Экологическая политика России и Китая(сравнительно-политологический анализ).

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 65 65 страниц
  • 52 + 52 источника
  • Добавлена 04.05.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ПЛАН
Введение
Глава 1. Концептуальные основы экологической политики России и Китая
1.1. Теоретические аспекты экологической политики
1.2. Методология сравнительно-политологического анализа характеристики экологических приоритетов России и Китая
Глава 2. Экологическая политика России и Китая в условиях политических преобразований
2.1. Политические акторы и институционально-правовые основы экологической политики
2.2. Политические аспекты экологической политики по борьбе с различными видами загрязнений
Глава 3. Проблемы и перспективы сотрудничества России и Китая в области экологической политики
3.1. Современные приоритеты экологической политики России и Китая
3.2. Сотрудничество России и Китае по проблемам экологии
Заключение
Список источников и литературы
Приложение 1

Фрагмент для ознакомления

Экономический рост в Приморье и Забайкалье должен происходить на основе экологически адаптированного природопользования.
Между тем непродуманная экологическая политика для Амурского бассейна сейчас является нормой. Сегодня здесь наблюдается немало негативных явлений – от безнаказанных постоянных и залповых загрязнений амурской воды стоками Сунгари, Аргуни и Уссури (поступающими в основном с китайской стороны) до браконьерских лесозаготовок и золотодобычи китайскими бригадами, проводимых, естественно, без какого-либо экологического контроля.
В амурской воде сейчас обнаруживают более сотни токсичных соединений от 1-го до 4-го классов опасности. Как результат – рост заболеваемости жителей Дальнего Востока острой дизентерией, менингитом и гепатитом. Браконьерский вылов рыбы в течение круглого года наряду со снижением качества воды уже привел к сокращению численности популяций лососевых и других видов рыб до критической.
Между тем у китайской стороны имеются опасные для экологии региона планы: изъятие стока Амура и его притоков для нужд населения и сохранения болот северо-восточного Китая, а также строительство ГЭС на самом Амуре. По установившейся традиции эти проекты разрабатываются без согласования с Россией. Как известно, невнимание китайской стороны к природоохранным мероприятиям уже приводило к серьезным последствиям. В конце 2005 г. во время прохождения уже упоминаемого в этом разделе бензольного пятна по Амуру из регионального бюджета пришлось израсходовать более 130 млн. руб. на приобретение оборудования для проведения анализов речной воды, активированного угля для водозаборов Хабаровска, Амурска и Комсомольска-на-Амуре, а также на строительство дамбы в протоке Казакевичева для предотвращения попадания химикатов к водозаборам в южной части краевого центра.
В феврале 207 г. на заседаниях круглого стола в Хабаровске экологи заявили о том, что обеспокоены ухудшающимся состоянием природных ресурсов в бассейне Амура и состоянием государственного управления природоохранной деятельностью в России. Научные организации региона Амурского бассейна обратились к Общественной палате РФ и руководству страны с рядом заявлений. Экологи предложили ускорить процесс заключения российско-китайского соглашения «Об охране и рациональном использовании трансграничных вод», а также поставить строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан и соответствующих газопроводов в зависимость от присоединения КНР к действующим экологическим конвенциям. Также участники конференции заявили о том, что необходимо установить долгосрочный мораторий на строительство ГЭС на главном русле Амура и организовать совместно с китайской стороной разработку экологических регламентов пользования природными ресурсами.
Однако в докладе нашего экологического министерства по итогам 2008-2010 г. сказано только об амурских тиграх и о том, что за последние годы обеспечена стабилизация их численности. И нет ни слова о реке Амур. Такую же беспечность проявляют и власти Китая.
Итак, в данной главе удалось установить, что расстановка приоритетов в экологической политике в мире, в России и в Китае носит не только хозяйственный и природный, но и политический характер. Механизмы её регулирования, относящиеся к природной, правовой, социальной и экономической сферам, опосредованы политикой. Наиболее знаковый признак этих приоритетов состоит в следующем – будучи опосредованной политической властью, экологическая политика является результатом проводимой в стране экономической политики и сложившейся властной конъюнктуры.
Тем не менее, основные границы экологии и экономики сохраняются. Так, экономику продолжает отличать материальное производство и отношения собственности. Политика, реализующая интересы общества в целом, стремится коррелировать наряду с экономикой и экологию, устанавливая между ними соответствующие взаимосвязи и отношения. Так, она устанавливает «правила игры» в экономике, далеко не всегда отвечающие экологическим интересам, расставляет приоритеты по поддержке разных отраслей промышленности, содействует или препятствует природоохранной деятельности в наших странах.

