На выбор из списка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Инвестиции и проекты
  • 32 32 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 01.04.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты создания и существования ОЭЗ
1.1 Сущность и понятие свободной экономической зоны и условия создания
1.2 Виды особых экономических зон и их основные черты
Глава 2. Примеры особых экономических зон
2.1 Промышленная ОЭЗ ППТ «Липецк»
2.2 Инновационная ОЭЗ ТВТ «Дубна»
2.3 Туристическая ОЭЗ ТРТ «Куршская коса»
2.4 Портовая ОЭЗ «Советская гавань»
3. Проблемы и перспективы свободных экономических зон
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Признавая их важную роль в движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры являются местом отмыва «грязных денег» и разного рода афер.
Для России также характерна проблема «оффшорной» зоны. За время функционирования так и не были созданы регулятивные механизмы, адекватные поставленным задачам. Зональные льготы из инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций превратились в средство скрытого субсидирования определённых региональных группировок, и способ первоначального накопления капитала с последующим его переводом за рубеж. Решение этой проблемы видится в переводе льгот на региональный уровень, а федеральные средства следует направлять в СЭЗ в виде целевых кредитов и инвестиционных программ под строгим контролем центра.
Одной из основных проблем «выживания» СЭЗ в России является проблема несовпадения декларируемых целей, целей, реально преследуемых при их создании, их противоречия, как интересам регионов, так и Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну «сиюминутную» привлекательную сторону - перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут им избавиться от проблем региона, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем.
Другой экономической проблемой СЭЗ является халатное расходование на местах и тех явно недостаточных средств, что выделяются Федеральным бюджетом под реализацию определённых программ, ставит под вопрос их реальное воплощение.
Безусловно, создание в стране свободных экономических зон будет способствовать притоку иностранных инвестиций и стимулированию инвесторов в целом. Тем не менее, реализация данной формы привлечения иностранных инвестиций требует решения множество финансовых, юридических и организационных вопросов. Законодательно должны быть закреплены основные направления деятельности подобных зон, тщательно разработаны механизмы их функционирования, а также введены способы контроля над их деятельностью, методы анализа и оценки полученных результатов. Таким образом, регулирование свободных экономически зон должно быть всецело сконцентрировано в руках центральных органов власти.
К финансовым проблемам СЭЗ добавилась также проблема доверия к государственным гарантиям предоставляемых кредитов, проблема кредитоспособности отечественных финансовых институтов.
Кроме программно-целевых и финансовых, в ряду общих для всех СЭЗ социально-экономических проблем следует выделить:
- неразвитость инфраструктуры и промышленности;
- разрыв и перераспределение хозяйственных связей предприятий, отсутствие защиты отечественных товаропроизводителей на международном рынке со стороны государства;
- наличие на пути развития свободного предпринимательства препон бюрократического и - криминального характера, в том числе коррумпированность чиновников;
- проблема уровня квалификации российских кадров, как рабочих, так и управленческих, проблема отсутствия опыта;
- одна из важнейших и определяющих проблем - проблема доверия к власти.
При перечислении социально-экономических проблем российских СЭЗ не следует забывать и о том, что у каждой зоны есть также собственные, индивидуальные, которые, впрочем, перекликаются как с общими для всех СЭЗ, так и с общегосударственными. Проблема высоких транспортных расходов является общей для СЭЗ Калининградской области и Находки в виду их определённого географического положения. При этом она напрямую зависит от общегосударственной проблемы высоких тарифов на транспортные перевозки. Среди индивидуальных проблем можно отметить также дефицит энергоносителей в некоторых СЭЗ, недостаточность собственной сырьевой базы, экономические проблемы крупных градообразующих предприятий, неконкурентоспособность отечественных товаров в условиях беспошлинного импорта и многие другие.
На основании изложенного можно сказать, что наиболее перспективной территорией для развития особых экономических зон является Калининградская и Магаданская области, Дальний Восток, средняя полоса России, Краснодарский край, территории Санкт-Петербурга и Москвы.
Особые экономические зоны в Российской Федерации могут оправдать вложенные в них денежные средства при правильном использовании достижений науки, рационального природопользования, правильно выбранного их географического месторасположения, рабочей силы трудовых мигрантов, зарубежных и отечественных инвестиций, ресурсосберегающих технологий, а также современного режима управления.
Как следует из программных документов, на особые экономические зоны возлагается определенная надежда в деле оздоровления российской экономики, развития депрессивных регионов, обустройство и развитие неосвоенных территорий для туристического бизнеса, портовой инфраструктуры, активизацию внешнеэкономической деятельности российских предприятий. Особые экономические зоны Российской Федерации могут способствовать улучшению жизни людей, создать новые рабочие места, способствовать развитию социальной инфраструктуры соответствующей территории. Однако необходимо отметить, что несмотря на определенные успехи развития института особых экономических зон в целом ряде зарубежных государств говорить о том, что особые экономические зоны решат все проблемы социально-экономического развития Российской Федерации все же не стоит. Уже сейчас можно сказать, что особое экономические зоны являются одним самых затратных социально-экономических проектов, вложенные в создание инфраструктуры особых экономических зон денежные средства смогут себя окупить лишь через много лет. Поэтому при формировании и развитии особых экономических зон необходимо учитывать достижения как правовой, так и экономической науки.
В 2010 году перед Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами, его территориальными органами, ОАО «Особые экономические зоны» поставлена задача закрепления достигнутых темпов развития ОЭЗ и повышения показателей эффективности работы, в том числе с учетом ситуации на мировых финансовых рынках.
В целях повышения эффективности деятельности РосОЭЗ по созданию и развитию особых экономических зон РосОЭЗ и ОАО «ОЭЗ» в 2011 году уделить особое внимание следующим вопросам :
- развитие нормативной правовой базы функционирования особых экономических зон в части снижения суммы капитальных вложений резидентами ОЭЗ с десяти миллионов евро до трех миллионов евро;
- привлечение внебюджетных источников финансирования на создание и развитие объектов инженерной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры промышленно-производственных зон;
- развитие частного инвестирования резидентов ОЭЗ в строительство объектов производственного назначения;
- сохранение темпов строительства инженерной, транспортной, энергетической, таможенной и социальной инфраструктуры;
- особые экономические зоны технико-внедренческого типа
- развитие нормативной правовой базы функционирования особых экономических зон в части предоставления резидентам ОЭЗ возможности осуществлять промышленное производство продукции, разработанной в ОЭЗ ТВТ;
- обеспечение развития ОЭЗ ТВТ, завершение строительства объектов инфраструктуры первой очереди;
- разработка и реализация мер по активному привлечению резидентов в ОЭЗ ТВТ;
- совершенствование системы планирования, определение перечня и значений инновационных показателей, отражающих процессы разработки и внедрения новых производств и технологий в ОЭЗ ТВТ;
- развитие инновационной инфраструктуры в ОЭЗ ТВТ, в том числе за счет привлечения внебюджетных средств;
- совершенствование мониторинга выполнения инвестиционных обязательств резидентами ОЭЗ, создание приоритетных условий для строительства ими объектов недвижимости;
- туристско-рекреационные особые экономические зоны;
- развертывание строительства объектов инфраструктуры;
- завершение оформления земельных отношений в Ставропольском крае и Калининградской области (межевание, постановка на кадастровый учет, уточнение границ);
- активизация деятельности по привлечению частных инвесторов и управляющих компаний к строительству объектов инфраструктуры в ТРЗ;
- внесение изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 года № 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории" с целью обеспечения надлежащего функционирования ОЭЗ в Иркутской области и Республике Бурятия;
- совершенствование деятельности по привлечению потенциальных резидентов в ТРЗ;
- портовые особые экономические зоны
- активизация работы по принятию постановлений Правительства Российской Федерации по созданию портовых ОЭЗ;
- обеспечение начала проектирования объектов инфраструктуры портовых ОЭЗ.
В завершении представляется возможным отметить, что российская экономика переживает особый период в отношении привлечения иностранный инвестиций и нужно сформировать такой административно-правовой режим, чтобы особые экономические зоны способствовали привлечению иностранных инвестиций в развитие депрессивных регионов нашей страны.
 
