Проект управленческого решения по снижению рисковой деятельности банка
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 01.07.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
I. Анализ проблем рисковой деятельности банка
II. Исследование подходов к решению проблем рисковой деятельности банка
III.Разработка методики оценки рисковой деятельности банка
Заключение
Список литературы
Этап I. Необходимо произвести фиксацию рисков, т. е. ограничить количество существующих рисков по принципу «разумной достаточности». В процессе реализации проекта открытия представительства возможны риски в следующих областях: финансирование, своевременность платежей, планирование ресурсов, передача в эксплуатацию. В каждой конкретной ситуации этот перечень может быть расширен и дополнен. Эффективным инструментом, который поможет определить все возможные риски, может стать карта рисков.В общем случае построение карты рисков является необходимой начальной стадией для построения стратегии по управлению рисками Банка. На этом этапе используются следующие методы: - интервью с ключевыми специалистами; - анализ корпоративной документации (бюджет, стратегия, корпоративное финансирование, используемая технология (в общем виде), политические риски, корпоративный рейтинг, качество корпоративного управления по аудиторским заключениям и прочее); - анализ накопленной за время работы статистики (случаи отказов оборудования, нарушение договорных условий поставщиками и т. д.). Для Банка карта рисков является базовым документом. Она содержит классификатор рисков, матрицу рисков и другую информацию, собранную подразделением по управлению рисками при первичном анализе. В ней также производится ранжирование рисков. Карта рисков должна быть рассмотрена и формально принята руководством компании.Далее с помощью качественного анализа объективных и субъективных факторов, влияющих на увеличение степени риска, определяют процессы, которые в наибольшей степени подвержены рискам и препятствуют достижению целей. Этап II. На этом этапе производится количественная оценка выявленных рисков, которая может быть выражена относительным или абсолютным уровнем затрат и измеряется вероятностью возникновения риска и степенью влияния риска при его возникновении. Для определения этих показателей используют следующие градации: высокий, средний и низкий. Однако на практике важно определить степень влияния каждого риска в количественном выражении, для чего будем использовать шкалу от 1 до 5 (рис. 3.1). Степень воздействия1. Игнорируемые (1≤R≤4)2. Незначительные (5≤R≤8)3. Умеренные (9≤R≤10)4. Существенные (12≤R≤16)5. Критические (20≤R≤25)Вероятность возникновения1. Слабовероятные2. Маловероятные3. Вероятные4. Весьма вероятные5. Почти возможныеВероят-ностьМатрица «Вероятность - Потери»51015202548121620369121524681012345Уровень рискаП Приемлемые (1≤R≤4)О Оправданные (5≤R≤10)Н Недопустимые (9≤R≤10)ПотериВеличина потерь1. Минимальные2. Низкие3. Средние4. Высокие5. МаксимальныеРисунок 3.1 - Процесс оценки идентифицированных рисков в ходе открытия представительстваДля определения степени влияния рассчитаем величину потерь в процентах от плановой величины прибыли (Таблица3.1). Затем, умножая значения вероятности возникновения и степени влияния, получаем индекс риска — показатель величины вероятных потерь в баллах, который определяется посредством матрицы «Вероятность — Потери» и даёт возможность судить о степени воздействия и уровне риска. Таблица 3.1.Классификация рисков по величине потерьВиды рисковIq (баллы)Величина потерь Iq(в % от плановой прибыли)Минимальные11 < Iq≤ 10Низкие210 < Iq≤ 40Средние340 < Iq≤ 60Высокие460 < Iq≤ 90Максимальные590 < Iq≤ 100Оценка риска производится по формуле:(1)где R – индекс риска (баллы); Pq–вероятность возникновения рисков в соответствии с классификацией (баллы); Iq – величина потерь в соответствии с классификацией (баллы).На основании полученного значения указанного индекса риски классифицируют: по степени воздействия (Таблица3.2) и по уровню влияния (Таблица2.3).