Издания первых лет перестройки

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История журналистики
  • 26 26 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 15.12.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава I. Особенности издательской деятельности периода перестройки
Глава II. Основные издательства
Глава III. Особенности детского книгоиздания
Заключение
Список использованной литературы


Фрагмент для ознакомления

Он в другом – низкая покупательская способность населения сегодня. Все надежды издатели связывают со стабилизацией экономики и повышением благосостояния народа.Детская литература развивается стремительно, в какой-то степени, опережая литературу для взрослых. В России создано большое количество издательств, выпускающих печатную продукцию для детей. Формируются авторские коллективы, редакционно-издательские коллективы.Сейчас, когда по-новому, широко, фундаментально решается проблема образования и воспитания, проводится реформа системы обучения в средней школе, углубляются, усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто участвует в деле формирования подрастающего поколения, поставлена главная задача существенного увеличения количества и совершенствования качества детских книг.Детская литература призвана содействовать формированию развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.Усилия издателей должны быть направлены на совершенствование репертуара за счет выпуска выдающихся произведений русской и зарубежной классики, ярких, художественно полноценных книг современных авторов.Читая, дети знакомятся с окружающей действительностью, удовлетворяют свои познавательные интересы, учатся видеть себя в тесной связи с делами России. Издаваемые для них книги отличаются широтой тематики, дают читателям реальное представление о жизни общества, с материалистических позиций освещают существующий мир.Редактор детской книги должен хорошо знать ее специфические особенности и, исходя из этих особенностей, уточнять общие требования к художественному произведению, критерии его оценки.Специфика литературы для детей обусловлена прежде всего педагогическими задачами, природой ребенка, характером детского восприятия.Педагогический аспект детской книги подразумевает воспитательное значение, которое она должна иметь в жизни каждого ребенка.Следовательно, одним из важнейших критериев ее оценки является воспитательная идея, которая должна присутствовать уже в замысле автора и ярко, четко отображаться в самом тексте.Рукопись захватывающего, увлекательного содержания, но не имеющую ясно выраженной авторской позиции, необходимо возвратить на доработку, так как в этом случае может быть утеряно воспитательное воздействие на читателя.О подобном случае рассказывал редактор издательства «Детская литература». Повесть известного детского писателя перерабатывалась автором именно потому, что в ней недостаточно четко просматривался педагогический аспект.Для усиления восприятия детей по совету редактора часть повествования была дана не от первого лица, шестиклассницы, которой класс объявил бойкот, а от автора; это позволило ненавязчиво, но достаточно четко расставить необходимые для верного понимания ситуации акценты.Большой интерес вызывают у детей художественные произведения, имеющие познавательное значение, в которых можно найти ответы на интересующие их вопросы. Дети любят и хорошо понимают добрый юмор, героику, борьбу за справедливость, за угнетенных и обиженных.В основе дифференциации читателей-детей лежит возрастной признак, так как именно возрастом определяются главные особенности детских интересов, общения ребенка и подростка с книгой. Дошкольники любят интересные истории о животных, сказки.В школьном возрасте современная педагогика выделяет возрастные типы читателя: 7 – 9 лет – детский (младший школьный возраст), 10 – 11 лет – переходный, 12 – 13 лет – подростковый (средний школьный возраст), 14 лет – переходный от подросткового к юношескому (старший школьный возраст).Все это влияет на общий подход к анализу произведений, уточняя ряд критериев оценки замысла, выбора жанра, темы, сюжета, языка и стиля.Ясно, что редактор должен хорошо представлять себе читателей именно тех возрастных групп, которым предназначается книга, постоянно следить за интересами детской аудитории, знать изменения в школьных программах, читать публикации по проблемам детского чтения.Сегодня очень много издается справочников и энциклопедий для детей и юношества.«Энциклопедия – однотомное или многотомное справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или по всем отраслям знания и практической деятельности (или по внеотраслевой тематике), изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке.Как и другие справочные издания, энциклопедии различаются по целевому назначению, читательскому адресу, характеру информации, а также по его художественно-техническому и полиграфическому исполнению».Целевое назначение энциклопедического издания означает его ориентированность на определенные потребности. Большинство энциклопедий рассчитано в равной степени как на специалистов, так и на широкие круги читателей; другими словами, они сочетают в себе признаки научного и научно-популярного издания. Чем уже круг читателей энциклопедии, тем точнее она отвечает своему целевому назначению.«Читателей энциклопедии можно дифференцировать не только по профессиональному, но и по-возрастному, половому или национальному признакам.Издательство «Педагогика», например, в 1989 – 1992 гг. выпустило энциклопедические словари Юного астронома, Юного географа-краеведа, Юного натуралиста.