Сознание как высшая форма отражения действительности
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 25.12.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Сознание как высшая ступень развития психики
2. Функции и формы сознания
3. Проблема сознания
Заключение
Литература
Сознание есть следствие воздействия на наш мозг «мирового разума», который превратил мозг человека в свое орудие. «Мировое сознание» действует через мозг посредством особого механизма в нервных центрах, но этот механизм воздействия остается для человека тайной. Сознание в учении Пирогова не сводится только к биологической основе природы человека, а имеет еще и некую идеальную основу.
Таким образом, естествоиспытатель Пирогов не отождествляет понятия «мозг» и «сознание». Головной мозг выступает органом сознания, но не его источником. Идеи Пирогова о внеземном, космическом характере человеческого сознания нашли продолжение в философии русского космизма.(1, с. 25)
Циолковский заявлял, что он чистый материалист и, кроме материи, ничего не признает. Исходя из принципа монизма ученый объяснял и природу человеческого сознания. Любой атом наделяется способностью чувствовать. Хотя органом сознания является головной мозг человека, но «мозг мыслит, а чувствуют атомы, его составляющие. Разрушен мозг - исчезло и напряженное чувство атомов, заменившись ощущением небытия, близким к нулю».
Человеческий разум способен не только преобразовывать Землю, но и заселять другие планеты Солнечной системы. Атомы, входя в состав высших существ, могли бы жить уже сознательной жизнью. С разрушением мозга атомы, его составляющие, попадают сначала в неорганическую природу, и потребуются сотни миллионов лет, прежде чем они вновь воплотятся в высшем органе - мозге. Человеческое сознание, по мнению Циолковского, имеет огромные потенциальные возможности. Активная и творческая деятельность сознания способна вывести человека за рамки Солнечной системы, открыть путь к освоению всей Вселенной.
При всей фантастичности и грандиозности замыслов Циолковского можно увидеть, что эти идеи направлены на достижение одной цели - раскрытие действительно сущностных сил человека, выявление и развитие его интеллектуальных и физических возможностей. Творческий характер сознания человека, по Циолковскому, заключается в изначальной активности самой материи и в конечном итоге может обеспечить выход человеческой цивилизации за пределы Земли.(5, с. 124)
Создатель учения о ноосфере Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) отличительным признаком человека считал форму энергии, «связанную с разумом». Эта энергия, по мнению ученого, стала главным фактором в геологической истории планеты.
Возникновение человеческого сознания Вернадский рассматривает в контексте эволюции живой материи. В ходе этой эволюции человеческое сознание становится все более независимым от других форм жизни. Разум человека, его сознание придают не свойственную другим существам активность, которая позволяет изменять окружающую действительность. На вопрос о возникновении человека и его сознания, по мнению Вернадского, невозможно дать ответ, опираясь только на строгую научную мысль. «Совершенно очевидно, - пишет Вернадский, - что существует определенное направление в палеонтологической эволюции организованных существ и что появление в биосфере разума, сознания, направляющей воли - этих основных проявлений человека - не может быть случайным. Но для нас еще невозможно дать какое-нибудь объяснение этому явлению, то есть нельзя логически связать его с современным научным построением мира, опирающимся на аналогии и аксиомы».
Сознание человека в учении Вернадского оказывает значительное влияние на развитие природы в целом. Основная задача человека состоит в том, чтобы из существа социально гетеротрофного сделаться существом социально автотрофным. Сила человека состоит не в его материи, а в его разуме и труде. Человеческое сознание, опираясь на свой деятельностный характер, сделало возможным наступление новой эры - ноосферы, в которой человечество является важнейшей геологической силой.
Один из известных ученых-космистов Николай Григорьевич Холодный рассматривал сознание как продукт длительной эволюции. В работе «Мысли натуралиста о природе и человеке» Холодный критикует антропоцентризм и вводит понятие «антропокосмизм», включая человека в общую картину эволюции космоса. Важным фактором эволюции разума и возникновения сознания выступает труд. Известна краткая формулировка ученым зависимости между трудом и разумом: «Разум - дитя труда».