Таблица 3.2Классификация рисков по степени воздействияВиды рисковИндекс рискаСтепень воздействияКритические20 ≤ R ≤ 25Крайняя степень возможности приостановки реализации проекта открытия представительстваСущественные12 ≤ R ≤ 16Увеличение сроков работ по открытию представительства, объемы дополнительных работ и нарушения техники безопасности, недопустимые для руководства или наносящие ущерб репутации БанкаУмеренные9 ≤ R ≤ 10Увеличение продолжительности выполнения работ, производственные дефекты, которые требуют согласования с руководством БанкаНезначительные5 ≤ R ≤ 8Увеличение продолжительности выполнения работ в рамках бюджета и плановых сроков завершения работ; производственные дефекты быстро устранимы, согласования с руководством Банка не требуетсяИгнорируемые1 ≤ R ≤ 4Отсутствие какого-либо воздействия на ход реализации проектаТаблица 3.3Классификация рисков по уровню влиянияВиды рисковИндекс рискаУровень рискаНедопустимые12 ≤ R ≤ 25Определяются как риски, первичные для обработки. Каждый риск с недопустимым уровнем должен иметь стратегию обработки, а также настойчиво и непрерывно обрабатываться до тех пор, пока уровень риска не снизится до приемлемого. При этом риск должен находится под постоянным контролем и его уровень должен периодически переоцениваться.Оправданные5 ≤ R ≤ 10Определяются как риски, вторичные для обработки. Каждый риск с оправданным уровнем должен иметь стратегию обработки, а также обрабатываться до тех пор, пока уровень риска не снизится до приемлемого. При этом риск должен находится под постоянным контролем и его уровень должен периодически переоцениваться.Приемлемые1 ≤ R ≤ 4Рассматриваются к принятию. Периодически переоценивается уровень каждого рискаВ зависимости от уровня риска определяем способ его обработки: смягчение, принятие, уклонение или передача (Таблица3.4). Таблица 3.4Основные способы обработки рисковСпособы обработки рисковВарианты мероприятийУровень рискаСмягчениеУменьшение вероятности возникновения и (или) величины возможных потерь от наступления негативной ситуации, что способствует минимизации степени воздействия риска. При этом источник риска не устраняетсяОправданный рискПринятиеПодтверждение возможности негативной ситуации и сознательное решение принять ее последствия и компенсировать ущерб за счет собственных средствПриемлемыйУклонениеПолное устранение определенной угрозы или источника риска через исключение потенциальной возможности негативной ситуацииНедопустимыйПередачаПеренесение ответственности за управлением риском на других участников без устранения источника рискаОправданныйИсходя из этого, следующий алгоритм определения способа обработки рисков выглядит как на рис. 3.2. СмягчениеУклонениеПринятиеУровень рискаНедопустимыйОправданныйПриемлемыйОбработка рисковОбработка рисковМодификация решений по организации работУменьшение вероятности убытковСоздание системы резервовСнижение тяжести потерьПланирование действий на случай непредвиденных обстоятельствМодификация технологии производства работСтрахованиеПередача рисковПередачаРисунок 3.2 - Уровни и способы обработки рисков открытия представительстваПосле проведения процедур обработки рассчитаем показатели, характеризующие риски, определим финансовые показатели и результат управления ими с помощью показателя экономического эффекта, который характеризует превышение результатов управления рисками над затратами в процессе управления: (2)где Pyp — результат управления рисками (прогнозируемое снижение степени воздействия на ход реализации строительства идентифицированных рисков как конечный итог их обработки); М0i — вероятные потери от проявления i-го идентифицированного риска (без обработки); Мi — вероятные потери от проявления i-го идентифицированного риска (после обработки); N — количество идентифицированных рисков. (3)где Зyp — затраты в процессе управления рисками; IФi — фактические потери от проявления i-го идентифицированного риска; HФi — фактические расходы на обработку i-го идентифицированного риска; IФнj — фактические потери от проявления j-го неидентифицированного риска; HФнj — фактические расходы на обработку j-го неидентифицированного риска; K — количество неидентифицированных рисков. Показатель экономического эффекта от управления рисками рассчитаем по следующей формуле: (4)Как видно из приведенных формул математическим аппаратом задачи являются вероятностные и статистические модели. Преимуществами данной методики оценки рисков являются простота реализации, небольшой и доступный математический аппарат. Недостатками: сложность предварительной подготовки данных, субъективность промежуточных оценок, которые основаны на мнении экспертов.