Заключение
Сравнивая ОЭЗ США и России, необходимо отметить, что США значительно продвинулись в этом и их опыт в организации эффективно работающих ОЭЗ колоссален. В свое время создание ОЭЗ помогло стране преодолеть два кризиса и несмотря на то, что сейчас уже не достичь того прорыва экономики, который обеспечили ОЭЗ 10-15 лет назад, они продолжают активно функционировать и приносить большие прибыли государству.
Этого пока нельзя сказать о России. Сама идея создания ОЭЗ по мнению автора хорошая. И в мировой практике немало примеров успешного развития свободных экономических зон. Особенно когда само государство объявляет себя свободной экономической зоной и опережает другие страны по уровню производства. Но, на взгляд автора, свободную экономическую зону внутри государства может себе позволить только сильная власть. Сегодня мы не можем сказать, что власть в России достигла этого уровня. Я думаю, что тема свободных экономических зон еще привлечет к себе пристальное внимание Президента страны. Однако уже на основе опыта функционирования свободных экономических зон на территории нашей страны можно делать вывод, что всеми выгодами и плюсами этого экономического механизма воспользовались не регионы, не бюджет, а отдельные, некорректные субъекты рынка.
В целях повышения эффективности деятельности РосОЭЗ по созданию и развитию особых экономических зон РосОЭЗ и ОАО «ОЭЗ» в 2011 году уделить особое внимание следующим вопросам: развитие нормативной правовой базы функционирования особых экономических зон; привлечение внебюджетных источников финансирования на создание и развитие объектов инженерной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры промышленно-производственных зон; развитие частного инвестирования резидентов ОЭЗ в строительство объектов производственного назначения; сохранение темпов строительства инженерной, транспортной, энергетической, таможенной и социальной инфраструктуры; совершенствование системы планирования, определение перечня и значений инновационных показателей, отражающих процессы разработки и внедрения новых производств и технологий; активизация деятельности по привлечению частных инвесторов и управляющих компаний к строительству объектов инфраструктуры в ТРЗ и др. мероприятия.


