Понятие системы образования. Цели задачи высшего образования, пути его развития в современном обществе
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 25.05.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Понятие системы образования
2. Цели и задачи высшего образования
3. Пути развития системы высшего образования в современном обществе
3.1 Интенсификация системы высшего образования
3. 2 Интеграция высшего образования
3.3 Индивидуализация высшего образования
Заключение
Список литературы
Третьим направлением психолого-педагогического сопровождения является дифференциация содержания образования. Для решения данной задачи применяются следующие средства: - создание вариативных программ по каждому отдельному предмету; - применение контроля качества усвоения знаний по окончании каждого курса вместо поэтапного и каждодневного; - предоставление права выбора специализации. В соответствии с этим используются внешняя дифференциация, предполагающая углубленное изучение какого-нибудь одного предмета, либо свободный выбор предметов, входящих в вариативную часть учебного плана, и уровневая (внутренняя) включающая базовый, прикладной, творческий уровни.
Четвертым направлением психолого-педагогического сопровождения индивидуально-личностного развития учащихся является система организации самостоятельной творческой и научно-исследовательской деятельности студентов.
В качестве отдельного направления деятельности по обеспечению сопровождения, присутствующего на каждом из перечисленных этапов выступает мониторинг развития индивидуальности студента, предполагающий регулярное и планомерное отслеживание его актуальных состояний. Мониторинг, понимаемый таким образом, представляет собой систему, включающую в себя:
диагностический мониторинг, на котором проводится целенаправленный сбор информации о состоянии сфер индивидуальности студента;
мониторинг педагогической деятельности, целью которого является выяснение характера ее влияния на развитие индивидуальности студента, своевременное выявление затруднений в ходе педагогического взаимодействия;
мониторинг учебной и других видов деятельности студентов преследующий цель определения качества конечного результата, выраженного в степени освоения предлагаемого им содержания образования.
Следовательно, педагогическая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению развития субъектности студентов станет компонентом целостного педагогического процесса, если будет направлена на:
осуществление диагностики, мониторинга учебной деятельности, в ходе которого происходит постоянное соотнесение актуальных состояний, особенностей познавательных процессов студентов с педагогическими целями, отраженными в модели выпускника учебного заведения;
применение дифференцированных форм организации образовательного процесса;
дифференциация содержания образования в учебных программах, целью которой является перепрограммирование образовательной программы в индивидуальную, то есть привносится авторский компонент в содержание образования;
творческая и научно-исследовательская деятельность студентов, дополняющая и развивающая комплекс педагогических средств по развитию их индивидуальности;
мониторинг различных характеристик индивидуальности студента на различных этапах его саморазвития.
Заключение
Российская система высшего образования требует такого обновления, которое приведет к новому качеству результатов – признанию отечественного высшего образования в открытом европейском научно-образовательном пространстве, привлекательности самих вузов, мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава.
В современном образовании происходит неизбежное повышение требований к результатам и способам осуществления профессиональной деятельности. Развитие требований к специалисту происходит в четырех взаимосвязных направлениях:
Повышение компетентности специалиста
Овладение способностью на базе полученного знания овладевать новой специализацией и специальностью
Совершенствование личных качеств
Рост специфических требований к специалисту в связи с интеграцией и дифференциацией профессий.
Развитие отечественной системы высшего образования определяется основными тенденциями развития высшего профессионального образования: появлением новых форматов образования, обеспечивающих гибкость подготовки к рынку труда; переходом к гибким специальностям, в соответствии с потребностями общества; созданием условий для индивидуализации образовательного процесса в вузе; возможностью получения непрерывного и многоуровневого образования; повышением конкурентоспособности специалиста, умеющего быстро переучиваться, владеющего навыками исследовательской и самостоятельной работы. Следование названным тенденциям определяет выбор задач и предусматривает возможные пути развития всей системы высшего образования в России.
Список литературы
Акулова О.В., Вершинина Н.А., Даутова О.Б., Крылова О.Н., Менг Т.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: Методические рекомендации преподавателям вузов по вхождению в Болонский процесс / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006 г.-141с.
Аспирантура: проблемы развития. Сборник научных трудов. СПб.: Издательство ООО «Книжный дом», 2004.-200с
Козырев В.А., Шубина Н.Л. Высшее образование в России в зеркале Болонского процесса. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.-400с.
Максимова В.Н. Интеграция высшего образования. СПб. 2000.-376с.
Миндибекова Л.А. Социальные функции высшего образования и проблемы реализации. Электронный ресурс сайт издательского дома «Атисо». Режим доступа: http://id.atiso.ru/node/77 (Дата обращения 22.05.2011)
Педагогика открытости и диалога культур/Под ред. М.Н. Певзнера и др. - М., 2000. - 265с.
Садовничий В.А. и др. Университетское образование. Приглашение к размышлению, М.,МГУ, 1995; Плаксий С.И.Парадоксы высшего образования, М., 2005.-356с.
Сильянов Е.А. Интегративная функция естествознания в духовной культуре общества/Е.А. Сильянов//Межвуз. Сб. науч. Тр./Биробиджан.-2001.-С.306-308
Шибутани T. Социальная психология: Пер. С англ. – М.,1969 С.116.
Шукшунов В. Интеграция гуманитарного, естественнонаучного и инженерного знания/Шукшунов. Буланова-Топоркова М Сучков Г.В. Новочеркасск 2002.- 278с.
