Становление президентской республики в России.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 22 22 страницы
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 01.10.2011
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1 Перестройка и распад СССР
2 События августа 1991 года и их последствия
3 Переход к рыночным отношениям
4 Становление российской государственности после распада СССР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Это обуславливалось коренными изменениями в общественно-политической и экономической сферах, обострением межнациональных отношений, новыми стратегическими задачами формирования рыночной экономики, модернизации государственного строя, становления гражданского общества и утверждения нового федерализма»[1].
Становление российской государственности проходило в драматичной обстановке. Главная причина этого состояла в том, что, став самостоятельной, сделав значимые шаги по отказу от социалистических принципов развития, Россия по форме правления продолжала оставаться республикой Советов. Налицо была несовместимость, дуализм политической системы переходного периода, которая предусматривала с одной стороны власть Советов, с другой – структуру единовластия снизу доверху в лице глав администраций, президентов автономных республик во главе с всенародно избранным Президентом России, что не могло не привести в дальнейшем как к противоречиям, так и к противостоянию структур власти.
Конфликт между президентом и парламентом, впервые резко обозначившийся в оценке экономической реформы, предпринятой в начале 1992 года правительством Гайдара при поддержке Б.Н. Ельцина, которая ознаменовалась либерализацией цен на все промышленные и продовольственные товары, то отливаясь, то усиливаясь, в сентябре 1993 года достигает апогея, 21 сентября Президент обнародовал свой указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ». В нем говорилось о прекращении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ и о назначении выборов в новый представительный орган, нижнюю палату Федерального собрания – Государственную думу на 11-12 декабря 1993 года. На те же дни был назначен всероссийский референдум по проекту российской конституции. Конституционный суд и X съезд народных депутатов охарактеризовали указ № 1400 как акт государственного переворота. Противостояние завершилось вооруженным захватом здания Верховного Совета и арестом парламента.
Переворот, направленный на установление единовластия Президента, позволил ему преступить к слому всей системы Советов. Указом от 26 октября 1993 года «О реформе местного самоуправления в РФ» прекратилась деятельность городских, районных и сельских Советов. Был отменен порядок избрания глав администраций. В краях, областях, автономных республиках, округах и городах федерального значения они стали назначаться Президентом. 12 декабря 1993 года прошли выборы в Государственную думу и была принята новая Конституция РФ. Россия вступила в новый этап своего развития, суть которого состояла в приведении органов государственной власти в соответствие с новой Конституцией.
В законодательстве Российской Федерации при определении статуса Президента России были учтены многие положения, раскрывающие мировой опыт организации президентской власти (наделение Президента РФ правом «отлагательного» вето; особый порядок отрешения Президента от власти посредством импичмента; вопросы взаимодействия с различными ветвями государственной власти; прерогативы в области внешней политики и международных отношений, в сфере обеспечения обороны страны и её безопасности, по вопросам гражданства, помилования, награждения государственными наградами, издания указов и распоряжений, по формированию состава Правительства, по кадровым вопросам; процессуальные аспекты вступления вновь избранного Президента в должность и т.п.). Это позволяет опереться на всё лучшее, что апробировано многолетней практикой правовых норм и традиций, делает возможность избрания наиболее эффективной формы организации президентской власти, способа взаимодействия с парламентом и другими государственными органами.
Важнейшим признаком, характеризующим правовую природу президентской власти в Российской Федерации, является наличие демократических гарантий ее осуществления. С учетом специфики истории нашей страны, представлений о механизмах управления, сложившихся в массовом общественном сознании, особенно важно создать политико-правовые гарантии того, чтобы президентский режим даже в отдаленной перспективе не был бы использован для эволюции к авторитарной власти.
Безусловно, в политической системе общества происходят перемены и набирают силу многопартийность, демократизация управления, перемещение центра принятия наиболее важных государственных решений в представительные органы власти, рост политической культуры и сознания масс. Эти политические процессы с полным основанием можно рассматривать как общие гарантии, исключающие возникновение авторитарного режима. Вместе с тем была создана система специальных гарантий в самой структуре президентской власти.
Глава российского государства является не только символом национального единства, но и реальным его гарантом. Несущий реальную политическую ответственность, он обеспечивает непрерывное осуществление государственной власти в тех областях общественной жизни, от которых зависит жизнедеятельность глобального социального организма. Эффективное осуществление государственной власти в этих областях не связано непосредственно с соотношением политических сил в парламенте, не зависит от склонности парламентских партий к диалогу, от их доброй воли и объективной возможности сформировать правительственную команду и обеспечить ей нормальные условия для работы .
Для нормального и бесперебойного функционирования конституционно-правового механизма государственной власти выборы президента не совпадают по времени с парламентскими выборами. Это обеспечивает постоянное, стабильное и заинтересованное присутствие государственной власти в общественной жизни. Накануне и в дни парламентских выборов, когда парламент теряет работоспособность, отражая тысячи мелких интересов - партийных, корпоративных и личных, - государственное управление в Российской Федерации опирается на президентскую власть, основанную на прочном фундаменте народного доверия. С другой стороны, разновременное проведение президентских и парламентских выборов позволяет чаще сверять соответствие персонального состава этих важнейших государственных институтов народному доверию, позволяет народу чаще и недвусмысленно выявлять свою волю и вносить, таким образом, коррективы в поведение государственной системы.
Такова, в самых общих чертах, правовая модель президентской власти в Российской Федерации. Институт президентской власти в России находится в стадии становления. И от того, в какой мере эта власть будет действовать правовыми методами, уважая Конституцию, законы и волю народа, зависит не только ее собственное будущее, но и судьбы экономических реформ, перспективы демократического развития республики как независимого суверенного государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оглядываясь назад, мы смогли увидеть, сколь мучительным, трудным, порой трагическим и кровавым для России был поиск своего специфического пути в новую цивилизацию. Страна оказалась в эпицентре двух мировых воин, понесла огромные людские и материальные потери. Разрушительными по своему характеру явились две революции – в начале и конце века, потрясшие до самых основ все общество. Неоправданными стали попытки в поисках светлого, возвышенного идеала навязать сверху, подчинить все стороны жизни людей абстрактным схемам (социалистической и др.).
Цена побед, поражений и экспериментов оказалась чрезвычайно высокой. XX век войдет в историю страны как в известной мере рубежный, когда мучительно трудным был поиск ответа на поставленный суровой действительностью, всей обстановкой в мире вопрос о будущем России и ее народа.
Россия в конце XX века делает очередную попытку найти свою национальную модель движения к прогрессу, к миру, созданию условий для всестороннего развития всех национальностей, социальных групп и слоев, отдельных граждан.
Но есть и другая сторона истории, делающая изменчивый процесс непрерывным, развивающимся, открывающим все более широкий простор для участия человека в выборе своей судьбы. Это направление определилось рядом факторов: мессианство и коллективизм как черты общественного сознания, духовность и православие, многообразные проявления взаимопомощи народов, населяющих страну, втягивание в общецивилизационный процесс различных регионов и народов огромной державы. Опираясь на этот исторически сложившийся фундамент, Россия, несмотря на трагедии, огромные потери, ошибки и заблуждения, находила в себе огромные резервы, творческие силы, чтобы упорно подниматься, двигаться вперед. За столетие облик страны разительно преобразился.
Из этой обыденности, повседневности вырастала непреодолимая тяга к личной свободе, демократии, миру, национальному самосознанию, желание видеть свою родину на достойном месте в общемировом процессе. В неуклонном движении народа к прогрессу, к обустройству большого российского дома заключен исторический оптимизм, с которым страна смотрит в свое будущее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гусев, А. Плюсы и минусы президентской республики. Журнал «Политические науки», 04.03.2003
Дегтев, Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев. – М.: Юристъ, 2005. – 237с.
Короткевич В.И. История современной России, 1991-2003. Учеб. пособие. – 2-е изд. – СПб.: СПбГУ, 2005. - 294с.
Личман, Б.В. История России с древнейших времен до наших дней / под ред. проф. Б.В. Личмана. Екатеринбург: УПИ, 2001 – 368 с.
Маркова, Е.А. Становление Российской государственности 90-х гг. XX в. / Е.А. Маркова. Вестник ЧитГУ № 4 (49) 2008
Наумов, Н.В.. Международные аспекты распада СССР. Выборы в России. Научный журнал, выпуск № 1, 2000.
Филиппов, А.В. Новейшая история России. 1945-2006 гг. / А.В. Филиппов. Учебник. – М.: Просвещение, 2007. – 494 с.
Интернет-ресурс: http://bg-znanie.ru А. Диков. Причины распада СССР
Интернет-ресурс: http://lichm.narod.ru Становление новой Российской государственности (1992–2000)








