Личность и ее социальные роли (Тема 12)
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 16.12.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Практические задания
1. Перечислите ваши врожденные и приобретенные социальные роли (не менее 10).
1. Жизненная (внутриличностная), гендерная роль - роль «Женщины».
2. Жизненная (межличностная), семейная роль - роль «Дочери».
3. Жизненная (межличностная), семейная роль - роль «Жены».
4. Жизненная (межличностная), семейная роль - роль «Матери».
5. Групповая (постоянная социальная группа) - профессиональная роль - роль “Учителя».
6. Групповая (постоянная социальная группа) - учебная роль – роль «Студентки».
7. Ситуативная (временная социальная группа), потребитель услуг – роль «Зрителя» кинотеатра и театра.
8. Ситуативная (временная социальная группа), потребитель услуг – роль «Покупателя» магазина.
9. Ситуативная (временная социальная группа) – роль «Пациента» поликлиники.
10. Групповая (постоянная социальная группа), роль членства в разных клубах – роль «Клиента» фитнесс-клуба.
2. Охарактеризуйте содержание одной социальной роли (по выбору). Какие права и обязанности закреплены за данной социальной ролью в социальных ожиданиях окружающих людей?
Социальная роль «Преподаватель вуза»
Профессия «преподаватель» - сложная и ответственная. У преподавателя есть определенные права и обязанности. Большинство из них зафиксировано юридически в Законе о высшем образовании, в уставе того или иного вуза. Социальная роль преподавателя накладывает на него много ожиданий, требований и может быть стереотипов, – как он должен себя вести, как он должен одеваться, как он должен общаться со студентами. У преподавателя должна быть особая манера поведения – ведь он не только учит, он выступает в роли наставника, он должен быть нашим примером.
Преподаватель должен быть примером культурного поведения, что должно выражаться в манере одеваться (классические костюмы черно-белого цвета) и в манере общения со студентами. Он должен быть строгим, следить за дисциплиной, передавать знания и оценивать степень их усвоения. Если мы встречаем преподавателя, не отвечающим этим требованиям (в джинсах, более свободная манера общения), это нас шокирует, так как это противоречит нашим ожиданием. Но иногда такой необычный и свободный преподаватель приобретает массу поклонников в силу своего харизматического характера.
Конечно, у преподавателя по отношению к нам тоже возникает много оправданных и неоправданных ожиданий. Это культурный внешний вид студента (не все преподаватели приветствуют джинсы, короткие юбки), серьезная подготовка к занятиям (обязательное выполнение домашней работы) и дисциплинированность.
Преподаватели бывают разные. Некоторые преподаватели довольно формально подходят к выполнению своей социальной роли в обществе. Они читают лекции, проводят семинары, проверяют контрольные работы, принимают зачеты и экзамены. Все вроде бы правильно. Но в нашей жизни встречаются преподаватели с неформальным отношением к своей профессии. И мы, студенты, им очень благодарны. Они стремятся помочь студенту разобраться в жизненных коллизиях, выступают в роли старшего товарища и мудрого советчика.
3. Приведите примеры ролевого конфликта из жизни, кино, литературы.
Пример 1. В школе я была свидетелем ролевого конфликта. Мой одноклассник оказался в ситуации ролевого конфликта из-за ролевых ожиданий его сверстников и учителей.
Произошло серьезное нарушение дисциплины в классе – разбито окно. От данного одноклассника требовали, чтобы он назвал имя того, кто его разбил. Конечно, весь класс ждал, что он промолчит или, по крайней мере, скажет «не знаю», «не видел». Ведь роль товарища требует, чтобы он не доносил.
Учитель требовал, чтобы он подчинился требованию и назвал имя нарушителя. Этого требует роль ученика.
И он назвал.
Что было потом, легко угадать… Он стал изгоем в классе и с ним все перестали общаться.
Пример 2. В замечательном фильме «Служебный роман» Алиса Фрейндлих великолепно и довольно реалистично сыграла начальника какого-то статистического ведомства.
Она начальницей оставалась всегда и везде - на работе, дома, в гостях. Ее социальная роль «Начальник» вступала в конфликт с ролью «Подруги», «Матери» (детей некогда было завести, так как все силы были брошены на карьерный рост), «Женщины» (в начале фильма мы видим типичного бесполого сухоря - начальника).
К счастью, у фильма счастливый конец. Ролевые конфликты благополучно разрешены. И в конце фильма мы увидели начальника с обаятельным женским лицом, который вдруг осознал, что такое женское счастье.
Пример 3. Недавно смотрела передачу о современных бизнес-вумен. Иначе назвать их не могу. Передача была о современных женщинах, которые не реализуются как матери, так как они боятся, что это отразится на их профессиональной деятельности. Ролевой конфликт – роль «Матери» конфликтует с профессиональной ролью. В дальнейшем - если они долго будут думать и их женские биологические часы начнут отсчет в обратную сторону – роль «Матери» будет конфликтовать с ролью «Женщины».
Литература
Зеленов Л. А., Владимиров А. А. Основы социологии: Учеб. пособие для пед. училищ. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160с.
Лучшие рефераты по социологии / Сост. О. А. Нор-Аревян. Серия «Банк Рефератов». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 320с.
