Методы финансового контроля.
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 01.02.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Правовое регулирование финансового контроля
2. Соотношение методов, видов и форм финансового контроля.
3. Ревизия как основной метод финансового контроля
Заключение
Литература
д.;в) визуального наблюдения, предусматривающего обследование на месте в целях проверки хранения материальных ценностей на складах, состояния контроля за ввозом и вывозом материалов и готовой продукции.Документальный и фактический контроль не существуют изолированно, а дополняют друг друга. За правильно составленными документами и записями могут скрываться хищения и другие злоупотребления. Это объясняет необходимость проведения фактического контроля. В свою очередь фактический контроль ввиду непрерывного характера производственных процессов и быстрой смены хозяйственных ситуаций не может быть всеобъемлющим и сопровождается документальным контролем.По способу назначения различают плановые и внеплановые ревизии. Разновидностью последних являются ревизии, проводимые по требованию следственных органов. Такие ревизии являются не только методом осуществления финансового контроля, но и источником юридических доказательств по уголовным делам, связанным с хищениями и другими злоупотреблениями.По степени охвата данных в процессе проверки ревизии могут быть сплошными (контролируются все документы и материальные ценности) и выборочными (контролируется не весь объект, а его выборка).В зависимости от полноты охвата подконтрольного объекта ревизии бывают полными, частичными, комплексными и тематическими.Полные (сплошные) ревизии предполагают проверку всей документации за весь ревизуемый период. Частичные ревизии также затрагивают всю документацию, но ограничиваются более короткими промежутками времени (например, квартальные ревизии). Комплексная ревизия охватывает комплекс взаимосвязанных элементов производственной и финансово - хозяйственной деятельности. В них участвуют специалисты разных профилей - технологи, бухгалтеры, финансисты и др. Разновидностью комплексных ревизий являются сквозные проверки, одновременно охватывающие контролем финансово - хозяйственную деятельность вышестоящего органа государственного управления и части подведомственных ему предприятий и организаций. В этом случае возможно оценить эффективность финансово - хозяйственной деятельности как отдельного предприятия, так и отрасли в целом, что позволяет полнее вскрыть наличие внутрихозяйственных резервов повышения производительности труда и экономии финансовых ресурсов. Тематические ревизии имеют место тогда, когда проверяются отдельные участки работы предприятия или организации (например, правильность расходования фонда заработной платы, финансирования капитального ремонта и т.п.).Результаты ревизии оформляются специальным актом, имеющим силу источника доказательства в следственной и судебной практике. На основании акта ревизии у проверяемой организации возникает обязанность по проведению неотложных мер по устранению выявленных недостатков, а лица, виновные в нарушении финансовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством. При необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии передаются следственным органам.ЗаключениеВ условиях перехода к рыночным отношениям, их совершенствования и углубления, хозяйственной самостоятельности предприятий, организаций, учреждений усилилось значение повседневного внутрихозяйственного контроля, самоконтроля, контроля собственника. Со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления более глубоким и неформальным стал контроль за финансовой деятельностью исполнительной власти, опирающийся на создаваемые ими специальные контрольные органы.Трудно переоценить значение правоприменительной деятельности в области финансового контроля органов власти, способствующей соблюдению норм в области финансовой деятельности предприятий и организаций всех видов собственности, своевременному поступлению доходов бюджетов всех уровней, целевому и эффективному расходованию бюджетных средств, соблюдению правил бюджетирования, развитию экономики страны.