Важнейшим политическим ресурсом, которым обладают наши страны, является их экономическая база. Связанные с нею возможности позволяют регионам проводить экологическую политику и отстаивать свои позиции на глобальном уровне.
Экологические опасности (специфические для каждой страны) влияют на характер, содержание и приоритеты экологической политики (см. Приложение 1).
Выбор конкретного типа (модели) экологической политики и её приоритетов зависят от типа клиентарных взаимоотношений власти, бизнеса и гражданского общества в стране, а также его успешное функционирование либо дисфункциональный характер зависят в разные периоды от влияния и соотношения следующих факторов:
отсутствия либо наличия инновационных технологий в экономических отраслях;
монополизированного либо диверсифицированного характера экономики;
отсутствия либо наличия эффективной политики энергосбережения в ведущих экономических отраслях;
отсутствия либо наличия эффективной системы отраслевого экологического менеджмента;
отсутствия либо наличия в стране экологически неблагополучных территорий;
отсутствия либо наличия развитой и разветвленной рыночной инфраструктуры;
состояния базовых (структурообразующих) отраслей, возможности осуществления в них последовательных технологических преобразований при допустимом уровне экологических рисков;
наличия либо отсутствия влиятельной и способной к неформальному влиянию и навязыванию патронажа власти административно-хозяйственной элиты страны;
наличия либо отсутствия в стране независимой («неангажированной») от власти и консолидированной бизнес-элиты, способной осознать приоритеты экологической политики как своих отраслей/предприятий, так и региона или страны в целом и добиваться от власти её осуществления;
структуры экономики, соотношения различных её сегментов;
наличия либо отсутствия в стране туристско-рекреационной зоны;
характера преобладающего в стране типа политической культуры, способствующего либо препятствующего формированию экологического сознания населения и осуществлению определенной экологической стратегии НПО;
наличия либо отсутствия общественных проэкологических сил (влиятельных и деятельных общественных экологических организаций и центров) и уровня поддержки их населением.


Заключение

Поставленные цели и задачи раскрыты, комплексно исследована экологическая политика в современном политическом процессе на примере России и Китая. Эти исследуемые страны рассмотрены в теснейшей связи с другими регионами и развитием всей мировой политической и экономической системы. Также раскрыты теоретические и политико-практические аспекты устойчивого развития и экологической политики России и Китая, проведено сравнение экологических политик России и Китая, рассмотрено влияние на них политической деятельности, показана особенность экологической политики России и Китая в условиях политических преобразований, выделены ведущие политические акторы и институционально-правовые основы экологической политики, рассмотрены различные аспекты экологической политики и их реализация в России и Китае, а также проблемы и перспективы сотрудничества России и Китая в области экологической политики.
В работе удалось выяснить, что поиск оптимальных решений модернизационного развития России и Китая на фоне кризиса во многом зависит от сбалансированности роли государства в обществе и экономике. Пространство экологической политики находится на стыке этих сфер. Главное различие между этими решениями проявляется вновь и вновь на весах «либерализм - антилиберализм», «государственное управление – стихия рынка». Оптимальная мера того и другого продолжает определять поиск эффективной модели экологической политики в условиях модернизации общества, её дееспособности, стабильного функционирования.
Стабильная и эффективная экологическая политика – это не просто реализация концепции устойчивого развития, но и укрепление зыбкого для общественного сознания гражданского общества, поскольку реальное государственное сотрудничество с экоНПО несёт в себе и первоочередную политическую задачу. Это станет и решением вопроса о формировании широкой социально-политической базы российской демократии. Вслед за самоидентификацией «зелёных» последует их политическая организация, а если они будут конструктивно сотрудничать с властью, можно быть уверенными в политической стабильности вообще и последовавшим за ним общественном прогрессе. Сущность экологической политики в России и Китае необходимо рассматривать с учетом политической сферы, связанной с национальной стратегией воспроизводства природных ресурсов. Система мероприятий экологической политики способна придать региональной экономике необходимые динамизм и гибкость.
Итак, национальные приоритеты экологической политики в современном политическом процессе опосредованы самим характером власти, типом административно-территориального устройства, сложившимися традициями и опытом в системе политико-экономических отношений в России и Китае, а также спецификой сформировавшегося политического режима.
Состояние экологической политики во многом определяется механизмом государственного управления и государственной поддержки, а её отраслевая и региональная специфика обусловлены объективными хозяйственными процессами и местом региона в экосистеме, а также в системе федеративных отношений. Взаимоотношения центральной власти и региональной власти в сфере экологической политики в изучаемом регионе носят клиентарный недиалоговый характер. Вместе с тем, предпринимаемые в последнее время попытки региональных властей по выстраиванию партнёрских отношений с Центром наталкиваются на административные и социально-политические барьеры.
Экологическая политика и Китая и России обусловлена глобальными процессами. Китай и Россию необходимо рассматривать как регионы в рамках модели глобального социально-экологического пространства. В этом случае рассматриваемые зоны являются экосистемами, которые является естественными подразделениями, состоящими из всех растений, животных и микроорганизмов (биотические факторы), функционирующих вместе с другими неживыми физическими (абиотическими) факторами окружающей среды.

