Язычество и христианство в древней Руси

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 25 25 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 07.12.2009
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Оглавление
Введение
Глава 1 Язычество на Руси
1.2. Корни язычества. Языческие боги древних славян
1.2. Религиозные мировоззрения древних славян. Языческие верования
1.3. Самобытность древнерусской религии. Жрецы и их роль
Глава 2 Христианизация Руси
2.1. От язычества к христианству
2.2. Принятие Русью христианства. Значение данного события
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя, помогло Владимиру окончательно ликвидировать местные княжения, хотя некоторые основы сепаратизма сохранились, поддерживаемые местной знатью. Тем не менее, центральная власть была укреплена, о чем говорит необычайный рост международного престижа Киева. Уже в правление Владимира обычными становятся династические браки киевского великокняжеского дома Рюриковичей с правящими домами Европы. Консолидирующаяся древнерусская знать отныне могла опираться на многостолетние церковные каноны (законы), пришедшие из Византии. Принятие православия способствовало возникновению и укреплению феодальной земельной собственности, светской и церковной. Перевод и распространение на Руси византийских сборников права ускоряли этот процесс. С принятием христианства пришло осознание общности судьбы Руси и всего мира. Русь приобщилась к мировому культурному наследию через Византию. Получила небывалый стимул к развитию письменности и литературы. Из Византии были заимствованы основы церковной архитектуры, сам тип крестово-купольного храма, три основных вида изобразительного искусства – мозаика, фреска, икона. С принятием православия начали выстраиваться церковь и церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе (Некрасова М. Б. История Отечества: Учеб. пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2002. – с.25).
Значение принятия христианства:
1. С принятием христианства усиливалась государственная власть и происходило объединение Киевской Руси. «Божий слуга» - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы.
2. Произошло изменение статуса Руси в системе международных отношений. Русь стала цивилизованным субъектом, придерживающимся общепризнанных норм и правил поведения.
3. Киевская Русь вошла в византийскую эйкумену и начала усваивать древнюю иудеохристианскую культуру. Это привело к расцвету Киевского государства и распространению новой культуры, что проявилось с строительстве церквей и развитии письменности. Огромную роль сыграло присутствие образованных болгар. Они покидали свою страну после завоевания их Византией. Они распространили на Руси кириллицу, а вместе с ней и свои знания. Старославянский язык стал считаться теперь языком культа и религиозной литературы. На основе синтеза этого языка и восточнославянской языковой среды сформировался древнерусский литературный язык, на котором были написаны «Русская правда», «Слово о полку Игореве», летописи. Среди монахов появились врачи и учителя. При монастырях начали открываться школы.
4. С принятием христианства изменились нравы: если раньше грабеж и убийство считались признаком доблести, то теперь их рассматривали как величайшие грехи. Христианская мораль ограничивала (как правило, только на словах) алчность богатых, заставляла их видеть в простолюдинах, и даже в рабах, людей.
5. Христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившем название – православие, т.е. истинная вера. В основе русского православия лежало духовное преображение человека, и это оказало огромное влияние на формирование менталитета (общественного сознания) древнерусского общества. В отличие от католичества, оно в большей мере было художественно-культурной, эстетической системой ценностей, чем политической. Для православной церкви характерна свобода внутренней жизни, отдаленность от светской власти.
6. Распространилось православное мировоззрение – стремление к пониманию смысла жизни не в мирском богатстве, а во внутреннем духовном единстве. Традиционное сострадание русского народа получило свое утверждение в христианстве, в его внимании к нищим, убогим, больным, в требовании помогать человеку, попавшему в беду (Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России с древнейших времен до конца 20 в.: Учебное пособие. – Издание второе. – М.: Право и закон, 2001. – с. 59-60).
Когда на Руси утвердилось в качестве государственной религии Византийское православие, стал вырисовываться дальнейший путь развития российской цивилизации. Политические, экономические и культурные традиции были подобны византийским:
- во главе государства авторитарная власть, господствующая над церковью и обществом;
- церковные функции сводились к поучению человека, а не к объяснению мира;
- в мирской жизни насаждался божественный идеал.
И все же Русь не была придатком византийской культуры. Приобщившись к византийскому наследию, она сама стала оказывать сильное влияние на политическую организацию общества (Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России с древнейших времен до конца 20 в.: Учебное пособие. – Издание второе. – М.: Право и закон, 2001. – с. 60).
На Русь христианство пришло не в том первородном виде, в каком оно было в начале своего существования. К этому времени оно утратило свой смысл - религия бесправных и угнетенных. Христианство стало государственной религией при крестителе Византии Константине Великом (306 – 337). И с этого момента оно начало все дальше и дальше отходить от принципов «нового завета». Опорой его стал полный коварства, жестокости и автократизма «ветхий завет» (Библию). В основу христианства как государственной религии было положено сочетание принципов незыблемости и безграничности власти, взятого из Библии, с принципом покорности и смирения, взятым из евангельского учения. С этого времени вся христианская литература шла по этому пути. Христианское духовенство стало частью государственной структуры и принимало активное участие в разработке государственного законодательства.
Крещение Руси позволило ей войти в семью христианских славянских государств, приобщило к системе христианских стран Европы с их культурными достижениями. Кроме того, русская культура значительно обогатилась достижениями стран Ближнего Востока и культурными сокровищами Византии. Русь только выиграла от союза с Византией. Но в дальнейшем ей постоянно приходилось оказывать сопротивление политическим и церковным притязаниям Византийской империи (Сборник рефератов и курсовых работ по истории России / сост. А. К. Владимиров. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. – с.52).















