Инвестиционный кризис в России и пути его преодоления.
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 20.12.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КРИЗИСА СТРАНЫ
1.1 Сущность инвестиций и их основные виды
1.2 Иностранные инвестиции в экономике и их особенности
1.3 Теоретические основы сущности инвестиционного климата и основ инвестиционного кризиса страны
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СИТУАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Привлечение иностранных инвестиций в экономику страны
2.2 Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России и особенности инвестиционного кризиса
3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Сегодня инвесторы уже не боятся действовать на российском рынке, скорее наоборот. Но такой интерес к отечественной экономике почему-то вызывает озабоченность на самом высоком уровне.
Казалось бы, настороженность чиновников безосновательна, ведь еще недавно о столь масштабном финансовом интересе инвесторов к нашей экономике не приходилось и мечтать. Политика привлечения иностранных инвестиций была направлена на решение двух главных макроэкономических проблем: возрождения производства и роста занятости. Если решение первой не найдено до сих пор, то прогресс в отношении второй налицо. Хотя и тут имеется повод для разногласий: если сравнивать цифры, то рост занятости по сравнению с началом переходного периода не столь велик, как этого можно было ожидать. Но дело здесь вовсе не в недостатке рабочих мест. Скрытая безработица дорыночного периода носила значительные масштабы, и лишь впоследствии работники, ранее занятые формально, перешли в категорию реально занятых, в том числе и на производстве. Роль иностранных инвестиций и созданных посредством них рабочих мест нельзя недооценивать.
Трудности, связанные с потоками иностранных инвестиций, возникли еще в середине 90-х, когда вывоз капитала из страны более чем в десять раз превышал объем притока инвестиций. В дальнейшем большую роль приобрела и другая особенность экономики, а именно специфика направления иностранного капитала: сферы «приложения» инвестиций еще более усиливают структурные диспропорции и сырьевую ориентацию национальной экономики.
Есть и иные, менее очевидные, проблемы. В частности, приток иностранного капитала может способствовать как росту занятости, так и росту производства, но обоим процессам сопутствует инфляция, определяющаяся высокими издержками. Если излишек нефтедолларов изымается из экономики, то, казалось бы, аналогичным образом надо поступить и с излишней денежной массой другой природы. Но весь вопрос в том, насколько это реально в современных условиях, когда прогнозы ЦБ являются значительно заниженными на фоне общих тенденций.
По своей сути сегодняшняя ситуация — следствие политики привлечения инвестиций любой ценой. Сложное экономическое положение России, имевшее место еще несколько лет назад, привело к тому, что интерес к экономике со стороны зарубежных игроков и сопутствующий приток капитала считались почти недостижимой целью макроэкономической политики. Задача количественного увеличения инвестиций заменила собой политику привлечения иностранных технологий, достижений, обладающих потенциалом для снижения издержек, а следовательно, не опасных с позиции инфляции. Но существовавшие в то время приоритеты выглядели вполне уместными, поскольку перед экономикой остро стояли проблемы дефицита госбюджета и внешнего долга, спад же производства сопровождался высокой инфляцией. Вместе с тем столь значительное повышение интереса к России со стороны инвесторов было бы невозможным, если бы не благоприятная конъюнктура мировых рынков. Среди прочих одна из проблем заключается в том, что вкладывают инвесторы не в промышленность и производство, а в те же привлекательные отрасли экономики. Интерес вызывают и финансовые спекуляции.
Для российского рынка и сегодня характерны высокие риски и возможность получения сверхприбыли. С позиции инвестиционных компаний это один из развивающихся, а значит, и очень привлекательных рынков. Уместными здесь могут быть примеры именитых международных инвестиционных банков, таких как Merill Lynch, Morgan Stanley, JP Morgan и др. Merill Lynch покинул наш рынок сразу после кризиса 1998 года, но с недавних пор возобновил на нем свою деятельность и вновь открыл представительство.
Между тем интерес к российскому финансовому рынку проявляют не только широко известные компании. В частности, спекулятивные операции привлекают и недобросовестных игроков. Нельзя забывать, что инфраструктура отечественного фондового рынка находится на стадии формирования и пока не является в достаточной мере эффективной. Надежность этого рынка также нельзя считать стопроцентной, поскольку адекватная система мониторинга профессиональных участников рынка ценных бумаг до сих пор не разработана. Нет и содержательных, соответствующих практике передовых стран мира стандартов профессиональной деятельности и системы внутреннего контроля за действиями участников. Как следствие, российский рынок в наибольшей степени привлекает игроков, относящихся к одному из двух типов: представителей крупного международного бизнеса, диверсифицирующего риски на других рынках, или мелких и средних «спекулянтов», зачастую пользующихся несостоятельностью правовой базы.