Список источников и литературы
Источники
Программа антикризисных мер Правительства РФ // Российская газета. – 2009. – 20 марта.
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. Утверждена Указом Президента № 537 от 12 мая 2009 г. // http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html.
Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».
Министерство природных ресурсов и экологии РФ - http://www.mnr.gov.ru/
Министерство природных ресурсов РФ. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2008-2010 годы. - М., 2007. Электронный документ.
Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. От 18.12.2006).
Федеральный закон от 14.02.1995. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. От 18.12.2006). Ст.2.
ФЦП «Экология и природные ресурсы России на 2002 – 2010 гг.» // Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г № 860.
Климатическая доктрина РФ. 17 декабря 2009 г. http://www.kremlin.ru/news/6365.
Экологическая доктрина РФ, принята 31 августа 2002 г. // http://tired-towns2004.narod.ru/acodoc.htm.
Исследовательская литература
Акишин А.С. Экологическая политика зарубежных стран и России: Учеб. пособие / А. С. Акишин ; М-во образоания Рос. Федерации, Волгогр. гос. ун-т, Волж. гуманитар. ин-т. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2003. – 224 с.
Аксенова О.В. Социально-экологические последствия политического реформирования: от централизации к локализации экологической политики России // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2005 / Отв.ред. Л.М. Дробижева. - М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 296-317 // http://www.isras.ru/files/File/ezhegodnik/2006/Socialno-ekologicheskie%20posledstviya.pdf.
Алимов Л. Л. Экологическая безопасность и проблемы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды // Вестник Санкт-Петербургскою университета. 2000. Сер. 6. Вып. 3.
Ахметова М. Экологическое сознание как фактор социальной активности учащейся молодежи // Власть. – 2011. - № 2. – С.74-81.
Аюпов М. Политический процесс в современной России: реальная политика или эффективные PR-технологии? // Власть. – 2010. - № 12. – С.10-15.
Бабаджанян П.Г. Социальная и экологическая политика, их взаимосвязь (общесоциологический анализ). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. – М., 1989. – 24 с.
Бабина Е. Н. Формирование регионального организационно-экономического механизма экологически устойчивого развития территории: теория, методология, практика. Автореф. дис… д.э.н. Ставрополь, 2011. – 54 с.
Балуев Д.Г. Личная и государственная безопасность: современное международно-политическое измерение. Н. Новгород, 2004.
Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000. – 342 с. (Электронный ресурс - http://gkaf.narod.ru/philos/bek.html).
Бензольный блеск амурских волн // Независимая газета // 2007. – 23 апреля // http://www.ng.ru/ngregions/2007-04-23/23_china.html.
Буйлов О. П. Экополитология и экологическая политика. – М.: ИНЭК, 2006. - 263 с.
Вебер А. Человечество и экологический императив // Свободная мысль. – 2009. - № 1. – С.77 -90.
Вулф М. Почему Китай развивается так медленно? // Pro et contra.-2005. - № 3. – С.40-43.
Гайкович Е. К. Экологическая политика Российской Федерации: структурно-функциональный анализ. Автореф. дис. .. к.полит.н. – Н.Новгород, 2003. – 24 с.
Глобальные экологические проблемы России =Global ecological problems of Russia / [отв. ред.действ. чл. РЭА д.филос.н. Ф.Т. Яншина]. – М.: Наука, 2008. - 198 с.
Готванский В.И. Амур превращается в мертвую реку // Независимая газета. – 2006. – 23 января // http://www.ng.ru/ngregions/2006-01-23/15_amur.html.
Иванцов И.И. Экологическая политика Российского государства: социально-экономические основы. Автореф. дис. … д.филос.н. – М., 1995. – 55 с.
Карякин Ю. Природные и техногенные катастрофы. Новые вызовы и угрозы устойчивому развитию // Свободная мысль. – 2010. - № 9. – С.77-90.
Качинс Э. Россия и Китай: двойственный союз // Pro et contra.-2007. - № 6. – С.61-72.
Китай: угрозы, риски, вызовы развитию / под ред. В. Михеева. – М., 2005. – 646 с.
Косов Г.В. Экологическая составляющая политического процесса: Автореф. дис.. ... д-ра полит. наук . - Ставрополь, 2005. - 53 с.
Кочеткова Е.В. Политические проблемы глобальной экологической безопасности. - Автореф. дис. …канд.пол.наук. – М., 2010. – 26 с.
Кочеткова Е.В. Экологическая политика как необходимый элемент устойчивого развития человечества // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2007. - № 4. - С. 113 – 114.
Леви-Стросс К. Структурализм и экология // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/LeviStross/strukt.php
Москвин Д. В., Экологическая политика государства в процессе перехода к рыночной экономике. – М., 2005.
Мудрецов А. Ф., Экологическая политика постиндустриального развития. – М., 2009.
Николаев С.М. Чрезвычайные ситуации и экологические проблемы/ С.М. Николаев; отв. ред. д.г.-м.н., проф. Л.П.Рихванов; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т геологии и минералогии. - Новосибирск: Гео, 2007.- 377 с.
Пискулова Н. А., Экологическая политика как фактор международной конкурентоспособности государств. Автореф.дис. …к.э.н. – М., 1999.
Ромасевич Д. И., Глобальные проблемы современности и экологическая политика России. Автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2006.
Тренин Д. Россия между Китаем и Америкой // Pro et contra.-2005. - № 3. – С.43 -54.
Хозин Г.С. Глобальные проблемы современности (критика буржуазных концепций). – М. Мысль, 1982. – 279 с.
Цыренова Т. Экологические аспекты концепции национальной безопасности Российской Федерации и Монголии // Власть. – 2011. - № 2. – С.22-30.
Шишкина Е.А. Социальное конструирование экологической культуры на глобальном уровне глобализации. Автореф. дис… докт.соц.наук. – Саратов, 2009. – 55 с.
Якунин В.И. Формирование государственной политики в современной России: проблемы теории и практики. - М., 2006. – 346 с.
Яницкий О.Н. Экологическая политика как сетевой процесс // Полис. 2002. - № 2. - С.43-55.
Brown L. Redefining National Security. – Worldwarch Paper 14. Washington, October 1977. p. 6.
King G., Murray Ch. Rethinking Human Security // Political Science Quarterly. – Vol.116, - No.4 (2001 - 2002). – P. 587.
Paris R. Human Security: Paradigm Shift or Hot Air? // International Security, Vo.26, No2 (Fall 2001). P. 92-104.
Renner M. National Security: The Economic and Environmental Dimensions // Worldwatch Paper. 1989. Vol. 89. Washington: Worldwatch Institute.
Smith H. A. Facing Environmental Security. Journal of Military and Strategic Studies. The Canadian Defence and Foreign Affairs Institute (CDFAI) and the Centre for Military and Strategic Studies (CMSS). Spring 2001. Vol. 4. Issue. I.
Swatuk L., Vale P. Why Democracy Is Not Enough: Southern Africa and Human Security in the Twenty First Century // Alternatives. 1999. Vol. 24. no. 3. pp. 361-389.
Tuchman-Mathеws J. Redefining Security // Foreign Affairs. Spring 1989. Ullman R. Redefining Security // International Security, 1983, Issue 8, no. 1, p. 133.

