка из положения стоя, на втором – перекаты на спине в сгруппированном положении, на третьем – сойка на руках, на четвертом - выполняется сам кувырок.
- путем суммирования частей.
В данном случае возьмем контратаку: уход с линии атаки – удар. Сначала занимающиеся отрабатывают нанесение удара (сначала в воздух, затем по различным мишеням: ракеткам, мешку и т.д.), уход в сторону и только после того как удар и уход в сторону будут выполняться правильно, можно разрешить выполнить эту комбинацию в паре, подробно проинструктировав спортсменов, о действиях каждого и том на что им обратить внимания при отработке это действия (9, с. 129).    
Закрепление и совершенствование разучиваемого действия. Для совершенствования действия необходимо пользоваться методом систематического и многократного повторения. Действие выполняется в меняющихся и усложняющихся условиях.
Основным средством закрепления и совершенствования техники единоборства являются спарринги. Существует три основных вида спаррингов: учебный, учебно-тренировочный и свободный.
Учебный спарринг служит для отработки техники и тактики, темп – медленный, время – непродолжительно, допустим перерыв спарринга инструктором для исправления ошибок, дачи указаний или замечаний.
Задачи:
- совершенствование техники единоборства;
- освоение тактических действий единоборства.
 Проводятся они строго по заданию тренера. Одному бойцу дается задание проводить один прием,  а другому применять различные защиты от этого приема или контрприем, или только оказывать сопротивлению в неполную силу. Затем бойцы меняются ролями.
Важно совершенствовать не только приемы, защиты, контрприемы, но и отдельные их элементы, а также тактические приемы.
Пример: отработка контратаки на краю покрытия – боец, стоящий у края  покрытия должен попасть в более выгодное положения и вынудить противника занять его место.
Учебно-тренировочный спарринг может быть различной продолжительности и разным темпом борьбы. Тренер подсказывает бойцам и дает указания, но не прерывает бой.
Задачи:
- воспитание инициативы и развитие тактического мышления;
- развитие специальной выносливости.
В этом спарринге каждый боец получает от тренера самостоятельное задание и, стремясь его выполнить, применяет ранее изученные приемы и решает тактические задачи. Т.е. говориться, что надо защищаться, но не говориться как.
Кроме того, развивается специальная выносливость, поэтому темп боя, время её должен определяться тренером с тем, чтобы нагрузка постепенно повышалась.
Важно: не следует без надобности подсказывать бойцам, так как это не способствует воспитанию инициативы и тормозит развитие тактического мышления. Замечания необходимы только в тех случаях, если боец неоднократно повторяет одну и туже ошибку.
Пример: одному бойцу ставится задача атаковать одним заданным ударом, другому можно выбирать контратаку в зависимости от ситуации и контратаковать разными ударами.
Свободный спарринг проводится в условиях максимально приближенных к  условиям соревнований. Время боя - как на соревнованиях. Темп – определяет тренер. Совершенствуются и применяются все изученные технические и тактические действия, повышается уровень работоспособности организма. 
Подсказывать во время свободного спарринга не рекомендуется. Все необходимые замечания делают в конце занятия или в начале следующего.
Задачи:
- выработка чувства времени, и умения правильно распределить свои силы.
- воспитание волевых качеств.
Важно: требовать от бойцов, чтобы они работали в полную силу, а приемы и контрприемы доводили до конца, это будет воспитывать волевые качества и необходимые навыки единоборства.
Совершенствование приемов, защит и контрприемов – длительный процесс, он требует постоянного и постепенного усложнения условий, в которых те или иные приемы выполняются. А эти условия создаются не только направленностью спаррингов, но и подбором партнеров для них.
Партнеры подбираются легче, равные или тяжелее по весу (в пределах смежных весовых категорий), различные по росту и по степени технической и физической подготовленности.
Кроме того, для повышения работоспособности организма, для развития общей и специальной выносливости,  бой должен проходить в быстром темпе. При этом надо учитывать, что работоспособность бойца повышается в большей степени за счет быстро и часто проводимых технических действий. Это объясняется нарушением ритма дыхания во время атак и защит – скованностью мышц, участвующих в атаке.       
При совершенствовании техники единоборства эффективно использовать  прогрессивный метод тренировки, при котором  время боя и быстрота темпа постепенно увеличиваются. Это увеличение не должно быть резким и скачкообразным.
Так, если в первую неделю занятий время боя составляло 1 минуту, и темп боя от занятия к занятию несколько повышался, то на следующие две  недели время боя надо увеличить до 2 минут, а темп снова постепенно будет повышаться от занятия к занятию.
К методам обучения двигательным действиям относятся:
1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);
2) расчлененно-конструктивный;
3) сопряженного воздействия.
Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части.
Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).
Целостным методом, возможно, осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.
Недостаток целостного метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике.
Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.
Расчленено - конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.
При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила.
1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.
2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.
3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.
4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.
Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.
В практике физического воспитания целостный и расчленено - конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.
Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий.
Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.
При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.
Т.о., обучение двигательным действиям представляет собой процесс познания системы движений, входящих в состав конкретного действия, и закономерности связей между ними. Это относится как к форме, так и к содержанию двигательных действий.
На этапе первоначального обучения двигательному действию ведущими методами являются расчлененное разучивание его отдельных частей и применение систем подводящих упражнений. Целостное воспроизведение движения играет ведущую роль по мере того, как спортсмен овладевает его частями.
На этапе детализированного разучивания применяются формы словесных методов в определенной логической последовательности: разбор, анализ, самоотчет. С целью углубленного осмысления действия используются формы зрительной и двигательной наглядности.
В дальнейшем происходит переход ведущей роли управления движениями к двигательному анализатору и связанное с этим «сужение ведущей афферентации», что затем позволяет исключить зрительный контроль над движением.
На этапе достижения двигательного мастерства происходит совершенствование техники выполнения движения и повышение уровня развития специальных физических качеств.