.Миндибекова Л.А. Социальные функции высшего образования и проблемы реализации. Электронный ресурс сайт издательского дома «Атисо». Режим доступа: http://id.atiso.ru/node/77 Дата обращения 22.05.2011
Шукшунов В. Интеграция гуманитарного, естественнонаучного и инженерного знания/Шукшунов. Буланова-Топоркова М Сучков Г.В. Новочеркасск 2002
Сильянов Е.А. Интегративная функция естествознания в духовной культуре общества/Е.А. Сильянов//Межвуз. Сб. науч. Тр./Биробиджан.-2001.-С.306-308
Акулова О.В., Вершинина Н.А., Даутова О.Б., Крылова О.Н., Менг Т.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: Методические рекомендации преподавателям вузов по вхождению в Болонский процесс / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006 г.-141с.
Акулова О.В., Вершинина Н.А., Даутова О.Б., Крылова О.Н., Менг Т.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: Методические рекомендации преподавателям вузов по вхождению в Болонский процесс / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006 г.-141с.
Козырев В.А., Шубина Н.Л. Высшее образование в России в зеркале Болонского процесса. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.-400с.
В.Н. Максимова, Интеграция высшего образования. СПб. 2000.
Козырев В.А., Шубина Н.Л. Высшее образование в России в зеркале Болонского процесса. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005 г.
Шибутани T. Социальная психология: Пер. С англ. – М.,1969 С.116
Педагогика открытости и диалога культур/Под ред. М.Н. Певзнера и др. - М., 2000. - 265с.
Акулова О.В., Вершинина Н.А., Даутова О.Б., Крылова О.Н., Менг Т.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: Методические рекомендации преподавателям вузов по вхождению в Болонский процесс / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006 г.-141с.
2
2.Аспирантура: проблемы развития. Сборник научных трудов. СПб.: Издательство ООО «Книжный дом», 2004.-200с
3.Козырев В.А., Шубина Н.Л. Высшее образование в России в зеркале Болонского процесса. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.-400с.
4.Максимова В.Н. Интеграция высшего образования. СПб. 2000.-376с.
5.Миндибекова Л.А. Социальные функции высшего образования и проблемы реализации. Электронный ресурс сайт издательского дома «Атисо». Режим доступа: http://id.atiso.ru/node/77 (Дата обращения 22.05.2011)
6.Педагогика открытости и диалога культур/Под ред. М.Н. Певзнера и др. - М., 2000. - 265с.
7.Садовничий В.А. и др. Университетское образование. Приглашение к размышлению, М.,МГУ, 1995; Плаксий С.И.Парадоксы высшего образования, М., 2005.-356с.
8.Сильянов Е.А. Интегративная функция естествознания в духовной культуре общества/Е.А. Сильянов//Межвуз. Сб. науч. Тр./Биробиджан.-2001.-С.306-308
9.Шибутани T. Социальная психология: Пер. С англ. – М.,1969 С.116.
10.Шукшунов В. Интеграция гуманитарного, естественнонаучного и инженерного знания/Шукшунов. Буланова-Топоркова М Сучков Г.В. Новочеркасск 2002.- 278с.
Вопрос-ответ:
Что такое система образования?
Система образования - это комплексная организация и структура учреждений и процессов, направленных на передачу знаний, навыков и ценностей от одного поколения к другому. Она включает в себя школы, колледжи, университеты и другие образовательные учреждения, а также программы, учебники и методы обучения.
Какие цели и задачи ставятся перед высшим образованием?
Основной целью высшего образования является подготовка квалифицированных специалистов в различных областях знания. Задачи высшего образования включают развитие интеллектуальных, профессиональных и социальных компетенций у студентов, формирование критического мышления, способности к самостоятельному изучению и проблемному решению, а также подготовку к гражданской и социальной ответственности.
Какой путь развития выбирается для системы высшего образования в современном обществе?
В современном обществе система высшего образования развивается по нескольким направлениям. Одно из них - интенсификация, то есть увеличение объема и глубины знаний, которые студенты получают в процессе обучения. Другое направление - интеграция, которая подразумевает объединение образовательных программ и институтов для создания более комплексной и эффективной системы. Третье направление - индивидуализация, или адаптация образования к потребностям каждого отдельного студента, чтобы обеспечить оптимальные условия для его развития.
Какими методами можно осуществить интенсификацию системы высшего образования?
Интенсификация системы высшего образования может быть достигнута путем увеличения количества предметов, глубины изучения материала, уровня требований к студентам и интенсивности обучения. Также важными методами являются использование современных технологий и образовательных ресурсов, активное взаимодействие с опытными практиками в выбранной области и проведение практических занятий и стажировок.
Что такое система образования?
Система образования - это комплекс организационных структур, правил и процессов, направленных на формирование и развитие знаний, навыков и нравственных ценностей учащихся.
Какие цели и задачи ставит перед собой высшее образование?
Основной целью высшего образования является подготовка квалифицированных специалистов социально-экономической, научно-технической и культурно-просветительской сферы. Задачами высшего образования является формирование у студентов профессиональных знаний и навыков, развитие мышления, способности к самообразованию и критическому мышлению, а также воспитание личности, обладающей высокими моральными и этическими ценностями.
Как можно развивать систему высшего образования в современном обществе?
Существует несколько путей развития системы высшего образования. Один из них - интенсификация, которая предполагает увеличение объема и интенсивности получаемого образования. Второй путь - интеграция, то есть объединение различных учебных программ и институтов в одну систему. И третий путь - индивидуализация, которая заключается в создании уникальных программ обучения для каждого студента, учитывая его потребности и способности.
Каким образом осуществляется индивидуализация высшего образования?
Индивидуализация высшего образования осуществляется путем создания гибких учебных планов, выбора различных дисциплин и специализаций, а также применения различных методов обучения, позволяющих студенту самостоятельно определять свой учебный путь. Также важно проводить постоянное адаптирование программ обучения, чтобы они отвечали современным потребностям рынка труда и общества в целом.