Приложение 1
Таблица 1
Приоритеты экологической политики (сравнительный анализ)
Страна
_______
Ранг США Канада Китай Россия 1 Защита природных ресурсов страны
Обеспечение наличия информации, которая позволит природо-пользователям принимать сбалансированные решения в области природных ресурсов Борьба с загрязнения атмосферы
Обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов; обеспечение сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира 2 Управление ресурсами, способствующее ответственному использованию ресурсного потенциала и поддерживающее рост экономики
Обеспечение экономически, социально и экологически эффективное использование природных ресурсов в интересах
сегодняшних и будущих поколений Борьба с загрязнения поверхностных и подземных вод Создание условий для повышения эффективности использования природных ресурсов; информационное обеспечение государственного управления в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов и окружающей среды
. 3 Обеспечение наличия качественных рекреационных ресурсов
Обеспечение разработки и реализации стратегии, которая позволит снизить вредное воздействие на окружающую среду со стороны сектора природопользования
Борьба с загрязнения окружающей среды промышленными и бытовыми отходами Повышение защищенности природной среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия; обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и объектов экономики от наводнений и другого вредного воздействия вод природного и техногенного характера; обеспечение сохранности природных систем за счет развития и совершенствования системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) 4 Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека
Обеспечение безопасности природопользования для человека
Решение вопросов химического загрязнения почв Создание условий для эффективного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
5 Ответственность и ориентированность на результат Повышение эффективности и результативности Решение проблем шумового загрязнения