Для количественной оценки рисков возможно применение различных компьютерных программ статистической обработки данных, в частности ППП Excel.Принятие же решения о снижении рисковой деятельности банков основано на анализе полученной информации экспертами и менеджментом Банка. Их решение должно опираться на статистические данные и исходить из разработанных в модели мероприятий.В целом алгоритм принятия решения по комплексной оценке риска можно представить в следующем виде:I. УчетБездействиеВыбор лучшего вариантаСоставление алгоритма решенияФиксирование информации по рискамСбор, обработка и передачаинформацииIV. РегулированиеРисунок 3.3 – Алгоритм принятия решения по комплекснойоценке рискаОтклонения превышают допустимые значенияIII. АнализКачественный и количественный анализ рисковСигнал контролирующему органуАнализ критических значение рисковII. КонтрольКорректировка договоров и контрактовНеобходимость действийСоглашение об отсутствии отклоненийРасшифровка показателей в выходных документахСравнение:план ≤ фактИдентификация рисковЗаключениеЦелью курсовой работы являлось построение модели снижения рисковой деятельности Банка. В курсовой работе в качестве задачи была выбрана задача качественной и количественной оценки рисков банковской деятельности и были рассмотрены методики оценки рисков. При этом в ходе разработки модели оценки рисков была применена и адаптирована модель, используемая для оценки рисков инвестиционных проектов.В ходе исследования автор столкнулся с некоторыми проблемами. В частности в ходе исследования в силу большого количества банковских рисков, как общих, так и частных, возникли сложности с постановкой проблем и задач управления рисковой деятельностью банков.В процессе исследования автором был сделан вывод, что наиболее приемлемый для качественной оценки рисков банковской деятельности является метод экспертных оценок, который опирается на статистические методы анализа.В работе были также разработаны мероприятия по обработке рисков, в зависимости от их уровня.Список литературыГрашина М., Ньюэлл М. Организация управления рисками на предприятии. // Директор ИС. - №6. – 2007 г. – С. 26-29.Кривошеев С. С. Категория хозяйственного риска в системе планирования предприятия. // Актуальные проблемы современной науки: Сб. статей. –Самара: Изд-во СамГТУ, 2003. – С. 114-117 (0,15 п.л.).Кривошеев С. С. Персонал предприятия как фактор хозяйственного риска // Актуальные проблемы современной науки: Сб. статей. –Самара: Изд-во СамГТУ, 2003. – С. 112-114 (0,15 п.л.).Мазур.И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами. – М.: «Омега-Л», 2007. – 664 с. Романов В. С. Понятие рисков и их классификация как основной элемент теории рисков // Инвестиции в России. - 2000г. - № 12, с. 41-43.Романов В. С. Риск-менеджмент как условие развития предприятия // Теория и практика реструктуризации предприятий: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2001 г. - с.144-146 Романов В. С. Управление рисками: этапы и методы // Факты и проблемы практики менеджмента: Материалы научно-практической конференции 30 октября 2001 г. - Киров: Изд-во Вятского ГЛУ, 2001 г. - с. 71-77 Романов В. С., Бутуханов А. В. Рискообразующие факторы: характеристика и влияние на риски // Управление риском. — 2001 г.№ 3, с.10—12 Савина О. А., Кривошеев С. С. Некоторые аспекты построения корпоративных информационных систем // Известия ОрелГТУ. Серия Информационные системы и технологии – Орел: Изд-во ОрелГТУ, 2003 – С. 121-124 (0,2 п.л., авторских – 0,1 п. л.).Савина О. А., Кривошеев С. С. Принципы построения системы планирования на промышленном предприятии с учетом фактора хозяйственного риска // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Матер. Четвертого всерос. симп. – М.: ЦЭМИ РАН, 2003. – С. 117–119 (0,15 п.л., авторских – 0,1 п. л.).
1.Грашина М., Ньюэлл М. Организация управления рисками на предприятии. // Директор ИС. - №6. – 2007 г. – С. 26-29.
2.Кривошеев С. С. Категория хозяйственного риска в системе планирования предприятия. // Актуальные проблемы современной науки: Сб. статей. – Самара: Изд-во СамГТУ, 2003. – С. 114-117 (0,15 п.л.).