К первому типу примыкают и средние ин-вестиционные компании, по сути играющие роль посредников. Вот как характеризует их деятельность на нашем рынке один из российских инвестбанкиров: «Нефтедоллары находят отражение и в экономике в целом, и на финансовых рынках. Для правильного управления ими нужны грамотные посредники с мировым опытом. Это, грубо говоря, сфера обслуживания интересов бизнеса».
Таким образом, повышенное внимание к российскому рынку обусловлено в первую очередь пресловутой конъюнктурой сырьевых рынков и собственно переходным характером всей финансовой системы. Так что, если предположить, что не появились бы нефтедоллары, интерес к рынку носил бы несколько иной характер и масштабы.
Кроме того, российские профессиональные участники рынка всерьез сталкиваются с проблемой конкурентоспособности, поскольку отсутствие инфраструктуры ухудшает их положение по сравнению с западными игроками, увеличивая тем самым затраты как эмитентов, так и инвесторов. Решением здесь может быть лишь пошаговая разработка необходимой базы, но далеко не все игроки заинтересованы в развитии инфраструктуры, ведь условия неопределенности и нечеткость регулирующей базы дают простор для «толкований».
Таким образом, в настоящее время перед Россией стоит сложная задача: привлечь в страну иностранный капитал с учетом его собственных стимулов и одновременно ориентитруя его мерами экономического регулирования на достижение национальных целей.
3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ
Следует отметить, что привлечение иностранных инвестиций (в том числе прямых) в 90-е гг., с началом радикальных экономических реформ, было официально провозглашено одним из главных направлений отечественной внешнеэкономической политики, которое до сих пор имеет первостепенное значение.
Поскольку привлечение инвестиций в экономику России немаловажно, необходимо определить основные особенности государственного регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности.
Вообще, в общем объеме капиталовложений в экономику России прямые иностранные инвестиции начинают играть все более значимую роль.
В настоящее время существует сравнительно достаточная законодательно-правовая база, которая способствует регулированию инвестиционной деятельности, однако, она не является единой системой.
Одним из основополагающих факторов привлекательности национальной экономики для иностранного инвестора было и остается создание и поддержание нормально действующей правовой системы, позволяющей:
соблюдать права собственности при осуществлении инвестиционного процесса в стране и любом из её регионов;
регулировать правовые отношения между участниками и партнерами инвестиционного процесса;
умело управлять и поддерживать процесс инвестирования в стратегическом будущем;
поддерживать нормальную действенную инфраструктуру в любом из регионов страны;
устранять излишние бюрократические и прочие административные преграды для бизнеса;
соблюдать государственные интересы, как для организации-донора, так и для страны-реципиента.
Одной из целей государственного регулирования в инвестиционной сфере является создание и поддержание такого правового режима деятельности иностранных инвесторов, который обеспечивал бы баланс интересов государства, иностранного инвестора и отечественного предпринимателя.
Правительство Российской Федерации последовательно продолжает осуществление курса реформ и создания условий для повышения инвестиционной активности в сфере экономики.
Президентом Российской Федерации подписаны федеральные законы «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», «О концессионных соглашениях», внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса, предусматривающего совершенствование процедур возмещения налога на добавленную стоимость, изменение специфических ставок акцизов. Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий совершенствование налогового администрирования.
Принят также ряд законов в сфере антимонопольного законодательства, снижения административных барьеров, недропользования, лицензирования, развития малого бизнеса. В стадии подготовки находится большое число законопроектов, призванных улучшить условия предпринимательской деятельности в экономике.
Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики и кризисных ситуациях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления – снижается, но никогда не прекращается.
Во всех случаях государство должно придерживаться основного правила – воздействовать таким образом на предпринимательскую, инвестиционную деятельность и экономику страны в целом, чтобы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений.
Итак, поскольку современная Россия переживает период воздействия мирового финансово-экономического кризиса, необходимо активное регулирование инвестиционной деятельности в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа была посвящена анализу инвестиционной политике в условиях кризиса.
Вообще, было выяснено, что инвестиционный потенциал учитывает макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие параметры. Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них.
Для России немаловажное значение в современных условиях приобретает необходимость привлечения инвестиций в экономику.