Маршак А. Л. Общая социология /А. Л. Маршак. Серия «Высшее профессиональное образование». – Ростов н\Д: Феникс, 2004. – 384с.
Радугин А. А. Социология: курс лекций /Радугин А. А. Радугин А. К. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Библионика, 2004. – 224с.
Соколов В. А. Социология для студентов вузов / В. А. Соколов/ Серия «Шпаргалки». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 192с.
Словарь по обществознанию: Учебное пособие для абитуриентов вузов / Ю. Ю. Петрунин, М. И. Панов, Л. Б. Логунова и др.; Под ред. Ю. Ю. Петрунина. – 2-е изд., испр. – М.: КДУ, 2005. – 512.
3
Ребенок
Мезо факторы
Микрофакторы
МИКРОФАКТОРЫ
семья
микросоциум
институты воспитания
религиозные организации
МАКРОФАКТОРЫ
этнос
страна
государство
общество
МЕЗОФАКТОРЫ
группа сверстников
тип поселения
региональные условия
средства массовой информации
субкультура
1.Зеленов Л. А., Владимиров А. А. Основы социологии: Учеб. пособие для пед. училищ. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160с.
2.Лучшие рефераты по социологии / Сост. О. А. Нор-Аревян. Серия «Банк Рефератов». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 320с.
3.Маршак А. Л. Общая социология /А. Л. Маршак. Серия «Высшее профессиональное образование». – Ростов н\Д: Феникс, 2004. – 384с.
4.Радугин А. А. Социология: курс лекций /Радугин А. А. Радугин А. К. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Библионика, 2004. – 224с.
5.Соколов В. А. Социология для студентов вузов / В. А. Соколов/ Серия «Шпаргалки». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 192с.
6.Словарь по обществознанию: Учебное пособие для абитуриентов вузов / Ю. Ю. Петрунин, М. И. Панов, Л. Б. Логунова и др.; Под ред. Ю. Ю. Петрунина. – 2-е изд., испр. – М.: КДУ, 2005. – 512.
Вопрос-ответ:
Какие врожденные и приобретенные социальные роли у человека?
У человека есть врожденные социальные роли, такие как гендерная роль (например, роль женщины или мужчины), а также приобретенные социальные роли, включая семейные роли (например, роль дочери, жены, матери) и профессиональные роли (например, роль учителя, врача, инженера).
Какие социальные роли связаны с семьей?
С семьей связаны такие социальные роли, как роль дочери, роль жены и роль матери. Роль дочери предполагает определенные обязанности и ответственность перед родителями, роль жены - перед мужем, а роль матери - перед детьми.
Какие социальные роли связаны с профессиональной деятельностью?
С профессиональной деятельностью связаны различные социальные роли, такие как роль учителя, врача, инженера и т.д. Каждая профессия имеет свои специфические обязанности, правила и нормы поведения, которые определяют социальную роль человека в данной профессии.
Какие социальные роли могут быть связаны с групповой деятельностью?
С групповой деятельностью могут быть связаны различные социальные роли, такие как роль лидера группы, роль организатора, роль координатора и роль участника. Каждая роль выполняет определенные функции и помогает обеспечить эффективность работы группы.
Какие социальные роли могут влиять на нашу личность и самовосприятие?
Социальные роли могут влиять на нашу личность и самовосприятие, поскольку они определяют ожидания, которые общество имеет к нам. Мы принимаем и воспринимаем себя через призму социальных ролей, и наша самооценка и самоидентификация могут зависеть от того, насколько успешно мы выполняем эти роли.
Какие роли можно назвать врожденными?
Врожденные социальные роли включают жизненно-внутриличностные и гендерные роли, такие как роль женщины или мужчины.
Какие межличностные семейные роли можно назвать приобретенными?
Межличностные семейные роли, такие как роль дочери, роль жены и роль матери, являются приобретенными ролями, которые человек получает в результате своего семейного опыта и взаимодействия с другими членами семьи.
Какие постоянные социальные группы можно назвать профессиональными?
Профессиональная роль, такая как роль учителя, является одной из постоянных социальных групп, в которых каждый индивид взаимодействует с окружающими и выполняет определенные обязанности и функции в своей профессиональной деятельности.
Сколько социальных ролей можно приобрести в жизни?
Количество приобретаемых социальных ролей может быть разным для каждого человека, и зависит от его жизненного опыта и взаимодействия с другими людьми. В целом, каждый может приобрести не менее 10 различных социальных ролей в своей жизни, таких как роли дочери, жены, матери, учителя и других.
Какие роли можно приобрести в межличностных семейных отношениях?
В межличностных семейных отношениях можно приобрести несколько ролей, таких как роль дочери, роль жены и роль матери. Взаимодействие с другими членами семьи и совместное участие в семейных обязанностях формируют эти роли в процессе жизни.
Какие социальные роли можно выделить в жизни женщины?
В жизни женщины можно выделить следующие социальные роли: роль дочери, роль жены, роль матери, роль сестры, роль подруги, роль коллеги, роль гражданки и др.
Какие социальные роли относятся к семейной сфере?
К семейной сфере относятся такие социальные роли, как роль дочери/сына, роль жены/мужа, роль матери/отца, роль брата/сестры. В рамках семьи члены выполняют определенные функции и задачи, связанные с ролью, которую они играют.