6 Сохранение биоразнообразия


См.: Карякин Ю. Природные и техногенные катастрофы // Свободная мысль. – 2010. - № 9. – С. 77-9; Шишкина Е.А. Социальное конструирование экологической культуры на глобальном уровне глобализации. Автореф.докт.соц.наук. – Саратов, 2009; Экосистемы Валаама и их охрана / А.А. Кучко, Н.А. Белоусова, А.В. Кравченко и др. - Петрозаводск, 1989; Экосистемы ландшафтов запада северной тайги (структура, динамика) / А.Д. Волков, А.Н. Громцев, Г.В. Еруков и др. - Петрозаводск, 1995; Экосистемы ландшафтов запада средней тайги (структура, динамика) / А.Д. Волков, А.Н. Громцев, Г.В. Еруков и др. - Петрозаводск, 1990.
См.: Вебер А. Человечество и экологический императив // Свободная мысль. – 2009. - № 1. – С.77 -90; Гершанок А.А. Эффективность нормативно-правового регулирования антикризисного управления в современной российской экономике // Российское предпринимательство. – 2008. - № 2. – С.129-134; Губин В.А., Губин Г.В. О концептуальных подходах к антикризисному управлению современным субъектом предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2008. - № 4. – С.74-77; Балацкий Е.В. Наука, кризис и война // Свободная мысль. – 2009. - № 3. – С.87.
Алимов Л. Л. Экологическая безопасность и проблемы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды // Вестник Санкт-Петербургскою университета. 2000. Сер. 6. Вып. 3. Балуев Д.Г. Личная и государственная безопасность: современное международно-политическое измерение. Н. Новгород, 2004; Хозин Г.С. Глобальные проблемы современности (критика буржуазных концепций). – М. Мысль, 1982. – 279. Космос и всеобъемлющая безопасность // Внешняя политика и безопасность современной России. 1991 – 2002. Хрестоматия в 4-х т. М.: МГИМО и др. 2002. с. 97 – 107. Brown L. Redefining National Security. – Worldwarch Paper 14. Washington, October 1977. p. 6. King G., Murray Ch. Rethinking Human Security // Political Science Quarterly. – Vol.116, - No.4 (2001 - 2002). – P. 587. Paris R. Human Security: Paradigm Shift or Hot Air? // International Security, Vo.26, No2 (Fall 2001). P. 92-104. Renner M. National Security: The Economic and Environmental Dimensions // Worldwatch Paper. 1989. Vol. 89. Washington: Worldwatch Institute. Smith H. A. Facing Environmental Security. Journal of Military and Strategic Studies. The Canadian Defence and Foreign Affairs Institute (CDFAI) and the Centre for Military and Strategic Studies (CMSS). Spring 2001. Vol. 4. Issue. I. Swatuk L., Vale P. Why Democracy Is Not Enough: Southern Africa and Human Security in the Twenty First Century // Alternatives. 1999. Vol. 24. no. 3. pp. 361-389. Tuchman-Mathеws J. Redefining Security // Foreign Affairs. Spring 1989. Ullman R. Redefining Security // International Security, 1983, Issue 8, no. 1, p. 133.
См.: Кочеткова Е.В. Политические проблемы глобальной экологической безопасности. - Автореф. дис. …канд.пол.наук. – М., 2010. – 26 с.
См.: Там же. – С.8.
Там же. – С.11.
См.: Фортыгина Е.А. Экологические проблемы Китая: угроза или реальность // http://www.confucius-institute.ru/activity/shengtai.
Якунин В.И. Формирование государственной политики в современной России: проблемы теории и практики. - М., 2006. – 346 с.
См.: Рой О. М., Система государственного и муниципального управления. – СПб., 2006. – 433 с.
См.: Яницкий О.Н. Экологическая политика как сетевой процесс // Полис. 2002. - № 2. - С.43 - 55; Яницкий О.Н. Поток и «место»: К проблеме локального социально-экономического знания // Неприкосновенный запас. – 2006. - № 2 и др.
Славин Б. Как понимать природу политики // Свободная мысль. – 2008. - № 4. – С.111
Якунин В.И. Формирование государственной политики в современной России: проблемы теории и практики. - М., 2006. – 346 с.
См.: Яницкий О.Н. Экологическая политика как сетевой процесс // Полис. – 2002. – № 2. – С.44.
См.: Бабина Е. Н. Формирование регионального организационно-экономического механизма экологически устойчивого развития территории: теория, методология, практика. Автореф. дис… д.э.н. Ставрополь, 2011. – 54 с. – С.23.
См.: Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. – М., 2005. – 1056 с. - С.309.
См.: Ефимова Е.И. Развитие эколого-правовой терминологии в эколого-правовых исследованиях // Экологическое право. – 2004. - № 1. – С.3-5.
Карякин Ю. Природные и техногенные катастрофы. Новые вызовы и угрозы устойчивому развитию // Свободная мысль. – 2010. - № 9. – С.77.
См.: Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы, гипотезы). – М., 1994. – 398 с.; Буйлов О. П. Экополитология и экологическая политика. – М.: ИНЭК, 2006. - 263 с.; Ижко Ю.А. Современное состояние биосферы и экологическая политика / Ю.А. Ижко, Ю.А. Колесник. - СПб: Питер, 2007. - 188 с.; Карякин Ю. Природные и техногенные катастрофы. Новые вызовы и угрозы устойчивому развитию // Свободная мысль. – 2010. - № 9. – С.77-90 и др.
Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. – С.253.
См.: Федоткин Ю.Б. Стратегическое планирование и бюджетирование // Российское предпринимательство. – 2008. – Вып.1. - № 10. - С.145.
См.: Вебер А. Человечество и экологический императив // Свободная мысль. – 2009. - № 9. – С.79.
См.: Кравченко С.А., Красиков С.А. Социология риска: полипарадигмальный подход. – М., 2004. – С.56-66.
Королева Е.В. Социология политических процессов Ульриха Бека // Социс. – 2007. - № 5. – С.121.
См.: Выпханова Г.В. Правовые проблемы обеспечения устойчивого развития России и её регионов // Экологическое право. – 2005. - № 5. – С.7.
См.: Нурмухаметова Э.Ф. Способы воздействия на государства с целью вовлечения их в договоры в области охраны окружающей среды // Государство и право. – 2005. - № 2. – С.50-58.
Орган Генеральной Ассамблеи ООН (Конференция ООН по международной торговле и развитию - United Nations Conference for Trading and Development).
Ойзерман Т.Н. Проблемы экологии: генезис идей и современность / Т. Н. Ойзерман // Социологические исследования. – 2002. - №3. – С. 5.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства природных ресурсов на 2008-2010 годы // Официальный сайт МПР.
См.: Зотов В. Китай: истоки политического кризиса // Иностранная литература. – 1989. - № 11. - С.221.
Там же. – С.222.
Арент К.П. Экономические аспекты экологизации народного хозяйства. Московский государственный университет природообустройства М.: 2001.
Гостева С.С., Гостева С.Р., Лопатина С.А. Государственная политика в области экологии и охраны окружающей среды. – М.: Еврошкола, 2004. – 255 с.