Список литературы
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: Инфра-М, 2007. – 432с.
Алексеев И. С. Управление внешнеэкономической деятельностью. - М.: Дашков и К°, 2006. - 303 с.
Бутов В.И. Основы региональной экономики.-Рн/Д : МарТ, 2005. - 409 с.
В создании Свободных индустриальных зон видят некоторые угрозы: http://www.civil.ge/rus/article.php?id=13573
Данько Т. П. Свободные экономические зоны. М.: Инфра-М., 2007. – 413с.
Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. – М.: Ось-89, 2007. –192с.
Кабир Л. С. Организация оффшорного бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 142 с.
Ладо Папава: свободная экономическая зона в Грузии может превратиться в черную экономическую дыру: http://www.newcaucasus.com/index.php?newsid=237
Международные экономические отношения / Под ред. Ю.А. Щербанина, Л.В. Балдина [и др.]. -. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 605 с.
Мозиас П. Свободные экономические зоны: тенденции мирового опыта // Финансовый бизнес. 1994, №3. – С.17-23
Особенности создания свободных экономических зон в Грузии: http://catalog.fmb.ru/georgia9.shtm
Шеховцов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России / А.Шеховцов, М.Шестакова, А.Громов // Вопр. экономики. - 2000. - N 10. - С.104-117.
http://www.rg.ru/2009/06/05/alpatov.html
http://www.oao-oez.ru

Авдокушин Е. Ф Свободные специальные экономические зоны. М., 2003. – С.17
Кабир Л. С. Организация оффшорного бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 2005. – С.61
Бутов В. И. Основы региональной экономики. - Ростов н/Д : МарТ, 2005. – С.81

Мозиас П. Свободные экономические зоны: тенденции мирового опыта // Финансовый бизнес. 1994, №3. – С.17
Данько Т. П. Свободные экономические зоны. М.: Инфра-М., 2007. – С.67
Кабир Л. С. Организация оффшорного бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 2005. – С.70.
Алексеев И. С. Управление внешнеэкономической деятельностью. - М.: Дашков и К°, 2006. – С.107

Бутов В. И. Основы региональной экономики. - Ростов н/Д : МарТ, 2005. - 409 с.

http://www.oao-oez.ru
http://www.rg.ru/2009/06/05/alpatov.html












2

1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: Инфра-М, 2007. – 432с.
2.Алексеев И. С. Управление внешнеэкономической деятельностью. - М.: Дашков и К°, 2006. - 303 с.
3.Бутов В.И. Основы региональной экономики.-Рн/Д : МарТ, 2005. - 409 с.
4.В создании Свободных индустриальных зон видят некоторые угрозы: http://www.civil.ge/rus/article.php?id=13573
5.Данько Т. П. Свободные экономические зоны. М.: Инфра-М., 2007. – 413с.
6.Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. – М.: Ось-89, 2007. –192с.
7.Кабир Л. С. Организация оффшорного бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 142 с.
8.Ладо Папава: свободная экономическая зона в Грузии может превратиться в черную экономическую дыру: http://www.newcaucasus.com/index.php?newsid=237
9.Международные экономические отношения / Под ред. Ю.А. Щербанина, Л.В. Балдина [и др.]. -. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 605 с.
10.Мозиас П. Свободные экономические зоны: тенденции мирового опыта // Финансовый бизнес. 1994, №3. – С.17-23
11.Особенности создания свободных экономических зон в Грузии: http://catalog.fmb.ru/georgia9.shtm
12.Шеховцов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России / А.Шеховцов, М.Шестакова, А.Громов // Вопр. экономики. - 2000. - N 10. - С.104-117.
13.http://www.rg.ru/2009/06/05/alpatov.html
14.http://www.oao-oez.ru

Вопрос-ответ:

Какова сущность и понятие свободной экономической зоны и какие условия необходимы для ее создания?

