Достоевский как политический обозреватель

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Журналистика
  • 14 14 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 24.12.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Он различал их тоску по религиозной истине, которую только на время затмил соблазн атеистического социализма.
Комментируя «Цыган» он, к тому же, изложил нечто вроде теории мистического анархизма и провозгласил безнравственность насилия и наказания, таким образом, неожиданно предвосхитив толстовское учение о непротивлении злу. Пушкинская речь во многом примирила с Достоевским радикалов.
В ней проявилась также и одна из самых привлекательных черт Достоевского-публициста – его способность к безграничному восторгу и восхищению.
Большая часть этих чувств пошла на Пушкина. Но с таким же энтузиазмом он говорил о Расине, и мало есть на свете примеров более благородно возданной дани ушедшему литературному и политическому противнику, чем некролог Достоевского Некрасову.
Стиль публицистики Достоевского, разумеется, очень личный и его ни с кем не спутаешь. Но как и вся журналистика того времени, он расплывчатый и бесформенный.
Недостатки собственно Достоевского-прозаика – нервная пронзительность голоса и неловкость тона, которые проявляются в его романах всякий раз, когда ему приходится говорить от себя.
Отметим, что наряду с социальными проблемами бурно текущая жизнь такого сложного переломного периода, каким было пореформенное время для России, ставила перед людьми массу проблем психологического, нравственного и философского характера. Неизбежным было и обращение к ним крупных мастеров слова, каким был Ф. М. Достоевский.
Заключение

Сегодня очень мало осталось архивных материалов, посвященных деятельности Достоевского как журналиста и публициста.
Достоевский как политический обозреватель проявил себя в журнале «Время» и его продолжении «Эпохе». Он выступал в качестве редактора в газете «Гражданин». Именно здесь он говорил о проблемах России, социальных и политических вопросах. Много внимания Достоевский уделял бытовым трудностям населения.
Кроме того он вел «Дневник писателя», в котором отражены философские взгляды на жизнь человека. Достоевский писал: «Возлюбить человека, как самого себя, по заповеди христовой, – невозможно. Закон личности на земле связывает. Я препятствует.
Один Христос мог, но Христос был вековечный от века идеал, к которому стремится и по закону природы должен стремиться человек. Между тем, после появления Христа, как идеала человека во плоти, стало ясно как день, что высочайшее, последнее развитие личности именно и должно дойти до того (в самом конце развития, в самом пункте достижения цели), чтоб человек нашел, сознал и всей силой своей природы убедился, что высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего Я, – это как бы уничтожить свое я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастие.
…Это-то и есть рай Христов. Вся история, как человечества, так отчасти и каждого отдельно, есть только развитие, борьба, стремление и достижение этой цели».
Однако в 1881 году, когда политическая жизнь России и журналистика была на подъеме жизнь писателя и политического философа оборвалась. Он много не успел сказать людям о власти в стране, но хотел, чтобы человеческое бытие изменилось.
Поэтому сегодня важно говорить о политических мыслях Достоевского, который хотел в своих публикациях предупредить всех о наступающей власти европейцев над русскими.
Список использованной литературы

№ 1. Беспалова А. Г. и др. История мировой журналистики. – 3-е изд., испр. и перераб. – М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д. Изд-кий центр МарТ, 2003. – 432 с.
№ 2. Из истории русской журналистики второй половины XIX века. Статьи, материалы и библиография / Под ред. проф. А. В. Западова. – Изд-во Моск. ун-та, 1964. – 246.
№ 3. История русской литературы XIX века. 70-е – 90-е годы: Учебник / Под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой, В. Б. Катаева. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 800 с.
№ 4. Саруханян Е. Достоевский в Петербурге. – Л.: Изд-во Лениздат, 1972. – 278 с. – (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге – Петрограде – Ленинграде).
№ 5. Селезнев Ю. И. Достоевский. – 5-е изд. – М.: Изд-во Мол. гвардия, 2007. – 510 с.: ил. – (Жизнь замечат. людей).
Саруханян Е. Достоевский в Петербурге. – Л.: Изд-во Лениздат, 1972. – С. 77–78.
Саруханян Е. Достоевский в Петербурге. – Л.: Изд-во Лениздат, 1972. – С. 79.
Селезнев Ю. И. Достоевский. – 5-е изд. – М.: Изд-во Мол. гвардия, 2007. – С. 386.
История русской литературы XIX века. 70-е – 90-е годы: Учебник / Под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой, В. Б. Катаева. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 145.
Из истории русской журналистики второй половины XIX века. Статьи, материалы и библиография / Под ред. проф. А. В. Западова. – Изд-во Моск. ун-та, 1964. – С. 206.