Фортыгина Е.А. Экологические проблемы Китая: угроза или реальность // http://www.confucius-institute.ru/activity/shengtai
См.: Нурмухаметова Э.Ф. Способы воздействия на государства с целью вовлечения их в договоры в области охраны окружающей среды // Государство и право. – 2005. - № 2. – С.55.
См.: Лопатин В.Н. Экологическая безопасность: проблемы конституционной законности // Государство и право. – 2004. - № 2. – С.21-31.
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. Утверждена Указом Президента № 537 от 12 мая 2009 г. // http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html.
Экологическая доктрина РФ, принята 31 августа 2002 г. // http://tired-towns2004.narod.ru/acodoc.htm.
Федеральный закон от 14.02.1995. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции от 18.12.2006). Ст.2.; Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции от 18.12.2006); Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.; Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и др.
Кочеткова Е.В. Экологическая политика как необходимый элемент устойчивого развития человечества // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2007.- № 4. - С. 113 – 114.
См.: Кочеткова Е.В. Политические проблемы глобальной экологической безопасности. - Автореф. дис. …канд.пол.наук. – М., 2010. – С.3.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства природных ресурсов на 2008-2010 гг.
Фортыгина Е.А. Экологические проблемы Китая: угроза или реальность // http://www.confucius-institute.ru/activity/shengtai
Дупак В.Я., Высторобец Е.А. Государственная и региональная экологическая политика: Информационно-методические материалы – М.: Одна восьмая, 2005. – 60 с. // http://www.silverday.ru/ecolog/download /WEAenv_policy.pdf.
Там же.
Там же.
См.: Боголюбов С.А. Развитие законодательства об охране окружающей среды // Экологическое право. – 2004. - № 1. – С.6-9.
См.: Цыренова Т. Экологические аспекты концепции национальной безопасности Российской Федерации и Монголии // Власть. – 2011. - № 2. – С.22-30.
Приоритеты экологической политики Кыргызской Республики // Меры по улучшению экологической политики: прогресс в регионе Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. – М., 2006. - С.130 // http://www.oecd.org/dataoecd/44/55/39438747.pdf
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства природных ресурсов на 2008-2010 годы // Официальный сайт МПР.
Парк Р. Экология человека // Теория общества: фундаментальные проблемы / Под ред. А. Ф. Филиппова. - М.: Канон-пресс-Ц, 1999. - С. 384-400.
Концепция экологической политики Кемеровской области. Кемерово, 2002 (электронный документ).
Концепция экологической политики Архангельской области на 2002–2010 гг. // http://waste.samgtu.ru/node/51.
Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа − Югры "Оздоровление экологической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе − Югре в 2005-2010 годах" // http://waste.samgtu.ru/node/80.
Закон ХМАО - Югры от 16.10.2006 N 100-оз; Закон ХМАО - Югры от 23.07.2008 N 81-оз.
См.: Черемисина Т.П. Способна ли современная Россия к инновационному развитию? // Эко. – 2009. - № 1. – С.83-84; Хорошавин А.А. Методика борьбы с неопределенностью. Анализ и оценка эффективности корпоративных предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2008. - № 10. – Вып.2. - С.101-103; Петухов В.В. Демократия участия и политическая трансформация России. М.: Академия, 2007. – 309 с.; Иноземцев В. Глобальная экономика-2008: ощущение неопределенности // Свободная мысль. – 2008. - № 1. - С.72-82 и др.
См.: Белоцерковский В. Россия посткапиталистическая // Свободная мысль. – 2007. - № 12. – С.45.
Черемисина Т.П. Способна ли современная Россия к инновационному развитию? // Эко. – 2009. - № 1. – С.91.
Там же.
Ушаков И.В. Экологический лабиринт. Социально-экономические аспекты природопользования в Китае. М.: ИД «ФОРУМ», 2008. – 176 с.
Кочеткова Е.В. Экологическая составляющая международной безопасности // Отечественная социология: обретение будущего через прошлое: материалы XV Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008»: сб. ст. аспирантов и молодых ученых / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Университетская книга, 2009. С. 449 – 457
Бобров А.Л. Устойчивое развитие и экономика природопользования. — М., 2002, с. 245
Федеральный закон «Об охране ос» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. // Сборник федеральных конституционных законов и федеральных законов РФ. Выпуск 4 (130). – М.: Изд. ГД, 2002. – С. 45 – 98.
Сборник законов РФ. 1996. № 15.
ФЦП «Экология и природные ресурсы России на 2002 – 2010 гг.» // Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г № 860.
Экологическая доктрина РФ // ЭКОС-информ. 2002. № 10.
Климатическая доктрина РФ. 17 декабря 2009 г. http://www.kremlin.ru/news/6365
Смышляев В.А. Экологическая безопасность России в условиях глобализации неустойчивости: политологический концепт. Дисс. д. полит. н. М.: 2005.
Рыночные методы управления окружающей средой / Под ред. А.А. Голуба. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.
Федеральный закон «Об охране ос» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. // Сборник федеральных конституционных законов и федеральных законов РФ. Выпуск 4 (130). – М.: Изд. ГД, 2002. – С. 45 – 98.
Сборник законов РФ. 1996. № 15.
ФЦП «Экология и природные ресурсы России на 2002 – 2010 гг.» // Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г № 860.
Экологическая доктрина РФ // ЭКОС-информ. 2002. № 10.
Климатическая доктрина РФ. 17 декабря 2009 г. http://www.kremlin.ru/news/6365
Готванский В.И. Амур превращается в мертвую реку // Независимая газета. – 2006. – 23 января // http://www.ng.ru/ngregions/2006-01-23/15_amur.html
Готванский В.И. Амур превращается в мертвую реку // Независимая газета. – 2006. – 23 января // http://www.ng.ru/ngregions/2006-01-23/15_amur.html
Бензольный блеск амурских волн // Независимая газета // 2007. – 23 апреля // http://www.ng.ru/ngregions/2007-04-23/23_china.html
Министерство природных ресурсов РФ. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2008-2010 годы. - М., 2007. Электронный документ.
См.: Славин Б. Как понимать природу политики // Свободная мысль. – 2008. - № 10. – С.119.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства природных ресурсов на 2008-2010 годы // Официальный сайт МПР.