Свободная экономическая зона (СЭЗ) представляет собой особую территорию, где действуют специальные правовые, экономические и финансовые режимы, способствующие развитию бизнеса и привлечению инвестиций. Для создания СЭЗ необходимы следующие условия: согласие правительства, определение границ зоны, установление правил функционирования, привлечение инвестиций, обеспечение налоговых льгот и таможенных преимуществ.

Какие виды особых экономических зон существуют и какие основные черты они имеют?

Существуют различные виды особых экономических зон, включая промышленные, инновационные, туристические и портовые зоны. Каждый вид имеет свои особенности: промышленные зоны предназначены для развития производства и предоставления инфраструктуры для компаний, инновационные зоны сосредоточены на развитии научных и технологических индустрий, туристические зоны созданы для развития туристического бизнеса, а портовые зоны предоставляют преимущества для торгово-морских перевозок.

Какие примеры особых экономических зон можно привести?

Примеры особых экономических зон включают промышленную ОЭЗ ППТ Липецк, инновационную ОЭЗ ТВТ Дубна, туристическую ОЭЗ ТРТ Куршская коса и портовую ОЭЗ Советская гавань.

Какие проблемы существуют у свободных экономических зон и какие перспективы они имеют?

Свободные экономические зоны также сталкиваются с определенными проблемами, такими как неэффективное использование территории, недостаток инвестиций, сложности в администрировании и контроле. Однако у них также есть перспективы, включая привлечение иностранных инвестиций, создание новых рабочих мест, развитие экономики региона и повышение его конкурентоспособности.

Какие литературные источники были использованы для написания данной статьи?

Для написания данной статьи были использованы следующие литературные источники:

Что такое свободная экономическая зона и какие условия необходимы для ее создания?

Свободная экономическая зона - это особый режим экономической деятельности, который предоставляет предпринимателям определенные льготы и преимущества. Для создания свободной экономической зоны необходимо выполнение следующих условий: установление специального правового режима, определение границы территории ОЭЗ, разработка программы создания и развития зоны, привлечение инвестиций, создание необходимой инфраструктуры и обеспечение нормальных условий для работы предпринимателей.

Какие виды особых экономических зон существуют и какие основные черты им присущи?

Существуют следующие виды особых экономических зон: промышленные ОЭЗ, инновационные ОЭЗ, туристические ОЭЗ, портовые ОЭЗ и другие. Промышленные ОЭЗ предназначены для размещения стадии производства, инновационные ОЭЗ направлены на разработку и внедрение новых технологий, туристические ОЭЗ предоставляют льготы для развития туристического бизнеса, а портовые ОЭЗ специализируются на развитии портовой инфраструктуры.

Какой пример можно привести промышленной особой экономической зоны?

Примером промышленной особой экономической зоны является ППТ Липецк. Эта зона предназначена для размещения предприятий машиностроительной и металлургической отраслей. Здесь создана развитая инфраструктура, предоставляются льготы по налогам и таможенным сборам, а также обеспечивается устойчивый рост производства и привлечение инвестиций.

Какой пример можно привести инновационной особой экономической зоны?

Примером инновационной особой экономической зоны можно назвать ТВТ Дубна. Эта зона специализируется на разработке и внедрении высоких технологий в области ядерной физики, биотехнологии, информационных технологий и других инновационных отраслях. Здесь предоставляются льготы для исследовательских и производственных компаний, созданы лаборатории и научные центры.

Какова сущность и понятие свободной экономической зоны?

Свободная экономическая зона (ОЭЗ) - это особая территория в пределах государства, на которой предоставляются определенные льготы и привилегии для развития экономической деятельности. ОЭЗ позволяют привлекать инвестиции, создавать новые рабочие места, развивать экспорт, а также способствуют сотрудничеству между государством и бизнесом. Условия создания ОЭЗ включают определение территории зоны, установление правил функционирования и предоставление бизнесу налоговых и административных преимуществ.

Какие виды особых экономических зон существуют и какие у них основные черты?

Существует несколько видов особых экономических зон, каждый из которых имеет свои особенности. Промышленные ОЭЗ предназначены для развития производства и привлечения промышленных предприятий, они обычно располагаются на территориях с развитой инфраструктурой и доступом к сырьевым ресурсам. Инновационные ОЭЗ ориентированы на разработку и внедрение новых технологий, научно-исследовательскую и разработочную деятельность. Туристические ОЭЗ создаются для развития туризма и привлечения инвестиций в эту сферу. Портовые ОЭЗ располагаются вблизи морских или речных портов и способствуют развитию транспортно-логистической инфраструктуры и международной торговле.