2


№ 1. Беспалова А. Г. и др. История мировой журналистики. – 3-е изд., испр. и перераб. – М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д. Изд-кий центр МарТ, 2003. – 432 с.
№ 2. Из истории русской журналистики второй половины XIX века. Статьи, материалы и библиография / Под ред. проф. А. В. Западова. – Изд-во Моск. ун-та, 1964. – 246.
№ 3. История русской литературы XIX века. 70-е – 90-е годы: Учебник / Под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой, В. Б. Катаева. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 800 с.
№ 4. Саруханян Е. Достоевский в Петербурге. – Л.: Изд-во Лениздат, 1972. – 278 с. – (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге – Петрограде – Ленинграде).
№ 5. Селезнев Ю. И. Достоевский. – 5-е изд. – М.: Изд-во Мол. гвардия, 2007. – 510 с.: ил. – (Жизнь замечат. людей).

Вопрос-ответ:

Что можно сказать о политических взглядах Достоевского?

Достоевский был активным политическим обозревателем, проникнутым глубокой верой в религиозную истину. Он осуждал атеистический социализм и высказывался против насилия и наказания, предвосхитывая идеи толстовского учения о непротивлении злу.

Что представляет собой теория мистического анархизма, которую изложил Достоевский?

Достоевский описал теорию мистического анархизма в своих комментариях к Цыгану. Он утверждал, что мистические убеждения и вера в высшую справедливость должны заменить насилие и подавление личности, провозглашая безнравственность насилия и наказания.

В чём заключается связь между Достоевским и толстовским учением о непротивлении злу?

Достоевский выразил своё осуждение насилия и наказания, предвосхитив идеи толстовского учения о непротивлении злу. Он признавал, что ответ на зло должен быть не насилием, а мистическим протестом и верой в высшую справедливость.

Как политические взгляды Достоевского отличались от радикалов?

Достоевский и радикалы имели различные политические взгляды. Достоевский осуждал атеистический социализм и высказывался против насилия и наказания. Радикалы же были склонны поддерживать атеистические идеи социализма и прибегать к насилию в целях достижения своих политических целей.

Какие качества в речи Пушкина примирили Достоевского с радикалами?

Речь Пушкина имела примирительный характер и собрала в себе несколько привлекательных качеств, которые привлекли Достоевского и радикалов. Она передавала веру в религиозную истину и осуждала насилие и наказание, что поддерживало основные политические взгляды Достоевского и некоторых радикальных деятелей.

Достоевский различал тоску по религиозной истине, какие идеи он выражал на эту тему?

Он выражал идею о том, что только религиозная истина может преодолеть соблазн атеистического социализма.

Какие идеи по поводу мистического анархизма изложил Достоевский, комментируя Цыган?

Достоевский выразил идею о том, что мистический анархизм может быть формой протеста и противодействия безнравственности насилия и наказания.

Предвосхитил ли Достоевский учение о непротивлении злу, подобное толстовскому?

Да, Достоевский предвосхитил толстовское учение о непротивлении злу, высказав безнравственность насилия и наказания.

Что произошло после выступления Пушкина, которое примирило радикалов с Достоевским?

Выступление Пушкина примирило радикалов с Достоевским, поскольку оно выразило привлекательные идеи и значения.

Какие идеи проявились в речи Пушкина, которая примирила с Достоевским?

В речи Пушкина проявилась идея о привлекательности и одна из самых привлекательных идей и значений.