Заключение
Сознание - это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
Под сознанием следует понимать только тот пласт субъективности, который поддается контролю воли. В общем смысле сознание определяется как целенаправленное отображение действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения человека. Подобное представление сложилось не сразу. На протяжении длительного времени сознательные и бессознательные проявления человека не различались, а само сознание часто отождествлялось только с одним аспектом - интеллектом, мышлением.
Функции сознания: отражательная; порождающая; регулятивно-оценочная; рефлексивная - основная функция, характеризует сущность сознания.
Литература
1. Автономова Н.С. Концепция сознания в структурализме // Проблема сознания в современной западной философии. М.: Кнорус, 2009.
2. Айер А. Я мыслю, следовательно, я существую // Логос. 1996. №8.
3. Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. М.Проспект, 1990.
4. Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: метод междисциплинарного подхода // Вопросы философии. 2008. № 11.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2006.
6. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. М.:Инфра-М, 2007.
7. Молчанов В. Парадигмы сознания и структуры опыта. // Логос. 1992. № 3.
8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 17-е изд. Учеб. пособие. – Ростов на/Д: Феникс, 2007
9. Щербатых Ю. В. Общая психология. - СПб: Питер, 2008
13
2. Айер А. Я мыслю, следовательно, я существую // Логос. 1996. №8.
3. Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. М.Проспект, 1990.
4. Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: метод междисциплинарного подхода // Вопросы философии. 2008. № 11.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2006.
6. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. М.:Инфра-М, 2007.
7. Молчанов В. Парадигмы сознания и структуры опыта. // Логос. 1992. № 3.
8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 17-е изд. Учеб. пособие. – Ростов на/Д: Феникс, 2007
9. Щербатых Ю. В. Общая психология. - СПб: Питер, 2008
Вопрос-ответ:
Как можно описать сознание как высшую форму отражения действительности?
Сознание можно описать как высшую форму отражения действительности, которая возникает в результате воздействия мирового разума на мозг человека. Мировое сознание действует через мозг, используя особый механизм в нервных центрах, хотя точный механизм этого воздействия остается загадкой.
Какие функции и формы может принимать сознание?
Сознание выполняет различные функции и может принимать разные формы. Оно позволяет человеку осознавать и понимать окружающую действительность, проявлять индивидуальность, мыслить, решать проблемы, воспринимать и анализировать информацию, а также контролировать свои действия и эмоции. Формы сознания могут варьироваться от осознанного состояния до бессознательного, от повседневных мыслей до глубоких рефлексий.
В чем заключается проблема сознания?
Проблема сознания заключается в том, что мы до сих пор не полностью понимаем, как возникает и функционирует сознание. Одной из главных проблем является объяснение связи между физической активностью мозга и нашим внутренним ментальным состоянием. Пока нет единого научного консенсуса относительно природы и происхождения сознания, это остается предметом дискуссии и исследований в философии, психологии и нейронауках.
Что еще помимо биологической основы природы включает в себя сознание по учению Пирогова?
Сознание по учению Пирогова не сводится только к биологической основе природы. Оно включает в себя также воздействие мирового разума на мозг человека, что превращает мозг в инструмент мирового сознания. Таким образом, сознание является результатом взаимодействия между биологической основой природы и воздействием мирового разума.
Как мировое сознание действует через мозг человека?
Мировое сознание действует через мозг человека посредством особого механизма в нервных центрах. Однако точный механизм этого воздействия остается для человека тайной. Это означает, что пока мы можем наблюдать результаты этого воздействия в виде нашего сознания и мышления, мы не полностью понимаем, как именно мировое сознание и наш мозг взаимодействуют и как это отражается на нашей психике и восприятии действительности.
Что такое сознание?
Сознание - это высшая форма отражения действительности в психике человека. Оно представляет собой внутренний мир, в котором происходит осмысление окружающего мира, формирование мыслей, ощущений и эмоций.
Какое место сознание занимает в развитии психики?
Сознание является высшей ступенью развития психики. Оно возникает на более поздних стадиях эволюции и отличает человека от животных. Сознание позволяет нам осознавать себя, мыслить абстрактно, планировать и принимать решения.
Каковы функции и формы сознания?
Сознание выполняет множество функций, включая осознание окружающего мира, память, мышление, восприятие, воображение, эмоции и т.д. Формы сознания могут быть различными: сознание может быть состоянием бодрствования или сном, оно может быть четким и ясным, а может быть затуманенным и неопределенным.