22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гусев, А. Плюсы и минусы президентской республики. Журнал «Политические науки», 04.03.2003
2.Дегтев, Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев. – М.: Юристъ, 2005. – 237с.
3.Короткевич В.И. История современной России, 1991-2003. Учеб. пособие. – 2-е изд. – СПб.: СПбГУ, 2005. - 294с.
4.Личман, Б.В. История России с древнейших времен до наших дней / под ред. проф. Б.В. Личмана. Екатеринбург: УПИ, 2001 – 368 с.
5.Маркова, Е.А. Становление Российской государственности 90-х гг. XX в. / Е.А. Маркова. Вестник ЧитГУ № 4 (49) 2008
6.Наумов, Н.В.. Международные аспекты распада СССР. Выборы в России. Научный журнал, выпуск № 1, 2000.
7.Филиппов, А.В. Новейшая история России. 1945-2006 гг. / А.В. Филиппов. Учебник. – М.: Просвещение, 2007. – 494 с.
8.Интернет-ресурс: http://bg-znanie.ru А. Диков. Причины распада СССР
9.Интернет-ресурс: http://lichm.narod.ru Становление новой Российской государственности (1992–2000)

Вопрос-ответ:

Какие были коренные изменения в общественно-политической и экономической сферах в период становления президентской республики в России?