3.Кривошеев С. С. Персонал предприятия как фактор хозяйственного риска // Актуальные проблемы современной науки: Сб. статей. – Самара: Изд-во СамГТУ, 2003. – С. 112-114 (0,15 п.л.).
4.Мазур.И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами. – М.: «Омега-Л», 2007. – 664 с.
5.Романов В. С. Понятие рисков и их классификация как основной элемент теории рисков // Инвестиции в России. - 2000г. - № 12, с. 41-43.
6.Романов В. С. Риск-менеджмент как условие развития предприятия // Теория и практика реструктуризации предприятий: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2001 г. - с.144-146
7.Романов В. С. Управление рисками: этапы и методы // Факты и проблемы практики менеджмента: Материалы научно-практической конференции 30 октября 2001 г. - Киров: Изд-во Вятского ГЛУ, 2001 г. - с. 71-77
8.Романов В. С., Бутуханов А. В. Рискообразующие факторы: характеристика и влияние на риски // Управление риском. — 2001 г.№ 3, с.10—12
9.Савина О. А., Кривошеев С. С. Некоторые аспекты построения корпоративных информационных систем // Известия ОрелГТУ. Серия Информационные системы и технологии – Орел: Изд-во ОрелГТУ, 2003 – С. 121-124 (0,2 п.л., авторских – 0,1 п. л.).
10.Савина О. А., Кривошеев С. С. Принципы построения системы планирования на промышленном предприятии с учетом фактора хозяйственного риска // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Матер. Четвертого всерос. симп. – М.: ЦЭМИ РАН, 2003. – С. 117–119 (0,15 п.л., авторских – 0,1 п. л.).
Вопрос-ответ:
Какой анализ проблем рисковой деятельности банка предлагает данный проект?
Данный проект предлагает провести анализ проблем рисковой деятельности банка и определить их основные причины и последствия. Это позволит более точно определить направления и методы решения этих проблем.
Какие подходы к решению проблем рисковой деятельности банка были исследованы в рамках данного проекта?
В рамках данного проекта были исследованы различные подходы к решению проблем рисковой деятельности банка, включая снижение рисков путем диверсификации портфеля активов, усиление контроля и мониторинга рисковых операций, а также использование различных финансовых инструментов для снижения рисков.
Какая методика оценки рисковой деятельности банка была разработана в рамках данного проекта?
В рамках данного проекта была разработана методика оценки рисковой деятельности банка, которая включает в себя анализ основных рисковых факторов, определение их вероятности и последствий, а также разработку методов управления этими рисками. Эта методика позволит банку более эффективно управлять своей рисковой деятельностью и снизить возможные убытки.
Что происходит на первом этапе проекта?
На первом этапе проекта производится фиксация рисков, то есть ограничение количества существующих рисков по принципу разумной достаточности. В процессе реализации проекта открытия представительства возможны риски в различных областях, их необходимо идентифицировать и принять меры по снижению.
Какие риски возникают при открытии представительства банка?
При открытии представительства банка возможны риски в таких областях, как финансовые риски (недостаток капитала, неэффективное размещение активов), операционные риски (технические сбои, неправильное выполнение операций), репутационные риски (негативная реакция клиентов и общественности), юридические риски (нарушение законодательства) и другие. Важно провести анализ и принять меры по снижению этих рисков.
Какие проблемы рисковой деятельности банка анализируются?
Анализируются все проблемы, связанные с рисками, которые возникают в деятельности банка, например, операционные риски, кредитные риски, рыночные риски и др.
Какие подходы рассматриваются для решения проблем рисковой деятельности банка?
Рассматриваются различные подходы, например, использование страхования для снижения риска, применение стратегий диверсификации портфеля, повышение уровня контроля и др.
Что включает в себя методика оценки рисковой деятельности банка?
Методика оценки включает в себя анализ и оценку рисков, определение их вероятности и возможных последствий, разработку системы управления рисками и т.д.
Какие риски возникают при открытии представительства банка?
При открытии представительства банка возможны риски, связанные с изменением законодательства и регулирования, финансовыми рисками, операционными рисками и др.
Каким образом происходит фиксация рисков при реализации проекта открытия представительства?
Фиксация рисков происходит путем определения и ограничения количества существующих рисков, а также применения различных методов и инструментов для управления рисками.