Психология воздействия на гос. служащих
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 12.02.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Психологическое влияние в государственной управленческой деятельности
2. Основные способы психологического воздействия в государственно-управленческой деятельности
3. Классификация видов психологического воздействия на госслужащих
4. Формирование психологического потенциала государственных служащих
Выводы
Литература
Использование такой модели дает возможность оценить морально-психологическое состояние носителя потенциала управления в конкретных условиях его функционирования, а также по предварительно заданному уровню необходимого морально-психологического состояния этого носителя, спланировать мероприятия по формированию необходимого потенциала управления или усиления его морально-психологической составляющей.
Данная модель соотношения потенциала управления и его морально-психологического компонента дает возможность сформулировать ряд утверждений, которые могут быть использованы при оценивании морально-психологического состояния субъекта управления, в частности для определения показателей эффективности выполнения заданий управления:
- существует такой минимально допустимый уровень потенциала носителя управления, при снижении которого управление становится неэффективным даже при условии максимальной реализации морально-психологического компонента этого потенциала;
- существует такой минимально допустимый уровень морально-психологического потенциала носителя управления, при снижении которого управление становится неэффективным даже при условии максимального использования всех имеющихся ресурсов управления;
- при одновременном снижении величины потенциала носителя управления и его морально-психологической составляющей ниже их минимально допустимых уровней выполнение заданий управления становится невозможным и нецелесообразным;
- в случае выполнения требований по достижению величины потенциала управления и его морально-психологической составляющей выше минимально допустимого уровня, их соотношение имеет обратно пропорциональный характер. Невозможность наращивания потенциала управления может компенсироваться увеличением его морально-психологического компонента, и наоборот, невозможность поддержания достаточного уровня морально-психологического потенциала субъекта управления нуждается в увеличении использования ресурсов для эффективного выполнения заданий деятельности последнего;
- морально-психологический потенциал носителя потенциала управления, удельный вес морально-психологической компоненты в структуре потенциала управления, величины их минимально допустимых уровней детерминированы характеристиками объекта управления.
Для проверки правильности гипотезы исследования и верификации теоретических результатов проведено экспериментальное исследование, в котором применялись специально разработанные методики экспертной оценки эффективности управленческой деятельности структурных подразделений, определения морально-психологических качеств, необходимых для управленческой деятельности, и степени учета этих качеств в работе кадровых органов.
Результаты экспериментального исследования подтвердили, что морально-психологический потенциал государственных служащих является одним из главных компонентов потенциала управления, сформированность которого обеспечивает эффективность выполнения управленческих функций. В то же время этот фактор фактически не используется на практике. Отсутствуют официальные требования к морально-психологическим качествам лиц, занимающих должности в органах исполнительной власти. Учет профессионально-необходимых морально-психологических качеств государственных служащих, их изменения в течение деятельности, как правило, является интуитивным и субъективным или они совершенно не учитываются при оценке соответствия должностного лица занимаемой должности.
Таким образом, основным содержанием кадрового мониторинга эффективности деятельности структурных подразделений и должностных лиц органов государственной власти является: прогнозирование и определение предельных состояний кадрового ресурса, выход за пределы которых может привести к невыполнению заданий деятельности или к необоснованным расходам ресурсов, а также разработке предложений по управленческим решениям относительно предупредительных мероприятий по недопущению достижения таких уровней. Для его осуществления предлагается разработать требования к морально-психологическим качествам для каждой должности или группы однородных должностей, наличие которых даст возможность должностному лицу эффективно осуществлять деятельность и вносить дополнения к типичным профессионально-квалификационным характеристикам должностей государственных служащих.
На каждую должность или группу однородных должностей необходимо составить профессиограммы и на их основе разработать дополнение к типичным профессионально-квалификационным характеристикам в части, касающейся требований к морально-психологическим качествам, наличие которых даст возможность должностному лицу эффективно осуществлять профессиональную деятельность на занимаемой должности. Морально-психологические требования к государственным служащим должны использоваться при составлении должностных инструкций, осуществлении ежегодной оценки эффективности их деятельности, а также во время проведения плановой аттестации. Кроме того, профессионально необходимые морально-психологические качества следует принимать во внимание во время проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственных служащих, изучать и совершенствовать во время пребывания в кадровом резерве.
Выводы
Таким образом, психологические способы воздействия играют важную роль в работе государственных служащих и не исчезнут из их общественной жизни даже в условиях роста самосознания, поскольку приобретают незаурядный социокультурный вес в связи с тем, что цивилизационный прогресс вызывает осложнение форм ковитального бытия человечества.
Из приведенного можем сделать выводы и обозначить перспективы дальнейшего исследования.
1. Организация государственно-управленческой деятельности предусматривает формирование нового уровня гражданской ответственности государственных служащих. Поэтому возникают новые задачи по оптимизации деятельности, особенно это касается психологических способов воздействия на личность в процессе социального взаимодействия.