В свете происходящих в нашей стране перемен, как административных, так и правовых, можно с определенной уверенностью утверждать, что предпосылки успешной реализации всех задач, стоящих перед государством, коренятся, прежде всего, в эффективной системе финансового контроля, которая во многом зависит от правильного выбора форм, методов, способов (приемов) и видов налогового контроля.Данное обстоятельство требует четкого правового регулирования института финансового контроля. И в этой связи вопрос о финансовом контроле является темой научной дискуссии.В теории и на практике зачастую допускается смешение форм, методов и видов налогового контроля. Так, в опубликованных работах предварительный, текущий и последующий контроль рассматриваются либо как формы, либо как виды или типы контроля. Подобные терминологические расхождения характерны и для толкования таких понятий, как документальный и фактический контроль. В интерпретации разных ученых ревизия, обследование и тематическая проверка являются методами, видами либо формами контроля (12, С. 118-119). В настоящее время многие авторы на страницах периодики часто затрагивают данную тематику. Тем не менее, разнообразие финансовых правоотношений требует еще более детального изучения, с тем чтобы найти оптимальные решения задач финансового контроля.Как уже было отмечено, многие авторы поднимают вопрос как о теоретической, так и о правовой, методологической базе государственного финансового контроля. Основные идеи заключаются в создании единой концепции, правовой базы и системы органов государственного контроля. Действительно, создание действенной системы финансового контроля - объективная необходимость для нашего государства.Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что в современных условиях необходимо урегулировать следующие вопросы:1. О законодательном закреплении определений понятий «финансовый контроль», «ревизии», «комплексные ревизии», «проверки» и др., должны быть определены принципы, виды, формы и методы финансового контроля, а также системы финансового контроля.2. Об иерархии органов финансового контроля и о принципах их взаимодействия и координации.Для усиления государственного финансового контроля, его дальнейшего становления как полномасштабной системы, охватывающей все, что составляет интересы государства и его граждан в финансовой сфере, нужно реально оценивать современное состояние основных элементов этой системы и искать пути их совершенствования.Закрепление форм и методов осуществления контрольной деятельности на должном законодательном уровне имеет важное значение для защиты и сохранения баланса интересов обязанных и уполномоченных лиц при осуществлении финансового контроля.ЛитератураКонституция РФ: Конституция: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 // Собрание законодательства РФ. – 2009. - N 4. - С. 445;Бюджетный кодекс РФ: Принят ГД ФС РФ 17 июля 1998 // Российская газета - 12.08.1998. - N 153-154;О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11 января 1995 N 4-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 16.01.1995. - N 3. - ст. 167;О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25 июля 1996 N 1095// Собрание законодательства РФ. - 29.07.1996. - N 31. - ст. 3696;О Министерстве финансов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 N 329// Собрание законодательства РФ. - 02.08.2004. - N 31. - ст. 3258;Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности: Приказ Минфина РФ от 04 сентября 2007 N 75н// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 19.11.2007. - N 47;Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н// Российская газета. - 05.03.2011. - N 47, Об утверждении Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Постановление ФСС РФ от 21 мая 2008 N 110// Российская газета. - 28.06.2008. - N 138; Болтинова О.В. Проблемы развития бюджетного контроля в Российской Федерации/ О.В. Болтинова // Финансовое право. - 2011. - N 7. - С. 10 – 15;Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация/ В.В. Бурцев. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг»,2000.-392с.;Бюджетное право: Учебник / А.Е. Абрамова, И.И. Кучеров, М.А. Моисеенко и др.; под ред. Н.А. Саттаровой. – М.: Деловой двор, 2009. - 296 с.;Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля /Е.Ю. Грачева. – М.: Юриспруденция, 2000. - 192 c.;Кондрат Е.