Так, в ходе написания работы было определено, что международными инвестициями являются инвестиции, реализация которых предусматривает взаимодействие участников, которые принадлежат разным государствам (резидентов и нерезидентов по отношению к конкретной стране). В узком смысле международная инвестиция - это инвестиция за рубеж или иностранная инвестиция.
В России создана законодательная база, в целом соответствующая нормам международного инвестиционного сотрудничества.
В ходе написания работы было также выяснено, что финансово-экономический кризис – это резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге - в снижении жизненного уровня, благосостояния населения.
Немаловажен тот факт, что современный кризис оказал существенное влияние на инвестиционный климат в стране.
Инвестиционная ситуация изменилась в условиях мирового финансово-экономического кризиса, хотя и незначительно.
Так, по сравнению с 2008 годом объемы инвестирования сократились, однако уже в 2010 году предполагается рост инвестиций и его дальнейшая динамика вплоть до 2014 года.
В завершении можно также отметить, что кардинальное улучшение инвестиционного климата и переход к инвестиционно активной стратегии, направленной на модернизацию российской экономики, возможны на основе проведения широких структурных реформ и укрепления базовых институтов государства.
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №160 ФЗ от 9 июля 1999 года «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ,от 25.07.2002 N 117-ФЗ, от 08.12.2003 169-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 03.06.2006 N 75-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
Алентьев А.А. Основы макроэкономики. Москва: «Вид-М».-2007.- 599 с.
Брехов С.Д. Инвестиции.- М,: «Дрофа».-2009.- 330 с.
Гуревич А.М. Экономическая теория. Киев: «Диво».-2006.-501 с.
Дерябина Я. Сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности // Инвестиции в России.- №8.- 2007
Динамика инвестиций. Инвестиционные циклы и кризисы // Help invest.- 15.12.2008
Захарова Т.П. Особенности оценки инвестиционного потенциала приграничных регионов // Соискатель.- 21 мая 2009
Илюхина Е. Иностранные инвестиции // Российская экономика: тенденции и перспективы.- №6.- 2009
Инвестиции в экономику России //Коммерсантъ.- № 146(3722).- 16.08.2007
Иностранные инвестиции в России // Независимая.- №091 (4332).- 30 апреля 2008
Кавешников Н. Россия и Европейский союз: тенденции экономических отношений // Перспективы.- март 2009
Корельский В.Ф., Гаврилов Р.В. Биржевой словарь: В 2 т.-М., 2008.-599 с.
Мамин С.Д. Экономический кризис // Перспектива.- №26.- 05.03.2009
Ненахова Т. Понятие инвестиционного климата и методы его оценки // Vavt-economy.-№35.- 2008
Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета 2006. 11 мая. № 4063.
Потемкина О., Кавешников Н. Россия и Европейский союз: «холодное лето» 2007 года // Современная Европа, № 3, июль-сентябрь 2007
Роль иностранных инвестиций // МАЛпред.- 24.09.2009
Российский статистический ежегодник. Москва: «РОССТАТ».-2007.-801 с.
Стариннов С. Классификация инвестиций. Прямые и портфельные инвестиции // Международный менеджмент.- 2007
Сценарные условия и параметры прогноза социально-экономического развития Калининградской области на 2009 год и на период 2010-2014 гг. // Rugrad.-2009
Фам Тхи Лан Ань. Иностранные инвестиции в развитии экономики России и Китая // Проблемы современной экономики.- № 2(22).- 2007
Хуцишвили К. Инвестиционная неожиданность // Босс.- №07.-2007
Чистов А. Регулирование инвестиционного процесса в России// Инвестиции в России. - № 5.–2007
Официальный сайт: www.gks.ru
Корельский В.Ф., Гаврилов Р.В. Биржевой словарь: В 2 т.-М., 2008.-599 с., с. 248
Иностранные инвестиции в России // Независимая.- №091 (4332).- 30 апреля 2008
Гуревич А.М. Экономическая теория. Киев: «Диво».-2006.-501 с., с. 254
Брехов С.Д. Инвестиции.- М,: «Дрофа».-2009.- 330 с., с. 25
Стариннов С. Классификация инвестиций. Прямые и портфельные инвестиции // Международный менеджмент.- 2007
Алентьев А.А. Основы макроэкономики. Москва: «Вид-М».-2007.- 599 с., с. 103
Инвестиции в экономику России //Коммерсантъ.- № 146(3722).- 16.08.2007
Столович Л. Н. Об общечеловеческих ценностях. // Вопросы философии. 2004. № 7, с. 87
Роль иностранных инвестиций // МАЛпред.- 24.09.2009
Дерябина Я. Сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности // Инвестиции в России.- №8.- 2007
Захарова Т.П. Особенности оценки инвестиционного потенциала приграничных регионов // Соискатель.- 21 мая 2009
Ненахова Т. Понятие инвестиционного климата и методы его оценки // Vavt-economy.-№35.- 2008
Фам Тхи Лан Ань. Иностранные инвестиции в развитии экономики России и Китая // Проблемы современной экономики.- № 2(22).- 2007
Динамика инвестиций. Инвестиционные циклы и кризисы // Help invest.- 15.12.2008
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №160 ФЗ от 9 июля 1999 года «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ,от 25.07.2002 N 117-ФЗ, от 08.12.2003 169-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 03.06.2006 N 75-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
Российский статистический ежегодник. Москва: «РОССТАТ».-2007.-801 с.
