Малер и Достоевский.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литература
  • 14 14 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 07.06.2011
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение…………………………………………………………..3
Малер и Достоевский………………………………………...…..6
Заключение………………………………………………………13
Список использованных источников и литературы…………..14


Фрагмент для ознакомления

Особенно ярко «полифония» проявляется у Малера в Четвертой симфонии, которую он называл «всю юмором». В ней все части – «чужое слово», хотя в последней части и может на минуту показаться, что это чувства автора. В этом произведении Малера все «обман» - темы партии, меняющиеся темпы, чуждые главной теме аккорды, неожиданная смена такта, динамика («forte и piano сменяют друг друга без постепенных переходов и зачастую звучат одновременно у разных инструментов»).
Но исседователь М. М. бахтин обращает наше внимание на самый яркий элемент «полифонии» - ложная контрэкспозиция. При окончании заключительной партии возвращается партия начальная, слушатели ожидают услышать все те же элементы, проигранные ранее, но Малер помещает виолончели на место органного пункта тоники Соль мажора.
М. М. Бахтин называет всю первую часть Четвертой симфонии «сплошным внутренним диалогом трех голосов в пределах одного разложившегося сознания».
Мотивы «осмеяния» Малер использует «полифонично», выбирая для этого различные инструменты. Так для «глумливого осмеяния» он выбирает валторны, для «озорного, но теплого» - скрипки, гобои смеются «остро-пикантно», кларнеты «визгливо» врываются в произведение, а фаготы «насмешливо» прокладывают дорогу своей идее. Сочетая все эти звучания инструментов, Малер привносит в мир музыки новую направленность, идею «полифонии» Достоевского.
Еще один пункт совмещения двух атворов, по мнению М.М. Бахтина – это концентрация на одном моменте. У героев произведений Достоевского нет прошлого и будущего, действие разворачивается в момент повествования. Он позволяет своим героям жить мыслью. В музыкальных произведениях Малера отсутствует точка «становления» и «развития».
Малер сам утверждал, что «всякое повторение – это уже ложь. Художественное произведение, как жизнь, все время должно развиваться дальше. Там, где этого нет, начинается неправда, театр». В своих произведениях он старался сделать музыку интересной, познавательной, раскрывающей смысл произведения, имеющей внутренний «диалог», также как и имели внутренний диалог герои повестей Достоевского.
Порой исследователи считают, что Малер использовал в своих произведениях «музыкальный язык давно ушедшей эпохи». Композитор заставляет «совокупность стилистических приемов», ранее использованных, служить новым замыслам автора.
Достоевский размышляет в своих творениях о Смерти, многие романы просто полны реплик героев, размышляющих о конце жизни. Произведения Малера стали отголоском мыслей писателя, даже в Четвертую симфонию, симфонию «юмора», атвор вводит элементы звучания Смерти.











Заключение
В заключении реферата хотелось бы сделать вывод, что основным влиянием Достоевского на Малера оказалось введение музыканта в произведения «диалога», «полемики», «разговора» героев, «трагикомический характер» симфоний, раскрывающий глубокий смысл мыслей автора.
Xотя обоих авторов и обвиняли в «неуникальности» трудов, каждый из них занял определенную нишу в истории человечества, освещая темы человеческих страданий, несправедливости мира и многогранность людской натуры.
Автор хотел бы отметить, что при прослушивании музыкальных произведений Гюстава Малера, также как и при прочтении работ Ф.М. Достоевского, возникает чувство глубины выражения избранной мысли. Оба хужодника показывают широкую палитру человеческих чувств. Но каждый гений использует для этого свой способ, возможность выразить эмоции музыкой или строками литературных произведений.






Список использованных источников и литературы.
1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: удожественная литература, 1972.
2. Барсова И. А. Симфонии Густава Малера. М.: Советский композитор, 1975.
3. Барсова И.А. Малер и Достоевский. Опыт сравнения / Сб. Музыка – культура – человек. Вып. 2. Свердловск, 1991.
4. Барсова И.А. “Трижды лишенный родины” // Музыкальная академия № 1, 1994.
5. Векслер И. Малер и Достоевский//Израиль XXI. Музыкальный журнал. 2009. №2.
6. Малер Г. Письма / Общая редакция И. А. Барсовой. Составление и комментарии И. А. Барсовой, Д. Р. Петрова. Перевод с немецкого С. А. Ошерова, Д. Р. Петрова, С. Е. Шлапоберской. - СПб., 2006.
7. Пустовалова М. Федор Достоевский – Нина Гофман // Музыкальная академия № 1, 1994.













1

Список использованных источников и литературы.
1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: удожественная литература, 1972.
2. Барсова И. А. Симфонии Густава Малера. М.: Советский композитор, 1975.
3. Барсова И.А. Малер и Достоевский. Опыт сравнения / Сб. Музыка – культура – человек. Вып. 2. Свердловск, 1991.
4. Барсова И.А. “Трижды лишенный родины” // Музыкальная академия № 1, 1994.
5. Векслер И. Малер и Достоевский//Израиль XXI. Музыкальный журнал. 2009. №2.
6. Малер Г. Письма / Общая редакция И. А. Барсовой. Составление и комментарии И. А. Барсовой, Д. Р. Петрова. Перевод с немецкого С. А. Ошерова, Д. Р. Петрова, С. Е. Шлапоберской. - СПб., 2006.
7. Пустовалова М. Федор Достоевский – Нина Гофман // Музыкальная академия № 1, 1994.


Вопрос-ответ:

Что такое "Малер и Достоевский"?

"Малер и Достоевский" - это название книги или статьи?

Кто является главной фигурой в произведении "Малер и Достоевский"?

Главной фигурой в произведении "Малер и Достоевский" является Малер или Достоевский?

Какую тему исследует "Малер и Достоевский"?

"Малер и Достоевский" исследует тему полифонии в музыке и литературе?

Какие произведения Малера проявляют полифонию?

Полифония проявляется особенно ярко в Четвертой симфонии Малера?

Что особенного в Четвертой симфонии Малера?

В Четвертой симфонии Малера присутствуют все части, которые несут на себе элементы полифонии и могут создавать впечатление обмана?

Что такое "Малер и Достоевский"?

"Малер и Достоевский" - это название книги или статьи?

О чем рассказывает "Малер и Достоевский"?

"Малер и Достоевский" рассказывает о взаимоотношениях между композитором Густавом Малером и писателем Федором Достоевским.

В чем особенность полифонии в музыке Густава Малера?

Особенностью полифонии в музыке Малера является использование чужеродных тем и аккордов, изменяющихся темпов и ритмов. В его Четвертой симфонии полифония проявляется особенно ярко.

Что означает выражение "все юмором" в отношении Четвертой симфонии Малера?

Выражение "все юмором" означает, что Четвертая симфония Малера была придана всему музыкальному материалу юмористический оттенок. Это было типично для произведений Малера, где он использовал необычные смешанные темы и атмосферу игры.

Какие части включает Четвертая симфония Малера?

Четвертая симфония Малера включает несколько частей, которые могут включать различные темы, темпы и ритмы.