Заключение
Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать вывод о том, что многовековая языческая славянская религия не являлась простым идолопоклонничеством. Хотя византийские летописцы, и европейские в том числе, утверждали именно это. А впоследствии и российские историки. Хотя религию древних славян принято считать политеистичной, она по сути своей является монотеистичной. Языческий пантеон древних славян – это не что иное, как персонификация функций Бога, его ипостасей.
В изучении дохристианской древнеславянской религии обычно широко используется этнографический материал христианской эпохи. Изучая язычество сейчас, практически всегда открываешь его заново, поскольку традиции прервались, живых славян-язычников в России нет (хотя и имеются данные, что в нашей стране существуют русские языческие общины, сохранившие культурную преемственность с древнейших времен).
Вникнув в суть принятия христианства на Руси, становится понятно, что оно полностью не заменило первоначальную языческую религию древних славян. На Руси долгое время существовало двоеверия. Иными словами, христианству пришлось приспособиться к русской духовной культуре с ее суевериями и верованиями (Сборник рефератов и курсовых работ по истории России / сост. А. К. Владимиров. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. – с. 25).
До того, как христианство стало официальной религией в Древней Руси, оно уже имело место. Но оно было очень слабо распространено и никак не могло конкурировать с язычеством. Но языческим мировоззрениям наших предков в то же время приходилось воспринимать посторонние религиозные влияния (Сборник рефератов и курсовых работ по истории России / сост. А. К. Владимиров. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. – с.38).
В первое время существования древнерусского государства наблюдался симбиоз язычества и христианства, а пережитки язычества сохраняются и до сих пор: Масленица, Ивана Купала, проводы зимы и многое другое (Сборник рефератов и курсовых работ по истории России / сост. А. К. Владимиров. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. – с. 24-25).
Древнерусское язычество очень глубоко пронизывало жизнь наших предков. Древняя Русь и после принятия христианства в мировоззренческом отношении и в практических действиях была языческим обществом. И лишь формально в ней существовали элементы христианской веры и культа (История России: учеб. / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – с. 12).
Христианская религия на Руси принималась как бы в языческой оболочке, она стала лишь звеном процесса развития религиозных «реформ» 10 в. Причем сравнительно мирное и спокойное распространение христианства в «Русской земле» резко отличалось от того, что происходило в подвластных Киеву восточнославянских землях, где христианство вводилось силой. Будучи принятым в языческой оболочке, навязываемое силой христианство в эпоху Киевской Руси лишь скользило по поверхности общества, не затрагивая основ древнерусской жизни. В то же время нельзя и приуменьшить значения введения христианства, уже тогда влиявшего на русскую культуру, во многом предопределившего весь дальнейший исторический путь нашей страны (История России: учеб. / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – с.19).