Потемкина О., Кавешников Н. Россия и Европейский союз: «холодное лето» 2007 года // Современная Европа, № 3, июль-сентябрь 2007
Хуцишвили К. Инвестиционная неожиданность // Босс.- №07.-2007
Официальный сайт: www.gks.ru
Илюхина Е. Иностранные инвестиции // Российская экономика: тенденции и перспективы.- №6.- 2009
Илюхина Е. Иностранные инвестиции // Российская экономика: тенденции и перспективы.- №6.- 2009
Илюхина Е. Иностранные инвестиции // Российская экономика: тенденции и перспективы.- №6.- 2009
Кавешников Н. Россия и Европейский союз: тенденции экономических отношений // Перспективы.- март 2009
Илюхина Е. Иностранные инвестиции // Российская экономика: тенденции и перспективы.- №6.- 2009
Мамин С.Д. Экономический кризис // Перспектива.- №26.- 05.03.2009
Сценарные условия и параметры прогноза социально-экономического развития Калининградской области на 2009 год и на период 2010-2014 гг. // Rugrad.-2009
Хуцишвили К. Инвестиционная неожиданность // Журнал «Босс» №07- 2007
Чистов А. Регулирование инвестиционного процесса в России// Инвестиции в России. - № 5.–2007
Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета 2006. 11 мая. № 4063.
3
2.Алентьев А.А. Основы макроэкономики. Москва: «Вид-М».-2007.- 599 с.
3.Брехов С.Д. Инвестиции.- М,: «Дрофа».-2009.- 330 с.
4.Гуревич А.М. Экономическая теория. Киев: «Диво».-2006.-501 с.
5.Дерябина Я. Сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности // Инвестиции в России.- №8.- 2007
6.Динамика инвестиций. Инвестиционные циклы и кризисы // Help invest.- 15.12.2008
7.Захарова Т.П. Особенности оценки инвестиционного потенциала приграничных регионов // Соискатель.- 21 мая 2009
8.Илюхина Е. Иностранные инвестиции // Российская экономика: тенденции и перспективы.- №6.- 2009
9.Инвестиции в экономику России //Коммерсантъ.- № 146(3722).- 16.08.2007
10.Иностранные инвестиции в России // Независимая.- №091 (4332).- 30 апреля 2008
11.Кавешников Н. Россия и Европейский союз: тенденции экономических отношений // Перспективы.- март 2009
12.Корельский В.Ф., Гаврилов Р.В. Биржевой словарь: В 2 т.-М., 2008.-599 с.
13.Мамин С.Д. Экономический кризис // Перспектива.- №26.- 05.03.2009
14.Ненахова Т. Понятие инвестиционного климата и методы его оценки // Vavt-economy.-№35.- 2008
15.Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета 2006. 11 мая. № 4063.
16.Потемкина О., Кавешников Н. Россия и Европейский союз: «холодное лето» 2007 года // Современная Европа, № 3, июль-сентябрь 2007
17.Роль иностранных инвестиций // МАЛпред.- 24.09.2009
18.Российский статистический ежегодник. Москва: «РОССТАТ».-2007.-801 с.
19.Стариннов С. Классификация инвестиций. Прямые и портфельные инвестиции // Международный менеджмент.- 2007
20.Сценарные условия и параметры прогноза социально-экономического развития Калининградской области на 2009 год и на период 2010-2014 гг. // Rugrad.-2009
21.Фам Тхи Лан Ань. Иностранные инвестиции в развитии экономики России и Китая // Проблемы современной экономики.- № 2(22).- 2007
22.Хуцишвили К. Инвестиционная неожиданность // Босс.- №07.-2007
23.Чистов А. Регулирование инвестиционного процесса в России// Инвестиции в России. - № 5.–2007
24.Официальный сайт: www.gks.ru
Вопрос-ответ:
Что такое инвестиционный кризис и каковы его основные причины?