2. В контексте национальной безопасности важной является информационная разновидность воздействия, которое имеет определенную стратегию и тактику и эффективно влияет на интеллектуальную деятельность, психику, сознание, подсознание индивидов. В процессе информационно-психологического воздействия формируется и проектируется долгосрочная цель, сориентированная на конечный результат.
3. Проблема психологического воздействия в процессе общения открывает широкие горизонты для проведения результативных теоретических и методологических изысканий, для осуществления проектно-конструкторской, экспериментальной и методической разновидностей работы в области современной психопрактики.
В последующем исключительно важно исследовать механизмы осуществления информационно-психологического воздействия на интеллектуальную, духовную и эмоционально-волевую сферу госслужащих в процессе общения и предусмотреть их потенциальные возможности.
Литература
Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект-Пресс, 1998. - 376 с.
Билевский И., Кулажский В., Казачок В. Роль информационно-психологического влияния в информационной борьбе // Социальная психология. - 2006. - № 1 (15). - с. 162-170.
Гуменюк О.Е. Психология влияния. - Тернополь: Экономическая мысль, 2003. - 304 с.
Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2000. - 448 с.
Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия // Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. науч. трудов АПН СССР, НИИ общей и педагогической психологии / Ред. Бодалев А.А. - М: АПН СССР, 1989. - 153 с.
Козловский В.А. Морально-психологический потенциал государственных служащих (организационно-управленческий аспект). – Автореферат дисс. кандидата наук госуправления - Национальная академия государственного управления при Президенте Украины. – К., 2005. – 16 с.
Корнев М.Н., Коваленко А.Б. Социальна психология. - К.: КДУ, 1985. - 304 с.
Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы / Авторский коллектив. Отв. редакторы Деркач А.А., Зазыкин В.Г. - М.: Изд-во РАГС, 1996.
Ребуха Л.З. Разновидности информационно-психологических способов влияния в процессе общения // Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сборник научных трудов. - Краснодар, 2008. - № 4. - с. 1-5.
Словарь современного русского литературного языка. - М.: АН СССР, 1989. - Т. 1. - 767 с.
Социальная психология / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др. - 2-е изд. - М.: Академия, 2002. - 600 с.
Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия // Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. науч. трудов АПН СССР, НИИ общей и педагогической психологии / Ред. Бодалев А.А. - М: АПН СССР, 1989. - с 4-43.
Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект-Пресс, 1998. - 376 с.; Корнев М.Н., Коваленко А.Б. Социальна психология. - К.: КДУ, 1985. - 304 с.
Гуменюк О.Е. Психология влияния. - Тернополь: Экономическая мысль, 2003. - 304 с.
Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2000. - с. 107.
Словарь современного русского литературного языка. - М.: АН СССР, 1989. - Т. 1. - с. 255.
Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия // Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. науч. трудов АПН СССР, НИИ общей и педагогической психологии / Ред. Бодалев А.А. - М: АПН СССР, 1989. - с 4-5.
Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2000. - с. 44.
Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект-Пресс, 1998. - с. 175; Корнев М.Н., Коваленко А.Б. Социальна психология. - К.: КДУ, 1985. - с. 109.
Гуменюк О.Е. Психология влияния. - Тернополь: Экономическая мысль, 2003. - с. 61.
Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия // Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. науч. трудов АПН СССР, НИИ общей и педагогической психологии / Ред. Бодалев А.А. - М: АПН СССР, 1989. – с. 36.
Социальная психология / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др. - 2-е изд. - М.: Академия, 2002. - с. 59.
Гуменюк О.Е. Психология влияния. - Тернополь: Экономическая мысль, 2003. - с. 157.
Там же. - с. 161.
Билевский И., Кулажский В., Казачок В. Роль информационно-психологического влияния в информационной борьбе // Социальная психология. - 2006. - № 1 (15). - с. 162-170; Ребуха Л.З. Разновидности информационно-психологических способов влияния в процессе общения // Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сборник научных трудов. - Краснодар, 2008. - № 4. - с. 1-5.
Билевский И., Кулажский В., Казачок В. Роль информационно-психологического влияния в информационной борьбе // Социальная психология. - 2006. - № 1 (15). - с. 165.
Ребуха Л.З. Разновидности информационно-психологических способов влияния в процессе общения // Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сборник научных трудов. - Краснодар, 2008. - № 4. - с. 5.
Козловский В.А. Морально-психологический потенциал государственных служащих (организационно-управленческий аспект). – Автореферат дисс. кандидата наук госуправления - Национальная академия государственного управления при Президенте Украины. – К., 2005. – с. 7.
Козловский В.А. Морально-психологический потенциал государственных служащих (организационно-управленческий аспект). – Автореферат дисс. кандидата наук госуправления - Национальная академия государственного управления при Президенте Украины. – К., 2005. – с. 4.
Социальная психология / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др. - 2-е изд. - М.: Академия, 2002. - с. 325.
Козловский В.А. Морально-психологический потенциал государственных служащих (организационно-управленческий аспект). – Автореферат дисс. кандидата наук госуправления - Национальная академия государственного управления при Президенте Украины. – К., 2005. – с. 12.