18



«Прямые» меры регулирования

Чрезвычайные меры воздействия

Косвенные меры регулирования


цели задачи приоритеты

Регулирование в субъектах/регионах

В кризисном режиме

В обычном режиме

Регулирование в государственном масштабе


Система экологической политики

3

2

Охрана природной среды и условий жизнедеятельности человека

Переработка
природных
ресурсов

Пользование
природными
ресурсами

Изучение и подготовка природных ресурсов к пользованию

4

1

Создание условий для повышения эффективности использования природных ресурсов

Обеспечение воспроизводства
(восстановления) природных ресурсов

3

2

1

Повышение защищенности природной среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия

Создание условий для эффективного осуществления органами государственной власти и субъектов Российской Федерации полномочий в сфере
природопользования и охраны окружающей среды

4

Список источников и литературы
Источники
1.Программа антикризисных мер Правительства РФ // Российская газета. – 2009. – 20 марта.
2.Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. Утверждена Указом Президента № 537 от 12 мая 2009 г. // http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html.
3.Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».
4.Министерство природных ресурсов и экологии РФ - http://www.mnr.gov.ru/
5.Министерство природных ресурсов РФ. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2008-2010 годы. - М., 2007. Электронный документ.
6.Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. От 18.12.2006).
7.Федеральный закон от 14.02.1995. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. От 18.12.2006). Ст.2.
8.ФЦП «Экология и природные ресурсы России на 2002 – 2010 гг.» // Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г № 860.
9.Климатическая доктрина РФ. 17 декабря 2009 г. http://www.kremlin.ru/news/6365.
10.Экологическая доктрина РФ, принята 31 августа 2002 г. // http://tired-towns2004.narod.ru/acodoc.htm.
Исследовательская литература
11.Акишин А.С. Экологическая политика зарубежных стран и России: Учеб. пособие / А. С. Акишин ; М-во образоания Рос. Федерации, Волгогр. гос. ун-т, Волж. гуманитар. ин-т. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2003. – 224 с.
12.Аксенова О.В. Социально-экологические последствия политического реформирования: от централизации к локализации экологической политики России // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2005 / Отв.ред. Л.М. Дробижева. - М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 296-317 // http://www.isras.ru/files/File/ezhegodnik/2006/Socialno-ekologicheskie%20posledstviya.pdf.
13.Алимов Л. Л. Экологическая безопасность и проблемы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды // Вестник Санкт-Петербургскою университета. 2000. Сер. 6. Вып. 3.
14.Ахметова М. Экологическое сознание как фактор социальной активности учащейся молодежи // Власть. – 2011. - № 2. – С.74-81.
15.Аюпов М. Политический процесс в современной России: реальная политика или эффективные PR-технологии? // Власть. – 2010. - № 12. – С.10-15.
16.Бабаджанян П.Г. Социальная и экологическая политика, их взаимосвязь (общесоциологический анализ). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. – М., 1989. – 24 с.
17.Бабина Е. Н. Формирование регионального организационно-экономического механизма экологически устойчивого развития территории: теория, методология, практика. Автореф. дис… д.э.н. Ставрополь, 2011. – 54 с.
18.Балуев Д.Г. Личная и государственная безопасность: современное международно-политическое измерение. Н. Новгород, 2004.
19.Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000. – 342 с. (Электронный ресурс - http://gkaf.narod.ru/philos/bek.html).
20.Бензольный блеск амурских волн // Независимая газета // 2007. – 23 апреля // http://www.ng.ru/ngregions/2007-04-23/23_china.html.
21.Буйлов О. П. Экополитология и экологическая политика. – М.: ИНЭК, 2006. - 263 с.
22.Вебер А. Человечество и экологический императив // Свободная мысль. – 2009. - № 1. – С.77 -90.
23.Вулф М. Почему Китай развивается так медленно? // Pro et contra.-2005. - № 3. – С.40-43.
24.Гайкович Е. К. Экологическая политика Российской Федерации: структурно-функциональный анализ. Автореф. дис. .. к.полит.н. – Н.Новгород, 2003. – 24 с.
25.Глобальные экологические проблемы России =Global ecological problems of Russia / [отв. ред.действ. чл. РЭА д.филос.н. Ф.Т. Яншина]. – М.: Наука, 2008. - 198 с.
26.Готванский В.И. Амур превращается в мертвую реку // Независимая газета. – 2006. – 23 января // http://www.ng.ru/ngregions/2006-01-23/15_amur.html.
27.Иванцов И.И. Экологическая политика Российского государства: социально-экономические основы. Автореф. дис. … д.филос.н. – М., 1995. – 55 с.
28.Карякин Ю. Природные и техногенные катастрофы. Новые вызовы и угрозы устойчивому развитию // Свободная мысль. – 2010. - № 9. – С.77-90.
29.Качинс Э. Россия и Китай: двойственный союз // Pro et contra.-2007. - № 6. – С.61-72.
30.Китай: угрозы, риски, вызовы развитию / под ред. В. Михеева. – М., 2005. – 646 с.
31.Косов Г.В. Экологическая составляющая политического процесса: Автореф. дис.. ... д-ра полит. наук . - Ставрополь, 2005. - 53 с.
32.Кочеткова Е.В. Политические проблемы глобальной экологической безопасности. - Автореф. дис. …канд.пол.наук. – М., 2010. – 26 с.
33.Кочеткова Е.В. Экологическая политика как необходимый элемент устойчивого развития человечества // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2007. - № 4. - С. 113 – 114.
34.Леви-Стросс К. Структурализм и экология // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/LeviStross/strukt.php
35.Москвин Д. В., Экологическая политика государства в процессе перехода к рыночной экономике. – М., 2005.
36.Мудрецов А. Ф., Экологическая политика постиндустриального развития. – М., 2009.
37.Николаев С.М. Чрезвычайные ситуации и экологические проблемы/ С.М. Николаев; отв. ред. д.г.-м.н., проф. Л.П.Рихванов; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т геологии и минералогии. - Новосибирск: Гео, 2007.- 377 с.
38.Пискулова Н. А., Экологическая политика как фактор международной конкурентоспособности государств. Автореф.дис. …к.э.н. – М., 1999.
39.Ромасевич Д. И., Глобальные проблемы современности и экологическая политика России. Автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2006.
40.Тренин Д. Россия между Китаем и Америкой // Pro et contra.-2005. - № 3. – С.43 -54.
41.Хозин Г.С. Глобальные проблемы современности (критика буржуазных концепций). – М. Мысль, 1982. – 279 с.
42.Цыренова Т. Экологические аспекты концепции национальной безопасности Российской Федерации и Монголии // Власть. – 2011. - № 2. – С.22-30.
43.Шишкина Е.А. Социальное конструирование экологической культуры на глобальном уровне глобализации. Автореф. дис… докт.соц.наук. – Саратов, 2009. – 55 с.
44.Якунин В.И. Формирование государственной политики в современной России: проблемы теории и практики. - М., 2006. – 346 с.
45.Яницкий О.Н. Экологическая политика как сетевой процесс // Полис. 2002. - № 2. - С.43-55.
46.Brown L. Redefining National Security. – Worldwarch Paper 14. Washington, October 1977. p. 6.
47.King G., Murray Ch. Rethinking Human Security // Political Science Quarterly. – Vol.116, - No.4 (2001 - 2002). – P. 587.
48.Paris R. Human Security: Paradigm Shift or Hot Air? // International Security, Vo.26, No2 (Fall 2001). P. 92-104.
49.Renner M. National Security: The Economic and Environmental Dimensions // Worldwatch Paper. 1989. Vol. 89. Washington: Worldwatch Institute.
50.Smith H. A. Facing Environmental Security. Journal of Military and Strategic Studies. The Canadian Defence and Foreign Affairs Institute (CDFAI) and the Centre for Military and Strategic Studies (CMSS). Spring 2001. Vol. 4. Issue. I.
51.Swatuk L., Vale P. Why Democracy Is Not Enough: Southern Africa and Human Security in the Twenty First Century // Alternatives. 1999. Vol. 24. no. 3. pp. 361-389.
52.Tuchman-Mathеws J. Redefining Security // Foreign Affairs. Spring 1989. Ullman R. Redefining Security // International Security, 1983, Issue 8, no. 1, p. 133.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты рассматриваются при анализе экологической политики России и Китая?