Список использованной литературы
1. История России с древнейших времен до конца 20 века: Учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., испр. и доп./ М. М. Горинов [и др.] – М.: Дрофа, 2001. – 656 с.
2. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России с древнейших времен до конца 20 в.: Учебное пособие. – Издание второе. – М.: Право и закон, 2001. – 800 с.
3. История России 9 – 20 вв.: Учебник / Под ред. Г. А. Амона, И. П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 816 с.
4. История России: учеб. / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 472 с.
5. Некрасова М. Б. История Отечества: Учеб. пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2002. – 270 с.
6. Основы курса истории России: Учебн. пособие/ А. С. Орлов [и др.] – М.: Простор, 2001. – 651 с.
7. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. В 2-х частях. Часть 1. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 480 с.
8. Сборник рефератов и курсовых работ по истории России / сост. А. К. Владимиров. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. – 408 с. (запрошенная литература использована в данном источнике).
9. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. В 15-ти книгах. Книга 1 (тома 1-2). – М.: Изд-во Социально-экономической литературы, 1962. – 811 с.



















11

Список использованной литературы
1. История России с древнейших времен до конца 20 века: Учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., испр. и доп./ М. М. Горинов [и др.] – М.: Дрофа, 2001. – 656 с.
2. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России с древнейших времен до конца 20 в.: Учебное пособие. – Издание второе. – М.: Право и закон, 2001. – 800 с.
3. История России 9 – 20 вв.: Учебник / Под ред. Г. А. Амона, И. П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 816 с.
4. История России: учеб. / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 472 с.
5. Некрасова М. Б. История Отечества: Учеб. пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2002. – 270 с.
6. Основы курса истории России: Учебн. пособие/ А. С. Орлов [и др.] – М.: Простор, 2001. – 651 с.
7. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. В 2-х частях. Часть 1. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 480 с.
8. Сборник рефератов и курсовых работ по истории России / сост. А. К. Владимиров. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. – 408 с. (запрошенная литература использована в данном источнике).
9. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. В 15-ти книгах. Книга 1 (тома 1-2). – М.: Изд-во Социально-экономической литературы, 1962. – 811 с.

Вопрос-ответ:

Какие боги поклонялись древними славянами?

Древние славяне поклонялись множеству богов. Среди них были Перун - бог грома и молний, Велес - бог мудрости и воинов, Дажьбог - бог солнца и света, и многие другие.

Какие были особенности языческих верований древних славян?

Языческие верования древних славян неразрывно связывались с природой и семейными обрядами. Они верили в жизненную силу родной земли и важность связи с предками. Также они исповедовали культ предков и проводили обряды, связанные с почитанием родства и предков.

Как происходила христианизация Руси?

Христианизация Руси была постепенным и сложным процессом. Она началась при князе Владимире Святославовиче, который принял крещение в 988 году. В период христианизации происходило смешение языческих и христианских обрядов, а также принятие новых верований и привычек.

Что такое язычество и как оно проявлялось на Руси?

Язычество - это система верований и ритуалов, связанных с поклонением множеству богов и природным явлениям. На Руси язычество проявлялось в молитвах, жертвоприношениях, празднествах и обрядах, посвященных богам и духам природы, а также в верованиях в несколько миров и живых существ, включая главных богов, таких как Перун, Велес, Мокоша, Сварог и др.

Какие были основные религиозные мировоззрения древних славян?

Религиозные мировоззрения древних славян были базирующимися на верованиях в силу вселенной и связанные с природой и социальным порядком. Они верили в то, что все явления в мире обладают духом и имеют влияние на жизнь людей. Они также верили в магическую силу слов и символов, использование которых помогало обращаться с богами и обретать благоприятное благосостояние и защиту.

Как христианизация Руси оказала влияние на отношение к языческой религии?

Христианизация Руси привела к усилению противостояния приверженцев христианства к языческим верованиям и обрядам. Церковь активно боролась с языческими поклонниками и старалась запретить языческие обряды и верования, проводя Апостольские миссии и пропаганду новой религии.

Какое значение имело принятие христианства Русью?

Принятие христианства Русью имело огромное значение для формирования древнерусской государственности и культуры. Оно способствовало укреплению единства и централизации власти, созданию общих правовых и нравственных норм, а также распространению и развитию письменности и образования. Кроме того, принятие христианства стало шагом в сторону интеграции Руси в европейскую цивилизацию и содействовало развитию торговых и культурных связей с другими странами.

Что представляет собой язычество на Руси?

Язычество на Руси представляло собой систему религиозных верований, обрядов и обычаев древних славян, которая существовала до принятия христианства. Оно основывалось на поклонении языческим богам, а также природным явлениям и силам.