Н. Создание единой правовой основы регулирования финансового контроля как условие обеспечения финансовой безопасности государства/ Е.Н. Кондрат// Административное и муниципальное право. - 2011. - N 3. - С. 84 – 89;Кормилицын А.С. Формы и методы налогового контроля/ А.С. Кормилицын // Административное и муниципальное право. - 2008. - № 6. - С. 52-54;Косолапов С.В. Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты РФ/ С.В. Косолапов // Финансовое право. - 2007. - № 5. - С. 6-12;Крохина Ю.А. Международные акты и зарубежная практика как факторы оптимизации государственного финансового контроля России/ Ю.А. Крохина // Финансовое право. - 2011. - N 5. - С. 10 – 14;Кузовков В.В. Финансово-процессуальное принуждение (теоретико-правовые аспекты ): Автореф . дис . ... канд. юрид. наук /В.В. Кузовков.- М., 2007. - 26 c.;Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории/ О.А. Ногина.- СПб:Питер, 2002. – 160 с.;Овсянников Л.Н. Финансовый контроль как система/ Л.Н. Овсянников // Финансы. - 2000. - N12. - С.66-68;Петросян О.Ш. Финансовый контроль как один из факторов обеспечения финансовой безопасности/ О.Ш. Петросян // Юридический мир. - 2010. - N 10. - С. 17 – 22;Прошунин М.М. К вопросу о соотношении финансового мониторинга и финансового контроля/ М.М. Прошунин// Финансовое право. 2010. - N 10. - С. 21 – 24;Райзберг Б.А., Современный экономический словарь [Электронный ресурс]/ Ройзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. – М.: Инфра-М, 2006;Телепнева А.В. Институт ревизии в современных экономических условиях/ А.В. Телепнева// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2008. № 3. - С. 158-163;Финансовое право России: Учебник для вузов - 2-е издперераб и доп (ГРИФ) /Крохина ЮА. - Инфра-М.:2011. – 322 с.;Шевелева Н.А. Бюджетная система России/ Н.А. Шевелева. - СПб.: Изд. Дом С.-Петерб. Гос. Ун-та, 2004. - 280 с.;Ялбулганов А.А. Финансовый контроль как институт финансового права/ А.А. Ялбулганов// Юрист. – 1999. - № 4. - С. 43-50.
Литература
1.Конституция РФ: Конституция: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 // Собрание законодательства РФ. – 2009. - N 4. - С. 445;
2.Бюджетный кодекс РФ: Принят ГД ФС РФ 17 июля 1998 // Российская газета - 12.08.1998. - N 153-154;
3.О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11 января 1995 N 4-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 16.01.1995. - N 3. - ст. 167;
4.О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25 июля 1996 N 1095// Собрание законодательства РФ. - 29.07.1996. - N 31. - ст. 3696;
5.О Министерстве финансов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 N 329// Собрание законодательства РФ. - 02.08.2004. - N 31. - ст. 3258;
6.Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности: Приказ Минфина РФ от 04 сентября 2007 N 75н// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 19.11.2007. - N 47;
7.Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н// Российская газета. - 05.03.2011. - N 47,
8.Об утверждении Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Постановление ФСС РФ от 21 мая 2008 N 110// Российская газета. - 28.06.2008. - N 138;
9.Болтинова О.В. Проблемы развития бюджетного контроля в Российской Федерации/ О.В. Болтинова // Финансовое право. - 2011. - N 7. - С. 10 – 15;
10.Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация/ В.В. Бурцев. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. - 392с.;
11. Бюджетное право: Учебник / А.Е. Абрамова, И.И. Кучеров, М.А. Моисеенко и др.; под ред. Н.А. Саттаровой. – М.: Деловой двор, 2009. - 296 с.;
12.Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля /Е.Ю. Грачева. – М.: Юриспруденция, 2000. - 192 c.;
13.Кондрат Е.Н. Создание единой правовой основы регулирования финансового контроля как условие обеспечения финансовой безопасности государства/ Е.Н. Кондрат// Административное и муниципальное право. - 2011. - N 3. - С. 84 – 89;
14.Кормилицын А.С. Формы и методы налогового контроля/ А.С. Кормилицын // Административное и муниципальное право. - 2008. - № 6. - С. 52 - 54;
15.Косолапов С.В. Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты РФ/ С.В. Косолапов // Финансовое право. - 2007. - № 5. - С. 6-12;