В зависимости от категории читателей меняется построение энциклопедии. Так, в популярной энциклопедии «Радость познания», переведенной на русский язык в издательстве «Мир», используется оригинальный метод подачи материала: иллюстрации играют главную роль, а текст – вспомогательную.Необычна и структура книги: каждый разворот ее посвящен определенному вопросу, чаще всего разделу, науки. Это, скорее, «книга для чтения», причем яркая и наглядная. На сплошное чтение рассчитана и отечественная Детская энциклопедия, предназначенная для юного читателя».Издательство «Аванта +» специализируется на выпуске энциклопедических изданий изданий для детей с 1993 года. К 2003 году было выпущено 23 тома энциклопедии.Интересна новая книга «Искусство: энциклопедия издательства «Аванта».В книге имеется статья «От редакции», список принятых сокращений, список авторов статей, краткий словарь терминов.Справочник искусствоведческих терминов содержит часто употребляющиеся термины, такие как автопортрет, академизм, бюст, дизайн. Все термины расположены строго в алфавитном порядке.Энциклопедия «Искусство» состоит из разделов: Музыка, театр, кино. В каждом разделе есть введение о том или ином искусстве, а далее написаны статьи о выдающихся деятелях, чей вклад в искусство оставил след в нашей жизни. В конце книги есть перечень терминов по искусству.Здесь есть все сведения, которые нужны школьникам среднего и старшего школьного возраста. Книга будет полезна для подготовки докладов и выступлений на уроках внеклассного чтения.ЗаключениеИтак, новые экономические условия привели к устойчивой тенденции сокращения выпуска по названиям при одновременном увеличении тиражей.В 1993 году по данным Российской книжной палаты было выпущено массово-политической литературы 257 названий, научно-популярной – 1720, учебной – 4211, учебно-методической – 3101, научной – 5064, справочной – 1758, литературно-художественной – 5736.На книжном рынке наибольшим спросом пользовались сочинения А. Дюма, Чейза, А. Кристи.Существенные изменения претерпела и структура книжного выпуска. В первые годы перестройки увеличился выпуск художественной литературы и изданий для детей и юношества. Но здесь преобладал выпуск переводов.Однако рынок отечественной детской литературы был невелик. Много изданий, связанных с именами русских классиков А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Ахматовой В. В. Маяковского практически не выпускались издательствами для детей.В издательстве «Детская литература» в основном выходят издания для школьников в серии «Школьная библиотека», но тиражи для нужд страны очень малы: от 2000 до 5000 экземпляров.В магазинах представлены в большинстве издания для младшего школьного возраста издательства РОСМЭН, среди которых «Каменный цветок» П. Бажова. Если вспомнить сложность этих сказов и репертуар издательства «Детская литература», то сказы писателя под названием «Малахитовая шкатулка» в 1992 году предназначались для детей среднего школьного возраста и были снабжены предметным указателем и комментариями к сложным словам.Издательство «Самовар» выпускает в основном книги для малышей и это в основном сказки: «Репка», «Баба Яга», «Колобок».В «Малыше» на сегодняшний день издаются А. П. Чехов «Каштанка», «Русские народные сказки». Именно они представлены в ассортименте книжного магазина.Но этого недостаточно для удовлетворения нарастающего спроса на детскую литературу. До сих пор из-за кризисной ситуации непонятно, что происходит с детской книгой.Книжные ярмарки показывают, что детская литература стала шире по ассортименту, выпускается отличная, на уровне мировых стандартов, книжка для малышей, особенно всевозможные книжки-игрушки. Много стали издавать книг для школьников из классической литературы. В стране есть потенциал хороших авторов, достаточно полиграфии, в том числе выпускающей качественную детскую книгу. Столичные магазины предлагают самые разные детские книги. Но избыток их на рынке – явление внешнее, в семьях детских книг становится все меньше, так как практически изжила себя традиция собирать хорошие библиотеки.Список использованной литературы№ 1. Баренбаум И. Е. Книжный Петербург: Три века истории: Очерки издательского дела и книжной торговли. – СПб.: КультИнформ-Пресс, 2003. – 440 с.: ил.№ 2. Всеобщая история книги / И. А. Шомракова, И. Е. Баренбаум. – СПб.: Изд-во Профессия, 2005. – 368 с.№ 3. Есенькин Б. С., Майсурадзе Ю. Ф. Книжное дело. Взгляд журналиста и специалиста: Сборник статей, опубликованных в 1998 – 2001 гг.. – М.: Изд-во МГУП, 2001. – 588 с. – (Книжный бизнес. Отечественный опыт).№ 4. Жирков Г. В. История цензуры в России XIX–XX вв.: учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 368 с.№ 5. История книги / Под ред. А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. – М.: Светотон, 2001. – 400 с.№ 6. История печати: Антология. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 420 с. – (Классика журналистики).№ 7. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917–2000): Уч. Пособие. – М.: Флинта; Наука, 2003. – 638 с.: ил.№ 8. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики: февраль 1917 – начало XXI века / Под ред. Я. Н. Засурского. – 3-е изд., доп. – М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005. – 352 с.№ 9. Редактирование отдельных видов литературы / Под. Ред. профессора Н. М. Сикорского. – М.: Изд-во Книга, 1987. – 400 с.№ 10. Цензура в Советском Союзе. 1917–1991. Документы и материалы / Сост. А. В. Блюм. – М.: Изд-во Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – 576 с. – (Культура и власть от Сталина до Горбачева. Документы).