Инвестиционный кризис - это ситуация, когда снижается объем инвестиций в экономику страны. Основные причины такого кризиса могут быть различными: непривлекательный инвестиционный климат, неэффективная экономическая политика, политическая нестабильность, недоверие инвесторов к стране и др.
Какие виды инвестиций существуют?
Существует несколько видов инвестиций, включая финансовые, реальные и социальные инвестиции. Финансовые инвестиции связаны с вложением денежных средств в ценные бумаги, акции, облигации и т.д. Реальные инвестиции - это вложение средств в капитальные активы, такие как здания, оборудование, недвижимость и т.д. Социальные инвестиции направлены на финансирование проектов, которые приносят общественную пользу, например, в области образования, здравоохранения и т.д.
Как иностранные инвестиции влияют на экономику страны?
Иностранные инвестиции могут положительно влиять на экономику страны, так как они способствуют притоку дополнительных капиталов, технологий и опыта. Они могут способствовать развитию новых производств, сокращению безработицы, увеличению экспорта и т.д. Однако, неэффективное использование иностранных инвестиций, а также негативные последствия, такие как зависимость от иностранных инвесторов, могут вызвать проблемы для экономики страны.
Как привлечь иностранные инвестиции в экономику России?
Для привлечения иностранных инвестиций в экономику России необходимо создать привлекательный инвестиционный климат, который будет включать стабильность политической и экономической ситуации, защиту прав инвесторов, прозрачность и эффективность системы правоприменения и др. Также важно проводить активную рекламу и продвижение инвестиционных возможностей России на международном уровне, привлекать инвесторов через конкурсы, льготы и финансовые стимулы.
Что такое инвестиционный кризис и как он проявляется в России?
Инвестиционный кризис - это сокращение объема инвестиций как внутренних, так и иностранных, а также снижение инвестиционной активности в экономике страны. В России инвестиционный кризис проявляется в уменьшении объема привлекаемых иностранных инвестиций, ограничении доступа к кредитным ресурсам, низкой инвестиционной активности в реальном секторе экономики и невысоком уровне инноваций.
Какие основные виды инвестиций существуют?
Основные виды инвестиций включают в себя финансовые инвестиции (вложение средств в акции, облигации, фондовый рынок и др.), реальные инвестиции (строительство, модернизация, приобретение оборудования и т.д.) и человеческие инвестиции (обучение, развитие персонала и др.).
Какие особенности имеют иностранные инвестиции в экономике?
Иностранные инвестиции - это вложение капитала и активов иностранными инвесторами в экономику другой страны. Они могут быть прямыми (направлены в создание или приобретение предприятий) или портфельными (вложение в акции, облигации и др.). Особенности иностранных инвестиций включают их влияние на экономический рост, привлечение технологий и опыта, создание новых рабочих мест и т.д.
Какие проблемы возникают при привлечении иностранных инвестиций в экономику России?
При привлечении иностранных инвестиций в экономику России возникают такие проблемы, как недостаточная привлекательность инвестиционного климата, высокий уровень коррупции, ограничения на внешний доступ к ресурсам, неопределенность законодательства и правовые риски. Кроме того, негативное восприятие политической и экономической ситуации в стране также отпугивает потенциальных инвесторов.
Какие пути преодоления инвестиционного кризиса в России?
Для преодоления инвестиционного кризиса в России необходимо улучшить инвестиционный климат и уровень привлекательности страны для иностранных инвесторов. Это возможно через внесение изменений в законодательство, установление стабильности и прозрачности правовой системы, снижение уровня коррупции, улучшение инфраструктуры, создание специальных зон развития и проведение активной инвестиционной политики государства.
Что такое инвестиционный кризис и каковы его основные причины?
Инвестиционный кризис - это состояние экономики страны, когда объем инвестиций значительно снижается, что приводит к замедлению экономического роста и ухудшению социально-экономической ситуации. Основные причины инвестиционного кризиса могут быть связаны с недостаточной стабильностью экономики, неэффективностью государственных инвестиционных политик, отсутствием доверия со стороны инвесторов, высокими налогами, нестабильностью политической ситуации и другими факторами.