16.Крохина Ю.А. Международные акты и зарубежная практика как факторы оптимизации государственного финансового контроля России/ Ю.А. Крохина // Финансовое право. - 2011. - N 5. - С. 10 – 14;
17.Кузовков В.В. Финансово-процессуальное принуждение (теоретико-правовые аспекты ): Автореф . дис . ... канд. юрид. наук /В.В. Кузовков.- М., 2007. - 26 c.;
18.Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории/ О.А. Ногина.- СПб:Питер, 2002. – 160 с.;
19.Овсянников Л.Н. Финансовый контроль как система/ Л.Н. Овсянников // Финансы. - 2000. - N 12. - С.66-68;
20.Петросян О.Ш. Финансовый контроль как один из факторов обеспечения финансовой безопасности/ О.Ш. Петросян // Юридический мир. - 2010. - N 10. - С. 17 – 22;
21.Прошунин М.М. К вопросу о соотношении финансового мониторинга и финансового контроля/ М.М. Прошунин// Финансовое право. 2010. - N 10. - С. 21 – 24;
22.Райзберг Б.А., Современный экономический словарь [Электронный ресурс]/ Ройзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. – М.: Инфра-М, 2006;
23.Телепнева А.В. Институт ревизии в современных экономических условиях/ А.В. Телепнева// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2008. № 3. - С. 158-163;
24.Финансовое право России: Учебник для вузов - 2-е издперераб и доп (ГРИФ) /Крохина ЮА. - Инфра-М.:2011. – 322 с.;
25.Шевелева Н.А. Бюджетная система России/ Н.А. Шевелева. - СПб.: Изд. Дом С.-Петерб. Гос. Ун-та, 2004. - 280 с.;
26.Ялбулганов А.А. Финансовый контроль как институт финансового права/ А.А. Ялбулганов// Юрист. – 1999. - № 4. - С. 43-50.
Вопрос-ответ:
Какие методы финансового контроля существуют?
Существуют различные методы финансового контроля, включающие правовое регулирование, ревизию, визуальное наблюдение, документальный и фактический контроль.
Что предусматривает правовое регулирование финансового контроля?
Правовое регулирование финансового контроля включает нормы и законы, которые определяют порядок проведения контрольных мероприятий, устанавливают ответственность за нарушения и осуществление контроля со стороны государства.
Какие методы считаются основными в финансовом контроле?
Основными методами финансового контроля являются ревизия, визуальное наблюдение, документальный и фактический контроль. Они дополняют друг друга и используются для проверки состояния хранения материальных ценностей, контроля за ввозом и вывозом материалов и готовой продукции.
Что представляет собой ревизия в финансовом контроле?
Ревизия в финансовом контроле является основным методом и представляет собой обширное обследование на месте, в ходе которого проводится проверка финансовых операций, учетных данных и документов, а также состояния финансовых ресурсов и активов предприятия.
Как дополняют друг друга документальный и фактический контроль в финансовом контроле?
Документальный и фактический контроль дополняют друг друга в финансовом контроле. Документальный контроль проверяет соответствие финансовых документов учетным записям, а фактический контроль выполняет обследование на месте для проверки реального наличия и состояния материальных ценностей и активов.
Что такое финансовый контроль?
Финансовый контроль - это процесс управления и наблюдения за финансовой деятельностью организации с помощью методов и инструментов, направленных на обеспечение достижения поставленных финансовых целей.
Какое правовое регулирование существует для финансового контроля?
Правовое регулирование финансового контроля осуществляется на основе законодательных актов и нормативных документов, например, налогового кодекса, бухгалтерского учета, а также различных законов и постановлений, регулирующих финансовую деятельность организаций.
Какие методы используются для финансового контроля?
Для финансового контроля используются различные методы, такие как визуальное наблюдение, ревизия, документальный и фактический контроль, анализ финансовой отчетности и другие.
Что такое ревизия и какова ее роль в финансовом контроле?
Ревизия - это основной метод финансового контроля, который заключается в систематической проверке и оценке финансовой отчетности, бухгалтерского учета и финансовых операций организации с целью выявления ошибок, нарушений и недостатков. Ревизия позволяет установить достоверность отчетности и эффективность управления финансами.