В анализе экологической политики России и Китая рассматриваются такие теоретические аспекты, как роль государства в охране окружающей среды, влияние экономических факторов, взаимосвязь экологической политики с другими областями политики и вопросы устойчивого развития.

Какая методология используется при сравнительно политологическом анализе экологической политики России и Китая?

Для сравнительно политологического анализа экологической политики России и Китая используется методология, включающая сбор и анализ данных, сравнение политических приоритетов, оценку эффективности политик и анализ влияния экологической политики на социально-экономическое развитие.

Какие характеристики экологических приоритетов отличают Россию и Китай?

Россия и Китай имеют различные экологические приоритеты. В России основное внимание уделяется охране природных ресурсов и биоразнообразия, а также регулированию загрязнения окружающей среды. В то же время, Китай фокусируется на сокращении выбросов парниковых газов, а также на развитии возобновляемых источников энергии.

Какие политические акторы и институционально-правовые основы существуют для экологической политики в России и Китае?

В России экологическую политику формируют политические акторы, такие как Министерство природных ресурсов и экологии, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также региональные и муниципальные органы власти. В Китае основной политический актор в области экологической политики - Министерство экологии и окружающей среды, а также другие государственные и партийные органы.

Какие теоретические аспекты экологической политики затрагивает статья?

Статья затрагивает теоретические аспекты экологической политики России и Китая, исследует их характеристики и приоритеты в сравнительно политологическом анализе.

Какие методологические подходы используются в статье для сравнительно политологического анализа экологической политики?

Статья использует методологию сравнительно политологического анализа для исследования характеристик и приоритетов экологической политики России и Китая.

Каковы концептуальные основы экологической политики России и Китая?

Статья исследует концептуальные основы экологической политики России и Китая, фокусируясь на их характеристиках и приоритетах.

Какие политические преобразования влияют на экологическую политику России и Китая?

В статье исследуются политические преобразования, их влияние на экологическую политику России и Китая, обсуждаются роли политических акторов и институционально-правовые основы этой политики.

Какие политические акторы и институционально-правовые основы играют ключевую роль в экологической политике России и Китая?

В статье рассматриваются ключевые политические акторы и институционально-правовые основы экологической политики России и Китая и их роль в условиях политических преобразований.

Какие теоретические аспекты экологической политики рассматривает данная статья?

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты экологической политики России и Китая.