23
2. Билевский И., Кулажский В., Казачок В. Роль информационно-психологического влияния в информационной борьбе // Социальная психология. - 2006. - № 1 (15). - с. 162-170.
3. Гуменюк О.Е. Психология влияния. - Тернополь: Экономическая мысль, 2003. - 304 с.
4. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2000. - 448 с.
5. Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия // Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. науч. трудов АПН СССР, НИИ общей и педагогической психологии / Ред. Бодалев А.А. - М: АПН СССР, 1989. - 153 с.
6.Козловский В.А. Морально-психологический потенциал государственных служащих (организационно-управленческий аспект). – Автореферат дисс. кандидата наук госуправления - Национальная академия государственного управления при Президенте Украины. – К., 2005. – 16 с.
7. Корнев М.Н., Коваленко А.Б. Социальна психология. - К.: КДУ, 1985. - 304 с.
8.Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы / Авторский коллектив. Отв. редакторы Деркач А.А., Зазыкин В.Г. - М.: Изд-во РАГС, 1996.
9.Ребуха Л.З. Разновидности информационно-психологических способов влияния в процессе общения // Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сборник научных трудов. - Краснодар, 2008. - № 4. - с. 1-5.
10. Словарь современного русского литературного языка. - М.: АН СССР, 1989. - Т. 1. - 767 с.
11. Социальная психология / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др. - 2-е изд. - М.: Академия, 2002. - 600 с.
Вопрос-ответ:
Какое психологическое влияние может быть на государственных служащих в их управленческой деятельности?
Психологическое воздействие на государственных служащих в их управленческой деятельности может быть различным: от мотивации и поддержки до манипуляции и контроля. Оно может направляться на формирование определенных убеждений, ценностей и поведенческих моделей у служащих, а также на управление их эмоциональным состоянием.
Какие способы психологического воздействия чаще всего используются в государственной управленческой деятельности?
В государственной управленческой деятельности часто используются следующие способы психологического воздействия: установление целей и задач, мотивация и поощрение, контроль и наказание, обратная связь и оценка результатов, формирование коллективного духа и лидерства. Все эти способы направлены на то, чтобы повлиять на поведение и эффективность служащих в рамках управленческой деятельности.
Какие виды психологического воздействия можно выделить на госслужащих?
Среди видов психологического воздействия на госслужащих можно выделить следующие: информационное воздействие (предоставление или скрытие информации), влияние на мотивацию (стимулирование или привнесение неопределенности), контроль (установление правил и их соблюдение), влияние на эмоциональное состояние (положительные или негативные эмоции), социальное воздействие (формирование коллективного духа и лидерства).
Как формируется психологический потенциал государственных служащих?
Психологический потенциал государственных служащих формируется через комплексное воздействие на их мотивацию, ценности, убеждения и поведение. Он может быть развит и усилен через обучение, тренинги, мотивационные программы, а также через создание благоприятной организационной среды, поддержки и поощрения со стороны руководства.
Какое психологическое влияние используется в государственной управленческой деятельности?
В государственной управленческой деятельности используется различные способы психологического воздействия на госслужащих, такие как мотивация, установка, манипуляция, управление коммуникациями и др. Эти методы позволяют формировать психологический потенциал государственных служащих и повышать их эффективность в работе.
Какова классификация видов психологического воздействия на госслужащих?
Виды психологического воздействия на госслужащих можно классифицировать по различным признакам. Например, по способам воздействия можно выделить прямое и косвенное воздействие. По механизму воздействия - замещение, анализ, сопровождение и т.д. Классификация может быть исчерпывающей, в зависимости от конкретной ситуации и цели воздействия.
Как формируется психологический потенциал государственных служащих?
Для формирования психологического потенциала государственных служащих могут использоваться различные подходы, такие как обучение, тренинги, развитие навыков эмоционального интеллекта и лидерства, создание благоприятной рабочей среды и другие мероприятия. Важно учитывать как индивидуальные особенности каждого служащего, так и особенности организации и её целей.
Какая связь между психологическим воздействием и эффективностью работы госслужащих?
Существует прямая связь между психологическим воздействием на госслужащих и их эффективностью в работе. Если госслужащие ощущают поддержку, мотивацию и чувствуют себя важными для достижения целей организации, то они склонны работать более эффективно и достигать лучших результатов. В то же время, негативное психологическое воздействие может вести к неустойчивости и падению эффективности работы.
Какое влияние оказывает психология на государственную управленческую деятельность?
Психология играет значительную роль в государственной управленческой деятельности, так как позволяет понимать внутренние процессы и мотивы действия госслужащих, а также осуществлять эффективное психологическое воздействие на них.
Какие способы психологического воздействия используются в государственной управленческой деятельности?
Основные способы психологического воздействия включают мотивацию, установку на выполнение определенных задач, формирование коммуникативных навыков, психологическую поддержку и развитие лидерских качеств.
Какие виды психологического воздействия можно выделить на госслужащих?
Существует классификация видов психологического воздействия на госслужащих, включающая позитивное и негативное воздействие, мотивационное воздействие, воздействие на установку и многое другое.