Становление президентской республики в России сопровождалось коренными изменениями в общественно-политической и экономической сферах. В этот период происходила перестройка и распад СССР, что влекло за собой изменения в политической системе страны. Главным результатом этих изменений стал переход к президентской форме правления, в которой президент стал основным исполнительным органом власти. Парламентаризм ослаб, а президент получил широкие полномочия.

Какие события произошли в августе 1991 года и какие последствия они повлекли за собой?

В августе 1991 года произошли события, которые стали ключевыми для дальнейшего развития России. Главным из них было попытка государственного переворота, организованного группой высокопоставленных советских деятелей. Это привело к срыву путча и дальнейшему развалу СССР. Последствия этого события были важными: русские республики объединились в Российскую Федерацию, а власть в стране перешла к Юрию Гагарину.

Как происходил переход к рыночным отношениям в России в период становления президентской республики?

Переход к рыночным отношениям в России происходил сложно и сопровождался большими трудностями. Одним из ключевых моментов было принятие соответствующих законов о приватизации и либерализации экономики. Это позволило частным предпринимателям стать полноправными участниками рыночных отношений. Однако, возникли серьезные проблемы в экономике, такие как инфляция и сокращение производства. В целом, процесс перехода к рыночным отношениям занимал достаточно продолжительное время и был непростым для страны.

Какие последствия в России были после событий августа 1991 года?

После событий августа 1991 года, в России произошел распад СССР и утрата государственности для многих республик. Это привело к появлению самостоятельной Российской Федерации и началу процессов становления нового политического и экономического строя. В стране произошли коренные изменения в общественно-политической и экономической сферах, а также обострились межнациональные отношения.

Какие новые стратегические задачи появились в России после распада СССР?

После распада СССР, в России появились новые стратегические задачи, такие как формирование рыночной экономики, модернизация государственного строя, становление гражданского общества и утверждение новых ценностей. Власти стремились создать условия для развития предпринимательства, привлечения иностранных инвестиций, а также обеспечения свободы личности и гражданских прав.

Почему произошел переход к рыночным отношениям в России?

Переход к рыночным отношениям в России обусловлен необходимостью модернизации экономики и подготовки страны к конкурентному взаимодействию с другими государствами. Рыночная экономика предлагает больше свободы предпринимателям, стимулирует конкуренцию и снижение государственного вмешательства в экономические процессы. Это способствовало развитию бизнеса, привлечению иностранных инвестиций и улучшению жизни населения.

Какие изменения происходили в общественно-политической сфере России после событий августа 1991 года?

После событий августа 1991 года в России произошли значительные изменения в общественно-политической сфере. Было проведено переформатирование системы государственного управления, создана новая Конституция, которая закрепила президентскую форму правления. В стране начался процесс становления демократии, где граждане получили возможность свободно выбирать своих представителей и участвовать в политической жизни. Также произошли изменения в межнациональных отношениях, государство стало более открытым для диалога и уважения к различным культурам и народам.

Что произошло во время периода Перестройки и распада СССР?

Во время периода Перестройки и распада СССР произошли коренные изменения в общественно-политической и экономической сферах. Были проведены реформы, направленные на переход к рыночным отношениям и модернизацию государственного строя. Этот период также характеризовался обострением межнациональных отношений.

Какие события произошли в августе 1991 года и какие были их последствия?

В августе 1991 года состоялся путч, в результате которого была попытка свержения легитимного правительства СССР и ГКЧП. Однако, этот путч провалился благодаря активным действиям гражданского общества и политических лидеров. Последствия этого события были существенными - СССР распался, а Россия стала самостоятельным государством.

Каким образом происходил переход к рыночным отношениям в России?

Переход к рыночным отношениям в России происходил через проведение экономических реформ, таких как приватизация, либерализация цен, создание банковской системы и др. Однако, этот переход был сложным и сопровождался множеством проблем и трудностей.

Как формировалась российская государственность после распада СССР?

После распада СССР, российская государственность формировалась через принятие Конституции Российской Федерации, проведение выборов президента и парламента, а также через утверждение новой системы государственного управления и органов власти.

Почему возникла необходимость в становлении гражданского общества и как это происходило?

Возникла необходимость в становлении гражданского общества в связи с изменениями в политической и экономической сферах. Это происходило через развитие гражданских институтов, общественных организаций, активную гражданскую позицию и участие граждан в общественно-политической жизни.