Список использованной литературы

№ 1. Баренбаум И. Е. Книжный Петербург: Три века истории: Очерки издательского дела и книжной торговли. – СПб.: КультИнформ-Пресс, 2003. – 440 с.: ил.
№ 2. Всеобщая история книги / И. А. Шомракова, И. Е. Баренбаум. – СПб.: Изд-во Профессия, 2005. – 368 с.
№ 3. Есенькин Б. С., Майсурадзе Ю. Ф. Книжное дело. Взгляд журналиста и специалиста: Сборник статей, опубликованных в 1998 – 2001 гг.. – М.: Изд-во МГУП, 2001. – 588 с. – (Книжный бизнес. Отечественный опыт).
№ 4. Жирков Г. В. История цензуры в России XIX–XX вв.: учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 368 с.
№ 5. История книги / Под ред. А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. – М.: Светотон, 2001. – 400 с.
№ 6. История печати: Антология. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 420 с. – (Классика журналистики).
№ 7. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917–2000): Уч. Пособие. – М.: Флинта; Наука, 2003. – 638 с.: ил.
№ 8. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики: февраль 1917 – начало XXI века / Под ред. Я. Н. Засурского. – 3-е изд., доп. – М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005. – 352 с.
№ 9. Редактирование отдельных видов литературы / Под. Ред. профессора Н. М. Сикорского. – М.: Изд-во Книга, 1987. – 400 с.
№ 10. Цензура в Советском Союзе. 1917–1991. Документы и материалы / Сост. А. В. Блюм. – М.: Изд-во Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – 576 с. – (Культура и власть от Сталина до Горбачева. Документы).

Вопрос-ответ:

Какие особенности характеризуют издательскую деятельность периода перестройки?

Особенности издательской деятельности периода перестройки включают изменение принципов цензуры, появление новых тем и жанров литературы, увеличение количества издаваемых книг и расширение круга авторов.

Какие основные издательства существовали в период перестройки?

В период перестройки существовали такие крупные издательства, как "Московский рабочий", "Молодая гвардия", "Высшая школа", "Мир", "Просвещение" и другие. Они выпускали книги по различным тематикам и жанрам.

Какие особенности характеризуют детское книгоиздание в период перестройки?

В период перестройки детское книгоиздание развивалось активно и опережало литературу для взрослых. Было создано большое количество издательств, выпускающих печатные материалы для детей разного возраста. Важными особенностями были повышенный интерес к образовательным и познавательным книгам, а также увеличение числа и разнообразия иллюстраций.

Какова сегодняшняя покупательская способность населения и как она влияет на издательств?

Сегодняшняя покупательская способность населения низкая, что негативно сказывается на издательствах. Издатели надеются на стабилизацию экономики и повышение уровня благосостояния народа, чтобы увеличить спрос на книги и улучшить финансовое положение своих издательств.

Каковы причины стремительного развития детской литературы в России?

Стремительное развитие детской литературы в России обусловлено повышенным интересом к чтению и развитием образовательной системы. Большое количество издательств, выпускающих книги для детей, создает широкий выбор литературы различных жанров и тематик, что способствует разностороннему развитию детей.

Какие особенности характеризовали издательскую деятельность в период перестройки?

Основные особенности издательской деятельности в период перестройки были связаны с изменениями в политической и экономической ситуации. Было отменено централизованное управление издательствами, появилась свобода слова и бизнес-инициатива. В это время появились новые независимые издательства, которые несли важную социальную и политическую информацию.

Какие основные издательства можно выделить в период перестройки?

В период перестройки деятельность осуществляли такие издательства, как "Первое сентября", "Старый город", "Издательство Московского отделения союза писателей", "Советский писатель" и другие. Они играли важную роль в популяризации новой литературы, а также в издании книг, передающих новые идеи и ценности периода перестройки.

Какие особенности присутствовали в детском книгоиздании в период перестройки?

Детское книгоиздание в период перестройки развивалось стремительно и опережало литературу для взрослых. Было выпущено большое количество детских книг, особенно в жанрах приключений и фантастики. Одной из особенностей было то, что детские книги стали более открытыми в своих темах и обращались к детям как к равноправным участникам общества.

Почему покупательская способность населения была низкой в период перестройки?

Покупательская способность населения была низкой в период перестройки из-за экономического кризиса и инфляции. Люди теряли свои сбережения, многие потеряли работу, а заработные платы не росли в таких темпах, чтобы компенсировать рост цен. Это привело к тому, что люди тратили меньше денег на покупку книг и других товаров.

С чем связаны надежды издателей на стабилизацию экономики и повышение благосостояния народа?

Надежды издателей на стабилизацию экономики и повышение благосостояния народа связаны с улучшением покупательской способности населения. Если люди будут иметь больше денег, то они будут больше тратить на книги и другие товары. Это повысит спрос на издания и поможет издателям увеличить свою прибыль и развивать свое дело.

Какие особенности были в издательской деятельности в период перестройки?

Особенности издательской деятельности в период перестройки включали расширение тематического спектра издаваемых книг, более свободный доступ к запрещенным ранее произведениям и появление новых издательств.