Заключение
Физическое воспитание как таковое появилось, когда человек начал сознательно применять особые движения – упражнения для развития своих физических способностей.
Двигательная деятельность - важнейшая форма удовлетворения разнообразных потребностей. Обучение двигательным действиям, которое в этом аспекте можно рассматривать как условие выживания, появляется в простейших формах с возникновением жизни, усложняясь и совершенствуясь по мере эволюции живых существ.
Простейшей первичной формой обучения были спонтанные пробы, наиболее удачные из которых закреплялись при повторениях; позднее появилось подражание, а те, кто служил образцом, были, по сути, первыми учителями.
Обучение двигательному действию содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма.
Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на совершенствование физической природы подрастающего поколения, обучение двигательному действию способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества.
В ходе исторического развития общества выработаны принципы, раскрывающие основы практической деятельности по всестороннему и гармоничному физическому развитию детей (выбору состава средств, методов и форм организации педагогических воздействий).
В процессе обучения в теории и практике обычно выделяют три этапа (начальный, углубленного разучивания, закрепления и дальнейшего совершенствования), различающиеся задачами и методикой обучения.
Задача обучения - дать знания, выработать умения и сформировать навыки. Основная цель заключается в выработке у спортсмена правильного представления о процессе борьбы.
Ознакомление с двигательным действием происходит в соответствии с принципом сознательности и активности с помощью рассказа, объяснения, демонстрации и практического опробования (в целом или по частям), что позволяет выделить и использовать имеющиеся в двигательном опыте спортсмена готовые элементы и подсистемы координации, которые будут служить предпосылкой для построения движения.





















Список использованной литературы
Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие для ВУЗов / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - М.: Альфа-М, 2003. – 352 с.
Боген М.М. Обучение двигательным действиям : учеб. пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физ. культуры / М.М. Боген. - М., 1981.-58 с.
Вайцеховски С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 278 с.
Выдрин В.М. Физическая культура - вид культуры. // Физическая культура, спорт и здоровье нации: Матер, междунар. конгр. - СПб.: СПб ГАФК имени П.Ф. Лесгафта, 1996. – 268 с.
Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Народная света, 1978. - 88 с.
Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учебное пособие / Ю. И. Евсеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 382 с.
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.
Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств. -Л.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1991. – 204 с.
Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. - М., 2003. – 248 с.
Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для ВУЗов / Л. П. Матвеев. - СПб; М.; Краснодар: Лань, 2005. - 384 с.
Моисеев Н.М., Титорова О.Н. Методика обучения двигательным действиям Методические рекомендации. -Л.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1990. – 302 с.
Новиков А.А., Основы спортивного мастерства. - М.: ВНИИ ФКиС, 2003. - 467 с.
Озолин Н. Г. Настольная книга тренера. –М.: Аст Астрель, 2003. – 242 с.
Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: Учеб.пособие для студентов сред. спец. учеб. заведений.- М.: Академия, 1998.- 160с.
Санг Х. Ким Преподавание боевых исскуств. – Ростов-на-Дону. 2003. – 198 с.
Станков А. Г., Климин В. П., Письменский И. А., Индивидуализация подготовки борцов. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 240с.
Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / Под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В. И. Ильинича.- М.: Гардарики, 1999.- 448с.
Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности: научное издание / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.
Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М. 2001. – 480 с.











27

Список использованной литературы
1.Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие для ВУЗов / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - М.: Альфа-М, 2003. – 352 с.
2.Боген М.М. Обучение двигательным действиям : учеб. пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физ. культуры / М.М. Боген. - М., 1981.-58 с.
3.Вайцеховски С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 278 с.
4.Выдрин В.М. Физическая культура - вид культуры. // Физическая культура, спорт и здоровье нации: Матер, междунар. конгр. - СПб.: СПб ГАФК имени П.Ф. Лесгафта, 1996. – 268 с.
5.Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Народная света, 1978. - 88 с.
6.Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учебное пособие / Ю. И. Евсеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 382 с.
7.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.
8.Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств. -Л.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1991. – 204 с.
9.Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. - М., 2003. – 248 с.
10.Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для ВУЗов / Л. П. Матвеев. - СПб; М.; Краснодар: Лань, 2005. - 384 с.
11.Моисеев Н.М., Титорова О.Н. Методика обучения двигательным действиям Методические рекомендации. -Л.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1990. – 302 с.
12.Новиков А.А., Основы спортивного мастерства. - М.: ВНИИ ФКиС, 2003. - 467 с.
13. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера. –М.: Аст Астрель, 2003. – 242 с.
14. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: Учеб.пособие для студентов сред. спец. учеб. заведений.- М.: Академия, 1998.- 160с.
15. Санг Х. Ким Преподавание боевых исскуств. – Ростов-на-Дону. 2003. – 198 с.
16. Станков А. Г., Климин В. П., Письменский И. А., Индивидуализация подготовки борцов. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 240с.
17. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / Под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
18. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В. И. Ильинича.- М.: Гардарики, 1999.- 448с.
19. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности: научное издание / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.
20. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М. 2001. – 480 с.

Вопрос-ответ:

Какова структура обучения двигательному действию в единоборствах?

Структура обучения двигательному действию в единоборствах включает в себя различные принципы, методы и формы обучения. В основе этой структуры лежит разбиение движений на части, последовательное наращивание навыков и повторение упражнений.

Какие принципы используются при обучении двигательному действию в единоборствах?

При обучении двигательному действию в единоборствах применяются такие принципы, как последовательное наращивание сложности, повторение и активное воображение. Также важными принципами являются использование правильной техники и контроль за выполнением движений.

Какие методы используются при обучении двигательному действию в единоборствах?

В обучении двигательному действию в единоборствах используются различные методы, например, метод наращивания частей. На примере кувырка, на первом занятии учатся базовые элементы, на втором - перекаты, а на третьем - сойка на руках. Также используются методы повторения, моделирования и анализа движений.

Какой пример структуры двигательного действия можно рассмотреть?

Примером структуры двигательного действия можно рассмотреть кувырок. На первом занятии учат группировке из положения стоя, на втором - перекатам на спине в сгруппированном положении, а на третьем - сойке на руках. Этот пример показывает последовательное наращивание навыков и разбиение движения на части.

Какие принципы обучения двигательному действию в единоборствах являются ключевыми?

Ключевыми принципами обучения двигательному действию в единоборствах являются последовательное наращивание сложности и повторение. Эти принципы позволяют постепенно развивать навыки и закреплять их через многократное повторение упражнений.

Какова структура обучения двигательному действию в единоборствах?

Структура обучения двигательному действию в единоборствах включает в себя различные принципы, методы и формы. Базовыми элементами структуры являются структура двигательного действия и принципы обучения.

Какие принципы используются при обучении двигательному действию в единоборствах?

При обучении двигательному действию в единоборствах применяются такие принципы, как принцип контроля, принцип постепенного усложнения, принцип систематичности, принцип индивидуализации и другие.

Какие методы используются при обучении двигательному действию в единоборствах?

Для обучения двигательному действию в единоборствах используются различные методы. Один из них - метод наращивания частей, когда сложный прием разучивается постепенно, начиная с отдельных его элементов. Другой метод - метод синтетического разучивания, когда прием изучается в единой структуре без детализации его отдельных элементов.

Какова структура двигательного действия в единоборствах?

Структура двигательного действия в единоборствах состоит из нескольких этапов. Например, при изучении кувырка на первом занятии происходит первоначальная группировка, на следующем этапе осваиваются перекаты на спине в сгруппированном положении, а затем тренируется выпрыгивание на ноги.

Как разучиваются сложные приемы в единоборствах?

Существуют два варианта разучивания сложных приемов в единоборствах. Во-первых, это метод наращивания частей, когда прием разбивается на отдельные элементы, которые постепенно добавляются и объединяются в одно двигательное действие. Например, при кувырке на первом этапе тренируется группировка, затем добавляются перекаты на спине, и, наконец, выпрыгивание на ноги. Во-вторых, это метод синтетического разучивания, когда прием изучается в единой структуре без детализации отдельных его элементов.